100 квартирный дом в новосибирске история

С комнатой для прислуги: где жила советская элита

100 квартирный дом в новосибирске история

В Новосибирске приступили к активной фазе ремонта знаменитого стоквартирного дома, который стал архитектурным прорывом 1930-х и жить в котором считалось невероятной роскошью. Корреспонденты Sibnet.ru прогулялись по историческому памятнику и узнали у жителей, чем дом с богатой историей лучше новостройки.

Новосибирский стоквартирный дом — одно из самых знаменитых жилых зданий 1930-х (строилось в 1934-1937 годах). В 1937 году в Париже на международной выставке искусств и техники этот строение, возведенное по проекту Андрея Крячкова, было удостоено диплома первой степени, Золотой медали и премии Гран-при.

100 квартирный дом в новосибирске история

Первоначально дом задумывался для работников Крайисполкома и на протяжении многих десятилетий он считается самым престижным в Новосибирске. Проект предусматривал 100 квартир, из которых: 10 пятикомнатных, 30 четырехкомнатных, 40 трехкомнатных и 20 двухкомнатных. Квартиры продумывались с подсобными помещениями, в некоторых были предусмотрены небольшие комнаты для прислуги.

В разные годы в стоквартирном доме жили академик Евгений Мешалкин, биатлонист Александр Тихонов, художник Николай Грицюк. Сегодня это памятник истории и культуры федерального значения. Но фактическое число квартир в нем на сегодняшний день (после уплотнений и перепланировок разных лет) — 110.

100 квартирный дом в новосибирске история

Обычный домофон, новый лифт – ничего не выдает в подъезде №7 дома по Красному проспекту, 16 исторического памятника, до тех пор пока не входим в квартиру Диляры Шарафутдиновой или, как зовут ее соседи, Дели Александровны.

Трехкомнатная квартира на седьмом этаже сразу впечатляет своей величественностью: потолки 3,7 метра, огромные створки межкомнатных дверей, большие окна и много света, мягко струящегося сквозь задернутые в жару шторы. В тишине только волнистый попугайчик «буянит» в клетке, привлекая внимание гостей.

100 квартирный дом в новосибирске история

«Как все было здесь, так и осталось, мы ничего не перепланировали, скоро будет 60 лет, как я здесь живу. До того как мы вселились, здесь была коммуналка. В двух комнатах жила секретарь обкома Железнодорожного района Березина с семьей, а третью комнату занимала сотрудник горисполкома Яровая. Их расселили, и квартиру дали нам с мужем», — рассказывает Деля Александровна.

100 квартирный дом в новосибирске история

Позже ее муж Юрий Лобанов уехал строить лабораторию ядерных исследований института ядерной физики в Дубне. Но в Новосибирск он не вернулся. Как говорит вдова, «погиб от облучения».

«Когда мы жили с мужем, я не имела права сильно общаться с соседями, даже не могла сфотографироваться. Нам с мужем не разрешали из-за того, что он ядерщик. Он умер, а у меня не было фотографий для его памятника. Я вынуждена была из партийного билета взять фотографию и увеличить. После этого я сразу пошла и сфотографировалась», —вспоминает собеседница.

100 квартирный дом в новосибирске история

Но, возвращаясь к теме дома, она предлагает оценить удобство квартиры и сравнить с современным жильем. Кроме трех комнат здесь есть шестиметровая комната домработницы, приспособленная под столовую, на кухне мусопровод, раковина стоит в небольшом коридоре между туалетом и ванной с окном на улицу.

«Это роскошная квартира. Юрий Николаевич сделал в темной комнате (наподобие кладовки) вешалку, а пришла одна знакомая и говорит: я бы от своего зятя у вас в этой комнате пряталась», — улыбается Деля Александровна.

100 квартирный дом в новосибирске история

Больше 52 лет женщина являлась старшей по дому и знает его проблемы: капитальный ремонт начинали в 1983 году в первых трех подъездах, но из-за нехватки денег его не завершили. Затем политическая ситуация в стране изменилась, и ремонт так и не провели. Жильцы некоторых подъездов, не дождавшись, сделали ремонт за свой счет. Теперь дождались и остальные.

Собеседница говорит, что старых жильцов в доме остается все меньше, семьи растут и разъезжаются, а купить здесь жилье может не каждый. А многие новые хозяева не стремятся сохранить первоначальную внутреннюю архитектуру — делая ремонт, убирают перегородки, превращая «трешки» в огромные студии.

100 квартирный дом в новосибирске история

«Есть те, кто берет разрешение на изменение планировки, другие игнорируют это. Один сосед делал ремонт за 6 миллионов рублей, сносил стены, я вызвала строительную инспекцию, они ему дали штраф в размере 50 тысяч рублей. Это для него копейки», —вздыхает Деля Александровна.

Впрочем, живут в доме и неравнодушные люди. Например, семья Бориных, переехавшая из области, высаживает у торца дома цветы и ухаживают за ними.

УПЛОТНЕНИЕ В ВОЙНУ

Все подъезды в доме одинаковые, кроме двух угловых – третьего и шестого. Здесь необычные витые лестницы, создающие ощущение «театрального» входа. Одна из жительниц третьего подъезда заехала в этот дом в 1937 году, сразу после его сдачи. Квартиру выдали ее отцу — работнику обкома партии.

Она вспоминает, что в этом доме все жили дружно, а сейчас новые соседи могут даже не поздороваться при встрече. «А раньше было так: соседка забегает сверху и говорит: я отлучусь, ты послушай, если у меня младенец заплачет, ты поднимись к Юрке!», — рассказывает старожила.

100 квартирный дом в новосибирске история

На третьем этаже в квартире №30 раньше располагалась гостиница для строителей авиазавода им. Чкалова. Поэтому входы в комнаты в ней располагались вдоль прямого коридора. А чтобы эта квартира-гостиница была больше, еще при строительстве к ней присоединили пару комнат из блока следующего подъезда.

А во время войны в стоквартирный дом селили эвакуированных артистов: в первом подъезде жил артист Николай Симонов, который сыграл Петра I, в четвертом — знаменитый артист советского кино Николай Черкасов. Но условия тогда были «как у всех» — жильцов стоквартирного дома «уплотняли» и подселяли к ним эвакуированных жителей.

«В одной комнате жили москвичи, в другой — тоже эвакуированные. Родители втащили кровать в комнату домработницы, больше ничего не влезло, а в другой комнате спали я, моя сестра, брат, приехала из Ленинграда какая-то художница и эвакуированный папин двоюродный брат, с которым они никогда не переписывалась. Человек 20 жили в квартире, и так во всем доме», — рассказала жительница дома.

100 квартирный дом в новосибирске история

Когда начались репрессии, наступили нелегкие времена и для стоквартирного дома. Каждую ночь жители с тревогой ожидали, за кем сегодня приедет машина. Утром об этом они узнавали от дежурной, которая управляла пультом лифта. Очень многих жильцов в это время арестовали, так как в доме жила вся элита Новосибирска, вспоминает собеседница.

Многие горожане слышали, что архитектор Андрей Крячков за стокватрирный дом получил медаль парижской выставки. Как рассказал заведующий кафедрой архитектуры гражданских зданий НГАХА Игорь Поповский, во многом эта медаль была получена благодаря тому, что в жюри сидел французский архитектор Огюста Перре, которому дом в духе неоклассицизма был близок.

«Существует легенда, что сам проект стоквартирного дома Крячкова был не так хорош, но когда над ним поработал талантливый Виталий Масленников, в его фасаде появилось больше утонченности. Долгое время проект считался только достижением Крячкова, но студенты Масленникова возмущались, и стали говорить об участии второго архитектора в создании это дома», — сказал Поповский.

100 квартирный дом в новосибирске история

Он добавил, что видный ленинградский архитектор того времени Александр Гегелло активно критиковал проект этого здания. «Оно дает черты не нашего советского дома, а скорее дома в капиталистическом городе и основным дефектом я считаю эту архитектуру эклектичного характера. Помимо этого, объемное решение, особенно эти выпадающие углы мне представляются неправильными не только для данного места, но вообще разрушающими простой объемный вид прямоугольника», — говорил Гегелло в одном из своих выступлений.

Но, несмотря на критику, по словам Поповского, этот дом стал переломным для архитектуры Новосибирска. До этого в городе преобладал конструктивизм, а в этом проекте впервые, помимо черт конструктивизма, появились элементы неоклассицизма. Этот проект в дальнейшем стал образцом для многих новосибирских архитекторов и вызвал всплеск подражаний.

Источник

Архитектура Новосибирска

Вы здесь

100-квартирный дом облисполкома

100 квартирный дом в новосибирске история

100-квартирный дом облисполкома. Новосибирск. Фото: Степанов Слава

Жилой дом облисполкома в Новосибирске (крайисполкома, Дома Советов), он же 100-квартирный дом по Красному проспекту, 16 в Центральном районе г. Новосибирска. Дом признан памятником архитектуры федерального значения ( постановления СМ РСФСР № 624 от 04.12.1974 г.; № 236 от 14.04.1976 г.). Архитекторы: А.Д. Крячков и В.С. Масленников. 1932-1937 гг.

В процессе возведения 100-квартирного жилого дома облисполкома в Новосибирске (крайисполкома, Дома Советов) в 1932-1937 гг. была перепроектирована вся внешняя его декорация в сторону усложнения и обогащения. По окончании строительства Дома Советов президиум крайисполкома и строительная комиссия приняли постановление о строительстве жилого дома для работников крайисполкома. Строительная комиссия, в которую входили также А. Д. Крячков и А. Ф. Потапов (начальник работ), утвердила начальником строительства А. Ф. Потапова и постановила «поручить профессору Крячкову совместно с начработ: составить календарный план выполнения работ по составлению профессором Крячковым эскизного проекта, разработке рабочих чертежей, расчетов, проектов на спец. работы и предварительных смет; организовать аппарат для разработки рабочих чертежей; начработ срочно организовать бурение на участке постройки для определения качества грунта и дать для профессора Крячкова необходимые для проектировки нивелировочные отметки участка. »

Вслед за этим Андрей Дмитриевич получил инструкцию об участке, где должен был располагаться жилой дом («между улицами Спартака и Сибревкома») и о сроке представления проекта — 20 декабря 1933 года. Далее предлагалось привлечь технический аппарат для разработки рабочих чертежей, расчетов конструкций и «под вашим руководством» к выполнению всех проектных и строительных работ. При этом разработку всех рабочих чертежей проекта необходимо было производить параллельно строительству здания. Инструкция рекомендовала «при выполнении эскизного проекта и всех рабочих чертежей. ориентироваться на применение лучших стройматериалов, рациональность конструкции (звукоизоляция, пожарная безопасность, прочность) и тщательную отделку». В инструкции указывалось, что «центральное место постройки рядом со зданием ЗапсибКИКа и назначение здания требуют тщательной разработки плана и выразительного внешнее оформления, связанного с соседними постройками».

Ориентировочно здание предлагалось в 5—8 этаже, с лифтами, с «высотой помещений не менее трех метров», с применением для внешней отделки главных фасадов штукатурки «под мраморную крошку». Число и размеры квартир в этом доме: десять — пятикомнатных с жилой площадью 81 м2, тридцать — четырёхкомнатных с жилой площадью в 72 м2, сорок—трёхкомнатных: площадью в 54 м2, двадцать — двухкомнатных площадью в 27 м2. Дом был запроектирован с тщательно продуманным набором жилых и подсобных помещений в квартирах, с хорошими пропорциями комнат, хорошей ориентацией и инсоляцией комнат. Здесь планировалось использовать лифты, которые в Новосибирске впервые появились в 1932 году в здании Крайисполкома.

Для усиления звукоизоляции и защиты жилого дома от выхлопных газов и шума от городского транспорта он был отодвинут на несколько десятков метров от красной линии Красного проспекта в глубину квартала. Перед ним был запроектирован сквер, ниспадающий террасами на падающем рельефе. Восьмиэтажное здание значительного масштаба заняло «дворцовое» (парадное) положение в системе не только площади им. Я. М. Свердлова, но и всей застройки южной части Красного проспекта. Но тем не менее оно закономерно подчеркивает главную роль здания Крайисполкома (облисполкома) в системе всего ансамбля, отступая на второй план, оттеняя строгость его форм, монументальность, господствующее расположение его на открытых пространствах площади.

«Дворцовое» расположение здания в системе сложившейся застройки потребовало от А. Д. Крячкова разработать симметричную композицию фасада, выходящего на Красный проспект, и одновременно усложнить его силуэт и пластику стеновых ограждений. Ниспадающий рельеф нарушал ортодоксальность симметрии, и автор ввел асимметрические элементы в композиции сторон фасада: в лестничные клетки, решенные в виде башенных повышений различной формы, с вертикальной «решеткой» окон, освещающих лестничные марши и лифтовые площадки. Занимая парадное положение, 100-квартирный дом обогащает весь ансамбль зданий на площади сложной группировкой своих объемов, цветовым мажорным колоритом, преувеличенной насыщенностью декоративными формами и некоторой тяжеловесностью своих масс. Но эта пластическая тяжеловесность композиции в какой-то мере здесь уместна, так как велики открытые пространства площади, сильно расчленена и разномасштабна застройка по ее периметру. Дом «держит» пространство в определенной гармонии между пространством и своей массой, цветом, тяжеловесностью пластики, не давая воспринимать открытость пространства как «пустое место».

В разработке пластики композиции в деталях фасадов А. Д. Крячков, видимо, руководствовался приемами композиций в архитектуре жилых домов французского архитектора, известного мастера Огюста Перре (например, дом на улице Ренуар в Париже). На вопрос: «В каком стиле построен 100-квартирный жилой дом?» — сам архитектор отвечал: «Во французском неоклассицизме». В первоначальном проекте декор фасадов здания был более умеренным. Однако в 1934—1935 годах архитекторам были даны руководящие директивы, требующие незамедлительных изменений в проектах в сторону декоративного обогащения внешней архитектуры строящихся и уже выстроенных сооружений, более широкого применения декора классицизма. Строительство «100-квартирного» жилого дома крайисполкома было завершено в 1937 году.

100 квартирный дом в новосибирске история

П-образное в плане восьмиэтажное здание, обращенное на Красный проспект главным фасадом, занимает всю западную часть квартала между улицами Спартака и Сибревкома. Расположенное со значительным отступом от красной линии проспекта, оно занимает подчиненное положение в архитектурном ансамбле площади, подчеркивая главную роль в нем соседнего здания — райисполкома. Тем не менее значительные размеры самого здания и наличие большого, регулярно спланированного пространства сквера перед главным фасадом создают впечатление масштабности и «дворцового» характера сооружения.

Характерный ступенчатый силуэт здания формируется возвышающимися по углам главного фасада башнями, перепадами по высоте парапетов на главном фасаде и пониженными на один этаж боковыми (вдоль улиц Спартака и Сибревкома) крыльями.

Мощное основание здания подчеркнуто двумя протяженными тягами балконных ограждений 2-3-го этажей, скругляющими скошенные в плане углы дома. За счет перепада рельефа основание имеет переменную высоту: первый этаж, в южном крыле здания, переходит в подвальный в центральной части и северном крыле. Центральная часть основания по главному фасаду оформлена тяжелой стилизованной колоннадой. Углы мощных ризалитов, выступающих из плоскости основного объема, решены в виде эркеров-башен с вертикальным витражным остеклением, объединяющим 3-6 этажи. Завершения башен разбивают симметрию здания подчеркнутым контрастом своих архитектурных форм. Внутренние грани ризалитов, примыкающие к центральной, заглубленной части главного фасада, оформлены вертикальным рядом угловых балконов. Центральная часть главного фасада подчеркнута протяженными лентами балконов по третьему и седьмому этажам и расчленена по вертикали ритмом лопаток-пилястр, между которыми в уровне шестого этажа размещены декоративные розетки. Аттиковый этаж с небольшими прямоугольными окнами, чередующимися с узкими нишами, имитирующими очертания окон, венчается легким карнизом. Окна всех этажей по форме близки к квадрату.

Жилые квартиры в доме имеют двустороннюю ориентацию комнат. В интерьерах много света и воздуха. Полы в жилых помещениях паркетные, в санузлах — из метлахской плитки, в вестибюлях и лестничных клетках — мозаичные. Основные габариты здания: центральной части — 11×88 м, крыльев 10×57 м.

Использованы материалы каталога «Памятники истории, архитектуры и монументального искусства Новосибирской области». Новосибирск, Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области, 2003.

100 квартирный дом в новосибирске история

Как о большинстве неординарных выдающихся произведений архитектуры и искусства, по поводу 100-квартирного дома были различные суждения. Так, вице-президент Академии архитектуры СССР А. И. Гегелло в своем выступлении об архитектуре города Новосибирска в Союзе архитекторов отметил, что «одним из крупных зданий по масштабу Новосибирска является 100-квартирный дом облисполкома. Это здание у широкой публики создает впечатление крупного архитектурного произведения, очень хорошо выполненного, импозантного и, как говорят, красивого. Мне оно представляется очень сильно эклектичным. Оно дает черты не нашего советского дома, а скорее дома в капиталистическом городе и основным дефектом я считаю эту архитектуру эклектичного характера. Там есть элементы модерна, элементы классические, элементы той бурной современной архитектуры, наших крупных городов. Помимо этого, объемное решение, особенно эти выпадающие углы мне представляются неправильными не только для данного места, но вообще разрушающими простой объемный вид прямоугольника. Затем, поскольку это здание является одним из крупных и обращающим на себя внимание, оно оказало сильное влияние и на ряд проектов и построенных домов в Новосибирске в поздние годы. Я встречал в натуре и на фотографиях, снятых с проектов, целый ряд домов, в которых угол решен так же, с моей точки зрения».

Время оказалось лучшим судьей в этом «споре», и сегодня 100-квартирный дом входит в число лучших произведений советской архитектуры нашего города. Однако А. И. Гегелло оказался прав, так как архитектура дома, как и школа А.Д. Крячкова и В.С. Масленникова, действительно, оказала определенное влияние на творчество архитекторов Новосибирска — выпускников Сибстрина (НИСИ), что заметно на многих постройках сибирских городов 30-х годов. В числе их — жилые дома чкаловского завода по ул. Жданова (архитектор А. В. Баранский, 1939—1940 гг.); дом СибВО по ул. Крылова (архитекторы Д. М. Агеев, И. С. Персиков, 1939—1940 гг.) и другие здания.

Источник

Стоквартирный дом изнутри: как выглядит одна из квартир

100 квартирный дом в новосибирске история

В воскресенье исполнилось 143 года со дня рождения известного новосибирского архитектора Андрея Крячкова. Именно он подарил Новосибирску здания детской больницы скорой помощи, Краеведческого музея, Госбанка и Стоквартирного дома на Красном проспекте. Для кого строили элитную многоэтажку? И почему в квартирах сложно клеить обои? Это выяснили «Новосибирские новости».

100 квартирный дом в новосибирске история

Александр Сумин переехал в Новосибирск из Астаны. В Стоквартирном доме живёт уже 5 лет. Признаётся: влюбился в это здание с первого взгляда.

«Можно просто жить в рамках этого искусства, быть частью этого дома, который построил выдающийся человек и архитектор Крячков, и иметь честь быть жильцом такого дома», — делится впечатлениями местный житель Александр Сумин.

«У нас строится много домов, но такой архитектуры просто нигде нет. Есть у него и другие архитектурные здания, но другого такого дома просто нет у нас в городе», — отмечает местная жительница.

Первое, что поражает новых жильцов дома — высокие потолки. Рассказывают: чтобы наклеить обои, нужны настоящие строительные леса.

Сегодня одно из помещений — просторная ванная, а когда-то это была крошечная комната для прислуги. Здесь стояла и кровать, и шкаф с личными вещами, и разные хозяйственные принадлежности. А ещё здесь был выход на кухню. Прислуга могла работать и не отвлекать высокопоставленных хозяев квартиры.

Источник

Стоквартирный дом в Новосибирске

100 квартирный дом в новосибирске история

100 квартирный дом в новосибирске история

100 квартирный дом в новосибирске история

100 квартирный дом в новосибирске история

100 квартирный дом в новосибирске история

100 квартирный дом в новосибирске история

100 квартирный дом в новосибирске история

Одной из главных достопримечательностей столицы Сибири считается стоквартирный дом. Причем это жилое здание имеет такую же популярность, как оперный театр и вокзал Новосибирск-Главный. Восьмиэтажный дом в центре города — памятник архитектуры федерального значения. Чем же он так интересен?

В 30-х годах прошлого века в Новосибирске запланировали построить современный и удобный дом для чиновников исполкома. Одним словом, элитный. Разработка проекта была поручена архитектору Андрею Крячкову и его ассистенту Масленникову. Крячков был поклонником французского неоклассицизма, а если точнее — архитектора Огюста Пере. Правда, Андрей Дмитриевич несколько преобразил этот стиль, так что о плагиате и речи быть не могло. Кстати, специальные исследования доказали уникальность проекта.

Ходят слухи, что Крячков подготовил три варианта здания. Иосиф Сталин сразу одобрил работу архитектора, но не уточнил, какой именно вариант ему понравился больше всего. Разумеется, никто не осмелился уточнить эту деталь. Именно поэтому стоквартирный дом в Новосибирске вобрал в себя лучшие решения из всех проектов. Правда это или городская легенда, сегодня никто не может сказать точно.

Проект стоквартирного дома в Новосибирске удостоился диплома первой степени, золотой медали и гран-при на Международной выставке искусств и техники в Париже в 1937 году. Такое признание сыграло решающую роль в судьбе Крячкова — его признали лучшим архитектором Советского Союза. Кстати, именно в этом году здание уже красовалось в центре города. Вскоре в этом доме стали жить лучшие врачи, художники, музыканты, прославленные спортсмены, директора заводов и многие другие известные новосибирцы.

В 2008 году рядом со стоквартирным домом в Новосибирске установили скульптуру Андрея Крячкова. Интересно, что это первый в нашей стране памятник архитектору.

Источник

Легенды и призраки 100-квартирного дома

100 квартирный дом в новосибирске история

Во-вторых, дом этот стоит рядом со зданием областной власти, которое поневоле привлекает внимание людей, как и всякое место обитания тех, от кого во многом зависят условия нашей жизни. В-третьих, многие десятилетия проживание в этом элитном доме само по себе означало успешность человека: там жили избранные. В-четвертых, дом этот известен во всем мире, поскольку Андрей Крячков проектировал его на совесть, за что и получил диплом первой степени, золотую медаль и премию «Гран-при» в Париже, на международной выставке искусств и техники 11 декабря. Забавно, что весной того же 1937 года в том же Париже Гран-при международной архитектурной выставки получил и проект нашего оперного театра. Вот так Новосибирск дважды прославился на весь мир в один год.

100 квартирный дом в новосибирске история

И поныне здание на Красном проспекте, 16 считается памятником архитектуры федерального значения. После выставки в Париже сибирского зодчего наградили и на родине тоже – значком «Отличник социалистического соревнования Наркомстроя». Московские коллеги его не очень-то жаловали. А Крячков не обижался: не посадили – и слава богу. Через десять лет, в 1947 году, Андрею Дмитриевичу все же вручили орден Трудового Красного Знамени – по совокупности… Теперь на площади перед его домом стоит памятник, вот только площадь носит непонятно чье имя.

С каждым годом 100-квартирный дом становится все уникальнее – на фоне современных сайдинговых высоток-скороделок. Его-то строили основательно, в течение нескольких лет. Изначально он задумывался как ведомственное жилье для работников Западно-Сибирского краевого исполкома. Здание крайисполкома Крячкова попросили спроектировать в 1931 году. Он предложил провести конкурс, и в результате привлек к совместной работе архитекторов Б.А. Гордеева и С.П. Тургенева, проекты которых стали ведущими в архитектуре Новосибирска тридцатых годов.

100 квартирный дом в новосибирске история

Естественно, что Крячков после работы над проектом здания крайисполкома пытался соединить в одном ансамбле с ним и жилой дом советских и партийных служащих. Как служение народу сочеталось с наличием настоящих слуг в квартирах партийно-советских сановников, сейчас понять трудно, однако в квартирах этого дома есть маленькие, по шесть квадратных метров, комнатки для прислуги. Возможно, сейчас хозяева приспособили их под ванные, кладовки или гардеробные. Ибо какие же слуги в наше время?!

Московский Дом на набережной, где жили члены правительства, «воспел» талантливый русский писатель Юрий Трифонов; кто читал, тот помнит ужас жителей этого знаменитого дома, которых одного за другим по ночам увозил черный «воронок» в 1937 и 1938 годах. У нас было не лучше. Два коротеньких примера. С 1930 по 1937 год Западно-Сибирский крайисполком возглавлял Федор Грядинский. Вспомните: именно в эти годы шло бурное строительство оперного театра, 100-квартирного дома и массы других объектов. В 1935 году Грядинского наградили орденом Ленина, в том числе и за грамотную градостроительную политику. Однако в 1937 году арестовали, а в феврале 1938 года – расстреляли. Вот и построил человек дом. В том же 1937 году был арестован председатель горисполкома Николай Ялухин. Погиб в местах заключения, а где и как – неизвестно до сих пор. Так что завидовать жителям этой сталинской цитадели особых поводов нет.

100 квартирный дом в новосибирске история

Кстати, с именем Сталина связана одна из легенд этого дома. Будто бы кремлевскому горцу на утверждение представили три проекта здания: речь ведь шла о кадрах, а Сталин вникал в малейшие подробности жизни своих людей. И будто бы Иосиф Виссарионович посмотрел, попыхтел трубочкой – и утвердил все три проекта. Без комментариев. Что было делать? Строители будто бы из всех трех проектов взяли какие-то детали, и дом поэтому получился разностильным: немножко конструктивизма, немножко неоклассицизма, немножко ампира. Кстати, спроектирован он был Крячковым и Масленниковым в 1933 году, а возведение его началось в 1934-м: это как раз были годы резкого поворота в советской архитектуре, от практицизма – к некой пышной парадности, империя ведь крепла день ото дня. Уже во время строительства Андрей Дмитриевич и его соавтор перепроектировали фасады с целью создания более сложного и богатого декора.

На эту тему вице-президент Академии архитектуры СССР А.И. Гегелло высказывался так: « У широкой публики это здание создает впечатление крупного архитектурного произведения, очень хорошо выполненного, импозантного и, как говорят, красивого. Мне оно представляется чересчур эклектичным. Оно дает черты не нашего советского дома, а скорее дома в капиталистическом городе, и основной дефект – эклектичность. Там есть элементы модерна, элементы классические, элементы той бурно повременной архитектуры наших крупных городов. Объемное решение, особенно эти выпадающие углы мне представляются неправильными не только для данного места, но вообще разрушающими простой объемный вид прямоугольника. Здание оказало сильное влияние на ряд проектов, построенных в Новосибирске в последние годы». Так что признание архитектурных достоинств здания не было единодушным; а может, в людях говорила простая зависть.

На месте этого здания в 1934 году существовали дореволюционные постройки, их пришлось снести. Особенно жалко пожарную часть с каланчой добровольного пожарного общества, она располагалась в нынешнем сквере перед домом. Эта каланча сохранилась на старых фотографиях – впечатляет. Еще одна пожарная каланча была в то время на крыше торгового корпуса, а третья вроде бы на нынешней площади Кондратюка.

100 квартирный дом в новосибирске история

Андрей Дмитриевич говорил, что проект здания он делал в духе французского неоклассицизма. Эта его фраза стала основой для очередной легенды: будто бы в Париже на улице Ренуар находится брат-близнец нашего 100-квартирного красавца. Однако специалисты утверждают, что у парижского здания совершенно другая архитектура. Да и кто бы присудил Гран-при в столице Франции сибирскому архитектору, если бы в Париже действительно имелся прототип его проекта?

Дом-чемпион

100 квартирный дом в новосибирске история

Академик, основатель Института патологии кровообращения, почетный гражданин города Новосибирска Евгений Мешалкин (1916 – 1997) тоже был прописан в одной из квартир этого уникального дома. Его соседями были не менее знаменитые медики – академик, хирург и создатель научной школы Владимир Мыш (1873 – 1947), ортопед-травматолог НИИТО Яков Цивьян (1920 – 1987).

В годы Великой Отечественной войны из блокадного Ленинграда был эвакуирован в Новосибирск и поселен в 100-квартирном доме музыкант Евгений Мравинский (1903 – 1988), а также актер Николай Черкасов (1903 – 1966). Олимпийский чемпион, выдающийся биатлонист Александр Тихонов тоже в числе славных жителей этого дома. Более 25 лет Новосибирский приборостроительный завод имени Ленина возглавлял Борис Галущак (1934 – 1999). Под его руководством предприятие прославилось на всю Россию. Отец Галущака стал Героем Социалистического Труда за поднятие казахской целины, так что трудолюбие – семейное качество. Сам Борис Савельевич после окончания вуза работал на заводе имени Чкалова, в качестве начальника цеха заслужил орден Ленина, а в 1972 году перешел на приборостроительный завод – директором. Одну из новых улиц в Заельцовском районе назвали в его честь, на ней высятся многоэтажные крепкие постройки, в них масса модных магазинов.

В общем, если устроить негласное соревнование между новосибирскими домами на количество мемориальных досок, 100-квартирный может претендовать на чемпионство.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *