10 вон 1997 г 100 лет со дня рождения чжоу эньлая

Биография Чжоу Эньлай

Государственный и политический деятель Китая, дипломат. Премьер государственного административного совета КНР (1949-1954). Премьер Государственного Совета КНР (с 1954). Министр иностранных дел (с 1949). Совместно с Дж. Неру разработал пять принципов мирного сосуществования («панча шила»).

Чжоу Эньлай родился 5 марта 1898 года в уездном городе Хуайань в провинции Цзянсу в обедневшей семье потомственных государственных служащих. Его отец, мелкий чиновник финансового управления, рано овдовев, отдал девятилетнего сына в семью своего бездетного брата. Через год мальчика взял к себе на воспитание другой дядя по отцу, служивший полицейским офицером в Мукдене (ныне Шэньян). Здесь Чжоу Эньлай стал посещать школу. Наряду с китайской классической литературой он читал произведения Ч. Дарвина, Ж.-Ж. Руссо и других европейских авторов, учил английский язык.

В 1913 году Чжоу Эньлай поступил в Тяньцзине в Нанькайскую среднюю школу, где проучился четыре года. Он жил в интернате и зарабатывал на жизнь выполнением различных технических работ, которые давала администрация.

10 вон 1997 г 100 лет со дня рождения чжоу эньлая

Чжоу Эньлай (Нанкин, 1946 год)

Осенью 1919 года Чжоу Эньлай был зачислен студентом Нанькайского университета. Он стал редактором и активным автором ежедневной студенческой газеты. Через год Чжоу Эньлай с группой студентов отбыл во Францию, где продолжал изучать и пропагандировать идеи марксизма.

В сентябре 1924 года по указанию руководства КПК он вернулся в Китай, где выполнял обязанности секретаря Гуандун-Гуансийского комитета КПК и главы его военного отдела.

После измены правого крыла Гоминьдана во главе с Чан Кайши делу революции Чжоу Эньлай вышел из Гоминьдана. На V съезде КПК весной 1927 года он был избран членом ЦК КПК и оставался в его составе все последующие годы.

10 вон 1997 г 100 лет со дня рождения чжоу эньлая

Чжоу Эньлай в период Движения 4-го мая

12 декабря 1936 года Чан Кайши был арестован в Сиани своими же военачальниками. Поскольку Чан Кайши не являлся сторонником капитуляции перед Японией и был крупной политической фигурой, способной возглавить объединенный китайский фронт, КПК отправила Чжоу Эньлая в Сиань с целью мирного урегулирования инцидента. Он успешно справился с этой исключительно сложной дипломатической задачей. Чан Кайши в беседе с ним выразил готовность объединить все силы страны для защиты от внешнего врага и прекратить гражданскую войну. Мирное разрешение сианьского конфликта положило начало формированию в Китае единого антияпонского национального фронта с участием Гоминьдана и КПК. Но прошло несколько лет, прежде чем национально-освободительная борьба завершилась победой.

В ноябре 1944 года Чжоу Эньлай был направлен в Чунцин для переговоров с гоминьдановскими войсками и представителями США, выступавшими посредниками между Гоминьданом и КПК с целью создания коалиционного правительства в Китае. 28 августа 1945 года, накануне капитуляции Японии, Чжоу Эньлай вместе с Мао Цзэдуном прибыл в Чунцин. Мирные переговоры с Гоминьданом завершились подписанием соглашения. 1 января 1946 года Чжоу Эньлай был назначен представителем КПК на переговорах с Гоминьданом и представителем США о прекращении военных конфликтов и восстановлении путей сообщения, а затем участвовал в качестве главы делегации КПК в созванной в Чунцине первой сессии Политической консультативной конференции представителей различных партий и общественных организаций.

На открывшейся 22 сентября 1949 года в Бэйпине конференции Народно-политического консультативного совета Чжоу Эньлай выступил с проектом Общей программы и практически руководил работой конференции. На первой сессии народного правительства Китайской Народной Республики, провозглашенной 1 октября 1949 года, он был избран премьером Государственного административного совета и министром иностранных дел КНР. На этих постах ярко проявились его организаторские и дипломатические способности.

20 января 1950 года Чжоу Эньлай прибыл в Москву, где в то время находился Мао Цзэдун, и участвовал в советско-китайских переговорах. 14 февраля от имени КНР Чжоу Эньлай подписал в Москве Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи с Советским Союзом, по которому Китай получал от СССР необходимую финансовую, экономическую, научно-техническую и военную помощь и надежную защиту со стороны Советских Вооруженных сил в случае иностранной агрессии.

10 вон 1997 г 100 лет со дня рождения чжоу эньлая

Чжоу Эньлай во время работы начальником политотдела Академии Вампу

С деятельностью Чжоу Эньлая после 1949 года связаны все основные этапы народно-хозяйственного строительства КНР, развития культуры, науки, просвещения. Благодаря Чжоу Эньлаю значительных успехов добилась китайская дипломатия, способствовавшая ослаблению напряженности в международных отношениях. Особенно ярко его дипломатический талант проявился на совещании министров иностранных дел пяти великих держав, открывшемся 26 апреля 1954 года в Женеве, на котором обсуждались корейский вопрос и положение в Индокитае. Китай и Советский Союз энергично поддерживали на конференции предложения Демократической Республики Вьетнам (ДРВ), предусматривавшие признание ее независимости, а также Камбоджи и Лаоса. Достигнутые в Женеве соглашения упрочили положение ДРВ как молодого социалистического государства, положили конец французской интервенции в Индокитае.

Американцы тогда не признавали Китайскую Народную Республику. Дж. Ф. Даллес даже заявил в шутку, что не намерен общаться с главой делегации Китая, даже если их автомашины столкнутся на одной из женевских улиц. В таких условиях приходилось начинать свою трудную дипломатическую деятельность министру иностранных дел Китая.

Пройдет много лет, и в дипломатических кругах появится термин «политика Чжоу Эньлая». Им пользуются тогда, когда хотят сказать об осмотрительности, последовательности, реалистичности и прагматичности в стремлении обеспечить национальные интересы Китая. Самого Чжоу Эньлая нередко называют «главным китайским дипломатом», и это справедливо, потому что до последних дней жизни он оставался организатором и активным участником всех важнейших внешнеполитических акций КНР.

В 1954 году Чжоу Эньлай и премьер-министр Индии Дж. Неру разработали пять принципов мирного сосуществования («панча шила»), признанных и поддержанных затем руководителями 29 стран Азии и Африки на состоявшейся в апреле 1955 года Бандунгской конференции. Решения ее, достигнутые благодаря дипломатическому искусству Чжоу Эньлая и Неру, были проникнуты духом борьбы против колониализма, за всестороннее экономическое и культурное сотрудничество между странами Азии и Африки на базе сформулированных конференцией десяти принципов мирного сосуществования, которые представляли собой развитие «панча шила».

10 вон 1997 г 100 лет со дня рождения чжоу эньлая

Чжоу Энлай во время гражданской войны в Kитае

Большое значение Чжоу Эньлай придавал личным контактам с руководителями и общественными деятелями зарубежных стран, много сам ездил за границу и часто принимал в Пекине иностранных гостей. Он тщательно готовился к заграничным поездкам, внимательно изучал собранные по его заданию аппаратом МИД КНР досье по всем вопросам, связанным с той страной, куда ему предстояло отправиться.

История жизни Чжоу Эньлай

Особенно ценят в Китае личный вклад Чжоу Эньлая в нормализацию отношений с Соединенными Штатами. Чтобы вывести страну из хаоса «культурной революции» и осуществить программу «четырех модернизаций», необходимы были колоссальные материальные затраты, наличие большого количества высококвалифицированных кадров. 10-летний период «культурной революции» привел Китай к экономическому упадку. В этих условиях Мао Цзэдун пришел к выводу о возможности пойти на сближение с США и поручил Чжоу Эньлаю практическое осуществление этого поворота, что тот и стал делать.

Началось все с разыгранного китайским премьером драматического спектакля «пинг-понговой дипломатии». После проходившего в Японии чемпионата мира по настольному теннису глава китайского правительства пригласил в КНР американскую команду. Это соревнование помогло, как считают специалисты, значительно приглушить антикитайские настроения в США и создать благоприятную атмосферу для секретного визита в Пекин помощника президента США по национальной безопасности Г. Киссинджера.

10 вон 1997 г 100 лет со дня рождения чжоу эньлая

Чжоу Эньлай с дочерью (Сунь Вэйши) в Москве в 1939 году

Во время первого визита в Пекин (июль 1971 года) Киссинджер жил в правительственном особняке «Дяоюйтай». Перед его приездом Чжоу Энь-лай сам проинструктировал всех, кто имел отношение к этому визиту, указав необходимость строго соблюдать тайну и не допускать никаких «неожиданностей». Как вспоминает Киссинджер, при первой встрече Чжоу Эньлай спросил его, не было ли его в числе делегатов Женевской конференции, отказавшихся общаться с китайскими дипломатами. Киссинджер сказал нет, чем заслужил расположение премьера.

10 вон 1997 г 100 лет со дня рождения чжоу эньлая

С Александром Шелепиным и Анастасом Микояном на похоронах Георге Георгиу-Дежа

Продумав новую расстановку кадров в высших эшелонах государственной власти, он самолетом отправился в Чанша, где в то время находился Мао Цзэдун, и сумел, опередив Цзян Цин, заручиться поддержкой «вождя». Чжоу Эньлай сделал все, чтобы после смерти Мао Цзян Цин и ее окружение не пришли к власти.

В феврале 1975 года он перенес еще одну операцию, но развитие болезни уже нельзя было остановить. 8 января 1976 года Чжоу Эньлай скончался. Умирая, он завещал, чтобы его похоронная церемония состоялась в Тайваньском зале здания Всекитайского собрания народных представителей, а его прах после кремации был развеян над полями, горами и реками Китая и над водами Тайваньского пролива.

10 вон 1997 г 100 лет со дня рождения чжоу эньлая

Ричард Никсон и Чжоу Эньлай в Пекине 1972 год

Источник

Чжоу Эньлай
Zhou Enlai

Политический и военный деятель Китая. Дипломат. Первый глава Государственного совета КНР (1949-1976). Председатель Народного политического консультативного совета Китая (1954-1976). Один из руководителей и член Политбюро Центрального комитета Коммунистической партии Китая.

Чжоу Эньлай родился 5 марта 1898 года в уезде Шаньян, Китай. Рано лишился родителей, воспитывался у своих ближайших родственников. В полгода усыновлен бездетным и тяжело больным братом отца Чжоу Иганем, который вскоре скончался, и мальчик остался на попечении вдовы покойного, ставшей ему приемной матерью. С четырех лет стал учиться писать иероглифы и читать классические стихотворения поэтов эпохи Тан. В пять лет начал посещать частную школу, учить наизусть дидактические сочинения для детей.

В восемь лет Эньлай отдан в частную школу Гун Инсуня, приверженца революционных взглядов. Дядя пробудил в мальчике интерес к политическим событиям. Весной 1910 года мальчика взял к себе в семью дядя Чжоу Игэн, который определил его в Мукденскую шестую школу. В октябре 1911 года, при первых известиях о начале Синьхайской революции, остриг косу, подав тем самым пример своим товарищам. Весной 1913 года отправлен в Тяньцзинь, в семью своей тетки, где в середине августа успешно выдержал вступительные экзамены в Нанькайскую среднюю школу, в которой применялись современные европейские и американские методы преподавания. Здесь прочел книги западноевропейских просветителей: «Общественный договор» Ж.-Ж. Руссо, «Дух законов» Монтескье, «Эволюцию и этику» Гексли в переводе известного китайского реформатора Янь Фу.

В 1917 году Чжоу Эньлай при поддержке учителей и друзей насобирал денег для обучения в Японии. Около полугода посвятил изучению японского языка, однако не смог добиться достаточных результатов, чтобы успешно сдать вступительные экзамены в 1-ю токийскую высшую школу. Ему пришлось продолжать подготовку. В Японии узнал о революционных событиях в России, впервые познакомился с социалистическими идеями, в том числе марксистскими. Получив письмо от друга, сообщавшего о предстоящем открытии на базе Нанькайской средней школы Нанькайского университета, решил покинуть Японию и продолжить образование на родине, и в конце апреля 1919 года возвратился в Тяньцзинь.

В Тяньцзине Эньлай незамедлительно включился в патриотические выступления молодежи, развернувшиеся после получения сведений о событиях 4 мая 1919 года. С июня стал редактором «Газеты Объединенного союза учащихся Тяньцзиня», его первая же статья о «движении 4 мая» перепечатана ведущими газетами Тяньцзиня. Сначала газета выходила один раз в три дня, но вскоре стала ежедневной с тиражом двадцать тысяч экземпляров. В сентябре принял участие в создании «Общества пробуждения сознания», где получил псевдоним «У Хао», впоследствии не раз использовавшийся им в его революционной публицистике.

Манифест Общества написан Чжоу Эньлаем. В нем говорилось о необходимости покончить в Китае с милитаризмом, политиканством, бюрократизмом, неравенством мужчин и женщин, консервативным мышлением и старой моралью. По его предложению 21 сентября 1919 года перед членами Общества приглашен выступить знаменитый профессор Пекинского университета Ли Дачжао. В октябре, после массовых арестов во время празднования годовщины Синьхайской революции, Общество организовало в Тяньцзине массовые протесты, вынудившие полицию выпустить арестованных.

На чрезвычайном заседании Общества пробуждения сознания, проходившем под председательством Эньлая 15 ноября 1919 года, принято решение превратить этот кружок в боевую организацию молодых людей. В декабре, избранный к тому времени руководителем Объединенного союза ассоциации учащихся Тяньцзиня, при участии других общественных организаций организовал общегородской бойкот японских товаров. В январе 1920 года во главе группы, пытавшейся передать антияпонскую петицию губернатору провинции Чжили, арестован.

В тюрьме Эньлай поддерживал дисциплину среди своих товарищей, организовал политзанятия и дискуссии по актуальным социальным и политическим вопросам. Публичные слушания по его делу вызвали огромный интерес в городе, и 17 июля 1920 года суд огласил приговор об освобождении Чжоу и его товарищей «за истечением срока заключения». За время нахождения под стражей отчислен из Нанькайского университета, и потому решил продолжить образование во Франции в рамках частично субсидировавшейся правительством программы.

Будучи уже известным в Тяньцзине журналистом и редактором, Чжоу сумел перед отъездом за границу заручиться согласием влиятельной местной газеты «Ишибао» представлять ее в странах Европы, рассчитывая, что получаемый гонорар на первых порах поможет ему материально.

Во время пребывания в Европе Эньлай, помимо Франции, ездил также по Германии и Англии, и постоянно писал репортажи для газеты «Ишибао», информируя китайских читателей о происходящих в мире событиях. Китайская коммунистическая ячейка получила приглашение прислать делегатов на I съезд КПК, но по техническим причинам не смогла его осуществить.

В марте 1922 года Чжоу Эньлай переехал в Берлин, где вскоре основал германскую ячейку КПК. В мае предложил проект устава новой организации, принявшей название «Коммунистическая партия китайской молодежи, проживающей в Европе», которая учреждена год спустя. В октябре в Берлине познакомился с известным сычуаньским генералом Чжу Дэ и дал ему рекомендацию для вступления в Компартию Китая.

Летом 1924 года Эньлай по настоянию ЦК Компартии Китая отбыл обратно в Китай. В начале октября стал временным главой парткома провинции Гуандун, а также руководителем военного отдела и отдела пропаганды. Формировал дружины рабочей и крестьянской самообороны, выступал на митингах и собраниях в поддержку революционного правительства Сунь Ятсена и мобилизации сил для отпора контрреволюции. Вскоре отправлен в качестве политического инструктора в Академию Вампу, готовившую кадры для армии революционного правительства Южного Китая, а с ноября стал начальником политотдела Академии.

Во время первого и второго Восточных походов Эньлай находился на передовой вместе с курсантами Академии и принимал участие в боевых действиях. Также в это время участвовал в работе очередных съездов Компартии Китая и Гоминьдана. Здесь, в Гуанчжоу, познакомился с другим выдающимся китайским революционером Мао Цзэдуном.

В 1925 году гуанчжоуское правительство присвоило Чжоу звание генерал-майора, отметив его непосредственное участие в боях с войсками местного милитариста Чэнь Цзюмина, руководство политотделами воинских частей и соединений Национально-революционной армии.

После военного переворота 20 марта 1926 года Чан Кайши распорядился об увольнении из офицерского корпуса Национально-революционной армии всех коммунистов. После сдачи дел Чжоу Эньлай стал начальником Специальных курсов политической подготовки. В декабре по распоряжению партии откомандирован в Шанхай и приступил к работе в должности заведующего Орготделом Центрального комитета коммунистической партии Китая и члена Военного комитета.

Восставшему пролетариату 21 марта 1927 года удалось захватить власть в Шанхае и в течение трех недель удерживать в своих руках город до подхода частей Национально-революционной армии. Однако Чан Кайши, введя войска в город 12 апреля, по сговору с империалистическими державами и местной контрреволюцией, учинил расправу над восставшими. Чжоу Эньлаю удалось спастись, за его голову объявлена огромная награда.

В первой половине 1928 года Чжоу Эньлай при содействии Коминтерна нелегально прибыл в СССР, где в июне-июле состоялся VI съезд Коммунистической партии Китая. Летом участвовал в работе VI конгресса Коминтерна, на котором его избрали кандидатом в члены Исполкома Коминтерна. В октябре нелегально возвратился в Шанхай и приступил к организации деятельности КПК в новой обстановке.

На I Всекитайском съезде представителей советских районов Китая 17 ноября 1931 года Чжоу Эньлай избран в состав Центрального исполнительного комитета Китайской советской республики и стал членом ее Реввоенсовета. Осенью 1932 года назначен политкомиссаром Красной армии. В январе 1934 года на II Всекитайском съезде представителей советских районов стал заместителем председателя Реввоенсовета. В должности начальника штаба участвовал в Великом походе.

В конце 1936 года, когда в Сиани генералы Чжан Сюэлян и Ян Хучэн взбунтовались, арестовали Чан Кайши и потребовали от него немедленного создания единого фронта с коммунистами для совместной борьбы против японцев, именно Чжоу Эньлай срочно направлен для мирного урегулирования инцидента. Вскоре стал представителем Компартии Китая для переговоров с правительством Чан Кайши о едином антияпонском фронте

После самороспуска Коминтерна в мае 1943 года Эньлай подвергнут в Коммунистической партии Китая огульной критике за приверженность политике единого фронта с Гоминьданом. В ходе «движения за упорядочение стиля» в марте 1944 года ему пришлось выступить с пространной самокритикой. В ноябре вновь направлен представителем КПК для переговоров с Гоминьданом при посредничестве США.

В августе 1947 года Чжоу Эньлай назначен заместителем председателя Военного совета ЦК КПК и исполняющим обязанности начальника Генерального штаба Народно-освободительной армии Китая. Участвовал в руководстве крупнейшими ее операциями: Ляоси-Шэньянской, Бэйпин-Тяньцзиньской и Хуайхайской. В марте 1949 года возглавил делегацию Компартии на мирных переговорах с делегацией гоминьдановского правительства о прекращении гражданской войны.

После провозглашения 1 октября 1949 года Китайской Народной Республики Чжоу Эньлай назначен премьером Государственного административного совета и министром иностранных дел КНР. Благодаря ему китайская дипломатия добилась значительных успехов.

В начале 1960-х годов Эньлай старался избежать чрезмерной идеологизации внешней политики Китайской Народной Республики, ее ориентации исключительно на «третий мир» путем улучшения отношений с капиталистическими странами Запада и Японией и путем смягчения напряженности в отношениях с СССР. В годы Культурной революции это привело к нападкам на него со стороны некоторых организаций хунвэйбинов и цзаофаней за «ревизионистские взгляды и высказывания».

В сентябре 1969 года в Пекинском аэропорту Чжоу Эньлай провел с Алексеем Косыгиным переговоры, положившие конец кризису, вызванному пограничным конфликтом на острове Даманский.

Результатом секретных переговоров Чжоу Эньлая с Генри Киссинджером в 1971 году стал визит в Китай президента США Ричарда Никсона в 1972 году, который привел к нормализации китайско-американских отношений.

Чжоу Эньлай умер 8 января 1976 года в возрасте семидесяти семи лет.

Источник

Китай КНР 1998-5 100 лет со дня рождения Чжоу Эньлая политический деятель КНР лошади марки ** MNH

—>Лот размещен:11/09/2021 10:08:30Предложение действительно до:10/11/2021 10:08:30Лот находится в городе:Находка (Россия)

Доставка:
по городу:Бесплатно!
по стране и миру:Стоимость доставки по стране 80.00 р По миру 320.00 р
Покупая несколько лотов продавца, Вы экономите на доставке.
Лоты доставляются одним отправлением.
Лоты доставляются заказным письмом или бандеролью почтой России. Простыми письмами не отправляю.
За работу почты ответственности не несу.
Стоимость доставки по миру 320-460 рублей, зависит от веса.
Оплата: Наличные, Банковский перевод, Банковская карта, Смотри в описании, Контакт, PayPal.
Состояние товара:Новый.
Дополнительно:Состояние: Чистая, Набор: Да
3
№248328773

Подробное описание

Китай КНР 1998-5 100 лет со дня рождения товарища Чжоу Эньлая политический деятель КНР марки ** MNH

10 вон 1997 г 100 лет со дня рождения чжоу эньлаяУважаемые коллеги!

Спасибо, что проявили интерес к моим лотам. Прочтите следуюшую информацию по сделкам:

Лоты доставляются почтой России. В исключительных случаях способы доставки оговариваются отдельно. За работу почты ответственности не несу. Наложенным платежом и простыми письмами не отправляю.

Все вопросы по поводу лотов задавайте до того, как собираетесь делать ставки.
Если ставки Вами сделаны, значит Вы полностью согласны со всеми условиями сделки.

Покупатель имеет право объединять покупаемые лоты в течении 5 дней с момента покупки /не более/.
Покупатель должен первым выйти на связь и оплатить купленный лот (лоты) не позднее 7 дней с момента покупки. Без исключений.
В случае, если покупатель нарушает вышеуказанные сроки, продавец оставляет за собой право отменить сделку.
Просьба производить оплату только после выставления окончательного счёта продавцом.

Все лоты, купленные в течении 5 дней, объединяются и доставляются одним отправлением. Покупая несколько лотов продавца, Вы экономите на доставке.

Оплата осуществляется на карты Сбербанка или ВТБ, платёжную систему Paypal, по предварительной договорённости через Western Union, Золотая Корона.

При покупке марок на сумму свыше 2500 рублей, пересылка заказным письмом по России, бесплатно. Альбомы, альбомы с марками, каталоги и книги под эту программу не подпадают.

Срок отправки заказов составляет от 1 до 2 рабочих дней после поступления оплаты. В отдельных случаях сроки отправки до 5 рабочих дней. Также покупателю сообщается трек-номер отслеживания.

Претензии по количеству и качеству приобретенного товара принимаются в течение пяти дней после его получения.

Источник

10 вон 1997 г 100 лет со дня рождения чжоу эньлая

Пекин. Октябрь 1959 года. На столичном аэродроме приземляется самолет. Никита Сергеевич Хрущев и сопровождавшие его лица не торопясь спускаются c трапа. Внизу их встречают премьер Государственного совета КНР Чжоу Эньлай со своими министрами. Сдержанно-приветливые лица. Обмен рукопожатиями. Протокольно вежливые улыбки и ничего не значащие фразы. Никаких прежних панибратских объятий и лобызаний (чуждых китайским обычаям, согласно которым поцелуи между мужчинами — мерзость, какую только можно вообразить). Никаких приветственных речей. На здании аэровокзала ни единого плаката с привычными аршинными иероглифами, оповещающими о «вечной и нерушимой дружбе между советским и китайским народами». Нет и толпы восторженных трудящихся с бумажными флажками и иконостасом из портретов вождей мирового пролетариата, как давно, так и недавно усопших, а также продолжавших здравствовать. Молчат динамики, из которых прежде мощным потоком лилась мелодия песни В. Мурадели и М. Вершинина о том, что «русский с китайцем — братья навек» и что «Сталин и Мао слушают нас». Теперь все по-другому. Сталин отошел в мир иной. А у Хрущева с Мао Цзэдуном сложились совсем другие отношения. Хрущев за глаза называл Мао Цзэдуна «старой галошей», а тот Хрущева «тухлым яйцом». У китайцев это самое оскорбительное ругательство.

Медью прозвучали государственные гимны Советского Союза и Китайской Народной Республики. Почетный караул отчеканил шаг. И вереница черных лимузинов помчала высоких гостей и хозяев по пустынным улицам Пекина.

Утром следующего дня — визит к председателю Мао в его резиденцию в Чжуннаньхае. Переводчиком на переговорах выступал Н. Т. Федоренко. Вот его воспоминания:

«В просторной приемной Мао Цзэдуна, где участники встречи расположились в огромных европейского вида креслах, царила атмосфера сдержанности и взаимной настороженности. После обычной в таких случаях словесной разминки Хрущев с присущей ему прямотой приступил к цели своего визита.

Он как бы стремился к тому, чтобы доказать свое намерение выполнить в духе интернационализма общесоциалистические задачи, стоящие перед нашими странами. Говорил о важности единства нашего содружества, единстве целей построения социализма и коммунизма. О стремлении к дальнейшему развитию и укреплению всестороннего сотрудничества между Советским Союзом и Китаем, отвечающего интересам наших народов.

При этом Хрущев отметил особую ответственность двух великих держав в ядерную эпоху, говорил об обеспечении справедливого и прочного мира и международной безопасности.

Выслушав довольно пространное высказывание Хрущева, который, как обычно, мало следил за подбором слов, был косноязычен, заполнял паузы словами-паразитами, Мао Цзэдун выразил понимание по поводу существующей опасности ядерного столкновения.

— А зачем оно вам, когда мы его имеем и готовы защищать Китай, как самих себя, в соответствии с условиями Договора о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР? — выпалил Никита Сергеевич.

— Но ведь производство атомной бомбы, знаете ли, чрезмерно дорогостоящее дело. Помимо всего, оно отнимет у вас буквально всю электроэнергию, которую вы вырабатываете в стране, — не отступал гость.

— Ну что ж, справимся и своими силами с американским «бумажным тигром», — не без самоуверенности сказал Мао Цзэдун.

…Время от времени собеседники касались как бы отвлеченных вопросов. Но и в этом случае говорили только Мао Цзэдун и Хрущев.

— Вы не курите сигарет и, кажется, не одобряете нашей заварки зеленого чая, тогда как я непрерывно затягиваюсь никотином и все время пью чай, а потом еще съедаю чайные листья, — сказал Мао Цзэдун и, беря пальцами зеленые лепестки из чаши, отправлял их в рот, пережевывал и проглатывал.

— Как говорят чукчи, у меня нет мелких пороков. Впервые вижу, однако, чтобы «закусывали» чайным листом.

— Европейцев, по моим впечатлениям, многое удивляет в Китае. Мы редко едим хлеб, хотя мучные блюда у нас не редкость. Питаемся рисом, без которого не можем обойтись, тогда как иностранцы употребляют рис редко и мало. Кстати, прошлый год в Китае был очень удачный, мы собрали весьма щедрый урожай зерновых. У нас образовались солидные излишки пшеницы, и мы озадачены что с ними делать. Не дадите ли полезного совета? неожиданно спросил хозяин.

— Откровенно говоря, у нас никогда но было избытка зерна. Напротив, все время испытываем недостаток. Поэтому затрудняюсь предложить вам что-либо полезное, ответил советский гость.

Мао Цзэдун, разумеется, прекрасно знал напряженное положение с зерном в Советском Союзе. Похоже он рассчитывал на другой ответ собеседника, но тот повел себя, как это принято в дипломатии, довольно уклончиво.

У Хрущева были свои соображения на этот счет. Ведь он, как известно, предсказывал скорую победу коммунизма в Советском Союзе, а Мао Цзэдун стремился еще быстрее добиться этой цели в Китае.

Главной проблемой в переговорах Хрущева и Мао Цзэдуна был вопрос о культе Сталина.

— Решение съезда КПСС относительно культа личности Сталина, на наш взгляд, вряд ли было обосновано в полной мере, как бы между прочим начал Mao Цзэдун.

— Решение это не вызывает сомнений ни в нашей партии, ни в народе, отчеканил Хрущев.

— Вы, естественно, вправе сами решать внутренние ваши вопросы партийные и государственные. Но Сталин… его выдающаяся роль как вождя мирового революционного движения, китайского в том числе, такие проблемы, как нам представляется, следует решать не в одностороннем порядке, а с учетом международной взаимосвязи, продолжал китайский лидер.

— Сталин и сталинизм явление, прежде всего, национальное. Оно возникло и сложилось в Советском Союзе. Поэтому мы вправе выносить свое решение. И мы его вынесли, — стоял на своем советский гость.

— Решение вынесли, но одностороннее по существу и по самому подходу. Решали так, будто это явление исключительно местного значения, дело одной партии, одной страны. Но ведь это не так, это слишком узкий взгляд.

— Культ личности Сталина — порождение национальное в том смысле, что он создавался в нашей стране и мы за это несем ответственность.

— Но правильно ли ограничивать сталинизм одной страной, Советским Союзом, когда он приобрел международное значение?

— Но именно мы, советские коммунисты, должны были дать культу Сталина правильную оценку.

— Не слишком ли поспешно и субъективно было принято решение об осуждении Сталина? Ведь ему принадлежит огромный вклад в коммунистическое движение во многих странах. А великое дело революции, в том числе в Китае: разве допустимо все это отрицать или преуменьшать?

Наступила пауза. Мао Цзэдун взял стоявшую на столике чашу с чаем, не спеша отпил из нее, поставил на место и вновь посмотрел на собеседника.

— Вы говорите об огромном вкладе Сталина, — продолжал Хрущев, но забываете, какой ценой наша партия, народ заплатили… Разве можно оправдать его произвел, расправы, массовые жертвы, миллионы загубленных жизней при коллективизации или в ходе Великой Отечественной войны?

— Не об этом речь. Никто не собирается оправдывать Сталина за проведение коллективизации в Советском Союзе. Это внутреннее ваше дело. Кто в этом повинен — Сталин или не только он один, вам лучше знать. Речь о другом. Имя Сталина глубоко почитаемо во многих странах мира, он служил высоким образцом убежденного революционера, мы верили в него, в его учение и опыт. И теперь все это перечеркивается. Мы рискуем потерять то, что накапливалось десятилетиями мужественной борьбы, потерять авторитет коммунистов, потерять веру…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *