какое влияние эффекты восприятия оказывают на взаимопонимание
Какое воздействие эффекты восприятия оказывают на взаимопонимание?
Какое влияние эффекты восприятия оказывают на взаимопонимание?
Есть несколько эффектов восприятия:
Эффект знакомства (воззренье о ком-то, сформированное в 1-ые минутки встречи)
Эффект авансирования (мы даем хорошее отношение людям, которым мы понравились)
Эффект физиогномической редукции (делаем выводы по внутреннему миру и нраву по наружности)
Эффект проекции (кажется, что окружающие люди владеют такими же качествами, что и мы)
Эффект новизны (мы придаем великое значение новейшей инфы о каком-то человеке)
Эффект красы (когда положительные черты нрава приписываются более симпатичному человеку)
Эффект роли (поведение, выведенное из социальной роли, мы лицезреем как правильное проявление личности)
Эффект Пигмалиона (мы ждём выполнение какого-то нашего предсказания и строим свое поведение и идеи так, будто это предсказание теснее сбылось, и оно вправду сбывается, поэтому что мы уже выстроили свое поведение таким образом)
Эффект ожидания (мы ждём реакцию и ведем себя, провоцируя его на эту реакцию)
Эффект пребывания (если ты специалист, то делаешь это еще превосходнее на очах у окружающих, ежели в одиночестве)
Эффект внутригруппового фаворитизма (свои лучше, чем чужие)
Эффект нимба (сужденье о чем-то мы переносим на что-то безызвестное либо особое)
Эффекты восприятия оказывают на взаимопонимание абсолютное прямое воздействие, они практически выстраивают это взаимопонимание и обязательно его проблемы, которые связаны с тем, что каждый субъект тащит одеяло на себя, и общение становится очень личным.
Какое влияние эффекты восприятия оказывают на взаимопонимание?
Есть несколько эффектов восприятия:
• Эффект знакомства (мнение о ком-то, сформированное в первые минуты встречи)
• Эффект авансирования (мы даем хорошее отношение людям, которым мы понравились)
• Эффект физиогномической редукции (делаем выводы по внутреннему миру и характеру по внешности)
• Эффект проекции (кажется, что окружающие люди обладают такими же качествами, что и мы)
• Эффект новизны (мы придаем большое значение новой информации о каком-то человеке)
• Эффект красоты (когда положительные черты характера приписываются более привлекательному человеку)
• Эффект роли (поведение, выведенное из социальной роли, мы видим как истинное проявление личности)
• Эффект Пигмалиона (мы ожидаем исполнение какого-то нашего пророчества и строим свое поведение и мысли так, словно это пророчество уже сбылось, и оно действительно сбывается, потому что мы уже построили свое поведение таким образом)
• Эффект ожидания (мы ожидаем реакцию и ведем себя, провоцируя его на эту реакцию)
• Эффект присутствия (если ты профессионал, то делаешь это еще лучше на глазах у окружающих, нежели в одиночестве)
• Эффект внутригруппового фаворитизма («свои» лучше, чем чужие)
• Эффект ореола (мнение о чем-то мы переносим на что-то неизвестное или особенное)
Эффекты восприятия оказывают на взаимопонимание совершенное прямое влияние, они фактически выстраивают это взаимопонимание и обязательно его проблемы, которые связаны с тем, что каждый субъект «тянет одеяло на себя», и общение становится очень субъективным.
Перцептивная сторона общения: понятие, примеры, значение
Перцептивная сторона общения – фундамент коммуникации между индивидами. С ее помощью люди могут «читать» своих собеседников, предсказывать их поведение в определенных ситуациях, находить к ним подход с целью выстраивания эффективной коммуникации. Если человек неправильно интерпретирует информацию, полученную в ходе оценки поведения и слов собеседника, то это может привести к возникновению недопонимания или конфликта.
Что такое перцептивная сторона общения?
Перцептивная сторона общения (от лат. perceptio — восприятие) — это особый процесс, который проявляется в ходе взаимодействия между индивидами на основании естественного общения, благодаря чему участники коммуникации могут правильно воспринимать действия и поступки друг друга. Говоря простым языком, в рамках перцептивной стороны общения люди «считывают» друг друга, что позволяет получить гораздо больше информации, выйти за пределы простого словесного обмена.
Перцепция характеризует собой восприятие одного человека другим, когда участники коммуникации получают возможность сформировать представление о себе и собеседнике. Это стало возможным благодаря пониманию целевых установок и мотивов, что не менее важно, чем слова, сказанные вслух. Человек в рамках диалога осуществляют объективную оценку собеседника, внутренние качества которого могут не соответствовать его собственным качествам. Такой формат позволяет людям понимать друга и обозначать возможности и перспективы коммуникации на основе совпадения интересов, взглядов и мировоззрения.
В психологии перцепция рассматривается, как способность человека отображать на познавательном уровне предметы окружающего мира, с которыми он сталкивается на протяжении всей своей жизни. Среди проявлений перцепции можно выделить понимание и принятие. Эта особенность позволяет людям находить общий язык и выстраивать прочную коммуникацию.
Примеры социальной перцепции
Навыки перцептивного общения начинают формироваться с первых лет жизни, когда ребенок начинает различать мимику родителей и распознавать их эмоции. Чем сложнее механизмы восприятия, тем больше факторов воспринимает человек в рамках коммуникации с другими людьми. С их помощью он получает возможность для формирования полноценного впечатления о собеседнике и его характеристиках на основании полученной информации.
Если у человека проявляется интерес к новому знакомому, то предпринимает активные действия для получения как можно большего количества информации о нем посредством вопросов — такой подход позволяет лучше понять его внутренний мир и взгляды. Перцептивное общение заметно ускоряет адаптацию индивида в новой социальной группе, потому что в процесс коммуникации человек доносит до других сведения о себе и получает обратную связь от других участников группы.
Компоненты перцептивной стороны общения
Перцептивная сторона включает в себя совокупность процессов, среди них можно выделить:
Практическая реализация перцепции
Рассматриваемый элемент позволяет человеку грамотно интерпретировать внешний вид и поведение собеседника. На основе полученных сведений человека формирует собственное заключение об отличительных чертах личности, мотивах поступков. Перцепция оказывает большое влияние на результативность коммуникации. С ее помощью анализируется внутреннее состояние собеседника.
Социальная перцепция позволяет правильно воспринимать окружающие объекты, налаживать коммуникацию с ними. Эффективность социальной перцепции напрямую зависит от того, насколько человек не подвержен влиянию стереотипов, они оказывают негативное влияние на объективное оценивание собеседника, результатом является формирование искаженного образа в сознании.
Механизмы социальной перцепции
Перцептивная сторона коммуникации состоит из совокупности инструментов, с их помощью человек может наладить эффективное взаимодействие с собеседником.
Функции социальной перцепции
Существует несколько основных функций, которые реализуются в рамках перцептивной стороны общения:
Заключение
Уровень перцептивных навыков у личности оказывает прямое влияние на ее способность к формированию продуктивной коммуникации с другими членами социума, социальными группами и объединениями. Понимание особенностей субъектов коммуникации позволяет налаживать качественное взаимодействие.
Среди особенностей этого процесса можно выделить зависимость от возрастных, профессиональных, половых, эмоциональных и психологических факторов. Перцептивная сторона общения оказывает большое влияние на коммуникацию между людьми. Чем лучше один человек понимает другого, тем крепче будут их отношения.
Эффекты и проблемы точности межличностного восприятия
В процессе общения люди оценивают друг друга и формируют определенный образ, который в дальнейшем связывают с личностью собеседника.
Межличностное восприятие — это платформа, на основании которой выстраивается общение между людьми, а также определяется степень его успешности и продуктивности.
Что такое барьеры общения в психологии и как их преодолеть? Читайте об этом здесь.
Основное понятие
Что такое межличностное восприятие в психологии?
Межличностное восприятие — это то, как человек видит другого человека.
Понятие отражает процесс и результат формирование впечатления о членах социума в процессе взаимодействия с ними.
Механизмы межличностного восприятия
Принято выделять две группы механизмов восприятия людьми друг друга:
Базовыми или самыми распространенными механизмами межличностного восприятия считают:
Это наиболее доступный способ понимания, не требующий от индивида приложения усилий, так как зачастую подобная оценка происходит на уровне бессознательного.
При этом «глубина» рефлексии зависит от того, насколько значимым в глазах человека предстает собеседник.
Эффекты восприятия и взаимопонимания
Существует несколько эффектов или закономерностей, актуальных при межличностной взаимодействии:
Эффект распространяется на ситуации, когда взаимодействие происходит с незнакомым человеком.
Если оратор неприятен слушателям, если информация является ложью, если источник информации не вызывает доверия.
Примеры
На самом деле эффекты межличностного восприятия присутствуют повсеместно и их можно легко выявить, наблюдая за процессом общения между людьми.
По принципу этого эффекта клиенты гадалок зачастую верят в ложные характеристики, информация о которых якобы была получена в ходе магического сеанса.
Тогда при личной встрече с «заочным знакомым» проинформированный человек будет держать в голове определенный портрет и обращать внимание именно на те характеристики и моменты, которые могут подтвердить правдивость портрета.
Ошибки
Существует множество распространенных ошибок восприятия, оказывающих большое влияние на формирование впечатления.
К числу самых распространенных относятся:
Под влиянием тех или иных эффектов формируются ложные представления о собеседнике.
Ошибками восприятия может выступать неверная трактовка причин, мотивов и стимулов собеседника. Также это может быть неправильное понимание смысла сказанных им слов и совершенных действий.
Если собеседник заложил в свое высказывание определенную суть, а тот, кому предназначалось это высказывание, не смог данную суть понять, можно говорить об ошибке восприятия.
В некоторых случаях ошибки восприятия не привязаны непосредственно к взаимодействию.
Например, на основании внешнего вида или бытующих в обществе стереотипов человек может приписывать человеку качества, которыми тот не обладает. Также человек может игнорировать некоторые качества собеседника (как плохие, так и хорошие).
Проблема точности
Наиболее эффективный метод борьбы с неточностью межличностного восприятия — это проработка проблем, мешающих формированию реалистичного портрета собеседника.
Точность межличностного восприятия можно эффективно повысить за счет анализа и осмысления всех этих факторов, а также последующего самоконтроля с целью их выявления и искоренения.
Также полезно анализировать цепочку обратной связи, чтобы составить наиболее точный прогноз поведения собеседника.
Негативно на уровне точности межличностного восприятия сказываются некоторые психологические концепции, утверждающие наличие связи между внешними особенностями и чертами характера (физиогномика, теория конституции и соответствующего ей психического портрета).
Ошибки межличностного восприятия невозможно исключить из процесса общения по той причине, что психический и эмоциональный мир слишком сложный, а количество психологических типажей просто огромно.
Из-за этого человек, не владеющий полной информацией, позволяющей разграничить отдельные нюансы, действует на интуитивном уровне и на основе стереотипных шаблонов.
Эффекты межличностного восприятия:
СТЕРЕОТИПЫ И «ЭФФЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ»
Общение нередко строится на основе стереотипов и порождает «эффекты восприятия» партнера.
Стереотип в переводе с греческого означает «твердый отпечаток». Стереотип — это устойчивый, а нередко и упрощенный образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях дефицита информации.Это своего рода штамп, который мы мысленно накладываем на ситуацию, кажущуюся нам похожей, но далеко не всегда таковой являющейся. В качестве примера сошлемся на анекдот об англичанине, который первый раз приехал во Францию и увидел в гостинице рыжую горничную. Первого впечатления было достаточно, чтобы он записал в своей записной книжке: «Все француженки рыжие».
Социальные стереотипы чаще всего складываются в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида, а также предвзятых представлений, заимствованных у других людей. Мы учимся по одним и тем же книгам, наша повседневная жизнь изо дня в день повторяется в сходных формах. Даже дома и квартиры, не говоря о моде и привычках, давно уже стали типовыми. (Стоит вспомнить почти сказочную, но в то же время правдоподобную историю, рассказанную в фильме режиссера Э. Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром».)
Общество прививает людям сходные правила поведения в типичных ситуациях, навязывает установки, стремления, формирует потребности. Стереотипы — это часть прошлого опыта, сформированного бытовой и профессиональной деятельностью, закрепившегося в мышлении и постоянно используемого при решении типичных задач, которые ставит жизнь.
Так, наличие стереотипов помогает во многих ситуациях. От врача человек склонен ожидать помощи в случае болезни, от военного — мужественного поступка, а от женщины — доброты и мягкости. Стереотипы помогают ориентироваться в социальной среде. Но в самих стереотипах наряду с правдивой стороной есть место и ошибкам, и заблуждениям.
Не претендуя на исчерпывающую полноту, попытаемся поискать ответ на вопрос о том, что влияет на формирование стереотипов.
Социальные стереотипы возникают прежде всего под воздействием групповых норм. С точки зрения многих людей, разумно то, с чем согласно большинство. Древнегреческий философ Диоген Синопский (около 400 — около 825 гг.до н. э.) заметил, что большинство людей отстоят от сумасшествия на один палец: если человек показывает на что-то, вытягивая средний палец, его сочтут сумасшедшим, если указательный — нет. Стереотип в данном случае связан со сложившимся представлением о том, каким образом надлежит действовать в данной ситуации. Отступление от такого представления воспринимается как аномалия.
Возрастные, половые, семейные, профессиональные нормы ограничивают движение мысли в одних направлениях и поощряют в других. Английский мыслитель Фрэнсис Бэкон (1561—1626 гг.) назвал внутреннюю предрасположенность к общепринятой оценке мира, к его порой искаженному и тенденциозному восприятию проблемой «идолов». Люди верят в истинность освященного традициями и стараются всячески поддерживать то, что они приняли, к чему привыкли, в чем заинтересованы. Именно это позволяет сохранить свой образ мира стабильным. Если человек не считается с нормами, установками, «идолами», он противопоставляет себя определенной группе людей, принявших их, и в этом субъективная трудность преодоления стереотипов.
Ученый выделяет «идолов рода», «идолов театра», «идолов пещеры», «идолов рынка».
«Идолы рода» — это ошибки, совершаемые под влиянием общественного мнения. Они связаны со склонностью людей предполагать в мире больше порядка и единообразия, чем есть на самом деле, стремлением привносить в природу мнимые подобия и соответствия и мысленно представлять мир как стабильный и устойчивый. Ошибка состоит в свойственной человеку уверенности в том, что большинство людей в данных условиях поступят так же, как поступил он сам. Люди строят прогнозы на будущее, исходя из этого убеждения. Оценивая других, мы склонны доверять социальной норме, или идеалу, игнорируя тот факт, что люди различны.
Другой стереотип: человек допускает, что при неизменных обстоятельствах остается прежним и поведение человека. В этом случае мы не принимаем во внимание, что подвижны и изменчивы не только внешние обстоятельства, но и внутренние побуждения, цели, мотивы, намерения действующих лиц. Замечено, что чем дольше мы знаем человека, тем меньше признаем за ним возможность изменяться.
Еще один стереотип из группы «идолов рода» состоит в том, что человек склонен чаще объяснять свое поведение внешними обстоятельствами, а поступки других — их личными качествами («я в этих обстоятельствах не мог поступить иначе, а он поступил так потому, что он вообще такой»).
«Идолы пещеры» — это стереотипы, сформировавшиеся в общении, а затем проникшие в другие сферы. Эти стереотипы еще называют эффектами.
Один из распространенных эффектов — «эффект ореола». Этим словом, обозначающим сияние вокруг какого-нибудь светящегося предмета, в психологии пользуются и переносном значении. Вместо сияния в случае действия ореола мнение наблюдателя или партнера по общению о другом партнере, его достоинствах и недостатках как бы «окутывает» его реальный образ.
Действие «эффекта ореола» проявляется в тех случаях, когда от человека, хорошо показавшего себя в одном каком-то деле, ожидают такого же успеха и в других делах, к которым он, вполне возможно, вообще не имеет никаких склонностей и способностей. Так, младшие школьники часто отождествляют успехи в учебе своего соседа по парте и его личные достоинства. От них приходится слышать: «Таня — хороший товарищ, потому что она хорошо учится». Вполне взрослые люди также несвободны от ошибочных представлений, основанных на «эффекте ореола». Например, актера, успешно сыгравшего роль весельчака и балагура, часто считают общительным юмористом, хотя это может быть далеко от истины. В данном случае ореол профессии накладывается на ореол роли и ведет к ошибочному мнению.
«Красота производит совершенные чудеса. Все душевные недостатки в красавице, вместо того чтобы произвести отвращение, становятся как-то необыкновенно привлекательны». Н. В. Гоголь |
Может иметь место и «эффект ореола» со знаком «минус». В повести А. Сент-Экзюпери о Маленьком Принце рассказывается о том, что никто не поверил ученому, одетому в турецкий костюм, когда он докладывал на международном конгрессе об открытии астероида В-612. Когда же он слово в слово повторил свой доклад, облачившись в европейский костюм, с ним все согласились. В этом случае недоверие к человеку, одетому в непривычное одеяние, повлияло на информацию, которую этот человек сообщал, имел место «перенос» отношения недоверия к говорящему на то, что именно он говорил.
Близким к «эффекту ореола» является «эффект проекции». Он возникает, когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному — свои недостатки. Каждый легко припомнит, как, убедив собеседника в своей правоте, он невольно подумал: «Приятно иметь дело с умным человеком». И напротив, вредным упрямцем кажется человек, на которого наше красноречие не действует.
Еще один распространенный эффект — «эффект порядка» (или «эффект первичности») состоит в том, что на общее впечатление от общения оказывают влияние полученные ранее сведения. Многочисленные эксперименты подтверждают, что вероятность припоминания последних илипервых элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами этого ряда выше. О знакомом человеке обычно более значимой оказывается либо более новая, либо последняя по времени информация, тогда как для незнакомого человека более значима первая информация, как и первое впечатление.
К «идолам пещеры» относят и «эффект ложного обобщения». Мы имеем с ним дело тогда, когда на основании утверждений о наличии определенных качеств у отдельных представителей социальной группы делается вывод о том, что эти качества есть у всех ее членов. Примером «эффекта ложного обобщения» может служить умозаключение гоголевского героя. Если есть православные, которые по вечерам едят галушки, полагал он, то, следовательно, все православные вообще их едят, а кто не ест — тот не православный. Примеры из других сфер общественной жизни вы легко приведете сами.
«Идолы рынка» возникают под давлением авторитетов, обнаруживаются в преклонении перед мнением великих. Чья-то оценка, некогда канонизированная, становится стереотипом. Ничто так не заразительно, как заблуждение, поддерживаемое громким именем. Данные стереотипы являются заблуждением не всегда, но тем опаснее, когда это действительно так.
Основные понятия:взаимопонимание, идентификация, эмпатия, эффекты и стереотипы межличностного восприятия.
Термины:социальная перцепция, механизмы взаимовосприятия в процессе общения.
1) Что такое социальная перцепция? 2) Охарактеризуйте основные механизмы восприятия партнера по общению. 3) Какое значение для взаимопонимания в общении имеет эмпатия? 4) Чем объясняются типичные ошибки казуальной атрибуции? 5) Какое влияние эффекты восприятия оказывают на взаимопонимание? 6) Приведите примеры стереотипов восприятия партнеров по общению.
Подумайте, обсудите, сделайте |
Поработайте с источником |
В опытах современного российского психолога А. А. Бодалева группе взрослых предлагали описать человека по фотографии. Перед показом одного и того же фотопортрета одной группе дали понять, что это портрет героя, а другой — преступника.
Ошибки восприятия
В зависимости от предлагаемого статуса человека изменялись описания, данные испытуемыми по фотографии. Например: Преступник. «Этот зверюга что-то хочет понять, умно смотрит и без отрыва. Стандартный бандитский подбородок, мешки под глазами, фигура массивная, стареющая, брошенная вперед». Или: «Человек опустившийся, очень озлобленный, неопрятно одетый, непричесанный. Можно думать, что, до того как стать преступником, он был служащим или интеллигентом. Очень злой взгляд». Герой. «Молодой человек лет 25—30. Лицо волевое, мужественное, с правильными чертами. Взгляд очень выразительный. Волосы всклокочены, небрит, ворот рубашки расстегнут. Видимо, это герой какой-то схватки, хотя у него и не военная форма». Или: «Очень волевое лицо. Ничего не боящиеся глаза смотрят исподлобья. Губы сжаты, чувствуется душевная сила и стойкость. Выражение лица гордое».
Вопросы и задания:1) Какие механизмы социальной перцепции повлияли на мнения участников эксперимента? 2) Какие признаки были интерпретированы и оценены испытуемыми? 3) Представьте эти признаки для наглядности в виде сравнительной таблицы.
Малые группы
Вспомните: |
какими бывают группы, в которые объединяются люди и обществе? Какую роль играют социальные группы в развитии личности? Что такое групповые нормы? |
Группы, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности, представляют интерес для ряда наук: социологии, социальной философии, социальной психологии и др. В 11 классе вы рассмотрите большие социальные группы и социологические подходы к их изучению. В этом параграфе мы остановимся в основном на социально-психологических подходах к изучению малых групп.
С малыми группами человек связан с момента своего рождения. В малых группах он получает информацию о мире, строит отношения с другими людьми и организует свою деятельность. В малых группах проявляются общие закономерности каждой из трех сторон общения. Через такую группу личность познает ценности и нормы, которые формируются в обществе.
В социальной психологии проблема малых групп составляет наиболее интенсивно разрабатываемую область исследований. Социальные психологи изучают психологические особенности, закономерности, процессы, возникающие в малых группах.
ЧТО ТАКОЕ МАЛАЯ ГРУППА
Под малой группойв социальной психологии понимается немногочисленная по составу совокупность людей, члены которой объединены общей деятельностью (целями и задачами) и находятся в непосредственном личном общении.
К характеристикам малой группы относят психологическую и поведенческую общность ее членов.Психологическая общность основана на том, что люди осознают свою принадлежность к определенной группе — группе, имеющей свои особые групповые интересы, нормы, ценности и цели. Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется через осознание факта общности с другими членами группы, различение некоторого образования «мы» в отличие от другого образования — «они». Наличие так называемого «мы-чувства» многие социальные психологи считают главной характеристикой группы.
Исследователи сходятся в том, что начинается малая группа с объединения 2—3 человек. По вопросу же верхней границы численности малой группы высказываются разные точки зрения — от 8—10 до 30—40 человек. Правда, чаще всего группы с численностью более двадцати человек не определяются как малые. Причина этого, видимо, состоит в том, что непосредственное взаимодействие членов группы и личное воздействие друг на друга, которые являются отличительными чертами такой группы, проявляются менее выраженно.
Вопросы наиболее точного определения малой группы, принципов выделения малых групп, а также количественных параметров (нижнего и верхнего пределов числа членов малой группы) до настоящего времени остаются дискуссионными. |
Общение и совместная деятельность рассматриваются как основа для возникновения эмоциональных отношений в группе (симпатий, антипатий, безразличия) и особых групповых ценностей и норм поведения.
Вероятно, вы помните из курса основной школы, что групповые нормы — это определенные правила, которые выработаны или приняты группой и которым должно подчиняться поведение ее членов. Эти нормы складываются в связи с отношением группы к социальным явлениям, что находит выражение в групповых ценностях (по сути, совместном ответе на вопрос: «Что такое хорошо и что такое плохо?»). В этом проявляется связь групповых норм с групповыми ценностями. (Подумайте, что можно отнести, например, к нормам жизни и ценностям вашей семьи как малой группы.)
Изучая структуру малой группы, исследователи выделяют функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей (набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм, выполняющих функции социального контроля (набор предписаний, требований, пожеланий общественно одобряемого поведения). |
Малая группа является социальной системой. Ее элементами, как и элементами других социальных систем, выступают люди и возникающие между ними отношения.
Малая группа является динамической системой, о чем свидетельствуют процессы ее изменения, развития. Это открытая система, так как она связана с внешней средой, испытывает ее воздействия и реагирует на них. Однако, как утверждают исследователи, степень открытости различных групп влияниям окружающей среды, общества различна. Группы с незначительной степенью открытости довольно часто используются обществом для достижения каких-либо определенных задач. Примерами таких групп являются экипажи судов, находящихся в длительном плавании, команды космических кораблей, полярных экспедиций, армейских подразделений.
Малая группа обладает некоторой самодостаточностью, которая позволяет ей приспосабливаться к изменяющемуся окружению. Поэтому малые группы обычно существуют довольно продолжительный период времени, их члены встречаются на более или менее регулярной основе, чаще всего в одном и том же месте. Например, школьный класс может существовать до 10—11 лет.
КАКИМИ БЫВАЮТ ГРУППЫ
В литературе приводится много различных подходов к проблеме классификации групп, называются разные основания этих классификаций. Остановимся на наиболее принятых.
Прежде всего среди групп выделяют условные и реальные группы. Условными (или номинальными) называются группы, в которые объединяют людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений и контактов друг с другом. Люди, объединенные в эти группы, могут не только никогда не встречаться, но и ничего не знать друг о друге. Так, в статистике выделяют условные группы людей по какому-то признаку. Например, из жителей того или иного субъекта РФ статистически выделяют группу людей, имеющих определенный уровень образования, или определенное заболевание, или нуждающихся в отдельном жилье. (Опираясь на определение группы, объясните, почему выделенная таким способом группа будет условной.) В условные группы людей объединяют также по таким признакам, как характер деятельности, пол, возраст, национальность и др. (Подумайте, какие еще признаки могут быть положены в основу выделения условных групп.)
В противоположность условным реальные группы — это действительно существующие объединения людей, связанных между собой определенными отношениями и осознающих свою принадлежность к нему. Реальные группы возникают либо в связи с потребностями общества (создаются различными организациями), либо по желанию включенных в эту группу людей (возникают как добровольные объединения). К реально существующим группам, к примеру, относится семья, бригада рабочих, студенческая группа, школьный класс, дворовая компания.
Для понимания особенностей социально-психологического исследования важно различать среди реальных групп лабораторные и естественные группы. Лабораторные группы создаются специально социальными психологами для выполнения экспериментальных заданий в связи с целями своих исследований. Например, во время одного из экспериментов, в ходе которого изучалось влияние телепередач на детскую агрессию, в лабораторную группу были объединены несколько учащихся начальной школы. Исследователи организовали просмотр телепередач в лаборатории, чтобы можно было контролировать «количество» жестокости, свидетелями которой становились дети, и прослеживать ее влияние на поведение детей.
Естественные группы возникают в ходе развития общества. В связи с численностью их участников среди естественных групп выделяют большие и малые группы. Примерами больших естественных групп являются этнические группы, профессиональные группы, половозрастные группы (в частности, молодежь, пенсионеры и т. д.). Примеры малых естественных групп — школьные классы, спортивные команды, дворовые компании друзей.
Возникновение социальной психологии как науки обычно связывают с первыми попытками изучения психологических явлений в больших группах (вторая половина XIX в.). Изучалась, к примеру, «психология народов», «психология масс». Начиная с 20-х гг. XX в. социальные психологи сосредоточились на изучении малых групп. Подробно вы познакомитесь с большими группами в 11 классе. Здесь мы упоминаем их, чтобы дать целостное представление о том, какими бывают группы.
Среди естественных групп выделяют первичные и вторичные. Критерий выделения — наличие или отсутствие непосредственных контактов между членами группы. В первичных группах (семья, группа друзей, команда и т. п.) между людьми существуют непосредственные контакты. Вторичные группы — это группы, где непосредственных контактов между ее членами нет, а для общения используются различные «посредники». Если студенческую группу можно рассматривать как первичную группу, то все студенты курса и факультета составляют вторичное объединение. Первичнуюгруппу отождествляют с малой группой, говоря о том, что она выступает частью системы более высокого уровня — вторичного объединения. С этой точки зрения малую группу нередко характеризуют как подсистему.
Теперь посмотрим, какими бывают малые группы.
Исследователи проводят различие между группами формальными (организованными, официальными) и неформальными (неофициальными, спонтанными). Формальные группы создаются определенной организацией со специфическими задачами по достижению каких-либо конкретных целей.Согласно американскому социологу Элтону Мейо (1880—1949 гг.), впервые предложившему деление малых групп на формальные и неформальные, формальная группа отличается тем, что в ней изначально определены статусы ее членов, строго распределены роли, система лидерства и подчинения («структура власти»). К формальным группам можно, например, отнести футбольную команду, в которой изначально четко определены роли каждого из участников: нападающий, защитник, вратарь и т. д. (Приведите свои примеры формальных групп.)
Неформальные группы — это добровольные сообщества людей, которые складываются на основе общих интересов, дружеских связей, взаимных симпатий. Они возникают без какой-либо помощи, а иногда и вопреки желанию организации или других формальных структур. Ни статусы, ни роли в таких группах не предписаны, в них нет заданной системы взаимоотношений, но существуют свои неписаные правила и нормы, касающиеся допустимого поведения и обязанностей. Неформальная группа может возникнуть внутри формальной. Например, в школьном классе как формальной группе могут возникнуть более мелкие группы, состоящие из приятелей или друзей, объединенных общим интересом. Неформальная группа может также возникнуть не внутри той или иной формальной группы, а вне ее, как самостоятельная. Так возникают, например, дворовые компании. Иногда в рамках таких групп, несмотря на их неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда они приобретают некоторые черты формальных групп: в них можно различить позиции и роли. (Вспомните, например, Тимура и его команду, описанную в книге А. П. Гайдара.) Социальные психологи зачастую рассматривают структуру формальных и неформальных отношений, различая не группы, а тип и характер отношений внутри их.
Еще одна часто встречающаяся в литературе классификация — «группы членства» и «референтные группы» (от лат. refero — соотношу, англ. to refer — относить, соотносить).
РЕФЕРЕНТНЫЕ ГРУППЫ
Основанием для выделения референтных групп служит степень значимости группы для формирования установок индивида, его ориентации на групповые нормы и ценности в своем поведении, оценке поведения других людей и самооценке.
Группы, которые рассматриваются индивидом только как место его пребывания и не влияют на систему его ценностей, социальных установок, являются для него группами членства.
Например, купив туристическую путевку, человек обычно становится членом формальной (организованной) туристической группы. Такую группу можно считать группой членства, поскольку степень ее значимости для человека и степень ее влияния на систему его ценностей достаточно невелика.
Группы, реальные или условные, значимые для человека, с которыми он соотносит себя как с эталоном, нормы, ценности, мнения и оценки которых он разделяет, сравнивает с ними свои взгляды и поступки, называют референтными группами. Ввел это понятие американский социальный психолог Г. Хаймен (род. в 1942 г.), установивший при исследовании студенческой группы, что часть ее членов разделяют нормы поведения, принятые не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются.
Среди функций, которые выполняет референтная группа, выделяют нормативную и сравнительную. Нормативная функция состоит во влиянии группы на нормы поведения, социальные установки и ценностные ориентации индивида. Сравнительная функция проявляется в том, что система ценностей, норм и правил группы выступает дли индивида своеобразным эталоном поведения, с помощью которого он может оценить себя и других.
У каждого индивида обычно имеется значительное число референтных групп, что связано с разнообразием его интересов, видами деятельности, которыми он занят, его мечтами, желаниями и т. д. (например, семья, какой-либо клуб или спортивная секция, музыкальный ансамбль и т. д.). Референтной может быть для человека как реальная (например, компания во дворе или близкие друзья), так и условная группа. Если референтной выступает условная группа (например, герои книг, писатели или ученые прошлых времен и т. п.), человек, как правило, строит свои предположения о возможном мнении этой группы о себе. Для подростка условную референтную группу нередко составляют отец, близкий друг, кумир, литературный герой, музыкант-исполнитель и т. п.