1 й автозаводский проезд 4к1 история здания

В третий раз мы начинаем нашу прогулку-экскурс от улицы Велозаводской. Улица эта возникла после революции на месте Симоновского шоссе, названа по Первому московскому велозаводу (ныне на его месте ОАО «Корпорация «Комета», ул. Велозаводская, 5), построенному в 1928-1933 гг., но самого завода давно уже нет. В 1941 году в связи с начавшейся войной завод переориентировали на выпуск армейских мотоциклов, свернув велосипедное производство. После окончания войны былой профиль предприятия так и не восстановили, в наше время о существовании МВЗ напоминает только название улицы — Велозаводская.

1 й автозаводский проезд 4к1 история здания

На противоположной от нас стороне Велозаводской улицы возвышается громада дома №11, слева от него дом №9 (далее следует дом №7 и «Комета», а справа – Велозаводский рынок и далее следует Сайкинский путепровод. Десятиэтажный десятиподъездный кирпичный жилой дом №11 в стиле позднего сталинского ампира построен по индивидуальному проекту в 1953 году (арх. В. Э. Петухов?). В этом доме жил известный «торпедовец» Валерий Воронин. Шестиэтажный тринадцатиподъездный кирпичный жилой дом №9 построен в 1951 году. Здесь жил легендарный футболист Эдуард Стрельцов.

Велозаводский рынок расположился здесь в 1972 году, до этого он находился в начале улицы Ленинская слобода.

1 й автозаводский проезд 4к1 история здания 1 й автозаводский проезд 4к1 история здания 1 й автозаводский проезд 4к1 история здания 1 й автозаводский проезд 4к1 история здания 1 й автозаводский проезд 4к1 история здания1 й автозаводский проезд 4к1 история здания

Начнём наше путешествие по Автозаводской улице. Она имеет долгую историю своего формирования, в нынешнем виде появилась на картах Москвы в 1950-х гг., когда здесь началось многоэтажное строительство, а до этого времени участок до Автозаводской площади занимали многочисленные склады, оставшиеся от Восточного общества товарных складов, в Советское время – госсклад №8. Далее следовала нынешняя Автозаводская площадь, к ней примыкал Тюфелев проезд со сквером, а затем шёл Амовский проезд, который в 1939 году получил название Автозаводская улица. В 1954 году все эти участки были объединены в одну большую улицу Автозаводскую.

Итак, мы в самом начале улицы. Дом №1, пожалуй, самое загадочное здание на нашем пути. Здание построено в 1934 году, причем оно имело ещё продолжение по улице Велозаводская (эта часть в настоящее время давно уже не существует). Каково было его предназначение – неизвестно. В настоящее время здесь находятся: конечная троллейбусная и автобусная остановка, центр малого предпринимательства по ЮАО, административно-техническая инспекция, ООО «Галактик ИТ» и другие организации. Здание довольно замысловатой архитектуры, вначале идет четырехэтажный куб (часть несохранившейся пристройки), а затем трёхэтажный продолговатый корпус. Слева от дома №1 расположены жилые дома (по Кожуховскому проезду) 1958 года.

1 й автозаводский проезд 4к1 история здания 1 й автозаводский проезд 4к1 история здания 1 й автозаводский проезд 4к1 история здания 1 й автозаводский проезд 4к1 история здания

1 й автозаводский проезд 4к1 история здания 1 й автозаводский проезд 4к1 история здания 1 й автозаводский проезд 4к1 история здания 1 й автозаводский проезд 4к1 история здания 1 й автозаводский проезд 4к1 история здания

За колледжем идет то ли проезд между домами, то ли Пересветов переулок, и далее стоит дом №2 по Автозаводской. Он был построен в 1960 году.

1 й автозаводский проезд 4к1 история здания 1 й автозаводский проезд 4к1 история здания

Десятиэтажный трёхподъездный кирпичный жилой дом №8 построен в 1957 году, количество квартир 112. Интересный факт: несколько квартир у арки этого дома имеют собственный отдельный вход с ведущей к квартирам узкой крутой лестницей. К нему примыкает дом №3 по улице Мастеркова. Девятиэтажный пятиподъездный дом построен по индивидуальному проекту в 1959 году. Количество квартир: 146. Это дом был выстроен для сотрудников Теплотехнического института (архитекторы Г. Баданов, М. Пекарев и инженер-конструктор М. Паншин). Самые светлые комнаты первого этажа отводились под детский сад, в первом же этаже должны были быть магазины. Парадные двери каждой секции вели в вестибюль с двумя лифтами. В комнатах, коридорах, кухнях были устроены стенные шкафы, полки, антресоли. Под землей должен был быть оборудован гараж на 35 машин.

1 й автозаводский проезд 4к1 история здания 1 й автозаводский проезд 4к1 история здания 1 й автозаводский проезд 4к1 история здания 1 й автозаводский проезд 4к1 история здания 1 й автозаводский проезд 4к1 история здания 1 й автозаводский проезд 4к1 история здания1 й автозаводский проезд 4к1 история здания1 й автозаводский проезд 4к1 история здания 1 й автозаводский проезд 4к1 история здания

Удивляет парадный вид домов нового квартала, стройная линия высотных зданий расположена не на центральных улицах и главных трассах Москвы. Квартал начинался на ещё несформированной площади городской окраины и как бы приглашал проследовать по бульвару, затем он провожал с торжественной музыкой архитектуры уходящей эпохи до громады дома № 11 по Велозаводской, и здесь путник застывал как бы в недоумении: зачем было столь торжественно завести нас в тупик? Ответ на этот вопрос найдём у П.В. Сытина. Он упоминает, что по плану здесь начиналась большая магистраль ЗИЛ – Солянка, чем и объясняется торжественность фасадов.

1 й автозаводский проезд 4к1 история здания 1 й автозаводский проезд 4к1 история здания 1 й автозаводский проезд 4к1 история здания 1 й автозаводский проезд 4к1 история здания 1 й автозаводский проезд 4к1 история здания

Со стороны Автозаводской площади в начале бульвара 7 мая 1980 года была открыта 15-ти метровая скульптурно-архитектурная композиция в честь трудящихся Пролетарского района, погибших при обороне города Москвы и на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (скульпторы Ф.Д. Фивейский, Н.Г. Скрынников, архитекторы П.П. Зи­новьев и И.М. Студеникин, инженер Б.М. Дубовой). Ему предшествовал памятник-обелиск, установленный 8 мая 1965 года «В память воинов Проле­тарского района, отдавших жизнь за свободу и независимость нашей Родины в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.». Единство фронта и тыла является смысловым значением многофигурной горельефной композиции мемориала, как бы вознесенной над землей пламенем факела, в виде которого выполнен постамент. На стеле постамента – цифры «1941» и «1945». Многочастный объем, образованный смещенными архитектурными плоскостями разной формы и высоты, при дальнем рассмотрении напоминаем стилизованные языки пламени, а с близких точек зрения представляет собой рельефную стенку, на которой закреплены объемные и плоскостные обобщенные изображения воинов в касках и шинелях, ополченцев в ватниках, выкованные из меди. Грандиозный монумент, имеющий громоздкий верх и маленький по площади, относительно невысокий постамент, на фоне небольшого сквера делает памятник зрительно излишне тяжеловесны.

Дом №9, расположенный на нечетной стороне улицы, отличается по архитектуре от домов Суриса, он, вероятно, был построен по другому проекту.

Перед нами высотное административное здание и двухэтажный обувной центр. Сто лет не прошло – здесь был Лизин пруд Карамзина. Проследуем постепенно из древности в современность.

1 й автозаводский проезд 4к1 история здания 1 й автозаводский проезд 4к1 история здания 1 й автозаводский проезд 4к1 история здания 1 й автозаводский проезд 4к1 история здания 1 й автозаводский проезд 4к1 история здания

По преданию, Сергий Радонежский, когда посещал Москву, останавливался у своего племянника Феодора, в Старом Симоновом монастыре. По легенде, Святой старец ископал вместе с другими монахами монастырский пруд, который назывался Святым, Сергиевским. Окрестные жители приписывали водам пруда целительную силу. В водоеме разводили рыбу и подавали её царю, когда тот живал в монастыре.

Но вот Николай Михайлович Карамзин в 1792 году написал повесть «Бедная Лиза», героиня которой жила будто бы в Симоновой слободе и утопилась в пруду, там её и похоронили возле водоёма. Повесть имела такой большой успех, что толпы поклонников ходили на пруд и искали там могилы Лизиной. А какой-то непочтительный поклонник примазался к славе великого историографа и сочинил памфлет: «Здесь Лиза утонула, Эрастова невеста! Топитесь, девушки! Всем будет место!». Таким образом пруд стал Лизиным, хотя по монастырским документам оставался Сергиевым.

1 й автозаводский проезд 4к1 история здания 1 й автозаводский проезд 4к1 история здания 1 й автозаводский проезд 4к1 история здания 1 й автозаводский проезд 4к1 история здания

В 1893 году с юга от поселения вокруг Лизина пруда была проложена товарная ж/д ветка (территориально шла между нынешним супермаркетом «Виктория» и сквером). Она получила названия Лизиной. На месте нынешнего сквера возникла площадка, которую местная молодежь эксплуатировала во время своих гуляний. После революции она стала называться Лизиной площадью.

В 1927 году южнее ж/д ветки был построен стадион Рабочего дворца «Пролетарская кузница». Стадион имел два футбольных поля (малое с трапециями и большое с беговыми дорожками), площадки для тенниса, волейбола, баскетбола и городошную площадку (интересный факт: городошное поле сохранялось в районе нынешнего сквера до 1960-х гг.). Там же находился летний театр, тир. Стадион этот был предшественником футбольного стадиона и команды «Торпедо». (Спортивный клуб показан здесь уже в 1925 году). Сколько просуществовал стадион – трудно сказать, вероятно, до войны.

1 й автозаводский проезд 4к1 история здания 1 й автозаводский проезд 4к1 история здания

В 1930 году на берегу Лизиного пруда было построено здание ФЗУ завода «Динамо», в позднее время – ПТУ №13 (находился по адресу 3-й Автозаводский проезд, 13). ФЗУ – это школа фабрично-заводского ученичества для подготовки квалифицированных рабочих кадров. Она возникла на «Динамо» ещё в 1918 году, была чуть ли не первой в стране, но просуществовала недолго. В 1922 году она была открыта снова. При реконструкции завода «Динамо» было также принято решение построить и здание ФЗУ. Ситуационный план 1930 года запечатлел реалии того времени: исчезающий Лизин пруд (его было решено засыпать), домики рядом с ним, Лизину площадь и стадион за ж/д. В этом здании находился также электромеханический техникум, который в 1968 переехал на улицу Ак. Миллионщикова.

1 й автозаводский проезд 4к1 история здания 1 й автозаводский проезд 4к1 история здания 1 й автозаводский проезд 4к1 история здания 1 й автозаводский проезд 4к1 история здания 1 й автозаводский проезд 4к1 история здания 1 й автозаводский проезд 4к1 история здания

В настоящее время у бывшего Лизиного пруда находится обувной центр. Ранее здесь находился крепежный цех завода «Динамо», он был построен, возможно, тоже в 30-е годы ХХ века. В левой части находилась «Блинная», она пользовалась популярностью среди местного населения, существовала ещё в конце 80-х гг.

В этом же здании, на первом этаже, находился музей завода «Динамо». Музей был организован 22 апреля 1964 года на базе ДК. Какова его судьба в настоящее время – неизвестно.

Источник

Маршрут: Автозаводская

Несмотря на обилие заводов и промышленных территорий, в этом районе полно лужаек, скверов, клумб и скамеек. Здесь же можно полюбоваться на Симонов монастырь, скульптуру «Футболисты», деревянные срубы и место, где утопилась бедная Лиза.

1 й автозаводский проезд 4к1 история здания

1 й автозаводский проезд 4к1 история зданияМетро «Автозаводская»
Станция была открыта в 1943 году, архитектор Алексей Душкин (его же работы — «Маяковская», «Площадь Революции», «Кропоткинская», «Детский мир»). Между входами в метро располагался тот самый Лизин пруд, в котором утопилась героиня «Бедной Лизы» Карамзина. Пруд исчез давно — с появлением огромного количества заводов

1 й автозаводский проезд 4к1 история здания

Автозаводская улица
Улица устроена как бульвар: гуляют собачки, выпивают пролетарии, сидят девушки с книжками. Ходить по нему днем одно удовольствие; ночью же это занятие небезопасное

Ресторан, бар и клуб Jumbo
Автозаводская, 7/2

1 й автозаводский проезд 4к1 история зданияАвтозаводская, 8
Этот дом (и дома дальше по Автозаводской) снабжен огромной аркой; за ней — тихие и просторные дворы с еле заметными признаками жизни. Дворы идут вдоль всех домов на Автозаводской с обеих сторон. Вокруг запустение, промзона с несколько гнетущей атмосферой. За домом №4 — двор с самыми удобными взрослыми качелями: их целых пять штук

Рестораны «Тарас Бульба», «Тануки», «Бенвенуто»
Велозаводская, 6а

1 й автозаводский проезд 4к1 история зданияВелозаводская улица
Автозаводская заканчивается, там же обрывается бульвар. Около «Тараса Бульбы» — заросли подсолнухов и, как ни странно, прямо на газоне цветут огурцы. Этот дом (Велозаводская, 6а) был построен в 1939 году и это первый представитель типового железобетонного строительства в Москве; внутри соседствовали коммуналки и обычные квартиры. Справа от него, за оградой, — место велозавода

Велозаводская, 2/2
Во дворе футбольная площадка, небольшая деревянная сцена и столы со скамейками под навесами. Там сидят местные жители — шахматисты, доминошники и тетеньки с семечками

1 й автозаводский проезд 4к1 история здания1 й автозаводский проезд 4к1 история здания

Велозаводская, 3/2, на пересечении с Новоостаповской
Ошеломляющий конструктивистский дом с гигантской аркой посередине. Внутренняя сторона дома даже краше, чем фасад: каждый балкон снабжен колоннами, и кажется, что вокруг дома идут бесконечные открытые галереи, увитые зеленью. Если пройти через двор с площадкой для скейтеров и роллеров, то в следующем дворе обнаруживается полуразрушенная гипсовая скульптура «Футболисты». Это копия бронзового оригинала, долгое время украшавшего парадный двор Третьяковки. Скульптор Иосиф Чайков работал над ней десять лет, и эта статуя считалась крупным произведением соцреализма

Восточная улица
Улица начинается со сквера и заправки с клумбами

Пиццерия «Уно Моменто»
Восточная, 2, корп. 3

1 й автозаводский проезд 4к1 история зданияСтадион «Торпедо» им. Эдуарда Стрельцова
Восточная, 4, корп. 1. Единственный из всех советских стадионов не имел трибун по всему периметру. Стадион построили в 1959 году, после того как «Торпедо» первый раз выиграл первенство страны. В 1998 году перед входом на стадион поставили памятник нападающему Эдуарду Стрельцову (скульптор Александр Тарасенко). Это один из двух памятников футболисту в Москве, существующих на сегодняшний момент. На территории стадиона — солярии, теннисный корт, салон красоты и снаряды, на которых часами висят пенсионеры. Слева широкая лестница ведет к небольшому тренировочному стадиону

1 й автозаводский проезд 4к1 история здания

Дворец культуры ЗИЛ
Восточная, 4. Крупнейший и заключительный памятник русского конструктивизма работы братьев Весниных. Дворец начали строить в 1931 году, достроили в 1937-м. На третьем этаже клубной части — лестница в обсерваторию, давно неработающую. Изначально интерьер каждой части разрабатывался в своей цветовой гамме под присмотром художников братьев Стернберг: главный вестибюль был оранжевым, фойе — синим, зал — лимонно-желтым. В брежневские времена на колоннах вестибюлей и фойе навесили мрамор и поставили новые светильники — сразу после этого в ДК снимали интерьеры НИИ чародейства и волшебства для комедии «Чародеи»

1 й автозаводский проезд 4к1 история зданияСимонов монастырь
Восточная, 4. Очень странное сочетание: подряд идут стадион, дворец культуры и монастырь. В монастыре идет реконструкция: на этом месте он существует с 1379 года. Нужно постоять под башней «Дуло». Среди построек также выделяется дом «Сушило» — здание XVII века. По тогдашним меркам это настоящий, аж четырехэтажный небоскреб. Сейчас внутри расположены мастерские. На территории монастыря без благословения настоятеля лучше не фотографировать. Вокруг храма живут стайки полудиких, но очень ласковых кошек и котят, растут розы и ромашки

Еще одна обязательная остановка — храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (Восточная, 6). К церкви ведет петляющая дорожка в окружении железобетонного забора; современный каменный храм построен в 1509 году (с тех пор перестраивался), он отмечает первоначальное место Симонова монастыря. По легенде, именно здесь похоронили героев Куликовской битвы — Ослябю и Пересвета

1 й автозаводский проезд 4к1 история здания

Корпуса завода «Динамо»
Ленинская Слобода. Справа — мемориальная доска по поводу визита Ленина (7 ноября 1921 года), а чуть дальше — круглый гранитный постамент с надписью «Ленин». Сам памятник (один из первых установленных в городе) был утрачен в 90-х годах

Клуб Zona
Ленинская Слобода, 19, корп. 2

1 й автозаводский проезд 4к1 история зданияЛенинская Слобода, 19 и 19а
Дома по левой стороне улицы — настоящие деревянные срубы, со ставнями, заросшими крылечками, лопухами, репейниками и крапивой. Между зданием «Зоны» и домом 19а — тропинка, выводящая на 3-й Автозаводский проезд: так можно быстро вернуться к метро. Здесь мрачно — длинные ряды гаражей, мужчины в трениках с пивом и заводские трубы ТЭЦ-9

1 й автозаводский проезд 4к1 история зданияМосква-река
Напротив клуба «Зона» непременно надо спуститься вниз, к Москве-реке, по очень крутому склону — там потрясающий вид. Главное — не обращать внимания на кучи мусора и запретительные таблички, так как здесь все равно никого нет

1 й автозаводский проезд 4к1 история здания

Ленинская Слобода, 21/3
Здание дирекции дореволюционного завода котлов Александра Бари. В начале XX века среди строителей промышленных объектов была мода на псевдороманский стиль — и оттого здание снабжено башенкой и похоже на замок, нелепо торчащий увитым плющом фасадом среди алюминиевых труб завода

1 й автозаводский проезд 4к1 история зданияНа месте Ленинской слободы раньше была деревня – Симоновская слобода. Ее переименовали в 1919 году, после покушения на Ленина.

Автозаводская, 23
Неоампирное красно-белое главное здание ЗИЛа, выходящее на Третье транспортное кольцо. Сейчас в нем расположен Музей ЗИЛа. Здание построено Константином Мельниковым

1 й автозаводский проезд 4к1 история зданияЗИЛ
Автозаводская, 14/23. В 1916 году банкиры Сергей и Степан Рябушинские получили под устройство завода крупную сумму денег. Однако полноценного автозавода за год до революции создать не успели, и недостроенный АМО фактически собирал машины из запчастей, присланных из североитальянского Турина, с фабрики Fiat. Заводом снова занялись во второй половине 1920-х годов, однако производство наладили только в 1930-х годах. Фабрика стала называться ЗИС — Завод имени Сталина, а в годы «оттепели» название заменили на ЗИЛ — имени директора Лихачева, при котором завод стал одним из крупнейших в России

Источник

Авангард на «Автозаводской»: знакомство с архитектурой Москвы 1920-х годов

Погуляем не по «протоптанным тропинкам» центра Москвы, а выйдем за пределы Садового кольца и изучим весьма интересный район с важными для истории России зданиями и большим количеством построек 1920—1930-х годов, которые являются памятниками архитектуры. Текст подготовлен совместно с Викторией Фролковой, гидом и организатором экскурсий по Москве.

1 й автозаводский проезд 4к1 история здания

1 й автозаводский проезд 4к1 история здания

1 й автозаводский проезд 4к1 история здания

«Лизин пруд» и Симонов монастырь

станция метро «Автозаводская»

Перед изучением авангарда на «Автозаводской» стоит погрузиться в историю самой местности, которая богата на значимые события.

«Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные, готические башни С…нова монастыря. Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра…»

На том месте, где сейчас располагаются вестибюли станции метро «Автозаводская», находился Сергиевский пруд. Название связано с именем Сергия Радонежского, по преданиям именно он вырыл водоём. В конце XVIII века Карамзин в своей повести уделил важное место этому пруду — именно в нём топится Лиза из-за обмана любимого. С того момента поклонники со всей России приезжали к этому месту и прозвали водоём «Лизин пруд». Так и существовал он до начала XX века. От «Лизиного» пруда в районе появились Лизин Тупик, железнодорожная станция «Лизино» и Лизина Слободка.

Недалеко от пруда располагался величественный и один из самых красивых монастырей Москвы — Симонов. Его отличали массивные стены, фортификационные башни, старейший Успенский собор и колокольня, которая была почти на 10 метров выше колокольни Ивана Великого. Сегодня сохранилось около 25% территории монастыря, основанного ещё в XIV веке.

1 й автозаводский проезд 4к1 история здания

«Фабрика-кухня»

ул. Мастеркова, 2

Двинемся от станции метро в сторону улицы Восточная. Здесь мы встречаем первую на нашем пути постройку в стиле «авангард», в которой были заложены идеи жизни советского пролетариата.

Здание называлось «Фабрика-кухня», и его функции были разработаны для развития индустриализации страны. Район к началу 1920-х стал исключительно промышленным, так как вокруг были одни заводы. Общественное питание сотрудников стало необходимым условием этого процесса: назрела потребность в укрупнённых и механизированных предприятиях, способных оперативно накормить большие массы людей.

1 й автозаводский проезд 4к1 история здания

Дополнительно к этому в 1920-е годы проводилась огромная рекламная кампания по высвобождению женщины из «кухонного домашнего рабства» и превращению её в рядового заводского сотрудника. Семейные ценности, характерные для русского уклада жизни до революции, утрачивали свою актуальность. Общество уходило от домашних обедов к просторным и светлым столовым с готовыми блюдами. Также идеологами социализма предлагалась тема коллективизации. Любой гражданин нового государства должен постоянно находиться в коллективе и общаться со своими коллегами.

В трёхэтажном здании с просторными окнами находился огромный конвейер по производству еды. Блюда готовились на кухне и по специальной ленте поступали в сам зал, работа велась беспрерывно от раннего утра до позднего вечера.

Именно поэтому в домах, построенных в 1920-е годы, такие крошечные (всего 6 м²) кухни — советский гражданин не должен был тратить время на готовку дома. Работники завтракали, обедали и ужинали только на «фабриках-кухнях».

Двигаясь дальше по Восточной, мы увидим Солевую (Соляную) башню Симонова монастыря — это та небольшая часть, которая сохранилась. Напротив Солевой башни виднеется здание, похожее на современное, но нет — оно построено в 1920-е и тоже относится к авангарду.

1 й автозаводский проезд 4к1 история здания

Жилой комплекс завода Лихачёва

Восточная, 9

5-этажное здание, где на первых двух этажах располагался весьма крупный гастроном, а на верхних трёх были квартиры. Обратите внимание, что следующие корпуса имеют схожие элементы, этажность и расположение. Все эти дома объединялись в единый рабочий посёлок, где выдавали жильё работникам местных фабрик — в данном случае, работникам завода имени Лихачёва (ЗИС). После реконструкции первый этаж остался исполнять свою функцию, а вот второй этаж стал уже жилым, и современные жильцы очень довольны огромными окнами в квартире.

И если фасады следующих корпусов изменились не сильно, то данный корпус подвергся значительным преобразованиям. Например, его надстроили двумя этажами с большими окнами, которые сейчас тоже заселили.

1 й автозаводский проезд 4к1 история здания

ДК завода имени Лихачёва

Восточная, 4, корпус 1

Напротив жилищного комплекса 1920-х годов располагается ДК ЗИЛ — один из главных памятников советского авангарда. Он был построен в 1930—1937 годы на месте, где располагался Успенский собор Симонова монастыря. К слову, строительство и открытие Домов культуры на священной земле — частая практика в СССР. Но в данном случае это был не дом, а целый Дворец, самый большой в большевистской стране.

1 й автозаводский проезд 4к1 история здания

Дворец начали строить в 1931 году. Строительство планировалось реализовать поэтапно, поэтому зрительный зал был построен в 1933 году, а вторая часть лишь в 1937 году. Однако проект осуществлен не полностью, а только Т-образная клубная часть с малым зрительным залом на 1200 мест. Планировалось еще строительство отдельного большого зрительного зала. Отвечая принципам конструктивизма, сооружение отличается строго логичной объёмной композицией, найдено удачное соотношение и обеспечена удобная взаимосвязь зрелищных и клубных помещений. Внутри имеются зрительные залы, большой лекторий, библиотеки, пространства и кабинеты для кружков, холлы и буфеты.

На фото можно увидеть те самые опоры-колонны, благодаря которым стало возможным использовать ленточные окна и делать пространство максимально светлым.

1 й автозаводский проезд 4к1 история здания

Жилой дом ЗИЛа

Велозаводская, 3/2

Проходя мимо стадиона «Торпедо» по Восточной улице, дойдём до улицы Велозаводская и встретим весьма необычный большой жёлтый дом с колоннами. Известное здание под номером 3/2, второй корпус за ним и ещё один небольшой корпус на улице 1-я Машиностроения — это кусочки огромного нереализованного архитектурного проекта, который так и остался на бумаге.

1 й автозаводский проезд 4к1 история здания

В начале 1930-х начали постепенно складываться принципы будущей застройки и реконструкции Москвы, главным направлением которых стало создание и строительство масштабных ансамблей. Комплекс жилых домов Завода имени Сталина (ЗИС, завода имени Лихачёва) проектировался архитектором Милинисом в мастерской с учётом планов на градостроительное будущее Москвы. Все улицы района должны были стать магистралями и застраиваться похожими жилыми комплексами.

Здания главного жилого квартала группировались вокруг двух больших дворов прямоугольной формы. По бокам от проездной арки должны были располагаться массивные башни, которые силуэтом отдалённо напоминают нереализованный Дворец Советов. На первых этажах планировались магазины и организации, выше — жилые квартиры. По разным причинам проект так и не был воплощён, как и многие проекты будущей реконструкции Москвы.

1 й автозаводский проезд 4к1 история здания

За такую короткую прогулку мы изучили только малую часть архитектуры авангарда в этом районе, но это был важный этап в архитектуре до активного строительства сталинской Москвы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *