1 отношения руси с византией и кочевниками

Внешняя политика первых русских князей

Воплоти свои мечты. Это мгновение пришло.

Габриэль Гарсиа Маркес

Внешняя политика первых русских князей является важным аспектом формирования древнерусского государства, поскольку на фоне становления государственности у восточных славян приходилось сталкиваться с достаточно мощными противниками. Чтобы понять, в какой обстановке приходилось править первым князьям нужно понимать географическое положение древнерусского государства. Русь граничила:

Многие из соседей были достаточно крупными и мощными державами своего времени. Поэтому внешняя политика первых русских князей это одно из доказательств того, что Норманская теория с представлением о том, что у славян не было никакой государственности и даже задатков для нее, является несостоятельной. Древнерусское государство не только сумело укрепиться и расширяться, но и сумело пережить многие крупные государства того времени.

1 отношения руси с византией и кочевниками

Общая характеристика

Первые русские князья на киевском престоле:

Отношения с Хазарским царством

Начиная примерно с середины 9 века самым опасным противником Древнерусского государства являлся Хазарский Каганат. В отечественных учебников его часто также называют Хазарским царством. Это было мощное государство, которое обладало хорошей организации и сильной армией. Племена южной и восточной Руси выплачивали дань хазарам определённое время. В частности, дань хазарам выплачивали поляне, вятичей, северяне и радимичей. Например, если верить летописи, поляне выплачивали дань хазарам вплоть до прихода в Киев Аскольда и Дира. Также известно, что князь Олег совершил военные походы и, подчиняя различные племена, заставил северян и радимичей платить дань Киеву, а не Хазарскому каганату как это происходило ранее. Что касается вятичей, то согласно летописи они платили дань хазарам примерно до 965 года. Именно в этом году успешный поход в Хазарское царство совершил Святослав, победа которого оказала решающее значение для внешней политики в этом направлении, поскольку вскоре после этого Хазарский каганат прекратил свое существование как государство.

1 отношения руси с византией и кочевниками

Отношения с Византией

Из всех соседей Древнерусского государства наиболее могущественным и авторитетным была Византия. Поэтому византийское направление всегда было приоритетным в деятельности внешней политики первых русских князей на киевском престоле. В целом можно говорить о том, что в эпоху раннего средневековья именно Византия была самым крупным и самым сильным государством своего времени. Не случайно именно это государство считалось наследником древнеримской империи. На раннем этапе становления государственности русские князья совершили три крупных и важных военных походов на Византию:

В последующем княгиня Ольга придерживалась нейтралитета, а Святослав в союзе с Византией сумел завоевать Дунайскую Болгарию.

Отношения с кочевниками

Источники и дополнительный материалпо теме:

Источник

Древняя Русь и кочевники. Византийско-русские связи

Европейская культура родилась от столкновения культур Древнего Рима и германских племен, а затем на все это наложилось христианство. К концу первого тысячелетия нашей эры Западная Европа представляла собою мозаичный, но уже достаточно цельный культурный ареал. К тому времени Киевская Русь жила по другим канонам, в средней полосе славянское влияние было незначительным, а Великий Новгород также жил своей жизнью, не южно-русской и не западно-европейской. С приходом на Русь христианства, казалось бы, появились намеки на сближение с Западной Европой, но не прошло и ста лет, как культурный разрыв получил новый импульс, ибо воспринятое Русью византийское христианство отторглось от христианства западного.

Русь и Византия. Особое место в международных отношениях Древнерусского государства занимала Византия.

Источники сообщают об успешном морском походе русских на Константинополь в 907 г. в княжение Олега (882-912). После него был заключен письменный договор в 911 г. между Византией и Русью, выгодный для последней. Кроме торговых в договоре были и статьи, предусматривавшие службу русских у византийских императоров, помощь греческим кораблям при морских катастрофах, наказание за убийство греком русина или наоборот и т.д.

Святослав (964-972), сокрушив Хазарский каганат, включив в состав Руси земли Тамани, ясов, касогов, обезов (предки современных осетин, балкарцев, черкесов, кабардинцев), в 968 г. начал поход на Дунай. Полагают, что целью его похода было создание русско-болгарского государства.

Восточная Болгария была завоевана, что привело к началу военных действий Византии против Руси. Святослав опустошил Фракию, вышел к Андрианополю, но затем отвел войска на север.

Весной 971 г. император Иоанн Цимисхий, блестящий полководец, вернувшись из Сирии, вторгся в Болгарию и занял ее столицу Преслав.

Святослав, окруженный с моря и суши, в конце июля 971 г. был вынужден пойти на переговоры и заключение мирного договора с Византией.

По договору он обязался покинуть Болгарию. Византия же обязалась снабдить всем необходимым для возвращения домой каждого из 22 тыс. воинов Святослава и «как к друзьям» относиться к русам, прибывающим в Константинополь по торговым делам.

Во время возвращения в Киев, у днепровских порогов, Святослав был убит кочевниками-печенегами (возможно, они были натравлены Византией).

Активно развивались торговые связи Киевской Руси и Византии. Русские купцы имели свое подворье в Константинополе; они получали от Византии «месячину» (содержание на время торга). Велики были культурные связи Руси и Византии, вклад греческих мастеров в русское ремесло и зодчество. Знания на Руси не случайно называли «эллинскими премудростями». древнерусский византия ислам киевская

После битвы нападения печенегов на Русь прекращаются. Остатки печенегов откочевали на юго-запад. К югу от Киева начали оседать тюрки-кочевники (торки, берендеи, печенеги), признавшие себя подданными киевского князя. «Черные клобуки» (как их называли на Руси) стали своего рода «сторожей» на юге.

Заключение. Киевская Русь была могучим государством средневековой Европы, которая играла большую роль, как в истории восточнославянских народов, так и в мировой истории. Образование большого и сильного Древнерусского государства содействовало общественно-экономическому, политическому и культурному развитию восточных славян, значительно усиливало их в борьбе с внешними врагами.

Экономическое и военное могущество, активные выступления на международной арене выдвинули ее в число ведущих стран средневекового мира. Успешно отбивая нападения степных кочевников, Русь сыграла роль щита, который прикрыл западноевропейскую цивилизацию с востока. Древняя Русь имела большой авторитет и влияние на международной арене и ее вмешательство в тот или другой конфликт бывало достаточно, чтобы сдержать его.

Киевская Русь имела высокий уровень экономического развития. Высокопродуктивными были земледелие и скотоводство, ремесла и промыслы, а энергичные и богатые русские купцы были известны чуть ли не во всем тогдашнем мире. Русские люди создали много духовную и материальную культуру.

Традиции Киевской Руси оказались настолько живучими и крепкими, что дошли до наших дней, добыв новую жизнь в материальной и духовной культуре украинцев, россиян и белорусов.

Источник

Книги по истории для студентов

§ 3. Древняя Русь и кочевники. Отношения с Византией

Внешняя политика Киевской Руси решала следующие задачи: укрепление государства, охрана границ и обеспечение безопасности населения; развитие торговых, дипломатических, культурных связей с окружающим миром; расширение территории.

Жизнь Древнерусского государства протекала в постоянном противоборстве со Степью. В 829 г. сложился союз печенегов, кочевавших до конца IX в. между Аралом и Волгой, а затем занявших причерноморские степи. Славяне в течение всего X в. вели с ними борьбу и в конце концов победили. Русские князья даже использовали печенегов в качестве наемников в далеких военных походах.

После ухода с восточных территорий печенегов главенствующее положение в степях заняли половцы (или кипчаки, куманы). Территория их кочевий называлась Половецкой степью и охватывала причерноморские и восточноевропейские степи. В XI — начале XII в. половцы жили племенными союзами во главе с ханами и совершали регулярные набеги на восточнославянские земли. До начала XIII в. Русь пережила около пятидесяти половецких вторжений.

Со временем между половецкими ханами и русскими князьями установились тесные политические и торговые отношения, половецкие ханы даже вмешивались в княжеские междоусобицы. Для «замирения» со Степью заключались династические браки. Так, великий князь киевский Святополк Изяславич (1093—1113) женился на дочери половецкого хана. Были и другие примеры подобных браков. Правда, в Стень своих дочерей и сестер русские князья не отдавали. Сложившиеся отношения между Русью и Степью были нарушены монгольскими завоеваниями.

Кочевая экспансия с востока вынуждала укреплять войско, тратить много сил и средств на строительство оборонительных сооружений, истощая в какой-то степени государство. Однако в целом кочевая культура не сказалась на оседлой, земледельческой и городской, культуре Руси.

Главные экономические, политические и династические отношения Русь имела с Европой и Византией. В 907 г. Олег ходил походом на Царьград, в 912 г. с ним был заключен договор, в котором оговаривались условия торговли, статус русских и прочее. Князь Игорь совершил два похода на Византию. Оба государства обменивались мирными посольствами, русские послы и купцы во время своего пребывания в Царьграде в течение полугода имели право на содержание за счет византийского правительства, в том числе на бесплатное пользование правительственными банями. На обратный путь их снабжали продовольствием и судовой снастью. Русь обязывалась помогать греческим купцам в случае кораблекрушения и др.

Походы на Византию носили иной характер, нежели военные столкновения со Степью. В IX—X вв. это была борьба молодого варварского государства с крупнейшим центром и наследником античной цивилизации, борьба за развитие экономических и культурных связей. Принятие Русью христианства укрепило эти связи и тем самым упрочило ее международное положение.

Источник

Внешняя политика Древней Руси: Древняя Русь и кочевники; Византийско-древнерусские связи

1 отношения руси с византией и кочевниками 1 отношения руси с византией и кочевниками 1 отношения руси с византией и кочевниками 1 отношения руси с византией и кочевниками

1 отношения руси с византией и кочевниками

1 отношения руси с византией и кочевниками

Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи.

Внешняя политика Древнерусского государства решала ряд задач: укрепление государства. Охрана границ, обеспечение безопасности населения, развитие дипломатических, культурных и связей, расширение территории для получения дополнительных ресурсов.

Во второй половине XI в. после разгрома, печенегов сменили половцы или кипчаки, кочевой народ тюркского происхождения. Агрессивные, смелые и хорошо подготовленные как воины, половцы наносили колоссальный урон южным землям. В 1096 г. хан Боняк едва не ворвался в Киев. Половецкое объединение племен отрезало Русь от Волги, Тмутаракани, перекрыло торговлю с Востоком.

Русские князья использовали любые методы, чтобы оградить население южных пределов государства от половецкой опасности. Укрепление границ со степью, строительство крепостей, отражение набегов и упреждающие удары (поход в степи в 1111 г. объединенных русских дружин под руководством Владимира Мономаха закончившийся разгромом половцев и временной передышкой), сочетались с привлечением кочевников для охраны границ. Отряды торков, печенегов, берендеев объединились в союз «Черные клобуки», защищали границы и были верными вассалами русских князей.

Отношения с Византией.

Особое место во внешней политике Древней Руси занимали отношения с Византией, государством, сохранившим культуру древней античной цивилизации. Византия была привлекательна для славян и как источник ресурсов, и как могущественное государство, авторитет которого в средневековой Европе был очень высоким.

Первым князем, совершим походы на бывшую Восточную Римскую империю в 907 и 912 гг., был Олег. Результатом его успешных походов стало заключение договора между двумя государствами. Предметом этого выгодного для Руси договора стали льготные условия для торговли русских купцов в Византии, их особый статус, правила выкупа пленных и др.

1 отношения руси с византией и кочевниками

Князь Игорь (912-945 гг.) дважды предпринимал походы на Византию. В 941 году поход оказался неудачным, князь потерпел поражение. Однако во время второго похода в 944 г. Игорь без боя получил богатый выкуп. Кроме того, Византия подтвердила действенность договоров, заключенных между Русью и Византийской империей еще при князе Олеге.

Обмен мирными посольствами между Русью и Византией. Поездка княгини Ольги в Константинополь и принятие ею христианства создали основу для устойчивых взаимоотношений. А с принятием на Руси в 988 г. христианства, отношения между двумя православными государствами стали еще более наполненными.

Источник

Русско-византийские отношения в VIII-XII веках

О восточных славянах византийцы имели представление из сочинений византийских писателей-историков, в частности, Прокопия Кесарийского. С восточными славянами Византия столкнулась вплотную в VIII-IX вв, когда руссы начали нападать на византийские территории в Крыму и на побережье Черного моря.

Существует предположение, что легендарный поход Аскольда в Константинополь в 860 г. значительно изменил русско-византийские отношения. По преданию, Аскольд и его свита приняли крещение в Византии. 1 отношения руси с византией и кочевникамиВернувшись в Киев, этот князь начинает первые шаги по пути христианизации населения древнерусского государства. Таким образом, можно считать, что уже с IX в. начинаются первые, еще очень робкие, попытки к мирным контактам Киевской Руси и Византии.

Эти попытки предпринимались не только верховной властью того и другого государства, но и купцами, воинами, которые в X в. постоянно появлялись на побережье Малой Азии и стремились к установлению стабильных торговых и политических отношений с Константинополем-Царьградом.

Во время правления киевского князя Олега (882-912), создателя древнерусского государства, внешняя политика Киевской Руси по отношению к Византии отличалась довольно легко прослеживаемой двойственностью: вражды и мира. Эта двойственность пройдет через всю историю дипломатии Руси и Византии.

Походы на Византию были делом обычным

Князь Олег дважды предпринимал походы на Византию — в 907 г. и в 911 г. И последующие 1 отношения руси с византией и кочевникамивеликие киевские князья также будут либо совершать походы, либо возглавлять (или снаряжать) посольства в Византию. В результате этих походов подписывался двусторонний договор, в который включались торговые, военные и политические статьи.

Договоры, заключенные в результате походов князя Олега, были выгодными для Руси. По договору 911 г. Русь получала право беспошлинно торговать на рынках Константинополя. Византийская сторона обязывалась содержать за свой счет купцов и послов Руси во время их пребывания на территории империи, а также снабжать их всем необходимым для обратного пути в Киевскую Русь.

После заключения договоров 907 и 911 гг. руссы стали принимать активное участие в византийских военных экспедициях, в частности, против Хазарского каганата, печенегов, половцев и арабов. Византия вела многочисленные войны и остро нуждалась в русских воинах.

После походов Олега Русь и Византия, разделенные морем, стали как бы ближе друг другу — по крымским и причерноморским владениям Византии. Торговые связи Византии и Руси приобретают регулярность. Ежегодно, летом флотилия руссов появлялась в Босфорском проливе. Купцы поселялись не в самом Констатинополе, а в пригороде, но торговать они имели право и в самой столице. Особенно высоким спросом у русских купцов пользовались богатейшие шелковые ткани, которые Византия получала из Китая и Средней Азии.

В 941 г. великий киевский князь Игорь (912-945) совершил сокрушительно неудачный поход на Византию. Его войско было сожжено под Константинополем знаменитым «греческим огнем». Историки до сих пор не могут прийти к единому мнению, зачем после такого серьезного поражения Игорю в 944 г. понадобилось снова отправиться в Византию — возможно, это был поход-реванш.

Судя по всему, Игорь учел все недостатки своего первого похода, и второй его поход был подготовлен очень тщательно. Он шел в Византию с огромной флотилией и большими сухопутными силами. Узнав о том, что в Византию движется русское войско, император отдает приказ встретить руссов на Дунае, не дожидаясь, когда они подойдут к столице империи. На Дунае Игоря встречают византийские послы с богатыми дарами и с почестями сопровождают его в Константинополь.

В 944 г. в Константинополе князь Игорь и византийский император подписывают договор, который был для Руси столь же удачным, как и договор 911 г. Он также включал в себя торговые и военно-политические статьи. Русские купцы получили еще более широкие права и привилегии на территории Византийской империи, а византийским купцам предоставлялись такие же права на территории Киевской Руси.

Договор 944 г. впервые признает Русь суверенным государством. Признание суверенности Руси Византией, несомненно, явилось значительным достижением русской дипломатии. Тем не менее, не стоит обольщаться такими блестящими результатами. Следует помнить, что Византия в то время постоянно воевала и сильно нуждалась в новых воинах. Естественно, ей необходимо было заручиться мирными отношениями с набиравшим силу соседом — Русью. Подписывая договор 944 г., такой выгодный для руссов, византийский император действовал, прежде всего, в своих собственных интересах.

Походы Олега и Игоря способствовали оформлению регулярных дипломатических отношений между Византией и Русью. Последующие русские князья главным аспектом своей внешней политики считали поход-посольство в Византию.

Наши князья сами и принесли христианство на Русь

В 946 г. туда отправилась великая киевская княгиня Ольга. Этот поход сыграл огромную роль как в развитии русско-византийской дипломатии, так и в дальнейшей судьбе самого древнерусского государства.

В 955 г. Ольга совершает второе посольство в Константинополь и принимает там крещение. В это время императором Византии был Константин VII (945-959) Багрянородный. Как писатель он оставил целый ряд сочинений, в том числе о Киевской Руси и о посольстве Ольги.

В крещении Ольга принимает имя Елена, в честь св. равноап. царицы Елены, матери императора Константина Великого. Вернувшись на родину, она начинает активную деятельность в области христианизации Руси. В деле крещения Руси традиционно уделяется большое внимание деятельности великого князя Владимира I, и это вполне справедливо, но умалять значения Ольги в нем же не следует. При ней была обращена в христианство значительная часть руссов.

1 отношения руси с византией и кочевникамиСын ее Святослав не пожелал последовать примеру матери и христианства не принял, заявив, что если он примет православие, то над ним вся дружина будет смеяться. Можно сказать, что великая княгиня Ольга вывела древнерусское государство на международную арену. И именно она положила начало очень важному направлению русской внешней политики — юго-западному.

Походы Ольги имели и еще одно важное последствие: именно с этого момента русская дипломатия начинает стремиться к династическим контактам с Византией. Ольга имела намерение женить своего сына Святослава на дочери Константина Багрянородного Анне, но оно не увенчалось успехом. Из дошедших до нас сочинений императора Константина следует, что династические браки между византийскими принцессами и варварами-руссами были ему явно не по душе.

Как уже отмечалось, несмотря на целый ряд благоприятных дипломатических ситуаций, постоянно сохранялась нестабильность русско-византийских отношений, которые к 956 г. вновь осложняются. Этим обстоятельством воспользовался император Священной Римской империи Оттон, который отправляет на Русь своего миссионера — католического священника Адальберта, присвоив ему титул епископа Русского.

Приезд Адальберта в Киев вызвал всеобщее возмущение — киевляне не пожелали, чтобы их государство превращалось в католическую епархию, и Адальберту вместе со свитой пришлось срочно покинуть Киевскую Русь. Клубок противоречивых отношений между Русью, Византией и Западной Европой затягивался, но это не приводило к дипломатическому разрыву ни с одной из сторон.

В 973 г. Оттон созывает съезд католических посольств, на который приглашается и посольство Руси — конечно, не случайно. Несмотря на неудачу миссии Адальберта, Оттон не терял надежды на включение Руси в католический мир. Еще раньше, в 960 г. русское войско участвовало в войне с арабами на стороне Византии.

В 967 г. византийский император Никифор Фока предлагает киевскому князю Святославу Игоревичу (945-972) за большую оплату совершить поход на Балканы против враждебной Византии Болгарии. В 968 г. Святослав разбивает болгарское войско, но не лишает при этом трона болгарского государя Бориса. Через некоторое время происходит объединение военных сил Бориса и Святослава и совместный поход против Византийской империи.

Святослав был князем-рыцарем, предпочитавшим воинскую славу всякой другой. Киев он не любил и мечтал основать новую столицу на Дунае в Переяславце. Поэтому он совершает три похода на Дунай, т.е. трижды сталкивается с Византийской империей в качестве ее врага. Во время последнего похода в 971 г. войско Святослава было разбито. По дороге домой, в Киев, на Днепровских порогах его встретили войска печенегов во главе с вождем Курей. Святослав был убит.

В исторической науке эта встреча печенегов с остатками русского войска считается не случайной. Есть основания полагать, что она была подготовлена византийской дипломатией. Убийство великого киевского князя не сыграло существенной роли в русско-византийских отношениях и не послужило поводом к их разрыву, при всей их холодности и нестабильности.

В 987 г. во время правления великого киевского князя Владимира Святославича (980-1015) византийский император Василий II просит о военной помощи для борьбы с узурпатором Вардой Фокой. Князь Владимир просьбу исполнил, но поставил условие Василию II — выдать за него императорскую сестру, принцессу Анну.

Русские войска одержали победу над узурпатором, но выполнять обещание Василий II не торопился — видимо, не в силах был преодолеть исторически сложившуюся неприязнь к династическим бракам с руссами. Тогда князь Владимир захватывает Херсон (Корсунь) — византийское владение в Крыму. И только после этого император Василий II присылает в Корсунь принцессу Анну, удовлетворяя требование великого князя Владимира.

В это же время французский король Гуго Капет, стремясь к военно-политическому союзу Франции с Византией, также пытался добиться брака своего сына с Анной, но это ему не удалось.
Византийский император отправляет свою сестру русскому князю — но с условием, что Владимир откажется от язычества и примет христианство по восточному обряду. Князь Владимир принимает крещение и получает церковное имя Василий, в честь крестного, которым был сам византийский император. Князь Владимир возвращается в Киев, вернув Византии захваченную им Корсунь.

Если дипломатия Византии по отношению к Руси носила настороженный, скрыто-враждебный характер под легким флером утонченной любезности, присущей цивилизованным византийцам, то поступок Владимира говорит о том, что русская дипломатия по отношению к Византии была совсем иной — более открытой. В этом историческом эпизоде выявились два мира — уходящий мир Византии с его изысканной цивилизацией и утонченнейшей дипломатией и мир молодого государства, который шел на контакт открыто и доверчиво.

Уходя из Корсуни, Владимир оставляет там военный гарнизон, содержащийся за счет Киевского государства, который, обновляясь, в течении ста лет сражался за интересы византийской империи на всех ее обширных рубежах.

Владимир вернулся в Киев не только с женой и войском, но и с новым митрополитом Киевским, назначенным византийским патриархом Сисиннием II. В 988 г. христианство было принято всей верхушкой русского общества. С самого начала христианство на Руси становится элементом династического самосознания. Из двадцати первых русских святых, просиявших на протяжении X-XI вв., десять были князьями. В XI в. князь Ярослав Мудрый эксгумировал тела своих предков князей Ярополка и Олега и перенес их прах в Десятинную церковь. Если Константина Великого называли тринадцатым апостолом, то Владимира I — апостолом среди князей.

Принятие православия открыло широкий доступ на Русь византийской культуре. С созданием Церкви на Руси появляются богослужебные книги, которые вначале была написаны на греческом языке. И здесь большую роль сыграла Болгария с ее установившейся столетней христианской традицией и христианской письменностью. Письменность, созданная Кириллом и Мефодием, попадает на Русь из Болгарии. Из Византии на Русь ввозились богослужебные книги, предметы культа.

Влияние византийской культуры на культуру Киевской Руси сказалось и в зодчестве. В подражание собору Св. Софии в Константинополе киевские князья стали строить на территории Руси многочисленные Софийские соборы. Первые из них были построены в Киеве и Новгороде, а последний — в Вологде, во время правления Ивана Грозного (XVI в.).

Русь переняла у Византии искусство мозаики и фрески. В начале XI в. на Афоне был основан русский монастырь, ставший центром русско-византийских духовно-религиозных связей и сыгравший заметную роль в дипломатии двух стран.

Последний поход на Византию был совершен в 1043 г. сыном великого киевского князя Ярослава Мудрого, новгородским князем Владимиром. Целью этого похода являлось сохранение торговых привилегий русских купцов на территории Византийской империи. Но этот поход оказался неудачным, флот князя Владимира был сожжен «греческим огнем», и отношения Византии и Руси на какое-то время прервались.

Но уже в 1047 г. Русь помогает Византийскому императору Константину Мономаху (1042-1055) избавиться от очередного узурпатора и претендента на византийский престол. Русь помогла Константину Мономаху сохранить престол, и в знак благодарности и дальнейшего укрепления русско-византийских отношений, русско-византийского военно-политического союза Константин Мономах выдает свою дочь замуж за другого сына Ярослава Мудрого, князя Всеволода. От этого брака родился будущий великий киевский князь Владимир II, прозванный Владимиром Мономахом в честь своего византийского деда-императора.

Культурные, торговые, военно-политические связи Византии и Руси сохраняли вплоть до конца XI в. самый живой характер, несмотря на многочисленные военные препятствия (войны с печенегами, арабами, Хазарским каганатом) и сложности в самой дипломатии Руси и Византии.

Русско-византийские отношения IX-XV вв. — В.В. Карева. «История Средних веков». М.: ПСТБИ. 1999

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *