1 навык чтения качества навыка чтения

Работа на тему «Формирование навыка чтения и пути совершенствования качества чтения»

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ

И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА ЧТЕНИЯ

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

МОУ АДОЕВШИНСКОЙ НАЧАЛЬНОЙ

КАРПОВА АННА АЛЕКСАНДРОВНА

1.1.Актуальность данной темы.

2.1. Общее понятие термина «навык чтения».

2.2. Компоненты, входящие в состав навыков чтения.

2.3. Формирование навыка чтения.

2.4. Совершенствование качества чтения.

а) работа над осознанностью чтения

б) развитие скорости чтения

в) система работы над правильностью чтения

г) работа над выразительностью чтения

Чтение в жизни каждого культурного человека занимает важное место. Современный читатель в условиях господства телевидения, радио и кино не потерял интерес к чтению книг, способных обогатить внутренний мир человека, дать знания о жизни и окружающем мире, развить самостоятельность мышления и доставить читателю художественное наслаждение. Чтение – процесс для ребёнка длительный и нелёгкий, отнимающий у него много душевных сил и времени. Пока он не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс, будет доставлять ему, мало радости и удовольствия. Несформированный навык чтения, как правило, мешает успешному обучению по другими предметам, так как чтение – навык общеучебный.

1) расчленение материала на темы, группировка текста по смыслу;

2) выделение смысловых опорных пунктов (слов);

3) замена текста какими-либо наглядными образами – схематическим рисунком, знаком.

Для чтения вслух необходимо, чтобы было развито слуховое и зрительное восприятие звуков, слов, сочетаний слов, предложений, небольшого текста. Важно, чтобы был чётко поставлен речевой аппарат – произношение, правильное дыхание, голос. Важна развитая память (долговременная и краткосрочная) и, главное, мышление, которое необходимо для понимания предметного, фактического содержания текста, его подтекста и смысла, а следовательно это понимание образного и логического содержания, осмысление логических связей, содержания и основной мысли. При чтении молча отсутствует внешняя речь. Этот фактор влияет на темп чтения. Темп чтения при чтении молча значительно выше, ибо исключаются два анализатора – слуховой и речедвигательный, что ускоряет чтение молча.

Формирование навыка чтения и совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к учению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе. Комплекс умений и навыков, который в школьном обиходе для краткости и удобства именуют «навыком чтения», можно представить в виде схемы:

Словосочетание «навык чтения» прочно вошло в школьный обиход, чему способствовали краткость, простота и удобство в употреблении. Оно охватывает целый комплекс умений и навыков. Если принять за исходное определение термина умение как способности осознанно выполнять определённое действие при контролирующем участии сознания, а определение термина навык – как умения достигшего уровня автоматизма и выполняемого без особых напряжений умственно-контролирующего порядка, то можно увидеть тесную взаимосвязь и зависимость тех сторон, которые охватываются терминологическим словосочетанием «навык чтения». Это прежде всего умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, а также освоить выразительное чтение, ориентируясь на знаки препинания и содержание, не следует забывать и о темпе чтения. Каждый из компонентов, входящих в состав навыков чтения сначала формируется, отрабатывается как умение и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка, то есть осуществляется без напряжения, полуавтоматически или совсем автоматически. Первичные умения, восходя на ступень первичных навыков, с помощью упражнений, тренировки поднимаются на более высокие уровни, превращаясь в более сложные умения и навыки, которые, в свою очередь, пройдя определённый путь развития, образуют ещё более высокий комплекс умений и навыков. В целом навык чтения как бы складывается из двух сторон – смысловой, которым обеспечивается процессом понимания, уразумения читаемого, и технической, подчинённой первой и обслуживающей её. При формировании полноценного навыка чтения у каждого из учеников определённого класса важно стремиться к тому, чтобы приучать одновременному совершенствованию двух процессов – чтения и уразумения читаемого. Главенствующее, ведущее место в этом комплексе занимает такой компонент, как осознанность, понимание того, что прочитывается. Собственно, чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определённое содержание, заключённое в читаемом тексте, понять и осознать его смысл. Смысловая сторона чтения – это совокупное понимание читающим:

1)значение большей части слов, употреблённых в тексте, как в прямом, так и в переносном смысле;

2) содержание каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;

3) предметного плана содержания отдельных частей текста и смысла этих частей;

4) основного смысла всего содержания текста, то есть осознание этого содержания и своего отношения.

Осознанность, уразумение содержания прочитанного, его понимание не имеет границ и пределов. Этот компонент навыка чтения более всего обусловливает непрестанное совершенствование всех других компонентов, которые в известном смысле обслуживают его и подтягиваются к его уровню. Глубина осознанности зависит от ряда обстоятельств – возрастных запросов и возможностей читателя, его общей развитости, круга и уровня притязаний, интересов и потребностей, начитанности, жизненного опыта, запаса наблюдений и многого другого. вот почему одно и то же произведение может быть понято и осознано по-разному не только ребёнком и взрослым, но и людьми одного и того же возраста и уровня образованности. При оценке глубины и уровня понимания существенное значение имеет учёт двух планов содержания текста:

1) фактического, предметного плана;

2) смысла предметного плана.

Предметный план – это описание обстановки, действующих лиц, диалоги, рассуждения, мысли, высказывания персонажей, вся событийная линия. значения слов, предложений, абзацев. Смысл предметного плана – это то, о чём всё это нам говорит, что всем предметным планом хотел сказать писатель. Техническая сторона чтения, техника чтения охватывает все другие компоненты навыка чтения – способ чтения, правильность, выразительность, скорость, или темп чтения. Каждый из этих компонентов, образующих в целом технику чтения, имеет свои особенности, которые, так или иначе, влияют на весь процесс чтения.

Важнейшим компонентом, составляющим технику чтения и воздействующим на другие её стороны, является способ чтения. Известны пять основных способов чтения:

2) отрывистое слоговое;

3) плавное слоговое;

4) плавное слоговое, с целостным прочтением отдельных слов;

5) чтение целыми словами и группами слов.

Первые два способа относятся к непродуктивным. Они крайне нежелательны. Последние три способа – продуктивные. Их я отрабатывала и побуждала детей к скорейшему, но естественному переходу от плавного слогового чтения к чтению целыми словами и группами слов, то есть к самому продуктивному способу чтения. Темп чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и, естественно, понимания.

е) повторение букв (звуков), слогов и слов в читаемом тексте;

ж) правильно или ошибочно делает ударения в словах.

Выразительность чтения проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы; делать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, читать достаточно громко и внятно.

С первых дней пребывания детей в школе необходимо уделять особое внимание вопросам формирования навыка чтения. Во время букварного (основного) периода обучения грамоте и происходит собственно научение детей чтению, которое начинается с работы над слогами «слияниями», над слогами с изученными буквами.

Кроме индивидуального чтения, на уроке присутствовало хоровое чтение, напечатанного на доске. Чтобы заинтересовать детей проводила чтение в игровой форме: «Поймай шары» (См. приложение 1) или «Путешествующие слоги» (слог путешествует так, чтобы получилось слово) и другие.

Каждый урок начинаю с речевой разминки. Сложность разминки зависит от возраста детей:

В работе над артикуляцией хорошо помогают скороговорки, считалки. На первом этапе беру короткие, а затем сложные скороговорки:

Шашки на столе, шишки на сосне;

Три сороки на пороге, три вороны на воротах.

Работая со скороговорками, отрабатывается чистота звука. Большое внимание уделяю постановке голоса и дыхания.

Ры-ры-ры – у нас в руках шары.

Ру-ру-ру – бью рукою по шару.

арка арца арла арча арта арща арса арша

3. Чтение громко, быстро.

дверь – зверь – червь

Все эти упражнения помогают сформировать навык чтения.

После того как учащиеся освоили элементарную грамоту, они могут читать, используя весь алфавит. Для того, чтобы подготовить детей к осмыслению текста при самостоятельном чтении, я привлекала слушание, которое более тесно связано с чтением, чем с другими видами речевой деятельности, и имеет с ним много общего. Главное, чтобы учащийся представлял, что он читает связный текст. Первое, с чего я начинала – это заглавие и тема текста. По ним легче всего установить, о чём говорится. Постоянное обращение к заголовку и теме воспитывало внимание детей к целому тексту. Формирование видеть заголовок и понимать его роль я осуществляла с помощью серии заданий: выбор заголовка из предложенных вариантов и соотнесение его с текстом, подбор собственного заглавия, соответствующего содержанию текста. Работали по такому порядку: сначала прочитать текст, потом ответить на вопросы по его содержанию (что случилось?), далее прочитать заголовки, подумать, какой из них больше подходит, почему: проверить себя (перечитать текст), соединить заголовок с текстом.

Умение определять смысловую структуру текста, связи смысловых частей формировались и с помощью таких упражнений, как работа с деформированным текстом, подобрать к каждому заголовку (пункту плана) соответствующую часть текста. Такую работу я начинала в конце первого класса и продолжала во втором классе.

Для того, чтобы повысить технику и сознательность чтения, использую в четвёртом классе метод динамического чтения. Динамическое чтение – это когда читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки; это чтение только глазами. данная работа принесла желаемый результат. дети ориентируются в содержании текста, понимают простейшие обобщения, умеют обсудить прочитанное. Осмысливание читаемого – главная цель чтения, характеризующая его качество, поэтому на достижение её я направляла все те средства, которые ускоряли и углубляли процесс понимания.

Работу над скоростью чтения я начинаю с развития зрительной памяти, внимания. Этому способствует так называемое «фотографирование»: различного рода картинок, карточек, предметов. Дети должны за 1 секунду запомнить «сфотографировать». В первом классе давала такие задания:

1. Найди (сфотографируй) лишнюю букву а, о, в, у, и.

2. Найди лишний слог: бо, но, ро, мы, со, ко, ло.

3. Найди лишнее слово:

Для улучшения качества и одновременно скорости чтения вела работу по развитию у детей периферического чтения. Я использовала упражнения с буквенными и цифровыми таблицами. Сначала мы работали с таблицами, содержащими в мелких квадратах один знак (букву), а потом два знака, затем три. (См. приложение 2). Дети считывали таблицу, удерживая взгляд в её центральном квадрате. На это отводилось 90 секунд. Скорость считывания у всех была разная. Со временем она увеличивалась. Работу по одной таблице я проводила до тех пор, пока ребёнок не выучивался считывать все знаки. Только тогда переходили к следующей таблице. В начальный период обучения чтению использовала упражнения с фиксацией зрения на средней линии (см. приложение). Слоги расположены пирамидкой, в основании которой расстояние между буквами 45 мм и 50 мм; затем, когда дети уже свободно фиксируют слог, оно увеличивается до 55 мм, 60 мм и так далее. Систематическая работа с такими таблицами даёт возможность развить у детей боковое зрение, которое необходимо для развития поля ясного видения. Во 2-4 классах, при чтении объёмных произведений средней линией, делю слова, которые необходимо прочитать с доски и которые, при самостоятельной работе над текстом, трудны для восприятия. Например: почувствовали. В упражнении «Финиш» ставлю задачу читать текст до ответа на поставленный вопрос. Вопрос пишу на доске. Дети дочитывают до ответа и поднимают руку. Каждый ребёнок старается первым дойти до финиша.

Для развития скорости и гибкости на уроках чтения использую упражнение « Буксир». Я читаю текст, варьируя темп чтения в соответствии с заранее намеченным планом в пределах скорости чтения учеников. Дети читают, тот же текст, про себя, стараясь поспевать за учителем. Таким образом, они приучаются менять скорость и ритм адекватно содержанию и структуре самого текста. Средняя скорость чтения вслух с учителем несколько превышает скорость чтения про себя слабых учеников, побуждая их не отставать от учителя. Проверку внимания и соблюдения режима скорости чтения детьми осуществляю путём внезапной остановки на каком-либо слове и повторении его. Дети должны одновременно с учителем остановиться, указать последнее слово, а учитель, пройдя между рядами, делает выборочную проверку. А иногда прошу продолжать чтение какого-нибудь ученика.

Упражнение «Молния» заключается в чередовании в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости про себя с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по моей команде «Молния!» и продолжается с 20 секунд (вначале) до двух минут. Это упражнение я использую для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости.

В четвёртом классе провожу упражнение «Спринт». Цель упражнения: тренировка в скорочтении. На максимальной скорости, читая про себя, требуется найти ответы на вопросы. При этом нужно в процессе всего чтения плотно сжимать губы и зубы.

Ускорению чтения ещё способствует умение антиципировать. Например:

Выработке беглости чтения способствует и работа с решёткой. (См. приложение 3).Она накладывается горизонтально на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. Перпендикулярные перепонки перекрывают некоторые участки текста. дети, воспринимая видимые в окошках элементы текстов должны мысленно восполнять перекрытые перепонками участки строки, восстанавливая смысл. Тренировка чтения с решёткой продолжается не более 5 минут непрерывно и сменяется чтением без решётки в течение 2-3 минут. Общее время ежедневной тренировки не более 10-15 минут.

На скорость чтения оказывают влияние повторы прочитанного. В первом классе я применяла приём чтения с закладкой. Закладка движется не под строкой, а по строке, закрывая уже прочитанный слог слева от читаемого слога. Это исключает повторы, ускоряет чтение. Такое упражнение провожу индивидуально.

Одним из важнейших компонентов, входящих в состав навыка чтения, является правильность чтения. Предпосылкой правильности чтения является выработка внимания к слову и его частям. С этой целью даю для чтения на определённое время слова и словосочетания. Воспитываю внимание к окончанию слова (чтение слов с общим корнем: вода, водный; белый, бельё; родина, родной; сочетание существительного с прилагательным: чистого берега, у дальнего леса); к корню слова (с разным корнем, но с одинаковым окончанием: чистота- частота, девушка – дедушка, булка – белка). Для упражнений использую разные части речи. Например, если дети встречаются в тексте с трудным словом, громоздким по структуре, перед чтением текста оно должно быть прочитано. Для того чтобы помочь прочитать слово безошибочно, делю его на более лёгкие структуры: вместо него сначала предлагаю слова с тем корнем: зелёный – зеленел – зазеленела; бодрый – ободрился – приободрился. Ошибочно дети читают непонятные для них слова. Поэтому до чтения выясняем значение слова.

Для тренировок в правильности чтения использую приём взаимопроверки. Ученик читает текст из 1-2 абзацев своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем роли меняются – другой читает следующие два абзаца. С помощью сигнальной карточки дети показывают, кто прочитал правильно, а кто допустил ошибки.

Развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Ребёнок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего слова, забыл первое слово. В данном случае я работаю со зрительными диктантами по системе И.Т. Федоренко (см. приложение 4). Проводимая работа повышает заинтересованность детей при письме зрительных диктантов. Система Федоренко отрабатывает навык чтения, формирует умения работать с небольшим текстом: осмысливать текст. Предложения пишутся печатными буквами на доске. Дети пишут их на листочках. Зрительные диктанты должны писаться на листочках. дети читают их молча. Я начала такую работу со 2 класса. На запись предложений одного набора обычно уходит от пяти до семи минут. Если дети не успевают запомнить предложения, то на следующий день эту работу снова повторяем. И так до тех пор, пока все дети этот набор не будут писать самостоятельно. Только после этого переходим к следующему набору. дети стали лучше усваивать смысл предложений.

Техническое несовершенство в использовании интонации является внешним показателем отсутствия процессов, которые связаны с проникновением в смысл произведения. Если ребёнок усвоил фактическое содержание текста, разобрался в его фабуле, но не понял, с какой целью совершаются события, какими мотивами вызваны те или иные поступки и эмоциональное состояние героя, то есть не вник в подтекст и, следовательно, не сделал личного умозаключения, по поводу описанного, прочесть выразительно текст он не сможет. Часто младший школьник не может сказать, какое он испытывает чувство, так как не имеет достаточного запаса эмоционально-оценочной лексики. Слабо развито у него воссоздающее воображение, которое тоже необходимо для умения выразительно читать.

Отсутствие выразительности чтения или наличие ложной выразительности свидетельствуют об отсутствии целостного восприятия и осмысления текста, о неподготовленности ребёнка к определению задачи своего чтения и выбора в соответствии с ней конкретной интонации. Прежде чем просить ребёнка выразительно прочитать текст, нужно убедиться в том, что он понял тему. Основное содержание и смысл текста, сумел проникнуться чувствами, которые выразил автор в своём произведении, пережил сам эти события, поставив себя на место героев, представил ясно, чётко, целостно, что же случилось и что следует донести до слушателей. Существенную роль в выразительном чтении играет интонация.

Интонация – совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, определяемая содержанием и целями высказывания. Основой выразительного чтения являются понимание смысла, «видение» и сопереживание. Для формирования выразительного чтения учащиеся должны овладеть умениями, которые вырабатываются в процессе анализа произведения, а также умениями пользоваться интонационными средствами выразительности.

Вопросу развития речи и развитию выразительности чтения я придаю огромное значение, так как выразительность, которая основана на вдумчивом анализе текста и применения основных положений искусства чтения, содействует умственному, нравственному и эстетическому развитию учащихся, а также способствует развитию их художественных способностей. Выразительное чтение – неотъемлемая часть любого урока в начальной школе. Оно оказывает огромное влияние на общее развитие учащихся. Способствует повышению культуры устной речи, формированию поэтического вкуса, помогает воспринимать художественное произведение как произведение искусства. Умение проникнуть в эмоциональный настрой всего произведения или понять состояние героя, определить это состояние, соотносить героя с его поступками, проникнуться сочувствием, симпатией или антипатией к нему автора, а затем решать, какие будут использованы интонационные средства для передачи всего этого при чтении вслух. Формируются умения следующим образом. После первичного чтения определяем общую эмоциональную направленность произведения или состояние героя, отношение к нему. Работая с текстом при повторном чтении, соотносим героев с их поступками, определяем эмоциональное состояние каждого по ремаркам – словам действующих лиц или автора. Следующая ступень более сложная – определение скрытых чувств подтекста. Обучая детей выразительному чтению, подробно обсуждаем средства выразительности при чтении смысловых отрывков: силу и высоту голоса, расстановку пауз, эмоциональную окраску речи, изменения темпа чтения в зависимости от содержания, определяем интонацию. А помочь в этом могут пиктограммы: изображения лиц в разных эмоциональных состояниях. Рассматривая их, определяем, кому из этих человечков могли бы принадлежать слова из данного произведения (см. приложение 5).

Разные виды работ над текстом также способствуют развитию навыков выразительного чтения. Это и инсценирование текста или отрывка, и чтение «в лицах», и выборочное чтение, когда учащиеся получают задание прочесть предложение с заданной интонацией: вопросительной, восклицательной, просящей и так далее. Особенно выразительны в произведениях диалоги. Главное средство речевой выразительности – интонация. В обыденной жизни интонация рождается непроизвольно, сама собой, так как говорящий человек выражает свои мысли и детей является постановка пауз внутри предложения, содержащего несколько словосочетаний.

Я в своей работе использую такую последовательность: самостоятельное выделение логических ударений, анализ вариантов смысловых ударений в зависимости от изменения смысла читаемого текста и объяснении своего выбора. Например: всё вторит весело громам;

С первых дней обучения в школе при чтении рассказов, сказок, стихов, басен ввожу упрощённые знаки, которые являются помощниками в формировании навыков выразительного чтения (см. приложение 6).

В заключении хочу сказать, что интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно – познавательные мотивы чтения.

Условием овладения читательской деятельностью является также знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определёнными умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению.

Цель моей работы – показать систему работы по формированию навыка чтения и совершенствованию качества чтения. Только систематическая, кропотливая работа может дать желаемый результат.

Для наиболее эффективного обучения с первых дней учителю совершенно необходимо иметь достаточно полное представление о степени подготовленности детей по чтению.

В первые, дни пребывания ребёнка в школе, я считала целесообразным зафиксировать умения и навыки по чтению. В итоге получилась такая картина:

Источник

1 навык чтения качества навыка чтения

Вопросы к теме
1.Психологическая характеристика процесса чтения и навыка чтения.
2.Методика работы над правильностью чтения.
3.Формирование беглости чтения.
4.Методика работы над сознательностью чтения.
5.Формирование умений выразительного чтения

Ключевые слова темы
Чтение, навык чтения, техника чтения, этапы формирования навыка чтения, правильность, беглость, фиксация, поле чтения, сознательность, выразительность, интонация, задача чтения, смысловое чтение

Методические приемы, обеспечивающие овладение
выразительным чтением
а) Орфоэпическая работа
Всякое нарушение норм орфоэпии: 1) мешает восприятию художественного произведения; 2) нарушает благозвучие художественного произведения; 3) ослабляет эстетическое воздействие художественного произведения на слушателей.
С целью предупреждения орфоэпических ошибок учитель показывает, как правильно произносить те или иные слова из текста (это можно делать в процессе словарной работы перед чтением текста, а также по ходу перечитывания текста). Существуют следующие группы орфоэпических ошибок:
1 группа — дети читают слова так, как они написаны (в этих словах есть расхождение написания и произношения).
2 группа — ошибки просторечного характера: колидор, транвай, пондравился, сем, каталася, собралися, чтоба, сколька, стихворение, хочут.
3 группа — ошибки диалектного происхождения: ещё [ишо], жен[ч’]ина, к[о]нава.
б) Образец чтения.
Образцом для учащихся является прежде всего речь самого учителя. Каждое высказывание учителя должно быть выразительным. Учитель должен тщательно готовиться к выразительному чтению художественного произведения. Не нужно добиваться слепого подражания, главное, чтобы школьники при чтении выражали собственное отношение к тому, о чем рассказывает автор. С этой целью учителю нужно иногда обсуждать свое чтение с учащихся. Неправильно поступают учителя, которые после своего прочтения говорят «Вот как надо читать» и никакой другой работы над выразительным чтением не ведут.
Как образец может быть использована фонохрестоматия — исполнение литературного произведения мастерами художественного слова. Необходимо анализировать приемы исполнения художественного произведения артистом:
— чем вам понравилось чтение?
— почему артист сделал значительную паузу после слов.
— почему артист выделил голосом слова.
— почему меняется темп чтения и т. д.
Обращение к образцам чтения становится эффективным только в сочетании с другими приемами.
в) Составление разметки, партитуры текста (т. е. графического плана).
В тексте художественного произведения проставляются паузы, логические ударения, определяется темп, ритм, громкость чтения (см. пример на стр. ). Вначале партитура делается с голоса учителя, потом составляется коллективно, и, наконец, самостоятельно. Для этого можно использовать не все стихотворное или прозаическое произведение, а только отрывок.
г) Упражнения в чтении с последующим анализом.
Они проводятся под контролем учителя и класса и обязательно должны сопровождаться обсуждением чтения:
— соблюдал ли он при чтении все знаки разметки?
— чем вам понравилось его чтение?
— какие замечания хотите сделать?
— удалось ли передать при чтении нужное настроение?
— почувствовали ли вы его отношение к героям?
Обязательно нужно привлекать детей к оцениванию чтения стихотворений наизусть — это один из способов коллективной оценки.
д) Сравнительный анализ нескольких (обычно двух) различных вариантов чтения с целью выбора правильного варианта.
Стихотворение С.Есенина «Береза» учитель прочитывает вначале плавно, чуть замедленно, а потом быстро, четко, громко. В результате дети делают вывод, какое чтение лучше. Или учитель читает стихотворение с соблюдением ритмических пауз и без них. Дети делают вывод, что во втором случае стихотворение звучит нескладно. Учитель предлагает учащимся прочитать часть текста вначале громко, а потом тихо. Выбирается подходящий к содержанию вариант чтения.
Итак, при обучении выразительному чтению ведущим является:
— понимание всех сторон художественного произведения;
— понимание авторского отношения к событиям и героям;
— наличие собственного отношения к прочитанному;
— чтение художественного произведения с намерением воздействовать на слушателей.

Вопросы и задания к теме
1.Раскройте следующие понятия: чтение, процесс чтения, навык чтения, этапы становления навыка чтения.
2.Назовите типичные ошибки при чтении и их причины.
3.Что влияет на беглость чтения? Как ее формировать?
4.Что означает термин «сознательность» чтения? Перечислите приемы формирования этого качества.
5.Какие умения необходимо формировать для развития выразительности чтения? Какие приемы можно использовать для этого?
6.Как взаимосвязаны разные качества полноценного навыка чтения?
7.Прокомментируйте назначение следующих заданий из учебника О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы — 2 кл.»
Задание № 1. Читай внимательно:
уголки — угольки
катали — скатали
сесть — съесть
кружится — крутится
Задание № 2. Читай целыми словами:
бой — разбой — разбойник — разбойничал
пас — пасет — пастух
мчал — мчался — помчался
Задание № 3. Прочитай сначала плавно, по слогам, потом слитно:
са-мо-ле-ты → самолеты
объ-яс-нить → объяснить
от-ды-ха-ли → отдыхали
Задание № 4. Найди ошибки и прочитай правильно:
ОНИ ПОДБЕЖАЛИ НА КУХНЮ И СТАЛИ ТЫКАТЬ КОЧЕРГОЙ ПОД РЕЧКУ.
Задание № 5. Читай правильно:
Драться, прятаться, выбраться, конечно, несчастье, на лестнице.
8.Составьте памятку для учащихся «Как подготовиться прочитать текст выразительно?»
9.Составьте итоговую таблицу «Выработка качества полноценного навыка чтения»:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *