Узнать задачу познать что то новое

Урок в 8 классе на тему «Тире между подлежащим и сказуемым»

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.

1. Изучение правила постановки тире между подлежащим и сказуемым.

2. Формирование умения применять правило в письменной речи.

3. Обогатить словарный запас детей (подбор однокоренных слов, образных выражений)

Оборудование: таблица «Тире между подлежащим и сказуемым», запись предложений на доске.

Методические приёмы: работа у доски, работа с учебником, с таблицей,

Тип урока: урок усвоения новых знаний учащихся.

1. Проверка домашнего задания:

2) В это время опрос по вопросам:

— Какой член предложения называется подлежащим? Какой член предложения называется сказуемым?

— Назовите основные способы выражения подлежащего. Приведите примеры.

— Какие виды сказуемых вы знаете?

3) Проверка выполнения задания у доски.

4) Проверка упражнения 64-назвать сказуемые (по «цепочке»).

2. Словарная работа у доски. (ученик пишет слова под диктовку).

Ровесник, сверстник, президиум, президент, приоритет, привилегия, преследование, специальность, профессия, регулировать, талантливый, гениальный, директор, секретарь.

3. Изучение нового материала. (постановка цели изучения материала).

1) Упражнение 73-устно (учащиеся объясняют постановку тире между подлежащим и сказуемым).

2) Чтение вслух параграфа 11.

3) Работа со схемами на таблице.

4) Графическое объяснение пунктуации. (Задание: графически объясните, почему поставлено или не поставлено тире). – предложения предварительно записаны на доске.

1) Венера – самая яркая звезда ночного неба.

2) Земля велика и прекрасна.

3) Её глаза как яркие звёзды.

4) Курить здесь воспрещается.

5) Язык есть сама жизнь

6) Чужим умом жить – добро не нажить.

5) Запись предложений на доске. Объяснить знаки препинания.

1) Наши души-зеркала, отражающие нас.

3) В человеческой тёмной судьбе ты призыв к вышине.

5) Этот день словно праздник.

6) Север это болото без дна и края.

7) Голова без ума как фонарь без света.

9) Эти равнины словно бескрайнее море.

10) Бедность не порок.

13) Жизнь пройти – не поле перейти.

Все мы правила учили,

О тире мы не забыли!

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем грамотно писать.

Мы писали и читали,

И немного мы устали.

Книжки в сторону отложим,

Организму мы поможем:

Раз – направо, два – налево…

Отдыхаем мы умело1

— выписать предложения с недостающими знаками препинания,

— выписать и объяснить слова с пропусками,

— разобрать по составу слово каменная ( камен-корень, н-суффикс, ая-окончание),

— подобрать однокоренные слова (по колонкам):

Святая –свято, святилище, освятить, священный.

Защищать –защита, защитник, защититься.

Спина –спинка, спинной, спинномозговой.

6) Работа за компьютерами. (Тренировочные упражнения из блока «Фраза»)- учащиеся находят тему «Тире между подлежащим и сказуемым», варианты 480-481 и выполняют задание: вставляют пропущенные буквы и знаки препинания.

За выполненное задание учащиеся получают оценку.

Задание: расставить знаки препинания и вставить пропущенные буквы.

1. Книга источ..ник знаний. Мой отец учитель. Отец учитель истории.

2. Дуб дерево крепкое. Учит..ся значит много трудит..ся.

3. Чай пить не дрова рубить. Решить задачу познать что-то новое. Учит..ся

4. Научит..ся играть в теннис это здорово! Бедность не порок. Курить

5. Сер..це не камень. Он хороший плотник. Дело дрянь.

6. Серёжа, по-моему, хороший футболист. Площадь квартиры 50 метров.

7. Москва сер..це России. Саша волейболист. Ссрёжа тоже волейболист.

1. Книга – источник знаний. Мой отец учитель. Отец – учитель истории.

2. Дуб – дерево крепкое. Учиться – значит много трудиться.

3. Чай пить – не дрова рубить. Решить задачу – познать что-то новое. Учиться всегда пригодится.

4. Научиться играть в теннис – это здорово! Бедность не порок. Курить –

6. Серёжа, по-моему, хороший футболист. Площадь квартиры – 5о метров.

7. Москва – сердце России. Саша – волейболист. Серёжа тоже волейболист.

параграф 11, упражнение 75.

Узнать задачу познать что то новое

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Узнать задачу познать что то новое

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Узнать задачу познать что то новое

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Узнать задачу познать что то новое

Номер материала: ДВ-372363

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Узнать задачу познать что то новое

В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря

Время чтения: 1 минута

Узнать задачу познать что то новое

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Узнать задачу познать что то новое

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Узнать задачу познать что то новое

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Узнать задачу познать что то новое

Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год

Время чтения: 2 минуты

Узнать задачу познать что то новое

Совфед отклонил закон о верифицированных онлайн-платформах и учебниках

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок русского языка в 7 классе Тема: «Тире между подлежащим и сказуемым»

Узнать задачу познать что то новое

Урок русского языка в 7 классе
Тема: «Тире между подлежащим и сказуемым»

Орг. момент Лингвистическая разминка.

Подобрать синонимы к слову кроткий (незлобивый, уступчивый, покорный, робкий, безответный, тихий).
Дополнительное задание: найти паронимы – слово, сходное по звучанию – к слову кроткий – краткий.

Проверка дом. задания

Теоретические вопросы:
— что называется сказуемым? (это главный член пр – ния, который зависит только от подлежащего и обозначает его признак или действия).

— каковы признаки простого глагольного сказуемого? (в простом сказуемом лексическое и грамматическое значения выражены одним словом).

— чем может быть выражено простое глагольное сказуемое? (простое глагольное сказуемое может быть только глаголом).

— какую роль играют вспомогательные слова в составе глагольного сказуемого? (вспомогательные слова выражают грамматическое значение сказуемого)

Тема нашего урока «Тире между подлежащим и сказуемым»

Мотивация А зачем нужно изучать данную тему? (правила пунктуации не случайны: они помогают, так расставить знаки препинания, чтобы легко было понимать текст, выявлять его структуру, передавать его эмоциональное напряжение). Изучение нового материала

1.Повторение пройденного материала.
Тире – разделительный знак, отделяющий один главный член предложения от другого.

Компьютер – электронно-вычислительная машина. Дважды два – четыре.

— какие случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым вам известно? (Тире в простом предложении ставится, если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными).

– Приведите примеры
Волга – крупнейшая река Европы.
Знание – сила.

Рассмотрение теоретического материала.
(Дети самостоятельно читают параграф 14, с. 85- 86). Обобщение основных случаев. (Составление таблицы)

1.подлежащее и сказуемое выражены сущ – ныи или именем числительным в И. п.

1. сказуемое присоединяется союзом КАК или другими сравнительными союзами.

2. оба главных члена выражены неопределённой формой глагола

2. подлежащее выражено личным местоимением

3. один главный член выражен неопределённой формой глагола, а другой – именем сущ – ным

3. при сказуемом есть отрицательная частица НЕ

4. перед сказуемым стоит указательная частица это или вот, перед тире ставится перед этой частицей

ПРИМЕЧАНИЕ. Если логическое ударение падает на подлежащее, то тире может ставиться и в этих случаях.

Упражнение на закрепление нового материала
Карточка 71 (1часть) (устно), 2 – 3 части – письменно. Упр.104 (самостоятельно)

Спишите, расставляя знаки препинания. Сделайте вывод.
11.Словарная работа.

6. У башкирского народа есть пословица, запишите её, объясните постановку знаков препинания, докажите, что это – предложение.

Доброе намерение – половина счастья.

– Это предложение, так как имеет признаки:

Является высказыванием о предмете речи (намерение). Является единицей общения. Имеет грамматическую основу (намерениеполовина счастья). Имеет интонацию конца.

12. Домашнее задание.

Параграф 13, упр. 103.

14. Рефлексия.
— На ваших столах лежат листы обратной связи, заполните их, отвечая на вопросы.
Лист обратной связи

Понравился ли вам урок? Что вам заполнилось больше всего на сегодняшнем уроке? Что вызвало у вас затруднение в ходе урока? С каким настроением вы работали сегодня на уроке?

Задание: Поставьте тире и пропущенные буквы, где это необходимо.

1. Книга источ…ник знаний. Мой отец учитель. Отец учитель истории.

2. Дуб дерево крепкое. Учит…ся значит много трудит…ся.

3. Чай пить не дрова рубить. Решить задачу познать что – то новое. Учит…ся всегда пригодит..ся.

4. Научит..ся играть в теннис это здорово! Бедность не порок. Курить здоровью вредить.

5. Сер..це не камень. Он хороший плотник. Дело дрянь.

Лист обратной связи

1. Понравился ли вам урок?

2. Что вам заполнилось больше всего на сегодняшнем уроке?

3. Что вызвало у вас затруднение в ходе урока?

4. С каким настроением вы работали сегодня на уроке?

Источник

Узнать задачу познать что то новое подлежащее и сказуемое

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое

Узнать задачу познать что то новое

Понятие предложения

Предложение — это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль. Может быть простым или сложным.

Простые предложения — это такие предложения, в которых есть одна грамматическая основа.

Сложные предложения — это такие предложения, у которых есть две или более грамматических основы.

Есть три типа предложений по цели высказывания:

Предложение состоит из слов или словосочетаний, которые объединены по смыслу и грамматически. В каждом предложении есть грамматическая основа — обычно это подлежащее и сказуемое.

У грамматической основы есть две функции:

Смысловой центр. Если отбросить второстепенные и оставить только главные члены, смысл предложения останется понятным.

Грамматический центр. Именно основа привязывает предложение к реальности и времени. Точнее, это функция сказуемого, подлежащее указывает на субъект действия.

Члены предложения

Члены предложения — это слова, которые входят в состав предложения. Они делятся на главные и второстепенные. Каждый член предложения отвечает на какой-нибудь вопрос.

Для примера рассмотрим предложение:

Наша родня зимой переезжает из дома в квартиру.

Кто переезжает? — Родня.

Когда переезжает? — Зимой.

Семья что делает? — Переезжает.

Откуда переезжает? — Из дома.

Куда переезжает? — В квартиру.

Давайте узнаем, на какие вопросы отвечают главные и второстепенные члены предложения.

Главный член предложения: подлежащее

К главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое. Они связаны друг с другом по смыслу и грамматически.

Подлежащее — это главный член предложения, который отвечает на вопросы: «кто?», «что?».


Узнать задачу познать что то новое

Подлежащее называет субъект, который производит действие, испытывает какое-либо состояние, обладает определенным признаком. Подлежащее подчеркивается одной чертой.

Выделим предлежащее в предложениях:

Главный член предложения: сказуемое

Сказуемое — это главный член предложения, который отвечает на один из вопросов: «что делает?», «что делается?», «каков?», «кто он?», «что такое?».

Сказуемое связано с подлежащим и называет его действие, состояние или признак. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос, как и наоборот. Сказуемое подчеркивается двумя чертами.

Выделим сказуемое в предложениях:

Сказуемое может быть выражено любой самостоятельной частью речи, кроме деепричастия.

На рисунке изображены примеры предложений с разными частями речи в роли сказуемого.

Узнать задачу познать что то новое

Сказуемые делятся по типам на простые и составные. А составные сказуемые делятся на глагольные и именные.

Простое глагольное сказуемое состоит из одного глагола в любой форме, который выполняет и грамматическую, и смысловую функции.

Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола с фазовым (начать, продолжить) или модальным (хотеть, мочь) значением или краткого прилагательного с модальным значением (должен, рад) + смысловой глагол.

Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки (быть, есть) и именной части. Именная же часть может быть выражена существительным, прилагательным, числительным, инфинитивом глагола, синтаксически неделимым сочетанием и даже наречием.

Простое глагольное сказуемое

Они работают стоя.

Он боится темноты.

Составное глагольное сказуемое

Они продолжают работать стоя.

Он стал бояться темноты недавно.

Составное именное сказуемое

Они стали ночными рабочими.

Он так и остался трусом.

Узнать задачу познать что то новое

Второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения — это слова, которые поясняют сказуемое, подлежащее или один из второстепенных членов.

Озорной щенок любопытно разглядывал новую игрушку.

Подлежащее — щенок, сказуемое — разглядывал.

Второстепенные члены предложения: озорной, любопытно, новую, игрушку.

Как относятся друг к другу члены предложения схематически:

Узнать задачу познать что то новое

У каждого второстепенного члена есть слово, от которого оно зависит. При этом подлежащее и сказуемое не зависят от других слов, поэтому их называют основой предложения.

Второстепенные члены предложения делятся на определения, дополнения и обстоятельства. В таблице отразили, от чего они зависят и как поясняют другие члены предложения.

Я отдал кислую и горькую конфету.

У стены стояла не большая, а маленькая тумбочка.

Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? (Вопросы косвенных падежей)

Дедушка починил лук и стрелы.

На холсте художник отразил небо и океан.

Как? Где? Куда? Откуда? Когда? Зачем? Почему?

Зимой и осенью нужно надевать более теплые вещи.

Дорога идет то направо, то налево.

Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения

Общаясь каждый день с огромным количеством людей, мы не задумываемся о том, что наш разговор состоит из слов, слова складываются в предложения, предложения — в связный рассказ. И это правильно. Так и должно быть.

Но иногда все-таки приходится вспоминать школьную программу по русскому языку. Например, чтобы объяснить ребенку основные правила, составить без стилистических ошибок документ, грамотно написать письмо или простую SMS-ку. И здесь нам не обойтись без знаний о том, что же такое подлежащее, сказуемое, и какую функцию они выполняют в предложении.

Главные члены — грамматическая основа предложения

Прежде всего необходимо запомнить, что предложение — это не какой-то набор разных слов, а взаимосвязанные между собой речевые единицы, которые, располагаясь в определенном порядке, представляют законченную информацию.

Каждое предложение строится по нескольким правилам:

Смысловым центром предложения являются его главные члены — подлежащее и сказуемое. Остальные единицы речи — это второстепенные члены предложения.

Способы выражения подлежащих

Подлежащее отвечает на вопросы кто (что)? и обозначает одушевленный или неодушевленный предмет (лицо, событие, явление, понятие и т.д.). В предложении оно всегда стоит в именительном падеже.

Может быть выражено не только одним словом, но и каким-либо словосочетанием, и даже фразеологизмом. Проще говоря, подлежащее — это то, о ком или о чем говорится в данном предложении. Это предмет, совершающий действие.

Способов выражения подлежащих существует множество, например:

Реже подлежащее выражается союзом, предлогом, междометьем.

Особенности выражения сказуемых

Чаще всего подлежащее поясняется другим главным членом — сказуемым. Оно говорит о том, что делает человек или предмет, или в каком состоянии он находится.

Сказуемое отвечает на вопросы:

Что делал (сделал, сделает)? Какова (каков, каково, каковы)?

Сказуемое чаще всего бывает глаголом:

Девочка нарисовала маму.
Дети вышли на прогулку.
Я посещаю музыкальную школу.

Но может выражаться и другими частями речи.

Различают два вида сказуемых: глагольные и именные. К тому же, глагольные сказуемые бывают простыми и составными.

Простые глагольные сказуемые могут быть выражены глаголом (в любом наклонении):

Составные глагольные сказуемые включают в себя вспомогательное слово и неопределенную форму глагола. Первое из которых несет грамматическое, а второе — лексическое значение:

Составные именные сказуемые выражаются двумя (несколькими) словами или одним словом, но не глаголом:

Знаки препинания между членами предложения

В зависимости от того, какими именно частями речи являются главные члены предложения, ставятся и знаки препинания, в частности «тире».

Как подчеркиваются главные члены предложения

Почему подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием

Часто возникает вопрос: подлежащее и сказуемое — это словосочетание или нет? Чтобы ответить на него, нужно сначала вспомнить определение:

Словосочетание — это сочетание главного члена с одним или несколькими второстепенными членами предложения.

Как доступно рассказать ребенку о главных членах предложения

Нам, взрослым людям кажется, что найти грамматическую основу предложения просто. Но ребенку, который еще только знакомится с правилами русского языка, порой бывает очень трудно понять, что такое сказуемые и подлежащие, и как их найти. Особенно, если вторые выражены не существительными, а первые — не глаголами. Еще одна сложность заключается в том, что в предложении может быть несколько имен существительных.

В начальной школе изучаются только простые предложения, поэтому доступно рассказать о главных членах сможет рассказать практически любой родитель. Разберем объяснение на примере предложения:

К зиме заяц меняет серую шубу на белую.

Узнать задачу познать что то новое

Задание. Найдите подлежащее и/или сказуемое в следующих предложениях

Чтобы быстро и правильно находить главные члены в предложении, нужно внимательно изучить данный вопрос и разобрать несколько примеров. Для погружения в тему рекомендуем также ознакомиться со смежной статьёй про грамматическую основу. Она дополнит материал и тогда эта тема не будет вызывать трудностей ни у вас, ни у ваших детей.

Подлежащее и сказуемое

Подлежащее и ска­зу­е­мое — это грам­ма­ти­че­ская осно­ва предложения.

Что такое под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое в пред­ло­же­нии, начи­на­ют зна­ко­мить ребят со 2 класса.

Чтобы понять, какие чле­ны пред­ло­же­ния — это под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, опре­де­лим, как сло­ва состав­ля­ют предложение.

Подлежащее — главный член предложения

Предложение — это не про­сто набор слов, а опре­де­лен­ным обра­зом сгруп­пи­ро­ван­ные еди­ни­цы речи, кото­рые все вме­сте состав­ля­ют закон­чен­ное сооб­ще­ние о ком-то или о чем-то.

Это отдель­ные сло­ва, кото­рые каж­дое само по себе что-то обо­зна­ча­ют, но суще­ству­ют само­сто­я­тель­но, не свя­за­ны друг с другом.

А это уже орга­ни­зо­ван­ная систе­ма слов, кото­рая пере­да­ет нам све­де­ния о том, что на небе взо­шло солн­це. Эти сло­ва, рас­по­ло­жен­ные в опре­де­лен­ном поряд­ке и про­из­не­сен­ные с повест­во­ва­тель­ной инто­на­ци­ей, выра­жа­ют закон­чен­ную мысль. Это пред­ло­же­ние. Предложение может состо­ять из одно­го или несколь­ких слов.

Сравним:

Пришла зима. На дво­ре очень холодно.

Каждое пред­ло­же­ние стро­ит­ся по опре­де­лен­ным зако­нам. В нем сло­ва свя­за­ны друг с дру­гом по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски. В пред­ло­же­нии име­ют­ся такие чле­ны пред­ло­же­ния, вокруг кото­рых груп­пи­ру­ют­ся осталь­ные сло­ва. Такие сло­ва состав­ля­ют смыс­ло­вой центр пред­ло­же­ния. Это глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Они име­ют свои названия:

Подлежащее назы­ва­ет то, о ком или о чем гово­рит­ся в пред­ло­же­нии. Этот глав­ный член пред­ло­же­ния обо­зна­ча­ет пред­мет, кото­рый сам совер­ша­ет действие.

Узнать задачу познать что то новое

Предмет, кото­рый обо­зна­ча­ет­ся под­ле­жа­щим, может быть оду­шев­лен­ным и неоду­шев­лен­ным. Одушевленный пред­мет отве­ча­ет на вопрос кто? Неодушевленный пред­мет отве­ча­ет на вопрос что?

В пред­ло­же­нии под­ле­жа­щее под­чер­ки­ва­ет­ся одной пря­мой линией.

Отыщем и под­черк­нем под­ле­жа­щее в предложениях:

Что такое сказуемое?

Подлежащее обыч­но пояс­ня­ет­ся дру­гим глав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, кото­рый назы­ва­ет­ся сло­вом «ска­зу­е­мое».

Сказуемое сооб­ща­ет то, что ска­за­но в пред­ло­же­нии о под­ле­жа­щем. Оно обо­зна­ча­ет, что дела­ет пред­мет, какое дей­ствие он про­из­во­дит или в каком состо­я­нии находится.

(Что?) Солнце (что сде­ла­ло?) вста­ло из-за леса.

Узнать задачу познать что то новое

Сказуемое в пред­ло­же­нии под­чер­ки­ва­ет­ся дву­мя пря­мы­ми линиями.

Подлежащее и ска­зу­е­мое — это осно­ва пред­ло­же­ния. Эти глав­ные чле­ны друж­ны меж­ду собой. Они рав­но­прав­ны и ино­гда сов­па­да­ют в неко­то­рых грам­ма­ти­че­ских фор­мах (чис­ло, род).

(Кто?) Мальчик (что сде­лал?) сма­сте­рил само­лё­тик (ед. ч., м. р.)

(Кто?) Дети (что сде­ла­ли?) при­шли в зоо­парк (мн. ч.)

Подлежащее и ска­зу­е­мое состав­ля­ют глав­ную мысль в пред­ло­же­нии. Остальные чле­ны пред­ло­же­ния толь­ко допол­ня­ют, уточ­ня­ют её.

Узнать задачу познать что то новое

Если в сооб­ще­нии толь­ко два глав­ных чле­на пред­ло­же­ния, то это нерас­про­стра­нен­ное пред­ло­же­ние.

Если в пред­ло­же­нии име­ют­ся дру­гие чле­ны, кро­ме под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го, такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся распространенным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *