Уже через месяц выяснилось что новые сотрудники люди безответные

Вариант

Уже через месяц выяснилось что новые сотрудники люди безответные

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный глас­ный звук?

А2. В каком предложении вместо слова БЕЗОТВЕТНЫЙ нужно упот­ребить БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ?

1) В прихожей нас встретила молчаливая, опрятно одетая служан­ка — БЕЗОТВЕТНАЯ женщина средних лет.

2) Сестра зачарованно слушала БЕЗОТВЕТНОЕ молчание трубки.

3) Уже через месяц выяснилось, что новые сотрудники — люди БЕЗОТВЕТНЫЕ: они не привыкли отвечать за свои поступки.

4) Теперь все вопросы, относящиеся к строительству дома, оста­нутся БЕЗОТВЕТНЫЕ.

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Накладывая цветные изображения точно друг на друга,

1) получается так называемая глубокая печать иллюстраций.

2) снимается вопрос об использовании специальных программ.

3) можно воспроизвести оригинал картинки.

4) возникает ощущение насыщенности красок.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Побежали по деревенским улицам бурные потоки.

2) Я уехал на полгода, но не вернулся.

3) Было так тихо, что издалека слышался шепот падающих ли­стьев.

4) Автор показывает героев своего времени и как общество изме­няет их.

Прочитайте текст и выполните задания А6—А11.

(1)Вырабатывая огромное количество энергии, тепловые элек­тростанции выбрасывают в атмосферу миллионы тонн золы и газов, загрязняющих окружающую среду. (З)Аварии на атомных станциях и предприятиях, работающих с радиоактивными материалами, при­водят к катастрофическим последствиям. (4)Продукты с измененным генетическим кодом, все шире поступающие в продажу, в принци­пе могут оказаться опасными для человека. (б)Гармонично вписать технику в природные процессы — одна из насущных задач ученых наступившего века. (6). можно обеспечить не просто выживание, а достойную жизнь грядущих поколений.

А6. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Научные достижения поставили перед человечеством множество морально-этических проблем.

2) Технологический прорыв стал возможен благодаря появлению новых научных направлений — нанотехники и нанотехнологии.

3) Новейшие научные и технические разработки, кроме несомнен­ных благ, несут в себе потенциальную опасность.

4) Первым документом, определяющим ответственность ученых за сохранение человечества, стал манифест Б. Рассела и А. Эйн­штейна.

А7. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

А8. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения тек­ста?

1) выбрасывают миллионы тонн золы и газов (предложение 2)

2) могут оказаться опасными (предложение 4)

3) вписать технику (предложение 5)

4) можно обеспечить (предложение 6)

А9. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

1) сложное бессоюзное

3) простое, осложненное

А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПРОСТО из шестого (6) предложения текста

1) частица 2) краткое прилагательное 3) наречие 4) краткое причастие

А11. Укажите значение слова НАСУЩНЫЕ в предложении 5.

1) трудные 2) важные 3) ресурсозатратные 4) практические

А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна Н?

Разбитые стекла в окнах были замене(1)ы фанерой, обреза(2)ой простой пилой. Иные окна и вовсе были заколоче(3)ы досками, разными по размеру и толщине.

А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) обл..гченный, неподр..жаемый, предст..вление

2) г..рюющий, безобл..чный, обл..живший

3) сов..ршенство, посв..тить (поэму), трен..р

4) выр..стить, ел..пились, накр..нилась (лодка)

А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) ад..ютант, собез..янничать, с. ежиться

2) непр. ступные (скалы), пр..зидент, пр..зирать (врагов)

4) раз..брать, пр..поведник, р..зыскной

А15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Я?

1) сотрудники вер..т; стро..щийся дом

2) деревья дремл..т; завис. щий от нас

3) маляры крас. т; бор..щийся с врагом

4) ученики смотр..т; стел..щийся туман

А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена бу­ква Е?

А. растл..вать Б. гостин..ц В. кож..ца Г. причудл..вый

1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) А, Г

А17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?

История н(1) знает н(2) одного человеческого общества, будь оно самое отсталое, которое н(3) имело бы своего звукового письма.

А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) (В)ПОСЛЕДСТВИИ музыкант играл, (НЕ)СМОТРЯ на кла­виши.

2) ТО(ЖЕ) самое должен сделать и я, ЧТО(БЫ) написать хорошо диктант.

3) ЧТО(БЫ) научиться хорошо петь, он дополнительно занимал­ся пять лет, ЗА(ТО) результаты учебы оказались потрясаю­щими.

4) (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ столетий лиственные леса покрывали север современной Европы, (ПРИ)ЧЕМ дремучие, как в сказках.

А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсут­ствия в предложении:

При работе первый двигатель внутреннего сгорания сильно на­гревался ( ) и его снабдили трубками водяного охлаждения змеевикового типа.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А20. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Из-за (1) чернеющего на горизонте (2) леса поднимался (3) как бы угрожая природе (4) красноватый шар луны.

1) 3, 4 2) 2, 3, 4 3) 1, 2 4) 1, 2, 3, 4

А21. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Однако (1) в XIV—XVI веках астрологи (2) как правило (3) не унижались до обмана, искажения фактов и тому подобных дейст­вий (4) обычно (5) сопровождающих лженауку.

1) 1, 2, 3, 4 2) 2, 3, 5 3) 1, 4, 5 4) 2, 3, 4

А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) При обработке кремень довольно легко раскалывается на острые твердые пластинки.

2) Серная кислота взаимодействует с аммиаком или выпадает в почву и нейтрализуется основаниями.

3) О былом благополучии и знатности рода Буниных будущий писатель узнает и по семейным преданиям и по литературным источникам.

4) На зимней просеке спящего леса слышен шорох лыж да горячее дыхание лыжника.

А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Есть более современный метод биологической защиты: в геном сельскохозяйственных растений вводят гены, кодирующие веще­ства, вредные для потенциальных врагов этих растений.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предло­жения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, рас­крывает содержание того, о чем говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопос­тавлена первой части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части.

А24. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Иногда (1) в экспериментах используются задачи (2) логическая структура (3) которых (4) не имеет аналогов в реальной жизни.

А25. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Не бывает в лесу одиноко (1) и (2) если вы взгрустнете (3) повнимательнее взгляните на самую обыкновенную березу (4) которая встретится на вашем пути.

1) 1, 3 2) 2, 3 3) 1, 4 4) 1, 2, 3, 4

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выра­женным причастным оборотом?

1) Орбита движения Земли представляет собой эллипс, в одном из фокусов которого расположено Солнце.

2) Из землянки вышел солдат, который привел задержанного к уполномоченному Особого отдела, и закинул за плечо вин­товку.

3) Большая комната, которая именовалась залом заседаний, была переполнена.

4) Без косы, которая золотистой подковой обрамляла голову, я маму просто ни разу в жизни не видела.

А27. Прочитайте текст.

С кессонной болезнью водолазов научились бороться при помощи ступенчатой декомпрессии. Подъем из глубины проходил не быстро, а постепенно, с длительными остановками на подходе к поверхно­сти. Однако для таких остановок требовался значительный авто­номный запас воздуха и облегченная конструкция гидрокостюма. Именно эти потребности и привели в конце концов к изобретению акваланга.

В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная_информация, содержащаяся в тексте?

1) Изобретение акваланга связано с методом борьбы против кес­сонной болезни — ступенчатой декомпрессии, который требовал облегченную конструкцию гидрокостюма и значительный запас воздуха.

2) Если у водолаза значительный запас воздуха и облегченная конструкция гидрокостюма, то кессонная болезнь ему не гро­зит.

3) Чтобы не возникала кессонная болезнь, надо подниматься из глубины постепенно, с длительными остановками на подходе к поверхности.

4) После изобретения акваланга у водолазов практически не бывает кессонной болезни.

Прочитайте текст и выполните задания А28—АЗО; В1— В8; С1.

(2)Гладко отшлифованный металл офицерских «парабеллумов» отливал вороненой чернотой, рубчатая рукоятка как бы сама про­силась в объятия ладони.

(З)Спусковая скоба, тоже до щекоткой скользкости отполированная, требовала погладить ее, просунуть ука­зательный палец к твердой упругости спускового крючка.

(4)Предо­хранительная кнопка легко сдвигалась, освобождая золотистые па­троны к действию.

(5)Во всем готовом к убийству механизме была чужая томящая красота, какая-то тупая сила призыва к власти над другим человеком, к угрозе и подавлению.

(6)«Браунинги» и маленькие «вальтеры» поражали своей иг­рушечной миниатюрностью, никелем ствольных коробок, плени­тельным перламутром рукояток, изящными мушками над круг­лыми дульными выходами.

(8)И как гармонично сконструирован был немецкий «шмайссер», почти невесомый, совершенный по своей форме автомат.

(9)Сколько человеческого таланта было вложено в его эстетическую стройность прямых линий и металлических изгибов, манящих «покорностью и словно бы ждущих прикосновения к себе.

А28. Какое из высказываний не соответствует содержанию текста?

А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 6—10?

2) рассуждение и описание

3) повествование и рассуждение

4) повествование и описание

А30. В каком предложении все слова употреблены в прямом лексиче­ском значении?

В1. Определите, каким способом образовано слово ПРИКОСНОВЕНИЯ (предложение 9)?

В2. Из предложений 6—7 выпишите причастие.

В3. Из предложения 4 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.

В4. Среди предложений 1—9 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.

В5. Среди предложений 4—10 найдите предложение с обособленным распространенным приложением. Напишите номер этого предло­жения.

В6. Среди предложений 1—9 найдите сложное бессоюзное предложе­ние. Напишите номер этого предложения.

В7. Среди предложений 7—12 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи антонима. Напишите номер этого пред­ложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, ко­торый вы анализировали, выполняя задания А29—А31, В1— В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставь­те на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк отве­тов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

1) сравнительный оборот

6) синтаксический параллелизм

7) вопросно-ответная форма изложения

8) риторические восклицания

9) ряды однородных членов

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставлен­ных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не со­гласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читатель­ский, жизненный опыт (учитываются первые два аргумента). Объем сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по дан­ному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было коммен­тариев, то такая работа оценивается нулем баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

А2. В каком предложении вместо слова ШУМНЫЙ нужно употребить ШУМОВОЙ?

1) Энергичный и ШУМНЫЙ зачинатель многих дел, мастер до­машние дела бросал на полдороги.

2) Грозила степная весенняя путина; в каждом ярке и каждой бал­ке — ШУМНЫЕ потоки снеговой воды.

3) Я узнал, что старик выступил в губернском городе, что был там у него ШУМНЫЙ успех и ему обещали поездку в Москву.

4) Город-то разросся, одно свадебное гулянье настигает другое, да и ШУМНОЕ их оснащение возросло.

АЗ. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

3) началися каникулы

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Пытаясь понять объяснения егеря,

1) у меня разболелась голова.

2) возникали все новые вопросы.

3) карта расплывалась перед глазами.

4) внимательно осмотрел я крыльцо.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Те, кто учился в советской школе, помнят стихотворение в прозе «Русский язык».

2) В нашей стране работодатели обязаны платить единый соци­альный налог, установленный в соответствии с законодательст­вом.

3) В газете «Трибуне» опубликована интересная подборка стихов, присланных на конкурс читателями.

4) По завершении работы счетной комиссии были объявлены ре­зультаты голосования на выборах в Государственную Думу.

Прочитайте текст и выполните задания А6—А11,

(1)Древнерусские книжники редко указывали в рукописях свое имя. (З)Ведь они считали себя не авторами, творцами в современ­ном смысле слова, а лишь исполнителями высшей Божественной воли. (4)Как правило, авторы упоминают свои имена, лишь когда это необходимо, чтобы придать повествованию достоверность, доку­ментальность. (5)Так, составители житий часто рассказывали, что были очевидцами событий из жизни святого, а авторы повествова­ний о паломничествах, описывая собственные путешествия к вели­ким христианским святыням, сообщали свои имена. (6). ценилось не авторство, а авторитет пишущего.

А6. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Ценности и интересы земной жизни почти не привлекали вни­мание книжников.

2) Авторское начало в древнерусской литературе приглушено, не­явно.

3) Литература на Руси зарождается только после принятия хри­стианства.

4) Первые пять веков своего существования древнерусская литера­тура относилась к смеху настороженно и неодобрительно.

А7. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

1) Между прочим, 2) Однако 3) Чтобы 4) С тех пор как

А8. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предло­жения текста?

1) указывали имя (предложение 2)

2) они считали себя (предложение 3)

3) это необходимо (предложение 4)

4) ценилось (предложение 6)

А9. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

1) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями

4) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью ме­жду частями

А10. В каком предложении прилагательное употреблено в роли сущест­вительного?

АН. Укажите значение слова ПОВЕСТВОВАНИЕ в предложении 4.

1) жанр 2) тип речи 3) рассказ 4) факт

А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна Н?

Но поразительнее всего было то, что и изба, и все предметы в ней были разрисова(1)ы стра(2)ым и даже дикови(3)ым обра­зом.

А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) теор..тический, над..лить, з..рницы

2) р..внина, пос. девший (от горя), зар..дить

3) ум..лчать, пор..девший, гр..чиха

4) к..йма, осн..щение, прор..дить посадки

А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) без..ядерный, под..ячий, с. езжающий

2) ра..торгнуть, бе..путный, и..чезнуть

3) пр..творил (калитку), пр..клонил (колени), пр..обрел

4) с. трудник, нес..мненный, з..меняющий

А15. В каком ряду во обоих словах на месте пропуска пишется бу­ква Е?

1) старик дремл..т, езд..шь

2) рабочий нос..т, пол..шь

3) ветер зыбл..т, мел..шь

4) крестьянин кос. т, стел..шь

А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена бу­ква И?

А. проветр..вающий Б. глянц..вый В. устойч..вый Г. розн..чный

1) А, Б, Г 2) А, Б, В 3) В, Г 4) А, В, Г

А17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?

У человека есть одна родина, и, куда бы н(1) забросила его судьба, он н(2) смеет забывать н(3) свой край, н(4) свой город.

А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) На ней ТО(ЖЕ) есть отпечатки ваших пальцев, ПРИ(ЭТОМ) та­кие, какие можно оставить, вынимая гильзу ‘из патронника.

2) (НА)ВСТРЕЧУ с выпускниками пришли даже те, кто был (НА) СТОЛЬКО занят, что практически ни с кем из них не общал­ся.

3) Непонятно, (ОТ)ЧЕГО ты так расстроился, ведь очевидно, что все КАК(НИБУДЬ) уладится.

4) ЧТО(БЫ) удалить ржавчину с ножей, вилок, ложек и других предметов, можно ТАК(ЖЕ) воспользоваться сырым репчатым луком.

А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсут­ствия в предложении:

Канатных дорог в мире немного ( ) и строят их только в гористой местности.

1) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А20. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Руководствуясь (1) полученными от командира (2) указаниями (3) разведчик прошел еще несколько кварталов (4) заглядывая в ка­ждый переулок.

1) 1, 3 2) 3, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 4

А21. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Мощные лазеры (1) оказались (2) незаменимыми при термической обработке металлов. Лазерный луч в доли секунды нагревает тон­кий верхний слой (3) например (4) изделий из стали.

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 3

А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) В вагоне электрички было тесно от корзинок и сумок и шумно.

2) Все забыли про туман и опасности танцевали и пели хором.

3) Мне чудятся то шумные пиры то ратный стан то схватки бое­вые.

4) От слез у девушки покраснели глаза и нос и пухлые щеки.

А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Объем земляных работ на войне огромен: окоп бывает нужен ка­ждому пехотинцу, а порой и танкам.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопос­тавлена по содержанию второй части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится в первой части.

4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предло­жения.

А24. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В газете «Известия» напечатали статью политического обозревате­ля (1) выступления (2) которого (3) на радио (4) вызвали большой интерес слушателей.

А25. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В воображении молодоженов переплелись самые разные маршру­ты свадебного путешествия (1) и (2) если вдруг они усилием воли останавливались на чем-то одном (3) то опять забывали (4) куда хотели поехать первоначально.

1) 1, 3, 4 2) 2, 3 3) 1, 2, 4 4) 1, 2, 3, 4

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выра­женным причастным оборотом?

1) Опыты Дж. Томсона в конце XIX века дали толчок работе над техническими устройствами, которые используют потоки элек­тронов.

2) В технике приходится иметь дело с физическими величинами, которые могут меняться сотни и тысячи раз в секунду.

3) В устье Амазонки расположен самый большой в мире речной остров Маражо, который имеет площадь 48 тысяч квадратных километров.

4) В хороших механических часах стоят детали, изготовить кото­рые без лазерной технологии очень нелегко.

А27. Прочитайте текст.

Спорт отличается безграничными коммуникативными возможностя­ми. В нем сравнительно легко преодолеваются языковые барьеры. «Язык» спорта поистине интернационален. Он понятен всем и потому способен содействовать взаимопониманию, сотрудничеству и доброй воле народов независимо от расы и вероисповедания.

В каком из приведенных ниже предложений верно передана глав­ная информация, содержащаяся в тексте?

1) Участники спортивных соревнований легко преодолевают язы­ковые барьеры.

2) Независимо от расы и вероисповедания народы используют спорт как интернациональный язык общения.

3) Спорт содействует взаимопониманию, сотрудничеству и доброй воле народов, так как его «язык» универсален и понятен лю­бому.

4) Безграничные коммуникативные возможности спорта активно используются в международной политике, культурном обмене между странами.

Прочитайте текст и выполните задания А28—АЗО; В1—В8; С1.

(1)Бронзовый гигант Бартоломео Коллеони известен каждому, кто бывал в Музее изобразительных искусств в Москве, по вели­колепной, в натуральную величину копии, установленной в ниж­нем зале. (2)Я влюбился в лучшее творение Андреа Верроккьо, когда впервые десятилетним мальчишкой попал в музей, который мать по старинке называла Музеем изящных искусств. (3)В тот прекрасный жгуче-морозный январский день я раз и навсегда полюбил изящные искусства, и кровь во мне сменилась: послушное домашнее животное, прилежный ученик стал злостным прогуль­щиком, лентяем и лгуном. (4)Вместо школы я чуть ли не каждый день отправлялся в музей, без зазрения совести обманывая и домашних, и учителей, выгадывая враньем свободу и очаро­вание. (5)Так облагораживающе подействовали на незрелую душу изящные искусства.

(б)Конечно, я полюбил многое в музее, но Коллеони остался во мне первой любовью. (7)Он могуч и прекрасен, так же могуч и пре­красен его конь. (8)В горделивом поставе прямой крепкой фигу­ры, в жестких морщинах грозного лица, в косо выдвинутом вперед плече под железным оплечьем, в неумолимом и победном облике воителя было все, чем пленяется героическое мальчишеское сердце. (9)К тому же очаровывало, туманило голову звучное и таинственное слово «кондотьер». (10)Я так же не задумывался над его смыслом, как и над смыслом другого заветного слова: «мушкетер». (11)Мне не было дела, что кондотьер — это наемный военачальник, продаю­щий свой меч любому, кто хорошо заплатит. (12)Я вкладывал свой смысл в эти слова: в тяжело-звонком «кондотьер» звучала битва, стук мечей, топот тяжелых коней, в «мушкетере» — скрежет ост­рых шпаг.

(13)Было и еще одно, сделавшее скульптуру Верроккьо столь важной для меня. (14)Подавленные муки совести отыгрывались смутным ожиданием расплаты, я всякий раз не верил, что попаду в музей. (15)Не верил, садясь в кольцевой трамвай, не верил, прибли­жаясь к ограде музея, не верил, подымаясь по широким каменным ступеням и слыша свое громко стучащее сердце, не верил, минуя контроль, и разом исполнялся захлебывающейся веры, обнаруживая исчерна-зеленого кондотьера на своем месте. (16)Правда, до этого счастливого мига мой стыдливый взгляд должен был скользнуть по белому, голому, как из бани, Давиду, держащему на плече что-то вроде мочалки, а затем уже находил Коллеони. (17)И был мне брон­зовый воитель гарантией предстоящего счастья.

(18)Я продолжал любить Коллеони и взрослым, видя в нем уже не героя, а воплощение не пробужденной временем к сомнению и милосердию средневековой души. (19)Правда, подлинному цените­лю искусства полагается больше любить другого конника в том же зале — Гатемалату, созданного учителем Верроккьо, великим Дона­телло. (20)В нем больше гармонии, спокойствия, величавости, столь приличествующих скульптурным образам. (21)Не экспрессия и дви­жение стихия скульптуры, а состояние великого, сосредоточенного покоя. (22)Это утверждали в один голос все экскурсоводы. (23)Но я оставался верен Коллеони и всю жизнь мечтал о встрече с ним подлинным, первозданным под небом Венеции.

А28. Какое утверждение противоречит содержанию текста?

1) Великие предметы искусства только потому и велики, что они понятны и доступны всем. ()

2) Задача искусства — волновать сердца. ()

3) Искусство не оказывает влияния на наши действия. Напротив, оно уничтожает желание действовать. (О. Уальд)

4) Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу. ()

А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 6—12?

2) рассуждение и описание

3) повествование и рассуждение

4) повествование и описание

АЗО. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

В1. Из предложений 13—14 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).

В2. Из предложений 8—9 выпишите все наречия.

В3. Из предложения 4 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.

В4. Среди предложений 17—23 найдите простые односоставные безлич­ные предложения. Напишите номера этих предложений.

В5. Среди предложений 17—22 найдите предложение с необособлен­ным распространенным определением. Напишите номер этого пред­ложения.

В6. Среди предложений 4—12 найдите сложносочиненное предложе­ние. Напишите номер этого предложения.

В7. Среди предложений 13—18 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, ко­торый вы анализировали, выполняя задания А29—А31, В1— В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставь­те на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записа­ны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой кле­точки.

В8. «Изображая первую встречу с подлинным произведением искусст­ва, автор использует синтаксическое средство____(предложения 4,

8, 12). Первые детские впечатления передаются с помощью и___

(«горделивом поставе», «жестких морщинах», «героическое серд­це»), и___(предложения 9, 17), и________ (предложение 15)».

1) сравнительный оборот

6) синтаксический параллелизм

7) вопросно-ответная форма изложения

8) экспрессивный повтор

9) ряды однородных членов

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставлен­ных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не со­гласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читатель­ский, жизненный опыт (учитываются первые два аргумента). Объем сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по дан­ному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было коммен­тариев, то такая работа оценивается нулем баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный глас­ный звук?

А2. В каком предложении вместо слова ЛОБОВОЙ нужно употребить ЛОБНЫЙ?

1) Лобовой фонарь паровоза уже не так ярко горел.

2) Серые глазки выглядывали из-под нависшей лобовой кости.

3) Противник не ожидал стремительной лобовой атаки.

4) Нужно рассуждать, а не задавать прямолинейные, лобовые во­просы.

АЗ. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

2) у двоих студенток

4) в две тысячи седьмом году

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Проводя химические эксперименты,

2) вещества тщательно перемешиваются.

3) фиксируйте результаты в лабораторном журнале.

4) проверяются новые выводы теоретической науки.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Здесь за короткий срок построены не только новая школа и

болъница, а также филармония и спортивный комплекс.

2) Земля должна рассматриваться как некая замкнутая система, ресурс жизнеобеспечения которой большой, но все-таки ограни­ченный.

3) Роман в стихах «Евгений Онегин», написанный еще в 30-е годы XIX века, интересен и современному читате­лю.

4) Март выдался очень теплый вопреки прогнозам синоптиков, в апреле же, наоборот, было очень холодно.

Прочитайте текст и выполните задания А6—А11.

А6. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Знание темперамента и врожденных особенностей организации нервной системы очень важно.

2) Плодотворная почва для развития — заботливые умные родите­ли, талантливые педагоги и творческие сверстники.

3) Многие психологи убеждены, что стоит избавить человека от внешних и внутренних барьеров, как заключенный в нем творец освободится.

4) Единственный ребенок в семье нередко становится жертвой игры «в вундеркинда».

А7. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

А8. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предло­жения текста?

1) подчиняется мечте (предложение 2)

2) видят проблески (предложение 3)

3) вывести (предложение 4)

4) вырастает человек (предложение 6)

А9. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

1) простое, осложненное

3) сложное бессоюзное

А10. В каком предложении есть страдательное причастие?

А11. Какое слово в тексте имеет лексическое значение «слабое прояв­ление чего-нибудь»?

1) мечта (предложение 2)

2) проблеск (предложение 3)

3) талант (предложение 3)

4) достижение (предложение 3)

А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

На станции «Северный полюс-32» научные исследования были заверше(1)ы на месяц раньше запланирова(2)ого срока: базовая льдина раскололась под беше(3)ым напором соседних.

А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) оч..ровательный, ст..рпеть, т..инственный

2) прик..снулась, экз..меновать, в..дяной

3) акц..нтированный, х..рактеризовать, вым..кнуть

4) д..лекая, ф..мильярный, обл..котиться

А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пред..юбилейный, п..едестал, в..южный,

2) пр..имущество, пр..вратиться, пр..думанный

3) и..черпать, ра..даривать, во..требовать

4) с. митировать, без..нтересный, из..мать

А15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У?

1) песни слыш..тся, щекоч..щий щеки ветерок

2) моряки держ..тся, трепещ..щие от страха

3) молнии блещ..т, колыш..щиеся ветки

4) деревья руш..тся, движ..щаяся колонна

А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. развес..вший Б. увид..ться В. марл..вый Г. милост..вый

1) А, Б, Г 2) А, Б, В 3) В, Г 4) А, Г

А17. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) Хорошо писать стихи — писать одновременно и правильно, (не) правильно.

2) Социологический опрос показал, что у 15% дачников (не)достроен хозяйственный блок.

3) Плохие стихи — стихи, (не)несущие информации или несущие ее в слишком малой мере.

4) (Не)вражеские лазутчики бродили по кустам, а разбежавшаяся после авианалёта домашняя скотина.

А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) (ПО)ЭТОМУ маршруту мы идем первый раз, ЧТО(БЫ) найти проход через перевал.

2) Моя сестра, ТАК(ЖЕ) как и я, долго выбирала, ЧТО(БЫ) по­дарить маме на день рождения.

3) Пришлось отказаться (ОТ)ТОГО, что нам поручили, так как деньги (НА)СНЕТ не поступили.

4) (С)НАЧАЛА он испытывал горечь ОТ(ТОГО), что их любовь на­чалась так поздно.

А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсут­ствия в предложении:

В начале XX века человечество навсегда избавилось от призрака азотного голодания ( ) и теперь рост биомассы растений ограни­чивается только нехваткой фосфора.

1) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

А20. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Выцветшее лето (1) исчезая в осени (2) дарит ей (3) ни с чем не сравнимый (4) аромат прелой листвы.

А21. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

С важнейшим медным сплавом — бронзой — человек познако­мился (1) по-видимому (2) в IV тысячелетии до н. э.: именно (3) так датируют ученые самые разные бронзовые орудия, найденные в Иране, Турции, Месопотамии. Однако (4) свое название бронза получила значительно позже.

А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Сильное загрязнение воздуха в больших городах или вблизи крупных заводов называют смогом.

2) Из чугуна отливают и станины станков и всевозможные худо­жественные изделия.

3) Деревянный круглый стол стоял около окна.’

4) Утром около вокзала стоял только автобус да два такси.

А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Уже к концу XIX века металлургия находилась на довольно вы­соком уровне развития: люди уже умели получать легированные стали, выплавляли медь, цинк, олово, свинец и многие другие ме­таллы.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, рас­крывает содержание того, о чем говорится в первой части.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопос­тавлена по содержанию второй части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится в первой части.

4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предло­жения.

А24. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

На острове Мальта Наполеон (1) декретом ввел принцип (2) в со­ответствии (3) с которым (4) никто не может выбирать себе веро­исповедание до достижения зрелого возраста.

А25. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Стебель был уже весь в лохмотьях (1) и (2) когда я оторвал цветок (3) одуванчик уже не казался (4) так свеж и красив.

1) 1 2) 2, 3, 4 3) 1, 3 4) 1, 2, 3

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выра­женным причастным оборотом?

1) Ежегодно в мире производится около 200 тыс. тонн металличе­ского натрия, который применяется на атомных электростанци­ях в качестве теплоносителя.

2) Требования к свойствам конструкционных материалов опреде­ляются условиями, в которых они применяются.

3) Огюст Рато разработал оригинальную многоступенчатую турби­ну, которая с успехом демонстрировалась в 1900 году на Все­мирной выставке в Париже.

4) В 1911 г. Э. Резерфорд обосновал планетарную модель строе­ния атома, который считался до тех пор сплошным и недели­мым.

После Первой мировой войны в европейском цирке стали все чаще ставить трюки с угрозой для жизни. Если в довоенный период арти­сты инсценировали смертный характер номера, то теперь стали при­бегать к поистине смертельным трюкам. Это было следствием соци­ального заказа того поколения, которое прошло войну и требовало острых ощущений.

В каком из приведенных ниже предложений верно передана глав­ная информация, содержащаяся в тексте?

1) В послевоенном европейском цирке увеличилось количество смертных номеров, причем наметилась тенденция к постановке трюков с угрозой для жизни артистов.

2) Появление в европейских цирках после 1918 года смертельных трюков — ответ на социальный заказ поколения, прошедшего войну и требовавшего острых ощущений.

3) До войны в цирках Европы ставили трюки, имитирующие опас­ность и риск.

4) Поколение, прошедшее войну, определяло характер развития европейского цирка.

Прочитайте текст и выполните задания А28—АЗО; В1—В8; С1.

(1)Включаю в новогодние праздники утром телевизор, музы­кальный канал. (2)В телевизоре эти примелькавшиеся четыре привидения в синих костюмах снегурочек с милыми юбочками и востроносыми колпачками. (З)Группа «Блестящие» со своим но­вым хитом под названием «Новогодняя». (4)Все понятно: пришел Новый год — ваяй сезонный хит, чтобы не забыли о твоем суще­ствовании.

(5)Итак, четыре девушки в клипе гадают, изображают своими нежными ручками часики, синхронно топают ножками и хлопа­ют в ладоши. (6)Каждая поет по куплету, чтобы лицо запомнили. (7)Усердно разученные движения, вымученный текст, где пошлые слова об оставлении в старом году всего плохого и взятии в новый год всего хорошего соседствуют со строчками, напоминающими впе­чатления любителя галлюциногенных грибов.

(8)Например, такая: «Топ-топ, игрушки закружили хороводом». (9)Вы представляете себе топающие игрушки на елке? (10)Топающие шары, топающую мишуру, звездочек топающих?! (11)А тут они не просто топают — они еще «закружили хороводом». (12)То есть, ви­димо, в данном тексте просто описывается действие шампанского на девушку, такое приятное головокружение. (13)Игрушки в принципе не могут закружить «хороводом», если, конечно, песня написана на русском языке. (14)Они могут «закружиться в хороводе» или «за­кружить хоровод». (15)Но автору текста кровь из носу надо, чтобы растопавшиеся игрушки закружили именно «хороводом», потому что другая рифма к выражению «с Новым годом» не подбирается, а песню надо сдать точно в срок, примерно за полтора месяца до наступления праздника.

(16)Вполне приличная рок-команда «Ногу свело» тоже создала свою «Новогоднюю». (17)Точнее, поменяла номер года в своей ста­рой песне «С Новым годом, землячки». (18)Там, естественно, текст поизобретательнее: землячки рифмуются и с «чувачками», и с «чер­вячками». (19)Последних в нашей поэзии с Новым годом, кажется, не поздравлял еще никто.

(20)ДаПод елочкой такое не хочется петь, потому что все это написано не от души, а для промоушна. (22)Как тяжкая трудо­вая повинность. (23)А Рождество и Новый год — слишком живые, слишком человечные праздники, чтобы петь на них песни, напи­санные ради места под солнцем шоу-бизнеса, а не от полноты пе­реполняющих чувств. (24)Поэтому петь мы с вами будем все те же бесхитростные, милые Jingle Веlls в и «В лесу родилась елочка», хотя практически никто из нас не знает ни авторов, ни первых исполни­телей этих шлягеров.

(По С. Новопрудскому)

А28. Какое утверждение противоречит содержанию текста?

1) Некоторые представители российской эстрады специально пи­шут к праздникам конъюнктурные песни.

2) Значимость музыкального произведения снижается, если мы не знаем автора и первых исполнителей.

3) В новогодних телевизионных программах часто показывают од­них и тех же исполнителей.

4) Мы любим праздники Рождество и Новый год, потому что в них есть душевная теплота.

А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 8—15?

4) повествование и описание

АЗО. Укажите значение слова ШЛЯГЕР (предложение 24).

1) песня, занимающая в текущем месяце первое место в хит-па­радах

2) аудиозапись песни, наиболее продаваемая в течение года

3) классическое музыкальное произведение

4) популярная в течение большого периода песня

Ответы к заданиям В1—ВЗ запишите словами.

В1. Из предложений 21—24 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

В2. Из предложений 18—23 выпишите прилагательное, употребленное в роли существительного.

В3. Из предложений 1—3 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.

В4. Среди предложений 1—7 найдите простое односоставное опре­деленно-личное предложение. Напишите номер этого предложе­ния.

В5. Среди предложений 14—19 найдите предложение с уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 5—13 найдите сложное бессоюзное предложе­ние. Напишите номер этого предложения.

В7. Среди предложений 12—17 найдите предложение, которое связа­но с предыдущими с помощью противительного союза. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, ко­торый вы анализировали, выполняя задания А29—А31, В1— В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставь­те на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записа­ны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная С первой кле­точки.

В8. «В первой части текста ироническое отношение автора к творчеству

группы «Блестящие» недвусмысленно выражено и с помощью_____

(«вымученный текст», «пошлые слова»), и через употребление ___

3) риторическое восклицание

6) развернутая метафора

7) сравнительный оборот

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставлен­ных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не со­гласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский, жизненный опыт (учитываются первые два аргу­мента).

Объем сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по дан­ному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было коммен­тариев, то такая работа оценивается нулем баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *