Узбеки и монголы в чем разница

Родственны ли между собой народы Средней Азии?

Россияне давно привыкли к тому, что на улицах городов множество выходцев из среднеазиатских республик.
Однако отличить на глаз таджиков, киргизов, узбеков, туркмен и даже казахов им довольно сложно.
Но сами представители этих нардов прекрасно узнают друг друга в толпе!

Одна вера, но разная история

Карта Средней Азии

Все указанные народы являются мусульманами. Где-то весьма рьяно, как в Узбекистане, а где-то довольно умеренно как в Казахстане.
Все они говорят на языках тюркской группы, за исключением таджиков, но для не специалиста на слух будет сложно уловить эти нюансы.

На этом основании, часто в России их всех записывают в родственники и делают выводы об одинаковой культуре, менталитете и обычаях. Что в корне не так!

Крупнейшие народы Средней Азии имеют разное происхождение и весьма яркие отличия в культуре.

Они являются прямыми потомками иранского населения региона, которое абсолютно доминировало в нем до арабского и монгольского завоеваний.
Их предки населяли древнюю Персию, ходили в походы с Ксерксом и Дарием, воевали с Александром Македонским, а может быть наоборот нападали на Иран, если жили в соседнем Туране.
Высокая культура и процветающее государство сначала было завоевано арабами, которые принудили всех принять ислам и сожгли священные книги персов, как дьявольские, а затем чудовищный по жестокости монгольский набег окончательно истребил последние ростки цивилизации древнего Ирана.

Хорезм был разрушен монголами полностью. Убили всех людей, включая младенцев, всех домашних животных и даже землю посыпали солью, чтобы ничего не ней более не росло!

Немногочисленные выжившие в горах стали новым этносом, взявшим персидское имя крупнейшего племени «таджик».
Они сохранили свой язык, свой европеоидный облик, но вместо зороастризма уже исповедовали ислам.

Долгое время, в районе нынешнего Красноярска кочевали скотоводческие племена кыргызов. В эпоху расцвета степных каганатов, кыргызы также создали свое государство на равнинах Сибири.
Кыргызский каганат был грозной силой в домонгольский период, он постоянно воевал с уйгурами и киданями, то подчиняясь им, то возвышаясь сам.
Но монгольская экспансия поставила крест на этом государстве, разгромив его войска (которые выставляли до 200 000 всадников!), монголы принудили служить себе, отправляя в дальние походы.
В постоянных войнах кыргызы теряли молодых воинов и подняли бунт, требуя отмены постоянного набора войск. Бунт был подавлен, а сами кыргызы вынуждены были мигрировать.
Часть ушла в Китай, часть на юг в нынешний Кыргызстан, другие остались на Енисее, став нынешними хакасами.

Что интересно, китайские хроники описывают киргизов как светлокожих и светлоглазых людей. Вероятно это имело место быть, но язык кыргызов изначально был тюркским.

Еще до прихода кыгрызов на юг, с предгорий Алтая на запад устремились многочисленные тюркские племена.
Рода тюрок Османов, Сельджуков и Туркменов наседали на слабеющую Византию и захваченный арабами Иран. Постепенно, военные успехи тюрок стали увлекать их все дальше и сельджуки с османами поселятся в Турции.
Туркменам же приглянулось восточное побережье Каспия, где они и основали свое царство, в котором сохранилось намного больше старых обычаев тюрок, чем в Турции, где смешались языки и культура.

Нашествие монголов на Хорезм сформировало не только таджиков.
Равнинные хорезмийцы и согдианцы став подданными монголов постоянно получали приток новых поселенцев в свои земли из восточных границ империи.
Тюркский и монгольский миры стали смешиваться с арабским и иранским и в итоге получился узбекский этнос, имеющий узнаваемые черты от всех четырех!

Здесь и тюркский язык, и иранские традиций, и арабская письменность, и восточноазиатский облик.

Источник

Рафаэль Хакимов: «Узбеки и казахи выстраивают свою государственность, не связывая прошлое с татарами»

«Великая Татария» казанского историка. Часть 11-я

Научный руководитель Института истории им. Ш. Марджани Рафаэль Хакимов написал книгу «Как возникла Великая Татария и чем она стала». В ней казанский ученый делится своей интерпретацией исторических событий в Евразии, заметное место в которых занимали татары и их предки. «Реальное время» продолжает публикацию отрывков из этого сочинения (см. ч. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10).

Узбеки, узбеки-казахи и другие

Балкары, карачаевцы когда-то имели общие корни с татарами, да и азербайджанцы до революции назывались кавказскими, а кумыки — дагестанскими татарами, ногайцы — ногайскими или степными татарами. Конечно, культура и язык азербайджанцев отличаются от татарского, но их ханства возглавляли Хулагуиды — прямые потомки Чингисхана, что дало основание для названия «кавказские татары». Язык балкар, карачаевцев, кумыков близок к татарскому.

Государство кумыков под названием «Шамхальство Тарковское» входило в Золотую Орду. Его исторические корни уходят вглубь веков ко временам гуннов и хазар. Коренным населением «владения казыкумыцкого», по свидетельству Ф. Симоновича (1796 год), являлись дагестанские татары (кумыки).

Первый правитель кумыков — шамхал — носил имя Ахсибар (Аксувар). Он был ответвлением династии чингизидов. Кумыкская армия принимала совместно с другими улусами Золотой Орды участие в борьбе с Тамерланом. Шамхальство в годы расцвета занимало территорию от Каспийского моря до современной Кабардино-Балкарии. К началу XVI века его столица находилась в городе Тарки на территории современной Махачкалы.

Узбеки и монголы в чем разницаШаухальство Тарковское (Шевкальское царство) в XV–XVI вв. и его вассальные территории. Составитель — С. Багаутдинов

Узбеки и монголы в чем разницаАвтор: Adam Olearius, 1695 — OLEARIUS, A. — Tarku Urbs Tartaroum in Dagestan ad mare Caspium, 1695

Во второй половине XVII века со смертью шамхала Супхая, сына Герея, в государстве усилились центробежные тенденции. В результате Каспийского похода Петра I в 1722 году Шамхальство стало вассалом Российской империи, а в 1725 году оно было ликвидировано. Однако шах Ирана Надир-Шах Афшар восстановил его. В 1786 году утратившее былую силу из-за междоусобиц кумыкское государство окончательно вошло в состав империи.

Происхождение узбеков и казахов тесно связано с историей Золотой Орды. Сегодня эти народы выстраивают свою государственность, не связывая прошлое с татарами. Однако сохранились источники, свидетельствующие об исторических связях татар, узбеков и казахов.

В истории Центральной Азии значительную роль сыграл Сибирский юрт (ханство). К сожалению, история этого ханства плохо изучена, его значение недооценено. В период становления Золотой Орды власть над территорией будущего Сибирского юрта получили Шейбаниды. По данным Абуль-Гази, Бату-хан в 1238 году выделил Шыбану для кочевья обширный удел на Южном Урале и в Казахстане с напутствием: «…Юрт, в котором ты будешь жить, будет между моим юртом и юртом старшего моего брата Ичена: летом ты живи на восточной стороне Яика, по рекам Иргизсувук, Орь, Илек до горы Урала, а во время зимы живи в Аракуме, Каракуме и по берегам Сыр-Дарьи при устьях рек Чуй-су и Сары-су».

Первоначальные владения Шыбана охватывали территории Южного Урала и Западного Казахстана. Затем были присоединены земли современного Казахстана и Западной Сибири. Именно Шейбанидское ханство стало основой для последующего формирования Тюменского, Сибирского, Узбекского (Бухарского) и Казахского ханств. Основателем Сибирского юрта или государства кочевых узбеков стал Хаджи-Мухаммад (1421 год).

Территориально ханство граничило с Пермской землей, Казанским ханством, Ногайской Ордой и телеутами. Население государства Шейбанидов называлось «узбеками» без этнической привязки.

Узбеки и монголы в чем разница

Летописец Фазлаллах ибн Рузбехан Исфахани разделял «узбеков» на три группы — узбеков-казахов, узбеков, относящихся к улусу Шыбана, и мангытов: «Три племени относят к узбекам, кои суть славнейшие во владениях Чингисхана. Одно — шибаниты, и Его Ханское Величество (Мухаммад Шейбани хан) после ряда предков был и есть их повелитель. Второе племя — казахи, которые славны во всем мире силой и неустрашимостью, и третье племя — мангыты, из них цари астраханские. Один край владений узбеков граничит с океаном, другой — с Туркестаном, третий — с Дербендом, четвертый — с Хорезмом и пятый — с Астрабадом». Термин «узбек» приобрел этническое значение только в XVI веке, после завоевания Мухаммад Шейбани-ханом Мавераннахра и создания Узбекского государства с центром в Бухаре.

Государство Сибирских Шейбанидов (1446 год — начало ХVI века), созданное после откочевки Узбекских Шейбанидов на юг, стали называть Тюменским ханством.

В 1563—1598 годах государство Сибирских Шейбанидов находилось в зависимости от Шейбанидов Бухары. Завершающий период истории династии (первая треть ХVII века) характерен безуспешной попыткой восстановить свою власть в Западной Сибири. Такие претензии выдвигались вплоть до 1660-х годов.

Узбеки и монголы в чем разницаАбдулла-хан II — узбекский хан из династии Шейбанидов

Этнический состав населения Узбекского ханства был в основном идентичен населению другого осколка Улуса Орда-Эджена — Ногайской Орды и состоял из родственных племен — канглы, конграты, кыпчаки, мангыты, уйсуны, аргыны, карлуки. Кроме них, источники называют племена буркутов, утарчи, чимбасов, кенегасов, дурманов, карлаутов, таймасов, шадбаклы, маджаров и др. Многие из этих племен ныне известны в составе казахских жузов.

Внутриполитическое положение Узбекского ханства было непрочным. Ему пришлось вести борьбу с многочисленными потомками Джучи, претендовавшими на верховную власть в Узбекском улусе.

В 1460 году недовольные жесткой политикой Абулхайра чингизиды Жанибек и Керей со своими подданными откочевали на восток в Семиречье, в Могулистан, где создали Казахское ханство. Они стали называть себя узбек-казаками («свободные узбеки»).

Мухаммад Хайдар-дуглат в «Тарих-и Рашиди» пишет: «В то время в Дашт-и-Кипчаке владычествовал Абу-л-Хайр-хан. Он причинял много беспокойства султанам джучидского происхождения. Джанибек-хан и Кирай-хан бежали от него в Могулистан. Исан-Буга-хан охотно принял их и предоставил им округ Чу и Козы-Баши, который составляет западную окраину Могулистана. В то время, как они благоденствовали там, узбекский улус после смерти Абу-л-Хайр-хана пришел в расстройство; [в нем] начались большие неурядицы. Большая часть [его подданных] откочевала к Кирай-хану и Джанибек-хану, так что число [собравшихся] около них [людей] достигло двухсот тысяч человек. За ними утвердилось название узбеки-казахи [узбак-казак]. Начало правления казахских султанов с восемьсот семидесятого года (1465/1466), а Аллах лучше знает».

Узбеки и монголы в чем разница

Последующая история Казахского ханства показывает, что оно окончательно утратило связи с золотоордынским наследием, за исключением династической традиции.

Узбеки и монголы в чем разница

При Тауке-хане (1680—1715 годы) Казахское ханство было разделено на жузы, в каждом из которых правила своя ветвь потомков Джанибек-хана. С 1770-х годов казахские ханы оказались в зависимости от Российской империи.

Так складывались различия между татарами, узбеками и казахами. В Центральной Азии чагатайское наречие испытало влияние фарси, на этой базе в последующем появился современный узбекский язык.

Узбеки и монголы в чем разницаХан Абулхаир. Джон Кэстль, 1736 г.

Другие тюркские народы или этнические группы татар оказались в ситуации относительной изоляции, развивая свои локальные особенности. В современную эпоху многие названия этнокультурных групп произошли в зависимости от территории проживания. Тюрко-татары, которые жили в Сибири, стали называться «сибирскими татарами», татары Крыма стали «крымскими татарами», в Астрахани — «астраханскими», те, кто жил на мещерской земле, стали «мишарями» (великий князь Василий выделил татарам в Мещерской земле особый удел для сына Улу Мухаммеда Касима, который получил название Касимовского царства), и т. д.

Можно согласиться с тем, что у какого-то народа больше кыпчакской или карлукской «крови», а у кого-то сильнее влияние булгар, где-то сказалась хазарская наследственность, а где-то угорская. Все существующие сегодня тюркские народы — своеобразный сплав разных племен. Но по большему счету все они носители единой в прошлом культуры, опирающейся на поразительную устойчивость тюрко-татарских наречий.

Источник

Рафаэль Хакимов: «Узбеки и казахи выстраивают свою государственность, не связывая прошлое с татарами»

«Великая Татария» казанского историка. Часть 11-я

Научный руководитель Института истории им. Ш. Марджани Рафаэль Хакимов написал книгу «Как возникла Великая Татария и чем она стала». В ней казанский ученый делится своей интерпретацией исторических событий в Евразии, заметное место в которых занимали татары и их предки. «Реальное время» продолжает публикацию отрывков из этого сочинения (см. ч. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10).

Узбеки, узбеки-казахи и другие

Балкары, карачаевцы когда-то имели общие корни с татарами, да и азербайджанцы до революции назывались кавказскими, а кумыки — дагестанскими татарами, ногайцы — ногайскими или степными татарами. Конечно, культура и язык азербайджанцев отличаются от татарского, но их ханства возглавляли Хулагуиды — прямые потомки Чингисхана, что дало основание для названия «кавказские татары». Язык балкар, карачаевцев, кумыков близок к татарскому.

Государство кумыков под названием «Шамхальство Тарковское» входило в Золотую Орду. Его исторические корни уходят вглубь веков ко временам гуннов и хазар. Коренным населением «владения казыкумыцкого», по свидетельству Ф. Симоновича (1796 год), являлись дагестанские татары (кумыки).

Первый правитель кумыков — шамхал — носил имя Ахсибар (Аксувар). Он был ответвлением династии чингизидов. Кумыкская армия принимала совместно с другими улусами Золотой Орды участие в борьбе с Тамерланом. Шамхальство в годы расцвета занимало территорию от Каспийского моря до современной Кабардино-Балкарии. К началу XVI века его столица находилась в городе Тарки на территории современной Махачкалы.

Узбеки и монголы в чем разницаШаухальство Тарковское (Шевкальское царство) в XV–XVI вв. и его вассальные территории. Составитель — С. Багаутдинов

Узбеки и монголы в чем разницаАвтор: Adam Olearius, 1695 — OLEARIUS, A. — Tarku Urbs Tartaroum in Dagestan ad mare Caspium, 1695

Во второй половине XVII века со смертью шамхала Супхая, сына Герея, в государстве усилились центробежные тенденции. В результате Каспийского похода Петра I в 1722 году Шамхальство стало вассалом Российской империи, а в 1725 году оно было ликвидировано. Однако шах Ирана Надир-Шах Афшар восстановил его. В 1786 году утратившее былую силу из-за междоусобиц кумыкское государство окончательно вошло в состав империи.

Происхождение узбеков и казахов тесно связано с историей Золотой Орды. Сегодня эти народы выстраивают свою государственность, не связывая прошлое с татарами. Однако сохранились источники, свидетельствующие об исторических связях татар, узбеков и казахов.

В истории Центральной Азии значительную роль сыграл Сибирский юрт (ханство). К сожалению, история этого ханства плохо изучена, его значение недооценено. В период становления Золотой Орды власть над территорией будущего Сибирского юрта получили Шейбаниды. По данным Абуль-Гази, Бату-хан в 1238 году выделил Шыбану для кочевья обширный удел на Южном Урале и в Казахстане с напутствием: «…Юрт, в котором ты будешь жить, будет между моим юртом и юртом старшего моего брата Ичена: летом ты живи на восточной стороне Яика, по рекам Иргизсувук, Орь, Илек до горы Урала, а во время зимы живи в Аракуме, Каракуме и по берегам Сыр-Дарьи при устьях рек Чуй-су и Сары-су».

Первоначальные владения Шыбана охватывали территории Южного Урала и Западного Казахстана. Затем были присоединены земли современного Казахстана и Западной Сибири. Именно Шейбанидское ханство стало основой для последующего формирования Тюменского, Сибирского, Узбекского (Бухарского) и Казахского ханств. Основателем Сибирского юрта или государства кочевых узбеков стал Хаджи-Мухаммад (1421 год).

Территориально ханство граничило с Пермской землей, Казанским ханством, Ногайской Ордой и телеутами. Население государства Шейбанидов называлось «узбеками» без этнической привязки.

Узбеки и монголы в чем разница

Летописец Фазлаллах ибн Рузбехан Исфахани разделял «узбеков» на три группы — узбеков-казахов, узбеков, относящихся к улусу Шыбана, и мангытов: «Три племени относят к узбекам, кои суть славнейшие во владениях Чингисхана. Одно — шибаниты, и Его Ханское Величество (Мухаммад Шейбани хан) после ряда предков был и есть их повелитель. Второе племя — казахи, которые славны во всем мире силой и неустрашимостью, и третье племя — мангыты, из них цари астраханские. Один край владений узбеков граничит с океаном, другой — с Туркестаном, третий — с Дербендом, четвертый — с Хорезмом и пятый — с Астрабадом». Термин «узбек» приобрел этническое значение только в XVI веке, после завоевания Мухаммад Шейбани-ханом Мавераннахра и создания Узбекского государства с центром в Бухаре.

Государство Сибирских Шейбанидов (1446 год — начало ХVI века), созданное после откочевки Узбекских Шейбанидов на юг, стали называть Тюменским ханством.

В 1563—1598 годах государство Сибирских Шейбанидов находилось в зависимости от Шейбанидов Бухары. Завершающий период истории династии (первая треть ХVII века) характерен безуспешной попыткой восстановить свою власть в Западной Сибири. Такие претензии выдвигались вплоть до 1660-х годов.

Узбеки и монголы в чем разницаАбдулла-хан II — узбекский хан из династии Шейбанидов

Этнический состав населения Узбекского ханства был в основном идентичен населению другого осколка Улуса Орда-Эджена — Ногайской Орды и состоял из родственных племен — канглы, конграты, кыпчаки, мангыты, уйсуны, аргыны, карлуки. Кроме них, источники называют племена буркутов, утарчи, чимбасов, кенегасов, дурманов, карлаутов, таймасов, шадбаклы, маджаров и др. Многие из этих племен ныне известны в составе казахских жузов.

Внутриполитическое положение Узбекского ханства было непрочным. Ему пришлось вести борьбу с многочисленными потомками Джучи, претендовавшими на верховную власть в Узбекском улусе.

В 1460 году недовольные жесткой политикой Абулхайра чингизиды Жанибек и Керей со своими подданными откочевали на восток в Семиречье, в Могулистан, где создали Казахское ханство. Они стали называть себя узбек-казаками («свободные узбеки»).

Мухаммад Хайдар-дуглат в «Тарих-и Рашиди» пишет: «В то время в Дашт-и-Кипчаке владычествовал Абу-л-Хайр-хан. Он причинял много беспокойства султанам джучидского происхождения. Джанибек-хан и Кирай-хан бежали от него в Могулистан. Исан-Буга-хан охотно принял их и предоставил им округ Чу и Козы-Баши, который составляет западную окраину Могулистана. В то время, как они благоденствовали там, узбекский улус после смерти Абу-л-Хайр-хана пришел в расстройство; [в нем] начались большие неурядицы. Большая часть [его подданных] откочевала к Кирай-хану и Джанибек-хану, так что число [собравшихся] около них [людей] достигло двухсот тысяч человек. За ними утвердилось название узбеки-казахи [узбак-казак]. Начало правления казахских султанов с восемьсот семидесятого года (1465/1466), а Аллах лучше знает».

Узбеки и монголы в чем разница

Последующая история Казахского ханства показывает, что оно окончательно утратило связи с золотоордынским наследием, за исключением династической традиции.

Узбеки и монголы в чем разница

При Тауке-хане (1680—1715 годы) Казахское ханство было разделено на жузы, в каждом из которых правила своя ветвь потомков Джанибек-хана. С 1770-х годов казахские ханы оказались в зависимости от Российской империи.

Так складывались различия между татарами, узбеками и казахами. В Центральной Азии чагатайское наречие испытало влияние фарси, на этой базе в последующем появился современный узбекский язык.

Узбеки и монголы в чем разницаХан Абулхаир. Джон Кэстль, 1736 г.

Другие тюркские народы или этнические группы татар оказались в ситуации относительной изоляции, развивая свои локальные особенности. В современную эпоху многие названия этнокультурных групп произошли в зависимости от территории проживания. Тюрко-татары, которые жили в Сибири, стали называться «сибирскими татарами», татары Крыма стали «крымскими татарами», в Астрахани — «астраханскими», те, кто жил на мещерской земле, стали «мишарями» (великий князь Василий выделил татарам в Мещерской земле особый удел для сына Улу Мухаммеда Касима, который получил название Касимовского царства), и т. д.

Можно согласиться с тем, что у какого-то народа больше кыпчакской или карлукской «крови», а у кого-то сильнее влияние булгар, где-то сказалась хазарская наследственность, а где-то угорская. Все существующие сегодня тюркские народы — своеобразный сплав разных племен. Но по большему счету все они носители единой в прошлом культуры, опирающейся на поразительную устойчивость тюрко-татарских наречий.

Источник

Безусловно, мои впечатления – очень субъективны. К тому же я не могу гарантировать, что ещё через год они не изменятся, пока что они очень поверхностны. Тем не менее, считаю, что мой опыт в чём-то пригодится и читателям рассылки.

Для многих жителей России, да и для европейцев, все мусульмане – на одно лицо. Когда где-то в мире фанатики взрывают мирных жителей или забивают камнями слушателей западной музыки, размахивая при этом Кораном, поневоле складывается впечатление, что ислам – это сплошная агрессия. Мусульман боятся, потому что они – другие, живут по каким-то непонятным «понятиям», и это настораживает. По моим впечатлениям, с одной стороны, в мусульманских «понятиях» русский человек нашёл бы много такого, что ему бы понравилось, а с другой, мусульмане разных стран и народов – такие же разные, как и европейцы. Иранцы отличаются от арабов, арабы – от узбеков, узбеки – от киргизов. Они различаются так же сильно, как, например, шведы – с французами, а испанцы – с немцами. Просто мы с этими различиями не сталкиваемся каждый день, поэтому нам проще объединять эти народы под одним ярлыком «мусульмане». Хотя тут тоже есть свои особенности: один и тот же священный текст, Коран, разные мусульманские народы воспринимают по-своему. Но поскольку здесь не дискуссия профессиональных религиоведов, о религиозных различиях лучше поговорить в другом месте и в другое время.

Знакомство мусульманской цивилизации с российской пока происходит с трудом. С одной стороны, количество таджикских и узбекских фамилий в статистике преступности говорит само за себя. С другой стороны – в Узбекистане и Таджикистане, да и в других бывших республиках Союза каждый месяц встречают гробы с телами соотечественников, погибших на просторах России – чаще всего заказчиков этих убийств так и не находят.

Несмотря на свой соционический опыт, в данном эссе я намеренно избегал «типирования» национальных менталитетов. Возможно, читатель попробует сделать это сам.

Азербайджанцы

В Питере – огромная азербайджанская община (мне кажется, из нерусских жителей Питера азербайджанцы занимают одно из первых мест – может быть, второе после русских). Заметил ещё, что питерские азербайджанцы старшего поколения часто дружат с армянами, если, конечно, дело не доходит до обсуждения недавней войны.

Внешность азербайджанца – скорее европейская, чем азиатская, если не считать чёрных вьющихся волос. Фигура – скорее широкая, но не «шкафообразная». Уголки рта и кончики бровей обычно опущены.

Азербайджанцы по характеру и внешне очень похожи на итальянцев. По моим впечатлениям, азербайджанцы легко вспыхивают, но так же быстро остывают и в целом незлопамятны. Поначалу меня даже удивляло, как два азербайджанца могут изливать друг на друга потоки ярости, а пройдёт неделя – идут друг к другу в гости, но не бить морду, а пить кофе и вместе смотреть телевизор.

Общение между азербайджанцами напоминает мексиканскую драму, при этом зрители волей-неволей становятся участниками этих маленьких драм.

Если говорить о проблемах, то для меня единственная проблема состоит в особенности азербайджанского менталитета: ко всему относиться очень «по-человечески». Азербайджанцы где-то инстинктивно считают, что правила существуют лишь постольку, поскольку люди не умеют договариваться, а договориться при желании можно даже с природой. Из-за этого бывает проблема с заполнением разного рода формуляров и отчётности – азербайджанцы их заполняют обычно аккуратно, однако очень неформально, и что-то обязательно пропустят, а потом спрашивают: «Ну неужели нельзя обойтись без всей этой тягомотины?» Зато данная особенность азербайджанцев оказывается бесценной именно тогда, когда нужно договориться с людьми неформально, неофициально. Более того, если вы хотите грамотно пропиарить себя или свой товар – обратитесь к азербайджанцу. Уверяю вас, он сделает это так, как вы бы никогда не сумели.

Узбеки

Внешне узбеки – приземистые, коренастые. Черты лица простые, как будто высечены из камня. Иногда среди узбеков встречаются высокие, сухощавые представители, но у них почти наверняка в роду есть иранские или туркменские корни.

Узбеки обычно долго не растекаются, говорят кратко и по существу. Народ малоэмоциональный, сдержанный. Среди узбеков попадаются говорливые и улыбчивые, но обычно улыбка говорящего не «заражает» всю компанию собеседников, а остаётся его индивидуальной особенностью (в отличие, скажем, от азербайджанцев или армян, которые если смеются, то вместе с ними смеётся и вся компания).

Главная положительная черта узбеков, которую не могу не отметить, – прирождённое трудолюбие. Если узбек понял задачу – ему можно доверять на все 100%. Тут главное – не требовать от человека додумывать, пытаться угадать тайный ход мысли, подтекст: узбеки очень это не любят. Даже если узбек хитрит, обычно его хитрость закопана неглубоко, однако и от других узбеки ожидают, что с ними не будут «вилять».

Узбеки не любят «растекаться мыслью». Они как Шерлок Холмс: то, что связано со своим делом, знают довольно хорошо и основательно, а всем прочим чаще всего не интересуются. Поэтому незнакомому человеку узбек может показаться ограниченным, упёртым. Такое впечатление может сохраняться до тех пор, пока дело не дойдёт до той сферы, где узбек – специалист. Тут с удивлением узнаешь, что человек знает не просто много, а очень много и подробно. Знание практических, важных для дела деталей, – черта, свойственная очень многим узбекам.

Теперь о грустном – о проблеме адаптации узбеков в России. Для большинства узбеков уклад российской жизни в корне отличается от того, к которому они привыкли. В Узбекистане даже в городах люди живут малыми общинами, где все друг друга знают, новости соседей становятся известны всему дому. С одной стороны, хорошо развита взаимовыручка, с другой – все обо всех знают почти всё, и это в какой-то степени людей сдерживает, служит моральным тормозом. Когда узбек попадает в большой город в России, то если у него здесь нет родственников или друзей – для него это тяжёлый шок. С одной стороны, он для всех чужой, никаких общин тут нет, и даже узбеки как-то меньше общаются друг с другом, с другой – точно так же не хватает внимания, большинство людей относится к нему безразлично. Среди приезжих узбеков немало людей культурных и интеллигентных, но разве об этом догадаешься, если в России бывший преподаватель университета может работать за прилавком? В газетах же пишут обычно о преступлениях, которые совершают люди малокультурные. Человеку не слишком далёкого ума из узбекской глубинки в больших городах России может «снести крышу» – у него может появиться ложное впечатление, что если в таком большом городе своровать или натворить чего похуже, можно легко затеряться незамеченным. К мелким правонарушениям русские, что греха таить, и в самом деле относятся пофигистично, а понятие «база данных следственных органов» в голову бывшего ферганского крестьянина не помещается. Не знаю, как в других городах, а в Питере достаточно взглянуть на аншлаги любого районного суда – и среди фамилий нерусских преступников большинство окажутся узбекскими, причём в основном по тяжким преступлениям.

Ещё одна проблема состоит в том, что узбеки пока что не представляют собой единую нацию, хотя сходство между жителями разных регионов Узбекистана, безусловно, есть. Узбекистан создан на обломках нескольких бывших империй – Бухарской, Хивинской и Кокандской. В Узбекистане до сих пор сильны местные кланы, а язык распадается на региональные диалекты, которые довольно сильно отличаются друг от друга – ферганский (на нём основан литературный язык), ташкентский, сурхандарьинский, хорезмский (испытал сильное влияние туркменского). Помимо узбекского языка, в ходу и другие местные языки – каракалпакский (близок к казахскому), уйгурский (отличается от узбекского в основном фонетикой, лексических различий мало) и таджикский (распространён в Самарканде, Бухаре и окрестностях – для узбека это язык совершенно непонятный). Значительная часть узбеков живёт на севере Таджикистана (Ленинабад, Куляб) и Туркменистана, а также на западе Киргизии (Ошская область). И тем не менее в поведении и обычаях узбеков из самых разных уголков Узбекистана есть общие черты, благодаря чему я и рискнул писать здесь об «узбекском менталитете».

Туркмены

Пожалуй, из всех жителей Средней Азии туркмены наиболее красивые внешне. И в одежде они очень опрятны. Мне приходилось видеть самых разных туркменов, но практически все они были одеты очень аккуратно и со вкусом. Женщины любят носить украшения и подбирают их очень тщательно. По манере общения туркмены немногословны, вежливы и очень скрытны, в свой внутренний мир не пускают даже после долгого знакомства.

Туркменский язык жителям других среднеазиатских республик понять непросто. Общих слов много, но проблема в произношении: туркмены говорят, как будто им в рот дует песчаная буря.

Если же говорить о проблемах. Как мне кажется, «отец нации» Сапармурат Туркменбаши – явление не случайное, а очень органичное для туркменского менталитета. У туркменов очень иерархичное общество, приказ старшего (по возрасту или положению в общине) – закон, который нужно исполнять немедля, не обдумывая. Материальное благосостояние – для туркмена очень большая ценность, а вот кроме вещей, пожалуй, «среднестатистический туркмен» мало чем интересуется. Туркменские женщины слывут ревнивыми и вспыльчивыми. Если туркмен – ваш сотрудник, то нужно иметь в виду одну проблему: туркмены очень самолюбивы. Поэтому они крайне редко признаются, что что-то не поняли, и обнаруживается это непонимание в самый неподходящий момент – когда дело уже сделано и поезд ушёл. По этой же причине говорить туркмену, что он что-то не умеет – задача заведомо безнадёжная. И так же безнадёжно спрашивать у туркмена, справится он с чем-то или не справится, поскольку сказать «не справлюсь» для него значит потерять лицо. Вместо этого нужно задавать целенаправленные вопросы, связанные со знанием деталей, а объяснять нужно на очень наглядных примерах: у большей части туркменов конкретное, а не абстрактное мышление.

Вместе с тем, нужно отметить, туркмены очень щепетильно относятся к своей репутации. Среди преступников и правонарушителей в России туркмены встречаются крайне редко. Община у них очень тесная, почти все друг друга знают, очень хорошо развита взаимопомощь (старший опекает младшего, младший беспрекословно подчиняется старшему). Если и попадает туркмен в российский суд, то обычно всего лишь за нарушение паспортно-визового режима.

Киргизы очень уравновешенны, редко выходят из себя. Несмотря на все различия менталитета, в русской среде адаптируются хорошо. Киргизам свойственно что-то вроде буддийского пофигизма: если неприятность случилась, то она и должна была случиться. Киргизы обычно предпочитают говорить не твёрдое «да» или «нет», а «посмотрим»: обстоятельства-то по-разному могут повернуться. В случае несогласия предпочитают не конфликтовать, а спустить дело на тормозах.

Весьма критично к киргизам относятся узбеки, считают их ленивыми и хитрыми. Знакомая киргизка рассказывала мне, что в Узбекистане в ходу пословица: «Не спи долго – киргизом станешь». На юге Киргизии, в Ошской области, живёт много узбеков, и местные киргизы в основной массе двуязычны. Но соседство – это не только культурный обмен, но и делёж земель (а плодородных земель в Средней Азии маловато). С другой стороны, довольно тесные исторические и культурные связи существуют между киргизами и казахами (последних тоже называли «киргизами» до 1930-х гг.), хотя киргиз и казах друг друга на слух далеко не всегда поймут, киргизский и казахский языки – родственники, но не близкие, а «троюродные». Таджики и киргизы, как мне показалось, особого интереса друг к другу не испытывают. Зато с уйгурами киргизы легко находят общий язык.

Киргизы по своей натуре любознательны и новое впитывают довольно быстро. Опыт жизни между большими государствами выработал у киргизов искусство внешне приспосабливаться к среде, внутренне оставаясь самими собой. Возможно, за это они и слывут «хитрецами». С другой стороны – никто не хочет умирать. В истории было немало народов, которые погибли из-за своей излишней прямолинейности. То, что маленький киргизский народ сумел выжить, несмотря на геноцид, устроенный сначала царским правительством, затем большевиками вместе с китайцами, – большое достижение.

Всё же киргизскую «хитрость» приходится учитывать при работе с ними. Нужно учитывать, что если тот или иной киргиз льстит, рассыпается в твой адрес цветистыми фразами, постоянно повторяет «вы мой начальник», то за этим наверняка стоит желание ненавязчиво свалить на начальника основной груз проблем: вы же начальник, вы же всё умеете, а я – маленький человек, вот вы с этим и справляйтесь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *