Узбеки что за нация
Народ узбеки
Народ узбеки
Узбеки — это тюркоязычный народ, коренное население Узбекистана и самая большая нация на территории Средней Азии. По-узбекски их национальность звучит — “узбеклар”. Ранее на территории Узбекистана многие народы называли “сарт”, что обозначалось, как “торговец”. Узбеки действительно испокон веков активно вели торговлю, но и земледелием также увлекались.
Численность
Среди народов Средней Азии узбеки — самый численный. И в самом Узбекистане коренное население составляет 80%. Во всем мире, по последней переписи населения, насчитывалось около 40 млн. человек, из них 27 млн приходится на Узбекистан. Кроме того диаспоры встречаются в таких странах:
Происхождение
Уйгуры и халаджи — родственные народы. А вот узбеки считаются потомками таких народностей:
С веками и в процессе слияния разных народностей и возник такой народ, как узбеки. Но большое влияние на формирование будущей нации имели племена узбеков Дешт-и-Кипчака. Таких племен насчитывали аж 92, но мнения историков про их список расходятся. Но племена кырк, юзы и минг встречаются чаще всего в различных исторических документах. На территории современного Узбекистана ранее находилось три могучих государства: Согд, Бактрия и Хорезм.
Языковые группы
Узбекский язык принадлежит к тюркской группе языков. Также входит в состав карлукских языковых групп, которым предшествовал древнетюркский язык. Письменность основана на руническом алфавите. С приходом ислама в страну, в IX появился и арабский алфавит. Ближе к нашему времени вводился латинский алфавит, а после и кириллица. В 1992 году официально закрепили латиницу.
В наше время насчитывается много форм местного диалекта, притом сложных форм:
Не редко встречается и двуязычие.
Религия
Религиозное верование — ислам, суннизм. Очень редко встречаются другие верования и исповедования. Самарканд — столица духовной жизни в Узбекистане.
Традиционная кухня
Национальная одeжда
Вeрхняя одeжда у мужчин называется камзол. Это длинная рубаха, примерно по колено, где в талии немного сшита. Головной убор — тюбетейка. Женщины носят платье. Покидая пределы дома нужно на лицо накидать паранджу. Но эта традиция отходит, также, как ношения платка на голове. Обувь — резиновые сапоги, поверх которых нужно обувать калоши.
Обычаи узбекского народа
Родители юношей и девушек самостоятельно выбирают пару своим детям и мнение молодоженов не учитывается. Дети всегда прислушиваются к родителям и выполняют их поручения. За невесту принято платить калым. Но иногда невесту воруют, а милиция не особо берется за поиски. Мужчина — глава семьи, религия позволяет иметь до 4 жен. В семье первым говорит отец, лишь по разрешению могут заговорить сыновья, жена говорит последней, но в семье все решает отец. Несмотря на дискриминацию, в семье мягкие отношения.
Для узбеков характерны земледелие и скотоводство. Последние строили юрты. Также живут в шатре.
Народ поддерживает традицию Махалля, когда все родственники и все всех знают. А еще особенное чаепитие в узбеков: если налито чуть-чуть чая, то хозяин хочет, чтобы кто-то был частым гостем и просил добавки, а если много налито, то чтобы гость допивал побыстрее свой чай и уходил, он здесь не жданный гость.
Черты характера
Узбеки гостеприимны, очень добродушны. Не любят, когда их оскорбляют. Слегка гордые, патриотичные, любят свою страну и свой народ. Всегда придут на помощь.
Узбеки формировали свою нацию на протяжении многих веков, поэтому им есть чему гордиться. Они сохраняют свои традиции, хотя многие обычаи стали поддерживаться только небольшими группами. Много времени и внимания отдают религии.
Узбеки — самый крупный этнос Средней Азии
Узбеки — тюркоязычный народ, основное и коренное население Узбекистана. Это самый крупный по численности населения этнос в Средней Азии. В мире проживает около 30 миллионов узбеков. Древними предками народа являются племена сако-массагетов, согдийцы, бактрийцы, ферганцы и хорезмийцы, которые постепенно начали объединяться в период с 10 по 15 век. В результате, в период между 11 и 13 веками, произошло смешение древнетюркских племен с древнеиранским населением.
Где живут
Почти 27 миллионов узбеков проживают на территории Узбекистана. Из них 48% живут в сельских местностях. Большое количество представителей этого народа давно обосновалось в северном Афганистане, Таджикистане, Казахстане, Туркмении и Киргизии. Трудовые мигранты узбеки работают на территории России, Турции, США, на Украине и в странах ЕС, где они основали общины.
Название
Этноним «узбек» переводится как «свободный человек» и «хозяин себя». Некоторые историки полагают, что этноним возник от имени хана тюрко-монгольского государства Золотая Орда хана Узбека, правившего в 1312-1340 гг.
История
Считается, что существует 92 рода (племени) узбеков, которые вошли в состав будущей узбекской нации. Есть легенда, в которой говорится, что 92 человека пошли в Медину и там участвовали в войне пророка Мухаммеда против кафиров. Этих людей обратили в ислам, и считается, будто бы от них и произошли племена узбеков, которых еще называли «илатийа».
На сегодняшний день известно о существовании 18 из списках 92 узбекских племен, и все они составлены в Мавераннахре, оазисах Среднеазиатского междуречья. Самый ранний список был составлен в 14 веке, самый поздний — в 20 веке.
Из анализа всех списков следует отметить, что основная их часть начинается с названия трех племен:
Существовало и дештикипчакское племя узбеков уйшун (уйсун), происхождение которого берет начало от кочевого племени усуней. Группы племени уйсун известны в Самаркандском и Ташкентском оазисах. Узбеки считают его самым древним из всех 92 узбекских племен.
Антрополог К. Кун свидетельствует, что современные узбеки в расовом отношении являются неоднородным этносом. Среди них есть представители смешанных в разной степени, сильно монголоидных и чрезвычайно европеоидных индивидуумов.
Узбекский входит в тюркскую группу языков и вместе с уйгурским относится к карлукским языкам. Карлукская группа образовалась от древнетюркского языка 7-10 веков, который был основан на руническом алфавите. С 9 века, по причине распространения и укрепления ислама, среди узбеков начал распространяться арабский алфавит. Узбекский язык был основан на арабском алфавите до 1928 года. С 1928 по 1940 годы вместо него начали использовать латинский алфавит, который к 1940 году был заменен на кириллический. В 1992 году в Узбекистане снова был введен латинский алфавит. Некоторые группы узбеков двуязычны, например, многие из тех, кто проживает в Афганистане, владеют языком дари.
В современном узбекском языке существует сложная структура диалектов. Есть 4 основные группы диалектов:
Религия
Узбеки являются мусульманами и сохранили в своем культе пережитки древних иранских влияний. Строго празднуют Норуз (Навруз) — весеннее равноденствие. Очень уважают огонь и верят в лечение лучами заходящего солнца.
Узбекская кухня разнообразна, влияние на нее оказал кочевой и оседлый образ жизни народа. Блюда известны и популярны по всему миру: лагман, плов, манты. В Узбекистане эти блюда готовят с некоторыми особенностями. Есть у народа и свои оригинальные кушанья, которые не готовят больше нигде. В узбекской кухне существуют свои традиции. Свинину не едят ни в каком виде, это мясо запрещено по религиозным соображениям народа. Вся пища подразделяется на два типа: харом и халол. Важные ограничения во времени и порядке приема пищи существуют в период священного месяца Рамадан и поста, связанного с ним.
Очень уважают узбеки хлеб, на стол лепешки кладут только «лицом» вверх. На застольях на стол ставят только четное количество лепешек, нечетные подают к траурным мероприятиям. Преломление лепешки — знак начала трапезы. Обычно это делает старший член семьи или младший, но только с разрешения. Первым за столом должен начать трапезу самый старший и только после него все остальные. Ослушаться этого правила считается невежеством.
На свадьбу, различные праздники и на поминки обязательно готовят плов. Готовка начинается с ночи, а подается блюдо к столу рано утром. И по сей день узбеки едят плов руками. Это несложно, но требует некоторого навыка.
Древние традиции связаны с приготовлением блюда, не имеющего аналогов в кухнях других народов — «сумаляк». Варить его положено ранней весной, перед началом посевных работ. Часто это блюдо готовят во время праздника Навруз, прямо на улицах в больших казанах. По консистенции сумаляк похож на повидло. Узбеки считают его очень полезным для желудка и иммунитета.
Для плова используется только желтая морковь, преимущественно сорта мушак. В семьях узбеков приготовление пищи считается мужским занятием. Часто мужчины берут на себя все кулинарные обязанности в доме. Приготовление плова на 100 и более килограммов риса доверяется только мужчине. Профессиональных мужчин поваров называют «ошпаз». В рационе узбеков присутствуют мясные блюда, супы, кондитерские и хлебобулочные изделия, салаты, напитки. Основные блюда из мяса готовятся посредством жарки, они высококалорийны. Широко используется в кулинарии хлопковое масло, курдючное сало, масло, зелень и специи.
Из теста готовят различны лепешки, толокно, колобки бугирсок, хворост. Из кондитерских популярны нишолда — сладость белого цвета, похожая на варенье, узбекский сахар новвот (также нават), леденцовая карамель парварда, халва и жидкая мучная халва холвайтар. Из молока делают напитки, творожную массу, сушеные шарики со специями — курутоб. Салаты готовят из свежих овощей, заправляют маслом. Из мяса делают колбасу и деликатесы.
Характер
Узбеки честные, прямые и солидарные люди, у них отсутствует угрюмость и суетливость, но в тоже время они обладают инстинктами повелителя и воина.
Внешность
Голова обычно овальная, глаза с продольным разрезом, скулы не сильно выступают. Цвет волос чаще темный.
Одежда
Национальный костюм узбеков был создан еще в древности и надевают его представители народа по сей день. В каждом регионе у национального костюма есть свои особенности и отличия.
Костюм мужчин состоит из:
В повседневной жизни мужская часть населения носила рубаху, которая раньше была ниже колен, затем стала короче, до середины бедер. Ворот рубахи шили двух фасонов. В Ферганской и Ташкентской областях мужчины носили распашную рубаху — яхтак. Шили ее из хлопчатобумажной ткани. Края ворота иногда обшивали тесьмой джияк. Аристократы и духовные лица носили рубахи только с горизонтальным воротом. В начале 20 века мальчики и пожилые мужчины надевали стеганые на вате рубахи гуппича. Штаны в обыденной жизни мужчины носили без карманов, прорезей и пуговиц. Наверху они были широкими и сужались к низу, доходили до щиколоток.
Верхней одеждой служил халат. В зависимости от погоды носили халаты с подкладкой и на вате. С обеих сторон на полах делали вертикальные разрезы. Полы, воротник, края рукавов и подол обшивали плетеной узкой тесьмой или матерчатой полоской. На груди вышивали две завязки. Одежду знати и эмира украшали золотым шитьем. На голову в повседневной жизни мужчины надевали папаху, тюбетейку и чалму.
Мужское население равнинных оазисов носило мягкие сапоги с кожаными туфлями без задника. Узбекская знать на конные выезды надевала парадные сапоги, изготовленные из зеленой шагрени, с изящным каблуком, скошенным к середине подошвы. Такая обувь позволяла всаднику ловко держаться в стременах.
Женский традиционный танцевальный костюм состоит из:
Обязательным дополнением к любой одежде были серебряные или золотые украшения. Носили их все женщины, независимо от возраста.
В качестве верхней повседневной одежды надевали камзол или халат с открытым и широким воротом, чьи борта почти не сходятся. Рукава свободнее и короче, чем у мужского халата. Женщины из Самаркандского и Бухарского оазисов часто носили распашные, чуть прилегающие к талии, длинные халаты румча. Халат мурсак — специфическая верхняя одежда женщин. Он распашной, туникообразной формы, без воротника. Шили его таким образом, чтобы при носке его полы заходили друг за друга. Делали мурсак длинным, до земли, стеганым на вате и на подкладке. Полы, низ рукавов и ворот обшивали тканой тесьмой.
Камзол женщины начали носить только во второй половине 19 века. Его шили слегка прилегающим к талии, с узким и коротким рукавом, отложным воротником и вырезной проймой. В это же время узбекские женщины стали носить короткие безрукавки нимча.
Голову в повседневной жизни покрывали платком, часто сразу двумя. Один набрасывали на голову, второй складывали по диагонали и надевали как налобную повязку. В 19 веке носили платок с выходом для лица, на лоб повязывали платок пешона румол. Паранджа постепенно была вытеснена после проведенной в 20 веке борьбы советской власти с пережитками. Тюбетейки женщины и молодые девушки носят и сегодня. Обычно украшают их яркой вышивкой и бисером. Основной обувью женщин были туфли без задника.
Жизнь
Основная часть узбеков ведет оседлый образ жизни, в основном занимаются земледелием. Особенно много кочующих узбеков в восточной Бухаре, по левому берегу Амударьи, в афганских владениях. Еще больше полукочующих, которые летом переходят со стадами с места на место, а зимой возвращаются в постоянные жилища.
Религия узбеков — ислам, поэтом у них разрешалось многоженство, которое особенно преобладало у феодальной аристократии и зажиточных. У эмиров и ханов были целые гаремы. Жили узбеки большими патриархальными семьями, в которые входило несколько поколений родственников. Постепенно семьи стали разделяться, сыновья после смерти отца жили отдельно, старшие сыновья женились и уходили, младший оставался с родителями и получал наследство.
В семье все обязаны слушать старшего и подчиняться ему, положение женщин раньше было приниженным, а младшие обязывались во всем слушать старших. Доходами семьи всегда распоряжался только старший, несмотря на то, что работали в семье все. Женщины подчинялись старшей в семье, которая распределяла между ними работу по дому, занимались сбором хлопка, пряли, разводили шелкопряда, чистили курак.
Жилище
Районы Узбекистана отличались по климатическим условиям, в результате чего развилось локально-народное зодчество. Основными были зодчие Бухары, Хивы, Ферганы и Шахрисабза, которые и до наших дней сохранили особенности строительства и конструкций, декорирование, планировки, стили архитектуры. В Ферганской долине часто случались землетрясения, поэтому дома там строили с двойными каркасами, из-за обилия дождей на крыши накладывали глиняные катыши (лумбаз) толщиной до 50 см. В Хорезме землетрясений не было, и дома там строились с пахсовыми стенами и одним каркасом, толщина лумбаза на крышах была 15 см. В различных районах жилища по-своему разнообразны, но общие принципы архитектуры тоже существуют.
В старых поселениях дома строили без окон и огораживали глинобитными стенами. Окна жилищ и хозяйственных построек выходили только во двор. Улицы между ними были кривые и узкие. Дома более обеспеченных людей делились на внутреннюю половину — ичкари — для детей и женщин, и ташкари. Эта часть была обставлена более богато и красиво, здесь встречали гостей. Обычно комната для гостей была у всех средних слоев, у бедных ее не было.
Планировка дома большинства семей, которая зависела от количества ее членов, включала в себя айван — навес, скотный двор, хозяйственное помещение и туалет, расположенный во дворе. В Бухаре дома обычно строили из двух и трех этажей. Каждая часть земли использовалась узбеками рационально. В Бухаре и Ташкенте практически 90% участков подвергалось постоянным перестройкам и достройкам.
Культура
В Узбекистане существуют свои национальные виды спорта:
Очень самобытное и богатое у народа устное народное творчество, которое включает следующие жанры:
Из музыкальных инструментов самые популярные:
Традиции
Узбеки — народ очень гостеприимный, это одна из характерных черт Узбекистана. Как хозяин принял гостя, ценится больше, чем богатство стола и достатка семьи. Не принять гостя — означает опозорить свою семью, род, селение и махаллю (квартал).
Гостей всегда встречают еще у ворот дома, с мужчинами здороваются за руку и спрашивают, как дела и как здоровье. Женщин приветствуют легким поклоном, правая рука должна быть на сердце.
Гостей приглашают в дом и сажают на самое почетное место за столом — дастархан. По старинному обычаю женщины и мужчина сидят за разными столами. Усаживает гостей к столу сам глава семьи. Самых уважаемых принято сажать вдали от входа.
Каждая трапеза за столом начинается и заканчивается чаепитием. Разливает напиток сам хозяин. Чем гость почетнее, тем меньше нужно наливать в его чашку чая. Объясняется такой обычай так: чем чаще гость будет обращаться за добавкой к хозяину, тем лучше. Это признак уважения к дому. Если на дне пиалы гостя остался чай, хозяйка его выливает и заново наполняет чашу. Сперва на стол подают выпечку, сладости, орехи, сухофрукты, овощи, фрукты, потом закуски и в конце праздничное блюдо — плов.
Раньше у девушек и парней в Узбекистане не принято было выбирать себе пару, этим занимались их родственники. Сегодня этот обычай частично сохранился, но большинство уже выбирают пару себе сами. Но, так же как и раньше, в дом потенциальной невесты рано утром приходят свахи и соседи невесты. Если родители жениха согласны, проводится обряд «преломления лепешки», после которого девушка уже считается помолвленной. Назначают день свадьбы, родители невесты передают родным жениха подарки.
Самый яркий и пышный обряд у узбекского народа — это свадьба (никох-туй). Свадьба в каждой семье является важнейшим событием, которое отмечают шумно и богато, с большим количеством гостей. Приглашают всех родственников, дальних и близких, соседей, друзей.
Свадебный обряд начинается ранним утром с угощения гостей праздничным пловом в доме невесты и в доме жениха. Потом жених приезжает в дом невесты в компании друзей, танцоров и музыкантов. Невеста в белом свадебном платье ждет его в отдельной комнате, куда могут зайти только поверенные муллы. Они же берут с нее согласие на брак и читают свадебную молитву никох, которая заключает между молодыми брак.
После невеста прощается с домом и родителями, друзья жениха забирают приданое и грузят его. Все уходят, невесту сопровождают подруги и родственницы, которые поют прощальные песни.
Невесту в доме жениха встречают женщины, они распевают свадебные традиционные песни. К дверям дома ведет дорожка белого цвета (паяндоз), по ней невеста входит в свое новое жилище. Перед дверью она делает поклон, ее осыпают деньгами, цветами и сладостями, чтобы жизнь ее была богатая, красивая и сладкая.
Начинается свадебное торжество, которое может длиться несколько дней. После свадьбы жених провожает молодую жену в их новую комнату, там ее встречает и переодевает янга — близкая подруга или родственница невесты. Потом в комнату выходит жених и выкупает у нее невесту. После молодоженов оставляют наедине. Ранним утром, на следующий день после торжества, проводится завершающий обряд «келин салом» или приветствие невесты. Молодая жена низко кланяется в пояс и приветствует родителей жениха, родственников и гостей. Они дарят ей подарки и поздравляют.
В Узбекистане проводится обязательный обряд обрезания всех мальчиков — хатна-килиш. Родители готовятся к этому с самого рождения ребенка, шьют праздничную одежду, постельное белье и одеяла. Проводится обряд, когда мальчику исполняется 3, 5, 7 или 9 лет, очень редко в 11-12 лет.
В начале читают Коран в присутствии имама, старцев и близких родственников мужчин, так ребенка благословляют. На мальчика надевают подарки, которые принесли соседи и родственники. Иногда сажают на жеребенка в знак того, что мальчик становится мужчиной. После проводится обряд «тахурар», во время которого женщины укладывают на сундук одеяла и подушки. Заканчивается все традиционным угощением всех пловом.
Интересные особенности менталитета узбеков
1. Они не говорят «нет»
Восточные люди не идут на открытый конфликт и не демонстрируют агрессию — они привыкли быть вежливыми даже в самой сложной ситуации. Эта черта национального характера сформировалась в далеком прошлом: узбеки испокон веков занимались торговлей, а обижать покупателя — не в интересах продавца. Поэтому вам никогда не откажут напрямую, а на любую просьбу ответят традиционно: «Хоп майли» («ладно», «хорошо»). Впрочем, когда будет выполнено обещание — неизвестно: ни в действиях, ни в работе, ни в принятии решений узбеки не спешат. И если окажется, что договоренность нарушена, вам предложат несколько вариантов решения вопроса — вплоть до самых нелепых, лишь бы вы не сердились.
2. Они не жалеют времени на приветствие
Приветствие — тоже часть традиции: невозможно представить себе узбеков, поздоровавшихся на ходу и побежавших по своим делам. Встречаясь, мусульмане должны обязательно приветствовать друг друга, даже если они враждуют. Сейчас при встрече нужно исполнить определенный ритуал — не только поздороваться, но и от всей души поинтересоваться делами собеседника, причем во всех подробностях: как сам, как дом, как жена, как дети, как хозяйство, полон ли холодильник? Отвечать следует традиционно: слава богу, все хорошо. Все это отнимает немало времени и звучит очень эмоционально, особенно когда встречаются две женщины.
3. Они наливают гостям половину пиалы чая
Гостеприимство — непреложный закон для узбеков: они привыкли жить большими семьями, в окружении соседей, и общественное мнение для них очень важно. Поэтому гостя готовы принять в любое время и на столе всегда есть конфеты, орешки и другая мелочь. И конечно, никого не отпустят без чая. «Чай не пьешь, откуда силы возьмешь?» — говорят в Узбекистане. Чем больше ценят гостя, тем меньше чая ему наливают, чтобы он чаще обращался к хозяевам за добавкой и дольше посидел. Поднося чай дорогому гостю, правую руку прикладывают к сердцу — в знак уважения. По этому поводу рассказывают анекдот: узбек такой жадный — мало того что полпиалушки чая наливает, так еще и за сердце держится!
4. Они едят плов в 6 утра
Плов для узбека — больше, чем еда, это предмет культа и часть национальной культуры. «Ты родился — у тебя плов, ты женился — у тебя плов, ты умер — у тебя плов», — шутят в Узбекистане. Это действительно так: любое важное событие отмечается приготовлением блюда из риса, мяса и овощей. Утренний плов варят в огромных казанах к 6 часам, и занимаются этим исключительно мужчины. Такое время было выбрано не сразу: изначально плов готовили к окончанию первой молитвы, то есть к 4 утра, потом перенесли на 7 часов, а затем опять сместили, чтобы люди успевали на работу. Отказаться от приглашения на плов нельзя — это святое.
В каждом регионе Узбекистана свой рецепт кулинарного шедевра, а в Ташкенте работает среднеазиатский центр плова, где продают свадебный плов, украшенный кружочками конской колбасы — казы — и перепелиными яйцами. Плов можно даже увезти с собой из страны — во всех ташкентских супермаркетах продаются консервные банки с этим блюдом, и на вкус оно ничуть не хуже, чем из казана. Так что узбекский плов постепенно завоевывает мир, а в прошлом году его включили в список нематериального наследия ЮНЕСКО.
5. Они сажают женщин за отдельный стол
В узбекской семье выстроена строгая иерархия взаимоотношений: детей держат в строгости, женщина во многом подчиняется мужу и свекрови, последнее слово всегда остается за мужчиной. Жену уважают как мать, супругу, хранительницу семейного очага, но часто рассматривают лишь как домохозяйку несмотря на то, что свободные женщины Востока занимаются наукой и политикой, заседают в сенате и руководят предприятиями. Главная обязанность женщины — забота о семье и доме. Даже если она работает наравне с мужем, это не отменяет приготовления ужина к его приходу.
До сих пор в быту многие вещи делятся по гендерному признаку: утренний плов готовят мужчины, повседневную еду — женщины, мужчины собираются в чайхане, женщины — во дворе. Раньше дом делился на мужскую и женскую половину, а сейчас на свадьбе и других праздниках мужчины и женщины нередко сидят за разными столами. Даже хоронят их в разных частях кладбища.
6. Они бросают камешки в праздничное угощение
Еще одно важное узбекское блюдо — сумаляк. В отличие от плова, сумаляк варят лишь раз в году, в один из 40 дней после праздника Навруз. Легенда гласит, что у одной женщины умер муж, она осталась одна с маленькими детьми, семья голодала. Отчаявшись, мать налила в казан воды и бросила горсть проросшего зерна. Пшеница варилась весь день и всю ночь, под утро женщина ненадолго уснула, а когда проснулась, увидела, что казан до краев наполнен теплой коричневой массой. Она накормила детей и угостила соседей, и с тех пор сумаляк готовят только женщины.
Рецепт прост: проросшие зерна пшеницы перемалывают и отжимают, а получившуюся жидкость смешивают в кипящем масле с мукой. На дно казана бросают камешки или орешки — это не дает жидкости подгорать, а тот, в чьей пиале окажется камешек, может загадывать желание. Главный секрет сумаляка: его нужно помешивать непрерывно, на протяжении 12 часов, и в этом процессе участвуют все соседи или коллеги — праздничное блюдо готовят даже во дворах офисов. Считается, что, мешая сумаляк, человек освобождается от недобрых мыслей. Через 12 часов блюдо снимают с огня и накрывают, оставляя до утра. Утром рассматривают рисунок, образовавшийся на поверхности густой массы, и толкуют его значение. Попробовать сумаляк можно не только сразу после Навруза: так же, как и плов, его консервируют и продают в магазинах круглый год.
7. Они женятся по воле родителей
8. Они еще недавно были многоженцами
Узбекская свадьба — грандиозное событие. Просто регистрация — нонсенс для узбеков: а что скажут друзья, соседи, родные? Пригласить на праздник нужно как можно больше гостей, и ради пышного мероприятия даже влезают в долги. Регистрация в загсе сочетается с религиозным обрядом — никохом, без этого вместе жить нельзя. А наоборот еще совсем недавно было можно, чем и пользовались мужчины: проводили никох для второй жены и обзаводились второй семьей. Недавно эту практику запретили, и сейчас разрабатывается закон об уголовной ответственности имамов, проводящих никох для мужчин, уже имеющих одну жену.
9. Они платят калым за невесту
Выгоднее всего выходить замуж в Хорезме: здесь большую часть свадебных расходов оплачивает жених, он же платит большой калым, и, если мужчина из богатой семьи, к деньгам могут добавить, например, верблюда. В последнее время особенно ценятся девушки с высшим образованием (лучше медицинским или педагогическим) — в этом случае сумма калыма может вырасти в несколько раз. А вот в Ташкенте расходы ложатся на плечи родителей невесты — они должны дать ей солидное приданое, чтобы удачно выдать замуж.
10. Они решают проблемы всем миром
Узбек живет в большом сообществе, модель которого представлена в городском квартале — махалле. Здесь действует своеобразная система местного самоуправления: жители объединяются в общину и решают проблемы вместе. Если во многих мусульманских странах махалля — это лишь народный обычай, то в Узбекистане ее статус закреплен на законодательном уровне. Община выбирает комитет, подотчетный органам власти. Члены комитета выдают справки при поступлении в вуз и трудоустройстве, а при разводе беседуют с супругами и дают им время на размышление. Многие вопросы в махалле решаются методом хашара (добровольного безвозмездного труда): благоустройство и уборка улиц, ремонт или даже строительство. И если соседи помогают кому-то построить дом, то хозяин готовит для всех участников хашара, конечно же, плов!
11. Узбеки любят подолгу оставаться в гостях 🙂
@mentjens, наливают всем мало чая. Даже самим себе
Чтобы знали зачем, чтобы он не остыл.
Чайник накрыт, чтоб не стыл (видели, надеюсь). А чашку нальёшь полную, остынет и невкусно.
Восточные люди не идут на открытый конфликт и не демонстрируют агрессию — они привыкли быть вежливыми даже в самой сложной ситуации.
А еще любят рассказывать восточные сказки.
узбекский плов постепенно завоевывает мир, а в прошлом году его включили в список нематериального наследия ЮНЕСКО.
«Восточные люди не идут на открытый конфликт и не демонстрируют агрессию — они привыкли быть вежливыми даже в самой сложной ситуации»
И правда! Они тихо-мирно ёбнут по башке тебе или изнасилуют! Ведь в такой сложной ситуации надо оставаться вежливым!
а вот обои они мне во всей квартире за день приклеили
Чото я заметил, в последнее время очень сильно форсят узбеков (даже по дуроскопу), особенно как они во время войны нашим беженцам помогали. К чему бы это?
Лет на 500 отстали от цивилизованного мира
А ещё они любят нападать толпой
Резать не-узбеков на своей родине
Хоп майли, обязательно подведу! И этим всё сказано!
Больше половины ваших пунктов, брехня! Вы где слизали эту ересь? Я родилась и жила до 16 лет в Узбекистане, так что не правда! И девушки- узбечки, русских шалавами обзывали, при том, что их даже блядями назвать как похвала, страшные прошмандовки, только вот перед замужеством зашивали чтоб супруг не знал! И это не понаслышке, а просто моя русская тётка замужем за узбеком, у него три сестры, мне уже этого хватило да и их подруг тоже, так что как-то так!
про плов не совсем понял.
а в прошлом году его включили в список нематериального наследия ЮНЕСКО.
т.е. это пища духовная? )
Изнасилования в Москве. За 2016 год
Как вы думаете, изменилась ли ситуация? И какой она станет, после прибытыя новой 300 тысячной армии?
Узбекская журналистка осудила власти за использование русского языка
Журналистка из Узбекистана Анора Садыкова, выступая на Дне узбекского языка, подвергла критике власти за использование русского языка наряду с узбекским при публикации новостей на официальных страницах. По ее мнению, это неправильно и ущемляет интересы узбекского населения. Анора считает, что несмотря на то, что русский язык может использоваться наряду с узбекским, как власти страны, так и местные власти, обязаны говорить либо на узбекском, либо на каракалпакском.
При этом, возмущение российской общественности после каждого языкового инцидента Анора Садыкова почему-то считает намеренным выпадом в строну Узбекистана.
Чисто по случайности, месяцем ранее, Анора Садыкова окончила американскую программу по подготовке СМИ, которые организованы Государственным департаментом.
Стоит отметить, что это не первый инцидент с критикой употребления русского языка от узбекских журналистов. В августе этого года корреспондент вебсайта Kun.uz Ильёс Сафаров потребовал у русскоговорящего депутата Елены Бабенко говорить на узбекском языке или приходить на мероприятие с переводчиком.
В то же время глава демократической партии Узбекистана «Миллий тикланиш» Алишер Кадыров, который, к слову, является в настоящее время кандидатом в президенты, неоднократно выступал с критикой в адрес граждан, разговаривающих исключительно на русском языке.
Кстати, недавно к изучению узбекского языка призвал посол США в Узбекистане. Он призвал к мобилизации всех усилий для создания мотивации у населения к изучению узбекского языка. ( https://fergana.agency/news/123481/ )
Ответ на пост «К слову о мигрантах»
Свою историю побега из Узбекистана я уже писал, живём в России уже 23 года, прошли с мамой через многое, но сейчас счастливы. Ни разу не жалел, что мы вернулись в родную страну. Семь лет назад начали строить дом, разумеется главной рабочей силой стали те, кто активно выгонял «русских свиней» из своих стран. Злости к мигрантам у меня уже нет, часто общаюсь с рабочими. Сидел однажды вечером на крыльце, пока во дворе укладывали плитку. Уже был вечер, остался только один рабочий, звали его Камиль, 47 лет от роду, приехавший к нам из Бухары. Спрашиваю у него, много ли русских в Бухаре осталось, он отвечает, что очень мало. Говорю, что сам из Термеза, уехали в 1998 году. Тут между нами произошёл занятный диалог.
Думаете они осознали, что всё сами же потеряли? Нет, они считают русских предателями их родины, которые просто отказались терпеть унижения.
Ответ на пост «Я просто хотел чай»
Запомнились два момента.
Первый. Маленькая кафешка. Десерты берем. Чай спрашиваем. Долгий диалог как у топикстартера. Раздумья на лице хозяина. Ушел. Принес лесенку. Залез на верхнюю полку. Нашел (в пыли) коробку Липтона. С отвращением на лице спросил «Вы это пить будете»?
А что оказалось спасением?
Правильно. МакДональдс. Там есть чай. Благословены будут пусть такие места, где в другом уголке мира, ты точно знаешь, что найдешь.
Я просто хотел чай
Кофе для испанцев один из культовых напитков и чай тут не популярен. Кофе могут потреблять целый день, с утра до вечера.
А я от этого напитка отошёл и пью преимущественно чай. Без знания испанского было сложно. И тут возникали проблемы найти чай, если вы пришли не в английский бар, или бар вне туристической зоны. Типичный диалог в таком баре:
Так и живём)
Ps: Пиво тут второй популярный напиток по потреблению
Журнал «Еж» 1-й номер за 1928год
Бедные узбекские октябрята.
Ответ на пост «Мой Узбекистан. История побега из страны»
Мой Узбекистан. История побега из страны
Прочитав пост «Узбекистан: традиции, менталитет, отношение к женщине» вспомнил свое детство. Мои предки переехали в Узбекистан по приказу партии. Деду сказали, что или к стене в Челябинской области, или езжай осваивать новые земли. Происходило все до Великой Отечественной войны, деду было почти 25 лет, женат и пара первых детей (всего в семье было семеро). Взял супругу и уехал. В Узбекистане родилась моя мама, а в 1984 году родился и я. Это произошло в городе Термез. Он был известен тем, что находился на границе с Афганистаном, а через реку Амударья проходил Мост Дружбы, по которому советские солдаты уезжали воевать. Так вышло, что воевал и мой отец. Именно война познакомила его с мамой.
По рассказам мамы советский Узбекистан был неким цветущим раем в стране. Здесь не было очередей в магазинах, все покупалось на рынках, а от количества фруктов и овощей всегда ломились прилавки. В том Узбекистане было очень много русскоговорящих людей. Даже узбеки стеснялись своего языка и старались общаться на русском. Поэтому республика действительно была дружной. Хотя описанные традиции все же преобладали в местных семьях. Однако это происходило в основном в кишлаках или маленьких городках. Узбечки спокойно выходили замуж за русских ребят. И не по разу.
Все поменялось в 1991 году. Мне тогда было семь лет и я мечтал стать октябренком в школе. Не то, чтобы я загонялся по коммунизму, если честно, то вообще не знал, что это такое, просто значок с мелким Лениным и огнем был нереально крутым. Хотелось носить его официально. В октябрята меня приняли со второй попытки, ибо на первой я забыл клятву. Вторая попытка прошла в этот же день, просто комсомольцы тоже любили деньги, а мама не хотела, чтобы я расстраивался. Первые пять лет постсоветской жизни в Узбекистане прошли под лозунгом «Русские свиньи убирайтесь в свою Россию». В категорию «русские» попадали все, кто не обладал узбекской фамилией и корнями.
Сначала русскоговорящих уволили со всех руководящих должностей. Узбекам было плевать на ваш профессионализм. Должности раздавались по связям. «Русские» стали людьми второго сорта. Отсюда и пошла первая волна мигрантов. Народ продавал все имущество за копейки. Мы тоже пытались уехать, но попали в ситуацию, когда ехать было некуда. Мама работала главным бухгалтером, ей удалось устроиться на местное телевидение. Это и спасло нас. Раз в квартал она ездила с отчетами в Ташкент, что позволяло попасть в российское посольство и сделать гражданство. Затянулось это на несколько лет.
Все это время мы жили в стране, где большая часть населения ненавидит нас. Идя по улице можно было спокойно получить в спину камнем от узбеков-подростков, после чего они с гордостью орали «Свиньи, уезжайте в свою Россию». Замечу, что их смелость проявлялась только в стаях. Один-два узбека это трусливые люди. Да и когда отлавливали такую стаю, они плакали, извинялись и просили не бить их. Мне повезло учиться в русской школе. Однако туда часто наведывались толпы узбеков, чтобы побить «русских». Правда они не всегда были готовы к ответной реакции, поэтому разбегались в стороны.
Самым сложным воспоминанием для меня стала ситуация с одной из узбекских девочек. Не знаю кто обидел этого ребенка, но все узбеки указали на меня. Рассвирепелый отец, глаза которого залила кровь, несколько часов гонялся за мной по кварталу. Поймал у моего дома и держал в руке за шею. Мне было 11 лет, ему за 30. Что я мог сделать? Мама была рядом, пыталась его оттащить. За всем этим стояли и молча наблюдали соседи-узбеки. Они не вмешались в ситуацию, позволили избивать мужику «русского». Помогли «русские» мужики, за которыми побежали женщины. Я честно верю и надеюсь, что та скотина умерла мучительной смертью.
Маме удалось купить билеты на самолет до Ташкента. И всё. В Термезе не было билетов в Россию. Мы прилетели в другой город и не знали, что делать. Тут подошел таксист, спросил чем можно помочь. Мать со слезами рассказала все. До сих пор я не знаю почему нам повезло в третий раз. Таксист оказался порядочным мужчиной. Он отвез нас на ночь к своим родственникам, а на следующий день, через связи, помог купить два билета в Челябинск. Вылет был на следующий день. Он довез нас до аэропорта и сказал, что не нужно лишних денег. Сказал, что нас ждёт сложная жизнь и деньги еще пригодятся. На досмотре в аэропорту мы прошли последние унижения. Сотрудники заявили, что у нас перевес, хотя его не было, поэтому большую часть вещей пришлось выкинуть. 6 декабря 1997 года мы приземлились в Челябинске.
Узбекистан это моя боль. Там прошло весьма неплохое детство, но осознавая, как нас там унижали, я не испытываю хороших эмоций по отношению к узбекам. Да, я знаю, что есть среди них нормальные люди. И я даже знаком в несколькими. Однако всё, что происходило в этой стране с русскоязычными, вызывает ненависть. У меня в Термезе остались знакомые. Говорят, что узбеки очень сожалеют, что русских почти не осталось.
Продолжение поста «Узбекистан: традиции, менталитет, отношение к женщине»
Ответ на пост «Узбекистан: традиции, менталитет, отношение к женщине»
О земляк, приветствую, хочу рассказать свою небольшую историю, как человека росшим в этом окружении, я парень 21 года, метис, смесь Узбека, Русского, Таджик и еще чего то там, но воспитывали меня в сугубо Узбекской семье.
Не буду говорить что и я святой, во многом они мне помогали, но я не мог отказаться т.к. боялся, во многом своего дядю который занимал высокую должность в Службе Нац. Безопасности, но последний раз когда я принял их помощь и это стало точкой в моей боязни и создало максимальную неприязнь и веру в эту страну, это когда они хотели засунуть меня в нефтегазовый универ и подкупили человека который должен раздавать ответы, и этот человек раздавал ответы перед учителем и служителем закона ( да у нас на экзамене присутствует агент СНБ как раз на этот случай) который также был благополучно подкуплен, я нарочно завалил все и практически перестал общаться со своей родней и оказался от любой помощи, ибо настолько моя ненависть была огромна ко всему этому.
После этого мою неприязнь еще и усугубила работа в гос организации, а именно UMS (МТС у нас), когда я только поступил UMS принадлежал МТСу но вскоре был скуплен незаконно отобран государством, я читал многие истории об этой конторе в России но поверьте мне тогда она была довольно неплохой компанией, но после того как ее скупили началась вакханалия, более менее нормальное Русское руководство сменили ишакаголовыми идиотами, естественно все были посажены на пост только по знакомству, и это еще не все, я работал в кол центре, у нас было нормой некоторое количество звонков, самые быстрые получали призы, ну так вот, я был самым быстрым в компании, и вроде все были довольными, но когда пришла другая власть, нам повысили планку выше моего уровня, естественно даже я не справлялся, а за не выполнение резали зарплату, к тому же сократили обед, с часу до получаса без доплаты, пошла колоссальная утечка кадров и тем самом увеличилась нагрузка, чтобы сходить в туалет тебе нужно было спрашивать старшего оператора и тебе давалось ровно 5 минут, если больше то штраф, это был ужас на яву, к тому же окружение там состояло полностью из тех самых узбеков, практическими все были отборными хамами и хачами, это те что носят красные мокасины, ходят с небритой бородой и кепкой FBI, для меня это было невыносимо и я уволился.
После я поступил в другую компанию которая делал многие программные продукты для Европейских стран, там в основном были Русские, Корейцы и Европеизированные (тоесть нормальные) Узбеки. Работать там для меня было в основном очень приятно да и зарплата была очень хорошей.
Сейчас, накопив денег я уволился и теперь работаю\создаю над бизнесом\стартапом и изучаю книги по ораторскому искусству, искусству бизнеса и т.д., а также продумываю мелкие детали для улучшения взаимодействия и облегчения работы рабочим основываясь на своем опыте. Надеюсь улететь из этой страны до конца этого года куда нибудь в Европу, и забыть об этой стране как о страшном сне, пожалуйста не подумайте что я ненавижу этих людей, нет я люблю каждого и с пониманием отношусь что они стали такими только из за общества и новых невероятно глупых идеалов и многим повезло не так как мне, но пытаюсь развиться еще дальше а эта страна не даст мне этого сделать. Ну как то так, спасибо за чтение :3
Узбекистан: традиции, менталитет, отношение к женщине
Как это происходит в Узбекистане.
Собственно дальше про традиции (именно узбеков, их здесь абсолютное большинство, почти 83%). Они здесь на уровне средневековья. Причем все: сексуальные отношения, семейные, общественно-рабочие.
Обязательные требования к невестке: вставать раньше всех, в 5 утра, подметать двор/подъезд, готовить завтрак, обед, ужин всем, убирать дом, при этом успевать на свою работу и нести в дом деньги., встречать с поклоном всех родственников мужа, не иметь собственного мнения, сидеть тише воды, ниже травы и обслуживать, обслуживать, обслуживать. Выбирая невесту, строгий райдер: цвет кожи (светлый, белый- считается аристократичным), рост (не маленького роста, но и не выше жениха), стройность (чтобы не толстая), большеглазая, длинные волосы. Никаких коротких юбок, шорт. Сейчас уже современнее, но все равно есть районы города, где в нормальных шортах появляться небезопасно.
Поэтому популярна процедура зашивания девственной плевы. Простынь после брачной ночи показывают родственникам, чтобы удостовериться, что девственница. В самых отсталых дальних районах на самом таинстве лишения девственности присутствуют гости (в основном женщины, чтобы убедиться наверняка).