Узату той что это

«Қыз ұзату той» или «Проводы невесты» по казахским традициям

Узату той что это

Кыз узату или проводы невесты является одним из важных моментов в любой казахской свадьбе. На самом деле, это мероприятие радостное, но в то же время и грустное для родителей невесты. Им трудно смириться с тем, что их дочь покидает отчий дом, и уходит в семью мужа. У «қыз ұзату» есть целый этап обычаев и обрядов, которые проводятся до, во время и после самого праздника. Чтобы ознакомиться с системой проводов невесты, прочитайте данную статью!

«Құда түсу»

Құда түсу или Сватовство считается одной из обязательных традиции, проводимых до предстоящей свадьбы. На құда түсу родители со стороны жениха и невесты официально знакомятся, а также решают самые важные вопросы свадьбы: место свадьбы, число, количество званых гостей и т.д.

На Құда түсу главных сватов, то есть родителей жениха встречают дома у невесты. Они приезжают с другими родственниками, которые также считаются құдалар. Главного делегата со стороны сватов называют «бас куда». Родители невесты тщательно готовятся к приезду сватов: накрывают большой дастрахан и украшают дом.

Узату той что это

«Арқан керу и Шашу»

Перед входом сватов домой к невесте, дети или же старшие снохи невесты натягивают аркан или же цветную ленту. Данную традицию называют «аркан керу». Чтобы пропустить их через аркан, дети запрашивают небольшой выкуп в виде денег, конфет, или же подарков. Смысл такого обряда заключается в том, чтобы в будущем у невесты не было никаких препятствий в семейной жизни. После, как гости пройдут через аркан, сторона невесты с музыкой и с «шашу» встречают их. Шашу — это осыпание. Один из старых и веселых обрядов. Во время сватовства, беташар или свадьбы на гостей бросают конфетами, а детишки тем временем с большой радостью собирают конфеты. Казахский народ издавна верил, что сладости, подобранные во время «шашу» приносят удачу и изобилие в семье.

«Көрімдік»

Как гости сядут за накрытый стол и немного отведают еды, к ним выводят невесту, чтобы познакомить с будущими родственниками. Мама жениха должна дать «көрімдік» (денежное вознаграждение) тем, кто показал им жену сына. После этого сваты дальше продолжают беседовать, и знакомиться друг с другом.

Узату той что это

«Құйрық-бауыр»

Главное угощение, которое подают в этот день называют «құйрық-бауыр». Это необычные бутерброды, которые делаются из кусочка курдючного жира и печени. Смысл этого блюда — пусть сватовство будет сладким как «құйрық», и чтобы сваты стали близкими друг другу, как бауыр (родные братья и сестры).

«Cырға салу»

Один из важных моментов в жизни каждой невесты, который проводит будущая свекровь, называется «сырга салу». Девушке надевают сережки, после чего можно сказать, что она стала почти как родная дочь для мамы мужа. Сваты дарят родителям невесты подарки в виде лошади, или же барана. Их у казахов называют «өлі-тірісі». Также всем родственникам невесты дарят «киіт» — это также различные презенты в виде дорогих тканей, наборов золота и т.д. Особенно ценные подарки получают мать и отец невесты. За мамино молоко «ана сүтінің ақысы» маме девушки дарят большую сумму денег, или же украшение. Также сторона жениха за будущую невесту выплачивают калым, на казахском — это будет «қалың мал».

Узату той что это

«Қыз ұзату той»

В тот же день, вечером девушку провожают в дом мужа — «Қыз ұзату». Зачастую торжество проходит в ресторане, а раньше это проходило в доме невесты. Надо отметить, что узату той на данный момент ничем не уступает свадьбе жениха. Сторона невесты всячески хотят провести свою дочь достойно и с размахом. Узату той длится до 12 ночи.

«Сынсу»

Наступает важный момент. Жених должен забрать невесту подняв на руки, или же просто взявшись за руки. По традиции перед невестой расстилают длинную дорожку из белой ткани. Невеста должна пройтись по этой белой дорожке опустив голову. Провожают невесту под напутствующие слова в виде исполнения трогательной казахской песни. Такое исполнение раньше называли «сынсу». Также невесте нельзя оглядываться назад. В такой трогательный момент все начинают плакать, прощаясь с дочерью, сестрой, подругой. Когда жених забирает невесту к себе домой, то она может забрать с собой подругу, чтобы ей не было одиноко в чужом месте.

Узату той что это

«Беташар»

Беташар — это традиционный казахский обряд, который проводится до начала большой свадьбы со стороны жениха, или же после того, как жених приводит невесту домой сразу после узату. Обычно, невесту усаживают за белую ширму, а также с белой шалью, чтобы не было видно ее лица. Затем, когда все приглашенные гости собираются, ее торжественно в красивом платье выводят на обряд беташар. Весь процесс беташара проходит под домбру и специально написанную песню. Кюйши в стихах упоминает имена всех родственников парня, и молодая невеста должна при каждом упоминаний должна делать почетный салем. В это время, услышав свое имя дяди, тети, сестры и братья жениха ложат в корзину деньги.

После завершения обряда, свекровь подходила к невесте и снимала шаль. Шаль положено передавать присутствующим женщинам на торжестве. Они же поровну поделив шаль, обвязывали этой тканью посуду от хранения кумуса или же шубата. Также корзину от денег то же передавали, но только тому, кто собирается скоро жениться или выходить замуж.

Узату той что это

«Приданое невесты»

После проводов невесты в один из назначенных дней, или же на следующий день приезжают снохи (женгелер) невестки с приданым. К примеру, раньше матери с рождения собирали дочерям приданое: постельное белье, посуду, кухонные полотенца и т.д. В современном веке ничего не изменилось, однако включились более крупные материальные вещи: мебель для спальни, холодильник, телевизор, одним словом вся домашняя техника, а также одежда для невесты. Нужно отметить, что все зависит от финансов, но казахи выделяют огромное значение кыз узату. Во время разбора приданого в доме жениха присутствуют все его родственники, вплоть до соседей. В хорошей атмосфере они все оценивают, какое же приданое принесли за новоиспеченной невесткой.

Что одевает и надевает на кыз узату той невеста?

В один из важных дней в своей жизни, каждая девушка хочет выглядеть превосходно. Однако, так как кыз узату той — это трепетный праздник, большинство невесток выбирают традиционные платья. Как говорится на вкус и цвет.

Узату той что это

Саукеле

Саукеле — это головной убор, высокий и узкий. Этот атрибут национального казахского костюма, который должен быть на невесте. Похож он на шлем, но более в красивой форме. Высокий кончик саукеле носит смысл, что у невесты будет долгая и счастливая семейная жизнь. Украшают головной убор бисером, камнями или перьями.

Койлек

Платье под камзол называют койлек. Они обычно бывают белого цвета, но и тут все зависит от предпочтения каждого. По форме оно закрытое и с длинными рукавами. Также на нем вышивают казахские орнаменты (ою).

Камзол

Завершающий атрибут наряда называют камзол. Это средней длины накидка с рукавами и без, иногда может быть в виде жилетки. Надевают ее поверх платья. Камзол бывает из плотной ткани, украшают дорогими камнями, бисером, и казахскими орнаментами.

Источник

Узату той что это

Узату той что это

После того, как гости зашли в дом, в огонь наливается масло, и самая уважаемая женщина рода, согрев на нем свои руки, прикасается ими к щекам будущего зятя, чтобы он почувствовал тепло дома своей невесты. Затем сватов приглашают к дастархану. Затем родственники невесты режут барана и готовят бешбармак, до этого времени сваты едят другие традиционные блюда.

После того, как прошло знакомство с родственниками, сватам показывают невесту.

Затем на будущую невесту надевают уки – драгоценное украшение, которое означает, что девушка уже занята и помолвлена, в основном это – серьги. Мать жениха дает матери невесты подарок – анасын ак сути (благодарность за молоко матери). Затем близким родственникам невесты раздают кит или калым. Если речь идет о ките, то это подарки в соответствии с рангом. Калым – плата за невесту. В современном мире калым берут редко.

Затем начинается подготовка к свадьбе. По казахским обычаям, свадьба разделена на два события, один из которых – кыз узату (проводы невесты). Кыз узату должна устроить сторона невесты. Кстати, традиционно на свои проводы невеста надевает красное платье.

Приглашенные на узату той гости становятся полукругом. В юрту (в современном мире – в здание, где проходит праздник) входит невеста, она обходит всех родственников и подруг несколько раз в знак прощания. Затем входит жених, он присоединяется к невесте, и они уже вдвоем снова обходят всех присутствующих.

Самый уважаемый аксакал из рода невесты читает бата. Той считается открытым. Все приглашаются к богатому дастархану. После застолья проводится обряд тойбастар. К гостям вносят блюда, на которых разложены сладости, украшения и мелкие безделушки, чтобы их заполучить необходимо исполнить песню.

На узату той обязательно приглашают всех родственников, которые, по каким-либо причина, не смогут попасть на главную свадьбу. А всем, кто не смог приехать на проводы передавали саркыт, положенное угощение с праздничного дастархана. Обычно это были сладости или кусок мяса. Так, старались никого не забыть и не оставить в обиде.

В конце тоя перед невестой расстилают «Ак жол» (белую ткань, которая символизирует чистую легкую дорогу). Девушка уходит по материалу к своим новым родителям, к новой семье. Дойдя до середины, невеста оборачивается и отдает троекратный поклон своим родителям. В древности смысл узату той был в прощании. Родной аул провожает свою девушку в другой аул, который возможно будет кочевать на джайляу за несколько тысяч километров от юрты ее родителей. Поэтому отец каждой невесты должен был обязательно сделать кыз узату и взять на себя все траты. Невесту отправляли в дорогу вместе со сватами рано утром, с восходом солнца. Ведь восход символизирует собой начало нового дня, начало новой жизни для невесты. Перед отъездом девушка исполняет коштасу жыры, песню, которой прощается с теми, кто вышел ее провожать.

После кыз узату проводится жигиттын тойы, свадьба жениха. Когда новобрачная после проводов прибывает в дом жениха, в ее честь встречающая сторона устраивает большой той.

Через некоторое время после свадьбы родственников новобрачной приглашают к себе в гости родители жениха. Называется этот обряд есик тор (почетное отворение дверей). Именно в это время родители молодой жены привозят с собой приданое. Его собирает мать новобрачной при помощи родственников. Идея состоит в том, что молодая жена должна прийти в новый дом

Источник

Узату той что это

Продолжим знакомство с традициями и обычаями наших предков очередной главой из моей новой книги «Қарашаңырақ». Итак, поговорим о том,

Как казахи невест провожали

Свадьбы проводились обычно две. Одна невестина, вторая – жениховская.

Накануне первой свадьбы (ұзату той) невесте предстоял торжественный обход родни. По данному непростому маршруту она отправлялась, как правило, не одна, а со своими близкими подружками или же с женой старшего брата (жеңге). Они не особо вмешивались, собственно, в проведение обряда и служили ей просто в качестве моральной поддержки. Обход проводился под аккомпанемент песни – сыңсу. А сыңсу, я вам скажу, это не очередная бессмысленная однодневка, чем заполнены сегодня по самые не хочу бесноватые информационные шлюзы. Это трогательная девичья песня, в которой поется:

— о счастливом босоногом детстве,

— о замечательных стадиях взросления,

— об окружающей природе, которая самостоятельно занимается ландшафтным дизайном,

— о великой стране, которой завидуют соседи, и чьи политики поражают весь мир своей мудростью и дальновидностью,

— о беззаботной юности, проведенной в родном доме, в окружении таких замечательных людей, какими являются… идет перечисление.

Узату той что это
Кадр из фильма «Кыз жибек»

В припеве звучит пожелание, чтобы ее не торопились вычеркивать из списка родных и близких, что она еще готова выступить в основном составе и что она еще вполне может пригодиться в случае чего и чтобы ее не забывали и навещали. Зачем нужен был такой припев? А затем, что по традиции невеста не могла посещать родной дом в течение года.

Это как призыв в армию. (Правда, в армию раньше забирали на два года. Морфлот – три).

Во время исполнения этой песни разрешалось плакать. Более того – плакать даже предписывалось, иначе люди могли подумать, что невесту просто распирает от счастья. Что она не может скрыть своей радости. Что, наконец-то, настал тот день, когда она навсегда избавится от этих постылых физиономий, окружавших ее с самого рождения. Что теперь пусть другие собирают кизяк по округе и доят в потемках коров. Что достали ее все эти предписания и запреты, традиции и ритуалы. Что в гробу она видала…

И плакать надо было не абы как, а – высокохудожественно. Ни в коем случае не навзрыд, а радостно, с легкой грустинкой. И чтобы искренно и задушевно. Все-таки не на фронт отправляешься и не на войну. Хотя как сказать. Тут уж кому как повезет.

Пока девушка пела, ей собирали в мешочек подарки. На дорожку, так сказать. Не беда, если у девушки не оказывалось голоса или слуха. Или же голос был, но – бас. Или баритон. Все равно это никого не смущало. Тут важна была сама символика момента и она – символика эта – скрашивала все, ретушировала и маскировала.

Впрочем, такого просто не могло быть. Это я насчет вокальных данных. Всем давно известно, что казахи – чемпионы мира по песням. Это мы умели делать лучше всех, ярче всех и громче всех. И с этим смирились все. Потому что мы пели в любых условиях. И при любом настроении. И по разным причинам. Мы, можно сказать, даже разговаривали песнями. Взять хотя бы тот же айтыс.

Всем известно, что это состязание поэтов-певцов. Они соревнуются во взаимных оскорблениях. Причем на людях. При большом скоплении народа. В празднично-игриво-шутливой форме. Выигрывает тот, у кого это лучше всех получается. То есть у кого круче всех проявляется способность прилюдно обличить, унизить, обсмеять и оплевать. Естессьно, победителем восхищались, его превозносили и слегка побаивались. Он пользовался всеобщим признанием и авторитетом. О нем слагались песни и легенды. Говорили, что он, как никто другой, умеет, как можно заковыристее обложить своего оппонента, вывести его на чистую воду, выставив его неудачником на всю степь. Поэтому у нас, у казахов, лучшие в мире песни и лучшие в мире тексты к этим песням. Ну и голоса, естественно. По-моему, с этим утверждением не стоит спорить и надо просто смириться как с давно существующим неоспоримым фактом. (Кыргызы, к примеру, давно смирились).

И что характерно, пели мы при любых обстоятельствах: хорошо нам или плохо, бедные мы или богатые, больные или здоровые. Песней мы отвечали на хулу и хвалу. Пели в радости и в горе. При наличии темы и при отсутствии таковой. Жаль, что сейчас все это подзабыто. А как было бы здорово!

Вручили тебе, к примеру, медальку в Акорде к очередному юбилею Нурсултана, так ты не просто молча грудь подставил, а поднял голову и запел! В благодарность. Оду какую-нибудь. А там еще и акустика хорошая. Авось кто и подхватит! (Подхватят, зуб даю).

Или же, скажем, обломилось тебе счастье и выиграл ты тендер – тут же сочинил на ходу пару куплетов и сбацал перед тендерной комиссией. Во славу! Частушку тендерную.

Или же в суде припаяли тебе несправедливый срок – а ты им песней в ответ! Наотмашь! И пусть знают. Пусть запомнят. И пошла песня в народ.

Жаль, конечно. Усох источник. Приуныл народ. Измельчал. Сейчас не то чтобы спеть складно, пару слов речитативом связать не могут. Стыдоба!

Но что-то я отвлекся. Вернемся к невесте.

Когда калым был весь выплачен и все материальные вопросы сняты, в свадебной юрте начинались приготовления. Невесте расплетали все ее девичьи косички, снимали брошь (шаш керме), которой они фиксировались на затылке, и сплетали заново – но уже в две косы. Причем концы кос сплетались вместе. Это означало, что молодые в будущем будут единым целым и связь их будет неразрывной.

Узату той что это
Кадр из фильма «Кыз Жибек»

Надевали саукеле. И вот тут начинались сложности. Дело в том, что само надевание саукеле не должно было случиться просто так. Невеста должна была сопротивляться. Ей якобы не хотелось прощаться с беззаботной юностью и до самого конца теперь тащить ярмо, стирать за кем-то грязные вещи, готовить еду, мыть посуду, рожать детей, воспитывать их, возить по воскресеньям на английский… Одним словом: «Зачем мне такое счастье?!» Но женгешки настаивали, и начиналась борьба. Что-то вроде финала чемпионата мира по казакша курес. Короче, возня затевалась нешуточная. Доходило до синяков и шишек. А бывало и того хуже.

В любом случае, навалившись всей толпой, женгешки надевали-таки саукеле. Кстати говоря, незамужним нельзя было участвовать в этой свалке, то есть в надевании свадебного головного убора. Нельзя было даже просто примерить и посмотреться в зеркало. Нельзя было сделать селфи. Иначе плохо будет – засидишься в девках.

А в это самое время, пока в юрте шла борьба с надеванием саукеле, к аулу невесты, опять же по традиционному сценарию, приближалась колонна сватов со всеми своими многочисленными родственниками. Возглавляла колонну матушка жениха. Делегация везла с собой кучу подарков и скот – той малы. Делегаты предусмотрительно обходили юрту, где проходил финал чемпионата мира по рестлингу. Они направлялись к отцу невесты. Дверь в эту юрту открывал жених – поскольку он уже был, так сказать, «в законе». А такое, как известно, позволялось только ханам и султанам (в обычной жизни дверь гостям открывал сам хозяин).

Затем начинался собственно праздник, сопровождавшийся песнями-плясками, шутками-прибаутками, чревоугодием и беззлобным мордобоем. В какой-то момент сторона невесты самым коварным образом «воровала невесту». Это тоже часть сценария. Обряд назывался «қыз қашар» – «побег невесты». Невесту воровали и где-нибудь прятали. Сторона жениха должна была срочно выступить на поиски, вычислить по следам, найти девушку и отбить ее у «воров». Снова затевалась небольшая свалка с полюбовной дракой. Такое, знаете, шуточное месиво. Тартыс называлось. В этом тартысе кому-то могли в шутку сломать нос. Или руку. Кто-то отделывался изодранной в клочья одеждой. Но на это опять же никто внимания не обращал. Подумаешь, нос. Подумаешь, рука. Или ребро. Зато как весело! Умели же люди отдыхать душой и телом! Подумаешь, «стороны понесли небольшие потери в живой силе и технике». Зато сколько эмоций! Сколько живых впечатлений останется в памяти!

Мочилово опять же сопровождалась пением (говорю же, пели по любому поводу!). Согласно договоренности сторона жениха должна была победить в любом случае. Так что это была, в некотором смысле, игра в поддавки. Полагаю, если бы вам пришлось жить в те благословенные времена, можно было с легким сердцем делать заранее солидные ставки в любой букмекерской конторе. Куш был бы обеспечен.

Такой зарубон за невесту, понятное дело, мог продолжаться до утра. И тут нужна была выдержка. Находчивость. Если перебить, перепеть и перебороть команду невесты не удавалось, тогда команда жениха пускалась на хитрость. В запасе оставалась древняя казахская небитка – ритуальный выкуп.

В девять чаш раскладывали девять вариантов разной еды. Предлагали попробовать. А отказываться от пищи нельзя ни в коем случае – грех. Таким образом, весь этот экшн заканчивался тем, что меняли невесту на еду и у праздника открывалось второе дыхание. Не то чтобы затевали войнушку заново. Нет. Теперь веселились по-мирному.

Между прочим, когда-то наши предки красиво танцевали. Мне, к примеру, нынешние танцы не очень того… по душе. Мне лично нравится, как танцуют грузины. Или абхазы. Или дагестанцы. Кавказцы, одним словом. Наши танцы на их фоне выглядят как-то вяловато. Даже знаменитый қара жорға. Не знаю, может, я не прав, но это опять же на мой субъективный взгляд.

А когда-то наши прадеды здорово танцевали. Красиво. И об этом остались многочисленные свидетельства. Просто танцевальная традиция была прервана в восемнадцатом веке. Не до танцев было. Вначале джунгары прибыли с претензиями. Потом напали волжские калмыки. Потом – яицкие казаки. Башкиры… Потом все остальное… И пока воевали с теми да с этими, пока выбирались из исторических вихрей, про танцы забыли. За это время сменилось несколько поколений. Поэтому в памяти сохранились лишь небольшие танцевальные отрывки, да и то у тех, кто в свое время бежал за кордон.

Узату той что это
Кадр из фильма «Кыз Жибек»

Заканчивалась свадьба торжественными проводами. Наиболее уважаемая женщина заворачивала в лоскуток кусок мяса и трижды водила им над головой невесты. Это делалось для того, чтобы вместе с невестой из дома не ушло счастье. Затем отец обращался к дочери с вопросом: «Чего ты, душенька моя, хочешь?» И доча могла забрать с собой все, что пожелает. Потому что это было ее «последнее желание» в родительском доме и оно непременно исполнялось. Потом отец сажал дочку в седло, брал лошадь под уздцы и передавал жениху. И напоследок в обязательном порядке высказывал молодым свои напутствия. И все. Караван сватов отправлялся обратно. Но жених все еще оставался в ауле тестя. Он должен был еще раз символически посидеть с ним за одним столом. Поскольку «не чужие уже» и он «теперь сын».

С приходом ислама кое-какие вещи видоизменились (к примеру, добавился обряд «неке кию»), а кое-что утратило актуальность и забылось. Об этом тоже стоит поговорить, но лучше в следующий раз.

После свадьбы қыз ұзату следовала традиция – келін түсіру. Не в смысле «опустить невесту», как многие тут могли нехорошо подумать, а в другом – более благородном смысле. По сути, это и есть вторая свадьба. Жениховская. Она как бы и главная.

Источник

Казахская свадьба: Традиционные этапы, которым следуют во всех регионах

Узату той что это Узату той что это Узату той что это Узату той что это Узату той что это Узату той что это

То же самое относится и к выбору невесты, она должна соответствовать всем требованиям, которые выставляются родителями жениха. При благополучном одобрении обеих сторон начинается активная подготовка к свадьбе. А уже сам процесс бракосочетания проводится согласно всем правилам уже установившихся с давних лет традиций.

Смотрины и сговор

В казахской семье именно родители выбирают для своей дочки жениха, а для сына – невесту. Сговор подразумевает собой предварительную договоренность родителей о помолвке их детей. Если родители одной семьи дружат и хотят породниться с другой семьей еще до рождения детей, то такой сговор называют «бел куда». А если детей посватали в колыбели – тогда «бесик куда».

Узату той что это

Данный этап торжества ранее включал в себя не только сговор, но и смотрины. Выбирать себе невест могли только дети знатных и богатых людей. Сыновья приходили на так называемые «смотрины», где невесты соперничали друг с другом в различных видах искусства. Если пара устраивала друг друга, то они голословно признавались в чувствах, и парень отправлял сватов к отцу невесты.

Доверенное лицо со стороны жениха направлялось к отцу предполагаемой невесты, чтобы договориться о свадьбе. После одобрения отца невесты обе стороны обменивались подарками.

Узату той что это

Узату той что это Узату той что это Узату той что это Узату той что это Узату той что это

Проводы невесты («қыз ұзату тойы»)

Раньше проводы невесты сопровождались подарками для родных жениха и его самого. Чаще всего родители невесты преподносили в дар одежду («капка салар»).

Жених тоже не оставлял будущих родственников без презента, после чего их союз окончательно благословляли.

Узату той что это

Современные проводы невесты обросли новыми традициями, часть из которых заимствована из западных свадеб. Так, например, некоторым невестам выстилают дорожку из лепестков белых роз, на прощание дают напутствия родные и подруги.

Некоторые семьи, следуя традициям, собирают для невесты сумки с подарками (қоржын), в которые кладут различные безделушки вроде бижутерии и платков.

Их невеста раздаривает женщинам на свадьбе, а те в свою очередь передают дочерям для удачи в их личной жизни.

Также в некоторых областях Казахстана сохранился обычай прощальной песни сынсу, которую невеста исполняет своим родным, покидая их дом.

Сватовство

Данный этап включает в себя непосредственное сватовство. Отец невесты, который заранее осведомлялся о приезде сватов, приглашал всех родных и близких. Отец жениха, сам жених, а также их родные и близкие приезжали в дом невесты. Приближенные жениха преподносили невесте и ее близким подарки согласно казахским традициям. Обе стороны кушали из одной посуды, а принимающая сторона преподносила угощение из сала и печенья.

При окончании сватовства стороны обменивались различными подарками: одеждой, драгоценностями, животными. Заключительным этапом сватовства являлся приезд отца в дом жениха. Оговаривалась дата свадьбы, калым и подарки. Для оповещения всех родственников обе стороны высылали им пригласительные на казахскую свадьбу.

Узату той что это

Узату той что это Узату той что это Узату той что это Узату той что это Узату той что это Узату той что это Узату той что это Узату той что это Узату той что это Узату той что это Узату той что это

Отступать некуда — позади «сырға салу»

«Сырға салу» (далее – сырга салу) проводится перед «қыз ұзату» — тоем, предшествующем свадьбе. Во время обряда невесте надевают серьги, после чего она покорно принимает все дальнейшие действия. Совершает сырга салу будущая свекровь. Обряд знаменует собой окончательную договоренность между сторонами.

Сватовство может сопровождаться еще одной необычной традицией — «құйрық-бауыр асату». Родственники невесты готовят будущим сватам лакомство из курдюка, печени говядины или баранины. Важно доесть всё до конца, не прищурившись ни разу.

Перед тем, как прийти на сватовство, родственники жениха должны подготовить «қоржын» (далее – коржын) — сумку из войлока или кожи, наполненную дарами. Сюда можно положить конфеты «Құттықтаймыз», которые ждали своего часа с восьмого марта, советское шампанское или бутылку водки, мясо. В ход может идти и что-нибудь незатейливое вроде изюма, курта, чая. Обязательно следует положить в коржын отрез ткани, который, если повезет, однажды может вернуться отправителю. О бесконечная цикличность бытия!

Узату той что это

Калым мал – плата за невесту

Сторона жениха после проведения сватовства по обычаям казахской свадьбы обязана была уплатить калым, размер которого зависел от благосостояния брачующихся. Если они бедные, то калым мог ограничиваться 4-5 головами скота. Однако если сватаются дети знатных и богатых людей, то калым мог достигать и 200 тысяч голов скота.

Калым мал – это отличительная традиция, которая сохранилась у казахского народа и в наши дни. Наличие калыма – это неотъемлемый обычай для дальнейшего празднования свадьбы, так как данным жестом жених выказывал свое уважение и щедрость по отношению к невесте и ее родственникам.

Узату той что это

Уплата выкупа («калын мал»)

В некоторых семьях до сих пор чествуется древняя традиция уплаты выкупа за невесту. Раньше калым выплачивали рогатым скотом и лошадьми.

Современный «калын мал» куда более разнообразен. Он может предоставляться как в денежном эквиваленте, так и в виде предметов роскоши: украшений, шуб, ковров и т. д.

Также в современном Казахстане есть и другой обряд, замещающий выплату калыма: если в семье жениха есть лошадь, родители невесты могут в любой момент забрать ее. Если лошади не имеется, семья выплачивает ее стоимость.

Приезд невесты в дом жениха

Традиционно невесту с закрытым лицом доставляли до места, которое находилось на некотором расстоянии от аула. Затем ей навстречу выходили молодые девушки, и они вместе заходили в аул и усаживались за ширму. Те, кто встречали невесту, осыпали ее конфетами и монетами.

Когда все желающие собирались в ауле, то в центр выводили невесту и проводили обряд открытия лица невесты. При этом шаль снимала женщина благородных лет. Она желала девушке семейного благополучия и счастья. Шаль передавалась по кусочкам молодым девушкам, а на голову невесты надевался платок, который означал прощание с девичьей жизнью. На данном этапе исполняли казахские свадебные песни, в которых пелось о счастливой семейной жизни новобрачных.

Узату той что это

Казахская Свадьба

Узату той что это
Уважаемые сплетницы, мне было ОЧЕНЬ приятно, что мой первый пост про свадьбу в Корее вам понравился! В комментариях многие интересовались казахскими свадьбами, и я пообещала написать еще один пост. Это заняло бы у меня очень много времени, но к счастью в 2014г. на просторах казнета гулял пост Асем Кенжебек, который на мой взгляд, полностью описывает свадьбы казахов в Алматы, поэтому я решила его отредактировать, дополнить, это не совсем мой авторский пост, и в источнике я указала автора. Еще раз повторюсь, данный пост описывает свадьбы в Алматы, в других регионах Казахстана обычно все по-другому, и как проходят свадьбы там я не в курсе, так как ни разу на тамошних свадьбах не была.

Узату той что это
Часть 1. Начало. И вот настал тот момент когда казахский парень нашел себе невесту и решил жениться. Мама, узнав о новости, сразу начинает допрос «Сколько ей лет? Кто родители? Есть ли высшее образование? Работает? Из какого она рода-племени?». Любой казах обязательно знает из какого он рода. Согласно казахским обычаям, каждый казах обязан знать своих предков до 7 колена, то есть, знать генеалогию и родословную своих предков, чтобы не допустить кровосмешания если у него и невесты есть общие родственники. Даже есть такой прикол, если к тебе клеится неприятный парень, спроси с какого он рода, а потом, скажи, что ты с такого же, его тут же ветром сдует.
Часть 2. Знакомство с будущими кудалар (сваты) для обсуждения дальнейшего плана мероприятий. Согласно новым казахским традициям, родители жениха приглашают родителей невесты на ужин в ресторан. Это должен быть крутой ресторан, ибо надо с самого начала показать «кто есть кто». Мамы приходят, надев свои самые крупные бриллианты и самые красивые наряды, и всю беседу пытаются максимально показать все главные «козыри» своих детей и своей семьи. Всю встречу, будущие кудалар деликатно обсуждают предстоящий сырга тагу (одеть невесте серьги и забронировать), кудалык (сватовство), кыз узату (проводы невесты), ну и конечно же свадьбу. В последнее время, стали практиковать объединенные свадьбы, когда две стороны скидываются и проводят совместное мероприятие. Но чаще всего, отец невесты настаивает на том, что будет отдельная мини-свадьба под названием «кыз узату». Надо о практически не допускают к организации мероприятий. Все что им разрешается, это выбрать себе наряды (невесту иногда настоятельно просят искать платье без глубокого декольте и с рукавами, так что и тут могут не разрешить своеволия), кольца, лимузины и свадебный торт. А все потому, что свадьбы делаются не для молодых, а для родственников, молодые чаще всего просто воспринимаются атрибутом мероприятия, а не его зачинщиками. Часть 2.Сырга тагу (Помолвка)

Узату той что это
Мама жениха с ближайшими родственницами проводит поиск сережек для невесты. Желательно, чтобы серьги были в комплекте с кольцом и содержали хоть какой-то намек на наличие бриллианта. Пусть это будет крошка, главное чтобы был намек на углерод, комплект преподнесут так, как будто это каратники от Тиффани! И вот, делегация из 6-10 человек направляется в дом невесты. Родственники невесты делают вид, что типа не понимают зачем пришли эти люди, и они еще думают «отдавать или не отдавать» свою дочь. Но сторона жениха обычно не сомневается в положительном исходе, так как в наше сложное время дефицита женихов, невесты это очень скоропортящийся продукт. Выдержав паузу, старейшина принимающей стороны задает вопрос, типа уважаемые гости, по какому поводу сей визит? После этого вопроса, слово берет старшина со стороны жениха и начинает представлять свою делегацию. В первую очередь, речь начинается с презентации своего рода и происхождения. Пафосным тоном необходимо рассказать о батырах, которые вышли из этого рода и о священной земле, на которой этот род появился. Далее представляют всех членов делегации соблюдая всю возрастную и родственную иерархию. Далее, произносится стандартная речь примерно следующего содержания — Вот жених, с таким-то образованием, с такими-то человеческим качествами, работающий, воспитанный и т.д. И, оказывается, он встретил вашу красивую нежную девочку и сердце его дрогнуло. Вот это основная причина нашего визита. Мы пришли просить у вас ее руки. Здесь начинает говорить старейшина со стороны невесты. Тоже проводит процедуру знакомства со всеми ближайшими родственниками. А потом произносится самая главная фраза « Ну ладно, семья у вас вроде хорошая, молодые вроде друг друга любят, так уж и быть! Мы согласны!» и просит привести и показать невесту.Приводят будущую келин-невесту. Мама жениха одевает на нее сережки. Помолвка состоялась. Все аплодируют, снимают на фото и видео и уже более раскрепощено продолжают застолье. Часть 3. Кудалык. (Сватовство).

Узату той что это
«Бронь» на невесту поставлена, но две стороны еще не полноценные кудалар (сваты), пока не провели все церемонии согласно традициям. К церемонии «кудалык» готовятся больше и интенсивнее, чем к самой свадьбе. Необходимо отметить, что кудалык проходит в два этапа. Вначале родственники жениха вновь идут в дом к невесте, но теперь уже с подарками. А потом, родственники невесты приходят в дом к жениху, также с подарками и с тосек-орын (приданное). Обычно приданное- это спальный гарнитур, одеяла, постельное белье, подушки, бытовая техника на кухню, посуда, одежда невесты на 4 сезона вплоть до нижнего белья. В максимальных случаях это может быть мебель и техника на весь дом если квартиру покупает жених, и если по минимуму то хотя бы гарнитур с постельными принадлежностями, все зависит от достатка семьи.

Самое главное в сватовстве это вовремя получить списки делегатов на церемонию. В этом списке имеется статус, регалии, а также размер одежды и размер пальцев женской части для покупки колец. И именно с этим списком теперь сваты рыщут по бутикам, рынкам, барахолкам. Потому что именно согласно этого списка, готовятся подарки, вернее огромное количество одежды и ювелирки, под кодовым названием «кит» и подготовка крутой казахской свадебной сумки — Коржын.

Узату той что это
Коржын должен быть с двумя большими карманами (калта) и выполнен в национальном стиле. Снаружи, на булавках, прикрепляется огромное количество различной бижутерии. Оба кармана наполняются пачками чая, хорошими конфетами, всякими элитными вкусностями, дорогими спиртными напитками. Параллельно готовится еще одна большая сумка, примерно с таким же содержанием, но еще лучшего качества. Это сумка готовится специально для мамы невесты и называется «ананын сути», что в прямом переводе звучит как «материнское молоко», и является благодарностью матери невесты за то, что вскормила и вырастила такую дочь. Часто вместо/вместе сумки даются деньги. Помимо этой сумки и/или денег, маме невесты обязательно покупается дорогой подарок. В основном это дорогие ювелирные украшения и меховые изделия. Отцу невесты также покупается дорогой мужской подарок. Особенные подарки выбираются также родным братьям, сестрам невесты. А дальше, все подарки распределяются согласно списка. Также за невесту платят Калым, раньше его выплачивали родителям невесты скотом, сейчас платят деньгами, сумма зависит от благосостояния жениха, но обычно составляет от 1 000 долларов США и до бесконечности. Кудалык очень затратен не только для стороны жениха, но и родственники невесты не отпускают с пустыми руками ни одного из пришедших гостей.

Часть 4. Узату той (проводы невесты)

Узату той что это
Узату той, это по факту та же свадьба, но без регистрации и торта. Обычно на Узату невеста надевает свадебное платье в национальном стиле, а на саму свадьбу в европейском, но бывает и наоборот. Узату той это тусовка для всех родственников невесты, а в особенности для тех, кто не попал в списки приглашенных на основную свадьбу. На этот той, со стороны жениха приходят 10-15 человек, которые заберут невесту после тоя.

Узату той что это
Стелют белую дорожку, аксакалы дают бата-пожелания, некоторые родственники рыдают и жених быстренько забирает невесту. Вместе с невестой едут две женгешки (снохи), которых отправляют убедиться, что невеста правильно зашла в свой новый дом и правильно ли ее приняли. Женгешки всегда возвращаются пьяные и довольные. Увидела этот коллажик, не сдержалась, решила добавить Узату той что это

Узату той что это
Часть 5. Келин шай.

Узату той что это
И вот наступает первое утро келин в новой семье, после того, как она встает какие-то татешки заводят ее в гостиную. В комнате уже накрыт огромный дастархан, а за ним сидит огромное количество апашек, которые завидев ее хором говорят «Дорогая, пускай зацветет цветами твой первый шаг в нашу семью! Мы пришли продегустировать чай с твоих рук.». И тут же, невидимая рука накидывает платок на голову невесты, вторая невидимая рука ставит перед ней всё необходимое для казахской чайной церемонии и экзекуция начинается…

Узату той что это

На составление списков гостей на свадьбу уходит много времени. У любого казаха есть три категории самых близких родственников. Это родственники со стороны отца, родственники со стороны матери, и родственники со стороны жены. Далее список пополняется особой кастой родственников — это «Генерал кудалар» (главные сваты). Сюда относятся не только родные сваты, но и кудалар многочисленных братьев и сестер родителей жениха, дети которых успели жениться раньше. А дальше, в глобальном списке друзья, коллеги и еще одна особая категория людей «ответка жасау»(сделать ответку) или «бизди оздеринин тойларына шакырган» (они звали нас на свой той). Это никому не понятный список знакомых и дальних родственников, которые в свое время успели пригласить родителей жениха на свадьбу своих детей. Если, для эксперимента, показать этот список виновнику торжества, то бишь жениху, то можно даже не спорить, что более 60% людей из этого списка, он просто не знает. Отдельно надо отметить о дебатах, вокруг тостов. Молодожены активно сопротивляются, умоляя родителей ограничиться 3-4 тостами.

Узату той что это
Этот вариант прокатывает очень редко. В итоге, зачастую, решают сделать порядка десяти тостов, каждый в количестве по 20 человек. Вот здесь можно проверить профессионализм тамады, который должен добиться что сказали только два человека из толпы. (Ремарка- тосты у нас любят все, особенно бабушки и дедушки. Они могут произносить их самозабвенно, начать со своей жизни, рассказать о своей семье, 10 минут ходить вокруг да около, потом уже 10 минут вести долгие хитросплетения пожеланий. Во время произнесения тостов Молодожены и дружки стоят. Я была дружкой на одной свадьбе и мерзкий Тамада давал слово всем гостям. Нам пришлось стоять в общей сложности не менее 2,5 часов. Это был тихий АД!)

И вот настал день свадьбы. Подъехали лимузины, операторы, фотографы. Все собрались и поехали в ЗАГС. После регистрации молодые уехали кататься и делать фотосессию на фоне всех достопримечательностей города. Близится кульминация. Гости начинают потихоньку собираться. Стоит особо отметить пунктуальность многих казахов. Точнее полное ее отсутствие. Если той назначен на 17,00, то по самым оптимистичным расчетам он начнется в 18,30. На практике обычно свадьба начинается через 2-3 часа позже времени, указанном на пригласительном. Хотя в последнее время люди вроде как стали пунктуальнее. (Вот ролик на эту тему, качество видео не очень четкое, зато почти правда)

Гости собрались. Вроде усадили всех, даже тех, кого не приглашали. ( Да, такое тоже бывает. Вот банальный пример- приглашают, например тетку на свадьбу, а она по простоте душевной берет свою дочку 25 лет от роду, а дочка подружку. И неважно, что ни они ни их никто не знает, их это как-то мало волнует)

Узату той что это
Беташар это ритуал, когда новая келин стоит с закрытым лицом. Выходит тамада, и, играя на домбре, в виде песни перечисляет всех родственников жениха. Под звуки домбры невеста делает поклон каждому родственнику, а они в свою очередь кладут перед ней деньги в благодарность (деньги тамада потом забирает почему-то себе). При этом невесту с двух сторон берут за руки женгешки (старшие снохи) жениха. Чем красивее и глубже кланяется невеста, тем больше она показывает уважение своей новой семье и тем больше положительных возгласов звучит от толпы родственников. После всех поклонов, поющий беташар тамада, открывает домброй лицо девушки. Не сдержалась, добавила нижнее фото, очень уж оно смешное :))). Кстати, тете подруги на беташаре уже слегка пьяненький тамада, открывая лицо, домброй двинул по носу, сломав его. Вроде брак удался, а свадьба нет…

Узату той что это
Родственники жениха с предыханием ждут, когда можно увидеть лицо новой келин, а самые прозорливые сразу на месте делают выводы о характере, интеллекте и богатом внутреннем мире девушки.

Узату той что это
Гости расселись по своим местам. Наступает время первого Бата (Благословения). Тамада подносит микрофон самому старшему и уважаемому аксакалу, который даёт своё Бата. Ну вот, гости сели за стол. Здесь вы увидите различные салаты, закуски, но любой гость моментально определяет богатство казахского дастархана не за счет количества и ассортимента салатов, закусок и спиртного, а за счет наличия на столе мясного ассорти из казы, карта и жая (деликатесы из конины).

Узату той что это

Узату той что это
Заедая казы в виде закуски, гости инстинктивно чувствуют «недогон». Все тихонечко принюхиваются в ожидании Бешбармака. Бешбармак- это тонкие куски теста, сваренные в крепком мясном бульоне, обычно их подают в широких блюдах, сверху раскладывают мясо, обычно говядину, баранину и конину или только конину, обязательно деликатесы из конины, приправляют жирным бульоном с луком, некоторые также добавляют картофель. На самом деле очень вкусное блюдо, не очень жирное, но достаточно тяжелое, пока писала, слюнки потекли. К бешбармаку подают бульон в пиалах, кымыз или шубат (специально приготовленное лошадиное или верблюжье молоко). Обычно, после беша подают еще порционное горячее, рыбу, курицу, итп. Представьте себе масштабы и количество подаваемой еды!

Узату той что это
И вот, наступает удачный момент для показа «love story». Сценарий этих краткометражных актерских проб молодоженов практически одинаков. Вот они за ручки гуляют в парке, вот они сидят в кафе, вот они заглядывают друг другу в глаза. Декорации могут быть разными, но сценарий и актерская работа не меняются. Свадьба в разгаре. Разгоряченные и довольные гости выбегают танцевать после каждого тоста. Тамада вспотевший и красный тщетно пытается уложиться в отведенное время. Молодожены и их свидетели находятся в режиме «встали-сели» из-за обилия тостов, во время которых принято стоять. В середине второго стола, начинают ставить десерты и подавать чай. Наступает время подачи «тойбастара». Тойбастар это тоже важный ритуал, когда на каждый стол подаются большие блюда или специальные сумки, загруженные различными подарками, конфетами, печеньками и спиртным, чтобы каждый гость смог с собой забрать частичку этого тоя, и чтобы в его семье тоже наступило радостное событие.

Узату той что это
К разгару чаепития, согласно «древнейшей» казахской традиции, выкатывают многоэтажное кондитерское произведение, именуемое «свадебный торт». Счастливые молодожены разрезают его и пытаются скормить своих родителей, желательно всех из одной ложки. Далее, также по еще одной «древней» казахской традиции, невеста кидает свой свадебный букет. Согласно казахским поверьям, поймавшая букет незамужняя девушка, выходит замуж следующей. И вот, столы опустошены, можно потихоньку собираться домой. Уставшие и довольные хозяева мероприятия прощаются с гостями и выпроваживают со словами «Тагыда тойда кездесейк»- Давайте встречаться только на тоях». Ну все, остатки свадебной суматохи подобраны, все едут домой. Конец.

Пост получился очень длинным, дорогие сплетницы, я его сократила по максимуму, но вот такие у нас сложные по процессу планирования, и проведения свадьбы. Перечитывая пост, у меня самой закипал мозг, ибо все уж слишком сложно, и я лишний раз была рада, что у меня не было и десятой части всего процесса. Надеюсь вы не слишком утомитесь от чтения!

Для тех, кто не осилил текст предлагаю видео с примером свадьбы, правда видео сделано по заказу государства, поэтому в нем фигурируют звезды, и посыл патриотичный слишком

Всем спасибо за внимание!

Обряд бракосочетания

Если пара принадлежала к мусульманам, которых в Казахстане около 70%, то они заключали брак по законам Ислама. Жених с невестой садились на коленях перед муллой, у которого была пиала с водой и серебряными монетами. Мулла зачитывал три раза молитву, после которой жених и невеста отпивали в одном и том же месте воду. Затем свидетели подносили пиалу с водой не только молодоженам, но и всем присутствующим, которые чайной ложкой вылавливали монеты.

Узату той что это

Далее следовало празднество. По формату проведения торжества современные казахские свадьбы сильно отличаются от тех бракосочетаний, когда почитались все традиции и обычаи. Однако неизменным остался танец на казахской свадьбе, без которого невозможно представить ни одно торжество у этого народа.

Узату той что это

К чему должна быть готова будущая «келiн»?

Жена остается в доме мужа, и теперь она — полноценный член новообретенной семьи. Гости разъехались, а у невестки появились новые обязанности. Согласно устоявшейся традиции, «келiн» (далее – келин) должна пройти итоговую полосу препятствия — совершить «келін шәй». Испытуемая демонстрирует родне мужа свои навыки: самые искусные келин обладают фотографической памятью, поэтому ни за что не перепутают пиалу, да еще и угадают любое пристрастие участника застолья.

Казахские свадебные традиции неоднородны — каждый регион славится своей оригинальностью, что порождает вариативность норм. Тем не менее, большая часть из перечисленных традиций и обрядов сохранилась до наших дней и практикуется повсеместно.
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Свадебные костюмы женихов и платья казахских невест

Основным цветом свадебной ткани для платья казахской невесты являлся красный. Однако на современное казахское торжество невеста может надеть и подвенечное платье белого цвета.

Узату той что это

Основным элементом в образе невесты является саукеле – высокий головной убор, который сделан из дорогих и качественных тканей, украшен драгоценными украшениями, бисером, монетами, а также мехом. Данный головной убор является обязательным по свадебной традиции, которая сложилась у казахов с древних времен.

Костюм жениха должен быть самым богатым и выглядеть нарядней, чем у других джигитов, чтобы из толпы было понятно, кто женится. На плечах у жениха – красный чапан, а головной убор украшен перьями филина. На современной казахской свадьбе жених может быть и в обычном строгом костюме.

Портал www.svadbagolik.ru рассказал вам про казахскую свадьбу с ее уникальными традициями и обычаями. Если вам интересно узнать про торжества в других странах, то на сайте вы можете найти много интересного: как про особенности свадьбы в Азербайджане, так и про уникальные черты торжества в Индии.

«Үйлену той», или Финишная прямая

На этом этапе все действующие лица могут гордиться проделанной работой, потому как впереди кульминационное событие — «үйлену той», или свадьба. Ключевая традиция — «беташар», представление невесты народу. До беташара лицо невесты закрыто тканью (шымылдық), которую с обеих сторон придерживают снохи (жеңге), обладающие хорошо развитыми плечевыми мышцами.

Во время беташара на домбре играет акын или беташарист. Каждый родственник, имя которого называется, подкидывает ему коримдик, а невеста в ответ кланяется. По окончании акын открывает лицо невесты, что является логическим завершением обряда. Вот теперь начинается череда тостов.

Узату той что это

Перед тем, как сваты покинут дом невесты, отец невесты дарит по традиции «киит», то есть подарки. Ценный «киит» получает папа жениха. Другие же кудалар получают «киит» по степени близости, родства. Если семья состоятельная, то «киит» отцу жениха – это стадо лошадей, много чапанов, обязательным является подарок в виде верховой лошади. Не остаются без презентов, и приехавшие со стороны невесты сваты. Им конечно, не дарят большие подарки, как отцу невесты, но все же не оставляют без внимания. Как многим известно, сейчас калын мал дают деньгами, а киит все также сохранился.

Выкуп или калым

В старые времена калым выплачивали коровами или лошадьми, сейчас «калын мал» могут преподнести деньгами, украшениями, мехами или коврами. Во время этого торжества сваты дают подарки, и садятся обедать. После заключения договора, режется баран. На стол подают «куйрык бауыр», приготовленный из печени и курдючного сала. После поедания этого блюда пути назад нет, иначе виновные будут платить «неустойку». Всё это время девушка была спрятана в другой комнате, и только сейчас она может выйти и, возможно, впервые встретится с женихом. Вечер проходит с песнями и весёлыми шутками. В конце пиршества родители невесты тоже одаривают сватов, преподнося в подарок одежду, украшения, металлы. Сейчас дорогие подарки переросли в чисто символические презенты, однако некоторые казахи всё же следуют традициям. Окончательный договор о свадьбе происходит во время ответного визита и зовётся «бата аяк». Первое свидание молодых, или «урын келу», происходит во время весёлых гуляний. Обычай этот больше не используют, ведь многие пары уже знакомятся сами, а вот праздники всё также устраивают.

Какие виды құда түсу существуют

Издревле в казахской культуре была традиция «бесік құда». Бесік қуда — это когда детей сватают с рождения. Также был вид сватовства, как «қарзы құда». Это когда сват со стороны жениха, выдает в невесты дочь свату со стороны невесты. Помимо этого, если сваты выдают замуж дочерей, то этот вид традиции называется «сүйек жангырту» «обновление кости». Раньше, чтобы взять в жены девушку в деревню отправляли образованного человека, который хорошо знал историю. Женщины не вмешивались в этот процесс.

«Бел қуда» — к примеру, если два друга хотели быть сватами, но не могли (к примеру, один из них не имел детей), то в будущем, если появятся малыши, то они планируют стать сватами.

Узату той что это

Также стоит напомнить, что в старые времена сваты обмакивали руки в кровь жертвенного животного, чтобы стать до крови близкими друг другу. Сейчас так никто не делает. Была также примета «ұн жағу» «мазаться мукой» — кудалар мазали свои лица мукой, чтобы быть еще ближе. «Есік-төр көрсету» — значение этой традиции таково: родственники невесты ехали в деревню к жениху на праздник.

В случае, если кудалар показывают самоуверенность, мол, все невеста теперь наша, и вы, видимо нам ее отдаете в роде: «Жол мақсаты — жету, қыз мақсаты – кету». Перевод: «Цель дороги – дойти, а цель девушки – уйти». На что сваты могли получить ответ от родителей девушки: «Үйдін ішіне сыйған қыз, сыртқа да сияды». Перевод: «Девочка, которая ужилась внутри дома, поместится и снаружи» или же они говрили: «И за полученное, надо платить».

На данный момент в разных регионах Казахстана сватовство проводится по-разному. Например, в северных краях страны калыму не уделяют особого значения. Но в южных регионах, эту традицию считают очень важной, вплоть до мелочей придерживаются ей. Если говорить о западе, то там калыма и нет вовсе.

Интервью в брачную ночь

Иногда участницам проекта приходится давать интервью в свою первую брачную ночь. Ведь впечатления невесты от прошедшей свадьбы записывают уже после торжества. Тогда, как признались создатели проекта, им часто приходится отбиваться от новоиспечённых мужей.

«Если бы вы знали, как нам приходится сдерживать атаку ревнивых мужей. До четырёх утра, бывает, пишем. Она мужу: «Я сейчас буду». А он: «Где ты там, что за съёмки такие!» Прямо двери нам выламывали», – смеётся Игорь Пасько.

Всё больше казахстанцев, по словам авторов «Битвы невест», предпочитают подавать на свадебный стол здоровую пищу и минимизировать количество алкоголя. Но без перебравших гостей всё же не обходится.

Узату той что это
Фото 31 канала

«Бывает, конечно, и трэш, это же свадьба, – говорит Игорь Пасько. – Но мы очень трепетно к таким вещам относимся, потому что в Казахстане очень развито понятие стыда. Была история, когда мальчика одного друзья на руках выносили из зала, ну, выпил. Он там только мелькнул на полсекунды. Так родственники нам все телефоны оборвали, прося убрать этот кадр. Хотя там и не видно было практически. Мы всегда идём навстречу, потому что человеку тут жить, а здесь к этому очень серьёзно относятся».

Кыз узату

Кыз узату – важная традиционная составная казахской свадьбы. Выполняя обычай кыз узату сваты в нечетном количестве человек приезжали за будущей супругой. Среди них «бас куда» — самый важный сват, кудалар и товарищ жениха. Действие сопровождается песнями и танцами, преподносились дары. Тут же родственники будущей невесты зазывали сватов к себе в гости.

На следующий день утром, в соответствии с обычаем кыз узату, девушка отправлялась со сватами в путь на рассвете. Во время отбывания она прощалась со всеми национальной песней. Молодые исполняли песни – «аушадияр» «жар-жар». После чего возлюбленная с матерью и младшими братьями и сестрами размещались в повозке. Избраннице нельзя поворачиваться назад, спереди ехали сваты. Замыкали весь этот караван разодетые парни с шутками и весельем. Невесту в аул к жениху везли торжественно, люди, выходившие из аулов, мимо которых проезжала невеста могли попросить подарок, это еще один обычай, который называется туемурындык. Сыновья почетных и высокопоставленных людей, в народе называемые джигиты, отправлялись на смотрины в соседние деревни, приглашая с собой своих друзей. Такие молодые люди считались почетными гостями в любой из деревень. Очень жаль, что на сегодняшний день традиция практически утрачена, молодые люди сами распоряжаются в своих делах сердечных.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *