Уйти в нирвану что это
Состояние нирваны: как его достичь? Виды нирваны
Понятие нирваны встречается во многих учениях и верованиях. Оно означает свободу от мучений. В общепринятом употреблении нирваной называется состояние, где отсутствуют страсти, мучения, а присутствует высочайшее счастье и умиротворение. Это непознанное чувство постоянного покоя и радости.
Нирвана выступает разрывом в цепочке реинкарнаций. Это остановка перевоплощений, постоянный и нерушимый покой. Нирвану сложно определить. Что касается ее понимания, то между исследователями буддизма постоянно ведутся дискуссии. В понимании индуистов и последователей брахманизма нирвана – это соединение с Брахмой.
Каким образом в буддизме можно достигнуть нирваны и что это значит?
Что такое нирвана? По определению – это состояние души, свобода от мирских забот и привязанностей, полное просветление и познание Истины
В сутра-питаке обозначают нирвану в качестве читты (освобожденного разума), что не испытывает никаких чувств. Оазум не отождествляется больше с феноменом жизни, он постоянен, вечен, потому освобожденный. Нирвана – это конец незнания (авидья), что погружает разум в постоянную цепочку реинкарнаций, сансару (жизнь в зависимостях). В точном обозначении нирвана не считается четким местом или состоянием. Она выступает познанием Истины.
Что такое нирвана?
Постараемся понять, что же такое нирвана, откуда происходит это понятие. В частности, что означает слово нирвана в философии? Кратко – это конечная высшая цель существования людей. Данный термин считается схожим по значению с расслабленным и блаженным состоянием. Но в 60-е годы данное понятие в искривленном виде вошло в лексикон людей, употребляющих наркотики. Считать нирвану состоянием эйфории грубая ошибка. Данное состояние считается сложнейшим в буддизме. Его не смог четко охарактеризовать даже Будда Шакьямуни.
нирвана в философии – это конечная высшая цель существования людей
Всем знакома фраза «впасть в нирвану». Под ней подразумевают что-то очень приятное, своеобразный пик наслаждения, чувство постоянного блаженства. В нирвану можно впасть по разным поводам: от невероятного блюда, красивой музыки, от интимных наслаждений. Но в реальности подобное понимание целиком ошибочно.
В учении Будды нирваной называется верховное счастье, но его здесь не стоит понимать в качестве радости, доступной в мирской жизни. Последователи Будды под счастьем подразумевают свободу от страданий, испытываемых в мире каждый день. Шакьямуни говорил, что нирваной выступает окончание мучений, затуманивания разума, привязанности. Проблема в том, что он не давал подобному понятию никакого «положительного» определения. Упоминая только то, что нирваной считать нельзя.
Религиовед и исследователь Е.Торчинов замечал, что проблема нирваны является одной из тех, о которых Будда не говорил. Нирвана расположена далеко за рамками сферы эмпирических знаний, а также такого языка описания.
В среде исследователей и последователей учения Будды до сих пор ведутся споры о правильности понимания состояния нирваны
В буддизме его описывают как что-то в противовес Сансаре. Последняя выступает миром страсти, привязанности, ложных представлений, мучений. Если очиститься от этого, то просветленный человек достигнет нирваны и освободится, не только от тела, а от влечений и сознания. Разница с брахманизмом в том, что в учении Будды она не является соединением с абсолютом или богом, поскольку это соединение означает продолжение существования.
Получается, нирвана – это абсолютное небытие? Не совсем так. Хотя ученые и учителя буддизма до настоящего времени ведут споры об адекватности трактовки подобного термина. Многие все же сходятся во мнении, что это полная очистка мира от живых существ. Это покой души, где нет разногласий, мучений и страсти. Другие учителя трактуют это состояние так: в нем нет жизни, как понимается в Сансаре, но существует жизненный потенциал и энергия.
В учении Будды нирваной называется верховное счастье, то есть свободу от страданий
Все, о чем говорилось выше, стоит отнести к великой нирване. Она называется еще нирваной пребывания. Те, кто достигает ее, находятся в абсолютном покое. В учении Будды различают другие виды – нирвана непребывания. Люди, достигшие состояния нирваны, называются Бодхисаттвом. Они отказываются от абсолютного покоя и ухода из-за того, чтобы помочь остальным живым и направить их на данный путь. Все потому, что они смогли возродить в собственной душе великое сострадание, они готовы помогать всем, кто обращается к ним. Бодхисаттв отмечают при чтении молитв, их рисуют на танка.
Известнейшим Бодхисаттвом является Авалокитешвара. По легенде, когда он вошел в состояние просветления, заметил, какие страдания испытывают существа, живущие в Сансаре. Его это так поразило, что от боли голова Авалокитешвары разбилась на 11 частей. Но остальные просветленные помогли, и они восстановили голову. С того момента Авалокитешвара помогает остальным уйти от страданий и познать нирвану.
Есть несколько разновидностей нирваны. В разных учениях она трактуется по-своему. Нельзя однозначно сказать, что именно означает это состояние
Есть ли шанс достичь нирваны у остальных живых существ? Как уйти в нирвану? Дать ответ на вопрос сложно. Считается, что данный путь для каждого долгий, и длится он бесчисленное количество реинкарнаций, пока карма не очистится от омрачений целиком.
Типы нирваны
Выделяют различные типы нирваны. В учении Будды это:
Но из разных источников выделим деление на 3 вида нирваны:
В тхераваде есть 2 вида нирваны:
Как впасть в нирвану?
Проблема, как попасть в нирвану, войти в ее жизненную форму, волнует всех последователей Будды. Ведь это выступает целью их жизни. Нельзя достичь свободы после, если не получилось достижение нирваны в течение этой жизни. В противном случае придется прожить другую, с новыми перипетиями и страстями.
Изначально стоит осознать само понимание свободы, что постигается в состоянии нирваны. Это освобождение от любой зависимости. Мирские привязанности добавляют нам уязвимости, это обречение на страдания. Мы непременно теряем то, что нам дорого, а перед моментом потери всегда приходит страх.
Чтобы достичь нирваны, потребуется научиться жить в настоящем моменте и отключаться от мыслей и привязанностей внешнего мира
Медленное затухание мирских желаний возможно достичь использованием многих практик из учения Будды и из других. Те, кто достиг нирваны, утверждают, что это можно сделать разнообразными методами. Гипноз, медитация, молитва – у каждого собственный путь. Никакой из них не даст гарантию просветления, только человек сумеет разорвать постоянный круг перерождений. Многим не нравится мысль о «бесчувственности». А что значит «я ушел в нирвану»? Это, прежде всего, готовность освободиться от всего мирского. По этой причине вам придется прийти к такому решению спокойно и осознанно, дабы твердой рукой перерезать цепь бесконечной реинкарнации. Итак, рассмотрим технику вхождения в нирвану:
Таким образом, достижение нирваны возможно путем осознанного дыхания, отключения мыслей о привязанностях и проблемах внешнего мира, мирской жизни. Невозможно достичь нирваны, не отпустив прошлое и будущее. Знак нирваны – это здесь и сейчас. Как только вы научитесь через медитацию разрывать связь с миром, вы ступите на путь достижения данного состояния просветления, вы освободитесь от страданий. Последователи Будды отдают этому пути всю жизнь, это выступает их главной целью бытия. У каждого из нас собственный путь, чтобы войти в нирвану и познать истину.
Нирвана
Н ирвана – это слово известно даже тем, кто мало знаком с буддизмом. В русский язык это слово вошло со значением «блаженство», «удовольствие». Однако, что же такое нирвана в изначальном понимании этого слова? Действительно ли мы понимаем её так, как трактуют последователи дхармических религий, и что общего между такими понятиями, как «блаженство» и «удовольствие» с изначальным пониманием такой концепции, как Нирвана?
Актуальность стремления к Нирване для современного человека
Итак, попробуем рассмотреть подробно, что же такое Нирвана, как её достичь и насколько это необходимо. Вопреки распространённому употреблению понятия «Нирвана» в значении «блаженство, удовольствие», в переводе с санскрита это слово означает «угасание», «прекращение», «неволнение». Как-то весьма грустно звучит, не правда ли? Почему же слово Нирвана, которое мы привыкли воспринимать как нечто приятное и позитивное имеет такие весьма неоднозначные переводы? Если «неволнение» и «прекращение» ещё как-то можно трактовать позитивно, то при слове «угасание» нам рисуются пейзажи поздней дождливой осени, кладбищенская тишина и вообще – полная меланхолия. Однако, не всё так однозначно.
Нирвана – это состояние отсутствия беспокойства ума
Понятие «нирвана» пришло к нам из дхармических религий, преимущественно – из буддизма и индуизма. И это понятие тесно сосуществует с такой системой саморазвития, как йога. Собственно, нирвана и является конечной целью йоги. И здесь можно обратиться к такому древнему философскому трактату о йоге, как «Йога-сутры Патанджали», где этот мудрец уже во второй сутре описывает, что такое йога – «Yogas-citta-vritti-niroddhah», что переводится, как «йога – это устранение/обуздание беспокойства/волнений ума». Примерно тоже самое можно сказать о таком понятии, как «нирвана» – это отсутствие беспокойства ума. И здесь стоит вернуться к дословным переводам слова «нирвана» – «неволнение, прекращение, угасание». Что же в данном случае неволнуется, прекращается и угасает? Речь как раз таки и идёт об этих самых «вритти», о которых писал Патанджали, то есть – о беспокойстве ума. И именно по мере угасания и прекращения вритти наступает состояние Нирваны.
То есть общепринятое понимание того, что нирвана – это блаженство и удовольствие не лишено истины. Но это удовольствие не в мирском понимании, а в духовном. И в данном случае будет более корректно употреблять термин «нирвана» в смысле «спокойствие». Примерно о том же говорил и сам Будда: «Нет счастья, равного спокойствию». С точки зрения буддизма, да и вообще с точки зрения йоги любое желание, привязанность, какая-то эмоция и так далее – это не более, чем беспокойство ума. И когда все эти явления устраняются или как верно подмечено – «угасают», то наступает глубинный покой, который переживается, как высшее блаженство и называется состоянием Нирваны.
Нирвана в буддизме
С точки зрения буддизма наш ум отравлен тремя «ядами» – неведением, гневом и привязанностью. И состояние Нирваны наступает тогда, когда эти три яда перестают на нас действовать. Потому что, когда мы не подвержены неведению, гневу или привязанности, все страдания прекращаются, потому как устранены эти три главных причины, которые приводят к страданиям.
Концепцию Нирваны Будда поведал во время свой первой проповеди о «Четырёх благородных истинах». Суть их кратко звучит так: «Существует страдание, существует причина страдания – желания, существует возможность страдание прекратить, и эта возможность – Благородный Восьмеричный Путь».
Благородный Восьмеричный Путь – это своего рода рецепт того, как достичь состояния Нирваны, можно сказать, пошаговая инструкция. Она содержит в себе нравственные предписания, которые вполне практичны и придуманы не просто так, а потому что облегчают движение по этому пути. Также эта инструкция содержит и конкретные практические наставления о том, что нужно делать, чтобы прийти к Нирване – речь идёт о правильном умонастроении, медитации и так далее.
Также существует разделение, как «нирвана с остатком» и «нирвана без остатка». Нирвана с остатком – это состояние, которое достигает практик в физическом теле. То есть он уже свободен от трёх ядов ума, у него нет никаких привязанностей и так далее. Но поскольку он ещё находится в физическом теле, то имеет определённые ограничения и потребности. Очевидно, это и подразумевается под понятием «остаток». Что же касается нирваны без остатка, она достигается после ухода из физического тела, и это считается окончательным Освобождением – выходом из круговорота перерождений – Сансары.
Таким образом, Нирвана в буддизме – это не какая-то абстрактная концепция, это вполне реальная цель для практикующих буддистов.
Однако в своей проповеди, которая была прочитана на горе Гридхракута более чем сорок лет спустя после первой, Будда сказал, что идея о Нирване была уловкой, чтобы привлечь людей следовать по пути. Он привёл такой пример: некий проводник ведёт людей через опасную местность. И вот уже не один день они в пути, силы у них на исходе, некоторые из них стали роптать, и, в общем говоря, путники выбились из сил. И чтобы подбодрить своих спутников, проводник силой своих мистических способностей создаёт «призрачный город» и говорит: «Мы достигли цели». Когда же люди отдохнули в призрачном городе, проводник говорит: «Это иллюзия, я создал её для вас, чтобы вы отдохнули, но цель наша близка. Идёмте!».
Именно то же самое сделал и Будда – он дал своим ученикам красивую сказку о Нирване, потому что если бы рассказал, что цель намного дальше и намного труднее достижима, большинство его учеников имели бы очень грустный вид, услышав такие слова. Но Будда поступил мудро – он дал им цель, которая была относительно близка, умолчав, что эта цель была промежуточной. И только спустя сорок лет своих проповедей, когда многие его ученики уже утвердились на пути, Будда поведал им истинную, окончательную цель пути. О том, какую цель Будда указал своим ученикам на горе Гридхракута можно более подробно прочитать в «Сутре о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы», которая является квинтэссенцией всего учения Будды.
Нирвана – состояние души
Таким образом, если Нирвана и является блаженством, то это не блаженство в мирском понимании этого слова. Нирвана – это состояние души, в котором прекращается всякое беспокойство и стремление органов чувств к материальным объектам. Как уже упоминалось выше, с точки зрения буддизма Нирвана является лишь промежуточным состоянием, однако это уже тоже очень высокий уровень развития. Тот, кто достиг состояния Нирваны, теряет жажду чувственных наслаждений, и по одной из версий, такой человек исчерпал всю свою накопленную карму, либо же и вовсе находится вне её влияния.
Так как в буддизме отсутствует понятие Бога (если быть точнее, Будда хранил так называемое «благородное молчание» в ответ на этот вопрос), то при рассмотрении концепции Нирваны отсутствует какая бы то ни была роль Бога в достижении этого состояния и пребывании в нём. Но этого нельзя сказать об индуизме, где понимание состояния Нирваны несколько отличается, хоть смысл остаётся прежним.
С точки зрения индуизма, состояние Нирваны – это единение с Богом и растворение в нём. То есть, по сути, речь также идёт об обретении Освобождения из круговорота перерождений, просто интерпретация несколько иная. Душа, освобождённая от своей кармы и оков материального мира, возносится к Богу и достигает состояния вечного невозвращения. Это в индуизме и называется Нирваной.
Нирвана – как состояние современного человека
Итак, мы рассмотрели взгляды дхармических религий на понятие Нирваны. Однако главный вопрос остаётся без ответа – что дают нам эти знания, и насколько для современного социально активного человека актуальна идея достижения Нирваны?
Если рассматривать какие-то глубокие философские рассуждения на тему реинкарнации, вечности души, Освобождения и так далее, наверное, для большинства людей это вряд ли будет актуально. Но если говорить о том, что в буддизме называется «нирваной с остатком», то есть состоянием спокойствия, которое человек переживает, находясь в физическом теле и продолжая выполнять свои повседневные дела, то это, скорее всего, будет актуально для многих.
Так или иначе все живые существа стремятся избежать страданий. В книге «Путь Бодхисаттвы» Шантидэва цитирует слова Будды: «Все страхи, а также все беспредельные страдания – берут начало в уме». Большинство из нас пребывает в иллюзии, что некие внешние обстоятельства заставляют нас страдать. Но это не более, чем иллюзия. Всегда нас заставляет страдать лишь наш собственный ум, который постоянно делит явления на приятные и неприятные. К приятным мы привязываемся, а к неприятным – испытываем отвращение, гнев или ненависть. И это порождает страдания.
Таким образом, достижение состояния «нирваны без остатка», которое является состоянием глубинного покоя и освобождения от привязанностей возможно практически для каждого человека.
«Нирвана – это отречение от всего», – писал монах Шантидэва. Речь не идёт о том, что обернувшись простынёй уйти жить в пещеру. Отречение в данном случае означает непривязанность к плодам своих действий.
Об этом же в «Бхагавад-гите» говорил и Кришна: «К плодам не стремись – не нужна их услада, однако бездействовать тоже не надо. Несчастье и счастье – земные тревоги – забудь! Пребывай в равновесии – в йоге». Это и есть короткое и понятное описание того, что такое Нирвана – не отказываясь от своей деятельности, при этом не привязываться к её плодам и пребывать в состоянии спокойствия, осознавая, что всё что происходит – это лишь последствия нашей кармы. И всё, что происходит – горе или счастье – всё ведёт нас к развитию. Потому что с точки зрения накопления опыта между горем и счастьем нет никакой разницы. Понимание этого и ведёт человека к повседневной Нирване.
Что такое нирвана?
Нирвана – что такое понятие существует в буддизме, знают многие, однако, истинное значение этого слова происходит от корня «нир» (санскр.) и означает угасание и затухание, а никак не исключительно экстаз, как думает большинство. Нирвана – это состояние, при котором человек перестает испытывать страдания, становится свободным от мирских привязанностей, желаний и потребностей. При этом само бытие человека не угасает, угасают только страсти.
Он перестает думать об интересах и значимостях этого мира, начинает видеть истинную суть того, к чему стремился, сознание становится отрешенным и свободным. При этом, понятие нирваны имеет как негативную, так и позитивную трактовку.
С одной стороны, нирвана что такое? Состояние созерцательности, полное погружение в себя. Отсутствие мыслей о несчастье, но и о счастье тоже. О зле, но и о добре. Полное безразличие к каким-либо устремлениям, отсутствие жажды жизни как таковой. Все это придает нирване скорей негативную окраску. Если смотреть с позиции простых людей, нирваны не достигших.
Однако уничтожение желаний, вызывающих страдания, одновременно сопровождается духовным ростом, разрушение индивидуальности дает чувство единения со всем сущим, поток сознания становится безупречно чистым, лишенным какой-либо «якости». Человек, достигший такого состояния, достигает совершенства, существует как бы вне времени и границ действительности в мире, наполненном абсолютным покоем. Он испытывает полное удовлетворение от жизни, начинает видеть истинную суть вещей и достигает того блаженства, которое все и подразумевают, произнося слово «нирвана».
Кроме трактовки этого понятия с точки зрения конечного состояния души, есть еще одна распространенная трактовка.
Нирвана – это место существования очень малого количества людей, достигших просветления и покинувших по своему желанию Великое колесо Сансары (круг рождений, пронизанный страданием). Просветленный, ушедший в Нирвану, в Сансару вернуться уже не может и вечно находится в полностью гармоничном мире, лишенном каких-либо страданий.
Что такое нирвана определение. Что такое нирвана в буддизме? Достижение просветленного состояния
Нирвана… Значение слова стало синонимом расслабленного, блаженного состояния. Это термин, искаженная трактовка которого вошла в лексикон людей, страдающих наркотической зависимостью. Представление о ней как об эйфории на самом деле не соответствует истине. Понятие «нирвана» — одно из наиболее сложных в буддизме. Точное определение ему не смог дать даже знаменитый Будда Шакьямуни.
Каждый хотя бы однажды слышал выражение «уйти в нирвану». Что это обозначает? Обычно под этой фразой подразумевается какое-то невероятно приятное состояние, наполненное бесконечным блаженством, даже, можно сказать, пик удовольствия. Считается, что впадать в нирвану можно по любому поводу, например, от прослушивания любимой музыки, от принятия вкусной пищи, от близости с любимым человеком. На самом деле, такое мнение ошибочно. Так что такое нирвана и для чего это нужно? Попробуем разобраться.
Упоминания о нирване
Конечно же, о нирване говорил и сам Будда Шакьямуни (дословный перевод имени — «мудрец, пробужденный рода Шакья») — основатель буддизма, легендарный духовный учитель. Он упоминал о ней как о состоянии прекращения страданий, омрачений и привязанностей ума. Все дело в том, что Шакьямуни не охарактеризовал состояние нирваны ни разу как позитивное. Говорил он лишь о том, чем оно не является.
Советский известный религиовед, Торчинов Евгений Алексеевич, высказал определенное суждение относительно Будды и нирваны. Ученый сделал вывод, что мудрец в отношении нирваны хранил благородное молчание. Торчинов резюмировал: «Нирвана — это состояние, которое выходит принципиально за границы эмпирического знания и языка, который ее описывает».
Что такое нирвана в буддизме?
Нирвана, или ниббана, в буддизме считается высшим счастьем. Но в данном случае оно не должно трактоваться как радостное возбуждение, привычное для нас в земном существовании. Буддисты под абсолютным счастьем подразумевают отсутствие страданий, которые человек непрерывно испытывает в Сансаре. Этот термин обозначает круговорот жизни, ограниченный кармой.
В буддизме нирвана описывается как нечто неопределенное, противоположное Сансаре. Она же, в свою очередь, считается миром заблуждений, страстей, привязанностей и отсюда вытекающих страданий. Если очиститься от перечисленных факторов, то «просветленный» может в полной мере ощутить, что такое нирвана и стать освобожденным как от физического тела, так и от представлений, желаний и сознания в целом. В буддизме это состояние не считается абсолютом, единением с Богом, так как означало бы в таком случае продолжение страсти к жизни.
Как достигнуть нирваны не-буддисту?
Понятно, что достичь той, буддийской нирваны могут только буддисты, которые прошли сложный путь просветления. Но большинство людей просто хотят быть счастливыми. Правда, ухватить синюю птицу за хвост редко кому это удается. Этому есть минимум два объяснения:
Стать счастливым не так просто, это занимает время. И первое, что можно сделать – притормозиться, выделить время для себя и разобраться со своими эмоциями: когда и откуда они берутся, как называются, о чем хотят нам сказать. Такой самоанализ не проводится за один день, возможно потребует работы с психологом. Зато поможет обнаружить главный источник страданий и перестать жалеть себя. А это уже половина дела.
Что делать дальше?
Выводы:
Пройти тест: интроверт или экстраверт?
Покой или небытие?
Означает ли вышесказанное, что нирвана является состоянием полного небытия? Это не совсем так. Несмотря на то что исследователи и учителя буддизма по сей день спорят о правильности трактовки понятия «нирвана», все-таки большинство из них соглашаются с тем, что это не то состояние, которое означает полное исчезновение всего живого. В их понимании это всего лишь душевный покой, свобода от страстей, конфликтов и напряжения. Некоторые из учителей трактуют нирвану следующим образом — она не имеет самой жизни (желаний, мыслей, движения), которая подразумевается в Сансаре, но при этом присутствует ее потенциал, энергия. Это примерно так, как если бы в наличии были сухие дрова и спички, то имелся бы потенциал разжигания пламени, скрытая возможность огня.
Понятие нирваны занимает особое место в мировоззрении буддистов. Не только потому, что это завершение буддийского пути, и не потому, что она представляет собой наиприятнейшее из возможных мест. Нирвана отражает две стороны буддизма.
С одной стороны, существует естественный буддизм, описывающий идеи, которые можно легко уместить в университетский курс психологии или философии: о природе разума, о причинах человеческих страданий и о том, как мы должны прожить жизнь, осознавая эти идеи. Именно они формируют ядро «секулярного буддизма», практикуемого на Западе. И действительно, они настолько естественны, настолько «далеки от религии», некоторые даже рассматривают буддийскую медитацию скорее как лечебное средство, нежели духовную практику, как нечто успокаивающее и не заставляющее углубляться в высокие материи. Особенно часто так воспринимают ее разновидность, известную как медитацию осознанности. Она иногда предстает в самой обычной лечебной форме «программ снижения стресса на основе практик осознанности».
И есть более экзотичный буддизм, описывающий сверхъестественные или невероятно сложные для восприятия метафизические идеи — различные космические царства и божества. Однако самым известным является понятие реинкарнации, или, как его обычно называют буддисты, перерождения.
Конечно же, у нирваны есть свои экзотические особенности. Согласно традиционному учению буддистов, ее достижение дарует освобождение от бесконечного цикла перерождений. Но история о нирване — о том, как именно найти спасительный выход из бесконечного цикла жизней — плавно подводит к ее естественному пониманию, то есть к работе механизма страданий и удовольствий. В процессе изучения природы нирваны медитацию осознанности можно увидеть в новом свете, который подчеркивает, что это больше, чем просто терапевтическая техника. Ее позиционирую как одну из самых радикальных практик, какие только можно представить, восстание против самих законов человеческого существования.
В древних текстах нирвану часто определяют через слово, которое обычно переводят как «безусловный». Многие годы я слышал этот странный термин и не мог понять, что же он значит. Но тогда я думал, что без самого достижения нирваны это, скорее всего, невозможно, да и для моих целей не так уж и важно. Как оказалось, я был неправ в обоих предположениях. У вопроса «Что значит безусловный?» есть довольно четкий и крайне важный ответ, который соединяет экзотическую метафизическую сущность буддизма и естественную.
Один из очевидных подходов к расшифровке понятия «безусловный» заключается в том, что мы отбрасываем приставку «без» и спрашиваем, что значит «условный». В рамках буддийской терминологии «условный» можно считать синонимом «причинному». Логика в этом есть. В конце концов, когда мы говорим об условиях, которые приводят к чему-либо — например, которые заставляют воду кипеть, дождь идти, а уровень преступности расти — мы обычно рассматриваем их как часть причинно-следственной цепочки, которая к этому чему-то приводит. То, что в буддизме называется «условным», считается подчиненным причинам.
Получается, что если нирвана «безусловна», то подразумевается своего рода побег от «причинного». Если вы рассудили так, то вы абсолютно правы! Но что это значит?
Ответ на поставленный вопрос включает в себя один из важнейших терминов буддизма — пратитья-самутпада. У него множество применений и множество переводов. Для цели прояснить сущность нирваны верным переводом может считаться «обусловленное возникновение».
В самом общем смысле обусловленное возникновение соотносится с основной идеей причинности: в силу одних условий возникают некоторые следствия; в силу других условий возникают другие следствия. Однако термин соотносится и с особой последовательностью причинных связей — цепью из 12 звеньев-условий, в которой каждое звено обусловливает последующее. Считается, что эта цепь порабощает человека в бесконечном цикле перерождений, и именно ее необходимо разорвать с помощью нирваны.
SME 08.09.2010 Scientific American 18.02.2014 ИноСМИ 31.10.2013 The Guardian 08.10.2013 New York Daily News 03.11.2012 La Croix 30.08.2010 The Independent 25.07.2007 Я не буду рассказывать обо всех 12 звеньях отчасти потому, что некоторые слишком уж сложны для восприятия. Но часть последовательности, которая нас интересует и которая окончательно разъясняет термин «нирвана» с обеих точек зрения, предельно ясна. Она начинается тогда, когда человеческие органы чувств — зрение, слух, вкус и прочие — сформировались. Именно с их помощью наше сознание взаимодействует с материальным миром. Или, как более формально сказано в древних текстах: через условие органов чувств происходит взаимодействие. А вот следующее звено: через условие взаимодействия возникают ощущения. И это имеет смысл, ведь с точки зрения буддистов (и многих современных психологов), то, что мы воспринимаем с помощью органов чувств, приходит вместе с ощущениями, хотя и не всегда заметными.
Далее, в следующем звене, из ощущений возникает тришна, «жажда»: мы жаждем приятных ощущений и с такой же силой жаждем избегать неприятных.
Давайте остановимся поподробнее. Вот как Бхикку Бодхи, американский буддийский монах, который перевел огромное количество древних буддийских текстов на английский, объясняет это в серии своих лекций, записанных в 1981 году:
Здесь, в этом пространстве между ощущением и жаждой, состоится битва, которая определит, продолжится ли бесконечная неволя или же на ее место придут просветление и освобождение. Ведь если вместо подчинения страстному желанию, вечной жажде удовольствий человек с осознанностью и вниманием будет созерцать природу ощущений и понимать эти ощущения такими, каковы они есть, тогда он сможет остановить происхождение и укрепление страстных желаний.
Именно здесь начинается переход от экзотического к естественному. Освобождение, о котором говорит Бхикку Бодхи — это в первую очередь освобождение от бесконечных перерождений, которое ворвется в конце этого жизненного цикла. Однако это также освобождение здесь и сейчас от страданий, которые приносит тришна: освобождение от жажды испытывать приятные ощущения и избегать неприятных, от неугасающего желания того, чтобы вещи были не такими, каковы они есть. (Известное высказывание Будды гласит, что жизнь обычного человека состоит из постоянных страданий, но «страдание» — это перевод древнего слова «дуккха», одним из оттенков значения которого является «неудовлетворенность». Он как нельзя лучше определяет взгляд буддистов на природу и происхождение страданий.)
Эти два смысла освобождения — от перерождения и от страданий — отражены в буддийской идее о том, что существует два вида нирваны. Как только вы освободились здесь и сейчас, вы входите в нирвану, которой сможете наслаждаться до конца жизни. Затем, после смерти, — которая будет вашей последней смертью, так как вы освободились от цикла перерождений — в игру вступает второй вид нирваны.
К сожалению, я не могу описать первый вид нирваны исходя из собственного опыта. Впрочем, как и второй вид. Однако основная мысль заключается в том, что, какой бы нирваны вы не хотели достичь, медитация осознанности напрямую помогает преодолеть препятствия на пути к ней. Осознанность, кроме всего прочего, включает в себя развитие осознания собственных ощущений, которое в корне меняет ваше отношение к ним. При постоянных практиках медитация позволяет испытать ощущение своего рода бесстрастия или «непривязанности»: вы не пытаетесь в тревоге убежать от «плохих» ощущений и не цепляетесь напрасно и отчаянно за «хорошие».
© РИА Новости, Алексей Куденко | Перейти в фотобанк Фестиваль свободного творчества «Пустые холмы» в Калужской области
Таким образом, вне зависимости от того, насколько необычны или практичны ваши стремления, верите ли вы в цикл перерождений и хотите ли его избежать, желаете ли достичь полного освобождения здесь и сейчас или, если уж на то пошло, надеетесь найти хотя бы частичное освобождение — ключ от двери, ведущей к этому, остается прежним.
Следовательно, и некоторые базовые термины остаются неизменными. Даже если вы не пытаетесь избежать вечного повторения 12 следующих друг за другом условий, даже если вы лишь хотите, чтобы ваша единственная жизнь стала лучше, вы все равно ищете освобождения от условий, от причинно-следственной цепи, которая вас сковывает. Ваше окружение — образы, звуки, запахи, люди, новости, видео — нажимают на ваши внутренние рычаги, активируют ощущения, которые незаметно запускают мысли и реакции, управляющие вашим поведением, иногда не самым удачным образом. И они продолжат это делать, пока вы не станете более осознанным, пока не начнете обращать внимание на то, что происходит, и отвечать разумно, а не на эмоциях.
Все это указывает на то, что древняя буддийская оценка человеческих условий довольно современна по своему духу. Человеческий мозг — это устройство, созданное естественным отбором для разумной реакции на поступающие чувственные сигналы. Оно в некотором смысле сделано так, чтобы подчиняться этим сигналам. А главная шестеренка в машине контроля — это ощущения, которые возникают как реакция на сигнал. Пончик вкусно пахнет, поэтому мы его возьмем. Постоянный голод — это плохо, поэтому мы попытаемся его избежать, съев пончик. Наличие высокого социального статуса — это хорошо, а насмешки — плохо, поэтому мы стремимся к одному и бежим от другого.
Если вы будете взаимодействовать с подобными ощущениями через тришну, то есть через природную жажду приятных ощущений и отвращение к неприятным, то так и останетесь под контролем окружающего мира. Однако если вы будете наблюдать за этими ощущениями осознанно, а не просто реагировать на них, то в некоторой степени вам удастся избежать контроля. Причинам, которые обычно определяют ваше поведение, можно будет противостоять, а вы подберетесь ближе к безусловному.
В буддизме не прекращаются споры о том, как достичь нирваны и безусловного. Есть ли что-то вроде трансцендентного метафизического «пространства», в котором вы оказываетесь, когда полностью освобождаетесь? Или же это нечто более приземленное, просто свобода от бессмысленного беспокойства из-за независящих от вас обстоятельств, которые в ином случае контролировали бы вас? Сторонники натуралистического буддизма, не верящие в перерождение, склонны придерживаться более скромной интерпретации. И в самом деле, некоторым из них не нравится термин «безусловный», потому что он слишком радикален. Стивен Бэчелор, давний сторонник секулярного буддизма и автор книги «Буддизм без веры» (1997), писал: «Нет такого понятия, как безусловное. Есть только возможность не зависеть от обстоятельств».
Лично я не стал бы препятствовать тому, чтобы даже секулярные буддисты использовали термин «безусловный». Метафорическое, если не метафизическое понятие погружения в зону полного освобождения здесь и сейчас может быть полезно. И полезным оно будет независимо от того, считаете ли вы зону достижимой или нет.
Я лично могу подтвердить, что нечто похожее на такую «зону» действительно существует. Когда я позвонил жене после моего первого недельного курса медитации, она сказала, что я говорю как совершенно другой человек, прежде чем я успел что-либо рассказать о курсе. По ее словам, даже мой голос стал совершенно иным, и он пришелся ей по нраву.
Сравнивая с тем, как было раньше, я вспоминаю один случай. Несколько лет назад, пытаясь сформулировать, что ей нравилось в моем брате, она взглянула на меня и сказала: «Он похож на более добрую версию тебя». (Она засмеялась, и я принял это как хороший знак.) Во всяком случае, теперь я могу быть уверен, что эта перемена действительно произошла.
Мир заиграл для меня новыми красками. Я отпустил обычную зацикленность на себе и смог наслаждаться тем, что меня окружает. Я стал более открытым, неожиданно склонным заводить разговоры с незнакомцами. Мир преобразился в более яркий и насыщенный.
В этом, однако, есть что-то противоречивое. Наука, в ее полном несовпадении с религиозным мировоззрением, как иногда говорят, лишила мир магии и принесла только разочарование. Логично было бы предположить, что медитация, которая в каком-то смысле ограничивает влияние чувств на восприятие и способствует формированию реалистичной картины, только подстегнет эту тенденцию. Однако Бэчелор утверждает, что медитативная практика может привести к «переосмыслению» мира, и я знаю, что он имеет в виду. После первого курса медитации я почувствовал, будто живу в мире чудес и сверхъестественной красоты.
Однако медитация — это не вхождение в особую магическую зону, в которой отсутствуют причинно-следственные связи. Я все еще реагировал на различные события (по крайней мере, на уровне рефлексов). Думаю, одним из источников очарования было то, что я тратил меньше времени на ответную реакцию и больше времени на наблюдение, что, в свою очередь, помогало лучше продумать собственные действия. Находиться в «безусловном» состоянии, конечно, здорово, но жить в меньшей зависимости от обстоятельств тоже может быть очень и очень неплохо.
Если взять фундаментальные понятия буддизма и рассмотреть их с точки зрения понимания безусловного, можно увидеть, что философия буддизма действительно серьезно воспринимает идею причинности.
© РИА Новости, Алексей Даничев | Перейти в фотобанк Ритуал очищения «Дугжууба» в преддверии буддийскго Нового года
Рассмотрим радикальную и пока не совсем ясную концепцию «не-я» — идею о том, что нашего «я» на самом деле не существует. Одна из формулировок данной идеи гласит, что «я» находится в таком постоянном причинно-следственном взаимодействии с окружающей средой, настолько подвержено влиянию мира, что возникают сомнения в четкости границы этого «я». В своем основополагающем «дискурсе о не-я» Будда неоднократно вопрошал, действительно ли под нашим контролем находятся различные явления, которые мы рассматриваем как части чувств, мыслей, даже тел. И если они не находятся под нашим контролем, тогда как мы можем называть их частями «я»?
Почему они не находятся под нашим контролем? Одно из объяснений звучит так: пока мы не освободимся, они находятся под контролем внешних сил, то есть являются зависимыми.
В этом дискурсе Будда также подчеркивает непостоянство вещей, которые мы считаем частью себя. Постоянное возникновение и исчезновение мыслей, эмоций, отношений — все это является следствием постоянно меняющихся сил, которые действуют на нас и вызывают цепные реакции. То, что внутри нас, зависит от причин, условий, и именно судьба всех обусловленных вещей меняется, когда меняются условия. А условия меняются почти все время.
Можно заметить, что прогресс в серьезной осознанной медитации заключается в том, что вы осознаете, как обстоятельства влияют на вас и манипулируют вами, а также то, что ключевое звено в этой манипуляции лежит в пространстве, где чувства восходят к тришне. В нем осознанность имеет решающее значение.
Пожалуй, стоит пояснить, что я имел в виду под словом «осознавать» в предыдущем абзаце. Я не говорю об абстрактном, академическом понимании причинно-следственных связей. Я говорю о тщательно продуманном эмпирическом понимании, осознанности, которая дает возможность разорвать или, по крайней мере, ослабить цепи. Она включает в себя осознание чувств, вызванных восприятием и мыслями, и те чувства, что направляют мысль, могут быть усилены до удивительной степени посредством медитации.
Абстрактное понимание, наряду с эмпирическим, также является неотъемлемой частью философии буддизма. Достижение реального прогресса в осознанной медитации почти всегда означает две вещи. Во-первых, осознание механики, которая формирует ваши чувства, мысли и поведение, если оставить их на произвол судьбы. Во-вторых, понимание обстоятельств, которые эти чувства активизируют. Просветление в буддизме имеет что-то общее с Просвещением в западном научном смысле: оно включает в себя осознание причинно-следственных связей.
Стереотипы переворачивают все с ног на голову. Осознанная медитация часто считается процедурой сомнительной, туманной и в некотором смысле нерациональной. Говорят, что речь идет и том, чтобы «прислушаться к чувствам» и «не осуждать». Медитация действительно связана с этими вещами. Она позволит вам испытать те же чувства — гнев, любовь, печаль, радость — на новом уровне, видя и чувствуя их, как никогда раньше. Это происходит как раз потому, что вы не судите себя, то есть не делите свои чувства на плохие и хорошие, не убегаете от них и не погружаетесь в них с головой. Вы будто становитесь сторонним наблюдателем, находясь достаточно близко, но не теряясь в них. Это открывает возможность прочувствовать все так, как оно есть на самом деле.
Тем не менее вы делаете это не для того, чтобы отказаться от своих рациональных способностей, а скорее для того, чтобы разумно задействовать их, подвергать свои чувства своего рода аналитическому анализу, который позволит вам разумно решить, каким из них следует доверять. «Отказ от суждений» в конечном счете означает, что ваши эмоции не будут судить за вас. Вы освободитесь от их влияния и сможете трезво и непредвзято смотреть на мир.
В основе лежит очень прозрачная концепция того, как работает наш разум. Идея состоит в том, чтобы понять механизм работы человеческого сознания, а затем использовать это понимание, чтобы «перепрограммировать» его, радикально изменить его реакцию на обстоятельства, влияющие на нее. Эти действия не позволяют нам прийти к «безусловному» в строгом смысле этого слова и буквально разорвать причинно-следственные связи. Опять же, самолеты не отрицают наличие гравитации, однако все равно летают.
Это эссе — отредактированный отрывок из «Why Buddhism Is True» (2017) Роберта Райта, издательство Simon & Schuster.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Еще один вид нирваны в буддизме
Все, о чем говорилось выше, относится к нирване пребывания, или, как ее еще называют, великой. Те, кому удается достигать такого состояния, находятся в полнейшем покое.
Также в буддизме существует еще одна разновидность этого понятия — нирвана непребывания. Практики, с помощью которых ее достигают, отказываются от состояния полнейшего покоя для того, чтобы помочь индивидуумам, находящимся в Сансаре, и направлять прочих практикующих. Обычно таких людей с сознанием в стадии пробуждения называют не иначе как бодхисатвами. Что такое нирвана для них? Это умение порождать в собственной душе сострадание в невероятно большой степени и помогать каждому, кто обращается к ним за какой-либо помощью.
Кто может достичь просветления?
Душа, достигающая просветления, – это неверный подход к определению понятия нирваны в буддистском учении. Истинный путь к состоянию нирваны – это освобождение от иллюзии собственного я, а не от страданий. Сторонники учения сравнивают просветление с угасанием огня, прыгающего с фитиля на фитиль. И, если пламя исчезает, неизвестно где оно горит в настоящем времени.
Нирвана – это состояние счастья, сознания без объекта, освобождения от всех зависимостей, доступное каждому. Просветление не относится к субъективному состоянию, но объединяет в себе возможности субъективного и объективного.
Бодхисатвы: отображение в культуре
Бодхисатвы упоминаются в молитвах и изображаются на разных видах танок (традиционных тибетских рисунках на ткани). Наиболее известный из всех существующих — сострадающий и видящий Авалокитешвара. Согласно легенде, в тот момент, когда этот бодхисатва смог достичь просветления, он увидел, насколько сильно испытывают страдания те, кто остался в Сансаре. Авалокитешвара был поражен таким зрелищем настолько, что его голова от боли разорвалась на одиннадцать частей. Но прочие просветленные смогли помочь ему. Они собрали и привели голову в первоначальное состояние. С того времени Авалокитешвара и начал учить других, как достичь нирваны. Таким образом он помогал им избавляться от мучительных страданий.
Сознание и осознание
К сознанию относится свойство осознавать – понимать происходящее и своё состояние, что связано с мыслительными способностями. Но если исчезнет мышление, что останется? Человек будет воспринимать, но перестанет анализировать.
Для него словно стирается прошлое и будущее, остаётся только настоящее, что происходит в текущий момент. Если нет мыслей, то нет и ожиданий, переживаний, стремлений. При этом человек обретает способность видеть своё эго, думающее я и отличать свою духовную часть, монаду, суть, дух, наблюдающий за душой со стороны.
Достижение просветленного состояния
Может ли достичь нирваны каждое живое существо? Ответить на данный вопрос затруднительно. Если бы это было достижимо, то страдание исчезло бы как понятие вовсе. Будда говорил о том, что он не в состоянии избавить всех полностью от страданий с такой легкостью, как извлекают колючку из ноги. И не в его силах смыть с каждого дурную карму так просто, как смывается водой грязь. Он лишь предлагал освободить от страданий, указывая правильный путь. Предположительно такой путь для каждого очень долог и может длиться, претерпевая сотни и даже тысячи перерождений до тех пор, пока человек не очистит свою карму и не освободит свой разум от мучающих его омрачений полностью. Однако, по мнению учителей буддизма, любое живое существо имеет природу Будды, а следовательно, и возможность достижения просветления.
Эго и путь к нирване
Что способствует продвижению к нирване? Следует осознавать ограниченность человеческого опыта и восприятия, знаний, суждений, представлений, полученных в процессе жизни, засоряющих духовное начало.
Нирвана – это отрешенность от материальных ценностей, состояние радости и самодостаточности, подтверждающее свою способность без них обойтись. По мере того, как профессиональные достижения, статус, отличия, общественное мнение, выделяющие личность среди людей, становятся второстепенными, ослабевает и эго. В момент, когда исчезают надежды и стремления, связанные с местом эго в материальном мире, наступает просветление, или рождение заново.
Чем не является нирвана и мнение эзотериков
Большинство эзотериков знают, что такое нирвана, и каким-то образом понимают значение этого понятия. Принято считать, что это цель большинства буддистов. Но некоторые из молодых эзотериков не относят нирвану к буддизму и называют этим термином какие-то состояния из нынешней жизни. Тем самым они вводят в заблуждение многих людей. Поэтому следует отметить, что такое нирвана, и чем она не является на самом деле.
Состояние нирваны: как его достичь? Виды нирваны
Понятие нирваны встречается во многих учениях и верованиях. Оно означает свободу от мучений. В общепринятом употреблении нирваной называется состояние, где отсутствуют страсти, мучения, а присутствует высочайшее счастье и умиротворение. Это непознанное чувство постоянного покоя и радости.
Нирвана выступает разрывом в цепочке реинкарнаций. Это остановка перевоплощений, постоянный и нерушимый покой. Нирвану сложно определить. Что касается ее понимания, то между исследователями буддизма постоянно ведутся дискуссии. В понимании индуистов и последователей брахманизма нирвана – это соединение с Брахмой.
Каким образом в буддизме можно достигнуть нирваны и что это значит?
Что такое нирвана? По определению – это состояние души, свобода от мирских забот и привязанностей, полное просветление и познание Истины
В сутра-питаке обозначают нирвану в качестве читты (освобожденного разума), что не испытывает никаких чувств. Оазум не отождествляется больше с феноменом жизни, он постоянен, вечен, потому освобожденный. Нирвана – это конец незнания (авидья), что погружает разум в постоянную цепочку реинкарнаций, сансару (жизнь в зависимостях). В точном обозначении нирвана не считается четким местом или состоянием. Она выступает познанием Истины.
Сомнительные мнения о нирване
Многие скептики утверждают, что все, что мы слышим и знаем о нирване, помимо вышесказанного, является фантазиями и домыслами. Буддизм утверждает о том, что вся жизнь человека и его состояние после смерти, все перерождения являются Великим Колесом Сансары. Даже бодхисатвы находятся в нем. То есть если человек жив, то он в Сансаре — без вариантов. Те, кто ушли из нее, уже не возвращаются, — этот постулат является основополагающей концепцией в буддизме. По этой причине любой живой человек не имеет в принципе достоверной информации о нирване и ничего не может о ней знать. Так как это понятие абсолютно эфемерное, то и ни одного доказательства ее существования нет. Таким образом, можно сделать заключение, что наши знания о нирване проверить невозможно.
Нирвана – это…
Самое первое звено в ассоциативной цепочке, связанной с этим словом, – это Курт Кобейн и основанная им в 1988 году рок-группа с «приятным и красивым» названием «Nirvana» (по выражению самого Курта).
Выбор был непростым: новообразованная команда долго металась между «Skid Row» и «Ted Ed Fred», потом рассматривалось название «Pen Cap Chew», но когда обсуждалось близкое по смыслу «Bliss» («блаженство, нега»), само собой всплыло название «Nirvana».
Возможно, этот голубоглазый 21-летний паренек с соломенной копной воплотил хотя бы в названии свою мечту о том, чего искал свою недолгую жизнь, столь трагическим образом оборвавшуюся через шесть лет.
Но за это время он успел сформировать невероятно ценное и столь богатое наследие, что его с лихвой хватило на несколько поколений молодых людей.
Теперь эти люди – мы с вами, те, кто взрослел не прекращая слушать экстраординарные гранж-композиции «Нирваны», те, кто восхищался новой подачей рока, основанного на «грязном гитарном звучании».
С тех пор рок-направление претерпевало водовороты одного модного течения за другим, но хоть что-нибудь от музыки Кобейна непременно в них присутствовало. Ну а фирменная динамика Курта в духе «громко/тихо», щедро сдобренная депрессивными переливами и нуарными всплесками, не устаревает и сейчас.
Его песня «Запах юности» крутится в чартах до сих пор, а полностью лишенная любых красивостей «В утробе» все еще активно раскупается, словно драгоценная реликвия, будучи выпущенной на пластинках-«сорокапятках».
Воодушевленное лицо Кобейна улыбается нам с миллионов футболок и постеров, а его звучное имя, больше известное как «голос поколения», заслуженно пополнило список прославленных музыкантов из числа тех, кто ушел из жизни в молодые годы:
«Nirvana» же, получившая в большинстве СМИ того времени еще одно название – «Флагман поколения Х», – стала синонимом нового стиля, замешанного на мотивах гаражного рока, неприглаженного металла и откровенно резкого панка с грубым и зачастую истеричным вокалом.
После гибели Курта его группа, сверкавшая на замаранном небосводе шоу-бизнеса как чистая и яркая звездочка, перестала существовать. Звезда взорвалась, но ее свет все еще достигает тех, кто в нем нуждается. А значит, дискография продолжается…
Что же является правдой о нирване?
Нирвана является абстрактным, умозрительным антитезисом для Сансары, которая известна и даже может быть исследована. Эти два понятия все-таки не считаются антонимами. Если живущие постоянно в Сансаре страдают время от времени, то в нирване — никто и никогда. Возможно, так и есть, но это ничем не доказано, это всего лишь предположение.
Считается, что Будда говорил о том, что нирвана — это мир без страданий, состояние полной гармонии и тому подобное. А может, такое заключение и не звучало? В сводах его высказываний (сутрах) присутствуют слова «я слышал, что». Цель здесь прослеживается одна — не сделать данные афоризмы непреложной истинной, которая не оспаривается (догматами). Человеку дается возможность усомниться в точности высказываний, ведь рассказчик мог неправильно понять или что-то забыть из услышанного.
Как попасть в нирвану
Приверженцы буддизма разных веков имеют несходное мнение относительно того, как постичь нирвану. Некоторые буддисты считают, что нирвана является недостижимой для людей в сансаре. Другие же говорят о том, что каждый человек должен ощутить на себе состояние нирваны при жизни, так как в противном случае ему придется прожить еще одну жизнь. Сторонники этой теории дают советы, как войти в нирвану. Названные советы помогут научиться контролировать свое сознание и управлять им. Это станет хорошей платформой для того, чтобы с помощью медитаций достичь состояния нирваны:
Поза для входа в нирвану
В вопросе, как достичь нирваны, важное значение имеет поза. Новичкам лучше всего начинать с позы лотоса, потому что она позволяет зафиксировать тело человека в комфортном состоянии. Хотя нирвана доступна в любой позе, необходимо выбирать такие из них, в которых человек не смог бы заснуть при расслаблении. Поза лотоса складывается из таких составляющих:
Поиск ответов
Такой подход Будды к сутрам предположительно мог склонять буддистов к самостоятельному поиску ответа на вопрос: «нирвана — что это?», на рациональное, скептическое восприятие идей в буддизме. Впоследствии их можно проверять неоднократно. Но ведь такой подход неприемлем для нирваны — человек не в состоянии проникнуть за пределы возможного понимания и разглядеть, что там происходит. Приходится либо фантазировать, либо завершить полностью это бесполезное занятие.
Если разобраться, то для буддиста нирвана — это своеобразный фильтр, препятствие. Те, кто желает в нее попасть, не могут этого сделать, так как факт стремления к ней является сутью проявления неуспокоенных желаний и ума. В таком случае человек находится в Сансаре, но никак не в нирване. Вход в нее для него закрыт. Таким же образом желание вырваться из Сансары является признаком смятения и затворяет врата в нирвану.
Высшая нирвана
Высшая нирвана – состояние души Будды, или паринирвана, имеет такие синонимы, как амата, амарана, нитья, ачала, то есть вечная, бессмертная, недвижимая, неизменная. Святой может приостановить переход в нирвану, чтобы способствовать приближению к ней других, пребывая в состоянии ожидания.
Благодаря духовным школам в буддизме известно множество терминов высших состояний, синонимичных нирване с каким-либо доминирующим аспектом: мокша, состояние абсолюта, собственная сущность, абсолютная реальность и множество прочих.
Можно ли вступить в контакт с обитателями нирваны?
Как вариант, можно было бы (теоретически) воспользоваться услугами какого-либо медиума и попробовать пообщаться с кем-нибудь, находящимся в нирване. Но ее обитатели, по сути, не должны иметь даже желания, а тем более какой-то причины отвечать на вопросы, даже если их будет задавать бодхисатва. Их желания и ум уже давно должны быть в успокоении. Даже если бы и получилось попасть в нирвану, то находящимся в ней — проблематичная задача. Существует закон резонанса — чтобы дотянуться к ним, необходимо полностью успокоить свои желания и ум. Соответственно, подавляется и поползновение задать вопрос. В общем, это невозможно.
И все-таки, большинство буддистов стремятся узнать, как достичь нирваны. Это является целью их практик. Понятно, что нирвана несравнима ни с чем и не имеет общих черт с раем, присущим религии христиан, или другим видом поощрительного существования после смерти. Это не является составляющими Сансары.
Этапы достижения
Каким образом можно достичь нирваны? На этот вопрос ответить однозначно не удавалось еще никому.
Одно мнение гласит, что для познания природы просветления достаточно стать архатом, т.е. обрести личное пробуждение.
Другие считают, что в нелегком пути могут помочь бодхисаттвы – существа, сами достигшие пробуждения, но отказавшиеся от нирваны во имя любви и помощи всему сущему в мире.
Третьи уверены, что полного освобождения могут добиться даже миряне, если они выполняют все предписанные традицией правила, занимаются медитативными практиками, читают мантры, ведут правильный образ жизни, чисты в мыслях и намерениях.
Выделяют несколько ступеней достижения нирваны:
Если говорить о способах достижения нирваны, то к ней ведет один из трех путей:
Главное, что нужно сделать на начальном этапе по дороге Будды – отказаться от материальных желаний. Но вот парадокс: стремление к нирване и есть само по себе одно из желаний, от которых нам учение Будды рекомендует отказываться.
А это значит, что путь к освобождению будет тернист и потребует значительных усилий. Ведь, с одной стороны, для достижения какой-либо цели необходима мотивация, а с другой — получается, что нирвана сама по себе не должна являться целью.
Нирвана — цель или неизбежность?
Из всей буддистской теории о нирване можно сделать вывод, что после того как человек выходит из Сансары, ему просто некуда деваться. Поэтому после освобождения из Великого Колеса дорога одна — в нирвану. Поэтому смысла хотеть в нее попасть как такового нет. Ведь рано или поздно в нирване должен оказаться каждый. И это несмотря на то, что некоторым понадобится довольно много времени, чтобы получить возможность покинуть Сансару.
Также не имеет смысла и желание понять, что представляет собой нирвана. Ведь можно будет все прочувствовать, когда уже попадешь в нее. А стремление узнать о ней как можно больше является проявлением смятения и препятствует пришествию просветления.
Как впасть в нирвану?
Проблема, как попасть в нирвану, войти в ее жизненную форму, волнует всех последователей Будды. Ведь это выступает целью их жизни. Нельзя достичь свободы после, если не получилось достижение нирваны в течение этой жизни. В противном случае придется прожить другую, с новыми перипетиями и страстями.
Изначально стоит осознать само понимание свободы, что постигается в состоянии нирваны. Это освобождение от любой зависимости. Мирские привязанности добавляют нам уязвимости, это обречение на страдания. Мы непременно теряем то, что нам дорого, а перед моментом потери всегда приходит страх.
Чтобы достичь нирваны, потребуется научиться жить в настоящем моменте и отключаться от мыслей и привязанностей внешнего мира
Медленное затухание мирских желаний возможно достичь использованием многих практик из учения Будды и из других. Те, кто достиг нирваны, утверждают, что это можно сделать разнообразными методами. Гипноз, медитация, молитва – у каждого собственный путь. Никакой из них не даст гарантию просветления, только человек сумеет разорвать постоянный круг перерождений. Многим не нравится мысль о «бесчувственности». А что значит «я ушел в нирвану»? Это, прежде всего, готовность освободиться от всего мирского. По этой причине вам придется прийти к такому решению спокойно и осознанно, дабы твердой рукой перерезать цепь бесконечной реинкарнации. Итак, рассмотрим технику вхождения в нирвану:
Техника вхождения в нирвану начинается с позы лотоса и ровного дыхания
Таким образом, достижение нирваны возможно путем осознанного дыхания, отключения мыслей о привязанностях и проблемах внешнего мира, мирской жизни. Невозможно достичь нирваны, не отпустив прошлое и будущее. Знак нирваны – это здесь и сейчас. Как только вы научитесь через медитацию разрывать связь с миром, вы ступите на путь достижения данного состояния просветления, вы освободитесь от страданий. Последователи Будды отдают этому пути всю жизнь, это выступает их главной целью бытия. У каждого из нас собственный путь, чтобы войти в нирвану и познать истину.
Осознанный отказ от нирваны
Отказываются от нее по своей воле люди — бодхисатвы. Они достигают освобождения, но все-таки предпочитают остаться в колесе Сансары. Но при этом бодхисатв может поменять свое решение и уйти в нирвану. Например, Шакьямуни при жизни был бодхисатвой. А уже после того как умер, он стал Буддой и переместился в нирвану.
В большинстве своем идеей такого отказа является желание помочь каждому живому существу достигать освобождения. Но некоторым такое объяснение кажется сомнительным. Вопрос при этом возникает один — если бодхисатв не был еще в нирване (так как он жив, и ему она недоступна), как он может знать, что там происходит?
Разновидности нирваны
Поскольку в цивилизованном мире до сих пор нет конкретного определения для состояния блаженства, мудрецы по-разному представляют свой «рай». Так, можно говорить о различных видах нирваны:
Люди, не сведущие в восточной философии, воспринимают нирвану как получение удовольствия и переживание исключительно приятных эмоций.
Для буддистов и приверженцев джайнизма погрузиться в нирвану – значит достичь особого состояния, в котором полностью отсутствуют бренности жизни (тревоги, хлопоты, беспокойства, всевозможные переживания и страдания).
Отсюда – простой вопрос: можно ли достичь нирваны по желанию?
Нирвана в музыке
Для некоторых термин «нирвана» обозначает состояние приподнятое, сродни озарению. Есть и такие люди, которые считают ее местом окончательного успокоения. Но миллионы поклонников музыки понимают под этим словом лишь название знаменитого коллектива. Группа «Нирвана» перевернула полностью представление о статусе звезд рока 90-х годов 20-го века. Она была одной из представителей-уникумов андеграунда на сцене. «Нирвана» также нашла своих поклонников среди панков, мошеров, трешевиков, любителей альтернативной рок-музыки и традиционного мейнстрима. Именно название было одной из проблем при создании группы. После того как было предложено множество вариантов, лидер коллектива Курт Кобейн остановился на «Нирване» как на чем-то добром, в отличие от привычных роковых, злых лейблов.