Уйгурка что за нация
Уйгуры – тюркоязычный народ, живущий на северо-западе Китая и исповедующий ислам. Часть уйгуров также проживает в Казахстане, Киргизии и Узбекистане. Генетически уйгуры частично относятся к европеоидам, но также имеют черты жителей Восточной Азии.
По некоторым данным, уйгуры, проживающие на территории Китая, подвергаются преследованиям со стороны властей, которые боятся распространения исламского радикализма.
Уйгуры в Китае
Сейчас на территории Китая проживает около 11 миллионов уйгуров.
Их предки были кочевниками северо-запада Китая. Основными занятиями их были торговля, животноводство, земледелие, охота и рыболовство. Часть племен мигрировала в казахстанские степи, а часть, оставшаяся в степях Центральной Азии, была завоевана тюрками.
Позже уйгуры то входили в состав крупных государств, то создавали свое. В 840 году самостоятельное государство уйгуров распалось. Гонимая нашествием кыргызов, часть уйгуров оказалась на северо-западе, а часть – на севере центральной части нынешнего Китая, где были образованы два отдельных государства. С Х века среди уйгуров распространяется ислам, который вытеснил все прочие существовавшие прежде религии.
В XVIII веке уйгуры были захвачены китайскими правителями и потеряли независимость.
Окончательно государственность уйгуров была уничтожена в 1949 году.
В 1955 году на их территориях был основан Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР). Дословно «Синьцзян» переводится как «новая граница» или «новые рубежи».
СУАР находится на северо-западе КНР и граничит с Россией, Монголией, Индией, Пакистаном и частью стран Центральной Азии. Постепенно правительство стало переселять сюда китайцев, чтобы способствовать ассимиляции уйгуров с коренным населением.
Однако это привело лишь к ухудшению отношений внутри региона. В 2009 году там произошли крупные межэтнические столкновения, жертвами которых стали около 200 граждан. В 2017 году власти СУАР ввели запрет на ношение бород и религиозной одежды.
Уйгуры и «лагеря перевоспитания»
В августе 2018 года представители комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации сообщили, что около миллиона уйгуров без суда были помещены в «лагеря перевоспитания».
Журналисты, общавшиеся с бывшими заключенными, писали, что тем, кто туда попадает, выдают одинаковую форму, показывают патриотические фильмы, также они поют китайский гимн. Исповедующих ислам заставляют отказываться от религиозных обрядов.
Самое сложное в таком лагере – неопределенность. Заключенному не сообщают, как долго он здесь пробудет – кто-то задержался на две недели, а кто-то – и на полтора года.
До 2018 года представители властей Китая отрицали, что такие лагеря существуют. Лишь в октябре 2018 власти признались, что лагеря все-таки есть, но число содержащихся в них существенно ниже и что они обеспечены комфортными условиями, питанием и получают возможность выучить китайский язык, получить профессию и интегрироваться в общество.
Лагеря оборудованы системами наблюдения, воротами, охранным пунктом и вышками.
Уйгуры в Китае. Так ли бедственно их положение?
Долго думала делать этот пост или нет, так как мнение здесь субъективное, мое, и опирается на большое количество научной литературы и личного опыта.
Так как весь мир встревожен и обсуждает ситуацию в Афганистане, многие считают, что Китай может вмешаться в конфликт, чтобы ситуация не затронула страну и не накалила и без того тяжелую ситуацию в Синьцзян- Уйгурском автономном районе. Я, как китаист защитивший диплом на эту тему и человек, которому это очень интересно, хотела бы рассказать подробно и понятным языком ситуацию, касающуюся » Уйгурского вопроса». Этой темой я начала интересоваться еще в 2018 году, когда жила в Китае. Я постоянно слышала от своих знакомых, что в Урумчи какие-то волнения и восстания, но информации об этом нигде не было. В Китае об этом не пишут и не говорят, а в иностранных источниках всегда одно и тоже: » Китайское правительство притесняет бедных уйгуров, мы это осуждаем».
С ЧЕГО НАЧАЛСЯ КОНФЛИКТ.
Вообще, национальный вопрос всегда был одной из главных проблем в КНР, где доминирующую роль занимает нация Хань. Это и есть те самые китайцы ( более 90% от всего населения страны), остальные являются национальными меньшинствами. В первые годы после образования Китайской Народной Республики национальные меньшинства получили беспрецедентные права, свободы и внимание центральных властей. Хотя, несмотря на то, что период 1949-1956 годов в целом отличался относительно либеральной политикой КПК в решении национального вопроса, первые репрессии против неханьцев начались уже в это время. Период Культурной революции единодушно считается учеными трагедией для всего китайского населения в целом и национальных меньшинств в частности. Например, были запрещены национальные языки. Началось наступление на национальную районную автономию. Одним из результатов культурной революции стало принятие в 1975 году Конституции КНР. Из нее были исключены многие положения, касающиеся прав и свобод национальностей, такие, как возможность развивать свой собственный язык и письменность. В 80-х годах снова стараются провозглашать всеобщее равенство, но это сделать становится уже не так просто.
СИТУАЦИЯ С ПРОТЕСТАМИ
Все протестные акции начались еще в 70-х годах в Тибете, но они не были настолько масштабны в Синьцзяне. В мае 2011 года во Внутренней Монголии были масштабные беспорядки, которые произошли из-за убийства монгольского пастуха Мэргэна, который вместе со своей семьей выступал против открытия угольных шахт в регионе. В результате этого, тысячи монголов приняли участие в акциях протеста, а китайские власти были вынуждены ввести в большинстве провинций военное положение. Что касается СУАР, они всегда считали себя «некитайцами» и не принимали общий уклад. Самые громкие протесты, по крайней мере о которых есть информация, начались в 2016 году и проходят регулярно. Китайцы те еще националисты и не особо принимают то, что делают уйгуры. С одной стороны уйгуров и правда притесняют, им не разрешают молиться на улице, заставляют учить китайский язык, так как они живут на территории КНР, для этого строятся школы китайского языка, которые они обязаны посещать, именно эти школы в иностранных СМИ называют исправительными лагерями ( Да Да, это именно те, которые так усердно в западных и турецких СМИ демонизируют), устраивают уроки китайского на улице, эти уроки обязательно посещать. Во время покупки ножей и острых предметов им сканируют сетчатку глаза. Насколько мне известно, у них постоянно проверяют ID (документы) на улице и это происходит постоянно ( в других провинциях страны). Теперь отвечаем на главный вопрос, тяжело ли живется уйгурам? Да, тяжело. НО! Каждый раз, когда правительство пытается с ними договориться, они устраивают всевозможные провокации. Они взрывают, лезут в драку, нападают на полицию. На что их просто закрывают в их районах и все. Они вообще не готовы к диалогу и сами не могут точно дать знать чего хотят. Быть отдельным государством они попросту не могут, так как в Синьцзяне по моим наблюдениям самое необразованное население, производить особо ничего не могут, да и КПК не хотят отдавать свои земли.
Китайцы сами по себе не конфликтный народ, но что касается нацменьшинств, от них требуют не отличаться от остальной части населения. Китайцы атеисты, но уйгуры мусульмане и всеми способами пытаются делать все напоказ. Религиозная проблема одна из основных в этом конфликте. Их пытаются научить китайскому языку, иначе они по факту не смогут делать в Китае ничего. Ни работать, ни учиться. Но они всячески этому противятся и говорят, что их притесняют. Наверняка были какие-то прецеденты, но такого массового угнетения, как сейчас это все описывают, нет.
Во время учебы я говорила со многими политологами и кандидатами политических наук по этому вопросу и все сходились во мнении, что уйгуры слишком радикальны и не готовы к диалогу. В принципе, добавить больше нечего. И как сказал один профессор, говорить, что этот конфликт-это хорошо или плохо нельзя, он просто есть. Китай и правда старается не допускать провокаций, потому что это далеко не мирные митинги, а реальная угроза людям. И честно, я регулярно мониторю все, что касается Уйгуров и того, что происходит, но порой это реально вбросы. Например недавние санкции против Китая за притеснение прав человека, что они там на полях пашут. Но по факту это их работа, как в продуктовом магазине. Кого я поддерживаю в этом конфликте, как человек со стороны? Правительство Китая, так как вижу, как там все происходит и сколько они делают, чтобы не допускать конфликт. На этом все. Не стала брать какие-то исторические факты, написала простым языком, так как не каждому интересно читать копипаст, даже из моего диплома, но я надеюсь многие люди, которые говорят о притеснении уйгуров, попробуют взглянуть на ситуацию под другим углом.
Обновлено 20/08/21 15:53:
Так как тут много было оскорблений и высказываний про стерилизацию и что якобы поддерживая национальную политику Китая ты автоматически поддерживаешь все самое плохое там. Специально сегодня узнала про этот пункт, так как сама об этом знала мало, но так как я говорю, что Китай проводит грамотную национальную политику, все прицепилось к этому моменту. Так вот, цитирую. « что касается стерилизации женщин, ранее она проводилась в глухих деревнях, после рождения большого количества детей. В сёлах всегда разрешали рожать больше детей, чем в городе. Например во время проведения политики «одна семья-один ребёнок»». Знаете, всем известно про эту систему и помню, как давным давно по этой теме писали, что это правильно, но почему-то никто не говорит, что это истребление китайцев. Вопрос почему? Лицемерие какое-то
Уйгуры
Уйгуры народ достаточно древний. Являются коренным населением Восточного Туркестана, ныне Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. Говорят на своем — уйгурском языке, вероисповедание — ислам суннитского толка. Относится к европеоидам с незначительной монголоидной примесью.
Уйгуры — один из древнейших тюркоязычных народов Центральной Азии с многовековой историей и богатой самобытной культурой, сыгравшей важную роль в ее исторических судьбах.
Родословная этого народа уходит вглубь веков и тысячелетий. Первые упоминания об уйгурах встречаются в древнетюркских надписях, в старинных китайских летописях еще задолго до нашей эры под названием «Ойхорды», «Гунны», «Хуэйгу», «Гавгюй» (БСЭМ, 1956, т.44, с.59).
Предками уйгур были кочевые племена Восточного Туркестана, в III в. до н. э. − III-IV вв. н. э. игравшие важную роль в племенном союзе гуннов. Первые упоминания об уйгурах в письменных источниках относятся к III веку нашей эры.
Расселение в современном мире и численность
Общая численность сейчас приблизительно 10 млн человек. Из них более чем 9 млн проживают в Восточном Туркестане/СУАР, а также в крупных городах восточной части Китая. Небольшой анклав уйгуров численностью около 7 тыс.человек, существует также в провинции Хунань, на юго-востоке КНР, где они проживают уже несколько столетий.
Уйгурская община, за рубежом, общей численностью около 500 тыс., представлена во многих странах, но основная часть проживает в республиках Центральной Азии, численность центральноазиатской общины составляет приблизительно
350 тыс. Из них в Республике Казахстан
250 тыс., в Кыргызской Республике
60 тыс., в Узбекистане
50 тыс., в Туркменистане
3 тыс.
Крупная уйгурская диаспора существует в Турецкой Республике численностью около 40 тыс, а также Королевстве Саудовская Аравия
30 тыс. Также уйгурские общины имеются в Пакистане, ОАЭ, Германии, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Швеции, Канаде, США, Японии, Австралии. Уйгурские анклавы можно обнаружить в таких городах мира, как Сидней, Пекин, Шанхай, Мекка, Алматы, Бишкек, Мюнхен.
Уйгурским общинам свойственна традиционная самоорганизация в виде малля, во главе которых стоят выборные старшины жигит-беши. Обычно все общины входят в уйгурские общественные организации, объединяющей организацией которых, в свою очередь, является Всемирный уйгурский конгресс.
История
В III—IV вв. Уйгуры входили в объединение, которое в китайских династийных хрониках носило название гаогюй (букв. «высокие телеги»). В V в. в китайских источниках появляется новое название этого союза — теле (тегрег «тележники»). Значительная группа племен теле мигрировала на запад, в степи Казахстана и Юго-Восточной Европы. Оставшиеся в центральноазиатских степях были подчинены тюрками и вошли в состав их государства.
Основные земли теле были тогда в Джунгарии и Семиречье. Но в 605 г., после предательского избиения западнотюркским Чурын-каганом нескольких сот вождей теле, предводитель уйгуров увел племена в Хангайские горы, где они создали обособленную группу, названную китайскими историографами «девятью племенами» (токуз-огузами).
С 630 г., после падения первого Тюркского каганата, токуз-огузы выступают как значительная политическая сила, лидерство внутри которой утвердилось за десятью племенами уйгуров во главе с родом Яглакар. В V—VIII вв. уйгуры входили в состав каганата жужаней и затем Тюркского каганата.
Процесс этнической консолидации уйгуров завершился в VIII в. после распада Тюркского каганата и образования Уйгурского раннефеодального государства (Уйгурский каганат) на р. Орхон. Во главе каганата стояли каганы из уйгурского рода яглакар (кит. Yao-luo-ko;745-795). Именно в этот момент официальной религией было признано манихейство. В 795 к власти пришло племя эдизов (795—840), которое также приняло название яглакар.
Гумилев считает этот эпизод приходом к власти манихейской теократии: …в 795 г. на престол был возведён приёмный сын одного из вельмож Кутлуг, на условиях ограничения власти.
«Вельможи, чиновники и прочие доложили: „Ты, небесный царь, сиди спустя рукава на драгоценном престоле, а помощника должен получить обладающего способностями управления мерой с море и гору: …законы и повеления должны быть даны: должно надеяться на небесную милость и благосклонность». Иными словами, у хана были отняты исполнительская и судебная власть, а политика взята под контроль небесной милости», то есть манихеев. Союз племен превратился в теократию.
В 840 году власть в каганате на 7 лет вернулась к племени Яглакар. В 840-е годы вследствие сложных внутриполитических и экономических причин, а также внешнего нашествия древних кыргызов государство уйгуров распалось.
Деление ранее единого
Часть уйгуров переселилась в Восточный Туркестан и западную часть Ганьсу, где были созданы три независимых государства — с центрами в Ганьсу около современного города Чжанъе, в Турфанском оазисе и Кашгаре.
Караханидское государство в Кашгаре и Уйгурское государство турфанских идыкутов Кочов Турфане просуществовали более 400 лет.
Здесь уйгуры постепенно ассимилировали местное, преимущественно ирано-итохароязычное население, передав ему свой язык и культуру и, в свою очередь, переняв традиции оазисного земледелия и некоторые виды ремёсел. В этот период среди уйгуров Турфана, Комула, религией которых был манихейство и шаманизм, распространились буддизм, затем и христианство (несторианство). В этот же исторический период, начиная с X века, среди уйгуров Кашгара, Яркенда, Хотана распространяется ислам, к XVI в. вытеснивший другие религии на всей территории Восточного Туркестана.
С принятием ислама арабской графикой было вытеснено староуйгурское письмо.
К этому времени относится формирование современного уйгурского этноса с новоуйгурским языком. Политико-административная разобщённость в период 15-16 вв. а также ряд других причин привели к тому, что этноним «уйгур» стал мало употребляться, и был вскоре вытеснен религиозным самосознанием. Уйгуры именовали себя прежде всего «мусульманами», а также по региону происхождения — кашкарлык (кашгарец), хотанлык (хотанец) и др. или по роду занятия — таранчи (земледелец).
В XVII—XVIII вв. в Восточном Туркестане существовало государство уйгуров, которое в 1760 г. было захвачено маньчжурскими правителями Китая. Национальное угнетение и жестокая эксплуатация вызывали многочисленные восстания уйгуров против маньчжуро-цинских, а позднее гоминьдановских поработителей. В 1921 году на съезде представителей уйгуров в Ташкенте древнее самоназвание «уйгур» было восстановлено как общенациональное.
С уничтожением последней уйгурской государственности, в 1949 году, и с образованием в 1955 г. Синьцзянь-Уйгурского автономного района, властями КНР проводится целенаправленная политика по ассимиляции уйгуров, прежде всего путем массового переселения в СУАР этнических ханьцев и искусственным ограничением рождаемости коренного уйгурского населения.
Уйгуры — средневековый народ
Уйгуры являются коренным народом тюркского Восточного Туркестана. Это сформировавшаяся средневековая народность, у которой есть свой язык, культура и традиции. Среднеазиатские народы называют уйгуров кашгарцами, китайцы — чантоу, монголы — хотонами. На протяжении долгого времени страна, которую образовали племена уйгуров, называлась Уйгурстан или Уйгуристан, Могулия, Кашгария, Малая Бухария и Восточная Татария.
Где живут
В Китае уйгуры являются вторым крупнейшим тюркским мусульманским народом. Они населяют основные территории северо-запада КНР, пограничные районы Киргизии и Казахстана. В Турции существует крупная диаспора уйгуров. Есть такие общины и в ОАЭ, Пакистане, Бельгии, Германии, Великобритании, Нидерландах, Канаде, Швеции, России, Австралии и Японии. Уйгурские общины образуют традиционные самоорганизации, составляющие один или несколько кварталов в городе под названием малля. Во главе стоят старшины жигит-беши, которых народ выбирает сам. Обычно такие общины являются членами уйгурских общественных организаций, объединенных во Всемирный уйгурский конгресс.
Численность
В Китайской Народной Республике проживет около 11 миллионов уйгуров. 7 000 человек — на юго-востоке КНР в провинции Хунань. За пределами Китая проживают около 5 000 человек, большая часть из них заселяет сопредельные с Китаем страны Средней Азии, где их насчитывается более 300 000: 248 000 в Казахстане, 50 000 в Киргизии, 20 000 в Узбекистане и около 3 000 в Туркмении.
Название
Есть несколько версий происхождения этнонима «уйгур»:
История
Исторически этнос уйгуров был образован из территориально отдаленных друг от друга групп населения, которые часто были разного этнического происхождения. Все они проживали на территориях региона Восточного Туркестана. И сегодня уйгурский этнос делится на большое количество этнографических групп:
У каждой группы свои особенности культуры. Основная часть этносов была сформирована как этно-территориальные группы, из-за большого расстояния между оазисными древними поселениями, которые разделялись между собой непригодными для жизни человека частями пустыни Такла-Макан. Некоторые образовались в результате племенного деления.
Китайские генетики провели исследования, которые показали, что уйгуры на 60% принадлежат к европеоидной расе и на 40% — к монголоидной. По их оценке, смешение произошло около 126 поколений назад (2520 лет назад). Позже они провели другую научную работу, которая показала 30% принадлежности к европеоидной расе. Детальные исследования выявили, что народность уйгуры состоит из многих компонентов в разных пропорциях. Процент европеоидной и монголоидной рас отличается в зависимости от места жительства уйгуров. Генетически уйгуры больше схожи с жителями Восточной Азии.
Внешность
Уйгуры шьют одежду в основном из хлопчатобумажных тканей. Праздничную одежду изготавливают из шелка, сукна и бархата. Лобнорцы носят одежду, пошитую из кендыря. Зимой надевают халаты, подбитые шкурками уток. Таглыки раньше производили ткани и одежду из шерсти.
В качестве нижней одежды мужчины носят длинные распашные рубахи с широким длинным рукавом и очень широкие шаровары, которые собираются на шнурке в области пояса. Турфанцы надевают под рубаху короткую рубашку до пояса (калта хантай). Верхним платьем служит халат чапан различных цветов и стеганая на вате, короткая кофта хамча. Чапан шьют на подкладке и покрывают хлопчатобумажной материей, полосатой или темного цвета. У горла и на груди есть застежки, иногда пришиваются пуговицы на шнурке, сложенном вдвое. Пришивается такой шнурок по всей ширине борта. С другой стороны халата он заканчивается петлей.
Головным убором уйгурам служит тюбетейка (борюк, или допа). Старинные вышивные тюбетейки состояли из широкой части цилиндрической формы, с конической или круглой верхушкой. По краю тюбетейку обшивали полоской из вышитой материи. Сегодня все чаще носят квадратные небольшие тюбетейки. Теплые шапки тумаки изготавливают с меховым околышем и на меховой подкладке из выдры и барашка.
Женская национальная одежда состоит из длинного платья туникообразного прямого кроя на кокетке, с прямыми проймами для рукавов и стоячим воротником. Рукава шьются длинными и широкими, иногда с манжетами. Сверху платья надевают безрукавку, которая обшивается каймой в области бортов и воротника. Шаровары снизу широкие и перехвачены у щиколотки, иногда украшены снизу цветной лентой или вышивкой. У платья спереди есть застежка. Раньше девушки носили платья с разрезом в области плеч, а борта и ворот обшивали по разрезу цветной тесьмой, завязывали тесемками или застегивали пуговицами. Замужние женщины из Хотана и Курля, у которых есть дети, украшали платья в области груди нашивками из лент.
Верхняя одежда женщин от мужской отличается отсутствием пояса и более яркими цветами. Помимо стеганой короткой кофты, женщины носят безрукавки и кофты маньчжурского кроя, которые отличаются вырезом ворота и широкой правой полой. Зимняя одежда от мужской не отличается. Бедняки часто носили одну шубу на двоих. Маленьким детям шьют комбинезоны, в которых вместе соединены рубашка, чулки и штаны.
Женщины заплетают волосы в косы. Раньше девушки делали прямой пробор, на лбу оставляли челку и заплетали пять кос. Две косы женщинам разрешалось носить только после рождения ребенка или проведения особого обряда плетения волос. В Турфане такая прическа разрешалась после рождения троих детей. В концы кос вплетаются шелковые черные шнурки с кистями. Иногда вместо них вплетают шелковые шнурки и кисти черного цвета, украшенные ювелирными серебряными подвесками. На голову девушки и женщины надевают тюбетейки, которые от мужских отличаются более богатой вышивкой с бисером и бусами. В холодное время года носят меховые шапки с более широким околышем, чем на мужских. На спину из-под шапки спускается большое покрывало белого цвета, выполненное из маты или кисеи. С передней стороны из-под шапки опущен белый платок из прозрачной кисеи, часто окаймленный кистями и вышитый по краям. Женщины из богатых семей носили шапки с меховым околышем.
Лобнорские женщины поверх шапки накидывают белое покрывало и повязывают его ниже подбородка. В 19 веке уйгурские женщины еще носили шапочки из утиных и лебяжьих шкурок перьями наружу.
Одежду украшают пуговицами, отделанными серебром или золотом, очень часто на одежде делают вышивку в области ворота, кантов и кокетки платья. Из украшений женщины носят кольца с полудрагоценным или драгоценным камнем, браслеты и серьги из драгоценных металлов. Популярны коралловые и стеклянные бусы.
Уйгурский язык относится к тюркской языковой группе, современный язык уйгуров называется новоуйгурский и считается преемником уйгурско-караханидского языка.
Новоуйгурский делится на множество говоров и следующие диалекты:
Уйгуры на протяжении всей своей истории сменили несколько письменностей. Предки уйгуров примерно в 6 веке, на основе согдийского создали древнеуйгурское письмо. Широко распространилось уйгурское письмо среди восточных народов: маньчжуров, монголов и тюрков и позже стало одним из официальных письменностей Монгольской империи державы Тимуридов. Некоторые группы уйгуров использовали этот вид письма до 16 века.
С 10 века, после того, как часть коренного населения Восточного Туркестана приняла ислам, среди уйгуров распространилась арабская письменность, которая окончательно вытеснила древнеуйгурское письмо в 16 веке. Уйгуры Восточного Туркестана и по сей день используют арабское письмо. В Центральной Азии уйгуры пользуются письмом на основе кириллицы, которая была введена в советское время.
Религия
Древние уйгуры исповедовали буддизм, тенгрианство и манихейство. В 10 веке, в период караханидского правления, часть уйгуров приняла ислам. Сегодня основная часть верующих уйгуров мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба.
Жизнь
Уйгуры издавна занимаются земледелием, торговлей, различными ремеслами, отгонным и пастбищным животноводством. Лобнорские уйгуры занимаются охотой и рыболовством.
Жилище
Жилища уйгуры строят из сбитой глины с соломой или сырцового кирпича. В местах проживания уйгуров, где есть леса, каркас домов делают из дерева и набивают его глиной. Ставят стены без фундамента или делают его из булыжника. Крыша плоская, устанавливается на балках, расположенных поперечно и продольно. Сверху на них укладывается настил из тонких жердей, который накрывают тростниковыми циновками. Сверху стелется тростник и засыпается слоем земли толщиной 10 см, обмазывается глиной. На юге плоские крыши используют для сушки кукурузы, овощей и фруктов.
Окна в жилищах раньше были в виде отверстий, которые делали в центре потолка. Закрывали их деревянными ставнями. Сейчас окна делают в стенах и вставляют в них узорчатую решетку из дерева, которую заклеивают бумагой. Все двери и окна дома выходят во двор, наружные стены глухие. К жилищу примыкают хозяйственные постройки и скотный двор. Огораживается жилище вместе с постройками высокой стеной из глины или живой изгородью в местах проживания, где есть вода. Главная в доме это зимняя комната, перед ней расположена летняя комната. Дома уйгуров выполнены в форме прямоугольника, который разделен на несколько комнат поперечными перегородками с дверями. Полы в домах земляные, утрамбованные плотно глиной. Основную часть комнаты занимает лежанка, высота которой около полуметра, тянется она вдоль стен. Обогревают дома разведением огня посередине комнаты. Дым выходит через отверстие на крыше.
Редко встречаются дома сложного плана с большим центральным помещением. У богатых хозяйственные постройки расположены в особом дворе, у бедных они часто объединены одной крышей, одной стеной или общим входом со стороны улицы. У богатых есть отдельная кухня, комната для гостей и особая летняя комната. В домах зажиточных уйгуров бывает по 20-25 комнат.
Блюда уйгурской кухни очень разнообразны и у каждого есть своя символика. Холодные блюда делятся на 2 вида: из обжаренных и вареных овощей, блюда из сырых овощей. Салаты заправляют маслом, уксусом и приправами. Из овощей едят редис, огурцы, помидоры, морковь, капусту, редьку, перец, из бобовых — проросшие бобы и фасоль.
Особое место в кухне занимает блюдо гуль тавак, готовят его из овощей, мяса и приправ. Выкладываются ингредиенты в виде цветка. Из первых блюд популярны бульоны, супы с овощами и рисом. Супы с лапшой бывают двух видов: с поджаркой и бульонные. Уйгуры называют такие блюда едой уставших и едой-отдыхом. Приправляют их свежей зеленью и кореньями. Очень популярное и любимое у этого народа блюдо лагман. Состоит оно из длинной лапши и специально приготовленной подливы. Называют лагман блюдом любви. В зависимости от времени года лагман делится на 4 вида, которые отличаются ингредиентами подливы.
Манты готовят на пару в специальных приспособлениях с решетками. Тесто для мант может быть пресное, дрожжевое или кислое. Начинка тоже различная: тыква с луком, мясом, клевер, инжир, айва, овощи, зеленый лук. Готовят уйгуры пельмени чощуря, которые подают молодоженам на второй день свадьбы как символ благополучия и многодетности.
Часто, особенно по праздникам, уйгуры готовят плов, заправляют его изюмом и чесноком. На праздники специально для этого приглашают повара ашпаз. Одно из самых почитаемый древних блюд уйгуров — самса. Это пирожки с начинкой из фарша, лука, овощей, тыквы и фруктов. Готовят их в специальной печи конусообразной формы, в которой выпекают хлеб. Популярен у уйгуров мясной хлеб «гощ-нан», чебуреки «поря» и хлеб-рулет «олух нан».
Особым мастерством нужно обладать для приготовления блюда опкя-есип — начиненные легкие. Когда уйгуры режут теленка, ягненка или барана, они стараются не задеть легкие ножом. Их начиняют смесью из молока, масла, яиц и теста, для этого легкие надувают и только потом вливают в них начинку через сито. Отверстие туго перевязывают и опускают легкие в кипящую воду.
Хлеб пекут из пшеничной и кукурузной муки в виде лепешек. В уйгурской кухне существует более 40 вариантов приготовления хлеба. В казане пекут сдобные слоеные лепешки и блины. На праздники в котле пекут печенье различных сортов.
В рационе уйгуров очень важную роль играет чай. Пьют его с солью, молоком, приправляют сливками, сливочным маслом и сметаной. Напиток разливают в большие пиалы. С жирными заправками чай пьют в основном на завтрак, после обильной пищи пьют черный чай со сладостями. Ферганские уйгуры любят зеленый чай.
Культура
Культура уйгуров своеобразна и богата. Это монументальная культовая архитектура, литературные и музыкальные произведения, изобразительное искусство, в особенности миниатюрная живопись. Ключевым произведением в музыке народа является «Двенадцать уйгурских мукамов», которое было объявлено ЮНЕСКО частью нематериального наследия человечества.
Есть у этого народа огромное количество песен и инструментальных народных музыкальных произведений. Уйгуры мастерили различные музыкальные инструменты, которых насчитывается около 62. Некоторые из них:
Популярный уйгурский танец — санам. Танцуют его на свадьбах и праздничных вечерах. Исполнять танцы можно под пение и музыкальное сопровождение. Популярен также сама — групповой танец для Нового года (Новруз). Для танцев уйгуры в качестве аккомпанемента используют ручной барабан дап.
Литература уйгурского народа еще с древности была очень богатой. В ней присутствует поэзия, фольклор, проза, религиозная литература, состоящая из переводов буддистских и манихейских текстов. Большой частью литературных памятников уйгуров являются произведения общего наследия тюркоязычных народов Восточного Туркестана и Средней Азии.
Архитектура уйгуров делится на доисламскую и исламскую. Стоит отметить следующие памятники уйгурской архитектуры: Мавзолей Тоглук-Тимура, Мавзолей Аппака Ходжи и самая большая мечеть в Китае Ид Ках.
Традиции
У уйгуров до сегодняшнего для сохранилось много традиций. Существуют и сегодня мужские союзы оттуз огул, что переводится как «30 парней» или «30 джигитов». Вступают в союз мужчины определенного возраста, возглавляют их избираемые лидеры. Цель таких мужских союзов — взаимная поддержка и помощь всем членам союза.
Еще одна традиция мяшряп — старинный обычай, который иначе называется вечером отдыха. Начинается он в конце осени и длится до весны. В кругах собираются мужчины из мужских союзов, которые имеют общие интересы, живут в одном селе или районе. В начале такого собрания участники выбирают главу, который обладает правом назначить музыканта, повара и танцора, а также судью, который наказывает отступившихся членов «Мяшряпа». На собраниях поют народные песни и танцуют. Мужчины беседуют, открывают для себя что-то новое и полезное. Для них мяшряп это также круг друзей, которые всегда готовы прийти на помощь. Иногда люди из союза бывают друг другу ближе, чем родственники. После событий 1997 года в Кульдже, китайское правительство запретило мяшряпы, но уйгуры все равно не отказываются от своих обычаев.
У уйгуров есть традиция, согласно которой в семье остается единственный или младший сын, а его старшие братья, которые женились, отделяются от семьи. Браки принято заключать только между единоверцами. Очень осуждается и не одобряется выданье девушки за иноверца. Важным в выборе невесты или жениха является воля родителей. Акт бракосочетания должно подтвердить духовное лицо — имам или ахун. После того, как имам прочтет суру из Корана, молодожены должны съесть размоченную в воде с солью, чаем и молоком лепешку.
Первого ребенка женщина должна родить в доме матери. За 20-30 дней до родов мать жены приходит в дом ее мужа и просит разрешение, забрать дочь к себе. Сопровождают ее близкие и родственницы с подарками. Когда ребенок рождается, все заботы на себя берет мать женщины. Считается, что 40 дней после родов мать и новорожденный особенно подвержены действию злых духов и их нужно оберегать. Все 40 дней к роженице ограничен доступ. Через 12 дней ребенку дают имя. Приглашаются родственники мужа и мулла. В дом женщины до 40 дней приходят женщины с подарками и приготовленными блюдами в знак помощи молодой матери.
На 40 день проводят обряд купания младенца. Все женщины, которые принимают участие, должны произнести ребенку свои пожелания. После купания младенцу в первый раз стригут ногти и волосы. Следующие дети женщины должны рождаться в доме мужа.