Увидел шайтана что делать

Может ли шайтан показаться человеку, и были ли те, кто его видел?

Увидел шайтана что делать

Аллах Всевышний сказал в Коране: «Воистину, шайтан является вашим врагом, и относитесь к нему как к врагу. Он зовет свою партию к тому, чтобы они стали обитателями пламени» (Фатыр 35/6).

Шайтан – это существо, которое осмелилось не подчиниться приказу Аллаха, испытывающее ненависть к человеческому роду и старающееся сбить людей с прямого пути.

Поскольку шайтан является одним из джиннов, то в материальном мире он может принимать разные образы. Сообщается, что по этому поводу посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Джинны делятся на три категории: У одной части из них, есть крылья, и они могут летать по воздуху. Другая часть существует в образе змей или собак. А другая часть ведет кочевой образ жизни, сопровождая людей» (Румузуль-Ахадис). Как следует из этого хадиса, шайтан может представать в образе кошки, собаки, козла или змеи. Известно, что шайтан обманул Адама (алейхи салям) и Хавву (радыйаллаху анха), приняв облик змея.

Чаще всего шайтан появлялся в образе плохих людей. Однако шайтан не способен принять облика посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тот, кто увидит меня во сне, пусть знает, что действительно видел меня. Так как шайтан не может принять мой облик». На протяжении веков шайтан, показывался всем пророкам, а так же их последователям, в том числе посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) и его сахабам. Не ограничиваясь только этим, шайтан так же показывался неверующим и многобожникам, и оказывал им помощь в деле сбивания людей с истинного пути.

Сообщается, что однажды Иса (алейхи салям) заснул, положив под голову вместо подушки половину кирпича. Проснувшись, он увидел у своего изголовья сидящего Иблиса, и спросил: «Эй, проклятый! Чего ты ждешь?». Иблис ответил: «Исходя из того, что мирские богатства принадлежат мне, кирпич, который ты положил под голову, тоже мой. Раз ты используешь мое имущество, то значит, являешься моим соучастником». Тогда Иса (алейхи салям) взял этот кусок кирпича и выбросил, а шайтан был вынужден тихонько уйти (Фаридуддин Аттар, Мантыкут-Тайр).

Известно, что Аллах подчинил Сулеману (алейхи салям) джиннов и некоторых шайтанов, которые работали на него. В Коране по этому поводу говорится следующее: «Мы подчинили Сулейману сильный ветер, который дул по его повелению на землю, которую Мы благословили. Мы знаем о всякой вещи. Среди шайтанов были такие, которые ныряли для него и выполняли другие работы. Мы стерегли их» (Анбийа 21/81-82). «Тогда Мы подчинили ему ветер, который нежно дул по его велению, куда бы он ни пожелал, а также дьяволов – всяких строителей, ныряльщиков и прочих, связанных оковами» (Сад 38/36-38).

Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Вчера вечером ко мне пришел один ифрит (самый скверный и ужасный шайтан), чтобы испортить мой намаз. Но Аллах дал мне силу против него, и мне удалось его поймать. Я хотел привязать его к одной из опор мечети, чтобы утром вы все могли увидеть его. Но я вспомнил дуа Сулемана (алейхи салям): «Господи! Прости меня и даруй мне такую власть, которая не будет полагаться никому после меня. Воистину, Ты – Дарующий» (Сад 38/35). И я отпустил его, прогнав прочь».

В риваяте Абу Дарды говорится: «Если бы не было дуа, моего брата Сулеймана, то он остался бы привязанным до утра. А мединские дети придя утром в мечеть, могли бы поиграть с ним».

Полезная статья? Пожалуйста, сделайте репост!

Источник

Как побороть в себе шайтана?

Увидел шайтана что делать

Как побороть в себе шайтана?

Увидел шайтана что делатьУвидел шайтана что делатьУвидел шайтана что делатьУвидел шайтана что делатьУвидел шайтана что делать

Аллах Всевышний сказал в Священном Коране: «…И не следуйте по стопам дьявола, ведь он для вас — явный враг» (6:142). Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Поистине, шайтан проникает в человека, распространяясь в нем подобно крови, и, поистине, я побоялся, что он сможет заронить в ваши сердца (что-нибудь) дурное».

Иблис же объявил войну против человека и сказал: «А затем я буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева, и Ты не найдешь большинство из них благодарными» (7:17). Это война, в которой мы сражаемся ежедневно, от рассвета до заката, и даже во сне, от итога этой войны зависит исход нашего пребывания в мире вечном. И никто из нас не хочет оказаться в ахирате вместе с шайтаном, а не в тени Аллаха. Аллах своей бесконечной милостью дал нам знать план действий Иблиса и дал средства борьбы с ним. Аллах на нашей стороне, Иблис совершенно один в этом сражении против человека. Как не дать шайтану побороть нас, как не перейти на его сторону?

Укрепите иман, берегите самое дорогое. Иман – это самое ценное, что есть у человека, это его все. Защита имана от шайтана – первостепенная его задача, укрепляя поклонение, поминание Аллаха и совершая благое мы отдаляем шайтана от самого сокровенного. Каждый раз когда верующий чувствует искушение, наущение и то, как шайтан приближается к нему, он должен защитить себя от совершения греховного и не впасть в его сети.

1. Развязать узлы. «Когда любой из вас засыпает, шайтан завязывает у него на затылке три узла, ударяя по каждому из них (и говоря): «Ночь твоя будет долгой, спи же!» И если (человек) проснется и помянет Аллаха, то один узел развяжется, если он совершит омовение, развяжется (второй) узел, а если совершит молитву, развяжется (и третий), и человек проснется утром бодрым и довольным, в противном же случае он встанет ото сна в дурном расположении духа и будет вялым».

2. Утренний и вечерний зикр. Утреннее и вечернее поминание Аллаха играет роль защиты, и чем оно крепче, тем сложнее шайтану проникнуть в сердце человека. Чем крепче его защита, тем сложнее шайтану влиять на человека. В хадисе сказано: «Не сообщить ли тебе о том, какие слова Аллах любит больше всего? Поистине, любимыми словами для Аллаха являются слова «Слава Аллаху и хвала Ему /Субхана-Ллахи ва би-хамди-хи/».

3. Дуа. Дуа произносится перед употреблением пищи, входом в ванную комнату, перед сном «Бисмиллях» произносится перед началом любого дела, так каждое дело верующего отдаляется от шайтана, наделяется благословением Аллаха.

4. Благодарность. Если человек не благодарит Аллаха за все те бесчисленные благословения, которыми Он нас наделил, он оставляет дверь для шайтана, который еще больше отдаляет его от Аллаха Всевышнего. В благодарности – увеличение удела и благополучие верующего человека. Аллах любит благодарных. В Коране сказано: «А затем я буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева, и Ты не найдешь большинство из них благодарными» (7:17).

Источник

Как шайтан говорит с человеком?

Увидел шайтана что делать

Как шайтан говорит с человеком?

Увидел шайтана что делатьУвидел шайтана что делатьУвидел шайтана что делатьУвидел шайтана что делатьУвидел шайтана что делать

Шайтаны – это невидимые нам существа, целью которых является совершение всевозможного зла, и которые не способны ни на что благое. Они сотворены из палящего пламени.

Шайтан является самым большим и самым главным врагом верующего человека, поэтому борьба с ним продолжается на протяжении всей жизни человека. Во время этой борьбы шайтан прибегает к всевозможным хитростям и уловкам. Шайтан никогда не покажет человеку своего истинного лица и никогда не скажет человеку в лицо: «Я – шайтан, и хочу сделать так, чтобы ты оказался в Аду». Вместо этого он тайно внушает человеку свои наущения, умело скрывая свое существование. Человек, не осознающий присутствие шайтана, считает его наущения собственными мыслями, рождающимися у него в голове. Кроме того, шайтан способен заставить человека поверить в правильность этих мыслей. И таким образом, человек, сам не осознавая того, полностью оказывается под контролем шайтана.

Однако этого врага, способного внушать наущения сердцу человека, можно нейтрализовать Кораном. Прежде всего, следует отметить, что верующий человек обладает нуром и проницательностью, которые позволяют ему понять, является ли этот внутренний голос голосом совести или же это голос шайтана. После того, как верующий осознает, что стал целью наущений шайтана, ему следует неуклонно выполнять то, что предписывает Коран, и прибегнуть к защите Аллаха, так как наущения шайтана не произведут никакого воздействия на того, кто помянет Аллаха. Этот важный секрет Аллах Всевышний раскрывает в Коране, говоря:

«А если сатана станет наущать тебя, то прибеги к защите Аллаха, ведь Он – Слышащий, Знающий. Воистину, если богобоязненных людей коснется наваждение от сатаны, то они поминают назидание и прозревают» (аль-Араф 7/200-201).

Поскольку мирская жизнь является местом испытания, то ежедневно человек сталкивается с различными ситуациями. Какими бы не были условия и обстановка, шайтан всегда поджидает человека в засаде. И любой, даже небольшой промах верующего, является шансом для шайтана. И шайтан старается пользоваться каждым таким шансом, стараясь при этом не выдавать себя.

Если верующий человек чувствует какой-то душевный дискомфорт, то как правило это вызвано угрызениями совести, и является божественным знаком о том, что необходимо остановиться и задуматься. В такой ситуации человеку следует взглянуть на себя как-бы со стороны, и задать себе следующие вопросы:

— Соответствуют ли Корану те мысли, которые приходят в голову в этот момент?

— Проявляю ли я нерадивость в поминании Аллаха?

— Проявляю ли я нерадивость в соблюдении предписаний Корана?

— Направлены ли мои планы на обретение довольства Аллаха?

— Что важнее для меня в этот момент, моя личная выгода или интересы других мусульман?

— Испытываю ли я подозрения или сомнения в отношении самого себя, или других мусульман?

— Уповаю ли я на Аллаха, сталкиваясь с теми или иными жизненными ситуациями, или же я считаю себя жертвой несправедливости?

— Хочу ли я чтобы о моей самоотверженности знали другие люди?

— Есть ли у меня непреодолимая страсть к мирским богатствам?

— Испытываю ли я страх перед будущим?

— Как я реагирую на сделанные мне замечания, соответствующие Корану?

— Испытываю ли я любовь и привязанность к кому-то, кто является врагом Аллаха и Ислама?

— Откладывал ли я чтение Корана, дуа или совершение благочестивых деяний, под несущественным предлогом?

Если причиной беспокойства является что-то из вышеперечисленного, то это означает, что в данный момент человек подвергся наущению шайтана. Эти мысли, которые мы воспринимаем как свои собственные, на самом деле являются словами шайтана, которые он нашептывает нам.

Распознать эти наущения возможно в том случае, если знать особенности шайтана и ловушки, которые он устраивает людям. И единственным источником этих знаний является конечно же Коран. В Коране Аллах Всевышний подробно рассказывает о тактике шайтана, о ловушках, которые он устраивает, чтобы сбить людей с прямого пути, и о том, как защитить себя от этого.

Источник

Как бороться с навязчивыми наущениями шайтана?

Шайтан не перестаёт наущать человека и использует любую возможность, чтобы сбить его с прямого пути или отвлечь от совершения полезных дел. Всевышний Аллах назвал его явным врагом человеку, врагом, не скрывающим своей лютой ненависти и открыто призывающим к неповиновению Господу. Из пречистой сунны известно, что шайтан садится на дорогах, по которым идут потомки Адама, и подходит к ним, когда они принимаются за какое-нибудь дело [1]. Ахмад, ал-Бухари, Муслим, Абу Давуд передали со слов Анаса, что Пророк сказал: «Поистине, шайтан движется по потомку Адама с током крови» [2]. Благодаря этому он узнаёт о темпераменте и предпочтениях человека, его наклонностях и слабостях. И если раб Аллаха желает следовать прямым путём, то шайтан не перестаёт искушать его сомнениями и соблазнами, чтобы тот перестал выполнять приказы Господа и остерегаться Его запретов. Если же человек проявляет твёрдость и верность завету с Аллахом, то недремлющий враг начинает склонять его к излишествам и чрезмерному усердию в религиозных делах. Он делает всё возможное, чтобы выполнение религиозных предписаний стало для человека обременительным и не доставляло ему удовольствия, в надежде на то, что верующий не выдержит этого духовного напряжения и откажется от борьбы. Если же он не сделает этого, то, по меньшей мере, отступит от пути Посланника Аллаха и растеряет положенную ему награду или её весомую часть.

Среди тех, кто излишествует при выполнении религиозных обрядов, оказываются и люди с неустойчивой психикой, которых шайтан шаг за шагом доводит до состояния, близкого к помешательству. Они повинуются своему врагу во всём, что он им говорит и приказывает, и со временем перестают верить даже своим собственным органам чувств. Они принимают за реальное то, чего в действительности не происходит, и сомневаются в том, что всего несколько мгновений назад совершили у себя на глазах. Для многих из них этот путь начинается с сомнений, касающихся ритуального осквернения. Ал-Куртуби в своём тафсире передал слова Ибрахима ат-Тайми: «Первое, с чего начинает искуситель, — это омовение». Шайтан внушает им, что у них произошло выделение газа и их омовение нарушилось, и не перестаёт наущать их, пока они не совершат омовения заново. Тем самым они повинуются шайтану и ослушаются Посланника Аллаха, который сказал: «Если кто-либо почувствует беспокойство в животе и станет сомневаться, произошло выделение газа или нет, пусть не покидает мечеть, пока не услышит звук или не почувствует запах». Этот хадис передал Муслим со слов Абу Хурайры.

Другая распространённая форма наущений — сомнения относительно намерения перед омовением и намазом. Шайтан внушает таким людям, что намерение совершить ритуальное действие не утвердилось в их сердце и что без намерения их благодеяние непременно будет отвергнуто. Уступая его настойчивости, они многократно повторяют в душе или языком намерение совершить тот или иной обряд, уклоняясь от сунны нашего Посланника. Однако явный враг не покидает их после этого в течение всего обряда и даже после него. Он внушает им, что установлений сунны для них недостаточно и что к ним следует добавить ещё что-нибудь. Повинуясь ему, некоторые из этих ослушников многократно моют одну и ту же часть тела во время омовения и купания, опасаясь, что на их теле все ещё остались сухие места. Описывая их состояние, Ибн ал-Каййим в книге «Игаса ал-лахфан» (1/209-210) пишет: «Иблис овладевает ими настолько, что, повинуясь ему, они уподобляются безумцам и сближаются с софистами, отрицавшими реальность существующих вещей и материи. Знание человека о том, что он совершил, является очевидным, но среди этих людей находится такой, который моет часть своего тела, видя это собственными глазами, или возвеличивает Аллаха своим языком, слыша это собственными ушами и осознавая это своим сердцем (более того, его слова слышат и окружающие), а потом начинает сомневаться в том, совершил он это или нет. Шайтан вынуждает его сомневаться в своём собственном намерении, которое ему прекрасно известно и о котором по некоторым признакам могут судить даже окружающие. Несмотря на это, он соглашается с Иблисом, внушающим ему, что он не имел намерения и желания совершить намаз. Он надменно отказывается верить своим глазам и отрицает то, в чём убеждён, и ты можешь видеть, как он в замешательстве и смущении пытается избавиться от того, что отвлекает его, и побороть нечто внутри себя. Всё это чрезмерная покорность Иблису и соглашательство с его наущениями, и если покорность Иблису достигла такой степени, то она достигла своего предела».

Шейх ал-Албани пишет: «Ты можешь увидеть, как шайтан заигрывает с ними, так что кое-кто из них впадает в своего рода безумие. Он моет руки или лицо столько раз, что иногда число их трудно сосчитать. Он тщательно протирает их, сильно обременяя себя и уходя в раздумья. При этом он знает, что эта часть тела не касалась чего-либо в большей или меньшей степени нечистого, но не прекращает изнурять себя, пока увидевший это не примет его за умалишённого, нисколько не сомневаясь в своём суждении. Закончив мыть одну часть тела с таким большим трудом, он приступает к другой части тела и т.д. Многие из них заходят в ванную до наступления срока рассветного намаза и выходят оттуда только после восхода солнца. Шайтан добивается от ослушников такого повиновения, и они причиняют себе страдания, совершая грех, не доставляющий им никакого удовольствия и не делающий им никакой чести. А ведь помыть какую-либо часть тела [во время омовения] более трёх раз, как сказал Посланник Аллаха, уже считается проступком, преступлением границ дозволенного и несправедливостью».

В трудах мусульманских учёных описаны многочисленные примеры того, как повиновение шайтану унижает человека и причиняет ему страдания, как духовные, так и физические. Ибн ал-Каййим рассказал со слов одного из заслуживавших доверия людей о человеке, который сильно страдал от наущений шайтана. Он многократно повторял своё намерение, причиняя много беспокойства молящимся позади имама. Однажды он поклялся, что разведётся с женой, если такое повторится ещё раз, но Иблис не отстал от него, пока тот не повторил это снова. Он развёлся со своей женой и сильно страдал из-за этого. Долгое время они жили порознь, после чего та женщина вышла замуж за другого мужчину и родила тому ребёнка. Однако они тоже были вынуждены расстаться, и через некоторое время женщина вернулась к бывшему мужу, который едва не умер от разлуки с ней.

Он же рассказал другой случай, когда мужчина, страдающий от наущений, подолгу утверждал намерение совершить намаз. Как-то раз он готовился начать коллективный намаз и несколько раз произнёс: «Я совершаю такой-то намаз в отведённое для него время ради Аллаха». Тут он вместо слова «аддаан» сказал «азаан» и получилось: «Я совершаю такой-то намаз, причиняя страдания ради Аллаха». Тогда молившийся рядом с ним прервал свой намаз и сказал: «Причиняя страдания Его Посланнику, Его ангелам и группе молящихся».

Абу ал-Фарадж ибн ал-Джаузи рассказывал, что как-то раз к Абу ал-Вафа ибн ‘Акилу пришёл мужчина и сказал: «Я погружаюсь в воду много раз, но сомневаюсь, правильно ли я совершил полное омовение (гусл). Что ты скажешь об этом?» Шейх сказал ему: «Ступай, тебе не обязательно совершать намаз». Тот спросил: «Почему?» Он ответил: «Потому что Пророк сказал, что перо поднято у троих: у слабоумного, пока к нему не вернется разум, у спящего, пока тот не проснется, и у малолетнего ребёнка, пока тот не подрастет. Тот, кто погружается в воду несколько раз и всё ещё сомневается, коснулась его вода или нет, является безумцем».

Шайтан не только сбивает этих заблудших с прямого пути, но и внушает им, что они поступают правильно. Внимая его лживым убеждениям, они называют своё поведение богобоязненностью и оправдываются стремлением избавиться от сомнений. Ибн ал-Каййим (1/204) пишет, что некоторые из них говорят: «Шариат не порицает тех, кто проявляет осторожность и основывается на том, в чём можно быть уверенным, пусть даже вы называете это наущениями. ‘Абдаллах ибн ‘Умар при очищении мыл внутри глаз, пока не ослеп из-за этого. Абу Хурайра во время омовения мыл плечи (часть руки выше предплечья — К.Э.), а когда омывал ноги, то мыл и голени. Мы тоже проявляем осторожность и основываемся на том, в чём можем быть уверенными. Мы отказываемся от сомнений в пользу того, что не вызывает сомнений и что хорошо известно. Мы избегаем сомнительного и не отступаем от шариата, не привносим в религию новшества. Разве это не лучше, чем проявлять небрежность и халатность, как это делают рабы, которые не придают значения своей религии, не проявляют осторожности, а плывут по течению? Они не придают значения тому, как и где они совершают омовение, где молятся. Они не обращают внимания на то, что попадает на подол их одежды и на их рубаху. Они не задумываются над своими намерениями. Напротив, они проявляют беспечность и надеются на благой конец. В действительности же они пренебрегают своей религией и не обращают внимания на сомнительное. Они могут принять за чистое то, что на самом деле является самой отвратительной скверной. Они без колебаний берутся за сомнительное. Разве ж их можно сравнить с тем, кто старается выполнить приказ наилучшим образом и не сделать упущение? И если даже он делает что-либо лишнее, то его намерение всего лишь выполнить приказ совершенным образом, без упущений. Всё, в чём нас упрекают, это всего лишь осторожность, проявляемая в выполнении приказов и избегании запретного, и это лучше, чем проявление небрежности в этих делах, и конечный исход у такого отношения тоже лучше».

Однако они забывают, что их чрезмерная осторожность противоречит сунне Пророка Мухаммада, который разъяснил своим последователям, как правильно бороться с подобными наущениями. Его религиозная практика — наилучший пример для всех верующих. Она ясна, как день, и отступает от неё только несчастный и заблудший. Всевышний Аллах сказал: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (ал-Ахзаб, 21).

Пророк Аллаха велел избегать излишеств и чрезмерности в религии, ибо именно это качество погубило предыдущие религиозные общины. Всевышний сказал: «Скажи: “О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии вопреки истине и не потакайте желаниям людей, которые еще раньше впали в заблуждение”» (ал-Маида, 77).

Из пророческой сунны ясно, что выполнение религиозных обязанностей может стать обременительным и даже наскучить человеку. Оно может лечь на его плечи непосильным бременем, надломив его волю и устремлённость. Избежать этого может только тот, кто следует путём Пророка, проявляя умеренность и избегая двух крайностей: чрезмерности и халатности. Ахмад, ал-Бухари, Муслим и ан-Насаи передали со слов Абу Хурайры, что Посланник сказал: «Поистине, религия эта легка, но, если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно одолевает его. Так поступайте же правильно и приближайтесь [3], радуйтесь и испрашивайте помощи [у Аллаха] утром, вечером и в некоторые часы ночи».

Посланник Аллаха приказывал ни в чём не походить на шайтана, избегать сходства с ним и поступать наперекор его желаниям. В обоих «Сахихах» и четырёх «Сунанах» приводится рассказ Абу Хурайры о том, что Посланник сказал: «Поистине, Всевышний Аллах прощает моим последователям то, что наговаривают их души, пока они не произнесут или не совершат этого».

В «Сунанах» Ибн Маджи и ал-Байхаки приводится его рассказ о том, что Пророк сказал: «Поистине, Аллах прощает моим последователям наущения в их груди, пока они не совершат или не произнесут этого, и прощает им то, к чему они были принуждены». Ал-Албани назвал хадис достоверным.

Эти удивительные хадисы свидетельствуют о безграничной милости Аллаха к верующим, ведь они избавлены от отвественности за наущения шайтана и нашептывания своих сердец, пока не совершат предосудительный поступок или не произнесут богопротивное слово. Поэтому пренебрежение тем, что говорит шайтан, и полный отказ от размышления об этом — один из самых действенных методов борьбы с навязчивыми наущениями. На это целебное средство указывают слова Всевышнего Господа: «О люди! Вкушайте на земле то, что дозволено и чисто, и не следуйте по стопам шайтана. Воистину, он для вас — явный враг» (ал-Бакара, 168-169).

Другое эффективное средство борьбы с наущениями — твёрдая решимость неотступно следовать сунне Пророка Мухаммада. Ибн ал-Каййим в «Игаса ал-лахфан» (1/212) пишет: «Шайтан добился того, что подверг их наказанию в этом мире еще до наступления жизни последней. Он сбил их с пути Посланника и ввёл их в число привиредливых и излишествующих, а они полагают, что поступают праведно. Кто желает избавиться от этой напасти, тот должен осознать, что истина — в следовании путём Посланника Аллаха в словах и поступках. Он должен твёрдо вознамериться следовать его дорогой, не сомневаясь в том, что это и есть прямой путь и что противоречащее этому — обман и наущения Иблиса. Он должен быть убеждён в том, что Иблис — это враг, не призывающий его к чему-либо хорошему, и что он предлагает своим сторонникам стать обитателями Пламени».

Ибн Абу Шайба в «Мусаннафе» (35526) передал слова Убаййа ибн Ка‘ба: «Вы обязаны следовать путём [верующих] и придерживаться сунны, ибо если раб, поступающий так, поминает Милостивого [Аллаха] и его глаза переполняются слезами от страха перед Аллахом, то Огонь никогда не коснётся его. И если раб, следующий путём [верующих] и придерживающийся сунны, поминает Аллаха и по его коже проходит дрожь от страха перед Аллахом, то его можно сравнить с деревом, листья которого высохли, ибо грехи сыплются с него так же, как листья опадают с этого дерева, когда дует ветер. Воистину, умеренно следовать путём [верующих] и придерживаться сунны лучше, чем усердствовать, следуя иным путём и поступая вопреки сунне. Посмотрите на свои деяния, и пусть они соответствуют пути и сунне пророков, независимо от их умеренности и усердия». Похожее высказывание от его имени передали Абу Ну‘айм в «Хилйа ал-аулийа» и Ибн Батта в «ал-Ибана ал-кубра».

Ещё одно средство — искренне радоваться тому, что шайтан лишился надежды склонить человека к греху иным путём, ибо навязчивые наущения — одно из последних оружий врага рода человеческого. Ахмад, Муслим и Абу Давуд передали со слов Абу Хурайры, что несколько сподвижников пришли к Посланнику Аллаха и сказали: «Мы находим в наших сердцах то, что боимся даже произнести». Он спросил: «Вы уже ощущаете это?» Они ответили: «Да». Тогда Пророк сказал: «Это истинная вера».

В «Мусаннафе» ‘Абд ар-Раззака (20439) приводится со слов аз-Зухри отосланная версия этого хадиса. В ней сообщается, что один из ансаров сказал: «Пророк Аллаха, мы ощущаем в наших сердцах такие наущения от шайтана, что упасть с неба (букв.: с Плеяды) для нас милее, чем обнаружить это». На это он сказал: «Неужели вы уже ощущаете это? Поистине, до этого шайтан пытается сбить раба, но если он избавляется от него, то он ввергает его в такое, и это истинная вера».

Имам ан-Навави передал слова шейха Ахмада ибн Абу ал-Хавари: «Однажды я пожаловался Абу Сулайману ад-Дарани на то, что меня тревожат наущения шайтана, и он сказал: “Если хочешь, чтобы это прекратилось, радуйся, когда бы ты ни ощутил его присутствие. Если ты станешь радоваться, это прекратится, ибо нет для шайтана ничего ненавистнее радости верующего, если же ты станешь горевать из-за него, он будет досаждать тебе ещё больше”».

Безусловно, искренне радоваться наущениям можно только тогда, когда ты поступаешь наперекор шайтану и не отступаешь от сунны Посланника Аллаха.

Наконец, наилучшим средством против навязчивых наущений является многократное поминание Аллаха и обращение к Нему за покровительством. Аллах назвал шайтана наущающим в груди людей и отступающим при поминании Его. В Коране также сказано: «А если тебя коснется наваждение от шайтана, то прибегай к защите Аллаха, ибо Он — Слышащий, Знающий» (Фуссилат, 36).

Ан-Навави в «Азкаре» передал со слов ‘Аиши, что Посланник Аллаха сказал: «Пусть тот, кого станут тревожить наущения шайтана, трижды скажет: “Мы уверовали в Аллаха и посланников Его /Аманна би-Лляхи ва би-русулих/” — и эти наущения перестанут беспокоить его». В том же сборнике приводятся слова одного из улемов: «Если во время омовения или молитвы, равно как и в других обстоятельствах, шайтан станет нашёптывать что-либо человеку, желательно, чтобы он говорил: “Нет божества, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/”, ибо когда шайтан слышит слова поминания, он отступает и удаляется» [4].

Примечания

[1] Об этом сообщается, например, в хадисе Сабры ибн Абу Факиха, переданном Ахмадом, ан-Насаи и Ибн Хиббаном в «Сахихе», и в хадисе Джабира ибн ‘Абдаллаха, переданном Муслимом. См.: ал-Албани. Сахих ал-джами‘ ас-сагир (1652), (1659).

[2] Похожие слова переданы ал-Бухари, Муслимом, Абу Давудом и Ибн Маджой в хадисе Сафиййи. См.: ал-Албани. Сахих ал-джами‘ ас-сагир (1658).

[3] Ибн ал-Асир пишет: «Это значит: проявляйте умеренность во всех делах, не допускайте чрезмерности, но и не делайте упущений». См.: Ибн ал-Асир. Ан-Нихайа фи гариб ал-хадис. Байт ал-афкар ад-даулиййа. С. 727.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *