Уверенность и самооценка в чем разница
В чем разница между самооценкой и уверенностью в себе
Содержание:
Самоуважение и уверенность в себе являются взаимосвязанными характеристиками человека. Таким образом, оба это хорошо изученные феноменальные понятия в психологии. Даже при том, что они имеют много общего, есть небольшая разница между самооценкой и уверенностью в себе.
Ключевые области покрыты
1. Что такое самооценка
— определение, характеристики
2. Что такое уверенность в себе
— определение, характеристики
3. Какова связь между самооценкой и уверенностью в себе
— Краткое описание общих черт
4. В чем разница между самооценкой и уверенностью в себе
— Сравнение основных различий
Основные условия
Самоуважение, Самоуверенность, Самоидентификация, Самооценка, Психология
Что такое самооценка
Самооценка прежде всего относится к общему рейтингу или оценке, которую мы имеем на себя. Поэтому на самооценку сильно влияют наш жизненный опыт и взаимодействие. Следовательно, это касается того, как вы относитесь к тому, кто вы есть. Соответственно, эта общая оценка или оценка может быть положительной или отрицательной.
Таким образом, если у вас будет положительное отношение к тому, кто вы, у вас будет высокая самооценка, которая приведет к общей оценке себя. Напротив, если вы чувствуете себя плохо из-за того, кто вы есть, или если ваше отношение или оценка о себе негативны, вы в конечном итоге развите низкую самооценку.
Точно так же, если вы цените и начинаете любить, кто вы есть, ваша самооценка улучшается, и вы чувствуете себя более уверенно и радостно о себе. Тогда вы не стремитесь быть кем-то другим, и вы обнаруживаете себя более уникальным и достойным. С другой стороны, если вы всегда начинаете испытывать неприязнь к себе и в конечном итоге осуждаете себя, ваша самооценка ухудшится. Тогда вы начнете видеть себя недостойным и в конце концов вам не хватит сил продвигаться вперед со своей собственной индивидуальностью.
Что такое уверенность в себе
Быть уверенным в себе означает верить в себя и верить в себя, особенно в свои способности и способности успешно участвовать в различных жизненных ситуациях. В результате уверенный в себе человек всегда готов столкнуться с новыми проблемами, воспользоваться возможностями, справиться с трудными ситуациями и взять на себя ответственность, когда с другими трудно справиться.
Таким образом, это связано с тем, как вы относитесь к своим способностям и насколько вы способны видеть определенные вещи или справляться с различными ситуациями в своей жизни. Однако высокая уверенность в себе не всегда означает, что человек также имеет высокую самооценку. Например, вы можете быть очень популярным человеком, очень талантливым во многих областях, таких как театр и драма; однако, если вы являетесь жертвой алкоголя и наркотиков или страдаете от депрессии, это, безусловно, означает, что у вас очень низкая самооценка.
Точно так же вы можете иметь высокую самооценку и низкую уверенность в себе. Например, у вас может быть высокая самооценка, но вам может не хватить уверенности, чтобы выступать перед аудиторией. Однако это не значит, что у вас низкая самооценка; это просто означает, что у вас низкая уверенность в себе для театра и драмы.
Таким образом, хотя самооценка и уверенность в себе имеют общую почву, они не всегда идут рука об руку.
Отношения между самооценкой и уверенностью в себе
Разница между самооценкой и уверенностью в себе
Определение
оценка
идеология
Задачи
Заключение
Блог психолога Светланы Бреусовой
Самооценка. Отношения. Тревоги
Важно знать! Отличие понятий «самооценка» и «уверенность»
Копирование статей запрещено 🚫! Все статьи авторские!
Дорогие друзья, раньше я была уверенна, впрочем, как и многие, что понятия «уверенность в себе» и «самооценка» — это одно и то же. Но это далеко не так! Конечно же, эти 2 понятия связанны – но суть у них абсолютно разная. Мне бы хотелось, что бы Вы это понимали – потому что надо точно знать, с чем надо работать. Уверенна, Вы согласитесь.
В идеале сначала надо развить адекватную самооценку, а затем наращивать уверенность в себе.
Самооценка – это то, как Вы себя видите – не другие, а именно Вы сами, т.е. то как, Вы себя оцениваете. А уверенность – это уже последствие адекватной самооценки.
Часто мы путаем уверенность профессиональную и личную.
Представьте себе специалиста Отдела Кадров Веронику. Она очень хороший работник. Она многое знает — т.е. она чувствует себя уверенно в своей специализации – это и есть пример профессиональной уверенности. Грубо говоря – Ваша профессиональная уверенность – это Ваша экспертность.
Личная уверенность – это вера в себя.
Предположим, Вероника пошла на курсы игры на гитаре, но она изначально не верит и сомневается, что когда-нибудь будет действительно хорошо играть. Это пример отсутствия личной уверенности.
Как Вы видите, выстраивается схема:
Самооценка — Личная уверенность (вера в себя) — Профессиональная уверенность (экспертность)
Т.е. что бы стать профессионалом и зарабатывать, соответственно больше, нужно иметь веру в себя, но вера не возможна без хорошей самооценки.
Наработать личную уверенность не легко. Если экспертность ограничивается знаниями и навыками в определенной среде, то личная – это вера в то, что человек действительно на что-то способен.
Возможно, Вы спросите – откуда берется личная неуверенность и пониженная самооценка?
Можно со 100% уверенностью сказать, что в большинстве случаев это все неправильные установки, т.е. кто-то или что-то научил нас сомневаться в себе.
Я уверенна, что большинство из Вас хоть в раз в жизни сталкивался с тем. Что в вас не верят.
Скажите, ни кто Вам не говорил, когда Вы что-то начинали делать новое: «А ты уверен, что получится? А тебе это вообще надо?» или «А почему бы тебе не заняться чем-то другим, тем, в чем ты разбираешься?»
Мне кажется кое-что Вам знакомо.
Я думаю, очень хорошо, что все это мы осознаем теперь и можем взять ответственность за эту сферу жизни на себя.
Есть одна великолепно работающая техника – когда Вы хотите что-то сделать и у Вас появляется целый рой мыслей на подобии:
«Зачем это надо?», «Это сложно, поэтому я не справлюсь! Я же никогда такого не делал», «А что я буду делать, если опять провал? Это же такой позор!»
Знакомые вопросы, не правда ли? Пишите комментариях — какие мысли обычно у Вас возникают, когда Вы сомневаетесь в себе?
Когда подобная деструктивная мысль закрадывается в голову, повторите несколько раз про себя:
«Ну, уж на этот раз точно получится!» или «У других же получилось – чем я хуже? Ничем! Значит, я справлюсь в этот раз!»
Обратите внимание на фразу «У других же получилось!» — она работает магически! В минуты сомнений я часто ее произношу. Помогает невероятно. Ведь всем мы существа социальные – и такая программа дает заряд вдохновения. И даже успокаивает.
Самооценка и уверенность в себе. В чем разница?
Знаете ли вы, что самооценка и уверенность в себе это не одно и то же? А знаете ли вы, почему это так важно для вашей уверенности в своих силах?
Что ж, сейчас я вам кое-что объясню.
Оба понятия смешали очень зря. Как говорила моя учительница по математике: «Смешали пряники с гвоздями». При этом пролить свет на сей вопрос почему-то никто не считает нужным.
Важно ли прояснить суть вопроса для достижения цели? Еще как! Невозможно получить желаемое, четко не понимая о чем идет речь. И логика здесь играет важную роль. Ибо, делать ремонт в доме без фундамента не имеет смысла. Более естественно начинать с первопричины.
Ведь философский вопрос о том, что появилось все-таки раньше, курица или яйцо, является парадоксом. Парадокс, как известно, факт, который имеет место быть, но логического объяснения не имеет. А здесь всё просто и понятно, на мой взгляд.
Так что же первично: самооценка или уверенность в себе?
Начнем-таки с истоков. Вы родились. Естественно, вы не то что оценивать себя, вы осознать себя пока не можете. Ваши границы — это ваша мать. Ваша оценка — это ваши родители. Они вас воспитывают и при хорошем раскладе хвалят, внушают вам, что вы хорошая девочка, что у вас все получится. Так и закладывается основа основ: уверенность в своих силах «Я могу».
В дальнейшем, даже совершив ошибку, даже при неудаче в делах, даже если весь мир отвернется от вас, вы все равно не перестанете верить в себя. Так появляются мировые открытия и создаются такие вещи, как, например, бюстгальтер.
Теперь, о самооценке. Самооценка — это своеобразное мерило, ваше зеркало. Это то, какой вы себя представляете, какими вы видите свои таланты, как оцениваете свои достижения. Это уважение к себе, собственное достоинство. Причем если вы уверены в себе, то и оцениваете себя адекватно. Если же ваша уверенность колеблется, то и оценка кривая.
Чувствуете разницу?
Теперь становится понятно, что словосочетание «поднимать самооценку» просто бессмысленное выражение. Ведь без обретения себя и уверенности в своих силах оценить себя верно вы не сможете никогда. Без одного нет другого.
Когда вы вникли в суть вопроса, то понимаете какие методы подходят именно вам. Как часто иные специалисты рекомендуют почувствовать человеку свою уникальность (оценить себя положительно), проговаривать аффирмации типа «Я уверена в себе», «Я смогу это» (работа с позитивными намерениями), но это работает далеко не во всех случаях.
Почему? Вспомните наш дом с отсутствующим фундаментом. Ведь внутри женщина считает себя недостойной, не верит в себя. Эти советы начинают раздражать. Вот вам почва для мощнейшего внутреннего конфликта. Поэтому я рекомендую начинать изнутри. Как говорит Стивен Кови, возвратимся к этике характера.
Ну и про бюстгальтер. В конце XIX века одна женщина решила отрезать часть корсета. Так появился бюстгальтер, который давал женщине определенную свободу в движениях и возможность полноценно дышать. Сначала на неё смотрели косо и бюстгальтер долгое время не был популярен. Но она была уверена в себе и верила в своё изобретение, которым женщины пользуются и по сей день.
Есть ли разница между уверенностью в себе и самооценкой?
Есть ли разница между уверенностью в себе и самооценкой?
В последние годы стало принято различать самооценку и уверенность в себе. Самооценка определяется отношением человека с самим собой, в то время как уверенность в себе касается способностей, которыми ты обладаешь, уверенности в том, что ты можешь. Самооценка – это то, кто ты есть, а уверенность в себе – то, что ты можешь. Многие считают эту дифференциацию полезной, поскольку она помогает отделить важное от менее значимого. Различие между самооценкой и уверенностью в себе показывает, что индивидуальная ценность не зависит от достижений и самооценка должна формироваться на основе достоинства человека, а не его достижений.
Ребенку необходимо это осознать, поскольку это чрезвычайно важно. Я помню, какое сильное впечатление на меня произвел ответ мамы, когда в пятилетнем возрасте я спросила ее, за сколько она согласилась бы меня продать. Мама сказала: «Я не продала бы тебя даже за все деньги мира!» Я не успокаивалась: «А что, если бы тебе дали все деньги, все золото, бриллианты и драгоценности мира, тогда бы ты согласилась меня продать?» – «Нет, – ответила мама, – я не продала бы тебя ни за что, даже если бы могла получить взамен вообще все. Ты для меня совершенно незаменима, дружочек мой». Такое запоминается на всю жизнь. Быть ценнее, чем все драгоценности в мире, быть совершенно незаменимой. Таково положение вещей: дети незаменимы, они имеют для нас ни с чем не сравнимую ценность просто потому, что существуют, и им необходимо это знать.
Однако я считаю, что разделение самооценки и уверенности в себе способно помешать увидеть существенные особенности самооценки. Наши умения и таланты, на мой взгляд, важная составляющая самооценки: то, что ты можешь, – это часть того, кто ты есть. Дети «запрограммированы» на исследование окружающего мира и обладают чрезвычайной пытливостью и стремлением постигать новое. Ребенок гордится и радуется, когда ему удается научиться чему-то новому, когда он чувствует себя человеком, который что-то может.
На семейном торжестве четырехлетняя Анна вдруг восклицает: «Ой, тетя Лине, я совсем забыла тебе сказать, что научилась плавать без нарукавников!» Разумеется, для Анны, для ее самооценки важно, чтобы тетя Лине узнала то, что девочка рассказывает о себе, и приняла эту информацию как особенность личности Анны. «Правда? Как здорово, Анна! Ты действительно научилась плавать самостоятельно? Давай-ка расскажи, как это было!»
Здоровая самооценка формируется на основе подобных впечатлений. Чувство, что ты на что-то способен (в какой области – значения не имеет), – важный элемент, повышающий самооценку. Радость овладения навыком плавания и гордость, которую Анна испытала, поделившись своей радостью с другими, станут небольшим, но чудесным вкладом в развитие ее самооценки. Когда ты чувствуешь, что обладаешь умением, знаешь, что тебе нужно, и, не в последнюю очередь, привык верить в плоды собственных усилий – это свидетельствует о здоровой самооценке. Чтобы переживать маленькие и большие победы, требуется определенная доля мужества, а здоровая самооценка позволяет отважиться и использовать то, что получается, применить свои способности. Ребенку, который редко чувствует, что у него что-то получается, что он к чему-либо способен, тяжело будет побеждать. Вера в свои способности и усилия – это составляющая самооценки.
Прочтите эту коротенькую историю из реальной жизни и подумайте, как описанная ситуация может повлиять на самооценку ребенка.
Молодой отец и его шестилетний сын Оливер загружают вещи в машину. Они отправляются в отпуск. Мальчик предлагает разумное решение: как лучше расположить вещи в багажнике. После этого происходит следующий диалог:
Папа: «Здорово! Я думаю, ты у нас в семье самый сообразительный».
«Да», – улыбаясь, говорит Оливер.
Папа: «Но папа ведь тоже довольно умен».
Оливер: «Мне кажется, дедушка – умный».
Папа: «Ты так же умен, как твой дедушка?»
Оливер: «Да, я такой же умный».
«Да», – улыбаясь, говорит папа.
Затем разговор опять возвращается на круги своя, и папа с сыном продолжают загружать вещи.
Какой след оставит этот короткий диалог в душе Оливера? Я думаю, это будет теплое чувство от сопоставления с дедушкой, потому что сам папа в непринужденной манере это отметил. Оливер идентифицирует себя с дедушкиной сообразительностью, умом и таким образом обращается к этим качествам в самом себе. А то, что его отец имел неосторожность ранжировать членов семьи по сообразительности, остается почти незамеченным благодаря теплоте и открытости диалога.
Однако для нас, взрослых, существует опасность озаботиться одними лишь способностями ребенка, то есть замечать и оценивать достижения больше, чем качества маленького человека. И это вредит его самооценке, поскольку ограничивает свободу познания собственной ценности как таковой и мешает исследовать все многообразие жизни.
Возможно, именно поэтому возникла потребность различать самооценку и уверенность в себе. Мы привыкли уделять большое внимание способностям ребенка (а еще, пожалуй, вежливости и отзывчивости) и тем самым загоняли в рамки его человеческую ценность и ограничивали возможности развития системы элементов, укрепляющих самооценку. Благодаря знаниям об особенностях развития ребенка, полученным в течение последнего десятилетия, изменился и подход к воспитанию. Теперь нам известно: ребенок с самого рождения ориентирован на социальное взаимодействие, его самооценка зависит от того, как он принимается взрослыми, и мы стараемся относиться к детям с уважением и воспринимать их всерьез. Было также отмечено, что здоровая самооценка основывается вовсе не на достижениях ребенка. Основная задача воспитания в настоящее время – уже не получение сообразительных мальчиков и прилежных девочек.
Предыдущие поколения родителей стремились добиться от детей послушания, сейчас мы в большей степени занимаемся воспитанием в ребенке самодостаточности и чувства ответственности. Мы хотим, чтобы наши дети имели собственный подход к жизни, свое мнение о важных вещах, чтобы они жили своим умом, а не подчинялись авторитетам. В этом смысле разделение самооценки и уверенности в себе обоснованно, оно подчеркивает, что формирование здоровой самооценки зависит от признания личности ребенка во всей ее полноте.
В данной книге я, тем не менее, буду рассматривать уверенность в себе как составляющую самооценки. Обычная проблема низкой самооценки – недостаток веры в себя, в свою способность чего-то добиться. Здоровая самооценка предполагает веру в то, что «я – тот, кто может, и я не боюсь пытаться».
Теперь, когда мы получили представление о том, что такое здоровая самооценка (контакт с самим собой плюс мужество проявлять себя в общении с другими), мы можем вернуться к основе ее формирования: осознанному родительству и важнейшим инструментам его достижения.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ГЛАВА 2 В чем разница между страхом и фобией?
ГЛАВА 2 В чем разница между страхом и фобией? Фобия – это неконтролируемый, сильный страх перед малоопасным в действительности процессом, природным явлением, животным или предметом. Фобии накладывают серьезный отпечаток на жизнь человека, приводя к сильнейшему стрессу
Разница между самооценкой и самоуважением
Разница между самооценкой и самоуважением Важно разделять понятия «самооценка» и «самоуважение». В слове «оценка» заложены идеи оценивания, ценности, цены. Самооценка человека – это результат интуитивного измерения собственной ценности с учетом природных талантов,
1. Какая разница между взрослым и ребенком?
1. Какая разница между взрослым и ребенком? Взрослые гораздо больше похожи на детей, чем дети на взрослых. Для многих детей грузовик — это просто большая машина. Они долго не могут понять, что грузовики существуют для перевозки вещей, а обыкновенные легковые машины — для
Существует ли разница между мужской и женской ленью?
Существует ли разница между мужской и женской ленью? Заявляю вам с полной ответственностью, что разница между мужской и женской ленью существует. Серьезных научных исследований на эту тему никто пока не проводил, мы будем первыми.Мужская лень — это чаще всего внутреннее
В ЧЕМ РАЗНИЦА МЕЖДУ «ХОРОШО» И «ПЛОХО»?
В ЧЕМ РАЗНИЦА МЕЖДУ «ХОРОШО» И «ПЛОХО»? Чтобы помочь детям лучше понять, кому позволено трогать их интимные места, необходимо научить их разнице между «хорошими» и «плохими» прикосновениями и рассказать, что им надо делать, когда они не желают, чтобы их трогали. Помните вы
Разница между счастьем и удовлетворенностью
Разница между счастьем и удовлетворенностью Теперь, поскольку я для себя уже ответила на эти вопросы, я знаю, что могла бы написать еще с дюжину удачных книг, появиться в сотнях телешоу, или, будь у меня дети, полностью посвятить себя материнским за о там, вырастить из них
1. Какая разница между возрастными изменениями памяти и болезнью Альцгеймера!
1. Какая разница между возрастными изменениями памяти и болезнью Альцгеймера! Этот вопрос представляется очень важным ввиду распространенного страха перед болезнью Альцгеймера. Эта форма слабоумия поражает в основном людей преклонных лет, однако иногда встречается
3. Есть ли разница между старческим слабоумием и болезнью Альцгеймера?
3. Есть ли разница между старческим слабоумием и болезнью Альцгеймера? Старческое слабоумие — это заболевание, для которого характерна утрата всех умственных способностей, включая память. Оно может быть вызвано самыми разными причинами — в том числе патологическим
Разница между словом и делом: мясоеды-вегетарианцы
Разница между словом и делом: мясоеды-вегетарианцы Движение за морализацию мяса так и не добилось значительных успехов, однако миллионы американцев считают себя вегетарианцами. К ним принадлежит и Мишель. Накалывая на вилку кусочек обжаренной семги, она говорит мне, что
Разница между вниманием публики и признанием – в самооценке
Разница между вниманием публики и признанием – в самооценке Долгие годы я размышлял над тем, почему в детстве причинял столько неприятностей окружающим, и наконец пришел к выводу, что таким способом искал признания. Это совсем не то же самое, что желать внимания.
Глава 1 «НА ЭТОМ МЫСЛЬ ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ…» В чем разница между «мужчиной» и «женщиной»
Глава 1 «НА ЭТОМ МЫСЛЬ ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ…» В чем разница между «мужчиной» и «женщиной» Масяня: Мы с Хрюнделем, т. е. я с Хрюнделем – разные, это понятно. Но в чем разница? Голова у обоих есть (хотя временами кажется, что только у меня), те же руки, те же ноги. Некоторая разница
Оптимальная разница между братишками и сестренками
Оптимальная разница между братишками и сестренками Многие родители, планируя появление еще одного малыша в семье, хотят решить для себя еще один важный вопрос – какая разница между детьми оптимальна?Есть мамы и папы, которые уверены, что лучший интервал – 3 года: старший
Разница между знанием и познанием
Разница между знанием и познанием Нередко современные христиане превыше всего ценят «правильное понимание», «знание». Конечно же, знания и понимание очень важны. Мы должны знать, во что мы верим, должны стремиться, чтобы Писание стало органической частью нашего мышления,
В чем разница между детским враньем и фантазиями
В чем разница между детским враньем и фантазиями Таким образом, мы уже выяснили, что взаимоотношения с ребенком, которые ранее казались нам радужными, на деле таковыми не бывают или бывают в единичных, исключительных случаях. В возрасте до 2 лет дети, как правило, плохо
Разница между левым и правым полушариями
Разница между левым и правым полушариями В первой части я предложила вам познакомиться со всеми аспектами вашей гиперчувствительности и ее последствиями. Сейчас же я предлагаю исследовать возможности вашей оригинальной мысли.Большинство людей полагает, что мозг у всех
Есть ли разница между уверенностью в себе и самооценкой?
Ребенку необходимо это осознать, поскольку это чрезвычайно важно. Я помню, какое сильное впечатление на меня произвел ответ мамы, когда в пятилетнем возрасте я спросила ее, за сколько она согласилась бы меня продать. Мама сказала: «Я не продала бы тебя даже за все деньги мира!» Я не успокаивалась: «А что, если бы тебе дали все деньги, все золото, бриллианты и драгоценности мира, тогда бы ты согласилась меня продать?» – «Нет, – ответила мама, – я не продала бы тебя ни за что, даже если бы могла получить взамен вообще все. Ты для меня совершенно незаменима, дружочек мой». Такое запоминается на всю жизнь. Быть ценнее, чем все драгоценности в мире, быть совершенно незаменимой. Таково положение вещей: дети незаменимы, они имеют для нас ни с чем не сравнимую ценность просто потому, что существуют, и им необходимо это знать.
На семейном торжестве четырехлетняя Анна вдруг восклицает: «Ой, тетя Лине, я совсем забыла тебе сказать, что научилась плавать без нарукавников!» Разумеется, для Анны, для ее самооценки важно, чтобы тетя Лине узнала то, что девочка рассказывает о себе, и приняла эту информацию как особенность личности Анны. «Правда? Как здорово, Анна! Ты действительно научилась плавать самостоятельно? Давай-ка расскажи, как это было!»
Здоровая самооценка формируется на основе подобных впечатлений. Чувство, что ты на что-то способен (в какой области – значения не имеет), – важный элемент, повышающий самооценку. Радость овладения навыком плавания и гордость, которую Анна испытала, поделившись своей радостью с другими, станут небольшим, но чудесным вкладом в развитие ее самооценки. Когда ты чувствуешь, что обладаешь умением, знаешь, что тебе нужно, и, не в последнюю очередь, привык верить в плоды собственных усилий – это свидетельствует о здоровой самооценке. Чтобы переживать маленькие и большие победы, требуется определенная доля мужества, а здоровая самооценка позволяет отважиться и использовать то, что получается, применить свои способности. Ребенку, который редко чувствует, что у него что-то получается, что он к чему-либо способен, тяжело будет побеждать. Вера в свои способности и усилия – это составляющая самооценки.
Прочтите эту коротенькую историю из реальной жизни и подумайте, как описанная ситуация может повлиять на самооценку ребенка.
Молодой отец и его шестилетний сын Оливер загружают вещи в машину. Они отправляются в отпуск. Мальчик предлагает разумное решение: как лучше расположить вещи в багажнике. После этого происходит следующий диалог:
Папа: «Здорово! Я думаю, ты у нас в семье самый сообразительный».
«Да», – улыбаясь, говорит Оливер.
Папа: «Но папа ведь тоже довольно умен».
Оливер: «Мне кажется, дедушка – умный».
Папа: «Ты так же умен, как твой дедушка?»
Оливер: «Да, я такой же умный».
«Да», – улыбаясь, говорит папа.
Затем разговор опять возвращается на круги своя, и папа с сыном продолжают загружать вещи.
Какой след оставит этот короткий диалог в душе Оливера? Я думаю, это будет теплое чувство от сопоставления с дедушкой, потому что сам папа в непринужденной манере это отметил. Оливер идентифицирует себя с дедушкиной сообразительностью, умом и таким образом обращается к этим качествам в самом себе. А то, что его отец имел неосторожность ранжировать членов семьи по сообразительности, остается почти незамеченным благодаря теплоте и открытости диалога.
Однако для нас, взрослых, существует опасность озаботиться одними лишь способностями ребенка, то есть замечать и оценивать достижения больше, чем качества маленького человека. И это вредит его самооценке, поскольку ограничивает свободу познания собственной ценности как таковой и мешает исследовать все многообразие жизни.
Возможно, именно поэтому возникла потребность различать самооценку и уверенность в себе. Мы привыкли уделять большое внимание способностям ребенка (а еще, пожалуй, вежливости и отзывчивости) и тем самым загоняли в рамки его человеческую ценность и ограничивали возможности развития системы элементов, укрепляющих самооценку. Благодаря знаниям об особенностях развития ребенка, полученным в течение последнего десятилетия, изменился и подход к воспитанию. Теперь нам известно: ребенок с самого рождения ориентирован на социальное взаимодействие, его самооценка зависит от того, как он принимается взрослыми, и мы стараемся относиться к детям с уважением и воспринимать их всерьез. Было также отмечено, что здоровая самооценка основывается вовсе не на достижениях ребенка. Основная задача воспитания в настоящее время – уже не получение сообразительных мальчиков и прилежных девочек.
В данной книге я, тем не менее, буду рассматривать уверенность в себе как составляющую самооценки. Обычная проблема низкой самооценки – недостаток веры в себя, в свою способность чего-то добиться. Здоровая самооценка предполагает веру в то, что «я – тот, кто может, и я не боюсь пытаться».
Теперь, когда мы получили представление о том, что такое здоровая самооценка (контакт с самим собой плюс мужество проявлять себя в общении с другими), мы можем вернуться к основе ее формирования: осознанному родительству и важнейшим инструментам его достижения.
Резюме
Здоровая самооценка означает умение действовать исходя из своих ощущений.