Уверен что природа должна найти единственное убежище наше духовное сознание
Концепция экологического взаимоотношения человека с природой в немецкой художественной литературе
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Статья просмотрена: 1397 раз
Библиографическое описание:
Владимирова, С. В. Концепция экологического взаимоотношения человека с природой в немецкой художественной литературе / С. В. Владимирова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 200-202. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3120/ (дата обращения: 14.12.2021).
В настоящее время наблюдается тенденция потребительского отношения к природе. Глобальный экологический кризис становится реальностью современного мира. Ухудшение экологической ситуации во многих точках земного шара требует всевозрастающего внимания общества к вопросам воспитания и образования нового поколения природопользователей, организующих свою жизнь на принципах коэволюции природы и общества, универсальной этики, экологического и нравственного императивов. Сохранение чистой окружающей среды, реконструкция ценностных ориентаций человечества связаны с осознанием каждым жителем планеты необходимости гармоничного взаимодействия с природой.
Интерес к данной проблеме обусловлен страхом людей перед «завтрашним» днем. Человек уже не в силах изменить то, что уничтожалось годами и столетиями, поэтому он разными путями пытается изменить экологическую ситуацию, как с помощью современных технологий, так и с помощью средств искусства. И особая роль в решении данной задачи, несомненно, должна быть отведена художественной литературе, поскольку в ней представлена собственная концепция воспитания, особенности жизни и менталитета отдельной нации, сущность которой состоит в необходимости гармоничного сосуществования человека и природы.
Как показывает практика, в современных условиях глобальной интеграции, назревающего экологического кризиса все больше возрастает значение литературы, как средства взаимодействия культур, обеспечивающего взаимопонимание людей и наций, культурный научно-технический обмен в мировом масштабе.
Нельзя не согласиться с позицией С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина, которые считают, что взаимосвязь человека и природы в той или иной форме отражена практически в любом литературном произведении [4].
Описание природы имеет разнообразное смысловое значение. Пейзаж творит духовный мир лирического героя, созвучен его умонастроению; имеет иносказательный смысл; является художественным символом; описание природы дается по контрасту с человеческой жизнью.
Следует отметить, что взаимодействие природы и человека запечатленного в разнообразных жанровых формах зарубежной художественной литературы (серии кратких очерков Э. Штриттматтера «Шульценговский календарь», «Рассказах о животных» Э. Сетон-Томсона, «Повестях о животных» Ф.Зельтена и др.). Их основная идея – человек часть природы и через труд приходит к ее пониманию.
С помощью зарубежной литературы писатели демонстрируют формулы мира природы, образцы красоты, ее глубокого и тонкого восприятия (Э. Штриттматтер, Г. Белль, Г. Гейне, Б. Гржимек, Редьярд Киплинг, Джек Лондон, Фарли Моуэт, Джой Адамсон, Альберт Швейцер и др). В них раскрываются духовные связи между человеком и миром природы [3].
Тема хозяина природы – человека, который в силу своего разума должен быть справедливым и гуманным является ведущей во многих произведениях. Например, отважному Маугли («Маугли» Д.Р. Киплинг) удалось постичь тайны зверей, расположить их к себе благодаря гуманному отношению к ним, поэтому они выбрали его своим вождем. Зверобой («Зверобой или первая тропа войны» и др. Д.Ф. Купер) неотделим от жизни лесов, рек, озер, романтического мира индейских племен. Гармония с природой помогает ему выжить в трудных условиях противоборства. Писатели-натуралисты стараются обратить внимание на то, что безнравственность связана с человеческой жадностью, потребительством, а захват земель, вторжение в природу приводят к необратимым изменениям. Этой теме посвящен роман Д.Ф. Купера «Пионеры или у истоков Саскуиханы». Автор рассматривает проблему колонизации Северной Америки, вторжение иноземцев в жизнь ее коренного населения – индейцев.
Авторы подчеркивают, что животные, птицы могут также любить, страдать, ненавидеть как человек. Подтверждение этому мы встречаем в зарубежном произведении Эрнеста Сетон-Томсона «Королевская анолостанка». Это история обычной бродячей кошки, которая по вине человека стала бездомной и вынуждена скитаться в поисках пищи и крова.
Приведенные выше аргументы позволяют нам утверждать, что богатая по содержанию зарубежная литература в состоянии воздействовать с помощью словесно-образных впечатлений на органы чувств, способствовать эмоциональному переживанию и глубокому осмыслению ее содержания на основе сопоставления образного и научного описания мира природы, преодолевать существующий в мировоззрении разрыв между образным и логическим его восприятием.
Таким образом, зарубежная литература играет важную роль в отражении концепции взаимоотношения человека и природы. Её материалы воздействуют на интеллектуальную, эмоциональную, практическую стороны личности, дают возможность больше узнать о писателях-натуралистах, месте природы в их творчестве, необходимости человека и природы жить в гармонии. Информационные материалы зарубежной художественной литературы воздействуют на чувства читателя, заставляют переживать, сопереживать, извлекать выводы.
Из выше сказанного следует, что содержание зарубежной литературы отражает сущность концепции взаимоотношения человека и природы и включает в себя ценную информацию об уникальности окружающего мира, его хрупкости и уязвимости, положительных и отрицательных сторонах воздействия человека на природу.
Особенно ярко данная тема также ярко представлена в произведениях немецкого писателя Эрвина Штриттматтера.
Традиционно в мировой литературе Э. Штиттматтер принадлежит к числу писателей, боготворящих природу, повествующ b [ о людях посредством природы. И это не случайно, т.к. писатель всю свою жизнь жил в деревне.
Его талант глубоко своеобразен – Штриттматтер обладает особым поэтическим лицом, собственным видением мира. Он сформировался в глубинных недрах народной жизни, творчески переломив и вобрав в себя прогрессивные традиции немецкой литературы.
Соединение авторской усмешки, трогательного лиризма, пейзажных зарисовок с приметами современной жизни, народность языка – все это представлено в серии рассказов «Шульценговский календарь».
Рассмотрим сущность концепции взаимоотношения человека и природы на примере рассказов автора, вошедших в «Шульценговский календарь «Всякая всячина» (Schulzenhofer Kramkalender»), «Звезды в календаре», «Маргаритки».
Анализируя данные рассказы, мы прослеживаем тесную взаимосвязь человека и природы, богатство человеческой натуры, видим людей труда в единстве с природой. В «Звезды в календаре» автор раскрывает свою душу в образе деда, который прожил всю свою жизнь, как и автор, в деревне, на природе, и теперь он чувствует её и знает её приметы. Природа выступает в роли равноправного партнера по отношению к главному герою.
Проведенный нами анализ содержания отдельных произведений зарубежной литературы позволил определить наличие экологической концепции взаимоотношения человека и природы, сущность которой заключается в единстве природы и человека, выступающих как части единого целого, а сама природы рассматривается как духовная ценность, источник духовного и эстетического наслаждения.
Владимирова С.В. Переводная литература как средство формирования экологических представлений студентов вуза [Текст] / С.В. Владимирова // Автореф. …дис. канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2006. – 20с.
Владимирова С.В. Переводная литература как средство формирования экологических представлений студентов вуза [Текст] / С.В. Владимирова // Дис. … канд. пед.наук. – Екатеринбург, 2006. – 189 с.
Коммонер Б. Замыкающийся круг: Природа, человек, технология [Текст] / Б. Коммонер // Пер. с англ. – Л.: Гидрометиздат, 1974. – 279 с.
Шриттматтер Э. Избранное [Текст] / Э. Шриттматтер. – М., 1971. – 576 с.
Похожие статьи
Экология души — путь в будущее человечества
Не случайно писатель С. Залыгин утверждал: «Природа должна найти свое единственное убежище — наше духовное сознание».
От экологии души человека зависит жизнь всего Человечества на Земле. Берегите свои Души! Литература: 1. Боголюбов, С. А. Защита.
Экологическая культура как психолого-педагогический феномен.
Феномен «экологическая культура» в научно-методической литературе рассмотрен с разных точек зрения и позиций такими учеными
С естественнонаучной точки зрения экологическая культура обеспечивает познание закономерностей природы, связей с человеком.
Зарубежный опыт и мировые тенденции в организации.
Библиографическое описание: Топор А. В., Иващенко О. В. Зарубежный опыт
Литература: 1. Герасимов И. П. Экологические проблемы в прошлой, настоящей и
экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание.
Формирование экологической культуры и эстетического.
Формирование экологической культуры и эстетического отношения человека к природе посредством экологического воспитания.
Библиографическое описание
Литература: Абдулкаримова А. М., Эльдарова Х. Б., Батукаев Н. С. Экологическая культура общества в.
Экология природы и «экология души» в рассказах.
«Для иных природа, — считает писатель, — это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж.
Человек ощущает себя хозяином природы, но забывает о бережном отношении к ней.
Литература: 1. Библиотека Максима Мошкова.
Экологическое воспитание учащихся на уроках.
экологическое воспитание, природа, ребенок, экологическая культура, окружающий мир, животное, дерево, экологическое сознание
экологическое воспитание, ребенок, практическая деятельность, природа, природный материал, художественная литература.
Знакомство с миром природы или воспитание экологической.
Автор: Ивлиева Юлия Александровна.
Влияние природы на ребёнка огромно. Дети каждый день в той или иной форме
2. Словесные методы (Беседа, рассказ, чтение художественной литературы Приемы: Объяснение, указание, педагогическая оценка, вопрос, уточнение).
К проблеме экологии музыки | Статья в журнале «Молодой ученый»
Литература: 1. Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология: Учеб. пособие для студ. высш
экологическая культура, окружающая среда, природа, компонент, хозяйственная
Я — человек эмоциональный, творческий, всегда чувствовала связь природы и музыки.
Экологическое развитие детей на экскурсии | Статья в журнале.
Библиографическое описание: Соколова Н. Н. Экологическое развитие детей на экскурсии
люди безразличны и пассивны по отношению к природе. На сегодняшний день, именно
Вопрос о характере отношений человека и природы сегодня напрямую связывается с.
276A. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. Со ставьте схемы сложных предложений. Определите их типы. Прокомментируйте знаки препинания в них, 1. Мы все уносимся вдаль на одной и той (же) планет мы экипаж одного к. рабля. (А. де Сент-Экзюпери ) 2. Природа так обо всем по 3. ботилась что повсюду ты наход. шь чему учи. ся. (Л. да Винчи) 3. B. ликая книга природы открыта перед всеми и в этой в. ликой книг. до сих пор прочте. ы только первые страницы. (Д. И. Писарев) 4. Уверен что природа должна найти единстве. ое убежище наше духовное сознание. (По С. Залыгину) 5. Пр. ходя в гости к пр. род. (н. ) делай (н. ) чего что сч. л (бы) (не) пр. личным делать в гостях. (Д. Л. Арманд) 6. Природа (не) может перечить человеку если человек (не) перечит ее з. конам. (А. И. Герцен) 7. Добро сеять добро и пожинать. (Пословица)
Ответы 7
а( противительный союз)
1. НИКИТА ВЗДОХНУЛ ПРОСЫПАЯСЬ И ОТКРЫЛ ГЛАЗА.
2. СКВОЗЬ МОРОЗНЫЕ УЗОРЫ НА ОКНАХ СКВОЗЬ ЧУДЕСНО РАСПИСАННЫЕ СЕРЕБРОМ ЗВЁЗДЫ И ЛАПЧАТЫЕ ЛИСТЬЯ СВЕТИЛО СОЛНЦЕ.
3. С УМЫВАЛЬНОЙ ЧАШКИ СКОЛЬЗНУЛ ЗАЙЧИК И ДРОЖАЛ НА СТЕНЕ.
4. НА ВОДЕ ОТРАЖАЯСЬ ЗЕЛЁНОЙ И КРАСНОЙ ПОЛОСАМИ СТОЯЛА ЛОДКА.
5. В РАСКРЫТОМ НАСТЕЖ КАРЕТНИКЕ ЗАКЛАДЫВАЛИ ТРОЙКУ В КОЛЯСКУ.
6. РАЗНОТРАВЬЕ — ЭТО СПЛЕТЕНИЕ СОТЕН РАЗНООБРАЗНЫХ И ВЕСЁЛЫХ Цветов,РАСКИНУВШИХСЯ СПЛОШНЫМИ ОЗЁРАМИ ПО ПОЙМАМ РЕК.
7. МЫ СПУСТИЛИСЬ С КРУТОГО БЕРЕГА К ВОДЕ ЦЫПЛЯЯСЬ ЗА КОРНИ И ТРАВЫ.
8. ВОДА БЛЕСТЕЛА, КАК ЧЁРНОЕ СТЕКЛО; НА ПЕСЧАНОМ ДНЕ БЫЛИ ВИДНЫ ДОРОЖКИ ПРОЛОЖЕННЫЕ УЛИТКАМИ.
9. МАТЬ СРАЗУ ЖЕ ВЗЯЛАСЬ ЗА УБОРКУ. ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ ОНА ВСЁ ПЕРЕСТАВЛЯЛА СКОБЛИЛА МЫЛА ЧИСТИЛА.
10 ЛИХО ОТКИНУВ ЧУБАТУЮ ГОЛОВУ МАЛЬЧИК ЧИСТИЛ НЕ БОЛЬШУЮ КАЗАХСКУЮ ШАШКУ ПОЧТИ ДО САМОЙ РУКОЯТКИ ВТЫКАЯ КЛИНОК В МЯГКУЮ ЛЕСНУЮ ЗЕМЛЮ.
11. ДЛИННАЯ ВЕРЕНИЦА ПТИЦ ВЫТЯГИВАЯСЬ В НИТОЧКУ И ИЗВИВАЯСЬ ПРОЛЕТАЛА НАД ПЛАМЕНЕЮЩИЙ ЛИНИЕЙ ГОРИЗОНТА.
12. ЗАРОСШИЕ РЫЖЕЙ ШУБОЙ ЛЕСОВ ЛИЛОВЫЕ ГОРЫ БЫЛИ ПОКРЫТЫ ТУМАНОМ.
Экология души
Среди основ человеческого бытия природе принадлежит одно из первых мест. Живая оболочка нашей планеты испытывает колоссальные нагрузки. В настоящее время сложилась ситуация, когда мы говорим уже о глобальных экологических проблемах. Мы «научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам надо научиться жить на земле, как люди». Экология природы не имеет будущего без экологии души.
«Растёт то, что мы выращиваем в душе, — таков вечный закон природы» И. Гёте.
Экология души — это качественный уровень личного духовного развития каждого человека. Это и состояние нашей с вами души, истосковавшейся по красоте. Если поступки и помыслы людей будут чистыми, чистой будет и окружающая среда. А если будет грязной душа — будет грязной экология нашей планеты. Мы должны направлять свои усилия на возрождение духовных, нравственных традиций русского народа, на приобщение наших детей к народной культуре, на формирование экоцентрического стиля мышления (экоцентризм — мировоззрение, философия, а также идеология охраны окружающей среды ), без которого невозможно сохранение жизни на Земле. Русский человек жил среди природы, находясь в теснейшей зависимости от нее, и на протяжении многих веков наблюдал за природными явлениями, чтобы приспособиться к ним. Через фольклор наши предки передали нам самые разнообразные знания, в том числе и по экологии, о природных явлениях, о лесных обитателях, о различных растениях. И формы передачи информации народ выбрал самые оптимальные: сказки, пословицы, загадки. Они короткие, легко запоминаются, что делает их привлекательными в глазах детей. Но не только наши далекие предки заботились о природе родного края и человеческой душе. Эта тема проходит через творчество многих и многих писателей, как русских, так и зарубежных.
Что загляделась в пруд?
Для природы не важно, какой ты национальности, где ты живешь. Важно, как ты относишься к своему дому, к свой природе. Многие считают, что планета Земля существует только для поддержания жизни людей, что всем этим можно пользоваться по своему усмотрению, не думая о последствиях, о том, что природные ископаемые, водные ресурсы не бесконечны. Но Земля — это живой организм, такой же как мы с вами. И все, что мы делаем, отражается на нас самих. И нам самим придется устранять все последствия своей же неразумной, безответственной деятельности.
Хорошо, что есть люди, которые свою жизнь посвящают защите природы, всей нашей планеты, у которых необыкновенные родственники и знакомые: птицы и звери с разных уголков нашей столь разнообразной и необъятной планеты! «Природа должна найти свое единственное убежище — наше духовное сознание» (писатель С. Залыгин).
Будет более правильным сравнить самого человека с родителем, а природу с ребенком, который нуждается в защите и заботе. Природа нуждается и взывает к нашей помощи, чтобы моря и океаны были чистыми, леса радовали глаз своим зеленым нарядом, пески в пустыне оставались такими же золотыми, а небо всегда было голубым. Восстановление и сохранение экологии Земли нужно начинать с восстановления и сохранения экологии человеческой души. От экологии души человека зависит жизнь всего Человечества на Земле.
Природа, я иду в тебя
С душой и сердцем обнажённым.
Прими, пожалуйста, любя,
Хочу быть заново рождённой.
Природа – матушка моя,
Твои исполню повеленья.
За все грехи прости меня,
Возьми, как детку на колени.
Все мы – и дети, и взрослые – дети одного большого царства природы.
Как сохранить природу? Как жить с нею в согласии? А может лучше научиться понимать её и бережно относиться к ней с самого раннего детства?
Так уж получилось, что губить свою Землю человек начал гораздо раньше, чем пришёл к мысли о том, что её надо сохранить. Ряд документов Киевской Руси говорит, что уже в те далёкие времена славяне пытались как – то ограничить расходование природных биологических запасов. Позже, ПётрI впервые в истории России учредил лесное управление. Он специальным Указом объявил заповедные леса, прилегающие к берегам крупных рек на 50 вёрст, а к берегам мелких – на 20.
В них под угрозой тяжкого наказания запрещалось рубить дубы, клёны, вязы, лиственницы. Так начиналась российская экология.
В настоящее время слово «экология» чаще стоит в сочетании со словами «природа», и «окружающая среда». Но сама жизненная практика подсказывает, что экология природы несовместима без экологии души.
«Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил».
Человечество подошло к порогу, за которым нужна и новая нравственность, и новые знания, и новая система ценностей. Кто их будет создавать и пестовать? От того, как следующие поколения смогут усвоить эту тревогу за будущее и реализовать собственную ответственность, и зависит будущее.
Хочешь изменить мир, изменись сам!
Добро и зло тесно взаимосвязаны друг с другом… Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. Особый вид доброты — милосердие. Милосердие — не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти на помощь. И слёзы сочувствия к другому человеку — святые слёзы. Они означают наличие у человека души и сердца. М. Сервантес: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта». Зло – всё, что губит душу человека…Римский поэт-сатирик Ювенал говорил: «Ни один злой человек не бывает счастлив».
Нужно ли помогать пожилым, одиноким, больным, бедным людям? Согласны ли вы, что началом доброго отношения к людям, является умение прощать? Можно ли принудить человека быть добрым? Может мы зря приходим на митинг 9 мая, или на концерт пожилым людям? Может ли быть счастливым человек, приносящий страдания другим?
Шла Великая Отечественная война. Рота бойцов получили приказ – овладеть высотой. Один боец, подкравшись по-пластунски к амбразуре, накрыл её своим телом. Высота была взята. Этот подвиг совершался много раз в годы войны. Как объяснить героизм воинов? Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года. Помните? Какие там яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям…
Судить человека надо по его делам. Порой зародыш жестокости бывает таким микроскопичным, что его подчас очень трудно разглядеть: » Ну, побей, побей бабушку, – говорит с умилением старая женщина трехлетнему крепышу. – Ух, какой ты у нас сильный – пресильный, смотри, как бабушке больно!» И такими невинными забавами внушается ребенку мысль, что причинять боль другому забавно и что в этом твоя сила. Как вы думаете, а что потом будет с этим мальчиком? К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать. Преступник совершает преступление, оправдывая себя обстоятельствами, предатель объясняет свой поступок вынужденной необходимостью, тираны и диктаторы клялись, что пекутся о благе людей, принося страдания и беды народам.
А как мы с вами, обычные люди, можем помочь миру стать добрее?
Каждый из нас должен задуматься. А для начала… в помощь вам эти упражнения.
Упражнение «Объясните». Возьмите чистый лист бумаги, задумайтесь, задайте и ответьте себе на вопрос: «Почему этот человек нанёс мне обиду?» Потому что он плохо относится ко мне? Потому что он думает только о себе и не замечает, когда обижает других? Может, он желал мне добра и не знает, что, поступая так, делает мне только хуже? А может, то, что он сказал, хоть и обидно, но на самом деле правильно и мне действительно нужно избавиться от этого недостатка? А может, ему просто очень плохо и я должен помочь, забыв про обиду? Ведь я же сильнее (умнее, старше, моложе, здоровее, выдержаннее).
Малыш смотрит, как бабушка пишет письмо и спрашивает:
— Ты пишешь о том, что происходило с нами? А может, ты пишешь обо мне?
Бабушка перестает писать, улыбается и говорит внуку:
— Ты угадал, я пишу о тебе. Но важнее не то, что я пишу, а то, чем я пишу.
Я хотела бы, чтобы ты, когда вырастешь, стал таким, как этот карандаш.
Малыш смотрит на карандаш с любопытством, но не замечает ничего особенного.
— Он точно такой же, как все карандаши, которые я видел!
— Все зависит от того, как смотреть на вещи. Этот карандаш обладает пятью качествами, которые необходимы тебе, если ты хочешь прожить жизнь в ладу со всем миром.
Во-первых: ты можешь быть гением, но никогда не должен забывать о существовании Направляющей Руки. Мы называем эту руку Богом и всегда должны вверять себя Его воле.
Во-вторых: чтобы писать, мне приходится время от времени затачивать карандаш. Эта операция немного болезненна для него, но зато после этого карандаш пишет более тонко. Следовательно, умей терпеть боль, помня, что она облагораживает тебя.
В-третьих: если пользоваться карандашом, всегда можно стереть резинкой то, что считаешь ошибочным. Запомни, что исправлять себя — не всегда плохо. Часто это единственный способ удержаться на верном пути.
В-четвертых: в карандаше значение имеет не дерево, из которого он сделан, и не его форма, а графит, находящийся внутри. Поэтому всегда думай о том, что происходит внутри тебя.
И наконец, в-пятых: карандаш всегда оставляет за собой след. Так же и ты оставляешь после себя следы своими поступками, и поэтому обдумывай каждый свой шаг.
И нам с вами тоже никогда не нужно забывать эти мудрые советы. Ибо именно они позволят стать, действительно, большой личностью.
Во-первых, вы сможете сделать много великих вещей в своей жизни, но только если вы доверитесь зову своего сердца, дадите другим людям то, чем обладаете сами.
Второе: Вы тоже будете испытывать боль, оттачивая свои навыки время от времени, преодолевая различные проблемы в жизни, но эти проблемы необходимы, чтобы вы стали сильнее.
Третье: У вас будет возможность исправить любую ошибку, которую вы совершите в жизни.
Четвертое: Самое важное, что в вас есть — это всегда то, что находится внутри вас.
И пятое: По какой поверхности вы бы ни шли, вы должны оставить свой след. Вне зависимости от жизненных ситуаций и обстоятельств, вы должны продолжать выполнять то, что обязались сделать.
И пусть эта притча поможет вам осознать, что вы — совершенно особенный человек, единственный человек на этом свете, который способен осуществить то, ради чего он появился на свет.
Никогда не позволяйте себе приходить в уныние. Вы можете изменить все.
«Душевная экология» — это дело самого человека. Ты – это твои действия, и нет другого тебя…» С.Экзюпери