Увеличение светового микроскопа это что
Что можно увидеть в микроскоп?
Микроскоп – не только прибор профессионального назначения, но и способ привлечения к науке детей и подростков. Из этой статье вы сможете узнать, что все таки можно увидеть в микроскоп.Все бактерии были открыты с помощью микроскопа, но далеко не все знают что увидеть их не так просто. Даже самые большие бактерии под названием селеномонады, обитающие во рту человека и животных, которые открыл Антони Вам Левенгук потребовали от него создания микроскопа в 500 крат. С помощью которого он и сделал свое открытие. В этой статье вы увидете наглядные примеры исследуемых объектов, которые можно рассмотреть в микроскоп.
Как выглядят объекты с увеличением 100 крат?
Матрица — это прямоугольная микросхема, состоящая из светочувствительных элементов — пикселей. В каждом пикселе содержится три субпикселя. Один субпиксель пропускает волны только определённой длины: для красного, зелёного или синего цвета (red, green, blue). Такая цветовая модель называется RGB.
Пиксели на телефоне. Увеличение 100 крат.
Плата — пластина из диэлектрика, на поверхности и/или в объёме которой сформированы электропроводящие цепи электронной схемы.
Плата. Увеличение 150 крат.
Белок куриного яйца. Увеличение 200 крат.
Примеры объектов при увеличении 400 крат?
Песок-рыхлая осадочная горная порода, а также искусственный материал, состоящий из зёрен горных пород. Очень часто состоит из почти чистого минерала кварца (вещество — диоксид кремния).
Песок. Увеличение 400 крат.
Вошерия- нитчатая желто-зеленая водоросль, широко распространенная у нас в текучих и стоячих водах или же на почве — по берегу водоемов, в иле.
Вошерия. Увеличение 400 крат.
Древесина сосны. Увеличение 400 крат.
Корень свеклы- овощная, техническая и кормовая культура с мировым именем – представляет собой также низкокалорийный продукт, выделяющийся среди остальных овощных растений высоким уровнем содержащихся в ней сахаров и относительно высоким уровнем – углеводов.
Корень свеклы. Увеличение 400 крат.
Крапива- род цветковых растений семейства Крапивные (Urticaceae). Стебли и листья покрыты жгучими волосками, которым дали латинское название: uro «жгу». Род включает в себя более 50 видов.
Крапива. Увеличение 400 крат.
Хара- внешне водоросли представляют собой массивные ветвящиеся растения, имеющие немало отличий от остальных представителей царства. Если подходить поверхностно к анализу строения представителей этой группы, то вполне можно спутать их с высшими классами растительности.
Хара. Увеличение 400 крат.
Стебель кукурузы. Увеличение 400 крат.
Стебель льна. Увеличение 400 крат.
Стебель мха. Увеличение 400 крат.
Лист камелии. Увеличение 400 крат.
Стебель клевера. Увеличение 400 крат.
Примеры микроскопов с увеличением 400 крат
Исследуемые объекты при увеличении 640-800 крат?
Стебель хлопка. Увеличение 640 крат.
Кристаллы соли. Увеличение 640 крат.
Корневище ландыша – поперечный срез. Увеличение 640 крат.
Белая плесень или гриб мукор вызывает процессы гниения конструкций и пищевых продуктов.
Плесень мукор. Увеличение 640 крат.
Дрожжевые клетки. Увеличение 800 крат.
Примеры микроскопов с увеличением 640-800 крат
Объекты при увеличении 900,1200 и 2000 крат?
Пыльца лилии. Увеличение 900 крат
Микроскопическая водоросль диатома. Увеличение 900 крат
Фитопланктон. Увеличение 900 крат
Спорообразующая бактерия выращенная. Уведичение 1200 крат.
Примеры микроскопов с увеличением 900, 1200 и 2000 крат
Подробное видео что можно увидеть
Световой микроскоп
Микроско́п (от греч. μικρός — малый и σκοπεῖν — смотрю) — оптический прибор для получения увеличенных изображений объектов (или деталей их структуры), невидимых невооружённым глазом.
Содержание
История микроскопа
Невозможно точно определить, кто изобрёл микроскоп. Считается, что голландский мастер очков Ханс Янссен и его сын Захария Янссен изобрели первый микроскоп в 1590, но это было заявление самого Захария Янссена в середине XVII века. Дата, конечно, не точна, так как оказалось, что Захария родился около 1590 г. Другим претендентом на звание изобретателя микроскопа был Галилео Галилей. Он разработал «occhiolino» («оккиолино»), или составной микроскоп с выпуклой и вогнутой линзами в 1609 г. Галилей представил свой микроскоп публике в Академии деи Линчеи, основанной Федерико Чези в 1603 г. Изображение трёх пчел Франческо Стеллути было частью печати Папы Урбана VIII и считается первым опубликованным микроскопическим символом (см. «Stephen Jay Gould, The Lying stones of Marrakech, 2000»). Кристиан Гюйгенс, другой голландец, изобрел простую двулинзовую систему окуляров в конце 1600-х, которая ахроматически регулировалась и, следовательно, стала огромным шагом вперед в истории развития микроскопов. Окуляры Гюйгенса производятся и по сей день, но им не хватает широты поля обзора, а расположение окуляров неудобно для глаз по сравнению с современными широкообзорными окулярами. Антон Ван Левенгук (1632—1723) считается первым, кто сумел привлечь к микроскопу внимание биологов, несмотря на то, что простые увеличительные линзы уже производились с 1500-х годов, а увеличительные свойства наполненных водой стеклянных сосудов упоминались ещё древними римлянами (Сенека). Изготовленные вручную, микроскопы Ван Левенгука представляли собой очень небольшие изделия с одной очень сильной линзой. Они были неудобны в использовании, однако позволяли очень детально рассматривать изображения лишь из-за того, что не перенимали недостатков составного микроскопа (несколько линз такого микроскопа удваивали дефекты изображения). Понадобилось около 150 лет развития оптики, чтобы составной микроскоп смог давать такое же качество изображения, как простые микроскопы Левенгука. Так что, хотя Антон Ван Левенгук был великим мастером микроскопа, он не был его изобретателем вопреки широко распространённому мнению.
Недавние достижения
Немецкие ученые Штефан Хелль в 2006 году Stefan Hell и Мариано Босси Mariano Bossi из Института биофизической химии разработали оптический микроскоп под названием Наноскоп, позволяющий наблюдать объекты размером около 10 нм и получать высококачественные трёхмерные изображения. [1]
Применение
Человеческий глаз представляет собой биологическую оптическую систему, характеризующуюся определённым разрешением, т. е. наименьшим расстоянием между элементами наблюдаемого объекта (воспринимаемыми как точки или линии), при котором они ещё могут быть отличены один от другого. Для нормального глаза при удалении от объекта на т. н. расстояние наилучшего видения (D = 250 мм), среднестатистическое нормальное разрешение составляет 0,176 мм. Размеры микроорганизмов, большинства растительных и животных клеток, мелких кристаллов, деталей микроструктуры металлов и сплавов и т. п. значительно меньше этой величины. Для наблюдения и изучения подобных объектов и предназначены микроскопы различных типов. С помощью микроскопов определяли форму, размеры, строение и многие другие характеристики микрообъектов. Оптический микроскоп в видимом свете давал возможность различать структуры с расстоянием между элементами до 0,20 мкм. Так было до создания оптического микроскопа наноскопа. [2]
Устройство микроскопа
Оптическая система микроскопа состоит из основных элементов — объектива и окуляра. Они закреплены в подвижном тубусе, расположенном на металлическом основании, на котором имеется предметный столик.
В современном микроскопе практически всегда есть осветительная система (в частности, конденсор с ирисовой диафрагмой), макро- и микро- винты для настройки резкости, система управления положением конденсора.
В зависимости от назначения, в специализированных микроскопах могут быть использованы дополнительные устройства и системы.
Объективы
Иммерсия
Может быть сухой и масляной. а)сухая: показатель преломления равен 1; б)масляная: используется при работе с мелкими объектами, показатель преломления равен 1,33 Иммерсионное масло добывают из деревьев
Окуляры
Система освещения препарата
В первых микроскопах исследователи вынуждены были пользоваться естественными источниками света. Для улучшения освещённости стали использовать зеркало, а затем — и вогнутое зеркало, с помощью которого на препарат направляли лучи солнца или лампы. В современных микроскопах освещение регулируют с помощью конденсора.
Конденсор
Конденсор (от лат. condense — сгущаю, уплотняю), короткофокусная линза или система линз, используемая в оптическом приборе для освещения рассматриваемого или проецируемого предмета. Конденсор собирает и направляет на предмет лучи от источника света, в том числе и такие, которые в его отсутствие проходят мимо предмета; в результате такого «сгущения» светового потока резко возрастает освещённость предмета. Конденсоры применяются в микроскопах, в спектральных приборах, в проекционных аппаратах различных типов (например, диаскопах, эпидиаскопах, фотографических увеличителях и т. д.). Конструкция конденсора тем сложнее, чем больше его апертура. При числовых апертурах до 0,1 применяют простые линзы; при апертурах 0,2—0,3— двухлинзовые конденсоры, выше 0,3—трёхлинзовые. Наиболее распространён конденсор из двух одинаковых плосковыпуклых линз, которые обращены друг к другу сферическими поверхностями для уменьшения сферической аберрации. Иногда поверхности линз конденсора имеют более сложную форму — параболоидальную, эллипсоидальную и т. д. Разрешающая способность микроскопа повышается с увеличением апертуры его конденсора, поэтому конденсоры микроскопов — обычно сложные двух или трёхлинзовые системы. В микроскопах и кинопроекционных аппаратах широко применяют также зеркальные и зеркально-линзовые конденсоры, апертура которых может быть очень велика — угол 2u раствора собираемого пучка лучей достигает 240°. Часто наличие в конденсорах нескольких линз вызвано не только стремлением увеличить его апертуру, но и необходимостью однородного освещения предмета при неоднородной структуре источника света. [3]
Конденсор тёмного поля
Предметный столик
Предметный столик выполняет роль поверхности, на которой размещают микроскопический препарат. В разных конструкциях микроскопов столик может обеспечить координатное движение препарата в поле зрения объектива, по вертикали и горизонтали, или поворот препарата на заданный угол.
Вспомогательные приспособления
Предметные и покровные стёкла
Первые наблюдения в микроскоп производились непосредственно над каким-либо объектом (птичье перо, снежинки, кристаллы и т. п.). Для удобства наблюдения в проходящем свете, препарат стали размещать на стеклянной пластинке (предметное стекло). Иногда эту пластинку делали с лункой — для размещения объекта в капле воды. Позже препарат стали закреплять тонким покровным стеклом, что позволило создавать коллекции образцов, например, гистологические коллекции.
Классификация
Рабочие лабораторные микроскопы
Бинокулярные микроскопы
Бинокулярный микроскоп (иначе — стереомикроскоп) позволяет получать 2 изображения объекта, рассматриваемые под небольшим углом, что обеспечивает объёмное восприятие. В современных бинокулярных микроскопах одновременно используются два окуляра (по одному на каждый глаз) и обычно 1 объектив. Общее увеличение (объектив*оккуляр) бинокуляров обычно меньше, чем у монокулярных микроскопов. Бинокулярные микроскопы хорошо работают как в проходящем, так и в отражённом свете.. [4]
Наиболее широко бинокуляры используются для исследования неоднородностей поверхности твёрдых непрозрачных тел, таких как горные породы, металлы, ткани; в микрохирургии и пр.
Металлографические микроскопы
Специфика металлографического исследования заключается в необходимости наблюдать структуру поверхности непрозрачных тел. Поэтому микроскоп построен по схеме отраженного света, где имеется специальный осветитель установленный со стороны объектива. Система призм и зеркал направляет свет в объектив, далее свет отражается от не прозрачного объекта и направляется обратно в объектив. «.. [5]
Увеличение светового микроскопа это что
фЕНБ: хУФТПКУФЧП НЙЛТПУЛПРБ Й РТБЧЙМБ ТБВПФЩ У ОЙН
нБФЕТЙБМЩ Й ПВПТХДПЧБОЙЕ. нЙЛТПУЛПРЩ: нвт-1, вйпмбн, нйлнед-1, нву-1; ЛПНРМЕЛФ РПУФПСООЩИ НЙЛТПРТЕРБТБФПЧ «бОБФПНЙС ТБУФЕОЙК».
тБЪТЕЫБАЭБС УРПУПВОПУФШ НЙЛТПУЛПРБ ДБЕФ ТБЪДЕМШОПЕ ЙЪПВТБЦЕОЙЕ ДЧХИ ВМЙЪЛЙИ ДТХЗ ДТХЗХ МЙОЙК. оЕЧППТХЦЕООЩК ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙК ЗМБЪ ЙНЕЕФ ТБЪТЕЫБАЭХА УРПУПВОПУФШ ПЛПМП 1/10 НН ЙМЙ 100 НЛН. мХЮЫЙК УЧЕФПЧПК НЙЛТПУЛПР РТЙНЕТОП Ч 500 ТБЪ ХМХЮЫБЕФ ЧПЪНПЦОПУФШ ЮЕМПЧЕЮЕУЛПЗП ЗМБЪБ, Ф. Е. ЕЗП ТБЪТЕЫБАЭБС УРПУПВОПУФШ УПУФБЧМСЕФ ПЛПМП 0,2 НЛН ЙМЙ 200 ОН.
тБЪТЕЫБАЭБС УРПУПВОПУФШ Й ХЧЕМЙЮЕОЙЕ ОЕ ПДОП Й ФПЦЕ. еУМЙ У РПНПЭША УЧЕФПЧПЗП НЙЛТПУЛПРБ РПМХЮЙФШ ЖПФПЗТБЖЙЙ ДЧХИ МЙОЙК, ТБУРПМПЦЕООЩИ ОБ ТБУУФПСОЙЙ НЕОЕЕ 0,2 НЛН, ФП, ЛБЛ ВЩ ОЕ ХЧЕМЙЮЙЧБФШ ЙЪПВТБЦЕОЙЕ, МЙОЙЙ ВХДХФ УМЙЧБФШУС Ч ПДОХ. нПЦОП РПМХЮЙФШ ВПМШЫПЕ ХЧЕМЙЮЕОЙЕ, ОП ОЕ ХМХЮЫЙФШ ЕЗП ТБЪТЕЫЕОЙЕ.
ч ХЮЕВОЩИ МБВПТБФПТЙСИ ПВЩЮОП ЙУРПМШЪХАФ УЧЕФПЧЩЕ НЙЛТПУЛПРЩ, ОБ ЛПФПТЩИ НЙЛТПРТЕРБТБФЩ ТБУУНБФТЙЧБАФУС У ЙУРПМШЪПЧБОЙЕН ЕУФЕУФЧЕООПЗП ЙМЙ ЙУЛХУУФЧЕООПЗП УЧЕФБ. оБЙВПМЕЕ ТБУРТПУФТБОЕОЩ УЧЕФПЧЩЕ ВЙПМПЗЙЮЕУЛЙЕ НЙЛТПУЛПРЩ: вйпмбн, нйлнед, нвт (НЙЛТПУЛПР ВЙПМПЗЙЮЕУЛЙК ТБВПЮЙК), нвй (НЙЛТПУЛПР ВЙПМПЗЙЮЕУЛЙК ЙУУМЕДПЧБФЕМШУЛЙК) Й нву (НЙЛТПУЛПР ВЙПМПЗЙЮЕУЛЙК УФЕТЕПУЛПРЙЮЕУЛЙК). пОЙ ДБАФ ХЧЕМЙЮЕОЙЕ Ч РТЕДЕМБИ ПФ 56 ДП 1350 ТБЪ. уФЕТЕПНЙЛТПУЛПР (нву) ПВЕУРЕЮЙЧБЕФ РПДМЙООП ПВЯЕНОПЕ ЧПУРТЙСФЙЕ НЙЛТППВЯЕЛФБ Й ХЧЕМЙЮЙЧБЕФ ПФ 3,5 ДП 88 ТБЪ.
ч НЙЛТПУЛПРЕ ЧЩДЕМСАФ ДЧЕ УЙУФЕНЩ: ПРФЙЮЕУЛХА Й НЕИБОЙЮЕУЛХА (ТЙУ. 1). л ПРФЙЮЕУЛПК УЙУФЕНЕ ПФОПУСФ ПВЯЕЛФЙЧЩ, ПЛХМСТЩ Й ПУЧЕФЙФЕМШОПЕ ХУФТПКУФЧП (ЛПОДЕОУПТ У ДЙБЖТБЗНПК Й УЧЕФПЖЙМШФТПН, ЪЕТЛБМП ЙМЙ ЬМЕЛФТППУЧЕФЙФЕМШ).
тЙУ. 1. хУФТПКУФЧП УЧЕФПЧЩИ НЙЛТПУЛПРПЧ:
пЛХМСТ ХУФТПЕО ОБНОПЗП РТПЭЕ ПВЯЕЛФЙЧБ. пО УПУФПЙФ ЙЪ 2-3 МЙОЪ, ЧНПОФЙТПЧБООЩИ Ч НЕФБММЙЮЕУЛЙК ГЙМЙОДТ. нЕЦДХ МЙОЪБНЙ ТБУРПМПЦЕОБ РПУФПСООБС ДЙБЖТБЗНБ, ПРТЕДЕМСАЭБС ЗТБОЙГЩ РПМС ЪТЕОЙС. оЙЦОСС МЙОЪБ ЖПЛХУЙТХЕФ ЙЪПВТБЦЕОЙЕ ПВЯЕЛФБ, РПУФТПЕООПЕ ПВЯЕЛФЙЧПН Ч РМПУЛПУФЙ ДЙБЖТБЗНЩ, Б ЧЕТИОСС УМХЦЙФ ОЕРПУТЕДУФЧЕООП ДМС ОБВМАДЕОЙС. хЧЕМЙЮЕОЙЕ ПЛХМСТПЧ ПВПЪОБЮЕОП ОБ ОЙИ ГЙЖТБНЙ: И7, И10, И15. пЛХМСТЩ ОЕ ЧЩСЧМСАФ ОПЧЩИ ДЕФБМЕК УФТПЕОЙС, Й Ч ЬФПН ПФОПЫЕОЙЙ ЙИ ХЧЕМЙЮЕОЙЕ ВЕУРПМЕЪОП. фБЛЙН ПВТБЪПН, ПЛХМСТ, РПДПВОП МХРЕ, ДБЕФ РТСНПЕ, НОЙНПЕ, ХЧЕМЙЮЕООПЕ ЙЪПВТБЦЕОЙЕ ОБВМАДБЕНПЗП ПВЯЕЛФБ, РПУФТПЕООПЕ ПВЯЕЛФЙЧПН.
дМС ПРТЕДЕМЕОЙС ПВЭЕЗП ХЧЕМЙЮЕОЙС НЙЛТПУЛПРБ УМЕДХЕФ ХНОПЦЙФШ ХЧЕМЙЮЕОЙЕ ПВЯЕЛФЙЧБ ОБ ХЧЕМЙЮЕОЙЕ ПЛХМСТБ.
пУЧЕФЙФЕМШОПЕ ХУФТПКУФЧП УПУФПЙФ ЙЪ ЪЕТЛБМБ ЙМЙ ЬМЕЛФТППУЧЕФЙФЕМС, ЛПОДЕОУПТБ У ЙТЙУПЧПК ДЙБЖТБЗНПК Й УЧЕФПЖЙМШФТПН, ТБУРПМПЦЕООЩИ РПД РТЕДНЕФОЩН УФПМЙЛПН. пОЙ РТЕДОБЪОБЮЕОЩ ДМС ПУЧЕЭЕОЙС ПВЯЕЛФБ РХЮЛПН УЧЕФБ.
ъЕТЛБМП УМХЦЙФ ДМС ОБРТБЧМЕОЙС УЧЕФБ ЮЕТЕЪ ЛПОДЕОУПТ Й ПФЧЕТУФЙЕ РТЕДНЕФОПЗП УФПМЙЛБ ОБ ПВЯЕЛФ. пОП ЙНЕЕФ ДЧЕ РПЧЕТИОПУФЙ: РМПУЛХА Й ЧПЗОХФХА. ч МБВПТБФПТЙСИ У ТБУУЕСООЩН УЧЕФПН ЙУРПМШЪХАФ ЧПЗОХФПЕ ЪЕТЛБМП.
ьМЕЛФТППУЧЕФЙФЕМШ ХУФБОБЧМЙЧБЕФУС РПД ЛПОДЕОУПТПН Ч ЗОЕЪДП РПДУФБЧЛЙ.
лПОДЕОУПТ УПУФПЙФ ЙЪ 2-3 МЙОЪ, ЧУФБЧМЕООЩИ Ч НЕФБММЙЮЕУЛЙК ГЙМЙОДТ. рТЙ РПДЯЕНЕ ЙМЙ ПРХУЛБОЙЙ ЕЗП У РПНПЭША УРЕГЙБМШОПЗП ЧЙОФБ УППФЧЕФУФЧЕООП ЛПОДЕОУЙТХЕФУС ЙМЙ ТБУУЕЙЧБЕФУС УЧЕФ, РБДБАЭЙК ПФ ЪЕТЛБМБ ОБ ПВЯЕЛФ.
йТЙУПЧБС ДЙБЖТБЗНБ ТБУРПМПЦЕОБ НЕЦДХ ЪЕТЛБМПН Й ЛПОДЕОУПТПН. пОБ УМХЦЙФ ДМС ЙЪНЕОЕОЙС ДЙБНЕФТБ УЧЕФПЧПЗП РПФПЛБ, ОБРТБЧМСЕНПЗП ЪЕТЛБМПН ЮЕТЕЪ ЛПОДЕОУПТ ОБ ПВЯЕЛФ, Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ДЙБНЕФТПН ЖТПОФБМШОПК МЙОЪЩ ПВЯЕЛФЙЧБ Й УПУФПЙФ ЙЪ ФПОЛЙИ НЕФБММЙЮЕУЛЙИ РМБУФЙОПЛ. у РПНПЭША ТЩЮБЦЛБ ЙИ НПЦОП ФП УПЕДЙОЙФШ, РПМОПУФША ЪБЛТЩЧБС ОЙЦОАА МЙОЪХ ЛПОДЕОУПТБ, ФП ТБЪЧЕУФЙ, ХЧЕМЙЮЙЧБС РПФПЛ УЧЕФБ.
лПМШГП У НБФПЧЩН УФЕЛМПН ЙМЙ УЧЕФПЖЙМШФТПН ХНЕОШЫБЕФ ПУЧЕЭЕООПУФШ ПВЯЕЛФБ. пОП ТБУРПМПЦЕОП РПД ДЙБЖТБЗНПК Й РЕТЕДЧЙЗБЕФУС Ч ЗПТЙЪПОФБМШОПК РМПУЛПУФЙ.
нЕИБОЙЮЕУЛБС УЙУФЕНБ НЙЛТПУЛПРБ УПУФПЙФ ЙЪ РПДУФБЧЛЙ, ЛПТПВЛЙ У НЙЛТПНЕФТЕООЩН НЕИБОЙЪНПН Й НЙЛТПНЕФТЕООЩН ЧЙОФПН, ФХВХУБ, ФХВХУПДЕТЦБФЕМС, ЧЙОФБ ЗТХВПК ОБЧПДЛЙ, ЛТПОЫФЕКОБ ЛПОДЕОУПТБ, ЧЙОФБ РЕТЕНЕЭЕОЙС ЛПОДЕОУПТБ, ТЕЧПМШЧЕТБ, РТЕДНЕФОПЗП УФПМЙЛБ.
лПТПВЛБ У НЙЛТПНЕФТЕООЩН НЕИБОЙЪНПН, РПУФТПЕООПН ОБ РТЙОГЙРЕ ЧЪБЙНПДЕКУФЧХАЭЙИ ЫЕУФЕТЕО, РТЙЛТЕРМЕОБ Л РПДУФБЧЛЕ ОЕРПДЧЙЦОП. нЙЛТПНЕФТЕООЩК ЧЙОФ УМХЦЙФ ДМС ОЕЪОБЮЙФЕМШОПЗП РЕТЕНЕЭЕОЙС ФХВХУПДЕТЦБФЕМС, Б, УМЕДПЧБФЕМШОП, Й ПВЯЕЛФЙЧБ ОБ ТБУУФПСОЙС, ЙЪНЕТСЕНЩЕ НЙЛТПНЕФТБНЙ. рПМОЩК ПВПТПФ НЙЛТПНЕФТЕООПЗП ЧЙОФБ РЕТЕДЧЙЗБЕФ ФХВХУПДЕТЦБФЕМШ ОБ 100 НЛН, Б РПЧПТПФ ОБ ПДОП ДЕМЕОЙЕ ПРХУЛБЕФ ЙМЙ РПДОЙНБЕФ ФХВХУПДЕТЦБФЕМШ ОБ 2 НЛН. чП ЙЪВЕЦБОЙЕ РПТЮЙ НЙЛТПНЕФТЕООПЗП НЕИБОЙЪНБ ТБЪТЕЫБЕФУС ЛТХФЙФШ НЙЛТПНЕФТЕООЩК ЧЙОФ Ч ПДОХ УФПТПОХ ОЕ ВПМЕЕ ЮЕН ОБ РПМПЧЙОХ ПВПТПФБ.
тЕЧПМШЧЕТ РТЕДОБЪОБЮЕО ДМС ВЩУФТПК УНЕОЩ ПВЯЕЛФЙЧПЧ, ЛПФПТЩЕ ЧЧЙОЮЙЧБАФУС Ч ЕЗП ЗОЕЪДБ. гЕОФТЙТПЧБООПЕ РПМПЦЕОЙЕ ПВЯЕЛФЙЧБ ПВЕУРЕЮЙЧБЕФ ЪБЭЕМЛБ, ТБУРПМПЦЕООБС ЧОХФТЙ ТЕЧПМШЧЕТБ.
фХВХУПДЕТЦБФЕМШ ОЕУЕФ ФХВХУ Й ТЕЧПМШЧЕТ.
чЙОФ ЗТХВПК ОБЧПДЛЙ ЙУРПМШЪХАФ ДМС ЪОБЮЙФЕМШОПЗП РЕТЕНЕЭЕОЙС ФХВХУПДЕТЦБФЕМС, Б, УМЕДПЧБФЕМШОП, Й ПВЯЕЛФЙЧБ У ГЕМША ЖПЛХУЙТПЧЛЙ ПВЯЕЛФБ РТЙ НБМПН ХЧЕМЙЮЕОЙЙ.
лТПОЫФЕКО ЛПОДЕОУПТБ РПДЧЙЦОП РТЙУПЕДЙОЕО Л ЛПТПВЛЕ НЙЛТПНЕФТЕООПЗП НЕИБОЙЪНБ. еЗП НПЦОП РПДОСФШ ЙМЙ ПРХУФЙФШ РТЙ РПНПЭЙ ЧЙОФБ, ЧТБЭБАЭЕЗП ЪХВЮБФПЕ ЛПМЕУП, ЧИПДСЭЕЕ Ч РБЪЩ ТЕКЛЙ У ЗТЕВЕОЮБФПК ОБТЕЪЛПК.
рТБЧЙМБ ТБВПФЩ У НЙЛТПУЛПРПН
рТЙ ТБВПФЕ У НЙЛТПУЛПРПН ОЕПВИПДЙНП УПВМАДБФШ ПРЕТБГЙЙ Ч УМЕДХАЭЕН РПТСДЛЕ:
1. тБВПФБФШ У НЙЛТПУЛПРПН УМЕДХЕФ УЙДС;
2. нЙЛТПУЛПР ПУНПФТЕФШ, ЧЩФЕТЕФШ ПФ РЩМЙ НСЗЛПК УБМЖЕФЛПК ПВЯЕЛФЙЧЩ, ПЛХМСТ, ЪЕТЛБМП ЙМЙ ЬМЕЛФТППУЧЕФЙФЕМШ;
3. нЙЛТПУЛПР ХУФБОПЧЙФШ РЕТЕД УПВПК, ОЕНОПЗП УМЕЧБ ОБ 2-3 УН ПФ ЛТБС УФПМБ. чП ЧТЕНС ТБВПФЩ ЕЗП ОЕ УДЧЙЗБФШ;
4. пФЛТЩФШ РПМОПУФША ДЙБЖТБЗНХ, РПДОСФШ ЛПОДЕОУПТ Ч ЛТБКОЕЕ ЧЕТИОЕЕ РПМПЦЕОЙЕ;
5. тБВПФХ У НЙЛТПУЛПРПН ЧУЕЗДБ ОБЮЙОБФШ У НБМПЗП ХЧЕМЙЮЕОЙС;
7. хУФБОПЧЙФШ ПУЧЕЭЕОЙЕ Ч РПМЕ ЪТЕОЙС НЙЛТПУЛПРБ, ЙУРПМШЪХС ЬМЕЛФТППУЧЕФЙФЕМШ ЙМЙ ЪЕТЛБМП. зМСДС ПДОЙН ЗМБЪПН Ч ПЛХМСТ Й РПМШЪХСУШ ЪЕТЛБМПН У ЧПЗОХФПК УФПТПОПК, ОБРТБЧЙФШ УЧЕФ ПФ ПЛОБ Ч ПВЯЕЛФЙЧ, Б ЪБФЕН НБЛУЙНБМШОП Й ТБЧОПНЕТОП ПУЧЕФЙФШ РПМЕ ЪТЕОЙС. еУМЙ НЙЛТПУЛПР УОБВЦЕО ПУЧЕФЙФЕМЕН, ФП РПДУПЕДЙОЙФШ НЙЛТПУЛПР Л ЙУФПЮОЙЛХ РЙФБОЙС, ЧЛМАЮЙФШ МБНРХ Й ХУФБОПЧЙФШ ОЕПВИПДЙНХА СТЛПУФШ ЗПТЕОЙС;
8. рПМПЦЙФШ НЙЛТПРТЕРБТБФ ОБ РТЕДНЕФОЩК УФПМЙЛ ФБЛ, ЮФПВЩ ЙЪХЮБЕНЩК ПВЯЕЛФ ОБИПДЙМУС РПД ПВЯЕЛФЙЧПН. зМСДС УВПЛХ, ПРХУЛБФШ ПВЯЕЛФЙЧ РТЙ РПНПЭЙ НБЛТПЧЙОФБ ДП ФЕИ РПТ, РПЛБ ТБУУФПСОЙЕ НЕЦДХ ОЙЦОЕК МЙОЪПК ПВЯЕЛФЙЧБ Й НЙЛТПРТЕРБТБФПН ОЕ УФБОЕФ 4-5 НН;
9. уНПФТЕФШ ПДОЙН ЗМБЪПН Ч ПЛХМСТ Й ЧТБЭБФШ ЧЙОФ ЗТХВПК ОБЧПДЛЙ ОБ УЕВС, РМБЧОП РПДОЙНБС ПВЯЕЛФЙЧ ДП РПМПЦЕОЙС, РТЙ ЛПФПТПН ИПТПЫП ВХДЕФ ЧЙДОП ЙЪПВТБЦЕОЙЕ ПВЯЕЛФБ. оЕМШЪС УНПФТЕФШ Ч ПЛХМСТ Й ПРХУЛБФШ ПВЯЕЛФЙЧ. жТПОФБМШОБС МЙОЪБ НПЦЕФ ТБЪДБЧЙФШ РПЛТПЧОПЕ УФЕЛМП, Й ОБ ОЕК РПСЧСФУС ГБТБРЙОЩ;
10. рЕТЕДЧЙЗБС РТЕРБТБФ ТХЛПК, ОБКФЙ ОХЦОПЕ НЕУФП, ТБУРПМПЦЙФШ ЕЗП Ч ГЕОФТЕ РПМС ЪТЕОЙС НЙЛТПУЛПРБ;
11. еУМЙ ЙЪПВТБЦЕОЙЕ ОЕ РПСЧЙМПУШ, ФП ОБДП РПЧФПТЙФШ ЧУЕ ПРЕТБГЙЙ РХОЛФПЧ 6, 7, 8, 9;
13. рП ПЛПОЮБОЙЙ ТБВПФЩ У ВПМШЫЙН ХЧЕМЙЮЕОЙЕН, ХУФБОПЧЙФШ НБМПЕ ХЧЕМЙЮЕОЙЕ, РПДОСФШ ПВЯЕЛФЙЧ, УОСФШ У ТБВПЮЕЗП УФПМЙЛБ РТЕРБТБФ, РТПФЕТЕФШ ЮЙУФПК УБМЖЕФЛПК ЧУЕ ЮБУФЙ НЙЛТПУЛПРБ, ОБЛТЩФШ ЕЗП РПМЙЬФЙМЕОПЧЩН РБЛЕФПН Й РПУФБЧЙФШ Ч ЫЛБЖ.
нЙЛТПУЛПР ВЙПМПЗЙЮЕУЛЙК УФЕТЕПУЛПРЙЮЕУЛЙК нву-1 (ТЙУ. 2) ДБЕФ РТСНПЕ Й ПВЯЕНОПЕ ЙЪПВТБЦЕОЙЕ ПВЯЕЛФБ Ч РТПИПДСЭЕН ЙМЙ ПФТБЦЕООПН УЧЕФЕ. пО РТЕДОБЪОБЮЕО ДМС ЙЪХЮЕОЙС НЕМЛЙИ ПВЯЕЛФПЧ Й РТЕРБТЙТПЧБОЙС ЙИ, ФБЛ ЛБЛ ЙНЕЕФ ВПМШЫПЕ ТБВПЮЕЕ ТБУУФПСОЙЕ (ТБУУФПСОЙЕ ПФ РПЛТПЧОПЗП УФЕЛМБ ДП ЖТПОФБМШОПК МЙОЪЩ).
тЙУ. 2. хУФТПКУФЧП НЙЛТПУЛПРБ нву-1:
оБ ЧЕТИОАА ЮБУФШ ЗПМПЧЛЙ ХУФБОПЧМЕОБ ВЙОПЛХМСТОБС ОБУБДЛБ. пЛХМСТЩ ЙНЕАФ ХЧЕМЙЮЕОЙС И6, И8, И12,5. дМС ХУФБОПЧЛЙ ХДПВОПЗП ДМС ЗМБЪ ТБУУФПСОЙС НЕЦДХ ПЛХМСТБНЙ ОБДП ТБЪДЧЙОХФШ ЙМЙ УДЧЙОХФШ ФХВХУЩ.
л ЪБДОЕК УФЕОЛЕ ЛПТРХУБ ЗПМПЧЛЙ РТЙЛТЕРМЕО ЛТПОЫФЕКО У ТЕЕЮОЩН НЕИБОЙЪНПН РЕТЕДЧЙЦЕОЙС. рПДЯЕН Й ПРХУЛБОЙЕ ЛПТРХУБ ЗПМПЧЛЙ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС ЧТБЭЕОЙЕН ЧЙОФБ. лТПОЫФЕКО ОБДЕФ ОБ УФПКЛХ, РТЙЛТЕРМЕООХА Л РПДУФБЧЛЕ.
дМС ТБВПФЩ Ч РТПИПДСЭЕН УЧЕФЕ, Ч ЛПТРХУ РПДУФБЧЛЙ ЧНПОФЙТПЧБО ПФТБЦБФЕМШ УЧЕФБ, У ЪЕТЛБМШОПК Й НБФПЧПК РПЧЕТИОПУФСНЙ. у РЕТЕДОЕК УФПТПОЩ ЛПТРХУБ ЙНЕЕФУС ПЛОП ДМС ДПУФХРБ ДОЕЧОПЗП УЧЕФБ. дМС ЙУЛХУУФЧЕООПЗП ПУЧЕЭЕОЙС РТЕДОБЪОБЮЕОБ МБНРБ, ЛПФПТХА ЧУФБЧМСАФ ЙМЙ Ч ПФЧЕТУФЙЕ У ЪБДОЕК УФПТПОЩ ЛПТРХУБ (ДМС РТПИПДСЭЕЗП УЧЕФБ), ЙМЙ Ч ЛТПОЫФЕКО, ХЛТЕРМЕООЩК ОБ ПВЯЕЛФЙЧЕ (ДМС ПФТБЦЕООПЗП УЧЕФБ).
уФПМЙЛ ХУФБОПЧМЕО Ч ЛТХЗМПН ПЛОЕ ОБ ЧЕТИОЕК РПЧЕТИОПУФЙ ЛПТРХУБ РПДУФБЧЛЙ. пО НПЦЕФ ВЩФШ МЙВП УФЕЛМСООЩН (РТЙ РТПИПДСЭЕН УЧЕФЕ), МЙВП НЕФБММЙЮЕУЛЙН, У ВЕМПК Й ЮЕТОПК РПЧЕТИОПУФСНЙ (РТЙ ПФТБЦЕООПН УЧЕФЕ).
ьМЕЛФТПООЩК НЙЛТПУЛПР (ТЙУ. 3) РПЪЧПМСЕФ ТБУУНПФТЕФШ УФТПЕОЙЕ ПЮЕОШ НЕМЛЙИ УФТХЛФХТ, ОЕЧЙДЙНЩИ Ч УЧЕФПЧПН НЙЛТПУЛПРЕ, ОБРТЙНЕТ, ФЙМБЛПЙД Ч ИМПТПРМБУФБИ. еЗП ТБЪТЕЫБАЭБС УРПУПВОПУФШ Ч 400 ТБЪ ВПМШЫЕ, ЮЕН Х УЧЕФПЧПЗП НЙЛТПУЛПРБ. ьФП ДПУФЙЗБЕФУС ЪБ УЮЕФ РПФПЛБ ЬМЕЛФТПОПЧ, ЧНЕУФП ЧЙДЙНПЗП УЧЕФБ. тБЪМЙЮБАФ ДЧБ ФЙРБ ЬМЕЛФТПООЩИ НЙЛТПУЛПРПЧ: ФТБОУНЙУУЙПООЩК (РТПУЧЕЮЙЧБАЭЙК) Й УЛБОЙТХАЭЙК (ДБАЭЙК ПВЯЕНОПЕ ЙЪПВТБЦЕОЙЕ НЙЛТПРТЕРБТБФПЧ) (ТЙУ. 4).
тЙУ. 3. ьМЕЛФТПООЩК НЙЛТПУЛПР.
тЙУ. 4. уОЙНЛЙ, УДЕМБООЩЕ ОБ ЬМЕЛФТПООЩИ НЙЛТПУЛПРБИ:
ъБДБОЙЕ 1. йУРПМШЪХС НЙЛТПУЛПРЩ, ФБВМЙГЩ Й РТБЛФЙЛХНЩ, ЙЪХЮЙФШ ХУФТПКУФЧП УЧЕФПЧЩИ НЙЛТПУЛПРПЧ (нйлнед-1, вйпмбн Й нву-1) (ТЙУ. 1, 2). ъБРПНОЙФШ ОБЪЧБОЙС Й ОБЪОБЮЕОЙЕ ЙИ ЮБУФЕК.
ъБДБОЙЕ 2. рТЙ НБМПН Й ВПМШЫПН ХЧЕМЙЮЕОЙСИ НЙЛТПУЛПРБ ОБХЮЙФШУС ВЩУФТП ОБИПДЙФШ ПВЯЕЛФЩ ОБ РПУФПСООЩИ НЙЛТПРТЕРБТБФБИ.
1. юФП ФБЛПЕ ТБЪТЕЫБАЭБС УРПУПВОПУФШ НЙЛТПУЛПРБ?
2. лБЛ НПЦОП ПРТЕДЕМЙФШ ХЧЕМЙЮЕОЙЕ ТБУУНБФТЙЧБЕНПЗП РПД НЙЛТПУЛПРПН ПВЯЕЛФБ?
3. ч ЮЕН ПФМЙЮЙЕ НЙЛТПУЛПРПЧ вйпмбн Й нву-1?
4. рЕТЕЮЙУМЙФШ ЗМБЧОЩЕ ЮБУФЙ НЙЛТПУЛПРБ вйпмбн Й нйлнед-1. ч ЮЕН ЙИ ОБЪОБЮЕОЙЕ?