Уважение что это как объяснить ребенку
Помогаем ребенку понять смысл уважения
Шесть заблуждений об уважении, которые важно развеять, чтобы ребенок понял его истинный смысл
Если вы не обучали ребенка уважительному отношению и сейчас сталкиваетесь с его грубостью, не отчаивайтесь, еще ничего не потеряно. От вас потребуется демонстрировать уважительное поведение на собственном примере, быть последовательными и придерживаться установленных последствий за неприемлемое или хорошее поведение ребенка. Но если это возможно, начинайте учить детей с самого раннего, даже ясельного, возраста. Кроме того, постарайтесь прояснить для себя и, если нужно, переосмыслить понятие «уважение», чтобы в дальнейшем испытывать его на себе со стороны ребенка.
Многие из наших представлений об уважении являются ложными и отвлекают нас от основной идеи отношения к людям с честью и достоинством. Толковый словарь дает определение слова «уважение» с точки зрения восхищения и почтения – удела лишь немногих избранных, но эксперты предпочитают определять это слово как нечто такое, чего заслуживают все люди, поскольку каждый человек имеет свою высочайшую ценность и достоин уважения. В свою очередь, уважение связано с нашим отношением к другим людям, вниманием, которое мы уделяем окружающим, и одобрением, которое мы демонстрируем.
Так как же создать в семье атмосферу уважения? В первую очередь необходимо демонстрировать уважительное отношение на собственном примере. Затем нужно научить детей тому, как правильно относиться к вам и другим людям. Если вы думаете, что ваш двух-трехлетний ребенок с не по годам развитой речью просто очарователен в своих проявлениях, и смеетесь над его дерзостями, то настраиваете себя на такое же его поведение, только еще более изощренное, когда он вырастет.
Лучше скажите малышу (с уважением), что вы хотите, чтобы он говорил уважительным тоном голоса и подбирал уважительные слова. Учите ребенка тому, как правильно нужно относиться к окружающим людям, в том числе говорить «пожалуйста» и «спасибо» и придерживать дверь для человека, идущего позади. Приступайте к обучению азам уважительного отношения в самом раннем возрасте вашего малыша: даже в 1,5 года дети могут понимать, что от них ожидают взрослые.
Опровержение заблуждений об уважении к человеку
1. Уважение не связано с любовью или восхищением. Оно не требует благоговения, почтения или трепета, как интерпретируют это слово некоторые словари. Уважение не связано с постановкой кого-либо на пьедестал для поклонения или с тем, что лишь некоторые люди заслуживают его по-настоящему. Уважение – это заботливое и вежливое отношение ко всем людям без исключения.
2. Уважение это также не послушание, уступчивость или соглашение. Когда ваши дети «расправляют свои крылья», проверяют границы дозволенного или спорят с вами, вы можете считать это проявлением неуважения, но это не всегда так. Отсутствие уважения может демонстрировать манера выражать свое несогласие, например, оскорбление интеллектуальных способностей оппонента или пренебрежение его мнением. Родители должны учить детей определять эту разницу. Важно поощрять малышей озвучивать их собственное уникальное мнение и научить, что оно не всегда может изменить вашу точку зрения. Но иногда может! Уважать детей означает слушать не только их слова, но и сердца.
3. Уважение – это не страх. Родители, которые добиваются послушания, внушая страх, могут получить повиновение ребенка, но не уважение. Сопутствующими чувствами в такой ситуации могут быть также ненависть, презрение и раздражение, но вряд ли они перерастут в уважение. И это не объясняет ребенку, почему ему позволено или не позволено делать что-либо. Воспитание на основе страха – это плохой способ общения.
4. Уважение не зарабатывается. Многие подростки считают, что уважение нужно заслужить. Непонятно, откуда они взяли эту идею. Это нелегко, но нужно нести ответственность за свои собственные поступки, и пусть только Бог судит другого человека.
5. Уважение не тождественно зрительному контакту. Такой контакт является культурной традицией. В одних странах зрительный контакт считается признаком интереса к человеку, честности и едва уловимого уважения. Однако в некоторых странах Ближнего Востока зрительный контакт может принести вам неприятности, особенно, если вы женщина, которая смотрит на мужчину. Он может принести вам неприятности в некоторых странах Латинской Америки, Африки и Азиатских странах, где зрительный контакт считается почти вызовом. Поэтому людей других культур зрительный контакт может сбивать с толку и считываться ими, как проявление неуважения. Это, безусловно, не лучшая мера измерения уважения. Многие национальные и культурные нормы иногда путают с проявлением этого прекрасного качества.
6. Уважение – это не обычная вежливость и манеры. Да, они могут передать уважение, но при этом не охватывают того, в чем заключается суть уважительного отношения. Уважение это не просто привычка, которой человека обучили, как, например, благовоспитанности. Вежливым считается разное поведение в разных культурах, регионах, у разных поколений и семей. Но уважение – отношение к каждому человеку с заботой и вниманием – универсально для всех.
8 простых шагов как научить ребёнка уважать и слышать взрослых
Мария Светлова
8 простых шагов как научить ребёнка уважать и слышать взрослых
Непослушные дети: чем они не угодили родителям?
Чтобы такие дети вели себя «нормально», взрослымприходится прилагать усилия: сдерживать, контролировать, повторять, отказывать, наказывать и предупреждать.И в этом дело: нам не хочется напрягаться, воспитывая детей. Было бы удобнее, чтобы ребенок был управляем, как игрушка с пультом.
К сожалению, обычные дети давно привыкли,что родителей можно не слушать: мало ли что они говорят! И дело здесь не в детях, а в нас, в родителях, когда мы важные для нас вещи говорим детям как-то не всерьез, не обращая внимания, слушают нас дети или нет, когда мы свои требования выставляем неубедительно.
Ваши просьбы должны быть спокойными, но четкими распоряжениями, звучать весомо и сопровождаться контролем. Ребенок должен знать, что ваши слова не пустышки, и если вы предупредили, что не убранные игрушки выбрасываются, они действительно исчезают. Если родитель обращается к ребенку с просьбой уверенно, зная, что у него есть рычаги влияния, на такую просьбу ребенок отреагирует.
А теперь к делу. Что это за шаги?
Как говорил Король из сказки Антуана Сент-Экзюпери «Маленький принц», управлять восходом солнца легко, нужно только знать, когда восход происходит.Скажите в нужный момент: «Солнце, поднимайся!», и вы станете властелином восходящего солнца.Также и ребенок: если ребенок вас пока не слушается, он все равно что-то делает. Идите от того, что есть, пристраивайтесь к тому, что он делает, и направляя его активность в нужную вам сторону.
Шаг 2:Приручение: приучить приходить, когда зовут.
Шаг 3. Учимся договариваться.
Вы с ребенком на детской площадке, вам пора уже уходить, а ребенок уходить не хочет, ему хочется играть еще. Просто скомандовать?
Ребенок может начать протестовать ревом. Что делать?
Шаг 4: Нет капризам.
Шаг 7: Самостоятельность.
Шаг 8: Ответственность.
Ну вот,остался последний шаг: ответственность. Женщины не очень любят слово «ответственность», им ближе «заботливость»,однако между этими словами есть разница: заботливый человек платит только стараниями и душой, а ответственный за свои ошибки платит реально. Если вы поручаете ребенку ответственное дело, за это, в случае прокола, придется расплачиваться или ребенку, или вам. Но дети растут, приходит пора знакомить их с ответственностью, и вы теперь поручаете ребенку не просто дела,а ответственные дела: те, за которые нужно отвечать перед другими людьми или, просто, за ошибки расплачиваться.
Берясь за ответственное дело, ребенок уже знает цену ошибки,и относится к поручению ответственно: все продумает, запомнит, проследит и проверит, а по итогам вам обязательно доложит.
Должны ли дети беспрекословно слушать своих родителей?
Обычно они это даже не требуют, а мягко просят, скорее подсказывают и напоминают, и этого бывает достаточно.
Консультация «Как научить ребёнка трудиться посредством игры?» Главное — научить любить труд и находить в нем источник радости. Любовь и привычка к труду определяют будущее маленького человека. Заботясь.
Консультация для родителей «Как хочется научить ребёнка читать!» (подготовительная группа) Привить ребёнку любовь к чтению сложно,вокруг компьютеры,планшеты и т. д,но это необходимо сделать,причём приучать ребёнка необходимо с раннего.
Консультация для родителей «Как научить ребенка читать, уважать и понимать книгу» Консультация для родителей: «Как научить ребенка читать, уважать и понимать книгу». Данная консультация для родителей о том, как научить.
Консультация для родителей «Как научить ребёнка одеваться самостоятельно» Каждый родитель мечтает о том, когда его малыш научится одеваться самостоятельно. Но это не случиться само собой. Ребёнка надо учить навыкам.
Консультация для родителей «Как научить ребёнка справляться с трудностями» Если рассматривать детей одного возраста, можно увидеть, что дети все разные. У них разный уровень развития. Что одним детям даётся легко,.
Консультация для родителей «Как научить ребёнка управлять своим гневом?» Бывают такие ситуации, когда ребёнок кричит, стучит ногами, делает всё наперекор взрослым. В этом случае родители настолько возмущены.
Консультация для родителей «Как научить ребёнка завязывать шнурки» Дошкольников сложно научить завязывать шнурки. Особенно сложно научить тех детей, у которых слабо развита мелкая моторика рук. Но учить.
Презентация «Как научить ребёнка делать звуковой анализ слова» Обучение грамоте в детском саду – это целенаправленный систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Важно, чтобы.
Советы родителям «Как научить детей не перебивать взрослых» Одним из показателей хорошего воспитания детей является их умение не перебивать взрослых во время разговора. Наверное, многим родителям.
Советы родителям «Как научить ребёнка пользоваться ножницами» Дети рано проявляют интерес к ножницам. Но многие мамы боятся начать учить ребёнка ими пользоваться, так как обеспокоены безопасностью.
Воспитание ценностей: уважение – это самое главное «волшебное слово» для ребенка и не только
Я хочу вот это, – говорит наш ребенок, и вопрос, который в такие моменты задавали нам наши родители, уже срывается с губ:
Что за волшебное слово ты должен сейчас сказать?
Ребенок дежурно повторяет. В этот момент возникает вопрос: а действительно ли он испытывает сейчас благодарность или просто сказал «пожалуйста», чтобы от него отстали?
Родители часто понимают, что ценности важны, но какие из них действительно фундаментальны, но как их приблизить к своему ребенку?
Мы все хотим передать традиционные ценности нашим детям, поэтому мы начинаем учить их всегда говорить «пожалуйста» и «спасибо» с раннего детства. Но действительно ли эти слова имеют какое-то значение, заставляя наших детей повторять их снова и снова? Следует учить их чувствовать искреннюю благодарность, а не спрашивать:
Какое волшебное слово нужно сказать?
Как преобразовать пустую фразу в образ мысли? Ответ прост: мы не должны форсировать слова, а оставить их как часть повседневной жизни и служить примером для своих детей.
Ценностное образование: демонстрация ценностей, а не правил поведения, имеет основополагающее значение
Воспитание ценностей является фундаментальным, потому что ценности важны для детей – без сомнения. Они дают им поддержку и ориентиры. Они незаменимы в сосуществовании общества. Такие ценности, как честность, уважение или солидарность, оказывают нам поддержку. Дети привыкают к ним с рождения, иногда даже превосходят то, чему их учили, и, таким образом, получают свой собственный опыт.
Дети многому учатся через подражание. Вот почему так важно показать им ценности. У каждого из нас есть ценности, которые кажутся нам особенно важными и поэтому мы в какой-то степени передаем нашим детям больше, чем другие.
Ценности можно переносить в повседневных ситуациях. Потому что дети очень внимательно следят за нами, родителями. Как мы ведем себя по отношению к другим людям? Предлагаем ли мы места пожилым людям в автобусе? Мы ведем себя вежливо и говорим «пожалуйста» и «спасибо» по собственной инициативе?
В чем на самом деле вежливость? В уважении!
Слова «пожалуйста» и «спасибо» – всего лишь мелочи, которые действительно просто выделяют вежливость. Скорее, уважение – это фундаментальная ценность. Уважительное отношение к другим, показывающее, что мы ценим их, – это «настоящая» вежливость. Но дети не учатся этому, просто сказав два коротких слова. Это важная форма этикета, но не внутренняя ценность.
Вот почему мы должны быть для наших детей хорошим примером для подражания и показывать им, как относиться к другим людям с уважением. Это включает в себя внимание к другому человеку, его границам и чувствам. Чтобы почувствовать, что вы не одиноки в этом мире и что вы также должны уважать другие мнения, характеры и отношения.
Уважение уже в младенчестве можно передать через мелочи. Прислушиваясь к своим детям, понятным для них образом, общаясь с другими и говоря фразами, которые выражают сочувствие и заботу, а не постоянно сосредотачиваясь, например, на материальных желаниях: таким образом каждый может проявить уважение к своему ребенку и стать для них примером для подражания.
А говорить «волшебные слова» он и так научится, если они в ходу в семье. Вот вложить в них чувства – уже сложнее. Только искренний пример родителей поможет познать и усвоить семейные ценности.
Как привить ребёнку уважение к старшим
Многие родители изо всех сил пытаются научить ребенка их уважать. Некоторые даже заставляют. Но дети почему-то капризничают и никак не хотят признавать авторитет взрослых. О том, как привить ребёнку уважение к старшим, каких ошибок не следует совершать родителям в воспитании, и что делать, если ребёнок не слушает маму и папу, рассказала хабаровский педагог-психолог Маргарита Иотка. как привить ребёнку уважение к старшим
Как привить ребёнку уважение к старшим: мнение специалиста
— Маргарита, что вкладывают в понятие «уважение», и какими методами его можно привить ребенку?
Маргарита Иотка, педагог-психолог
— Уважение в первую очередь — это признание достоинств другого человека, его авторитета. А еще это понимание того, что человек тебе не принадлежит и осознание его границ. Этого можно добиться только с помощью собственного примера. Очень часто к нам обращаются семьи, в которых уважения как такового нет. Допустим, мама с бабушкой постоянно ссорятся, оскорбляют друг друга при ребенке. А потом родители приходят на приём и удивляются, почему ребенок позволяет себе в их адрес оскорбления.
И другой пример: ребёнок воспитывается в семье, где мама постоянно говорит «нельзя, потому что я так сказала» и не удосуживается объяснить почему. Это неправильно. Детям нужно не только прививать правила, нормы, этикет, но и объяснять, почему нужно вести себя так или иначе. «Потому что я так сказала» — это не аргумент, особенно для ребёнка, который потом станет подростком, у которого складывается своё мировоззрение. И мнение родителей для него чаще всего в этот период не авторитетно, он прислушивается к мнению сверстников. В итоге подросток может разговаривать с родителями так же, как и они с ним: «Да что ты можешь знать?». Поэтому у него еще в детстве должно сложиться понимание того, что значит уважение к старшим и почему это так важно.
— Как же тогда объяснить ребенку, почему старших нужно уважать?
— Всегда нужно объяснять причины. Например, почему нельзя игнорировать дедушку, который не может перейти через дорогу, почему нельзя обижать и оскорблять пожилых людей. Нужно рассказать ребенку, что такое старость, что в таком возрасте людям нужна помощь. Также можно объяснить, что человек прожил долгую жизнь и у него большой жизненный опыт, а ребенку это только предстоит и он может чему-нибудь научиться у пожилого человека. Если разъяснять такие вещи ребёнку, как взрослому человеку, то к подростковому возрасту у него сложится своя картина мира и оценка происходящего.
— Влияет ли то, что родители наказывают ребенка за проступки, на уважение к ним?
— Наказывать ребёнка — это нормально, но он должен чётко понимать, за что его ругают. Плюс система поощрений и наказаний должна быть единой в семье. Нужно обязательно договориться со всеми родственниками, как вы будете наказывать ребенка или хвалить. Лучше, чтобы ребенок мог сам нести ответственность за свои поступки. Опять же, если в процессе воспитания не разъяснять ребенку элементарные вещи и явления, то впоследствии у него будет атрофировано формирование собственного мнения и принятия решений, ответственность за свои поступки он нести не сможет. И будет говорить: «Я так сделал, потому что я так захотел».
— Во время переходного возраста дети в некоторых случаях начинают отвергать авторитет родителей, бунтовать. Как вести себя родителям в этот период?
— Ни в коем случае ничего не подавлять. Это такой возраст, когда происходит сепарация от родителей. Это нужно просто пережить и не мешать. Еще нужно уважать личные границы ребёнка, например, без стука к нему в комнату не входить. У него тоже должно быть свое пространство, где он может чувствовать себя в безопасности, спокойно заниматься своими делами и не думать, что сейчас ворвется мама или папа с претензиями. Вообще, это нормальный процесс, нужно просто набраться терпения и как можно больше приложить усилий, чтобы ребенок мог вам доверять, прийти к вам с любым вопросом, в том числе и о первой любви.
— А если ребёнок в этот период связался с плохой компанией? Тут не вмешиваться уже не получится…
— В этом случае нужно понять, что он такого получает от этой компании. Как правило, слабые примыкают к более сильным. Чему он хочет научиться от них? Почему они вдруг стали ему интересны? Может, ему важно быть авторитетным, агрессивным в его среде. Потому что в этот период подростки становятся достаточно жестокими, срывая друг на друге негативные эмоции.
— С какого возраста нужно объяснять ребёнку, что такое уважение?
— Чем раньше, тем лучше. Вообще, до трёх лет у ребенка нет понимания, какой человек перед ним: взрослый, молодой, старик. У него все люди в принципе равны — он обращаются к любому человеку на «ты». С трех лет уже нужно начинать воспитывать это.
— А если не удалось сделать это вовремя?
— Если ребенку уже, например, десять лет и он до сих пор не может принимать авторитет, тут нужно уже смотреть на семью: значит что-то такое есть в отношениях между мамой и папой или родителями и бабушкой. Как вы относитесь к своим родителям в обществе своего ребенка, как вы относитесь к нему самому, так и он будет к вам относиться.
— Влияет ли на отношение ребёнка к старшим телевидение и интернет? Сейчас в сети есть много видео, на которых дети оскорбляют учителя и считают, что это круто.
— Если это просто видеоролик, то это не так страшно, а вот если его поддерживают одноклассники и собираются теперь издеваться над своим учителем, то тут надо обращаться к школьному психологу, специалистам, которые смогут остановить этот буллинг учителя. А вообще, учитель должен обладать навыком не отдавать власть детям.
Говоря о влиянии интернета в общем, если ребёнок маленький, есть возможность блокировать определенный контент в сети, и он его не увидит. Но если ему уже 15, заблокировать сайты и источники вряд ли получится. Если ему с детства прививали нормы уважения, скорее всего такие ролики вызовут у него жесткую критику.
— Часто ли к вам обращаются родители с проблемой неуважения в семье?
— Постоянно. Очень часто обращаются родители с детьми в возрасте 9-10 лет, которые их не слушаются. Бывали даже такие случаи, когда дети говорили своим родителям, что сейчас позвонят в телефон доверия, чтобы их лишили родительских прав. Дети в этом плане жестоки. В таких случаях надо разбираться, в чем причина. Возможно, в семье присутствует такой вид манипуляции. В первую очередь надо искоренять такую манеру общения, иначе результата не будет. Это то же самое, если сидеть дома с сигаретой и учить ребенка не курить.
— Что в таких случаях вы советуете родителям?
— Я всегда смотрю на отношения родителей друг с другом: что за семейная система дома, кто подключен к воспитанию, может, бабушка или крестные. В любом случае помогать нужно не детям, а в первую очередь родителям. Очень сложно работать, когда приходят родители и говорят, мол, сделайте что-нибудь с моим ребенком, а мы поехали, у нас дела. Они не готовы работать над собой и хотят, чтобы починили сломанное, а на самом деле это не сломалось просто так. А если родители готовы работать, следуют рекомендациям специалиста, то проблемы решаются.
— Нужно ли объяснять ребенку, что уважать нужно не только старших, но и сверстников?
— Да, обязательно нужно объяснять, что другой человек — это личность и совсем другая страна, границы которой переходить не нужно. Нельзя просто так подойти к человеку и поторогать его или задавать вопросы, которые приводят в ступор, например, «почему ты такая толстая»? Это смешно, когда ребенок совсем маленький, но когда ему 11-12 лет, то это уже не норма. Чтобы ребенок понимал это, нужно не только объяснять ему такие вещи, но и общаться с ним, как со взрослым человеком, и уважительно относиться к его мнению. Он должен понимать, что делает, аргументировать и нести ответственность за свои действия.
Например, вы обсуждаете с мужем покупку новой машины. Посадите ребенка в автомобиль, пусть тоже скажет своё мнение. Он будет чувствовать, что он не маленький, и понимать свою значимость в семье. как привить ребёнку уважение к старшим
— Стоит ли идти к психологу, если в семье проблемы, или можно справиться своими силами?
— К психологу идти нужно. Если есть сложности в детско-родительских отношениях, и вы понимаете, что друг друга не слышите, дома постоянно крики, скандалы и ничего никуда не движется, придите на консультацию хотя бы один раз и послушайте мнение специалиста.
Итак, для того, чтобы научить ребёнка уважать старших, нужно:
Главное фото — pixabay.com
Освещаю разные стороны жизни города, не люблю привязываться к какой-то определенной теме. Медицина, недвижимость, туризм, культура, психология — пишу обо всём, что интересно в данный момент. Главное — чтобы читатель нашел в статье для себя что-то полезное.
Как научить ребенка уважению
Уважение к состоянию, потребностям и чувствам другого человека не возникает на пустом месте. Ему учат, прежде всего, в семье. Кто хоть раз сталкивался с человеком, который не уважает чужих границ, знает, как трудно общаться с таким человеком. Научить ребенка уважению – это значит научить его не делать никому больно, всегда уважать чужое «нет», не выходить за установленные рамки, радоваться независимости других. Если ребенок вырастает неспособным уважать границы других людей, ему придется испытать боль.
Родители сами не должны допускать к себе пренебрежительного отношения. Если ребенок нарушает ваши личные границы или установленные запреты, говорите «нет».
Пример неуважительного отношения к родительскому «нет».
– Мама, я с друзьями иду играть в хоккей. Пока.
– Нет, сейчас ты не можешь идти гулять. Сначала надо сделать уроки.
– Ну, мама! Все ребята идут. Сделаю уроки вечером.
– Я понимаю, что тебе очень хочется пойти. Но мы ведь с тобой договорились: сначала уроки, потом улица.
– Ну и что. Я же могу сделать уроки после ужина.
– Договор есть договор. Больше нам нечего обсуждать.
– Ты просто не хочешь меня понять. Ты глупая. Большая и глупая!
Такая реакция ребенка является естественной, если он с ограничениями сталкивается впервые. Агрессивное поведение детей в такой ситуации – это проверка родителей на прочность. Что нужно сделать, чтобы такое поведение не повторилось? Дж. Таунсед (Дети: границы, границы, 2010) говорит о том, что родители должны сопереживать ребенку, исправлять его и соблюдать причинно-следственные связи.
Сопереживание и исправление может быть достигнуто следующей родительской реакцией:
«Насколько я понимаю, ты чем-то расстроен. Когда начнешь говорить со мной в более уважительном тоне, я с удовольствием тебя выслушаю. А слушать того, кто называет меня глупой, я не собираюсь. Если ты чем-то недоволен, скажи мне это нормальным тоном».
Исправление следует за осознанием ребенком своей неправоты и извинением. Если ребенок не извинился и не захотел исправляться, дело необходимо доводить до последствий.
В различных ситуациях общения можно взять на вооружение следующие сочувствующие фразы:
– Понимаю, как сильно ты расстроен.
– Представляю, какое разочарование испытываешь ты, когда все идут в кино, а ты вынужден оставаться дома.
– На душе становится так грустно, когда вынужден пропускать то, на что уже настроился.
– Знаю, как тебе сейчас тяжело.
«Я просила тебя не разговаривать со мной в таком тоне. Когда ты так разговариваешь, я не буду тебя слушать, потому что это обижает меня. Так что иди к себе в комнату, посиди там и подумай, как следует разговаривать с людьми».
Родители должны увязать последствия с нарушением установленного правила. Последствием становится прекращение общения с ребенком. Не нужно оказывать на ребенка давление, стыдить его. Достаточно просто уточнить, где проходят ваши личные границы, почему их надо уважать и каковы последствия для ребенка, если он их нарушает. В приведенном примере мама дала сыну понять, что его поведение обижает людей, и оно лишает сына общения с ними. Не опускайтесь до ответной агрессии и оскорбления и просто уходите от общения с ребенком. Если ему захочется грубить, то пусть это делает в одиночестве, грубит сам себе. Если желает чтобы его слушали, пусть учится уважать других и ведет себя тактично. Если родители начинают спорить с ребенком или осуждать его, то реальность перестает быть его проблемой. Проблемой становитесь вы.
Закон уважения других людей учит детей тому, что мир принадлежит не им одним. Через уважение своих близких дети учатся уважать других людей – уважать их пространство и чувства, их взгляды и мнения, уважать их желания. Чье-то «нет» они выслушают без негодования. Это избавит их от многих жизненных проблем и позволит избежать разочарований.