Утверждают что на карте радость скрыть

Утверждают что на карте радость скрытьУтверждают что на карте радость скрытьУтверждают что на карте радость скрытьУтверждают что на карте радость скрытьУтверждают что на карте радость скрытьУтверждают что на карте радость скрытьУтверждают что на карте радость скрыть

Для начала напомню, что карта не трехмерная, поэтому если вы находитесь точно в том месте, что указано на скрине, но не видите ответа, значит нужно либо подняться, либо спуститься. Так же я конечно не стал отмечать каждую челюсть, это было бы глупо, поэтому на скринах примерно расположение челюстей, не поленитесь обследовать местность поблизости. Текс товыми комментариями я буду снабжать, только загадки с поиском расположения которых могут возникнуть реальные проблемы на мой взгляд. Начнем
Загадки для сканирования
Мои загадки видны тем, у кого верная жизненная позиция
Взберитесь на особняк Аркхема

Наследие этого остров надежно похоронено

Самая знаменитая семья, высится над городом

Источник

Диктанты в 11 классе

Утверждают что на карте радость скрыть

Утверждают что на карте радость скрыть

Содержимое разработки

Контрольный диктант в 11 классе № 1

Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям учебной программы на начало учебного года.

Старик Айтей не смог уснуть, думал о сыне.

Однажды они с Абдрахманом поехали охотиться с ястребом. Мальчик был уже заправским охотником. С трещоткой мальчик поскакал вперёд, а Айтей ждал на вершине холма верхом на крупной гнедой лошади.

Маленький Абдрахман знал, что если неправильно вспугнуть птицу, то можно испортить всю охоту.

Как только стая гусей обогнула озеро и приблизилась к возвышенности, где стоял Айтей, охотник подбросил вверх своего ястреба. Птица, со свистом рассекая воздух острыми крыльями, понеслась над самой землёй.

Гуси почуяли опасность. Двое из них продолжали лететь вперёд, трое шарахнулись куда-то в сторону, остальные ринулись вниз.

Ястреб взвился в поднебесье, точно стрела, выпущенная из лука.

Охотник видел, как скрестились в небе гусь и ястреб. Вот уже оба камнем падают вниз. Мальчика захватило зрелище. Не помня себя, он погнал своего коня туда, где падала птица. Айтей едва поспевал за сыном.

1. Выполните синтаксический разбор предложения:

I вариант: Охотник видел, как скрестились в небе гусь и ястреб.

II Вариант: Не помня себя, он погнал своего коня туда, где падала птица.

2. Преобразуйте предложение: Птица со свистом рассекая… в сложное предложение, определите его тип и постройте схему.

3. На тему текста составьте предложение с прямой речью, соответствующе схеме:

Контрольный диктант в 11 классе № 2

Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям учебной программы на начало учебного года.

Содержание контрольной работы направлено на выявление уровня развития умений выбора постановки знаков препинания: тире в простом предложении; при однородных членах предложения; при обособленных определениях и обстоятельствах; запятые при вводных словах; в сложных предложениях.

Условий для написания: проверяемых безударных гласных и проверяемых согласных в корне слова; приставок и предлогов; безударных падежных окончаний существительных, прилагательных и причастий; правописание з-с на конце приставок; не с разными частями речи; н-н в причастиях; правописание глагольных окончаний, умение определять виды подчинительной связи в словосочетаниях.

Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. Оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой.

Тогда наш внутренний мир настроен тонко и верно, как некий волшебный инструмент, и отзывается на всё, даже самые скрытые, самые незаметные звуки жизни.

Толстой сказал о вдохновении, пожалуй, проще всех: «Вдохновение состоит в том, что вдруг открывается то, что можно сделать чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнения». Но как бы ни определяли вдохновение, мы знаем, что оно плодотворно и не должно исчезнуть бесследно, не одарив собою людей. (170слов, по К. Паустовскому)

1. Озаглавить текст диктанта.

2. Найти предложение с прямой речью, вычертить к нему схему. Заменить прямую речь косвенной и записать это предложение.

3. Сделать фонетический разбор слова:

4. Выписать из текста по два словосочетания на все виды подчинительной связи и разобрать их:

5. Сделать синтаксический разбор предложения:

Контрольный диктант в 11 классе № 3

Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям учебной программы на начало учебного года.

Светлою лентой вьётся Яик среди пойменных лугов, изрезанных бесчисленными притоками и рукавами, серебряной дорогой уходит в пойменные леса.

Тихий летний вечер. Багровея, катится к горизонту большое солнце.

Сверкающая река встретила мягкой прохладой. С её просторов дул свежий ветер. Вдаль уходило окаймлённое бархатной зеленью берегов дрожащее живое серебро воды.

Весной, во время паводка, Яик выходил из берегов, мутные воды захватывали огромные пространства, плескались над залитыми лугами, в затопленных лесах гуляла рыба. А сейчас, в разгаре лета, река была светла и нетороплива, величаво несла она свои воды к далёкому морю.

Вечерний воздух зазвенел от лягушиных трелей. В осоке пересохших ручейков, в зеленовато-синей слизи стоячей воды затаились пучеглазые певцы и оглашали хрупкую тишину бесконечными руладами.

Вот в омуте лениво плеснулась огромная рыба, где-то гулко закричал удод, словно будил сонную лень реки, донёсся далёкий крик кулика.

Все эти звуки слились в пёструю симфонию. (171 слово, по Х. Есенжанову)

1. Сделать фонетический разбор слова:

2. Разобрать слова по составу:

3.Выписать из текста по одному словосочетанию на все виды подчинительной связи и разобрать их:

4.Сделать синтаксический разбор предложения:

Контрольный диктант в 11 классе № 4

Цель: проверить общий уровень сформированности орфографической и пунктуационной грамотности учащихся по итогам 1-го полугодия в соответствии с требованиями государственного стандарта.

(174 слова) (По Л.Н. Толстому)

1. Выполнить фонетический разбор слова:

2. Подобрать однокоренные слова и формы одного и того же слова:

3. Выписать словосочетания на все виды подчинительной связи и разобрать их:

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

Солнце грело, трава, оживая, росла и зеленела везде, где только не соскребали её, не только на газонах и бульварах, но и между плитами камней, и берёзы, тополи, черёмуха распускали свои клейкие и пахучие листья, липы надували лопавшиеся почки; галки, воробьи и голуби по-весеннему радостно готовили уже гнёзда, и мухи жужжали у стен, пригретые солнцем.

Контрольный диктант в 11 классе № 5

Цель: проверить общий уровень сформированности орфографической и пунктуационной грамотности учащихся на конец 1-го полугодия

Стояла глубокая осень. По небу плыли низкие набухшие тучи, изредка моросил мелкий дождик. Из гавани доносились одиночные орудийные выстрелы: жители города оповещались о грозившем наводнении. Но никто не обращал внимания на сеющий дождик, который покрывал одежду прохожих серебристой пылью. Никого не интересовали орудийные выстрелы. По широкому Невскому проспекту лился оживлённый людской поток, то и дело проносились блестящие кареты. Нередко впереди позолоченной кареты бежали скороходы, предупреждая народ: «Пади! Пади!»

Луч солнца угас, и снова всё ушло и укрылось в серый сумрак промозглого осеннего дня.

(169 слов) (По Е. Фёдорову)

1. Сделать фонетический разбор слова:

2. Разобрать слова по составу:

3. Сделать морфологический разбор слова:

4. Выписать по два словосочетания и сделать их разбор:

5. Сделать синтаксический разбор предложения:

Но никто не обращал внимания на сеющий дождик, который покрывал одежду прохожих серебристой пылью. 1- вариант

Контрольный диктант в 11 классе № 6

Цель: проверить общий уровень сформированности орфографической и пунктуационной грамотности учащихся на конец 1-го полугодия

С четырёх сторон налетели монголы на маленький род Берш. Падали кипчаки, потому что с четырёх сторон летели к ним лёгкие стрелы с жёсткими чёрными перьями. Быстро связали монголы живых мужчин. Молодых женщин они тоже связали и положили в толстые шерстяные мешки на сёдлах. Длинногривых кипчакских лошадей монголы согнали в один табун. Только больных и стариков не взяли они. И маленьких детей не взяли, которых нужно долго кормить, чтобы продать.

И старика со шрамом у левого глаза не взяли монголы. Старик пришёл откуда-то и сел у огня крайней семьи. Ему дали поесть и не спрашивали ничего, потому что он молчал. И старик не поднял руки, чтобы закрыть лицо, когда ударил его камчой молодой красноглазый монгол, потный от крови.

Он стоял и смотрел, как убивали монголы, как вязали они мужчин и валили на песок женщин. И молчал старик.

И когда умчались монголы, ничего не осталось у кипчаков. Совсем мало их было, старых и больных. Они засыпали красным песком мёртвых, и заплакали они, и подняли руки к белому солнцу.

А когда стала краснеть от вечернего солнца белая трава, старик собрал оставшихся. И они пошли за ним, ничего не спрашивая.

(187 слов) (По М. Симашко)

1.Сделать фонетический разбор слова:

2. Сгруппировать орфограммы и подобрать к ним примеры из текста диктанта.

3. Составить предложение на тему текста с прямой речью, затем его переконструировать в предложение с косвенной речью, записать эти предложения и составит к ним схемы.

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

1-й вариант: И старик не поднял руки, чтобы закрыть лицо, когда ударил его камчой молодой красноглазый монгол, потный от крови.

2-й вариант: Он стоял и смотрел, как убивали монголы, как вязали они мужчин и валили на песок женщин

Контрольный диктант в 11 классе № 7

Цель: проверить уровень усвоения на конец года, практические навыки учащихся в усвоении тем по русскому языку.

Жгучий ветер, посылаемый жаркой пыльной степью, с рёвом вгрызался в сосновый лес. Стуча колючими песчинками по хвойным лапам и стволам, он выл от напряжения, но скоро выдыхался, натыкаясь кругом на молчаливое сопротивление деревьев.*

Ветер привык к своей силе и с удовольствием носился по степи, заметая её песком и высохшей травою, дабы лишний раз убедиться, что на тысячи километров вокруг всё ему подвластно.** А степь, сухая, плоская от природы, и потому полагающая за правило, что всё на свете должно быть сухим и плоским, любила ветер, который мог всё возвысившееся и выросшее над нею смести и сровнять с поверхностью.

Вот только лес не давался силе ветра. Деревья, взявшись за руки и тесно прижавшись плечами друг к другу, продолжали расти. Когда ветер был особенно неистов, они глухо роптали кронами, взмахивали тёмно-зелёными лапами и раскачивались из стороны в сторону всем телом. Ветер хотел так раскачать их стволы, чтобы корни не удержались за землю и деревья полетели вверх тормашками.

(183 слова) (По В. Михайлову)

1. Сделать фонетический разбор слова:

2. Найти в тексте диктанта предложение с прямой речью, выписать его, составить к нему схему.

3. Графически объяснить знаки препинания в выделенном предложении:

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

Годовой контрольный диктант в 11 классе № 8

Цель: проверить уровень усвоения стандарта на конец года, практические навыки учащихся в усвоении тем по русскому языку.

Прошлого года, двадцать второго марта, вечером, ходил я по городу и искал себе квартиру. В целый день я ничего не мог найти порядочного. Во-первых, хотелось квартиру особенную, не от жильцов, а во-вторых, хоть одну комнату, но непременно большую. Я заметил, что в тесной квартире даже и мыслям тесно. Я же, когда обдумывал свои будущие повести, всегда любил ходить взад и вперёд по комнате.

С утра я чувствовал себя нездоровым, а к закату солнца мне стало даже и очень нехорошо: начиналось что-то вроде лихорадки. К тому же я целый день был на ногах и устал. К вечеру, перед самыми сумерками, проходил я по Вознесенскому проспекту. Я люблю мартовское солнце в Петербурге, особенно закат, разумеется, в ясный, морозный вечер. Вся улица вдруг блеснёт, облитая ярким светом. Все дома как будто вдруг засверкают. Серые, жёлтые и грязно-зелёные цвета их потеряют на миг всю свою угрюмость; как будто на душе прояснеет, как будто вздрогнешь или кто-то подтолкнёт тебя локтем. Новый взгляд, новые мысли. Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека! Но солнечный луч потух; мороз начинает пощипывать за нос; сумерки густели; газ блеснул из магазинов и лавок.

(188 слов) (По Ф. М. Достоевскому)

1. Сгруппировать орфограммы и подобрать к ним примеры из текста диктанта.

2. Сделать морфологический разбор:

3. Объяснить графически постановку знаков препинания в выделенном предложении.

4. Выписать из текста по одному словосочетанию на все виды подчинительной связи и разобрать их:

Годовой контрольный диктант в 11 классе № 9

Цель: проверить уровень усвоения на конец года, практические навыки учащихся в усвоении тем по русскому языку.

1. Сделать фонетический анализ слова:

2. Разобрать слова по составу:

3. Составить предложение по схеме на тему текста диктанта:

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

Источник

Статья написана по просьбе «Юности»

НазваниеСтатья написана по просьбе «Юности»
страница26/27
Дата публикации16.01.2015
Размер3.24 Mb.
ТипСтатья

lit-yaz.ru > Астрономия > Статья

Однажды вельботы привели кита. Его черная, блестящая туша держалась на воде при помощи больших, надутых воздухом мешков из моржовых шкур со смешным названием «пых-пых». Трактором кита вытянули из воды на берег, и началась разделка. Огромные белоснежные квадраты китового жира грузовой стрелой нагружают на вагонетку и по рельсам доставляют в жирокомбинат для дальнейшей обработки.

Нунямо — второй, после Уэлена, центр косторезного искусства. Мастерской руководит Унук, ученик заслуженного художника Хохутана. Унук — эскимос. Молодой, очень скромный и интересный мастер. Мы часами просиживали в мастерской, с любопытством следя за ловкими и уверенными движениями его резца. Моржовый клык на глазах приобретал сложную форму.

В углу мастерской шкаф, где на полках стоят готовые изделия: упряжка оленей, кинжал, разрисованный клык.

Еще славится Нунямо тапочками — лучшие тапочки по всей Чукотке шьет Тымлынаун — прекрасная мастерица. Расшитые бисером, отороченные мехом нерпы, ее тапочки выглядят очень нарядно.

Одежда чукчей своеобразна. Мужчины ходят в голубых и оранжевых широких брезентовых куртках, в высоких резиновых сапогах или торбасах из нерпичьей шкуры. Женщины — в пестрых ситцевых комлейках, украшенных внизу широкими, цветными полосами. Яркие одежды празднично вписываются в суровый пейзаж.

Б своих рисунках мы пытаемся рассказать о людях Севера, об этом величественном крае, полуострове сокровищ, уже найденных и еще скрытых, ждущих своего часа.
^ Н. ВОРОБЬЕВ
СП0РТ
Вик. ВАСИЛЬЕВ
ЧЕЛОВЕК И МЯЧ
Подходит к концу решающий сет матча между Ларисой Преображенской и Марией Кулль. Вместе с несколькими тренерами я стою на террасе рижского теннисного павильона «Динамо» и наблюдаю за тем, как белокурая, атлетически сложенная Кулль жесткими, уверенными ударами кует победу. Я знаю спортивную натуру Преображенской, знаю, сколько души вкладывает она в каждый поединок, и мне жаль ее. Но в тот момент, когда счет геймов становится 5 : 2 и поражение Преображенской кажется неотвратимым, стоящий рядом Семен Белиц-Ген-ман вдруг произносит:

— Предлагаю пари, что Кулль проиграет…

Мистика какая-то! Ну может ли случиться, что река вдруг повернет вспять!

Представьте себе, случилось… Начиная с восьмого гейма, который по логике событий должен был стать последним, молодая эстонка, словно испугавшись надвигавшейся победы, вдруг задрожала — не только в переносном, но и в самом прямом смысле — и совершенно добровольно уступила инициативу противнице. Теперь Преображенской нужно было только перекинуть мяч через сетку, остальное Кулль словно брала на себя. Бледная, с выражением трагической обреченности на лице, Кулль была воплощением растерянности. Словом, Преображенская победила.

Что же произошло? Почему Кулль, как пишут иногда в спортивных отчетах, стала вдруг неузнаваемой? Неузнаваемой? Стоп! Ведь в предыдущем чемпионате Кулль точно так же, ведя в третьем сете 5 : 2, проиграла Бакшеевой. Значит, наоборот, сейчас она стала, если так можно выразиться, узнаваемой. Значит, существует какой-то определенный психологический барьер, преодолеть который Кулль оказалась не в силах.

Есть в шахматах такой закон: получил преимущество — атакуй, иначе инициатива перейдет к противнику. Закон этот полностью применим к теннису, а может быть, и к спортивной борьбе вообще. Но одно дело — знать этот закон, а другое — уметь его применять.

Понаблюдайте иногда за тем, как ведут себя теннисисты на корте, и вы увидите любопытные вещи. Вы увидите, как Вера Филиппова громко критикует себя за ошибки; как Мария Кулль, проиграв мяч, сердито грозит ему пальцем; как Тоомас Лейус возгласами подстегивает, «заводит» себя; как мужественный, с каменным лицом Рудольф Сивохин хватается за голову; как Андрей Потанин издает вдруг рычащие звуки; как… Впрочем, можно продолжать до бесконечности.

Что же, теннисисты — разболтанные люди, не желающие держать себя в руках? Конечно, нет. Причина в самом теннисе, который взваливает на плечи спортсмена огромную психологическую нагрузку.
Психологическое состояние спортсмена часто влияет на исход состязаний. Взгляните, как волнуется чемпионка страны по теннису среди женщин москвичка Анна Дмитриева (снимок вверху). Матч закончен, а она все еще во власти эмоций…

А снимок на 108-й странице рассказывает о том. как чемпионка страны по теннису среди девушек киевлянка Галина Бакшеева горько переживает свое поражение. Сейчас все зависит от ее тренера Владимира Бальва. Сумеет ли он ободрить девушку, подготовить ее морально к следующему дню соревнований. Фото Е. Волкова.
Теннисист на корте одинок. Человек и мяч, больше никого. С тренером советоваться не разрешается. Даже с противником нет непосредственного контакта. Здесь нельзя, как, скажем, в шахматах, погулять, собраться с мыслями, пока соперник обдумывает ход. Нельзя, как в футболе, отказаться от удара по воротам и возложить эту миссию на другого. Нельзя, как в баскетболе, отдать мяч партнеру и получить несколько секунд передышки. Теннисист все время в острейшем цейтноте, мяч не отпускает его ни на секунду, он все время перед ним, назойливый, неотвратимый, безжалостный — справа, слева, высоко над кортом, низко над сеткой, стремительно летящий то в один угол, то в другой, крученый, подрезанный, почти всегда выбирающий незащищенное место, иногда словно издевающийся над нерасторопностью игрока, беспомощно подмечающий и злорадно подчеркивающий его оплошности…

Утверждают, что на корте радость скрыть легко, равнодушие — трудно, досаду — невозможно. Ну, скажем так: почти невозможно. Кто знает, какие драматические монолога произносит мысленно теннисист во время игры, как он мучает, как терзает себя за ошибки! Так можно ли требовать, чтобы на протяжении полутора-двух, а иногда трех и даже четырех часов матча теннисист был невозмутим, даже если в нем накапливается и глухо клокочет, ища выхода, недовольство собой, досада, раздражение?

Можно и даже нужно! Да, есть известное противоречие в том, что зритель позволяет себе, иногда довольно бурно, вслух радоваться и огорчаться и в то же время отказывает спортсмену в праве на выражение естественных человеческих эмоций. Но ведь на то он и зритель, ведь, придя на соревнование, он не ставит перед собой иной цели, кроме одной — насладиться увлекательным спортивным зрелищем.

Другое дело — непосредственный участник борьбы. Выходя на корт, спортсмен тем самым принимает обет достойно держать себя, как бы трудно ему ни приходилось. Вот почему теннисист, нравится ему это или нет, вынужден тратить огромную психическую энергию не только на борьбу с противником, но и на борьбу с собой, со своими нервами.

Но есть и другая, отнюдь не менее важная причина, вынуждающая теннисиста держать в узде свои нервы, заставлять эмоции безропотно покоряться трезвому рассудку. Хорошо известно, что играют ракеткой, а выигрывают головой. Теннис высокого класса — это всегда поединок интеллектов, дуэль мыслей. Теннисист должен действовать на корте пусть и страстно, но непременно расчетливо (какой бы неприятный оттенок ни имело это слово). Ему надо не «отбиваться» от мяча, а распоряжаться им, и распоряжения эти должны быть умны, точны и продуманны. Именно продуманны, даже если на размышление даются доли секунды.

Стоит спортсмену забыть об этом, стоит позволить чувству взять верх над рассудком, как игра его неминуемо становится хаотичной, судорожной, удары теряют осмысленность.

В одном из матчей с Андреем Потаниным Рудольф Сивохин, загубив легкий мяч, яростно замахивается ракеткой, но… рука медленно опускается: нельзя показывать Потанину, что ты дал волю нервам, наоборот, пусть думает, что ты полностью владеешь собой. Через полчаса Сивохин в аналогичной ситуации уже не выдерживает и, проиграв очко, изо всей силы лупит по ни в чем не повинному мячу. Это уже психологическая капитуляция, и действительно, Сивохину в остальной части матча не хватает собранности, упорства.

В финале теннисного турнира III Спартакиады народов СССР встретились два великолепных молодых мастера — Тоомас Лейус и Александр Метревели.

Тоомас Лейус в ходе борьбы непроницаем, даже загадочен. Чувствуется, что перед игрой он надел на себя непробиваемую психологическую кольчугу. Ни одна ошибка, даже самая обидная, не вызывает на его лице и тени досады. При удачах он так же бесстрастен и невозмутим.

А Метревели? Наблюдая только за ним, можно было безошибочно вести счет, застенографировать весь ход матча. Допустив оплошность, 19-летний теннисист раздраженно жестикулировал, хватался за голову, даже вступал в пререкания с судьей. Вместо того, чтобы в коротких паузах между розыгрышем очка анализировать ход борьбы, намечать дальнейший план действий, Метревели, дав волю чувствам, мучительно переживал неудачи. Стоит ли удивляться, что в последнем сете Лейус был хозяином положения?

Отнюдь не случайно, что теннисистов экстра-класса отличает, если можно так выразиться, искусство самообладания. Мне не приходилось наблюдать финальные матчи Уимблдонского турнира, но очевидцы рассказывают, что участники эттх матчей демонстрируют не только блестящую игру, но и виртуозное самообладание. Именно виртуозное, потому что умение владеть собой достигается, наверное, таким же упорным трудом, как и умение выполнять сложнейшие удары.

Я не знаю лучшего примера, показывающего, как важно сохранять во время состязания ясную голову, чем матч в московском международном турнире между мексиканцем Эстебаном Рейесом и чехословацким спортсменом Петером Штроблом.

Это был матч огромного напряжения. Достаточно сказать, что один из сетов закончился с редким для тенниса счетом 17 : 15! Оба соперника играли великолепно, всячески озадачивая один другого замысловатыми тактическими ходами. Но каждый из них, попав впросак, не злился, не мрачнел, а улыбался, показывая всем своим видом, что ему тоже нравится, как здорово перехитрил его противник. Случалось, Рейес в особенно огорчительные моменты, проиграв легкий мяч, подбрасывал ракетку в воздух и ловко подхватывал ее, но делал он это всегда с полушутливой миной, а вовсе не с отчаяния или злости.

Любопытно, что зрители на одной из трибун, восхищенные тонким тактическим мастерством и несокрушимым упорством соперников, пустили шапку но кругу и тут же, в ближнем киоске, купили проигравшему Штроблу большого плюшевого медведя в качестве утешительного приза. Это была награда не только за умную, красивую игру, но и за искусство самообладания.

Умеют ли наши теннисисты так осмысленно, тактически изобретательно действовать на корте? Умеют ли импровизировать, менять на ходу тактику, применяясь к игровой ситуации? Короче: умеют ли «играть» головой? К сожалению, тактическое искусство для многих наших спортсменов продолжает оставаться сложной, трудно разрешимой проблемой.

Вина за это ложится и на тренеров. Некоторые из них, не приучая своих учеников к разрешению трудных психологических задач, не воспитывая у них умения тактически мыслить, вообще злоупотребляют мелочной опекой над своими питомцами. Не в этом ли одна из причин того, что наши спортсмены, получив аттестат теннисной зрелости, отстают в мастерстве от тех своих зарубежных сверстников, которые рано приучаются к самостоятельности?

Матч Михаила Мозера с чилийцем Агирре, происходивший минувшим летом, был, наверное, одним из самых волнующих поединков за последние годы. И не только потому, что исход встречи решал, по-видимому, судьбу командного матча. Игра складывалась так, что Мозер, проиграв две партии, на протяжении всей встречи находился под угрозой поражения.

А ведь по всем объективным данным этого не должно было случиться, потому что Мозер явно сильнее Агирре. Но, подавленный свалившейся на него ответственностью, он играет тактически однообразно, даже примитивно. Обрадованный нерешительностью соперника, Агирре то и дело выбегает к сетке, и Мозер, неудачно пытаясь обвести его, теряет одно очко за другим. Между тем даже самые неискушенные зрители поняли, что Агирре не в ладах с высокими мячами. И вот уже трибуны скандируют Мозе-ру: «Све-чу! Све-чу!». Смешно и грустно.

В конце концов,» проигрывая в пятой партии 1 :4, Мозер каким-то чудом вырвал победу и вполне заслужил шумные овации, которыми наградили его зрители. Но если говорить честно, игра победителя производила временами грустное впечатление, прежде всего потому, что Мозер, не сумевший выдержать психологический накал матча, играл бездумно, не подстегивал свою мысль, не подчинял мяч своей воле, а сам покорно выполнял все его капризы и прихоти.

Не готовясь к психологическим трудностям, не тренируя специально свою волю, выдержку, многие наши теннисисты, подобно Мозеру в его матче с Агирре, терпят фиаско в борьбе с менее сильными противниками. Нугзар Мдзинаришвили, неудачно игравший в матче чемпионата страны с Борисом Боровским, крепился-крепился, а потом так хватил ракеткой о корт, что она с треском разломилась на куски. После этого взрыва Мдзинаришвили не смог по-настоящему продолжать борьбу.

Вячеслав Егоров не ломает ракеток и внешне держится безупречно. Но приглядитесь внимательнее, и вы поймете, что этот атлетического сложения спортсмен — пленник своего нервного возбуждения. В трудных ситуациях он весь скован, движения его какие-то вымученные, Егоров словно бегает по хрупкому льду, который то и дело проваливается под ногой. В результате — непростительные ошибки в самых удобных положениях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *