Утверждают что на карте радость скрыть легко

Человек и мяч

Тот, кто внимательно наблюдает за поведением теннисистов на корте, может увидеть иногда любопытные вещи. Он может увидеть, как Вера Филиппова громко критикует себя за ошибки; как Мария Кулль, проиграв очко, сердито грозит мячу пальцем; как Тоомас Лейус возгласами подстегивает, «заводит» себя; как мужественный, с каменным лицом Рудольф Сивохин хватается за голову; как Андрей Потанин издает вдруг рычащие звуки; как. впрочем, можно продолжать очень долго.

Что же, теннисисты — разболтанные люди, не желающие держать себя в руках? Конечно, нет. Причина — в самом теннисе, который взваливает на плечи спортсмена огромную психологическую нагрузку.

Теннисист на корте одинок — человек и мяч, больше никого. С тренером либо вовсе нельзя советоваться, либо это разрешается только в короткие паузы при смене сторон. Даже с противником нет непосредственного контакта. Здесь нельзя, как, скажем, в шахматах, погулять, собраться с мыслями, пока соперник обдумывает ход. Нельзя, как в футболе, отказаться от удара по воротам и возложить эту рискованную миссию на другого. Нельзя, как в баскетболе, отдать мяч партнеру и получить несколько секунд передышки. Наконец теннисиста нельзя разумеется, и заменить — блаженство отдыха на скамье запасных ему неведомо.

Нет, теннисист все время в острейшем цейтноте, мяч не отпускает его ни на секунду, он неизменно перед ним, неизменно требует ответа — назойливый, неотвратимый, безжалостный — справа, слева, высоко над кортом, низко над сеткой, стремительно летящий то в один угол, то в другой, крученый, подрезанный, почти всегда выбирающий незащищенное место, иногда словно издевающийся над нерасторопностью игрока, беспощадно подмечающий и злорадно подчеркивающий его оплошности. И так в продолжение двух, а иногда трех и даже четырех часов.

Утверждают, что на корте радость скрыть легко, равнодушие — трудно, досаду — невозможно. Ну, скажем так: почти невозможно. Так можно ли требовать, чтобы на протяжении нескольких часов матча теннисист был невозмутим, даже если в нем накапливается и глухо рокочет, ища выхода, недовольство собой, досада, раздражение?

Можно и даже нужно! Да, есть, конечно, известное противоречие в том, что зритель позволяет себе вслух радоваться и огорчаться, а спортсмену отказано в праве выражать естественные человеческие эмоции. Но ведь на то он и зритель, ведь, придя на соревнование, он обычно не ставит перед собой иной цели, кроме одной — насладиться увлекательным спортивным зрелищем.

Иное дело — непосредственный участник борьбы. Выходя на корт, спортсмен тем самым принимает обет достойно держать себя, как бы трудно ему ни приходилось. Вот почему теннисист, нравится ему это или нет, вынужден тратить огромную психическую энергию не только на борьбу с противником, но и на борьбу с собой, со своими нервами.

Но есть и другая, отнюдь не менее важная, причина, вынуждающая теннисиста подчинять эмоции трезвому рассудку. Теннис высокого класса — это всегда поединок интеллектов, дуэль мыслей. Теннисист должен действовать на корте пусть и страстно, но непременно расчетливо (какой бы неприятный оттенок ни имело это слово). Ему надо не «отбиваться» от мяча, а распоряжаться им, и распоряжения эти должны быть умны, точны и продуманны. Именно продуманны, даже если на размышление даются доли секунды.

Стоит спортсмену забыть об этом, стоит позволить чувству взять верх над рассудком, как игра его неминуемо становится хаотичной, судорожной, удары теряют осмысленность.

Источник

жизнь-156

О! Нету воли жить, и умереть нет сил!\ Да, все уж допито. Брось хохотать, Вафилл. \ Все допил, все доел. Но продолжать не стоит. В МАНЕРЕ НЕКОТОРЫХ\\ Томление. Поль Верлен. Перевод Г. Шенгели

О, гаревые колоски,\О, пережженная полова,Дожить до гробовой доски\И не сказать за жизнь ни слова? Григорий Корин Какой-то должен разговор

О, жизнь моя без хлеба,\Зато и без тревог!\Иду. Смеётся небо,\Ликует в небе Бог. Федор Сологуб “Родине\Пятая книга стихов” 1906 О, жизнь моя без хлеба,

О, жизнь моя, не уходи,\Как ветер в поле! \Ещё достаточно в груди\Любви и боли. \Ещё дубрава у бугра\Листвой колышет,\И дальний голос топора\Почти не слышен. Анатолий Жигулин 1980 О, ЖИЗНЬ МОЯ, НЕ УХОДИ.

О, жизнь моя,\ мой сладкий плен — \ молитва, нищенство, отвага, \ вся в черных буковках бумага. \ И ожиданье перемен. Николай Панченко

О, как мы жили! Горько и жестоко!\Ты глубже вникни в страсти наших дпен. \Тебе, мой друг, наверно, издалека\Все будет по-особому видпей. Михаил Дудин

О, легкая слепая жизнь!\ Ленивая немая воля!\ И выпеваешь эту даль, как долю,\ и, как у люльки, доля над тобою\ поет. Прощайте! Набирает высь\ и неизбежность нежное круженье,\ где опыт птичий, страх и вдохновенье\ в одном полете голоса слились. Марина АКИМОВА «ДЕНЬ и НОЧЬ» N 3-4 2005г.

О, нищенская жизнь, без бурь, без ощущений, \Холодный полумрак, без звуков и огня. \Ни воплей горестных, ни гордых песнопений, \ Ни тьмы ночной, ни света дня. Константин Бальмонт Из сборника “ПОД СЕВЕРНЫМ НЕБОМ” 1894 БОЛОТО

Источник

Утверждают что на карте радость скрыть легкоУтверждают что на карте радость скрыть легкоУтверждают что на карте радость скрыть легкоУтверждают что на карте радость скрыть легкоУтверждают что на карте радость скрыть легкоУтверждают что на карте радость скрыть легкоУтверждают что на карте радость скрыть легко

Для начала напомню, что карта не трехмерная, поэтому если вы находитесь точно в том месте, что указано на скрине, но не видите ответа, значит нужно либо подняться, либо спуститься. Так же я конечно не стал отмечать каждую челюсть, это было бы глупо, поэтому на скринах примерно расположение челюстей, не поленитесь обследовать местность поблизости. Текс товыми комментариями я буду снабжать, только загадки с поиском расположения которых могут возникнуть реальные проблемы на мой взгляд. Начнем
Загадки для сканирования
Мои загадки видны тем, у кого верная жизненная позиция
Взберитесь на особняк Аркхема

Наследие этого остров надежно похоронено

Самая знаменитая семья, высится над городом

Источник

Сложное предложение. Культура речи
Итоговые контрольные работы

• Напишите диктант. Выполните задание.

Утро в Каире восхитительно. Чистые широкие проспекты еще в тени и пусты. Снова полита зелень в цветниках, палисадниках и скверах, нежно и свежо пахнущих. Верхушки пальм розовеют, небо легко и жемчужно-бирюзово. Едем к пирамидам. В самом конце аллеи стоят на обрыве скалистопесчаного плоскогорья три каменных треугольника цвета старой соломы. Когда мы подъезжаем к этому обрыву, мягко и четко возносятся над ним в прозрачный воздух зубчатые грани каменной громады ржаво-соломенного цвета: Великая пирамида Хуфу! От нее — один из самых дивных видов в мире. Целая страна теряется на севере, радуя вечной молодостью природы. На юге тонет в солнечном тумане долина Нила. Впереди чуть виден мутно-аспидный Каир и призраки Аравийских гор. А сама пирамида восходит до небес великой ребристой горой.

Вход в Великую пирамиду передо мною. Кости того, кто уже шесть тысяч лет изумляет землю, покоились на дне шахты, — под пирамидой, а не в ней. Шахта будто бы соединялась подземным ходом с Нилом, с подземным капищем Изиды, которой посвящена Пирамида, с ходом под Сфинкс.

По песчаным шелковистым буграм я спускаюсь в котловину, где лежит каменное чудовище с тринадцатиаршинной головой. Вокруг меня мертвое, жаркое море дюн и долин, полузасыпанных песками. Все блестит, как атлас, отделяясь от шелковистой лазури. Всюду гробовая тишина и бездна пламенного света. Вот страшная извилистая полоса на песке, — здесь протащила свой жгут змея. Ноги мои вязнут, солнце жжет тело, но я иду и не свожу глаз со Сфинкса.

Туловище его высечено из гранита целиком, — приставлены только голова и плечи. Грудь обита, плоска, слоиста. Лапы обезображены. И весь он, грубый, дикий, сказочногромадный, носит следы жуткой древности. Его женственная голова, его безносое лицо вызывают в моем сердце благоговение. Свет Зодиака встает серебристым пирамидальным сиянием на ночном небе. Он еще не разгадан, но божественная наука о небе называет его свечением первобытного светоносного вещества, из которого склубилось солнце. Возле Сфинкса зодиакальный свет первобытной веры встает передо мною во всем своем страшном величии.

Назовите тип (-ы) речи, который (-ые) использован (-ны) в тексте. Обоснуйте свой ответ с помощью примеров и цитат из текста.

• Напишите текст по памяти.

На террасе близ конопляника небезызвестная вдова местного подьячего Агриппина Саввична потчевала коллежского асессора Аполлона Филипповича винегретом с моллюсками под аккомпанемент виолончели.

• Напишите сжатое изложение. Продолжите текст своими рассуждениями по поводу основной проблемы авторского текста, учитывая стилистику и содержание последнего.

Бревенчатые мавзолеи Новгородчина. Восточная сторона.

Сколько раз за эти дни проходил я через заброшенные, словно вымершие деревни, сколько видел пустых домов с давно остывшими печами! И кажется, уже начал привыкать и к запустению, и задичанию, но эта деревня меня взволновала: на углах домов я увидел красные звездочки, вырезанные из жести, в память о погибших на войне. Обычай, ныне довольно распространенный на сельской Руси.

От единственной старушки, которая жила в этой деревне, (на лето из города приехала) я узнал, что поставил звезды на домах местный учитель со школьниками, и мне захотелось познакомиться с ним. Но учитель жил в соседней деревне, до которой, по словам старухи, было километра четыре, а на дворе уже надвигался вечер, и я решил отложить встречу с учителем до завтра.

При непривычном свете давно забытой керосиновой лам- пешки мы с хозяйкой попили чаю, поговорили о том о сем, а потом перед сном я вышел глотнуть свежего воздуха.

Вечер был дивный. На голубом небе дружно высыпали звезды, да такие яркие, спелые. И была луна слева, так что вся улица была закрещена чернильными тенями.

Путаясь в паутине этих теней, я прошел через всю деревню, вышел к старой обвалившейся изгороди и опять потянулся глазами к небу.

Звезды стали еще ярче. И я смотрел, смотрел на их алмазное мерцание и вдруг вспомнил притчу из далекого детства — о том, что после смерти людей души их поселяются на звездах: каждая душа на особой звезде. «Но, боже, как холодно, как одиноко и тоскливо на этих звездах», — подумал я. И почему бы душам погибших на войне из этой деревни не поселиться в собственных домах, за которые они отдали жизнь?

И едва я подумал так, как тотчас же мертвые дома, чернеющие под ярким алмазным небом, представились мне сказочными бревенчатыми мавзолеями, в каждом из которых покоится душа погибшего на войне хозяина-солдата.

Бревенчатые мавзолеи. По всей России.

(Ф. Абрамов. «Бревенчатые мавзолеи»)

• Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Заполните таблицу примерами названных изобразительно- выразительных средств языка, выбрав их из текста.

К..выли клон..тся стел..тся меч..тся. Б..ются шарах..ются дрожат. К..выли шипят ш..л..стят и шепч..тся. А ветер как беркут пада..т на распахнутых крыльях засвист..вая р..здольно и лихо. И влажнеют глаза от нетронутости и п..рвозда..ности и сер..це мрет от свободы и н..об..ятности.

В струях ветра — высоко, высоко! — в..личаво кружат ст..пные орлы. А над самыми к..вылями словно чайки над волнами пр..плывают с..дые ст..пные луни.

От степи глаз н.. отве..ти. Темные степные холмы и увалы пр..дставляются грозными морскими в..лами в белой пене б..ющихся к..вылей. В..пархивают на гребнях и взлобках жав..р..нки пр..свеч..вают на со..нце их крыл..шки и кажутся они н.. птицами а брызгами воды и пены.

Ра..ним утром на в..сходе к..выли словно лу..ная ря..ь на воде степь тр..пегц..т дробит..ся и взблескива..т. В (пол) день она как (н..)оглядное стадо курчавых овец; и бу..то(бы) овцы жмутся друг к другу дробно топоч..т и (н..)скончаемо т..кут и т..кут к краю земли. И белые ш..лковистые спины их п..р..ливаются и толкутся как (н..)сп..койные округлые волны.

Но чудо чудное — к..выли на з..кате! Клонятся п..р..ливчатые пуш..стые м..телки (на)встречу з..катному со..нцу как розовые языки холодного призрачного огня. И пока н.. утон..т за землей со..нце по всей степи будут метат..ся и св..ркать эти льдистые вспышки б..гучие блики да о..светы становясь все призрачней и б..гровей.

Потом над степью всплывет (л, Л)уна и стога к..выльного сена засвет..тся оловя..ным панц..рем ин..я и г..л..леда.

(По рассказу Н. Сладкова «Ковыльная степь»)

Утверждают что на карте радость скрыть легко

• Напишите диктант. Придумайте и напишите продолжение текста, учитывая его стилистику и содержание.

Около беспорядочно нагроможденных в бессчетном количестве серых камней плещутся волны пролива. Море здесь неглубокое, но холодное. Лицо обвевает прохладный ветер, доносящийся из Турции. Ниоткуда не видимые и совершенно недоступные для человека щели в скалах являются убежищем для птиц. Далеко вверх забрались миниатюрные беленые домики. На горизонте виднеются иссиня-черные гряды гор с серебряными вершинами.

Торжественна и загадочна тишина парка. Посередине поляны, плотно прижавшись друг к другу, стоят кучкой молодые дубы. Давно не крашенные деревянные беседки увиты плющом. Эстрада для оркестра заколочена фанерой. Теперь это не что иное, как склад декораций. В этот странный час светлой и туманной осенней ночи запущенный парк кажется печальным и таинственным, как заброшенное кладбище. Беззвучно падают бесчисленные листья. Нижняя площадка усеяна отшлифованными морем блестящими камешками, среди которых пробиваются красивые растения. Парк раскинулся на три километра. По тропинкам далеко не безопасно ходить, так как в траве кишат небольшие змеи. Войдя в парк, вы увидите огромный двухъярусный павильон с витыми колоннами и искусной резьбой. Из-за зелени лиственных деревьев выглядывают статуи, относящиеся, по-видимому, к предыстории парка.

Вот показалась компания запоздалых гуляк, которая нарушила тишину нестройными выкриками. Смеясь и разговаривая, по улице шли празднично одетые люди. Они самоуверенны, и поведение их бесцеремонно, а голоса вносили диссонанс в гармонию просыпающегося утра. Это раздражало тонко чувствующего художника, который явился сюда с мольбертом и приготовился запечатлеть на своем холсте неподражаемые краски моря.

• Напишите диктант, выполните задания.

Утверждают, что на корте радость скрыть легко, равнодушие — трудно, досаду — невозможно. Так можно ли требовать, чтобы на протяжении полутора-двух, а иногда трех и даже четырех часов матча теннисист был невозмутим, даже если в нем накапливается и глухо клокочет, ища выхода, недовольство собой, досада, раздражение?

Можно, и даже нужно. Выходя на корт, спортсмен тем самым принимает обет достойно держать себя, как бы трудно ему ни приходилось. Вот почему теннисист, нравится ему это или нет, вынужден тратить огромную психическую энергию не только на борьбу с противником, но и на борьбу с собой, со своими нервами.

Но есть и другая, отнюдь не менее важная причина, вынуждающая теннисиста держать в узде свои нервы, заставлять эмоции безропотно покоряться трезвому рассудку. Хорошо известно, что играют ракеткой, а выигрывают головой. Теннис высокого класса — это всегда поединок интеллектов, дуэль мыслей. Теннисист должен действовать на корте пусть и страстно, но непременно расчетливо (какой бы неприятный оттенок ни имело это слово). Ему надо не отбиваться от мяча, а распоряжаться им, и распоряжения эти должны быть умны, точны и продуманны. Именно продуманны, если даже на размышления даются доли секунды.

Стоит спортсмену забыть об этом, стоит позволить чувству взять верх над рассудком, как игра его неминуемо становится хаотичной, судорожной, удары теряют осмысленность.

1) Найдите все односоставные предложения (простые и входящие в состав сложных предложений) и выделите их главный член, назовите тип односоставных предложений.

2) Выполните графический синтаксический разбор одного сложного предложения с разными типами связи (на выбор), составьте его схему, определите вид придаточных и вид подчинения придаточных (если возможно).

3) Выполните морфемный разбор слов, выделенных жирным шрифтом.

4) Выполните морфологический разбор подчеркнутых слов.

5) В первом абзаце подчеркните частицы и предлоги.

• Напишите диктант. Охарактеризуйте языковые изобразительно-выразительные средства, использованные автором.

Перед глазами едущих расстилается широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов.

А когда восходит луна, ночь становится бледной и томной. Мглы как не бывало. Воздух прозрачен и свеж, всюду хорошо видно и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. Подозрительные фигуры на светлом фоне ночи кажутся чернее и смотрят угрюмее. Чаще и чаще среди монотонной трескотни, тревожа неподвижный воздух, слышится крик неуснувшей птицы. Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу, а в непонятной дали, если долго всматриваться в нее, высятся и громоздятся друг на друга причудливые образы. Немножко жутко. А взглянешь на бледно-зеленое, усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, и поймешь, почему теплый воздух недвижим, почему природа настороже и боится шевельнуться: ей жаль утерять хоть одно мгновение жизни. О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно и красиво, глядит томно и манит к себе, а от ласки его кружится голова.

Едешь час, другой. Попадается на пути молчаливый старик курган или каменная баба, поставленная бог ведает кем и когда, бесшумно пролетит над землею ночная птица, и мало-помалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки няньки и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою. И тогда в ощущаемом торжестве красоты чувствуешь напряжение и тоску, как будто степь сознает, что она одинока, что богатство ее и вдохновение гибнут даром для мира, никем не воспетые и никому не нужные, и сквозь радостный гул слышишь ее тоскливый, безнадежный призыв.

Источник

Статья написана по просьбе «Юности»

НазваниеСтатья написана по просьбе «Юности»
страница26/27
Дата публикации16.01.2015
Размер3.24 Mb.
ТипСтатья

lit-yaz.ru > Астрономия > Статья

Однажды вельботы привели кита. Его черная, блестящая туша держалась на воде при помощи больших, надутых воздухом мешков из моржовых шкур со смешным названием «пых-пых». Трактором кита вытянули из воды на берег, и началась разделка. Огромные белоснежные квадраты китового жира грузовой стрелой нагружают на вагонетку и по рельсам доставляют в жирокомбинат для дальнейшей обработки.

Нунямо — второй, после Уэлена, центр косторезного искусства. Мастерской руководит Унук, ученик заслуженного художника Хохутана. Унук — эскимос. Молодой, очень скромный и интересный мастер. Мы часами просиживали в мастерской, с любопытством следя за ловкими и уверенными движениями его резца. Моржовый клык на глазах приобретал сложную форму.

В углу мастерской шкаф, где на полках стоят готовые изделия: упряжка оленей, кинжал, разрисованный клык.

Еще славится Нунямо тапочками — лучшие тапочки по всей Чукотке шьет Тымлынаун — прекрасная мастерица. Расшитые бисером, отороченные мехом нерпы, ее тапочки выглядят очень нарядно.

Одежда чукчей своеобразна. Мужчины ходят в голубых и оранжевых широких брезентовых куртках, в высоких резиновых сапогах или торбасах из нерпичьей шкуры. Женщины — в пестрых ситцевых комлейках, украшенных внизу широкими, цветными полосами. Яркие одежды празднично вписываются в суровый пейзаж.

Б своих рисунках мы пытаемся рассказать о людях Севера, об этом величественном крае, полуострове сокровищ, уже найденных и еще скрытых, ждущих своего часа.
^ Н. ВОРОБЬЕВ
СП0РТ
Вик. ВАСИЛЬЕВ
ЧЕЛОВЕК И МЯЧ
Подходит к концу решающий сет матча между Ларисой Преображенской и Марией Кулль. Вместе с несколькими тренерами я стою на террасе рижского теннисного павильона «Динамо» и наблюдаю за тем, как белокурая, атлетически сложенная Кулль жесткими, уверенными ударами кует победу. Я знаю спортивную натуру Преображенской, знаю, сколько души вкладывает она в каждый поединок, и мне жаль ее. Но в тот момент, когда счет геймов становится 5 : 2 и поражение Преображенской кажется неотвратимым, стоящий рядом Семен Белиц-Ген-ман вдруг произносит:

— Предлагаю пари, что Кулль проиграет…

Мистика какая-то! Ну может ли случиться, что река вдруг повернет вспять!

Представьте себе, случилось… Начиная с восьмого гейма, который по логике событий должен был стать последним, молодая эстонка, словно испугавшись надвигавшейся победы, вдруг задрожала — не только в переносном, но и в самом прямом смысле — и совершенно добровольно уступила инициативу противнице. Теперь Преображенской нужно было только перекинуть мяч через сетку, остальное Кулль словно брала на себя. Бледная, с выражением трагической обреченности на лице, Кулль была воплощением растерянности. Словом, Преображенская победила.

Что же произошло? Почему Кулль, как пишут иногда в спортивных отчетах, стала вдруг неузнаваемой? Неузнаваемой? Стоп! Ведь в предыдущем чемпионате Кулль точно так же, ведя в третьем сете 5 : 2, проиграла Бакшеевой. Значит, наоборот, сейчас она стала, если так можно выразиться, узнаваемой. Значит, существует какой-то определенный психологический барьер, преодолеть который Кулль оказалась не в силах.

Есть в шахматах такой закон: получил преимущество — атакуй, иначе инициатива перейдет к противнику. Закон этот полностью применим к теннису, а может быть, и к спортивной борьбе вообще. Но одно дело — знать этот закон, а другое — уметь его применять.

Понаблюдайте иногда за тем, как ведут себя теннисисты на корте, и вы увидите любопытные вещи. Вы увидите, как Вера Филиппова громко критикует себя за ошибки; как Мария Кулль, проиграв мяч, сердито грозит ему пальцем; как Тоомас Лейус возгласами подстегивает, «заводит» себя; как мужественный, с каменным лицом Рудольф Сивохин хватается за голову; как Андрей Потанин издает вдруг рычащие звуки; как… Впрочем, можно продолжать до бесконечности.

Что же, теннисисты — разболтанные люди, не желающие держать себя в руках? Конечно, нет. Причина в самом теннисе, который взваливает на плечи спортсмена огромную психологическую нагрузку.
Психологическое состояние спортсмена часто влияет на исход состязаний. Взгляните, как волнуется чемпионка страны по теннису среди женщин москвичка Анна Дмитриева (снимок вверху). Матч закончен, а она все еще во власти эмоций…

А снимок на 108-й странице рассказывает о том. как чемпионка страны по теннису среди девушек киевлянка Галина Бакшеева горько переживает свое поражение. Сейчас все зависит от ее тренера Владимира Бальва. Сумеет ли он ободрить девушку, подготовить ее морально к следующему дню соревнований. Фото Е. Волкова.
Теннисист на корте одинок. Человек и мяч, больше никого. С тренером советоваться не разрешается. Даже с противником нет непосредственного контакта. Здесь нельзя, как, скажем, в шахматах, погулять, собраться с мыслями, пока соперник обдумывает ход. Нельзя, как в футболе, отказаться от удара по воротам и возложить эту миссию на другого. Нельзя, как в баскетболе, отдать мяч партнеру и получить несколько секунд передышки. Теннисист все время в острейшем цейтноте, мяч не отпускает его ни на секунду, он все время перед ним, назойливый, неотвратимый, безжалостный — справа, слева, высоко над кортом, низко над сеткой, стремительно летящий то в один угол, то в другой, крученый, подрезанный, почти всегда выбирающий незащищенное место, иногда словно издевающийся над нерасторопностью игрока, беспомощно подмечающий и злорадно подчеркивающий его оплошности…

Утверждают, что на корте радость скрыть легко, равнодушие — трудно, досаду — невозможно. Ну, скажем так: почти невозможно. Кто знает, какие драматические монолога произносит мысленно теннисист во время игры, как он мучает, как терзает себя за ошибки! Так можно ли требовать, чтобы на протяжении полутора-двух, а иногда трех и даже четырех часов матча теннисист был невозмутим, даже если в нем накапливается и глухо клокочет, ища выхода, недовольство собой, досада, раздражение?

Можно и даже нужно! Да, есть известное противоречие в том, что зритель позволяет себе, иногда довольно бурно, вслух радоваться и огорчаться и в то же время отказывает спортсмену в праве на выражение естественных человеческих эмоций. Но ведь на то он и зритель, ведь, придя на соревнование, он не ставит перед собой иной цели, кроме одной — насладиться увлекательным спортивным зрелищем.

Другое дело — непосредственный участник борьбы. Выходя на корт, спортсмен тем самым принимает обет достойно держать себя, как бы трудно ему ни приходилось. Вот почему теннисист, нравится ему это или нет, вынужден тратить огромную психическую энергию не только на борьбу с противником, но и на борьбу с собой, со своими нервами.

Но есть и другая, отнюдь не менее важная причина, вынуждающая теннисиста держать в узде свои нервы, заставлять эмоции безропотно покоряться трезвому рассудку. Хорошо известно, что играют ракеткой, а выигрывают головой. Теннис высокого класса — это всегда поединок интеллектов, дуэль мыслей. Теннисист должен действовать на корте пусть и страстно, но непременно расчетливо (какой бы неприятный оттенок ни имело это слово). Ему надо не «отбиваться» от мяча, а распоряжаться им, и распоряжения эти должны быть умны, точны и продуманны. Именно продуманны, даже если на размышление даются доли секунды.

Стоит спортсмену забыть об этом, стоит позволить чувству взять верх над рассудком, как игра его неминуемо становится хаотичной, судорожной, удары теряют осмысленность.

В одном из матчей с Андреем Потаниным Рудольф Сивохин, загубив легкий мяч, яростно замахивается ракеткой, но… рука медленно опускается: нельзя показывать Потанину, что ты дал волю нервам, наоборот, пусть думает, что ты полностью владеешь собой. Через полчаса Сивохин в аналогичной ситуации уже не выдерживает и, проиграв очко, изо всей силы лупит по ни в чем не повинному мячу. Это уже психологическая капитуляция, и действительно, Сивохину в остальной части матча не хватает собранности, упорства.

В финале теннисного турнира III Спартакиады народов СССР встретились два великолепных молодых мастера — Тоомас Лейус и Александр Метревели.

Тоомас Лейус в ходе борьбы непроницаем, даже загадочен. Чувствуется, что перед игрой он надел на себя непробиваемую психологическую кольчугу. Ни одна ошибка, даже самая обидная, не вызывает на его лице и тени досады. При удачах он так же бесстрастен и невозмутим.

А Метревели? Наблюдая только за ним, можно было безошибочно вести счет, застенографировать весь ход матча. Допустив оплошность, 19-летний теннисист раздраженно жестикулировал, хватался за голову, даже вступал в пререкания с судьей. Вместо того, чтобы в коротких паузах между розыгрышем очка анализировать ход борьбы, намечать дальнейший план действий, Метревели, дав волю чувствам, мучительно переживал неудачи. Стоит ли удивляться, что в последнем сете Лейус был хозяином положения?

Отнюдь не случайно, что теннисистов экстра-класса отличает, если можно так выразиться, искусство самообладания. Мне не приходилось наблюдать финальные матчи Уимблдонского турнира, но очевидцы рассказывают, что участники эттх матчей демонстрируют не только блестящую игру, но и виртуозное самообладание. Именно виртуозное, потому что умение владеть собой достигается, наверное, таким же упорным трудом, как и умение выполнять сложнейшие удары.

Я не знаю лучшего примера, показывающего, как важно сохранять во время состязания ясную голову, чем матч в московском международном турнире между мексиканцем Эстебаном Рейесом и чехословацким спортсменом Петером Штроблом.

Это был матч огромного напряжения. Достаточно сказать, что один из сетов закончился с редким для тенниса счетом 17 : 15! Оба соперника играли великолепно, всячески озадачивая один другого замысловатыми тактическими ходами. Но каждый из них, попав впросак, не злился, не мрачнел, а улыбался, показывая всем своим видом, что ему тоже нравится, как здорово перехитрил его противник. Случалось, Рейес в особенно огорчительные моменты, проиграв легкий мяч, подбрасывал ракетку в воздух и ловко подхватывал ее, но делал он это всегда с полушутливой миной, а вовсе не с отчаяния или злости.

Любопытно, что зрители на одной из трибун, восхищенные тонким тактическим мастерством и несокрушимым упорством соперников, пустили шапку но кругу и тут же, в ближнем киоске, купили проигравшему Штроблу большого плюшевого медведя в качестве утешительного приза. Это была награда не только за умную, красивую игру, но и за искусство самообладания.

Умеют ли наши теннисисты так осмысленно, тактически изобретательно действовать на корте? Умеют ли импровизировать, менять на ходу тактику, применяясь к игровой ситуации? Короче: умеют ли «играть» головой? К сожалению, тактическое искусство для многих наших спортсменов продолжает оставаться сложной, трудно разрешимой проблемой.

Вина за это ложится и на тренеров. Некоторые из них, не приучая своих учеников к разрешению трудных психологических задач, не воспитывая у них умения тактически мыслить, вообще злоупотребляют мелочной опекой над своими питомцами. Не в этом ли одна из причин того, что наши спортсмены, получив аттестат теннисной зрелости, отстают в мастерстве от тех своих зарубежных сверстников, которые рано приучаются к самостоятельности?

Матч Михаила Мозера с чилийцем Агирре, происходивший минувшим летом, был, наверное, одним из самых волнующих поединков за последние годы. И не только потому, что исход встречи решал, по-видимому, судьбу командного матча. Игра складывалась так, что Мозер, проиграв две партии, на протяжении всей встречи находился под угрозой поражения.

А ведь по всем объективным данным этого не должно было случиться, потому что Мозер явно сильнее Агирре. Но, подавленный свалившейся на него ответственностью, он играет тактически однообразно, даже примитивно. Обрадованный нерешительностью соперника, Агирре то и дело выбегает к сетке, и Мозер, неудачно пытаясь обвести его, теряет одно очко за другим. Между тем даже самые неискушенные зрители поняли, что Агирре не в ладах с высокими мячами. И вот уже трибуны скандируют Мозе-ру: «Све-чу! Све-чу!». Смешно и грустно.

В конце концов,» проигрывая в пятой партии 1 :4, Мозер каким-то чудом вырвал победу и вполне заслужил шумные овации, которыми наградили его зрители. Но если говорить честно, игра победителя производила временами грустное впечатление, прежде всего потому, что Мозер, не сумевший выдержать психологический накал матча, играл бездумно, не подстегивал свою мысль, не подчинял мяч своей воле, а сам покорно выполнял все его капризы и прихоти.

Не готовясь к психологическим трудностям, не тренируя специально свою волю, выдержку, многие наши теннисисты, подобно Мозеру в его матче с Агирре, терпят фиаско в борьбе с менее сильными противниками. Нугзар Мдзинаришвили, неудачно игравший в матче чемпионата страны с Борисом Боровским, крепился-крепился, а потом так хватил ракеткой о корт, что она с треском разломилась на куски. После этого взрыва Мдзинаришвили не смог по-настоящему продолжать борьбу.

Вячеслав Егоров не ломает ракеток и внешне держится безупречно. Но приглядитесь внимательнее, и вы поймете, что этот атлетического сложения спортсмен — пленник своего нервного возбуждения. В трудных ситуациях он весь скован, движения его какие-то вымученные, Егоров словно бегает по хрупкому льду, который то и дело проваливается под ногой. В результате — непростительные ошибки в самых удобных положениях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *