Утреня что это в православии

Какие службы есть в Церкви и что они означают?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Утреня — вечером, вечерня — в обед, а обедни вообще нет. Примерно так для неподготовленного человека выглядит расписание в храме. На самом деле то, что обычно называют вечерней и утренней службой, включает в себя гораздо больше богослужений. Все они образуют так называемый суточный богослужебный круг — службы, которые проходят в храме каждый день.

Что такое богослужебный круг?

Богослужебный круг — цикл регулярных церковных богослужений. Всего таких круга четыре: суточный (ежедневный), седмичный (недельный) и два годовых: подвижный и неподвижный. Недельный и годовые круги — тематические, то есть в них богослужения суточного круга группируются по евангельским и историко-церковным событиям.

Какие службы входят в суточный круг?

В службы суточного круга в зависимости от праздников включаются песнопения и чтения остальных богослужебных кругов: седмичного и годового. Обычно в сутки положено совершать шесть богослужений: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы, литургия. Все службы кроме литургии описаны в книге Часослов, которая сформировалась в IX веке.

Вечерня

Богослужение, чаще всего совершаемое вечером. Вечерня бывает вседневная, малая и великая. Малая вечерня служится накануне воскресных дней и больших праздников. Великая вечерня служится либо отдельно накануне праздников, либо вместе с утреней в составе всенощного бдения. Вседневная вечерня служится в будние дни. Иногда вечерня служится совместно с литургией, как ее первая часть — например, Великим постом.

Утреня

Раньше этого богослужение совершалось утром — отсюда такое название. Сейчас утреня часто совершается сразу после вечерни, то есть вечером (но может быть и утром, как раньше). Эта служба — благодарность Богу за прошедшую ночь и просьба о Его благословении на следующий день.

Всенощное бдение

Богослужение накануне больших праздников и воскресных дней. Состоит из вечерни, утрени и первого часа. В этом случае вечерня и утреня совершаются более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни.

Часы

Краткие богослужения, совершаемые четыре раза в сутки и освящающие молитвой весь день.

Первый час соответствует нашему седьмому часу утра, освящает молитвой уже наступивший день.

Третий час соответствует нашему девятому часу утра, вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов.

Шестой час соответствует нашему двенадцатому часу дня, вспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.

В обычной богослужебной практике 1-й час присоединяется к утрене, 3-й и 6-й час совершаются непосредственно перед литургией, 9-й — перед вечерней.

Литургия

Главное богослужение, во время которого совершается таинство Евхаристии — пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Установлено Спасителем во время Тайной Вечери. Есть три вида литургии:

Литургия святителя Иоанна Златоустого совершается в течении всего года.

Литургия святителя Василия Великого служится 10 раз в году: 5 воскресений Великого поста (кроме Входа Господня в Иерусалим); в Великий Четверг и Великую Субботу — на Страстной седмице; 14 января (праздник Обрезания Господня); 6 и 18 января — накануне праздников Рождества Христова и Крещения.

Литургия святителя Григория Двоеслова (литургия Преждеосвященных Даров) совершается по средам и пятницам Великого поста; понедельник, вторник и среду Страстной седмицы; в день памяти Иоанна Предтечи (8 марта) и Сорока мучеников Севастийских (22 марта), если эти праздники приходятся на период Великого поста и не выпадают на воскресный день. Литургия называется так потому, что на ней верующие причащаются Дарами, ранее освященными на литургии св. Иоанна Златоустого или св. Василия Великого.

Повечерие

Богослужение, совершаемое вечером. Название происходит от монастырской практики совершать повечерие после вечерней трапезы — вечери. Бывает великое (совершается в Великий пост, праздники Рождества Христова и Богоявления) и малое (в остальные дни).

Полунощница

Богослужение, совершаемое в полночь. Оно посвящено Страшному Суду и Второму Пришествию Христа. Обычно полунощница совершается рано утром в монастырях, на приходах практически не служится.

Как все выглядит на практике?

Службы суточного круга сгруппированы для удобства в две части, которые совершаются утром и вечером. Утром — 3-й, 6-й, 9-й часы и литургия; вечером — всенощная (или вечерня с утреней) и 1-й час. Все исключения из этой практики встречаются либо в монастырях, где стараются служить без сокращений, либо во время Великого поста, когда устав предписывает иной порядок богослужений.

Источник

Утреня

Вечерня изображает начало истории человечества, первые дни грехопадения — вечер (конец) творения мира, сменившийся для человека после грехопадения темной ночью с лишением лицезрения светлого Лика Божия. Утреня изображает радостное и светлое утро — явление Христа миру. А во второй половине еще более светлое утро — воскресение Господне. Еще только начинает загораться заря на небе Вифлеема, еще не погасли звезды. И вот среди тихого неба — тихая песнь ангелов: «Слава в вышних Богу, на земле мир, в человецех благоволение». Родился Христос — этот момент и изображает начало утрени (малое славословие), момент радостный и светлый, но время полного торжества еще не настало. Христос, родившийся на земле, должен пройти ради нас скорбный путь жизни в зраке раба и еще более скорбный путь Голгофы, пока не войдет в радость воскресения и не введет в нее нас. Памятуя это, мы в тишине еще не окончившейся ночи прибегаем смиренные, как вифлеемские пастухи, к святым яслям с воплем покаяния в словах ексапсалмия (шестопсалмия).

В церкви полумрак, чтобы сильнее падали в тишине и мраке на сердце огненные слова псалмопевца Давыда. Православная Церковь избрала для шестопсалмия псалмы такого характера, чтобы дать молящимся почувствовать с возможной полнотой и живостью падшее состояние человека, пробудить в них чувства греховности и безответности перед судом святости и правды Божией, страх вечной погибели в отчуждении от любви Божией, живое желание и надежду спасения в Боге, в Божией бесконечной милости, всепрощающей, очищающей от грехов, возвращающей к жизни из области смерти, возрождающей своей бесконечной отеческой любовью. Это псалмы: 3, 37, 62, 87, 102 и 142. Точно «горящий уголь» падают пламенные слова пророка на душу, расположенную слушать и вдумываться в «песни покаяния».

Плача у яслей Господа о своих грехах и умоляя о помиловании (и в псалмах, и в великой ектении, следующей за шестопсалмием), верующие ликуют о рождении Господа: «Бог Господь и явися нам, благословен Грядыи во имя Господне», — приветствует хор Родившегося ради нашего спасения Христа. И поется тропарь дня, праздника или святого. Затем снова святая назидательная Псалтырь. На воскресной утрени всегда читаются 2-я и 3-я кафизмы, потому что в них заключаются псалмы, в которых святой пророк Давыд подробно предсказывает о страданиях и распятии Спасителя, поруганиях над Ним и разделении Его одежд воинами (псалом 21-й), о смерти, сошествии в ад и воскресении (псалом 15-й), победе над адом, разрушении власти диавола и вознесении на небо (псалом 23-й). Последний псалом уже полон ликования. Господь Победитель открывает двери рая, входит Сам и открываете их для верных своих. Откройтесь двери: идет Царь Славы. Кто Сей Царь Славы? Господь Сил: Он Царь Славы (пс. 23-й). И еще светлее становится настроение молящихся.

Далее читается 17 кафизма (кроме Господских праздников и недели о Фоме).

Полиелей (Полиелеос)

Начинается полиелей. Полиелей значит «многомаслие», то есть обильное освещение. В то же время слово «полиелей» можно перевести как «много милости». И то и другое название подходит к той части праздничной утрени, которая называется полиелеем. По уставу в это время зажигаются обильные светильники. Отсюда — «многомаслие».

Полиелей — это и пение псалмов 134 и 135, в которых неоднократно повторяется «яко в век милость Его», то есть повторяется много раз слово «милость». Открыты Царские врата — в знак того, что открыт гроб Христов, и через Воскресение Христово открыты двери Чертога небесного. И свет, сияющий из алтаря, как будто свет блистающих на гробе ангелов, несущих весть воскресения.

В воскресный день после кафизм Церковь выражает торжество хваления воскресения Господня. Далее изображается ранний приход мироносиц и радостная весть ангелов мироносицам: «Сонм ангелов удивился, увидев Тебя, Спаситель, причисленного к мертвым, но разрушившего силу смерти, воскресившего с собою Адама и освободившего всех от ада. Зачем вы, ученицы, мешаете миро со слезами жалости, — вещал мироносицам блистающий во гробе ангел, — видите вы этот гроб (без Мертвеца) и знайте, что Спаситель воскрес от гроба».

«Ранним утром мироносицы в слезах спешили к Твоему гробу, но им предстал ангел и сказал: «Время плача кончилось: не плачьте, но возвестите апостолам о Его воскресении».

«Мироносицы-жены с миром пришедшие к Твоему гробу, Спаситель, рыдали, но ангел им сказал: «Что вы считаете Живого между мертвыми, Он, как Бог, воскрес от гроба».

«Поклонимся Отцу и Его Сыну и Святому Духу, Святой Троице, во едином существе, взывая с серафимами: Свят, Свят, Свят, — Ты Господи. Родивши подателя жизни, Дева, Ты избавила Адама от греха и даровала Евве вместо печали — радость, воплотившийся же из Тебя Бог и Человек возвратил (направил к жизни) тех, которые от нея отпали».

Антифоны

В воскресный день, после тропарей «Благословен еси Господи» и малой ектении, поют антифоны или степенны. С древности эти песнопения так называются потому, что антифоны пелись на два хора, а степенными называются потому, что смысл этих песнопений взят из 15 псалмов, называвшихся степенными — песнями степеней. Эти псалмы, 119-132, пелись в ветхозаветной Церкви на 15 ступенях входа в Иерусалимский храм, по псалму на каждой ступени.

Части этих псалмов соединены со стихами, составленными святым Иоанном Дамаскиным и иноками Студийской обители. Степенны-антифоны изображают чувства сынов Израиля, возвращающихся из плена вавилонского в землю отцов. В этих псалмах выражаются чувства души, желающей освободиться из плена греховного — из рабства диаволу, чтобы вселиться в обители, открытые нам воскресением Христовым. Здесь душа возносит к Господу то скорбный вопль об освобождении от страстей и наветов вражиих, то молитву надежды на милость Божию, то сетование о своей нечистоте душевной, то радость о служении Богу в Церкви, то страх перед судом Божиим, то всецелое упование на милосердие Спасителя:

«От юности моея мнози борют мя страсти: но Сам мя заступи и спаси мя, Спасе»

«Ненавидящии Сиона (Церковь Христову) посрамятся от Господа, яко трава бо во огневи будут изсохшая(потому что, подобно траве, сделаются добычею огня)».

«Святым Духом всяка душа живится (получает новую жизнь) и чистотою возвышается и светлеется Троическим единством священнотаино (таинственно просвещается Святою Троицею)».

Библиотека Русской веры
Последование Утрени →

Чтение Святого Евангелия и изнесение его на середину храма

Далее, в порядке утрени, следует чтение Евангелия. На воскресной утрени Евангелие всегда читается о явлениях воскресшего Спасителя мироносицам и апостолам. Евангелие читается в алтаре, как бы над гробом Господним, и потом износится на середину храма для поклонения и лобызания верующими и пребывает на середине храма, пока все верующие не приложатся к нему.

При изнесении Евангелия из алтаря верующие, взирая на него, как на Самого Воскресшего Господа, поклоняются ему и в умилении сердца поют торжественную песнь Воскресшему: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Исусу». Таким образом, изнесение святого Евангелия из алтаря на середину храма во время воскресных всенощных бдений знаменует то, что Воскресший Господь является и нам недостойным, подобно тому, как Он являлся по воскресении Своем женам-мироносицам и святым апостолам по Своему неложному обетованию: «Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Матф. 28, 20).

Изнесение иконы

В праздники Господни, Богородичны и святых во время полиелея износится на середину храма икона праздника или святого и перед ней поется величание празднику. Святая икона Пресвятой Богородицы находится среди храма, посреди нас для того, чтобы напомнить нам, что Владычица мира Сама всегда среди нас, как сердобольная Мать среди своих детей, как светлая всемогущая Царица среди своих верных слуг. Она около всех, верных Евангелию Ее Сына, и готова на помощь каждому, кто прибегает к Ней в своих скорбях и напастях.

После стихеры «Воскресение Христово видевше» полагается чтение псалма 50-го. Затем поется: Слава. «Молитв ради апостол, Милостиве, очисти множество согрешений наших». И ныне. «Молитв ради Богородицы». Стих: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей и по многим щедротам Твоим очисти беззакония моя, Боже Спасе мой». Далее поется стихера (так называемая по 50 псалме): «Воскрес Исус от гроба, яко же прорече, и дарова нам живот вечный, мир и велию милость». В праздничные дни вместо этой стихеры поется стихера празднику. Диакон возглашает ектению — молитву: «Спаси Боже люди своя». Потом следует пение канона.

Пение канона

Канон (правило) есть собрание духовных песней, составленных по образцу песней ветхозаветных и указывающих на них своим содержанием.

Образцом первой песни канона служит песнь святого пророка Моисея, в которой он прославляет Бога за избавление от фараона, потонувшего с войсками в морской пучине (Исход, гл. 15): «Пою Господа, ибо Он высоко превознесся. Коня и всадника ввергнул в море. Он Бог и прославлю Его».

Образцом второй песни, которая поется только в святую Четыредесятницу, служит обличительная песнь пророка Моисея народу израильскому: «Внимай, небо: я буду говорить, и слушай, земля, слова уст моих» (Втор. 32).

Третья основана на песни святой Анны, матери Самуила, которая хвалит Господа за дарование ей сына. И молилась Анна: «Возрадовалось сердце мое в Господе и вознесся род в Боге моем».

Четвертая берет содержание из песни пророка Аввакума, изображающего грозное шествие Господа для суда над людьми: «Господи, услышал я слух Твой и убоялся».

Образец пятой — песнь пророка Исаии (гл. 26), изображающего грядущее царство Мессии, Который судит грешных и воскрешает праведных.

Источник шестой песни — молитва Ионы, восхвалявшего Господа из чрева кита: «К Господу воззвал я в скорби моей, — и Он услышал меня. Из чрева преисподней возопил, — и Ты услышал глас мой» (Иона, 2, 3). Иона, как известно, был прообразом воскресшего Христа.

Седьмая песнь заимствует свое содержание из песни трех еврейских отроковАнании, Азария и Мисаила, вверженных в разожженную печь по повелению Навуходоносора и оставшихся невредимыми. Она выражает сокрушение о грехах еврейского народа и торжественное прославление Бога Истинного (Дан. 3, 26-27). В печи раскаленной, но не опаляющей трех отроков, Церковь видит прообраз безсеменного и девственного зачатия и рождения Исуса Христа, прославляет всемогущество Спасителя и молит Господа об озарении нас светлым огнем Божества.

Восьмая песнь берет свое содержание из второй половины песни трех отроков. В этой половине песни содержится призывание всей твари к прославлению Господа (Дан. 3,59).

После восьмой песни канона поется песнь Богородицы: «Величает душа моя Господа и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем» с новозаветным припевом в честь Богоматери: «Честнейшую херувим и славнейшую воистину серафим, девственно (без болезни и греха) родившую Бога Слово, истинную Богородицу, Тебя величаем» (песнь приводится в русском чтении).

Песнь «Честнейшую» сочинена была Козьмой Маюмским в самый Великий пяток, в день особой скорби для Матери Господа Исуса. Пречистой весьма благоугодна была эта песнь, и Она явилась преподобному с лицом светлым и радостным и сказала ему: «Приятны Мне песни твои, но эта приятнее всех других; приятны Мне те, которые поют духовные песни, но никогда Я столько близка не бываю к ним, как когда поют они эту новую песнь твою».

В девятой песни Церковь прославляет Святую Деву, Матерь пришедшего в мир Спасителя.

В середине кафизм и по шестой песни канона полагается чтение учительного Евангелия и Пролога. Этим Церковь вводит нас в суть воспоминаний праздника и готовит к разумному слушанию Евангелия на следующий день.

Стихеры на хвалитех и великое славословие

После канона, завершаемого малой ектенией, диакон на воскресной всенощной возглашает: «Свят Господь Бог наш». Потом поются хвалитные псалмы 148-150.

«Слава показавшему нам свет» — возглашает священник. Христиане отвечают великим славословием: «Слава в вышних Богу».

В древней Церкви, в катакомбах, бдение продолжалось до утра. И возгласом «Слава показавшему нам свет» священнослужитель возвещал о появлении утренней зари или солнца. Мы благодарим Господа за то, что Он показал нам свет Богопознания, дал свет веры, осиял лучезарным сиянием Лика своего и Евангелия: «Слава Богу на небесах, мир на земле, в людях благоволение. Мы хвалим Тебя, благословляем, кланяемся, славословим и благодарим за великую славу Твою. Господи, Царь Небесный, Боже, Отец Вседержитель. Господи, Сын Единородный и Святыи Дух. Господи Боже, Агнец Божии, Сын Бога Отца, принявший грех мира, помилуй нас. Принявший грехи мира прими молитву нашу; Сидящий одесную Отца помилуй нас, потому что Один Ты свят, Один Ты Господь Исус Христос, в славу Бога Отца, Аминь. Всякий день мы будем благословлять Тебя и прославлять Имя Твое вечно и во все времена».

Заканчивается славословие пением «Святыи Боже». Эта мольба о помиловании, которая сама по себе отдельно выражает самоосуждающее покаяние, глубочайшее смирение, страх погибели и самое чувство погибельного состояния, здесь, в связи с ангельским славословием Богу-Спасителю, получаетдругой смысл и тон — выражает радость об открывшемся спасении, сердечную жажду благодатного помилования, благоговейную готовность всеми силами души служить милующему Богу.

Утреня бывает вседневная и полиелейная или праздничная. Вседневная утреня совершается в те дни, в которые и вседневная вечерня, а полиелейная — в дни празднуемых святых.

Порядок утрени вседневной

По совершении полунощницы иерей возглашает: «Благословен Бог наш»;

Чтец: «Аминь»; Трисвятое; по «Отче наш»

Иерей: «Яко Твое есть царство»;

Чтец: «Аминь»; «Приидите поклонимся»; псалом 49-й: «Услышит тя Господь в день печали»; псалом 20-й: «Господи, силою Твоею возвеселится царь»

Во время чтения псалмов иерей совершает каждение храма;

Слава и ныне; Трисвятое; по «Отче наш»; тропари: «Спаси Господи люди Своя; Слава: «Вознесыися на крест волею»; и ныне: «Предстательнице Страшная и непостыдная»; ектения краткая: 1) «Помилуй нас, Боже», 2) о стране и 3) за всю братию и за всех христиан;

Иерей: «Слава Святей Единосущной»;

Чтец: «Аминь» и чтет шестопсалмие (ексапсалмы); великая ектения; «Бог Господь» на глас тропаря; тропарь по уставу; Слава и ныне; Богородичен, по гласу тропаря и по дню; кафизмы. Между кафизмами малая ектения и седальны из Октая. После последней ектении и седальнов псалом 50-й: «Помилуй мя Боже». Канон в Октае и Минеи. Ирмосы канона из Минеи поются вместо катавасии. После 3-й песни ектения малая и седальны в Минеи; после 6-й песни ектения малая; кондак и икос в Минеи;

После 8-й песни иерей возглашает: «Богородицу песньми возвеличим»;

Певцы поют песнь Богородицы: «Величит душа моя Господа» с припевами «Честнейшую Херувим». Во время пения «Честнейшую» иерей или диакон кадит алтарь и храм. После канона: «Достойно есть»; малая ектения; светильны по уставу; хвалитные псалмы. Далее: «Тебе слава подобает».

Затем чтец продолжает: «Слава показавшему нам свет» и читает «великое славословие». Ектения: «Исполним заутрения молитвы». Стихеры на стиховне из Октая. Читается: «Благо есть»; Трисвятое; «Отче наш»; тропарь и Богородичен из Минеи. Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже».

После ектении иерей возглас и чтец: «Аминь»; «Приидите поклонимся», 3 раза, и читает псалмы первого часа.

Полиелейная утреня

Полиелейная утреня до кафизм включительно отличается от вседневной только тем, что после кафизм седальны читаются из Минеи. Затем после последней, то есть второй кафизмы, порядок утрени идет уже не такой, как на вседневной, а именно: после малой ектении и седальна по 2-й кафизме поется «полиелей» и «величание» перед праздничной иконой.

На полиелей открываются Царские двери и иерей с диаконом кадят алтарь, весь храм и народ.

После Евангелия Царские двери закрываются, а на великое славословие опять открываются до первого часа. После полиелея — малая ектения; седален из Минеи; первый антифон степенны 4-го гласа: «От юности моея»; прокимен;

Иерей: «Яко свят еси Господи Боже наш»;

Певцы: «Аминь» и «Всякое дыхание»;

Диакон: «И о сподобитися нам» и проч.

Иерей читает Евангелие.

После Евангелия читается псалом 50-й: «Помилуй мя, Боже».

Поется: Слава: «Молитв ради апостол (или других святых, соответственно праздника), Милостиве очисти», и ныне: «Молитв ради Богородицы, Милостиве очисти»; стих: «Помилуй нас, Боже»; стихера из Минеи.

Диакон чтет молитву: «Спаси, Боже, люди Своя»;

Певцы: «Господи помилуй» 12 раз;

Иерей: «Милостию и щедротами»;

Певцы: «Аминь» и поется канон. Канонов два: первый Богородичный на 6, второй праздника из Минеи на 8. Катавасия по Уставу. После канона хвалитные псалмы и стихеры «на хвалитех».

После стихер иерей возглашает: «Слава показавшему нам свет»;

Певцы поют великое славословие. После славословия — тропарь праздника. Две ектении «Помилуй нас Боже» и «Исполним заутренния молитвы», «Утверди Боже».

Затем диакон возглашает: «Премудрость»;

Иерей: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас»;

Иерей: «Слава Тебе Боже наш, упование наше, слава Тебе»;

Певцы: Слава, и ныне, «Господи помилуй», 2 раза, и «Господи благослови»;

Иерей: отпуст по уставу;

Чтец: «Аминь» и следует чтение первого часа.

Источник

Утреня

У́треня (заут­реня) (греч. ὄρθρος (орт­хрос) (от гла­гола ὀρθρίζω — рано при­хо­дить)) – одно из бого­слу­же­ний суточ­ного круга – цер­ков­ное обще­ствен­ное бого­слу­же­ние, совер­ша­е­мое, согласно Уставу, утром.

Время совер­ше­ния и место Утрени в суточ­ном круге бого­слу­же­ний

Суточ­ный круг, согласно сло­жив­шейся тра­ди­ции, зафик­си­ро­ван­ной в Типи­коне (книге, изла­га­ю­щей бого­слу­жеб­ный устав), при­вя­зан не к аст­ро­но­ми­че­скому, но к так назы­ва­е­мому бого­слу­жеб­ному вре­мени. Так, первое бого­слу­же­ние суточ­ного круга – Полу­ноч­ница (слав. Полу­нощ­ница) – должна начи­наться по про­ше­ствии поло­вины ночи. Сле­ду­ю­щая служба – Утреня. Согласно Типи­кону, ее окон­ча­ние сов­па­дает с рас­све­том («Слава Тебе, Гос­поди, пока­зав­шему нам свет!» — харак­тер­ное начало вос­пе­ва­е­мого или чита­е­мого в конце утрени т. н. вели­кого сла­во­сло­вия). Далее – Первый час, совер­ша­е­мый как пра­вило сразу после утрени, в первом часу начи­на­ю­ще­гося с вос­хо­дом солнца дня. Сле­ду­ю­щие бого­слу­же­ния суточ­ного круга – Третий час, Шестой час, Изоб­ра­зи­тельны (по сути, древ­нее молит­вен­ное пра­вило ко Свя­тому При­ча­ще­нию: у мона­хов в то время, когда скла­ды­вался устав, была рас­про­стра­нена прак­тика еже­днев­ного келей­ного при­ча­ще­ния запас­ными дарами, освя­щен­ными за вос­крес­ной или празд­нич­ной Литур­гией; после при­ча­ще­ния пола­га­лась тра­пеза), Девя­тый час, Вечерня, Пове­че­рие (по-вече­рие, то есть служба после “вечери” – ужина).

Литур­ги­че­ская тема Утрени

Каждое бого­слу­же­ние под­ра­зу­ме­вает выра­же­ние неко­то­рой основ­ной идеи; в част­но­сти, утреня, завер­ша­ю­ща­яся на вос­ходе солнца, носит мес­си­ан­ский харак­тер, вос­пе­вая восход Солнца Правды – первое при­ше­ствие в мир обе­то­ван­ного Спа­си­теля, Гос­пода Иисуса Христа. Уже в самом начале утрени, перед шесто­псал­мием, начи­нает рас­кры­ваться эта тема: «Слава в вышних Богу…» – песнь Анге­лов на Рож­де­ство Хри­стово.

Про­ис­хож­де­ние Утрени

Утреня в целом состав­лена из двух частей раз­лич­ного про­ис­хож­де­ния, обо­зна­ча­е­мых обычно как кафед­раль­ная (город­ская) и мона­ше­ская. Первая из них, при­зна­ва­е­мая наи­бо­лее древ­ней, совер­ша­лась на рас­свете в Иеру­са­лиме в храме Вос­кре­се­ния Хри­стова начи­ная с IV в. и окан­чи­ва­лась выше­упо­мя­ну­тым вели­ким сла­во­сло­вием. Вторая, назы­ва­е­мая тогда «канон», – пред­ше­ство­вала первой, совер­ша­лась в конце ночи, еще до рас­света, и сло­жи­лась в мона­ше­ской прак­тике. Счи­та­ется, что в V в. в мона­сты­рях эти службы совер­ша­лись уже соеди­нен­ными друг с другом.

Виды Утрени

Утреня бывает все­днев­ная (буд­нич­ная) и празд­нич­ная (вари­анты – вос­крес­ная, поли­е­лей­ная, сла­во­слов­ная). Рядом осо­бен­но­стей обла­дают вели­ко­пост­ная и заупо­кой­ная Утреня.

Чин все­днев­ной утрени вклю­чает в себя бла­го­сло­ве­ние, начало обыч­ное, псалмы 19 и 20, тро­пари, каж­де­ние храма, екте­нию, шесто­псал­мие, вели­кую екте­нию, тро­пари, кафизмы и седальны, псалом 50, каноны, сти­хиры на хва­ли­тех, вели­кое сла­во­сло­вие, екте­нию, сти­хиры на сти­ховны, молитву «Отче наш», тро­парь, отпуст.

Празд­нич­ная утреня допол­ня­ется пением поли­е­лея (после кафизм и седаль­нов), а в вос­кре­се­ния также пением бла­го­сло­вен­ных, ипа­коев и анти­фо­нов, про­ким­нов и чте­нием Еван­ге­лия, после кото­рого поется вос­крес­ная песнь «Вос­кре­се­ние Хри­стово видевше».

Празд­нич­ная утреня, соеди­ня­е­мая с Вели­кой вечер­ней и первым часом, состав­ляет Все­нощ­ное бдение.

Пас­халь­ная утреня начи­нает слу­житься после крест­ного хода в при­творе бла­го­сло­ве­нием и пением пас­халь­ного тро­паря и состоит из пас­халь­ных тро­па­рей, канона, све­тильна, стихир, чтения пас­халь­ного слова Иоанна Зла­то­уста, екте­ний и отпу­ста.

Основ­ные тексты Утрени

Среди тек­стов, чита­е­мых и вос­пе­ва­е­мых во время утрени (как и любой другой службы), обычно выде­ляют неиз­ме­ня­е­мые (сотав­ля­ю­щие своего рода каркас службы) и изме­ня­е­мые, кото­рые под­би­ра­ются согласно уставу в зави­си­мо­сти от: а) дня сед­мицы (из Окто­иха – книги, вклю­ча­ю­щей тексты бого­слу­же­ний сед­мич­ного круга), б) дня года (из Миней – книг, содер­жа­щих тексты бого­слу­же­ний годо­вого круга), в) дней Вели­кого поста или Пасхи (из Триоди Пост­ной и Триоди цвет­ной соот­вет­ственно). Таким обра­зом, в утреню как службу суточ­ного круга, сохра­ня­ю­щую четко опре­де­лен­ную струк­туру (неиз­ме­ня­е­мые части), вклю­ча­ются тексты сед­мич­ного и годо­вого бого­слу­жеб­ных кругов, а также вели­ко­пост­ного и пас­халь­ного цикла. Неиз­ме­ня­е­мые части утрени поме­щены в Часо­слове и Слу­жеб­нике.

Важ­ней­шим и в то же время наи­бо­лее древним неиз­ме­ня­е­мым тек­стом утрени явля­ется псалом 50, в кото­ром по-осо­бому звучит тема жертвы: «Жертва Богу – дух сокру­шен». Вечер­ние и утрен­ние бого­слу­же­ния, во вре­мена Вет­хого Завета свя­зан­ные с жерт­во­при­но­ше­ни­ями, в хри­сти­ан­ское время вклю­чили такие тексты, где пред­ла­га­ется новое пони­ма­ние слу­же­ния Богу, когда на смену жерт­вам при­хо­дит молитва и сокру­ше­ние сер­деч­ное. Также клю­че­выми неиз­ме­ня­е­мыми тек­стами явля­ются хва­лит­ные псалмы 148–150 и вели­кое сла­во­сло­вие – ран­не­хри­сти­ан­ский гимн, состав­лен­ный из стихов Св. Писа­ния.

К выше­ука­зан­ным древ­ней­шим неиз­ме­ня­е­мым тек­стам утрени в мона­ше­ской прак­тике были при­со­еди­нены шесто­псал­мие (псалмы 3, 37, 62, 87, 102 и 142) и канон, состо­яв­ший изна­чально из 10 биб­лей­ских песней. При­бли­зи­тельно в ХII в. к самому началу утрени была при­со­еди­нена допол­ни­тель­ная служба для особой молитвы за царя – дву­псал­мие, цен­тром кото­рой явля­ются два “цар­ских” псалма, 19‑й и 20‑й, где царь и пророк Давид про­об­ра­зует веч­ного Царя – Гос­пода Иисуса Христа. Так мес­си­ан­ская тема утрени стала про­яв­ляться с самого ее начала.

Устав буд­нич­ной Утрени изло­жен в 9 главе Типи­кона, празд­нич­ной – в главах 2, 3, 4 и 5.

Основ­ные отли­чия совре­мен­ной цер­ков­ной прак­тики совер­ше­ния утрени от пред­пи­са­ний Типи­кона

Время совер­ше­ния

В наши дни в горо­дах утреня нередко совер­ша­ется вече­ром, в соеди­не­нии с вечер­ней, причем как в случае вос­крес­ной или празд­нич­ной утрени в составе Все­нощ­ного бдения, так и в случае буд­нич­ных служб.
Неустав­ная прак­тика слу­же­ния Утрени вече­ром впер­вые появи­лась в нашей Церкви в XIX в. Ещё в XVIII в. службы совер­ша­лись обычно трижды в день: в 3–5 утра — Утреня, в 8–10 — Часы и Литур­гия, в 15–16 — Вечерня. Такой рас­по­ря­док был как в мона­сты­рях, так и на при­хо­дах. Однако в XIX в. ритм жизни в сто­ли­цах стал пре­пят­ство­вать ста­рому бого­слу­жеб­ному гра­фику. Как след­ствие, в Санкт-Петер­бурге и в Москве воз­никла прак­тика слу­жить Утреню вече­ром, чтобы соби­раться на службы 2 раза в сутки, а не 3. Это ново­вве­де­ние при­жи­лось не сразу. Многие цер­ков­ные авто­ри­теты были его про­тив­ни­ками. В част­но­сти, митр. Мос­ков­ский Фила­рет запре­щал в своей Мос­ков­ской епар­хии слу­жить подоб­ным обра­зом, упре­кая свя­щен­но­слу­жи­те­лей в лено­сти. Но несмотря на сопро­тив­ле­ние, к началу XX в. в России Утреня совер­ша­лась утром почти только в одних мона­сты­рях. Св. Иоанн Крон­штадт­ский был один из немно­гих, кто в конце XIX — начале ΧΧ вв. ещё служил Утреню утром. В его время это уже была ред­кость.

Коли­че­ство тек­стов

Сокра­ще­ние устав­ного коли­че­ства бого­слу­жеб­ных тек­стов встре­ча­ется очень часто, причем сокра­ще­нию или отмене под­вер­га­ются не только про­дол­жи­тель­ные свя­то­оте­че­ские чтения и рядо­вые кафизмы, но и тро­пари канона (рас­про­стра­не­ныы вари­анты чтения «на 6» и «на 4»), сти­хиры и прочие изме­ня­е­мые части.

Изме­не­ние набора исполь­зу­е­мых тек­стов

В совре­мен­ном бого­слу­же­нии про­изо­шла, в част­но­сти, прак­ти­че­ски полная замена «Непо­роч­ных» (17‑й кафизмы, пс. 118) на поли­е­лей. Непо­рочны по логике Типи­кона – вос­крес­ный текст. Согласно Типи­кону, поли­е­лей совер­ша­ется только от отда­ния Кре­сто­воз­дви­же­ния до пред­праздн­ства Рож­де­ства Хри­стова и от отда­ния Бого­яв­ле­ния до недели Сыро­пуст­ной. В осталь­ное время на его месте в службе преду­смот­рены Непо­рочны.

Дони­ко­нов­ский Типи­кон (Око Цер­ков­ное) пред­пи­сы­вал пение Непо­роч­ных в про­дол­же­ние всего года, даже тогда, когда поется поли­е­лей. В послед­нем случае пола­га­лось петь Непо­рочны, затем тро­пари по непо­роч­ных и поли­е­лей.

Кроме того, тро­пари каждой песни канона пред­ва­ря­лись и пере­ме­жа­лись сти­хами соот­вет­ству­ю­щих биб­лей­ских песней, что сохра­ни­лось до насто­я­щего вре­мени на буд­нич­ной вели­ко­пост­ной утрене.

Схема Утрени на все­нощ­ном бдении

Еван­гель­ские чтения на вос­крес­ной Утрене

Общее число эпи­зо­дов Еван­ге­лия, чита­е­мых на вос­крес­ной все­нощ­ной, — один­на­дцать. Это чтение может быть заме­нено лишь в случае сов­па­де­ния вос­крес­ного дня с дву­на­де­ся­тым празд­ни­ком.

Вос­крес­ные еван­ге­лия на утрене ока­зы­вают вли­я­ние на состав экса­по­сти­ла­рия, его бого­ро­дична и еван­гель­ской сти­хиры, кото­рые зави­сят от еван­гель­ского чтения (а не от гласа) и нахо­дятся в при­ло­же­нии Окто­иха.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *