Утреня что это в православии
Какие службы есть в Церкви и что они означают?
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Утреня — вечером, вечерня — в обед, а обедни вообще нет. Примерно так для неподготовленного человека выглядит расписание в храме. На самом деле то, что обычно называют вечерней и утренней службой, включает в себя гораздо больше богослужений. Все они образуют так называемый суточный богослужебный круг — службы, которые проходят в храме каждый день.
Что такое богослужебный круг?
Богослужебный круг — цикл регулярных церковных богослужений. Всего таких круга четыре: суточный (ежедневный), седмичный (недельный) и два годовых: подвижный и неподвижный. Недельный и годовые круги — тематические, то есть в них богослужения суточного круга группируются по евангельским и историко-церковным событиям.
Какие службы входят в суточный круг?
В службы суточного круга в зависимости от праздников включаются песнопения и чтения остальных богослужебных кругов: седмичного и годового. Обычно в сутки положено совершать шесть богослужений: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы, литургия. Все службы кроме литургии описаны в книге Часослов, которая сформировалась в IX веке.
Вечерня
Богослужение, чаще всего совершаемое вечером. Вечерня бывает вседневная, малая и великая. Малая вечерня служится накануне воскресных дней и больших праздников. Великая вечерня служится либо отдельно накануне праздников, либо вместе с утреней в составе всенощного бдения. Вседневная вечерня служится в будние дни. Иногда вечерня служится совместно с литургией, как ее первая часть — например, Великим постом.
Утреня
Раньше этого богослужение совершалось утром — отсюда такое название. Сейчас утреня часто совершается сразу после вечерни, то есть вечером (но может быть и утром, как раньше). Эта служба — благодарность Богу за прошедшую ночь и просьба о Его благословении на следующий день.
Всенощное бдение
Богослужение накануне больших праздников и воскресных дней. Состоит из вечерни, утрени и первого часа. В этом случае вечерня и утреня совершаются более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни.
Часы
Краткие богослужения, совершаемые четыре раза в сутки и освящающие молитвой весь день.
Первый час соответствует нашему седьмому часу утра, освящает молитвой уже наступивший день.
Третий час соответствует нашему девятому часу утра, вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов.
Шестой час соответствует нашему двенадцатому часу дня, вспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.
В обычной богослужебной практике 1-й час присоединяется к утрене, 3-й и 6-й час совершаются непосредственно перед литургией, 9-й — перед вечерней.
Литургия
Главное богослужение, во время которого совершается таинство Евхаристии — пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Установлено Спасителем во время Тайной Вечери. Есть три вида литургии:
Литургия святителя Иоанна Златоустого совершается в течении всего года.
Литургия святителя Василия Великого служится 10 раз в году: 5 воскресений Великого поста (кроме Входа Господня в Иерусалим); в Великий Четверг и Великую Субботу — на Страстной седмице; 14 января (праздник Обрезания Господня); 6 и 18 января — накануне праздников Рождества Христова и Крещения.
Литургия святителя Григория Двоеслова (литургия Преждеосвященных Даров) совершается по средам и пятницам Великого поста; понедельник, вторник и среду Страстной седмицы; в день памяти Иоанна Предтечи (8 марта) и Сорока мучеников Севастийских (22 марта), если эти праздники приходятся на период Великого поста и не выпадают на воскресный день. Литургия называется так потому, что на ней верующие причащаются Дарами, ранее освященными на литургии св. Иоанна Златоустого или св. Василия Великого.
Повечерие
Богослужение, совершаемое вечером. Название происходит от монастырской практики совершать повечерие после вечерней трапезы — вечери. Бывает великое (совершается в Великий пост, праздники Рождества Христова и Богоявления) и малое (в остальные дни).
Полунощница
Богослужение, совершаемое в полночь. Оно посвящено Страшному Суду и Второму Пришествию Христа. Обычно полунощница совершается рано утром в монастырях, на приходах практически не служится.
Как все выглядит на практике?
Службы суточного круга сгруппированы для удобства в две части, которые совершаются утром и вечером. Утром — 3-й, 6-й, 9-й часы и литургия; вечером — всенощная (или вечерня с утреней) и 1-й час. Все исключения из этой практики встречаются либо в монастырях, где стараются служить без сокращений, либо во время Великого поста, когда устав предписывает иной порядок богослужений.
Утреня
Вечерня изображает начало истории человечества, первые дни грехопадения — вечер (конец) творения мира, сменившийся для человека после грехопадения темной ночью с лишением лицезрения светлого Лика Божия. Утреня изображает радостное и светлое утро — явление Христа миру. А во второй половине еще более светлое утро — воскресение Господне. Еще только начинает загораться заря на небе Вифлеема, еще не погасли звезды. И вот среди тихого неба — тихая песнь ангелов: «Слава в вышних Богу, на земле мир, в человецех благоволение». Родился Христос — этот момент и изображает начало утрени (малое славословие), момент радостный и светлый, но время полного торжества еще не настало. Христос, родившийся на земле, должен пройти ради нас скорбный путь жизни в зраке раба и еще более скорбный путь Голгофы, пока не войдет в радость воскресения и не введет в нее нас. Памятуя это, мы в тишине еще не окончившейся ночи прибегаем смиренные, как вифлеемские пастухи, к святым яслям с воплем покаяния в словах ексапсалмия (шестопсалмия).
В церкви полумрак, чтобы сильнее падали в тишине и мраке на сердце огненные слова псалмопевца Давыда. Православная Церковь избрала для шестопсалмия псалмы такого характера, чтобы дать молящимся почувствовать с возможной полнотой и живостью падшее состояние человека, пробудить в них чувства греховности и безответности перед судом святости и правды Божией, страх вечной погибели в отчуждении от любви Божией, живое желание и надежду спасения в Боге, в Божией бесконечной милости, всепрощающей, очищающей от грехов, возвращающей к жизни из области смерти, возрождающей своей бесконечной отеческой любовью. Это псалмы: 3, 37, 62, 87, 102 и 142. Точно «горящий уголь» падают пламенные слова пророка на душу, расположенную слушать и вдумываться в «песни покаяния».
Плача у яслей Господа о своих грехах и умоляя о помиловании (и в псалмах, и в великой ектении, следующей за шестопсалмием), верующие ликуют о рождении Господа: «Бог Господь и явися нам, благословен Грядыи во имя Господне», — приветствует хор Родившегося ради нашего спасения Христа. И поется тропарь дня, праздника или святого. Затем снова святая назидательная Псалтырь. На воскресной утрени всегда читаются 2-я и 3-я кафизмы, потому что в них заключаются псалмы, в которых святой пророк Давыд подробно предсказывает о страданиях и распятии Спасителя, поруганиях над Ним и разделении Его одежд воинами (псалом 21-й), о смерти, сошествии в ад и воскресении (псалом 15-й), победе над адом, разрушении власти диавола и вознесении на небо (псалом 23-й). Последний псалом уже полон ликования. Господь Победитель открывает двери рая, входит Сам и открываете их для верных своих. Откройтесь двери: идет Царь Славы. Кто Сей Царь Славы? Господь Сил: Он Царь Славы (пс. 23-й). И еще светлее становится настроение молящихся.
Далее читается 17 кафизма (кроме Господских праздников и недели о Фоме).
Полиелей (Полиелеос)
Начинается полиелей. Полиелей значит «многомаслие», то есть обильное освещение. В то же время слово «полиелей» можно перевести как «много милости». И то и другое название подходит к той части праздничной утрени, которая называется полиелеем. По уставу в это время зажигаются обильные светильники. Отсюда — «многомаслие».
Полиелей — это и пение псалмов 134 и 135, в которых неоднократно повторяется «яко в век милость Его», то есть повторяется много раз слово «милость». Открыты Царские врата — в знак того, что открыт гроб Христов, и через Воскресение Христово открыты двери Чертога небесного. И свет, сияющий из алтаря, как будто свет блистающих на гробе ангелов, несущих весть воскресения.
В воскресный день после кафизм Церковь выражает торжество хваления воскресения Господня. Далее изображается ранний приход мироносиц и радостная весть ангелов мироносицам: «Сонм ангелов удивился, увидев Тебя, Спаситель, причисленного к мертвым, но разрушившего силу смерти, воскресившего с собою Адама и освободившего всех от ада. Зачем вы, ученицы, мешаете миро со слезами жалости, — вещал мироносицам блистающий во гробе ангел, — видите вы этот гроб (без Мертвеца) и знайте, что Спаситель воскрес от гроба».
«Ранним утром мироносицы в слезах спешили к Твоему гробу, но им предстал ангел и сказал: «Время плача кончилось: не плачьте, но возвестите апостолам о Его воскресении».
«Мироносицы-жены с миром пришедшие к Твоему гробу, Спаситель, рыдали, но ангел им сказал: «Что вы считаете Живого между мертвыми, Он, как Бог, воскрес от гроба».
«Поклонимся Отцу и Его Сыну и Святому Духу, Святой Троице, во едином существе, взывая с серафимами: Свят, Свят, Свят, — Ты Господи. Родивши подателя жизни, Дева, Ты избавила Адама от греха и даровала Евве вместо печали — радость, воплотившийся же из Тебя Бог и Человек возвратил (направил к жизни) тех, которые от нея отпали».
Антифоны
В воскресный день, после тропарей «Благословен еси Господи» и малой ектении, поют антифоны или степенны. С древности эти песнопения так называются потому, что антифоны пелись на два хора, а степенными называются потому, что смысл этих песнопений взят из 15 псалмов, называвшихся степенными — песнями степеней. Эти псалмы, 119-132, пелись в ветхозаветной Церкви на 15 ступенях входа в Иерусалимский храм, по псалму на каждой ступени.
Части этих псалмов соединены со стихами, составленными святым Иоанном Дамаскиным и иноками Студийской обители. Степенны-антифоны изображают чувства сынов Израиля, возвращающихся из плена вавилонского в землю отцов. В этих псалмах выражаются чувства души, желающей освободиться из плена греховного — из рабства диаволу, чтобы вселиться в обители, открытые нам воскресением Христовым. Здесь душа возносит к Господу то скорбный вопль об освобождении от страстей и наветов вражиих, то молитву надежды на милость Божию, то сетование о своей нечистоте душевной, то радость о служении Богу в Церкви, то страх перед судом Божиим, то всецелое упование на милосердие Спасителя:
«От юности моея мнози борют мя страсти: но Сам мя заступи и спаси мя, Спасе»
«Ненавидящии Сиона (Церковь Христову) посрамятся от Господа, яко трава бо во огневи будут изсохшая(потому что, подобно траве, сделаются добычею огня)».
«Святым Духом всяка душа живится (получает новую жизнь) и чистотою возвышается и светлеется Троическим единством священнотаино (таинственно просвещается Святою Троицею)».
Библиотека Русской веры
Последование Утрени →
Чтение Святого Евангелия и изнесение его на середину храма
Далее, в порядке утрени, следует чтение Евангелия. На воскресной утрени Евангелие всегда читается о явлениях воскресшего Спасителя мироносицам и апостолам. Евангелие читается в алтаре, как бы над гробом Господним, и потом износится на середину храма для поклонения и лобызания верующими и пребывает на середине храма, пока все верующие не приложатся к нему.
При изнесении Евангелия из алтаря верующие, взирая на него, как на Самого Воскресшего Господа, поклоняются ему и в умилении сердца поют торжественную песнь Воскресшему: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Исусу». Таким образом, изнесение святого Евангелия из алтаря на середину храма во время воскресных всенощных бдений знаменует то, что Воскресший Господь является и нам недостойным, подобно тому, как Он являлся по воскресении Своем женам-мироносицам и святым апостолам по Своему неложному обетованию: «Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Матф. 28, 20).
Изнесение иконы
В праздники Господни, Богородичны и святых во время полиелея износится на середину храма икона праздника или святого и перед ней поется величание празднику. Святая икона Пресвятой Богородицы находится среди храма, посреди нас для того, чтобы напомнить нам, что Владычица мира Сама всегда среди нас, как сердобольная Мать среди своих детей, как светлая всемогущая Царица среди своих верных слуг. Она около всех, верных Евангелию Ее Сына, и готова на помощь каждому, кто прибегает к Ней в своих скорбях и напастях.
После стихеры «Воскресение Христово видевше» полагается чтение псалма 50-го. Затем поется: Слава. «Молитв ради апостол, Милостиве, очисти множество согрешений наших». И ныне. «Молитв ради Богородицы». Стих: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей и по многим щедротам Твоим очисти беззакония моя, Боже Спасе мой». Далее поется стихера (так называемая по 50 псалме): «Воскрес Исус от гроба, яко же прорече, и дарова нам живот вечный, мир и велию милость». В праздничные дни вместо этой стихеры поется стихера празднику. Диакон возглашает ектению — молитву: «Спаси Боже люди своя». Потом следует пение канона.
Пение канона
Канон (правило) есть собрание духовных песней, составленных по образцу песней ветхозаветных и указывающих на них своим содержанием.
Образцом первой песни канона служит песнь святого пророка Моисея, в которой он прославляет Бога за избавление от фараона, потонувшего с войсками в морской пучине (Исход, гл. 15): «Пою Господа, ибо Он высоко превознесся. Коня и всадника ввергнул в море. Он Бог и прославлю Его».
Образцом второй песни, которая поется только в святую Четыредесятницу, служит обличительная песнь пророка Моисея народу израильскому: «Внимай, небо: я буду говорить, и слушай, земля, слова уст моих» (Втор. 32).
Третья основана на песни святой Анны, матери Самуила, которая хвалит Господа за дарование ей сына. И молилась Анна: «Возрадовалось сердце мое в Господе и вознесся род в Боге моем».
Четвертая берет содержание из песни пророка Аввакума, изображающего грозное шествие Господа для суда над людьми: «Господи, услышал я слух Твой и убоялся».
Образец пятой — песнь пророка Исаии (гл. 26), изображающего грядущее царство Мессии, Который судит грешных и воскрешает праведных.
Источник шестой песни — молитва Ионы, восхвалявшего Господа из чрева кита: «К Господу воззвал я в скорби моей, — и Он услышал меня. Из чрева преисподней возопил, — и Ты услышал глас мой» (Иона, 2, 3). Иона, как известно, был прообразом воскресшего Христа.
Седьмая песнь заимствует свое содержание из песни трех еврейских отроков — Анании, Азария и Мисаила, вверженных в разожженную печь по повелению Навуходоносора и оставшихся невредимыми. Она выражает сокрушение о грехах еврейского народа и торжественное прославление Бога Истинного (Дан. 3, 26-27). В печи раскаленной, но не опаляющей трех отроков, Церковь видит прообраз безсеменного и девственного зачатия и рождения Исуса Христа, прославляет всемогущество Спасителя и молит Господа об озарении нас светлым огнем Божества.
Восьмая песнь берет свое содержание из второй половины песни трех отроков. В этой половине песни содержится призывание всей твари к прославлению Господа (Дан. 3,59).
После восьмой песни канона поется песнь Богородицы: «Величает душа моя Господа и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем» с новозаветным припевом в честь Богоматери: «Честнейшую херувим и славнейшую воистину серафим, девственно (без болезни и греха) родившую Бога Слово, истинную Богородицу, Тебя величаем» (песнь приводится в русском чтении).
Песнь «Честнейшую» сочинена была Козьмой Маюмским в самый Великий пяток, в день особой скорби для Матери Господа Исуса. Пречистой весьма благоугодна была эта песнь, и Она явилась преподобному с лицом светлым и радостным и сказала ему: «Приятны Мне песни твои, но эта приятнее всех других; приятны Мне те, которые поют духовные песни, но никогда Я столько близка не бываю к ним, как когда поют они эту новую песнь твою».
В девятой песни Церковь прославляет Святую Деву, Матерь пришедшего в мир Спасителя.
В середине кафизм и по шестой песни канона полагается чтение учительного Евангелия и Пролога. Этим Церковь вводит нас в суть воспоминаний праздника и готовит к разумному слушанию Евангелия на следующий день.
Стихеры на хвалитех и великое славословие
После канона, завершаемого малой ектенией, диакон на воскресной всенощной возглашает: «Свят Господь Бог наш». Потом поются хвалитные псалмы 148-150.
«Слава показавшему нам свет» — возглашает священник. Христиане отвечают великим славословием: «Слава в вышних Богу».
В древней Церкви, в катакомбах, бдение продолжалось до утра. И возгласом «Слава показавшему нам свет» священнослужитель возвещал о появлении утренней зари или солнца. Мы благодарим Господа за то, что Он показал нам свет Богопознания, дал свет веры, осиял лучезарным сиянием Лика своего и Евангелия: «Слава Богу на небесах, мир на земле, в людях благоволение. Мы хвалим Тебя, благословляем, кланяемся, славословим и благодарим за великую славу Твою. Господи, Царь Небесный, Боже, Отец Вседержитель. Господи, Сын Единородный и Святыи Дух. Господи Боже, Агнец Божии, Сын Бога Отца, принявший грех мира, помилуй нас. Принявший грехи мира прими молитву нашу; Сидящий одесную Отца помилуй нас, потому что Один Ты свят, Один Ты Господь Исус Христос, в славу Бога Отца, Аминь. Всякий день мы будем благословлять Тебя и прославлять Имя Твое вечно и во все времена».
Заканчивается славословие пением «Святыи Боже». Эта мольба о помиловании, которая сама по себе отдельно выражает самоосуждающее покаяние, глубочайшее смирение, страх погибели и самое чувство погибельного состояния, здесь, в связи с ангельским славословием Богу-Спасителю, получаетдругой смысл и тон — выражает радость об открывшемся спасении, сердечную жажду благодатного помилования, благоговейную готовность всеми силами души служить милующему Богу.
Утреня бывает вседневная и полиелейная или праздничная. Вседневная утреня совершается в те дни, в которые и вседневная вечерня, а полиелейная — в дни празднуемых святых.
Порядок утрени вседневной
По совершении полунощницы иерей возглашает: «Благословен Бог наш»;
Чтец: «Аминь»; Трисвятое; по «Отче наш»
Иерей: «Яко Твое есть царство»;
Чтец: «Аминь»; «Приидите поклонимся»; псалом 49-й: «Услышит тя Господь в день печали»; псалом 20-й: «Господи, силою Твоею возвеселится царь»
Во время чтения псалмов иерей совершает каждение храма;
Слава и ныне; Трисвятое; по «Отче наш»; тропари: «Спаси Господи люди Своя; Слава: «Вознесыися на крест волею»; и ныне: «Предстательнице Страшная и непостыдная»; ектения краткая: 1) «Помилуй нас, Боже», 2) о стране и 3) за всю братию и за всех христиан;
Иерей: «Слава Святей Единосущной»;
Чтец: «Аминь» и чтет шестопсалмие (ексапсалмы); великая ектения; «Бог Господь» на глас тропаря; тропарь по уставу; Слава и ныне; Богородичен, по гласу тропаря и по дню; кафизмы. Между кафизмами малая ектения и седальны из Октая. После последней ектении и седальнов псалом 50-й: «Помилуй мя Боже». Канон в Октае и Минеи. Ирмосы канона из Минеи поются вместо катавасии. После 3-й песни ектения малая и седальны в Минеи; после 6-й песни ектения малая; кондак и икос в Минеи;
После 8-й песни иерей возглашает: «Богородицу песньми возвеличим»;
Певцы поют песнь Богородицы: «Величит душа моя Господа» с припевами «Честнейшую Херувим». Во время пения «Честнейшую» иерей или диакон кадит алтарь и храм. После канона: «Достойно есть»; малая ектения; светильны по уставу; хвалитные псалмы. Далее: «Тебе слава подобает».
Затем чтец продолжает: «Слава показавшему нам свет» и читает «великое славословие». Ектения: «Исполним заутрения молитвы». Стихеры на стиховне из Октая. Читается: «Благо есть»; Трисвятое; «Отче наш»; тропарь и Богородичен из Минеи. Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже».
После ектении иерей возглас и чтец: «Аминь»; «Приидите поклонимся», 3 раза, и читает псалмы первого часа.
Полиелейная утреня
Полиелейная утреня до кафизм включительно отличается от вседневной только тем, что после кафизм седальны читаются из Минеи. Затем после последней, то есть второй кафизмы, порядок утрени идет уже не такой, как на вседневной, а именно: после малой ектении и седальна по 2-й кафизме поется «полиелей» и «величание» перед праздничной иконой.
На полиелей открываются Царские двери и иерей с диаконом кадят алтарь, весь храм и народ.
После Евангелия Царские двери закрываются, а на великое славословие опять открываются до первого часа. После полиелея — малая ектения; седален из Минеи; первый антифон степенны 4-го гласа: «От юности моея»; прокимен;
Иерей: «Яко свят еси Господи Боже наш»;
Певцы: «Аминь» и «Всякое дыхание»;
Диакон: «И о сподобитися нам» и проч.
Иерей читает Евангелие.
После Евангелия читается псалом 50-й: «Помилуй мя, Боже».
Поется: Слава: «Молитв ради апостол (или других святых, соответственно праздника), Милостиве очисти», и ныне: «Молитв ради Богородицы, Милостиве очисти»; стих: «Помилуй нас, Боже»; стихера из Минеи.
Диакон чтет молитву: «Спаси, Боже, люди Своя»;
Певцы: «Господи помилуй» 12 раз;
Иерей: «Милостию и щедротами»;
Певцы: «Аминь» и поется канон. Канонов два: первый Богородичный на 6, второй праздника из Минеи на 8. Катавасия по Уставу. После канона хвалитные псалмы и стихеры «на хвалитех».
После стихер иерей возглашает: «Слава показавшему нам свет»;
Певцы поют великое славословие. После славословия — тропарь праздника. Две ектении «Помилуй нас Боже» и «Исполним заутренния молитвы», «Утверди Боже».
Затем диакон возглашает: «Премудрость»;
Иерей: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас»;
Иерей: «Слава Тебе Боже наш, упование наше, слава Тебе»;
Певцы: Слава, и ныне, «Господи помилуй», 2 раза, и «Господи благослови»;
Иерей: отпуст по уставу;
Чтец: «Аминь» и следует чтение первого часа.
Утреня
У́треня (заутреня) (греч. ὄρθρος (ортхрос) (от глагола ὀρθρίζω — рано приходить)) – одно из богослужений суточного круга – церковное общественное богослужение, совершаемое, согласно Уставу, утром.
Время совершения и место Утрени в суточном круге богослужений
Суточный круг, согласно сложившейся традиции, зафиксированной в Типиконе (книге, излагающей богослужебный устав), привязан не к астрономическому, но к так называемому богослужебному времени. Так, первое богослужение суточного круга – Полуночница (слав. Полунощница) – должна начинаться по прошествии половины ночи. Следующая служба – Утреня. Согласно Типикону, ее окончание совпадает с рассветом («Слава Тебе, Господи, показавшему нам свет!» — характерное начало воспеваемого или читаемого в конце утрени т. н. великого славословия). Далее – Первый час, совершаемый как правило сразу после утрени, в первом часу начинающегося с восходом солнца дня. Следующие богослужения суточного круга – Третий час, Шестой час, Изобразительны (по сути, древнее молитвенное правило ко Святому Причащению: у монахов в то время, когда складывался устав, была распространена практика ежедневного келейного причащения запасными дарами, освященными за воскресной или праздничной Литургией; после причащения полагалась трапеза), Девятый час, Вечерня, Повечерие (по-вечерие, то есть служба после “вечери” – ужина).
Литургическая тема Утрени
Каждое богослужение подразумевает выражение некоторой основной идеи; в частности, утреня, завершающаяся на восходе солнца, носит мессианский характер, воспевая восход Солнца Правды – первое пришествие в мир обетованного Спасителя, Господа Иисуса Христа. Уже в самом начале утрени, перед шестопсалмием, начинает раскрываться эта тема: «Слава в вышних Богу…» – песнь Ангелов на Рождество Христово.
Происхождение Утрени
Утреня в целом составлена из двух частей различного происхождения, обозначаемых обычно как кафедральная (городская) и монашеская. Первая из них, признаваемая наиболее древней, совершалась на рассвете в Иерусалиме в храме Воскресения Христова начиная с IV в. и оканчивалась вышеупомянутым великим славословием. Вторая, называемая тогда «канон», – предшествовала первой, совершалась в конце ночи, еще до рассвета, и сложилась в монашеской практике. Считается, что в V в. в монастырях эти службы совершались уже соединенными друг с другом.
Виды Утрени
Утреня бывает вседневная (будничная) и праздничная (варианты – воскресная, полиелейная, славословная). Рядом особенностей обладают великопостная и заупокойная Утреня.
Чин вседневной утрени включает в себя благословение, начало обычное, псалмы 19 и 20, тропари, каждение храма, ектению, шестопсалмие, великую ектению, тропари, кафизмы и седальны, псалом 50, каноны, стихиры на хвалитех, великое славословие, ектению, стихиры на стиховны, молитву «Отче наш», тропарь, отпуст.
Праздничная утреня дополняется пением полиелея (после кафизм и седальнов), а в воскресения также пением благословенных, ипакоев и антифонов, прокимнов и чтением Евангелия, после которого поется воскресная песнь «Воскресение Христово видевше».
Праздничная утреня, соединяемая с Великой вечерней и первым часом, составляет Всенощное бдение.
Пасхальная утреня начинает служиться после крестного хода в притворе благословением и пением пасхального тропаря и состоит из пасхальных тропарей, канона, светильна, стихир, чтения пасхального слова Иоанна Златоуста, ектений и отпуста.
Основные тексты Утрени
Среди текстов, читаемых и воспеваемых во время утрени (как и любой другой службы), обычно выделяют неизменяемые (сотавляющие своего рода каркас службы) и изменяемые, которые подбираются согласно уставу в зависимости от: а) дня седмицы (из Октоиха – книги, включающей тексты богослужений седмичного круга), б) дня года (из Миней – книг, содержащих тексты богослужений годового круга), в) дней Великого поста или Пасхи (из Триоди Постной и Триоди цветной соответственно). Таким образом, в утреню как службу суточного круга, сохраняющую четко определенную структуру (неизменяемые части), включаются тексты седмичного и годового богослужебных кругов, а также великопостного и пасхального цикла. Неизменяемые части утрени помещены в Часослове и Служебнике.
Важнейшим и в то же время наиболее древним неизменяемым текстом утрени является псалом 50, в котором по-особому звучит тема жертвы: «Жертва Богу – дух сокрушен». Вечерние и утренние богослужения, во времена Ветхого Завета связанные с жертвоприношениями, в христианское время включили такие тексты, где предлагается новое понимание служения Богу, когда на смену жертвам приходит молитва и сокрушение сердечное. Также ключевыми неизменяемыми текстами являются хвалитные псалмы 148–150 и великое славословие – раннехристианский гимн, составленный из стихов Св. Писания.
К вышеуказанным древнейшим неизменяемым текстам утрени в монашеской практике были присоединены шестопсалмие (псалмы 3, 37, 62, 87, 102 и 142) и канон, состоявший изначально из 10 библейских песней. Приблизительно в ХII в. к самому началу утрени была присоединена дополнительная служба для особой молитвы за царя – двупсалмие, центром которой являются два “царских” псалма, 19‑й и 20‑й, где царь и пророк Давид прообразует вечного Царя – Господа Иисуса Христа. Так мессианская тема утрени стала проявляться с самого ее начала.
Устав будничной Утрени изложен в 9 главе Типикона, праздничной – в главах 2, 3, 4 и 5.
Основные отличия современной церковной практики совершения утрени от предписаний Типикона
Время совершения
В наши дни в городах утреня нередко совершается вечером, в соединении с вечерней, причем как в случае воскресной или праздничной утрени в составе Всенощного бдения, так и в случае будничных служб.
Неуставная практика служения Утрени вечером впервые появилась в нашей Церкви в XIX в. Ещё в XVIII в. службы совершались обычно трижды в день: в 3–5 утра — Утреня, в 8–10 — Часы и Литургия, в 15–16 — Вечерня. Такой распорядок был как в монастырях, так и на приходах. Однако в XIX в. ритм жизни в столицах стал препятствовать старому богослужебному графику. Как следствие, в Санкт-Петербурге и в Москве возникла практика служить Утреню вечером, чтобы собираться на службы 2 раза в сутки, а не 3. Это нововведение прижилось не сразу. Многие церковные авторитеты были его противниками. В частности, митр. Московский Филарет запрещал в своей Московской епархии служить подобным образом, упрекая священнослужителей в лености. Но несмотря на сопротивление, к началу XX в. в России Утреня совершалась утром почти только в одних монастырях. Св. Иоанн Кронштадтский был один из немногих, кто в конце XIX — начале ΧΧ вв. ещё служил Утреню утром. В его время это уже была редкость.
Количество текстов
Сокращение уставного количества богослужебных текстов встречается очень часто, причем сокращению или отмене подвергаются не только продолжительные святоотеческие чтения и рядовые кафизмы, но и тропари канона (распространеныы варианты чтения «на 6» и «на 4»), стихиры и прочие изменяемые части.
Изменение набора используемых текстов
В современном богослужении произошла, в частности, практически полная замена «Непорочных» (17‑й кафизмы, пс. 118) на полиелей. Непорочны по логике Типикона – воскресный текст. Согласно Типикону, полиелей совершается только от отдания Крестовоздвижения до предпразднства Рождества Христова и от отдания Богоявления до недели Сыропустной. В остальное время на его месте в службе предусмотрены Непорочны.
Дониконовский Типикон (Око Церковное) предписывал пение Непорочных в продолжение всего года, даже тогда, когда поется полиелей. В последнем случае полагалось петь Непорочны, затем тропари по непорочных и полиелей.
Кроме того, тропари каждой песни канона предварялись и перемежались стихами соответствующих библейских песней, что сохранилось до настоящего времени на будничной великопостной утрене.
Схема Утрени на всенощном бдении
Евангельские чтения на воскресной Утрене
Общее число эпизодов Евангелия, читаемых на воскресной всенощной, — одиннадцать. Это чтение может быть заменено лишь в случае совпадения воскресного дня с двунадесятым праздником.
Воскресные евангелия на утрене оказывают влияние на состав эксапостилария, его богородична и евангельской стихиры, которые зависят от евангельского чтения (а не от гласа) и находятся в приложении Октоиха.