Утреннее размышление о чем
Анализ стихотворения «Утреннее Размышление о Божием Величестве» Михаила Ломоносова
Признанным мастером классицизма в отечественной литературе является Михаил Васильевич Ломоносов.
Стихотворение написано, предположительно, в 1743 году. Его автору в это пору 32 года, он женат, не только получил разностороннее образование, но и уже успел применить его на деле, составляя, к примеру, каталог предметов для Кунсткамеры. Более того, его определили на должность при Академии наук. Похоже, данное произведение создано в период нахождения его под арестом за предерзкие конфликты с немецким профессорским составом Академии. По жанру – ода, по размеру – ямб с перекрестной и смежной рифмовкой, 7 строф. Рифмы и закрытые, и открытые. Лирический герой – сам автор, восторженный мыслитель и пытливый исследователь. Созерцая рассвет, поэт представляет, сколь велик Господь, его создавший. Далее он рисует впечатляющую, до сих пор фантастическую, картину «горящего вечно Океана» в пределах Солнца. В структуре произведения чувствуется замысел представить ряд неоспоримых доказательств величия Бога – уже с позиций человека, занимающегося наукой. Он обращается не к гипотетическому читателю, а собственному духу.
Анафора: там. Завершается стихотворением прямым обращением: Творец! Герой признает свое невежество, духовную слепоту, соглашается, что человеческое знание ограничено и полно заблуждениями, просит просветить его ум «лучами премудрости», готов следовать воле Бога, славить бессмертного Царя, взирая на Его творения. Интонация торжественная, есть несколько восклицаний. Лексика возвышенная. Эпитеты: прекрасное светило, огненны валы, ужасная громада, мрачной ночи, вихри пламенны, горящи дожди, пресветлая лампада. Вообще, образ света – центральный в этом произведении. Сравнения: громада как искра, камни, как вода. Зиждитель: Создатель. Замысел Бога, создавшего Солнца, поражает героя. Теперь «взору нашему открылись» все чудеса этого мира. Инверсия: свободились бугры, лиется радость, открылся Океан (этот образ дан с прописной буквы, чтобы усилить грандиозность Солнца). Метафора: смертным возможно возлететь. Бренно око: смертные глаза. Лампада – перифраз Солнца. Как художник, герой рисует картины величия Бога. Следует отметить, что догадки ученого поэта о происходящих на Солнце процессах со временем подтвердились.
«Утреннее размышление о Божием Величестве» — пример оды М. Ломоносова, наполненной религиозным содержанием.
Михаил Ломоносов — Утреннее Размышление о Божием Величестве: Стих
Уже прекрасное светило
Простерло блеск свой по земли
И Божия дела открыло.
Мой дух, с веселием внемли,
Чудяся ясным толь лучам,
Представь, каков Зиждитель сам!
Когда бы смертным толь высоко
Возможно было возлететь,
Чтоб к солнцу бренно наше око
Могло, приближившись, воззреть,
Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно Океан.
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов,
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.
Сия ужасная громада —
Как искра пред тобой одна,
О коль пресветлая лампада
Тобою, Боже, возжжена
Для наших повседневных дел,
Что ты творить нам повелел!
От мрачной ночи свободились
Поля, бугры, моря и лес
И взору нашему открылись,
Исполненны твоих чудес.
Там всякая взывает плоть:
«Велик Зиждитель наш, Господь!»
Светило дневное блистает
Лишь только на поверхность тел,
Но взор твой в бездну проницает,
Не зная никаких предел.
От светлости твоих очей
Лиется радость твари всей.
Творец! Покрытому мне тмою
Простри премудрости лучи
И что угодно пред Тобою
Всегда творити научи
И, на Твою взирая тварь,
Хвалить тебя, бессмертный Царь.
Анализ стихотворения «Утреннее Размышление о Божием Величестве» Ломоносова
Признанным мастером классицизма в отечественной литературе является Михаил Васильевич Ломоносов.
Стихотворение написано, предположительно, в 1743 году. Его автору в это пору 32 года, он женат, не только получил разностороннее образование, но и уже успел применить его на деле, составляя, к примеру, каталог предметов для Кунсткамеры. Более того, его определили на должность при Академии наук. Похоже, данное произведение создано в период нахождения его под арестом за предерзкие конфликты с немецким профессорским составом Академии. По жанру – ода, по размеру – ямб с перекрестной и смежной рифмовкой, 7 строф. Рифмы и закрытые, и открытые. Лирический герой – сам автор, восторженный мыслитель и пытливый исследователь. Созерцая рассвет, поэт представляет, сколь велик Господь, его создавший. Далее он рисует впечатляющую, до сих пор фантастическую, картину «горящего вечно Океана» в пределах Солнца. В структуре произведения чувствуется замысел представить ряд неоспоримых доказательств величия Бога – уже с позиций человека, занимающегося наукой. Он обращается не к гипотетическому читателю, а собственному духу.
Анафора: там. Завершается стихотворением прямым обращением: Творец! Герой признает свое невежество, духовную слепоту, соглашается, что человеческое знание ограничено и полно заблуждениями, просит просветить его ум «лучами премудрости», готов следовать воле Бога, славить бессмертного Царя, взирая на Его творения. Интонация торжественная, есть несколько восклицаний. Лексика возвышенная. Эпитеты: прекрасное светило, огненны валы, ужасная громада, мрачной ночи, вихри пламенны, горящи дожди, пресветлая лампада. Вообще, образ света – центральный в этом произведении. Сравнения: громада как искра, камни, как вода. Зиждитель: Создатель. Замысел Бога, создавшего Солнца, поражает героя. Теперь «взору нашему открылись» все чудеса этого мира. Инверсия: свободились бугры, лиется радость, открылся Океан (этот образ дан с прописной буквы, чтобы усилить грандиозность Солнца). Метафора: смертным возможно возлететь. Бренно око: смертные глаза. Лампада – перифраз Солнца. Как художник, герой рисует картины величия Бога. Следует отметить, что догадки ученого поэта о происходящих на Солнце процессах со временем подтвердились.
«Утреннее размышление о Божием Величестве» — пример оды М. Ломоносова, наполненной религиозным содержанием.
Утреннее размышление о чем
В «Утреннем размышлении о Божием величестве» (см. его полный текст и статью о теме произведения) поэт-ученый Ломоносов приветствует восходящее солнце с его живительными лучами и задается вопросом: а почему оно светит? Что происходит на солнце? И тотчас же отвечает себе, уверенный, что непосредственные наблюдения смогут доказать его правоту:
Когда бы смертным толь высоко
Возможно было возлететь,
Чтоб к солнцу бренно наше око
Могло приближившись воззреть,
Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно океан.
Воображение уносит Ломоносова к самому светилу мира. Какой простор для его кисти, любящей сильные эффекты! –
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов,
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.
В этой оде Ломоносов выдвигает революционную для его эпохи идею о наличии на солнечной поверхности постоянно происходящих процессов изменения состояния вещества – и с точки зрения современной науки природа фотосферы Солнца во многом представляется такой, какой описывает ее в своих стихах Ломоносов.
Ломоносов. Утреннее размышление о Божием величестве. Краткое содержание и анализ. Слушать аудиокнигу
Но опять из этого хаоса, огня и грохота бешеных стихий поэт выходит с восклицанием: «велик Зиждитель наш Господь!» – неотступная мысль, свойственная всем его духовным одам.
Две гениальные научные гипотезы он изложил в двух небольших стихотворениях, из которых первое («Вечернее размышление. ») напечатал впервые в тексте «Риторики» как иллюстрацию к тезису: «Вместо причины можно положить распространение какой-нибудь идеи, которая имеет принадлежность к терминам, составляющим посылку», а второе опубликовал в томе собрания своих сочинений 1751 года.
Другие статьи о произведениях и биографии М. В. Ломоносова – см. ниже, в блоке «Ещё по теме…»
Анализ произведения Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»
М. В. Ломоносов – это не только выдающийся ученый своего времени, в зону внимания которого входило множество наук и дисциплин. Это еще и замечательный литератор, сумевший создать множество подлинно поэтических текстов. Помимо этого, Ломоносов известен нам как реформатор русского языка, приблизивший его к современному звучанию. Проведем анализ оды «Вечернее размышление о Божием величестве».
Время создания
Стихотворный текст был создан автором в середине 18-го столетия, когда наука только начинала свое бурное развитие, а просвещение постепенно завоевывало умы человечества. Анализ «Вечернего размышления о Божием величестве» необходимо проводить именно в сопоставлении с особенностями эпохи. Поэты и мыслители той поры считали, что через печатное слово можно донести идеи просвещения, ценности научного познания до миллионов читателей. Вот почему в оде, торжественном жанре, призванном прославлять героическое событие, подвиг или монарха, Ломоносов обращается к интересному, прекрасному, но все же довольно обычному явлению – северному сиянию.
Задача автора – заинтересовать своих читателей наукой, показать им связь научного взгляда на жизнь с царившим в те времена догматизмом церкви. Именно поэтому и поэтические произведения Ломоносова, и его научные работы представители церкви восприняли очень негативно.
«Вечернее размышление о Божием величестве»: краткое содержание
За что же так церковные власти невзлюбили оду? Давайте разберемся. В данном произведении Ломоносов, называя человека «песчинкой перед величественным и бездонным мирозданием», совершенно не преуменьшает значимость человека и его возможности.
На землю опускается ночь, покрывает тенью все вокруг, и человек видит бездну, что звезд полна. И, видя эту бездну, человек осознает себя песчинкой в бесконечной Вселенной. И перед открывшейся бездонной бездной человек начинает чувствовать себя песчинкой в этой Вселенной. «Утопая» в этой бездне, человек в поисках ответов обращается к тому, кто знает решительно все. И пусть ответы на вопросы не даются, человек продолжает поиск. И в оде «Вечернее размышление о Божием величестве», главная мысль — это показать человека именно таким: никогда не отступающим перед нехваткой знаний или ответов, постоянно ищущим, постоянно сомневающимся.
Пожалуй, именно это не понравилось церковным властям. Человек, по их разумению, должен быть робок, смиренен и податлив, а тут — совершенно иной образ.
Особенности жизни поэта в период написания
Продолжим анализ «Вечернего размышления о Божием величестве» определением тех жизненных обстоятельств, в которых оказался Ломоносов в момент написания оды. Поэтический текст написан в 1743 году, в то время, когда поэт и ученый находился в заключении из-за конфликтной ситуации с профессором-иностранцем. В тюрьме Ломоносов пробыл целых восемь месяцев, это время исследователи считают довольно продуктивным в его творчестве. Так, стихотворение «Вечернее размышления о Божием величестве», анализ которого мы проводим, было создано именно в неволе.
Интересно, что упоминание бога в заглавии текста было продиктовано необходимостью оставить благосклонное ощущение у цензоров.
Что такое ода
Данный вид лирических стихотворений зародился ещё в античной Греции. Суть оды — это высказать восторг, вызванный каким-либо предметом или явлением, и передать этот восторг исключительно возвышенным слогом, с должным пафосом. Оды могут быть на вступление какого-либо императора на трон, обращенные к Богу, навеянные грандиозными событиями, повлиявшими на историю. В переводе с греческого «ода» — это «песнь». В Древней Греции самым известным поэтом, написавшим самые знаменитые оды той эпохи, был Пиндар. Одна из главных тем, вдохновлявших его на новые песни, — это победители Олимпийских игр. Собственно, тогда и родилось выражение «воспевать героев». В Древнем Риме самым значимым поэтом, писавшим оды, был Гораций Флакк. Проведя в этой статье для оды «Вечернее размышление о Божием величестве» (Ломоносов) анализ, мы с вами выясним, далеко ли Ломоносов «ушёл от канонов».
Специфика жанра
При создании текста не зря Ломоносов выбрал оду, свой любимый жанр, в котором он смог быть максимально объективным. Главная цель написания стихотворения – пропаганда просвещения, поэт старался привлечь внимание своих читателей к научному взгляду на жизнь, вызвать в них интерес к исследованиям.
Духовно-философская ода как нельзя лучше соответствовала цели написания поэтического текста – подчеркнуть важность и значимость научного познания мира. Использование большого числа метафор и выразительных сравнений помогало автору привлечь внимание читателя к описываемому явлению.
Особенности языка
Следующий этап проведения анализа «Вечернего размышления о Божием величестве» — определение его языковых особенностей. Несмотря на то что Ломоносов был реформатором русского языка, во многих своих произведениях он использовал его возвышенную форму, поэтому ода изобилует старославянизмами, которые придают ей торжественное звучание. Довольно часто поэт использует такие формы:
Все это придает поэтическому тексту возвышенное, торжественное звучание. Приемы используются не случайно: именно в подобных тонах воспевались подвиги, описывались важнейшие государственные события. Ломоносов же в столь высокопарной, но понятной читателю его эпохи манере изобразил интересное явление природы — северное сияние. Таким образом, он подчеркнул значимость науки.
Значение произведения
Оды духовного направления выделяются специалистами из всего стихотворного наследия Ломоносова как наиболее зрелые и совершенные не только по содержанию, но и по форме произведения. Стиль их и манера написания весьма отточены Ломоносовым посредством очень частых переделок. А образы, рисуемые метафорами, остаются очень яркими и живыми и по сей день.
Тема «Вечернего размышления о Божием величестве» Михаила Ломоносова не однажды найдёт отклик и в будущем — в произведениях поэтов конца восемнадцатого и начала девятнадцатого веков, таких как Державин, Пушкин, Тютчев. Проблемы взаимоотношений человека и Бога будут волновать наших классиков, ведь где как не в русской литературе такие понятия, как «земное» и «небесное», встречаются повсеместно. Безусловно, когда классицизм с очень жесткими канонами и формами ушёл в прошлое, уступив свое место поэзии более реалистичной и менее возвышенной, оды как стиль по большей части также изжили себя. Но остался эмоциональный накал, духовные искания, смятения человека «посредине мира», как напишет Арсений Тарковский уже в двадцатом веке. Никуда не исчезнут попытки «наладить контакт» между человеком и Богом посредством не молитв, но поэзии. И никуда не исчезнет череда пророков, несущих вечное, искреннее, божественное. И, начиная с «Пророка» Александра Пушкина, затем Михаила Лермонтова, русские поэты и писатели будут пророчествовать, стараться говорить от лица Бога или пытаться договориться с ним. Но главное, что они будут творить.
Сюжет
Проведение краткого анализа «Вечернего размышления о Божием величестве» продолжим определением развития сюжета:
Таково сюжетное повествование, учитывать которое необходимо при анализе стиха «Вечернее размышление о Божием величестве». В целом мы видим, что сюжет является линейным, посвящен описанию единого явления и размышлениям по его поводу.
Тематика и проблематика
Продолжим анализ стихотворения «Вечернее размышление о Божием величестве», определение его темы и основной идеи. В этой оде Ломоносов пытается найти ответы на вопросы, которые волновали его всю жизнь:
Хотя в наименовании поэтического текста имеется слово «божие», в действительности религиозного подтекста в нем нет. Ода прославляет природу, которая в сознании поэта предстает великим творцом. Читая оду, можно заметить, что мысли, которые поэт высказывает в своем произведении, далеки от официальных церковных канонов. Ломоносов придерживается материалистических взглядов на строение мира и роль человека в нем.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что поэт и ученый не боролся с самой идеей существования бога, но призывал не слепо верить церковным догматам, а использовать разум, стремиться к научному познанию, изучать мир. Именно эта идея и стала основной мыслью «Вечернего размышления о Божием величестве».
Тематика произведения напрямую связана с теми научными интересами, которые были присущи поэту и ученому в этот период. Так, Ломоносов не просто пытается понять природу и сущность северного сияния (как исследователь), но еще и любуется этим прекрасным явлением (как подлинный поэт), восхищается величием природы.
«Вечернее размышление о Божием величестве»: история создания
В 1743 году, в мае-месяце, Ломоносова из-за конфликта с иностранными профессорами, работающими в Санкт-Петербургской академии наук и художеств, взяли под стражу. Пробыл в камере Михаил Ломоносов ровно восемь месяцев. Исследователи его биографии отмечают, что этот период отмечен его активной деятельностью как в науках, так и в творчестве. Именно находясь в заключении, Михаил Ломоносов пишет стихотворение «Вечернее размышление о Божием величестве» в жанре оды.
Вообще внесение в заглавие Бога — это попытка угодить царской цензуре. Не станем обвинять в этом прославленного русского ученого и поэта, ибо в сложных ситуациях к такому методу прибегали многие — и Александр Пушкин, и Державин, и Достоевский, писавшие какие-либо восхваления и посвящения императорской семье или событиям из русской истории. Так поступил и Ломоносов с целью достигнуть скорейшего освобождения.
А вот в самом произведении Михаил Ломоносов провёл несколько мыслей, которые вызвали сильное негодование церковных властей. Но содержание оды «Вечернее размышление о Божием величестве» (Ломоносов), анализ данного произведения, основная мысль — в последующих разделах. Давайте начнем.
Спор в стихах
Многие свои поэтические тексты Ломоносов использовал весьма оригинально для своего времени: он посвящал оды тем явлениям и предметам, которые входили в область его научных интересов. Для чего он это сделал? Будучи ярым пропагандистом просвещения и идей силы разума, поэт-ученый пытался донести их до как можно большего числа людей.
Проще всего это было сделать, используя стихи – произведения, которые читались широкими массами. При анализе данного поэтического текста следует упомянуть интересный факт, который характеризует Ломоносова как подлинного новатора – он в оду, это торжественное стихотворение, внес элемент полемики.
«Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?» — читаем в тексте.
Данный вопрос имеет своего адресата, это Христиан фон Вольф, ученый, обладающий энциклопедическими знаниями. Он полагал, что природа северного сияния состоит в испарениях, которые зарождаются в недрах земли, а затем сгорают в небе. Ломоносов был не согласен с этой идеей.
Затем в оде он обращается к авторам еще одной концепции, согласно которой прекрасное явление было связано с деятельностью вулкана.
Наконец, оспорив версии оппонентов, в завершающей части произведения ученый высказывает собственную гипотезу: северное сияние напрямую связано с электричеством.
Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния
Лице свое скрывает день, Поля покрыла мрачна ночь; Взошла на горы черна тень, Лучи от нас склонились прочь. Открылась бездна звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна.
Песчинка как в морских волнах, Как мала искра в вечном льде, Как в сильном вихре тонкий прах, В свирепом как перо огне, Так я, в сей бездне углублен, Теряюсь, мысльми утомлен!
Уста премудрых нам гласят: «Там разных множество светов, Несчетны солнца там горят, Пароды там и круг веков; Для общей славы божества Там равна сила естества».
Но где ж, натура, твой закон? С полночных стран встает заря! Не солнце ль ставит там свой трон? Не льдисты ль мещут огнь моря? Се хладный пламень нас покрыл! Се в ночь на землю день вступил!
О вы, которых быстрый зрак Пронзает в книгу вечных прав, Которым малый вещи знак Являет естества устав, Вам путь известен всех планет; Скажите, что нас так мятет?
Что зыблет ясный ночью луч? Что тонкий пламень в твердь разит? Как молния без грозных туч Стремится от земли в зенит? Как может быть, чтоб мерзлый пар Среди зимы рождал пожар?
Там спорит жирна мгла с водой; Иль солнечны лучи блестят, Склонясь сквозь воздух к нам густой; Иль тучных гор верьхи горят; Иль в море дуть престал зефир, И гладки волны бьют в ефир.
Сомнений полон ваш ответ О том, что окрест ближних мест. Скажите ж, коль пространен свет? И что малейших дале звезд? Несведом тварей вам конец? Скажите ж, коль велик Творец?
Особенности построения и средства выразительности
Следующий этап анализа «Вечернего размышления о Божием величестве» — определение специфики построения текста и использованных тропов – то есть всего того, что помогло автору передать свои мысли в стихотворной форме.
Можно отметить, что ода дышит волнением, экспрессией, поэт отнюдь не равнодушен, он страстно пытается донести до читателя мысли, которые волнуют его разум. Передать волнение Ломоносову удается использованием особых синтаксических конструкций:
Такие предложения помогают создать напряженную атмосферу, полную эмоций и переживаний.
Будучи ученым, Ломоносов оставался им даже в своем поэтическом творчестве. При анализе «Вечернего размышления о Божием величестве» следует отметить, что завершается произведение вопросом. Автор ставит под сомнение силу небесного Творца, призывая своих современников к познанию мира посредством науки.
Для создания понятного поэтического текста о прекрасном природном явлении автор использует четырехстопный ямб, а также мужские рифмы.
Утреннее размышление о Божием величестве. Анализ.
Утреннее размышление о Божием величестве
Уже прекрасное светило
Простерло блеск свой по земли,
И Божия дела открыло:
Мой дух, с веселием внемли;
Чудяся ясным толь лучам,
Представь, каков Зиждитель сам!
Когда бы смертным толь высоко
Возможно было возлететь,
Чтоб к солнцу бренно наше око
Могло, приближившись, воззреть,
Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно Океан.
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.
Сия ужасная громада
Как искра пред Тобой одна.
О коль пресветлая лампада,
Тобою, Боже, возжжена
Для наших повседневных дел,
Что Ты творить нам повелел!
От мрачной ночи свободились
Поля, бугры, моря и лес,
И взору нашему открылись
Исполненны Твоих чудес.
Там всякая взывает плоть:
Велик Зиждитель наш Господь!
Светило дневное блистает
Лишь только на поверхность тел;
Но взор Твой в бездну проницает,
Не зная никаких предел.
От светлости Твоих очей
Лиется радость твари всей.
Творец! покрытому мне тмою
Простри премудрости лучи
И что угодно пред Тобою
Всегда творити научи
И, на Твою взирая тварь,
Хвалить Тебя, бессмертный Царь.
Анализ «Утреннее размышление о Божием величестве», «Вечернее размышление о Божием величестве, при случае великого северного сияния»
В XVIII веке духовными одами назывались стихотворные переложения псалмов — лирических текстов молитвенного характера, составляющих одну из книг Библии — Псалтирь. Для русского читателя XVIII в. Псалтирь была особенной книгой: любой грамотный человек знал Псалтирь наизусть, потому что по текстам этой книги учили читать. Поэтому переложения псалмов (стихотворный русский перевод старославянских текстов) как лирический жанр были весьма популярны.
В творчестве выдающегося ученого, мыслителя, поэта М.В. Ломоносова жанр духовной оды получает распространение не только в своей традиционной форме, но и как особый жанр научно-философской лирики. В этих произведениях он выражает веру в науку и человеческий разум, восхищается природой как Божественным творением.
Хотя духовная тематика не была самой распространенной в литературном творчестве Ломоносова, однако целый ряд его поэтических произведений посвящен именно этим вопросам. К жанру духовной оды в творчестве Ломоносова принято относить следующие произведения: «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Утреннее размышление о Божием величестве», а также стихотворные переложения из текстов Священного Писания (фрагменты из книги Иова; переложения псалмов 3,14, 26, 34, 70, 116, 143, 145).
Все духовные оды Ломоносова написаны в промежутке между 1743 и 1751 гг. Ученый-энциклопедист в эти годы интенсивно занимается научными изысканиями. Это время, когда Ломоносов стремится всеми силами способствовать развитию отечественной науки, утверждая свои научные взгляды в Петербургской Академии Наук, где большинство ученых и административных постов тогда занимали ученые из европейских стран, главным образом немцы. Его духовные оды стали философской декларацией писателя-ученого, отстаивающего свой взгляд на устройство мироздания, значение науки и определяющего сферу ее приложения в условиях своего отечества.
Для духовных од Ломоносова характерен широчайший диапазон проблем. Писатель задается разнообразными нравственно-философскими вопросами, размышляет о роли и месте человека и науки в мироздании, о совершенстве природы как Божественного творения. При этом Ломоносов отличается от православных писателей прошлого тем, что он не чуждается «свободного философствования». Будучи глубоко верующим человеком, он отвергает «стеснение сферы науки религией». «Неверно рассуждает математик, — замечает М.В. Ломоносов, — если хочет циркулем измерить Божью волю, но неправ и богослов, если он думает, что на Псалтири можно научиться астрономии и химии».
Известна ломоносовская формула: «Испытание натуры трудно, однако приятно, полезно, свято»1. Святость научного знания в понимании Ломоносова обозначала необходимость всецело посвятить себя науке. Универсализм его дарования проявлялся в нерасчленимости для него науки и литературы, религии и науки.
Две рассматриваемые оригинальные оды Ломоносова не имеют библейского источника, как остальные, они навеяны научными занятиями поэта астрономией и физикой. «Утреннее размышление о Божием величестве» и «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» представляют собой опыты создания научной картины мира поэтическими средствами. В «Вечернем размышлении…» поэт-ученый выдвигает научную гипотезу об электрической природе северного сияния. В «Утреннем размышлении…» рисуется научно достоверная, как ее себе представляли в XVIII в., картина солнечной поверхности:
Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно Океан.
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.
В этих одах появляется образ человека-исследователя, он подобен титану-первооткрывателю, который вопрошает Творца:
Творец, покрытому мне тьмою
Простри премудрости лучи,
И, что угодно пред Тобою,
Всегда творити научи.
Лирический герой этих стихотворений стремится проникнуть в тайны мироздания, познать законы природы:
Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!
При этом он говорит о смятении человека перед непознаваемостью законов мироздания:
Открылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне дна.
Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!
Вера в человеческий разум, стремление познать «тайны множества миров» сочетаются в этих духовных одах с преклонением перед безграничной созидательной силой Творца, неизмеримое величие которого являет себя в устройстве мира, картинах грандиозной природы, ее могуществе и силе. Это приводит поэта в благоговейный восторг, подобный духовному состоянию автора библейских псалмов, и облекается в насыщенную мощными образами поэтическую картину:
От мрачной ночи свободились
Поля, бугры, моря и лес,
И взору нашему открылись,
Исполнены твоих чудес.
Там всякая взывает плоть:
«Велик Зиждитель наш Господь!»
В духовных одах Ломоносова выразились не только его важнейшие идеи, но и нашла отражение творческая индивидуальность писателя. Ломоносов во всю мощь своего энциклопедического научного мышления создает грандиозные космические картины, в описании которых сливаются лирические эмоции человеческого восторга перед стройностью божественного творения, а также ощущение неисповедимого божественного Промысла и непознаваемости глубинных связей, конечных причин, лежащих в основе мироздания.
Поэт выражает в этих духовных одах чувство потерянности и религиозный энтузиазм человека, охватывающие его ум при созерцании величественных картин природы. У человека, выросшего среди сурово-величественной природы. Севера и ставшего ее исследователем и певцом, картина первозданной природы вызывает особое отношение:
Сия ужасная громада
Как искра пред Тобой одна!
О, коль пресветлая лампада
Тобою, Боже, возжена,
Для наших повседневных дел,
Что Ты творить нам повелел!
(«Утреннее размышление о Божием величестве»)
Именно этот эмоциональный диссонанс — с одной стороны, восторг, вызванный ощущением божественной гармонии и взаимосвязи всех элементов мироздания, с другой — смятение перед непознаваемостью мира — порождает в духовных одах Ломоносова сложную двойную интонацию. Они являются гимном и элегией одновременно.
Духовные оды Ломоносова по праву признаются наиболее совершенными в художественном отношении поэтическими произведениями писателя. Медная крепость их стиля удивительно гармонирует с грандиозностью рисуемых образов. В дальнейшем не раз русская литература вновь и вновь обращалась к духовным проблемам, создавая высочайшие художественные творения, которые принесли ей мировую славу. В конце XVIII века дело Ломоносова продолжил Державин, а затем в поэзии XIX века натурфилософская поэзия Тютчева наследует традиции ломоносовских духовных од, особенно в создании картин ночного пейзажа.
Конечно, классицизм с его строгим делением на стили и жанры безвозвратно ушел в прошлое, оды, столь популярные среди писателей этого литературного направления, сменились другими стихотворными жанрами. Но сам накал духовного искания, выраженный в возвышенных художественных образах, связанных с библейской первоосновой, не мог исчерпать себя. В русской литературе он отразился в той ее пророческой ветви, которая дала нам незабываемых «Пророков» Пушкина и Лермонтова, навсегда связавших воедино в русской литературе имя Поэта с высокой миссией Пророка.