Утп мт13 что это бауманка

Утп мт13 что это бауманка

Кафедра «Технологии обработки материалов» создана в 1868 г.

Утп мт13 что это бауманка

О кафедре

Кафедра «Технологии обработки материалов», созданная 1868 г., осуществляет подготовку бакалавров по профилю «Реновация средств и объектов материального производства в машиностроении». Магистерская программа «Модернизация и инновации оборудования и технологий в машиностроении». Преподавательский состав кафедры включает 12 докторов и 29 кандидатов технических наук. Основные направления научной деятельности кафедры: восстановление рабочего ресурса изделий, использование изделий по новому назначению (конверсия), переработка отслуживших свой срок материалов и изделий для вторичного использования их в производстве новой продукции, модернизации машиностроительного оборудования.

г. Москва, 2-я Бауманская ул., д. 7, каб. 111в

Фильм о факультете «Машиностроительные технологии»

Заведующий кафедрой МТ13 | Технологии обработки материалов

Практика и будущая карьера

Кафедра располагает лабораториями: горячей обработки металлов, механической обработки, наплавки, триботехники, реновации; включает секции: литейного производства, обработки давлением, сварочного производства, обработки резанием. Студенты проходят практику на базе: ОАО «РКК «Энергия» им. С.П. Королёва», ОАО «Всероссийский институт легких сплавов», ФГБНУ ГОСНИТИ. Выпускники кафедры получают глубокие и разносторонние знания по комплексу основных технологических процессов реновации, овладевают современными методами диагностики и восстановления ресурса технических объектов (гражданских, военных, космических и др.), а также ресурсосберегающими технологиями вторичной обработки изделии и конструкционных материалов. В учебном процессе особое внимание уделено областям знаний: экономика реновации, промышленный менеджмент и маркетинг. Выпускники кафедры востребованы НИИ, заводами и малыми предприятиями машиностроительного профиля.

Источник

Alma Mater технического прогресса

Привет, Geektimes! Честно скажу — далеко не каждый день удаётся начать с приветственного поста в блоге одного из самых крутых технических вузов России. Ощущения как перед сессией — от волнения могу перепутать десятичный логарифм с натуральным, а за день до экзамена попытался хотя бы вкратце прочитать все лекции семестра необъятное — историю этого самого вуза, а она, стоит признать, действительно необъятная. Но назад дороги нет — МГТУ им. Н.Э. Баумана открывает свой блог на Geektimes, а я в качестве одного из гостей проведу наноэкскурсию.

Утп мт13 что это бауманка

Под катом много фоток. Всем, кто дочитает и найдёт все пасхалки — зачёт автоматом.

Вообще, я больше привык писать про офисы IT-компаний, нежели про университеты, но как говорится, а почему бы и нет. Тем более, что именно Университет им. Н.Э. Баумана как никакой другой похож на офисы ИТ-компаний и даже превосходит их именно по духу и концентрации лучших студентов технических специальностей России. Вы только представьте: идёшь ты по коридору, а недалеко стоит группа студентов — и среди них будущие сотрудники крупнейших ИТ-компаний, поисковиков, инженеры и изобретатели. То есть те, кто непременно будет определять, каким оно станет, наше ближайшее технологическое будущее.

А между тем, у Бауманки большое и славное прошлое. Начну с небольшого исторического экскурса. Всё случилось в далёком 1826 году, когда императрица Мария Фёдоровна (жена Павла I) велела учредить большие мастерские разных ремёсел для мальчиков-сирот из Воспитательного дома. Под это дело известный архитектор Д. И. Жилярди отстроил сгоревший ещё в 1812 году Слободской дворец. А 13 июля 1830 года император Николай I утвердил «Положение о Ремесленном учебном заведении» — с этой даты и началось летоисчисление нынешнего МГТУ.

Утп мт13 что это бауманка
В таком виде дворец предстал перед первыми учениками. Фото отсюда.

В 1868 году вышел Устав, первый параграф которого гласил: «Императорское московское техническое училище есть высшее специальное учебное заведение, имеющее главной целью образовывать механиков-строителей, инженеров-механиков и инженеров-технологов». Первыми кафедрами в училище стали кафедры высшей математики, общей и прикладной физики, построения машин, строительного искусства, технологии волокнистых веществ, общей химии, химической технологии. Оттуда и повелась традиция выпускать самых крутых инженеров страны, изобретателей и просто профессионалов с большой буквы.

С тех пор учебное заведение неоднократно переименовывали, а всевозможные «ответвления» впоследствии стали вполне себе самостоятельными вузами. Например, вот так выглядит «генеалогическое дерево Бауманки», которое находится в главном учебном корпусе:

Утп мт13 что это бауманка
[Кликабельно] Было непросто, но я нашёл исходник этой картинки — посмотрите, интересно.

Утп мт13 что это бауманка

Утп мт13 что это бауманка
Был удивлён, узнав, что и мой институт (МЭИ ТУ) является лишь одним из многочисленных «отростков».

С 1918 по 1930 и с 1943 по 1989 заведение называлось МВТУ (Московское Высшее Техническое Училище, старшее поколение до сих пор называет так МГТУ), хотя альтернативная расшифровка этой аббревиатуры звучит как «Мужество, Воля, Труд и Упорство» — сейчас эта фраза является девизом университета).

В Москве находятся несколько зданий МГТУ — это учебные и учебно-лабораторные корпуса, хотя некоторые отраслевые факультеты расположены в разных подмосковных городах на различных предприятиях (Алмаз-Антей, РКК Энергия и т.д.). Также у университета есть три филиала — Калужский (на 7 корпусов, 5 факультетов), Дмитровский (недалеко от Радиотелескопа им. Н.Э. Баумана) и Мытищинский (на 2 факультета; бывший Лестех).

В Университете идёт обучение более чем по 70 специальностям, преподавательский состав — более 4500 профессоров и преподавателей (450 из которых — доктора наук, около 3000 — кандидаты). Ежегодно в университете учится около 20 000 студентов!

Моё знакомство с «Бауманкой» началось с главного учебного корпуса (он же ГУК), который состоит из двух частей:

— старейшая (также называемая дворцовой) — представляет собой Слободской дворец XVIII—XIX веков, эта часть обращена фасадом на 2-ю Бауманскую улицу;

— вторая более поздняя (так называемая «циркульная» или «высотная») часть ГУК состоит из 12 этажей и построена уже в советское время, обращена фасадом на набережную Яузы — именно с этого ракурса «Бауманка» наиболее узнаваема.

Утп мт13 что это бауманка

Строительство началось с левого крыла, которое носит название «северное», позже было закончено строительство правого крыла, как не сложно догадаться, «южного» (аудитории, расположенные в этом крыле, нумеруются с суффиксом «ю»). В этом же здании находится музей МГТУ, а на верхнем этаже — тир на 25 (для пистолетной стрельбы) и 50 метров (для винтовок). Каждый, кто проезжал по набережной и видел корпус Университета, обязательно замечал 6 статуй над главным входом — представители специальности. Их бауманские традиции тоже не обошли стороной и дали весьма специфическое название «шестеро непьющих».

Утп мт13 что это бауманка
Ну или «Семеро непьющих» — подразумевая под седьмым непьющим то памятник Королёва, то ректора университета, чьи окна выходят сюда 🙂 Фото отсюда.

В ГУК хоть и действует общее правило нумерации аудиторий, среди корпусов университета он является одним из самых запутанных. Номер аудитории ГУК состоит из номера этажа (первая цифра) и порядкового номера аудитории. Порядковые номера аудиториям присваиваются в шахматном порядке. Чётные номера располагаются справа при движении по циркульной части в направлении от центральной лестницы высотного здания ГУК.

Утп мт13 что это бауманка

В главном учебном корпусе МГТУ находится технопарк компании Mail.Ru Group, основатель которой, Дмитрий Гришин, также является выпускником Бауманки.

Утп мт13 что это бауманка

В технопарке квалифицированных веб-разработчиков и системных архитекторов готовят преподаватели-практики из Mail.ru. За время обучения студенты осваивают 23 дисциплины с практическим уклоном. Обучение происходит после занятий, студенты решают сложные практические задачи в группах, получают навыки проектирования и коллаборации, нарабатывают опыт. И да, всё это бесплатно.

Утп мт13 что это бауманка

Утп мт13 что это бауманка

Там же — небольшая библиотека с современной технической и околотехнической литературой и небольшой стеллаж со старинными железяками.

Утп мт13 что это бауманка

Утп мт13 что это бауманка

Сейчас я делаю ремонт дома, поэтому без особых проблем учуял по запаху свежую штукатурку — некоторые этажи (и главная лестница) здания только-только после ремонта, причём, по меркам учебных заведений выглядит всё очень дорохо-бохато. Вот, например, «зал славы», в котором висят портреты основателей научных школ:

Утп мт13 что это бауманка

Утп мт13 что это бауманка
Известных учёных очень много, чтобы сразу всех запомнить. Н.Е. Жуковский, Н.И. Мерцалов, С.А. Чаплыгин, С.И. Вавилов. П.А. Велихов и многие другие.

А вот отдельная галерея для выдающихся воспитанников: С.П. Королёв, А.Н. Туполев, Б.С. Стечкин, В.Г. Шухов, П.О. Сухой, Н.А. Доллежаль и другие талантливые инженеры, конструкторы и пионеры авиции.

Утп мт13 что это бауманка

Рядом с залом славы висят несколько наград самого университета, похвастаться которыми могут не только лишь все: Орден Ленина, Орден Трудового Красного Знамени и Орден Октябрьской Революции.

Утп мт13 что это бауманка

Кстати, «Бауманка» — один из немногих университетов, в котором высшее техническое образование могут (аж с 1934 года) получить люди с ограниченными слуховыми возможностями — для них есть особые лаборатории, преподаватели и специально разработанные образовательные программы.

Утп мт13 что это бауманка

У бауманцев очень много традиций, а по всему главному корпусу расположено много интересных мест с необычным названием. Здесь есть и своё «метро», и «сачкодром» и даже своя «Красная площадь» — одно из мест в главном корпусе (с красными стенами), где студенты часто договариваются о встрече.

Утп мт13 что это бауманка

Рядом с «красной площадью» находится «обжорный ряд», который состоит из 4 столовых, пельменной, блинной, кафетерия и парочки буфетов. Мм, вам тоже только что захотелось пельменей? )

Утп мт13 что это бауманка
В главном корпусе есть места, которые даже старшекурсник найдёт не с первого раза: аудитории 501Ю и 502Ю, 316, 323 и 327 (для неё висит отдельный указатель).

Утп мт13 что это бауманка
Страшный сон перфекциониста )

А вот как выглядит одно из мест, где студенты списывают друг у друга делают лабораторные работы по физике. Помимо основного помещения (в центральной части которого висит маятник Фуко), есть и отдельные помещения, в зависимости от факультетов. Всего в университете, хотите верьте хотите нет — почти 300 лабораторий!

Утп мт13 что это бауманка

Утп мт13 что это бауманка

Утп мт13 что это бауманка

Все лаборатории оснащены необходимым современным оборудованием и измерительной техникой — это даёт возможность получить практические навыки с первого года обучения и научиться взаимодействовать с техникой и приборами, а не подгонять результаты (признайтесь, вы ведь тоже делали так в школе или вузе?)).

Утп мт13 что это бауманка

Утп мт13 что это бауманка

Утп мт13 что это бауманка

Утп мт13 что это бауманка

Утп мт13 что это бауманка

Утп мт13 что это бауманка

Утп мт13 что это бауманка

Большинство аудиторий в Университете — лекционные, они вмещают в себя целый поток — это около шести групп по 25 человек. Главным отличием таких лекционок являются доски. Они трёхэтажные и перемещаются с помощью специального механизма.

Утп мт13 что это бауманка

В главном здании находятся две самые старые аудитории с уникальным потолком, где ещё учились знаменитые Шухов, Королёв и Туполев. Именно эти аудитории обычно попадают под прицел всех киносъёмок, происходящих в МГТУ («Мой парень ангел», «С 8 марта, мужчины», «Дом солнца», «Аватар» и другие).

В одном из научно-образовательных центров (их всего в МГТУ около пятнадцати) встретилась довольно интересная экспозиция — вариант того, как мог бы в будущем выглядеть район, в котором находится университет. Если кто не увидел, то сам университет находится вооооон там, с левой стороны. Кстати, и всё-таки ветряки вращаются.

Утп мт13 что это бауманка

Утп мт13 что это бауманка

Утп мт13 что это бауманка

Утп мт13 что это бауманка

Приятно удивило техническое оснащение некоторых кабинетов — аккуратные парты, цифровая доска, проектор, шумозащитные стеклопакеты. Эх, в моём институте ничего подобного не было. Равно как ещё не было всяких там Google Docs и ноутбуков, способных работать по 8 часов от батарейки — сейчас с таким оснащением я с удовольствием поучился бы ещё раз, но уже «более вдумчиво».

Утп мт13 что это бауманка
Во всём университете сейчас делают прозрачные двери, в том числе в рабочих кабинетах и аудиториях — тем самым руководство символизирует свою открытость.

Утп мт13 что это бауманка

Утп мт13 что это бауманка
Утп мт13 что это бауманка

А вот, например, кабинет для важных переговоров. Больше похоже на кабинет директоров в какой-нибудь крупной компании:

Утп мт13 что это бауманка

Утп мт13 что это бауманка

Я уже собирался уходить, как вдруг мне сказали «А хочешь ещё кое-что интересное покажем?» — разве при подобной постановке вопроса можно как-то отказаться? )

Утп мт13 что это бауманка
Дорога к главному зданию. Справа (не видно) находится памятник Н.Э. Бауману, который студенты называют «Нога». За ним находится фонтан и сквер — тот самый «сачок».

Через пару минут мы уже ехали в сторону учебно-лабораторного корпуса (в нём в основном учатся младшие курсы), перед которым стоит памятник одному из «выпускников» — Сергею Павловичу Королёву.

Утп мт13 что это бауманка

Данный корпус студенты называют «Крейсером», «Титаником» или «Ледоколом» — за схожесть с корпусом корабля и расположения (на берегу Яузы). А вот оснащение действительно как на «Титанике»: общая площадь — более 80 тысяч метров, готовность к одновременному приёму более 5 тысяч студентов. В корпусе 100 аудиторий, 20 компьютерных классов, 19 лифтов, библиотека (на 800 тысяч томов книг), читальный зал на 680 мест, концертный актовый зал почти на 1194 места, конференц-зал на 126 мест и ряд других помещений. Кстати, Яуза тут совсем не лишняя — именно в неё, согласно поверью, студенты бросают тубусы после того, как выпьют из них шампанское за защищённый диплом (слухи требуют подтверждения выпускниками в комментариях! И про тазики расскажите, а?)

Утп мт13 что это бауманка
Ночной «Титаник». Фото отсюда.

Но мне не стали показывать все эти аудитории и залы, а повели в одно относительно небольшое помещение, находящееся где-то в подвале здания. То, что я увидел, я ожидал увидеть меньше всего.

Источник

Как не ошибиться, поступая в МГТУ им. Н. Э. Баумана: советы профессора (стр. 2 )

Утп мт13 что это бауманкаИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (МТ)

Обучение по специальности «Метал­лорежущие станки и инструменты». Научные основы: теория резания, теория расчета и проектирования станков, динамические процессы в станках.

Направленность подготовки: проектирование металлорежущих станков с уклоном в сторону точных и специальных станков, станков с числовым программным управлением.

Инструментальная техника и технологии

Обучение по той же специальности «Металлорежущие станки и инструменты».

Научные основы: теория резания и физико-технической обработки, тео­рия профилирования инструмента.

Направленность подготовки: конструирование металлорежущего инструмента и комплексных инструментальных систем.

Обучение по специальности того же наименования.

Научные основы: теория проектирова­ния технологических процессов, тео­рия точности и управления качеством обработки.

Направленность подготовки: разработка технологических про­цессов механической обработки и сборки, технологическая под­готовка производства.

Метрология и взаимозаменяимость

Обучение по специальности «Стан­дартизация и сертификация».

Научные основы: квалиметрия (наука об измерении качества), статистические методы контроля и управления; методы и средства испытаний, изме­рения и контроля.

Направленность подготовки: метрологическое обеспечение ка­чества и сертификация продукции на предприятиях, в научно-исследовательских и проектных организациях.

Обучение по специальности «Маши­ны и технологии литейного производ­ства».

Научные основы: теплофизика, теория плавки и заливки металла в форму, охлаждения и затвердевания отливок.

Направленность подготовки: разработка и реализация литейных технологий, в том числе для художественных изделий; проекти­рование автоматизированного литейного оборудования.

Технологии обработки давлением

Обучение по специальности «Маши­ны и технологии обработки металлов давлением».

Научные основы: механика сплошных сред, теория пластических деформаций, холодной и горячей штамповки, маг­нитно-импульсного деформирования.

Направленность подготовки: разработка технологических про­цессов, расчет и конструирование автоматизированного оборудо­вания для обработки металлов давлением.

Технологии сварки и диагностики

Обучение по специальности «Обору­дование и технология сварочного производства». Научные основы: прочность металлов, тепловые про­цессы; теория сварочных соединений и конструкций; теория дефектности и неразрушающего контроля при свар­ке.

Направленность подготовки: разработка технологий сварки, ди­агностический контроль сварных соединений.

Обучение по специальности «Мате­риаловедение в машиностроении».
Научные основы: теория строения твердых тел; теория и технология формирования свойств конструкцион­ных материалов; теория прочности и механики разрушения материалов.

Направленность подготовки: исследование структуры и свойств материалов, разработка процессов объемного и поверхностного упрочнения, проектирование термических агрегатов.

Оборудование и технологии прокатки

Обучение по специальности «Металлургические машины и оборудование».

Научные основы: теория прочности и пластичности, прокатки и волочения

Направленность подготовки: проектирование машин непрерыв­ного литья стали, прокатных и волочильных станов для произ­водства листа, профилей, труб, проволоки, изделий из порошков и композиционных материалов.

Электронные технологии в машиностроении

Обучение по специальности «Элек­тронное машиностроение». Научные основы: физика взаимодейст­вия потоков заряженных частиц (элек­тронов, ионов, молекул) с твердым телом, физика высокого вакуума, тео­рия проектирования машин-автоматов.

Направленность подготовки: разработка электронноионноплазменных вакуумных технологий микрообработки, проектирование автоматизированного электронно-технологического оборудования.

Лазерные технологии в машиностроении

Обучение по специальности «Маши­ны и технология высокоэффективных процессов обработки материалов». Научные основы: квантовая физика, физика взаимодействия лазерного излучения с веществом.

Направленность подготовки: разработка технологических про­цессов лазерной обработки материалов, конструирование и изго­товление лазерного оборудования.

Технологии обработки материалов

Обучение по специальности «Реновация средств материального производства». Научные основы: теория износа и ста­рения машин, принципы реновацион­ных (восстановительных) технологий.

Направленность подготовки: разработка технологий ремонта, восстановления ресурса, утилизации, конверсии технических систем, конструирование необходимых технических средств.

Таким образом, факультет МТ является достаточно одно­родным с позиций направленности подготовки и научно-методических школ. Большинство кафедр готовят специалистов по технологическим направлениям: «Машиностроительные тех­нологии и оборудование», «Технологические машины и оборудо­вание», «Материаловедение и технологии материалов и покры­тий» (кафедры МТ-1, МТ-2, МТ-3, МТ-5, МТ-6, МТ-7, МТ-8, МТ-10, МТ-12, МТ-13). По направлению «Электроника и микро­электроника» готовит кафедра МТ-11.

Потребность в технологах-машиностроителях является по­стоянной и менее всего подвержена конъюнктурным процессам. Конкурс на факультете повышается из года в год. На факультет приходит наибольшее число абитуриентов по программе «.Шаг в будущее». В прошлом году наибольшее число заявлений было подано на кафедру МТ-11.

РОБОТОТЕХНИКА И КОМПЛЕКСНАЯ АВТОМАТИЗАЦИЯ (РК)

— один из самых молодых в Бауманском (существует с 1987 г). При его организации в состав вошли как традиционные кафедры, в том числе общеуниверситетские, не выпускающие (кафедры РК-1, РК-2, РК-3, РК-5), так и вновь организованные.

Обучение по специальности «Подъ­емно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование». Научные основы: механика, электро­ника; имитационное моделирование, логистика.

Направленность подготовки: проектирование современных средств механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных, подъемно-транспортных и складских работ.

Обучение по специальности «Дина­мика и прочность машин». Научные основы: механика, теория упругости, теория пластичности, тео­рия колебаний и устойчивости, тео­рия оболочек.

Направленность подготовки: анализ динамических процессов в конструкциях, расчет и выбор параметров конструкций по дина­мическим критериям, методы и техника эксперимента.

Системы автоматизированного проектирования

Обучение по специальности того же наименования.

Научные основы: построение ЭВМ и вычислительных сетей, функционирование операционных систем ЭВМ, основы математического моделирова­ния.

Направленность подготовки: проектирование сложных автома­тизированных информационных систем.

Компьютерные системы автоматизации производства

Обучение по специальностям «Авто­матизация технологических процессов и производств» и «Роботы и робототехнические системы».

Научные основы: методы системного анализа, контроль и диагностика, моделирование систем, системы автоматизированного проектирования и ин­струментальные программные среды.

Направленность подготовки: автоматизация производственной деятельности на основе комплексной компьютеризации.

Обучение по специальности «Роботы и робототехнические системы».

Научные основы: информатика, адаптация, искусственный интеллект, теория

автоматического управления и регу­лирования.

Направленность подготовки: разработка систем управления ро­ботами и робототехническими комплексами.

Как видно, в рамках факультета действуют и развиваются две научно-педагогические школы. Школа инженеров-механиков как воплощение традиционной конструкторской школы инженеров-машиностроителей, обогащенной всеми новейшими достижения­ми, представлена кафедрами РК-4 и РК-5 с направлениями «Тех­ническая механика» и «Транспортные машины и комплексы», и школа инженеров-системотехников представлена кафедрами РК-6, РК-9, РК-10 с направлениями подготовки «Механика и робото­техника», «Автоматизация и управление», «Информатика и вычис­лительная техника».

В последние годы число заявлений, подаваемых на кафедры факультета РК, прежде всего компьютерного направления, не­прерывно и существенно возрастает.

Наибольшее число заявлений в прошлом году было подано на кафедру РК-6.

ИНФОРМАТИКА И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (ИУ)

сложился на базе традиционных приборостроительных специаль­ностей с добавлением новых, порожденных прогрессом вычисли­тельной техники и информационных технологий.

Системы автоматического управления

Обучение по специальности «Систе­мы автоматического управления лета­тельных аппаратов». Научные основы: теория автоматиче­ского регулирования, теория систем с переменными параметрами и анали­тических самонастраивающихся сис­тем, статистические методы и методы идентификации.

Направленность подготовки: исследование и создание интеллек­туальных систем и алгоритмов управления.

Приборы и системы ориентации, стабилизации и навигации

Обучение по специальности «Гироскопические приборы и системы ориентации, стабилизации и навигации».

Научные основы: теория гироскопов, навигационных комплексов, авиационных гравиметрических систем.

Направленность подготовки: проектирование современных при­боров, в том числе поплавковых гироскопических приборов с магнитными подвесками, навигационных акселерометров, преци­зионной испытательной аппаратуры.

Информационные измерительные системы

Обучение по специальности «Инфор­мационно-измерительная техника и технология».

Научные основы: информатика, мик­ропроцессорные устройства и систе­мы, теория измерений и обработки измерительной информации.

Направленность подготовки: проектирование систем измерения и принятия решений, телеметрических систем авиационного и космического назначения.

Конструирование и производство электронной аппаратуры

Направленность подготовки: конструирование бытовой и борто­вой электронной аппаратуры, её производство, наладка, испыта­ние и эксплуатация.

Системы обработки информации и управления

Обучение по специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления».

Научные основы: информатика, моделирование процессов функционирования, теория информационных систем, общесистемное проектирование.

Направленность подготовки: конструкторская и технологическая разработка автоматизированных систем организационного управления для административных и коммерческих структур.

Компьютерные системы и сети

Обучение по специальности «Вычис­лительные машины, комплексы, сис­темы и сети».

Научные основы: компьютерные сис­темы и сети, информационные техно­логии, интеллектуальные и семанти­ческие системы.

Направленность подготовки: проектирование и эксплуатация компьютерных сетей, управляющих вычислительных машин, программно-аппаратных средств.

Программное обеспечение ЭВМ и информационные технологии

Обучение по специальности «Про­граммное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных сис­тем».

Научные основы: информационные технологии, теория программных и информационных комплексов.

Направленность подготовки: разработка программ и информа­ционных комплексов, в том числе документально-коммуникаци­онных (в частности, библиотечных) систем, автоматизация про­цесса обучения.

Обучение по специальности «Органи­зация и технология защиты информа­ции».

Научные основы: новые информаци­онные технологии, теория обеспече­ния информационной безопасности.

Направленность подготовки: методы и средства обеспечения безопасности автоматизированных систем, разработка новых ин­формационных технологий и средств с учетом уровней и крите­риев безопасности.

Таким образом, традиции приборостроения по направлени­ям «Системы управления летательными аппаратами», «Инфор­мационно-измерительная техника и технологии», «Проектирова­ние и технология электронных средств», «Приборы и системы ориентации, стабилизации и навигации» представляют кафедры ИУ-1, ИУ-2, ИУ-3, ИУ-4.

Направление «Информатика и вычислительная техника» представляют кафедры ИУ-5, ИУ-6, ИУ-7, ИУ-8. Именно на эти кафедры подается наибольшее число заявлений, не только по фа­культету ИУ, но и по Университету в целом.ФАКУЛЬТЕТ

РАДИОЭЛЕКТРОНИКА И ЛАЗЕРНАЯ ТЕХНИКА (РЛ)

как и факультет ИУ, ведет свое начало от школы инженеров-приборостроителей, которая сложилась еще в предвоенные годы.

Радиоэлектронные системы и устройства

Обучение по специальности «Радио­электронные системы».

Научные основы: физика электромаг­нитных полей и волн, теория сигна­лов и кодирования, промышленная электроника, в том числе сверхвысо­кочастотная (СВЧ).

Направленность подготовки: проектирование радиотехнических устройств (передатчиков, приемников, антенн), в том числе для дальней космической связи, диагностических и лечебных радио­электронных устройств, СВЧ-систем.

Лазерные и оптико-электронные системы

Обучение по специальностям «Опти­ко-электронные приборы и системы» и «Лазерная техника и лазерные тех­нологии (в приборостроении)».

Научные основы: физическая оптика, физика лазеров, теория оптико-элек­тронных систем, распространения и приема оптического излучения.

Направленность подготовки: проектирование, настройка, юсти­ровка и эксплуатация оптико-электронных приборов и систем, лазерных устройств и их систем.

Оптико-электронные приборы для научных исследований

Обучение по специальности «Оптико-электронные приборы и системы».

Научные основы: физическая оптика, физика лазеров, прикладная матема­тика, численные методы.

Обучение по специальности «Проек­тирование и технология радиоэлектронных средств».

Научные основы: прикладная математика, теория функциональной точности, вероятностные методы синтеза конструкторскотехнологических парамет­ров.

Направленность подготовки: разработка технологии, оборудова­ния, инструмента для абразивной обработки деталей электронной техники; методов и средств автоматизации производства радио­элементов с обмотками.

БИОМЕДИЦИНСКАЯ ТЕХНИКА (БМТ)

является единственным в стране по данному профилю, интегри­руя техническую и медицинскую подготовку.

Выделившись из состава факультета РЛ в 1998 г., он вклю­чает три кафедры, из них две выпускающие:

Биомедицинские технические системы

Обучение по специальности: «Био­технические и медицинские аппараты и системы».

Научные основы: медико-биологичес­кий цикл (основы биологии, биохимии, физиология, основы клинической ме­дицины); принципы энергетических воздействий (электромагнитное, ульт­развуковое, лазерное) на организм че­ловека; автоматизированная функцио­нальная диагностика.

Направленность подготовки: разработка и исследование применения новейшей медицинской техники для диагностики, терапии, хирургии, космической и спортивной медицины.

Медико-технические информационные технологии

Обучение по специальности «Инженерное дело в медикобиологическойпрактике».

Научные основы: функциональная морфология, биофизика, биохимия; медицинская акустика, моделирование биотехнических процессов и систем.

Направленность подготовки: создание, применение и исследова­ние ультразвуковой и другой аппаратуры для разделения, соеди­нения, обработки биологических тканей; медико-технические информационные технологии.

Обе кафедры осуществляют подготовку по единому направ­лению «Биомедицинская техника» и в равной степени популярны среди абитуриентов.

ИНЖЕНЕРНЫЙ БИЗНЕС И МЕНЕДЖМЕНТ (ИБМ)

готовит специалистов, сочетающих квалификацию инженера и экономиста. Поэтому научные основы подготовки по всем ка­федрам составляют как естественнонаучные (математика, физика, теоретическая механика) и общеинженерные (графика, сопротив­ление материалов) дисциплины, так и дисциплины экономиче­ского цикла (экономическая теория, менеджмент и маркетинг, денежное обращение и кредит).

Обучение по специальности «Менеджмент» с приоритетом вопросов

государственного регулирования экономических ресурсов.

Направленность подготовки: составление и ведение комплекс­ных целевых программ, анализ инвестиционных проектов, про­гнозирование экономических параметров на перспективу.

Экономика и организация производства

Обучение по специальности «Meнеджмент» с приоритетом вопросов инновационных процессов.

Направленность подготовки: управление процессами разработ­ки, проектирования и производства новых изделий и технологий; совершенствование системы управления предприятием в новых условиях хозяйствования.

Обучение по специальности «Ме­неджмент» с приоритетом вопросов планирования опережающих воздей­ствий на процессы производства.

Направленность подготовки: интеграция планирования и кон­троля операций производства с маркетингом, снабжением, сбы­том продукции, финансовым обеспечением в рамках единой ло­гистической системы.

Обучение по специальности того же наименования, с ориентацией на спе­циалистов широкого профиля.

Направленность подготовки: стратегический менеджмент; управление персоналом, в том числе в конфликтных ситуациях, системный анализ и программно-целевое управление.

Обучение по специальности «Экономика и управление на предприятии» с приоритетом вопросов автоматизации банковских технологий.

Направленность подготовки: управление финансами в банках и на предприятиях с различными формами собственности, кредитные и депозитные банковские операции, работа на рынке ценных бумаг.

Предпринимательство и внешнеэкономическая политика

Обучение по специальности «Экономи­ка и управление на предприятии (ма­шиностроения и металлообработки)» с приоритетом вопросов организации предпринимательской деятельности.

Направленность подготовки: предпринимательская деятельность в условиях непродолжительных жизненных циклов изделий и высокой их номенклатуры, конкурентной борьбы, растущих тре­бований потребительского рынка.

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ НАУКИ (ФН)

объединяет общеуниверситетские кафедры физико-математичес­кой направленности и совместно с кафедрой ФН-2 осуществляет выпуск специалистов по прикладной математике и физике.

Обучение по специальности того же наименования с приоритетом вопросов математического моделирования.

Научные основы: физика, механика, химия, различные разделы высшей

математики, информатика, принципы математического моделирования.

Направленность подготовки: разработка математических моде­лей для проведения вычислительных экспериментов при созда­нии новых машин и приборов, материалов и технологий во взаи­модействии инженеров, математиков и программистов.

Обучение по направлению «Техниче­ская физика». Выпускники получают
наряду с фундаментальной физикоматематической подготовкой знания в области машиностроения и приборо­строения.

Специализация производится в следующих областях: физика твердого тела; оптические, акустические и аэродинамические методы исследования материалов и сред; высокочувствительные измерения; физика экстремальных ситуаций.

Пока функционирует без привязки к конкретному факультету. Обучение по специальности «Юриспруденция».

Научные основы: общая теория права, математика, информатика.

Направленность подготовки: судебная инженерно-техническая экспертиза.

Подготовка пока ведется только на платной основе.

Всякий ажиотаж недолговечен. Достаточно вспомнить не­давнюю «роботоманию», захлестнувшую почти все развитые страны мира, когда всерьез почудилось, что уже в ближайшее время можно будет весь физический труд переложить на могучие плечи промышленных роботов, а за человеком останутся лишь удовольствия. И вот почти все абитуриенты тех лет устремились в «роботизаторы». Конкурс достигал астрономических размеров, хотя множество вузов торопливо учреждали у себя инженерные специальности по робототехнике.

Ажиотаж всегда порождается временным сочетанием благо­приятствующих фактов. В последние годы можно отметить две зоны ажиотажа абитуриентов, поступающих в Бауманский: это все кафедры факультета ИБМ и некоторые кафедры факультета ИУ, где подается 3-4 заявления на одно место и проходной балл составляет порядка 9,0 из 10 возможных.

Сохранится ли подобная ситуация через шесть лет, когда се­годняшние абитуриенты получат дипломы? Наверняка нет.

Неизбежно наступит подъем промышленности, и на первый план снова выйдут те, кто непосредственно создает новую техни­ку и технологию. Специальность менеджера скорее всего станет в ряду обычных, с нормальным конкурсом абитуриентов, ибо ме­неджеры для производства, а тем более по продажам (бытовой техники, продовольственных товаров и т. д.), нужны всегда.

Еще одно обстоятельство. Уже сейчас все студенты МГТУ им. Н. Э. Баумана в рамках фундаментальной подготовки изучают экономику, организацию и управление производством, менедж­мент. И не бесспорно, какая квалификация будет более востребо­ванной: «чистый» менеджер, смутно знающий технику, или ин­женер широкого профиля, знающий менеджмент.

Ажиотаж вокруг компьютерных специальностей также за­кономерен, ибо ничто в настоящее время не развивается столь стремительно и плодотворно, как вычислительная техника и ин­формационные технологии (ВТ и ИТ). А где ново, там всегда интересно. Но чем более развивается и находит новые приложе­ния вычислительная техника, тем слабее будет ореол «чистых»

Звучит парадоксально, но это истина. В начале своего стре­мительного прогресса ВТ и ИТ могли выполнять лишь «класси­ческие» функции передачи и преобразования информации и ее защиты; вычислительной техники было мало, и она в Бауманском

была в основном на факультете ИУ. Каждый умеющий работать на компьютере казался магом и кудесником. И можно понять мечту множества абитуриентов приобщиться к этому таинству на всю оставшуюся жизнь. Однако буквально в последние годы си­туация радикально изменилась. Подавляющее большинство аби­туриентов имеют дома компьютеры и умеют на них работать, в основном с уклоном к компьютерным играм и «гулянью» по Ин­тернету. В МГТУ им. Н. Э. Баумана на всех специальностях в рамках фундаментальной подготовки введена серьезная компью­терная подготовка.

Но и это не главное. Успехи ВТ и ИТ резко расширили их функциональные возможности, революционизировали традици­онные инженерные специальности. Сегодня в любой отрасли машиностроения и приборостроения вычислительная техника незаменима для:

1) выбора параметров процессов и конструкций по специ­альным программам взамен ручных расчетов по формулам;

2)создания и использования электронных баз данных взамен традиционных справочников, которые громоздились на столах конструкторов и технологов;

4)подготовки технической документации, текстовой и гра­фической; в производственных подразделениях исчезли машино­писные бюро и целый ряд других структур;

5)компьютерного моделирования процессов функционирования взамен или в дополнение традиционным натурным экспе­риментам;

6) создания микропроцессорных систем автоматического
управления на основе средств вычислительной техники.

Работать в этой сфере, включая разработку необходимого программного обеспечения, может лишь тот, кто владеет пред­метной инженерной областью, будь то автомобили, станки или гироскопы, и при этом глубоко сведущ в ВТ и ИТ. «Чистый» компьютерщик, едва отличающий станок от табуретки, ничего не сотворит ни в станкостроении, ни в табуреткостроении, даже ес­ли он владеет всеми языками программирования в мире.

(Подлинные выражения из бесед с абитуриентами).

Таким образом, главный Вам совет: при выборе специально­стей, которым Вы хотели бы учиться, руководствуйтесь не сию­минутной ажиотажностью, а перспективной востребованностью инженеров конкретной квалификации.

ПОДАЧА ЗАЯВЛЕНИЙ, ЭКЗАМЕНЫ, ЗАЧИСЛЕНИЕ

Поступающие на первый курс с 1 июня по 15 июля подают на имя ректора Университета заявление установленной формы.

В заявлении о приеме должны быть сразу указаны: конкрет­ный факультет, направление подготовки и специальность.

С положительными оценками по физике, математике, рус­скому языку и литературе, полученными на тестировании в МГТУ в 2003 г. абитуриент может участвовать в конкурсе при поступлении в МГТУ. Воспользоваться этим можно, указав в заявлении оценки, полученные на этих вступительных испытани­ях. По сложившейся традиции эти абитуриенты подают докумен­ты в МГТУ не позднее 5 июля с. г. В соответствии с правилами приема в МГТУ участники тестирования могут по желанию сда­вать один, два или все предметы на вступительных экзаменах в июле 2003 г.

Если абитуриент, получивший на тестировании положи­тельную оценку, решил ее улучшить и сдать вступительный эк­замен по соответствующему предмету в июле 2003 г., то в даль­нейшем учитывается оценка, полученная на вступительном экза­мене.

При зачислении на места, финансируемые из средств феде­рального бюджета, в соответствии с п.21 Порядка приема в вузы РФ, представляется подлинник документа о среднем образовании (аттестат, диплом). Не предоставившие подлинники аттестатов, дипломов на бюджетную форму обучения в МГТУ не зачисляются.

Вступительные испытания при приеме в МГТУ проводятся с целью определения способности поступающих освоить профес­сиональные образовательные программы Университета.

Вступительные испытания проводятся по программам, со­ставленным в соответствии с примерными программами вступи­тельных испытаний в вузы РФ, утвержденными Министерством образования РФ.

Формы вступительных испытаний в МГТУ им. Н. Э. Баумана утверждаются ежегодно в соответствии с «По­рядком приема в высшие учебные заведения России». Вступи­тельные испытания в МГТУ им. Н. Э. Баумана в 2003 г. проводятся в следующих формах:

2)собеседование (для медалистов и выпускников средних специальных заведений, имеющих дипломы с отличием);

3)бесплатное тестирование, проведенное, согласно приказу Министерства образования России, в рамках централизованного
тестирования;

4)вступительные испытания участников российских молодежных программ «.Шаг в будущее», «Шаг в будущее, Москва» и «Космонавтика»;

5)олимпиада по математике и физике, проведенная в МГТУ.

Приоритетом во времени при поступлении пользуются лау­реаты программ «Шаг в будущее», «Шаг в будущее, Москва» и «Космонавтика», которые прошли все еобходимые испытания еще в апреле.

Обладатели золотых и серебряных медалей средних обще­образовательных школ, дипломов с отличием средних специаль­ных учебных заведений проходят собеседование через несколько дней после подачи заявления. При отрицательном результате со­беседования абитуриент имеет право поступать по общему кон­курсу.

Поступающие по конкурсу начинают сдавать экзамены по мере подачи заявлений до окончания общего срока подачи заяв­лений (15 июля), что дает возможность при неудаче подать заяв­ление в другой вуз.

Поступающие в МГТУ им. Н. Э. Баумана по конкурсу сдают три вступительных экзамена: 1) физика, 2) математика и 3) рус­ский язык и литература (все в письменной форме). Поступающие на специальность «Юриспруденция» вместо физики сдают экза­мен по истории России (устно).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *