Уточнить что то при рассказе это нормально
«Что вы имеете в виду под…?»: как вести разговор с помощью уточняющих вопросов
Для поддержания содержательной беседы и построения отношений в целом нужно обладать определенными навыками. Разговор станет более конструктивным, если вы не постесняетесь задавать уточняющие вопросы. Они помогут вам уловить суть информации, которую вам хотят донести. Вот советы по технике ведения беседы, которые вам помогут в общении.
Разница в темпераментах
По своему характеру люди делятся на экстравертов и интровертов. Стоит дополнить, что есть и та категория людей, темперамент которых можно назвать средне активным. Разговор с таким собеседником будет более конструктивным. А если взять ситуацию с человеком, который является исключительно экстравертом или интровертом, здесь могут возникнуть сложности. Первые (экстраверты) готовы часами общаться, но при этом вы можете не уловить сути ими сказанного. Например, человек будет перескакивать с темы на тему, говорить очень быстро и энергично, при этом демонстрируя чрезмерные эмоции. Вряд ли вам удастся понять, что именно он хочет вам сказать. Интроверт будет предельно лаконичен, но при этом не факт, что вам понятен. Он постесняется дополнить свой рассказ деталями в надежде на то, что вы сами поймете суть проблемы или вопроса.
Польза от уточняющих вопросов
На примере людей с разными темпераментами вы наверняка поняли, какую огромную пользу могут иметь уточняющие вопросы. Вы не только сами поймете, что хочет вам донести человек, но и поможете ему правильно изложить свои мысли. Плюс к этому в некоторых случаях оратор элементарно забывает сказать о том, что действительно является важным (например, остановиться на деталях и мелочах). Однако такая забывчивость может закончиться недопониманием с вашей стороны, и тогда ваш разговор можно будет назвать бесполезным (и даже вредным, если речь идет о важных вещах). Именно поэтому уточнение является очень важным и полезным аспектом, обойтись без которого будет крайне сложно для достижения нужного результата.
Функции
Вопросы обладают рядом функций, поскольку они могут быть разными (последующими и уточняющими). Например, вы можете подтолкнуть человека к разговору после неловкого молчания. Вы встретились, хотите пообщаться, но никто не может сразу придумать тему. Берите эту функцию на себя. Вспомните, что вы знаете о человеке, и что могло бы быть для него важным (к примеру, спросите, удалось ли ему вовремя сдать порученную ему работу, если в свое время были проблемы со сроками).
Можно использовать вопросы для продолжения разговора и одновременно переключения темы. Например, вы не готовы говорить о своей личной жизни, финансах и пр., но при этом человек вам приятен, и вы предпочли бы с ним еще пообщаться. В этом случае ухватитесь за какую-то деталь и развейте эту тему (вспомните, что во время решения ваших финансовых проблем вы с ним встретились именно в банке, где он также был по делам, и удалось ли ему их решить).
Последующие вопросы также помогут вам сделать разговор более интересным и содержательным. Именно вы будете задавать тему для беседы и сможете узнать все, что вас интересует (заодно и рассказать о себе все, что посчитаете нужным).
Уточняющие вопросы позволят вам максимально углубиться в тему и сделать разговор максимально конструктивным и содержательным. Беседа без уточняющих вопросов – это аннотация к книге без ее последующего прочтения. То есть вы имеете представление, о чем идет речь, но не владеете полной информацией.
Вот несколько примеров уточняющих вопросов, которые могут поспособствовать содержательному разговору и улучшить ваши навыки общения.
«Почему?»
Существует техника пяти «почему», которая помогает в исследовании причинно-следственной связи, лежащей в основе конкретной проблемы. Если вы пять раз зададите этот вопрос, ваш разговор станет более понятным и конструктивным. Вы сможете выяснить все, что хочет до вас донести собеседник, а он, в свою очередь, сможет полностью раскрыться. Постарайтесь задавать эти вопросы тактично и сделать так, чтобы они были максимально уместными. В противном случае получится, что вы говорите «почему» из-за того, что банально ничего не понимаете. Учитесь строить беседу, основываясь на этом правиле, но при этом соблюдая принцип умеренности и осторожности. Тогда вы подтолкнете человека не только к последовательному изложению информации, но и самоанализу (часто, проговаривая вслух проблему, можно сразу найти ее решение).
«Что вы имеете в виду?»
Этот вопрос также является очень важным. Мы уже вспоминали о том, что у каждого человека присутствует свой темперамент. Исходя из этого, а также из умения правильно подавать информацию, можно заключить, что не всегда понятно то, о чем хочет сказать человек. Возможно, он думает об одном, а озвучивает совершенно другое, искренне считая, что вы должны его понять. Поэтому вам необходимо задать этот уточняющий вопрос. Даже если вы все поняли правильно, будет нелишним это перепроверить. Так вы не только убедитесь в точности получения информации, но и продемонстрируете свою заинтересованность в том, чтобы узнать точку зрения и взгляд на конкретный вопрос собеседника.
«Расскажите мне больше» или «Можно поподробнее?»
Эффект этих вопросов является еще более значимым. Вы не только подталкиваете человека к подробному описанию темы, которую он предложил, вы также демонстрируете свою максимальную заинтересованность. В этом случае при помощи одного лишь вопроса разговор обретает оригинальную окраску. Он становится более насыщенным, увлекательным и конструктивным. Вы узнаете все подробности, а ваш собеседник получает заинтересованного слушателя, который гарантированно становится его единомышленником. То есть если вас интересуют одни и те же темы и вы готовы в них углубиться, это говорит о наличии у вас общих интересов, что является отличной основой для построения гармоничных отношений. Дейл Карнеги однажды сказал, что нужно поговорить с кем-то о его проблемах затем, чтобы отныне человек вас слушал часами.
«Могу ли я чем-нибудь помочь?»
Одна категория людей предпочитает молча слушать о проблемах других, другая – эмоционально на них реагировать (ахать и охать), но при этом ничего не предлагать. Это можно назвать пассивностью, равнодушием или лицемерием. Если вы предложите свою помощь, вы однозначно произведете на человека неописуемый эффект. Вспомните, как хочется при решении сложных проблем увидеть рядом человека, который готов вам помочь. Поэтому не стесняйтесь предлагать свою помощь. Это не значит, что вы должны все взять на себя, но на своем уровне однозначно вы сможете это сделать. Как минимум, вы уже помогли тем, что помогли понять собеседнику: он не одинок, поскольку есть тот, кто готов протянуть ему руку помощи. Наверняка этот вопрос сделает ваше дальнейшее общение более теплым, искренним и трогательным. Это произойдет даже в том случае, если человек откажется от помощи.
«А ты?», «А как у тебя?»
Переадресовывайте вопрос, который задают вам. Например, вас спрашивают о делах, после того, как вы это опишете, обязательно поинтересуйтесь у человека, как дела у него. Если вас ни о чем не спрашивают, спросите сами. Причем ответ «Нормально» не принимается ни с вашей, ни с его стороны. Постарайтесь дать более развернутый ответ, если спрашивают вас (если не хотите уточнять, можно это озвучить общими фразами, но никак не одним словом). И обязательно задайте уточняющие или наводящие вопросы, если лаконично ответили вам (ведь наверняка вы что-то знаете об этом человеке и можете спросить о более конкретных его делах).
Проверка орфографии и пунктуации
Инструмент проверки текста на орфографические и грамматические ошибки онлайн, позволит исправить самые громоздкие ошибки, с высокой степенью точности и скорости, а также улучшить свой письменный русский язык.
Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них. Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово, посмотреть описание ошибки и выбрать исправленный вариант.
Инструмент поддерживает 8 языков.
Орфография
Написать текст без каких-либо орфографических или пунктуационных ошибок достаточно сложно даже специалистам. Наша автоматическая проверка орфографии может помочь профессионалам, студентам, владельцам веб-сайтов, блогерам и авторам получать текст практически без ошибок. Это не только поможет им исправить текст, но и получить информацию о том, почему использование слова неправильно в данном контексте.
Что входит в проверку текста?
Грамматика
Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил.
Грамматические ошибки вида: «Идя по улице, у меня развязался шнурок»
Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.
Пунктуация
Чтобы найти пунктуационные ошибки и правильно расставить запятые в тексте, инструмент содержит более 60 самых важных правил.
Разберем предложение, где пропущена запятая «Парень понял как мальчик сделал эту модель»
«Парень понял, как мальчик сделал эту модель»
Какие языки поддерживает инструмент?
Для поиска ошибок вы можете вводить текст не только на Русском языке, инструмент поддерживает проверку орфографии на Английском, Немецком и Французском
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Активное слушание подразумевает под собой взаимодействие всех участников беседы, то есть не только говорящего, но и слушающего. Данная методика позволяет не только полноценно усваивать получаемую информацию, но также предотвращает неверную интерпретацию сказанного и ошибки во время беседы. С помощью активного слушания можно направлять беседу в необходимое русло и развивать ее.
Основной целью активного слушания всегда является возможность получить как можно больше исчерпывающей информации. Это позволяет собеседникам разрешить конфликт или предотвратить его преждевременно, навести порядок во взаимоотношениях. Активное слушание способствует налаживанию более глубоких контактов между членами семьи или коллектива. Действительно продуктивная беседа требует не только умения выражать свои мысли, но также и навыков слушания. Если человека действительно интересует процесс беседы и ее результативность, то он старается слушать максимально внимательно, чтобы получить всю необходимую информацию. При этом, как правило, устанавливается зрительный контакт. Это называется умением слушать «всем телом». Оно представляет собой выражение заинтересованности собеседника в разговоре, так как при этом он старается наблюдать исключительно за говорящим, поворачивается всем телом к нему, фокусирует внимание на его лице.
Техника активного слушания выражаются как раз в умении достичь состояния безусловного принятия, что становится возможным путем некоторых психологических маневров. Например, необходимо задавать субъекту уточняющие или интересующие вас вопросы, что подчеркнет ваш интерес к его личному мнению. Помимо прочего, это позволит скорректировать беседу, так как говорящий будет понимать, что именно вас интересует и почему. Тем не менее, важным является не только уточняющий вопрос или его интонация, но также реакция слушателя на ответ. В психологии, например, достаточно распространенным является метод «эхо». Он заключается в том, что, выслушав речь говорящего или его ответ на вопрос, слушающий повторяет несколько слов собеседника, которые отображают суть сказанного им. Этот метод не только подчеркивает внимание к говорящему, но также позволяет уточнить, верно ли вы уловили основной смысл предоставленной информации.
Говоря иными словами, суть методики заключается в уточнении информации, путем перефразирования сказанного. При этом не стоит пытаться закончить фразу вместо вашего собеседника, даже если вы совершенно уверены в том, что полностью понимаете ход его мыслей. Помимо этого, применение метода активного слушания требует умения проявлять участие к собеседнику, сопереживание. Также немаловажна способность задавать уточняющие вопросы, напрямую относящиеся к теме беседы, так как попытка уточнить что-то непонятное в разговоре не только позволит вам чувствовать себя комфортнее и уверенней в беседе, но и даст собеседнику уверенность в том, что его внимательно слушают.
Обязательные принципы активного слушания
— Безоценочное отношение. Вы сохраняете нейтрально-позитивную позицию и признаете право другого человека отличаться от вас и иметь свое мнение. Вы не стремитесь соглашаться с ним или переубедить его. Вы уважаете его личность и взгляды.
— Доброжелательность и учтивость. Вы сохраняете спокойствие и избегаете категоричных высказываний. Устанавливаете контакт и смотрите в глаза собеседнику с вниманием и участием, а не испытывающе. Поощряете его говорить, но не задаете слишком много вопросов и не перебиваете, даже если он говорит очень эмоционально и долго. А также не торопите его и не стремитесь заполнить паузы, если он замолкает.
— Искренность. Вы должны по-настоящему хотеть слушать и понимать своего собеседника. Если вам неинтересно и вы прибегаете к технике активного слушания просто так, вам лучше вообще не пользоваться ею. Она не принесет никаких результатов, вы не попадете в точку, пытаясь разгадать причины поведения или настроения своего партнера, а он, скорее всего, окажется разочарован, и беседа будет испорчена. Если вы устали, плохо себя чувствуете или не настроены на серьезный разговор – отложите беседу или просто позвольте человеку выговориться, но не подменяйте формальной вежливостью настоящее активное слушание. Так же поступайте, если ваш партнер не готов к общению и избегает разговора о своих проблемах или чувствах.
Вот некоторые конкретные приемы активного слушания:
Прием № 1. Открытые вопросы
Задавая открытые вопросы, вы можете получить от клиента максимально подробную информацию и прояснить его потребности. Открытые вопросы начинаются со слов «что», «как», «почему», «какой» и т.п. Это побуждает клиента давать развернутые ответы (в отличие от закрытых вопросов, на которые можно получить лишь однозначный ответ: «да», «нет»).
– Какие характеристики продукта важны для вас?
– Что вы имеете в виду, когда говорите о.
– Почему для вас это важно?
Прием № 2. Уточнение
Название говорит само за себя – этот прием помогает уточнить, правильно ли вы поняли информацию, прояснить детали вопроса. Вы просто просите клиента прояснить моменты, которые для вас важны:
– Расскажите, пожалуйста, поподробнее о…
– Вы могли бы уточнить, что означает для вас…
– Я правильно вас понимаю, вы говорите о…
Эмпатия, или отражение эмоций – это установление контакта с клиентом на эмоциональном уровне. Прием позволяет создать атмосферу доверительного общения и показать уважение к чувствам собеседника.
Если во время беседы с клиентом вы уловили его эмоции, вы подстраиваетесь к его эмоциональному состоянию и либо усиливаете его чувства, либо скрашиваете их, направляя течение беседы.
– Я понимаю ваши чувства и могу помочь вам решить эту задачу.
– Я вижу, что вы сомневаетесь.
– Похоже, для вас это важное событие.
Прием № 4. Перефразирование
Перефразирование позволяет лучше понять мысль собеседника, прояснить информацию по отдельным вопросам, перевести разговор в нужное русло. Прием заключается в краткой передаче той информации, которую вы услышали от клиента.
– Другими словами, вы считаете, что…
– Вы имеете в виду…
– То есть, вы говорите о…
Этот прием заключается в дословном повторении фраз, которые произнес собеседник. Он помогает прояснить информацию от собеседника и акцентировать внимание на отдельных деталях разговора. Таким образом, клиент начинает яснее формулировать свои мысли, облегчая задачу прояснения потребностей.
– У вас есть ежедневники желтого цвета?
– Ежедневники желтого цвета? А вам нужны датированные или нет?
– Датированные.
– Датированные есть!
Прием № 6. Логическое следствие
Суть приема в выведении логического следствия из высказываний клиента. Будет лучше, если при построении фразы вы будете пользоваться формулировками клиента. Назначение его такое же, как и у предыдущего – прояснить информацию и выделить детали. Также прием можно использовать как связку перед переходом к презентации.
– Если исходить из ваших слов, то…
– Я правильно вас понимаю, вам нужно…
В завершение беседы, вы подводите итоги и резюмируете договоренности. Прием позволяет обобщить и прояснить важные вопросы, затронутые в беседе, закрепить договоренности и перейти к следующему этапу переговоров – заключению сделки.
– Подводя итоги нашей встречи, можем договориться о…
– Итак, мы с вами выяснили, что для вас важны следующие критерии…
– Обобщая то, что вы сказали, можно сделать вывод…
А теперь вопрос к вам. Доверяете ли вы психологическим приемам и методикам в общении, в отношениях, в жизни? Или это все «псевдонаучные модные штучки» имеющие к реальности совсем небольшое и совсем специфическое отношение?
Уточняющие члены предложения
Всего получено оценок: 1209.
Всего получено оценок: 1209.
Предложение в русском языке может осложняться конструкциями разных типов, среди которых пояснительные, присоединительные и уточняющие члены предложения. Последние называются так из-за своей основной функции и роли в предложении. Эта тема, которая изучается в 8 классе, важна еще и потому, что ее понимание влияет и на правильную постановку знаков препинания на письме.
Уточняющие члены предложения: определение и особенности
Итак, уточняющие члены предложения имеют свою функцию: они уточняют или конкретизируют какой-то предшествующий им член предложения.
Тот член предложения, который уточняется, и уточняющий его выполняют одну и ту же синтаксическую функцию. Таким образом, они также отвечают на одинаковые вопросы.
Уточняющий член предложения также подразумевает постановку дополнительного вопроса, то есть не просто как?, а как именно?, не просто где?, а где именно? и так далее. Чаще всего в роли таких членов предложения выступают обстоятельства со значением места либо времени. Помогут лучше понять теоретическую часть примеры уточняющих членов предложения.
Пример предложения с уточняющими членами : Завтра, в восемь вечера, мы должны быть на станции – в этом предложении обстоятельство “в восемь вечера” уточняет обстоятельство “завтра”, указывая на конкретное время. “Когда?” – завтра, “когда именно?” – в восемь вечера.
Еще один пример: На огороде, под яблоней, сидел котенок. “Где?” – на огороде, “где именно?” – под яблоней.
Кроме обстоятельств могут уточняться и определения, а также местоимения и местоименные наречия – там, здесь. этот и так далее. Уточняться могут и главные члены предложения, и дополнения.
Знаки препинания при уточняющих членах предложения
Слова и словосочетания, которые уточняют смысл предшествующих им слов, в речи выделяются с помощью интонации, а на письме чаще всего выделяются запятыми, иногда – тире.
Уточнение – это всегда переход от более широкого понятия к более узкому, только в таком случае обособление будет необходимым.
Например: У дерева за домом стояла скамейка. В данном случае обстоятельство “за домом” нельзя считать уточняющим, так как это более широкое понятие, чем “под деревом”, а значит, обособление не нужно.
Уточняющие члены предложения могут присоединяться к уточняемым с помощью союзов и специальных слов, тогда запятая ставится перед ними: Дело было в самый жаркий месяц лета, то есть в июле. Он любил фрукты, в частности персики.
В качестве уточняющих членов предложения также часто выступают дополнения с такими предлогами, как за исключением, кроме, вместо, наряду и им подобными. Например: Она любила все спортивные игры, за исключением баскетбола.
Что мы узнали?
Уточняющие члены играют в предложении важную роль, конкретизируя то, на что указывает уточняемый член предложения. Они всегда отвечают на один с ним вопрос, к которому можно добавить слово “именно”. Кроме того, уточнение – всегда более узкое понятие, чем то, что оно уточняет. Чаще всего уточняющие члены предложения необходимы обстоятельствам места и времени, но уточняться могут и другие члены предложения, такие как подлежащее, сказуемое, дополнение и определение. В уточнении нуждаются и местоименные наречия, местоимения с указательным значением. В речи такие члены предложения выделяются интонационно, а на письме – в основном запятыми, но есть еще один знак препинания, который служит для обособления уточнений – это тире. Уточняющие члены предложения также часто присоединяются к уточняемым с помощью союзов, предлогов и специальных слов, перед которыми в таком случае и ставится запятая.
2.8. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения
В простом предложении интонационно и по смыслу выделяются члены предложения со значением уточнения, пояснения и присоединения. В целом они имеют функцию добавочных сообщений.
В предложениях с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами используются следующие знаки препинания: запятая, тире.
А) Уточняющие члены предложения
При уточнении разграничиваются уточняющие и уточняемые члены предложения. Уточняющими называются те члены предложения, которые поясняют другие, уточняемые члены.
Обособляются (отделяются запятой в начале и в конце предложения и выделяются с обеих сторон в середине предложения) слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов.
Уточняющие члены по отношению к уточняемым служат наименованиями более конкретными по значению, так как они сужают понятие, передаваемое уточняемым (основным) членом предложения, или в каком-либо плане ограничивают его. Таким образом, члены уточняемый и уточняющий соотносятся как общее и частное, широкое и конкретное, родовое и видовое, причём уточняющий член предложения следует за уточняемым (а не наоборот!).
Уточняться могут все члены предложения.
1. Чаще всего уточняются обстоятельства места и времени, поскольку именно они могут обозначаться очень обобщённо и неопределённо (там, туда, оттуда; везде, всюду; тогда, потом и др.). Конкретизацию дает именно уточняющий член:
Иногда соотношение более широкого и более узкого понятий может быть продиктовано лишь данным контекстом:
Нередко уточняющие обстоятельства места образуют цепочку, выстраиваются в ряд:
2. Уточняться могут и другие обстоятельства, при наличии у них более широкого значения, чем уточняющего:
Несколько человек идут по снегу через улицу в хату (Быков).
Если между обстоятельствами поставить запятые, то отношения между ними станут несколько иными: каждое последующее будет логически выделяться, восприниматься как подчинённое предыдущему, что усилит впечатление напряжённости и даже опасности описываемого момента.
Обратите внимание и на то, как изменится при этом интонация!
2) В зависимости от смысла одни и те же слова могут рассматриваться как уточняющие или не как уточняющие обстоятельства. Сравните приводимые попарно предложения:
3) Если при наличии двух обстоятельств времени второе из них не служит для ограничения понятия, выраженного первым, то оно не является уточняющим и запятая между ними не ставится.
3. Уточняться могут согласованные определения со значением цвета, размера, возраста и др.:
Уточняющие определения могут конкретизировать общее значение местоимений этот, такой, каждый, один (не в значении числительного, а в значении местоимения) и др.:
2) Уточняющие определения могут присоединяться посредством подчинительных союзов.
Но если определение, присоединяемое подчинительным союзом, является однородным по отношению к предшествующему и не носит характера уточнения (смыслового и интонационного!), то после него запятая не ставится.
4. Более часто по сравнению с согласованными определениями обособляются уточняющие несогласованные определения:
5. Уточняющий характер придают высказыванию слова вернее, точнее, иначе и т.п., однако следующие за ними члены предложения не обособляются, так как указанные слова, имеющие значение вводных ( точнее, вернее, иначе, скорее по смыслу равнозначны словосочетаниям «точнее говоря», «иначе говоря» и т.п.), сами выделяются запятыми:
а) «лучше», «охотнее»:
Она скорее согласилась бы умереть, чем поделиться властью с другой хозяйкой (Тургенев);
б) «лучше сказать»:
Примечание. Уточняющие члены предложения обычно выделяются запятыми. Однако возможна постановка и такого знака, как тире.
Тире обычно ставится в следующих случаях:
а) при уточняющих обстоятельствах, если подчёркивается не только уточняющий, но и вставной характер обстоятельств, например: Грачи закричали за рекой в ветвях, и повсюду – в кустах и в траве – запели, зачирикали птицы (А.Н. Толстой);
в) при уточнении именной части сказуемого (ср.: Снег тут был неглубокий – по щиколотку ).
Б) Пояснительные члены предложения
Пояснительные члены предложения поясняют смысл предшествующих членов предложения. Поясняемые и пояснительные члены в принципе обозначают тождественные понятия.
Различие между уточняющими и пояснительными членами предложения заключается в том, что уточнение – это переход от более широкого понятия к более узкому, а пояснение – это обозначение одного и того же понятия другими словами.
Таким образом, пояснительные члены являются вторыми наименованиями по отношению к первым, выражающим по разным причинам то или иное понятие недостаточно определённо и понятно:
1. Перед пояснительным членом предложения стоят слова именно, а именно, то есть, то бишь :
При отсутствии в предложении слов именно, а именно, то есть эти слова могут быть вставлены:
У деда Семена была своя золотая и несбывшаяся мечта – стать столяром (Паустовский); Он всеми силами души всегда желал одного – быть вполне хорошим (Л. Толстой).
2) Встречается постановка двоеточия при пояснительном члене предложения. Обычно двоеточие ставится для того, чтобы избежать двух тире.
Предложен и другой путь: использование некоторых видов морских растений – водорослей, богатых многими ценными веществами.
2. Пояснительные члены предложения могут присоединяться союзом или (в значении «то есть»):
Примечание. Определения, носящие характер пояснения (перед ними можно поставить слова а именно, то есть ), отделяются запятой от поясняемого слова, но после них запятая обычно не ставится, например: Торчали толстые головни, остатки прежней, сгоревшей бани; Очередной, шестой том подписного издания на днях поступит в магазин; Он заговорил совсем другим, серьёзным тоном; Четвёртая, последняя часть романа завершится эпилогом.
В) Присоединительные члены предложения
Присоединительные члены предложения передают добавочные сведения, разъяснения или замечания, возникшие попутно, в связи с содержанием основного высказывания. Присоединительные члены предложения отделяются запятыми, реже – тире:
1. Присоединительные члены предложения могут иметь особые связующие слова: даже, особенно, в особенности, например, главным образом, в частности, в том числе, притом, и притом, причём, и (в значении «и притом»), да, да и, да и вообще, да и только и др.:
Такие члены предложения легко отделить от остальной части предложения и для усиления их выделительной роли поставить вместо запятой точку.
3) Не ставится запятая перед союзом да и в следующих случаях:
а) если он употреблён в соединительном значении.
Вот пошёл он в лес по орехи да и заблудился (Тургенев);
б) в сочетаниях типа взял да и сказал (с одинаковой формой глагола взять и другого глагола для обозначения неожиданного или произвольного действия):
Прожили они год душа в душу, и на другой-то год она возьми да и помри (Успенский);
в) в сочетании нет-нет да и :
2. Иногда присоединительные члены могут включаться в состав предложения без союзов (обратите внимание на продолжительную паузу, сопровождающую присоединительный член предложения):
Часто при этом используется тире вместо запятой:
3. Пунктуационно выделяются не только присоединительные члены предложения, но и присоединительные предложения:
Нет, я его [домового] не видал, да его и видеть нельзя (Тургенев); Я шёл в каком-то опьянении, да и было от чего (Гаршин); Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм, и притом осторожность никогда не мешает (Лермонтов).
Г) Обособленные обороты со значением включения, исключения и замещения
К уточняющим, пояснительным и присоединительным конструкциям примыкают обособленные обороты со значением включения, исключения и замещения. Такие обороты состоят из имён существительных (с зависимыми словами или без них) с предлогами и предложными сочетаниями кроме, вместо, помимо, сверх, наряду с, за исключением, включая, исключая и др.:
вместо тяжёлой работы; за исключением трёх человек; кроме трёх человек; наряду с явными успехами.
Обороты обозначают предметы, включённые в однородный ряд или, наоборот, исключённые из такого ряда, или предметы, замещающие другие.
На письме обороты со значением включения, исключения, замещения могут обособляться:
Следует помнить, что выделение таких оборотов не является обязательным! Они могут обособляться в зависимости от смысловой нагрузки, положения в предложении, степени распространённости и др., то есть в том случае, если автор хочет выделить такие обороты по смыслу и интонационно:
1) В такого рода оборотах слова исключая, включая являются предлогами, а не деепричастиями.
2) Если обособленный член предложения стоит в середине предложения, то он обосабливается с двух сторон.
3) Оборот с предлогом кроме может иметь значения включения и исключения.
Обычно обороты обособляются независимо от оттенков значения. Однако нераспространённые обороты с кроме в значении включения могут и не обособляться (так подчёркивается их включение в однородный ряд предметов).
В последнее время наблюдается тенденция к выделению оборотов с кроме независимо от оттенков значения. Особенно часто это происходит:
а) при наличии отрицательных местоимений никто, ничего и вопросительных местоимений кто, что :
Я ничего не мог различить, кроме мутного кручения метели (Пушкин);
б) при наличии в обороте сочетания кроме как :
Учтите, что оборот кроме того в значении «к тому же» является вводным словом, поэтому всегда обособляется на письме.
4) Обороты с предлогом вместо также различаются по значению. Если они имеют значение замещения, то запятая обычно ставится.
Если вместо употребляется в значении «взамен», «за», то запятая обычно не ставится.
► Читайте также другие темы раздела 1 «Простое предложение»: