Утиная охота о чем

«Утиная охота» краткое содержание пьесы Вампилова – читать пересказ онлайн

Утиная охота о чем

Пьеса «Утиная охота» Вампилова была написана в 1967 году. Произведение имеет достаточно сложную структуру, поскольку состоит из трех частей: реалий жизни главных героев, воспоминаний и промежуточного пласта видений.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Утиная охота» по главам (действиям), которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Главные герои

Виктор Зилов – молодой мужчина, самоуверенный, любвеобильный, раскованный.

Другие персонажи

Галина – супруга Виктора, учительница, хрупкая, утонченная женщина.

Кузаков – приятель Зилова, спокойный, немного замкнутый мужчина.

Саяпин – лучший друг Виктора, его одноклассник и сослуживец.

Кушак Вадим Андреевич – начальник Саяпина и Зилова.

Валерия – жена Саяпина, энергичная молодая женщина.

Вера – любовница Зилова.

Ирина – студентка, новая пассия Виктора

Дима – официант, одноклассник Саяпина и Зилова.

Краткое содержание

Действие первое

Картина первая

Виктор Зилов просыпается от телефонного звонка. Он «нехотя берет трубку», но в ответ – тишина. Заметив, что за окном идет дождь, мужчина выражает недовольство. Повторный звонок, и вновь тишина.

Виктор сам набирает нужный номер, и в разговоре с собеседником – официантом Димой – уточняет, что долгожданная охота все же состоится. Становится понятно, что у Зилова накануне был весьма насыщенный вечер, и он плохо помнит, как учинил скандал в кафе.

В дверь раздается стук, и мальчик передает ошеломленному Зилову «большой, дешевый, с крупными бумажными цветами и длинной черной лентой сосновый венок». По надписи на траурной ленте он узнает, что венок – от друзей. Подобная шутка совершенно не кажется ему смешной.

В растерянности мужчина садится на тахту и представляет, как все происходило, если бы он действительно умер. Перед глазами Зилова проплывают картины его жизни.

В кафе «Незабудка» в обеденный перерыв приходят Зилов и его приятель Саяпин. Они ждут своего начальника – Кушака, чтобы отметить важное событие – Зилов получил квартиру в новом доме. На вечер намечено празднование новоселья, и Виктор также приглашает официанта – Диму, с которым вместе учился в школе и охотился.

Неожиданно появляется Верочка – молодая любовница Зилова, которая уже порядком ему надоела. При виде шефа он просит Верочку не афишировать их отношения. Девушка представляется одноклассницей Зилова и, узнав, что Кушак отправил свою жену на отдых в Сухуми, начинает заигрывать с ним. Виктор, видя заинтересованность начальника, вынужден пригласить на новоселье и свою любовницу.

Верочка динамит подвыпившего Кушака, и уходит вместе с приятелем Виктора – Кузаковым.

Картина вторая

На работе Зилов жалуется Саяпину, что шеф срочно требует «модернизацию, поточный метод, молодое растущее производство». Коллеги решают рискнуть и представить начальнику липовый отчет по модернизации на фарфоровом производстве.

Зилов получает письмо от старика отца, с которым он не виделся несколько лет. Оно вызывает в нем волну раздражения, поскольку отец просит его повидаться перед смертью. Виктор ему не верит, считая, что пару раз в год «старик ложится помирать», а он не может пропустить долгожданную утиную охоту.

В кабинете появляется юная девушка по имени Ирина, перепутавшая техническое бюро с редакцией. Понимая, что «такие девочки попадаются не часто», Зилов решает закрутить с ней роман, и представляется сотрудником газеты.

Действие второе

Картина первая

Вернувшись домой только рано утром, Зилов жалуется жене, что вынужден был задержаться на работе. Галина не верит ни одному его слову, поскольку вчера вечером его видели в городе. Оскорбленный Виктор напоминает, что «в семейной жизни главное – доверие».

Узнав, что Галина сделал аборт, Зилов притворно возмущается. Галина не реагирует на мужа, которого успела как следует изучить за шесть лет супружеской жизни.

Картина вторая

Зилов договаривается о свидании с Ириной в кафе «Незабудка», Саяпин ждет похода на футбольный матч. Входит разгневанный Кушак, который требует у них объяснения по поводу липового документа о реконструкции фарфорового завода.

Вину за «серьезную ошибку в работе» берет на себя Зилов, чтобы выгородить Саяпина, готового вот-вот получить квартиру. В этот момент появляется жена Саяпина – Валерия, которой удается смягчить Кушака и отвести его на футбол.

Зилов получает телеграмму о смерти отца – «на этот раз старик не ошибся». Он просит Галину срочно принести деньги, чтобы успеть на самолет.

Перед отъездом Виктор решает пропустить стаканчик-другой в «Незабудке». В кафе Галина случайно застает мужа в компании Ирины. Зилов вынужден признаться девушке, что это его жена, но они «давно уже чужие люди, друзья, добрые друзья». Ради романтического вечера с Ириной Зилов откладывает поездку на похороны отца.

Картина третья

Галина укладывает вещи – она собирается отдохнуть у родственников. Едва за женой закрывается дверь, Виктор звонит Ирине, чтобы пригласить к себе.

Неожиданно возвращается Галина, чтобы сообщить Зилову правду – она уезжает от него навсегда. Она признается, что уезжает к другу детства, который все эти годы был влюблен в нее. Уязвленный Зилов пытается остановить Галину, но она уходит и закрывает ключом входную дверь, чтобы он ей не помешал.

Виктор пускает в ход все свое красноречие, пытаясь убедить жену в своей искренней любви к ней, но она тихонько уходит. Он продолжает сулить счастливую совместную жизнь, не подозревая, что все его излияния слышит уже не Галина, а Ирина. Девушка уверена, что Зилов таким образом признается ей любви.

Действие третье

По случаю предстоящего отпуска и охоты Зилов приглашает друзей отметить это событие в «Незабудке». Он обсуждает с Димой совместную поездку, о которой давно мечтал.

К приходу друзей Зилов успевает напиться, и принимается оскорблять их. Он не останавливается даже перед тем, чтобы унизить Ирину и официанта Диму, которого называет лакеем. Возмущенные гости покидают кафе. Спустя время возвращаются Саяпин и Кузаков, чтобы отвести Зилова домой.

Заключение

Книга Вампилова носит исповедальный характер. Испытывая нравственные муки, главный герой собирается разрешить внутренний конфликт самоубийством, однако ему не хватает решимости изменить свою жизнь.

После прочтений краткого пересказа «Утиная охота» рекомендуем прочесть пьесу Александра Вампилова в полной версии.

Источник

Краткое содержание А. Вампилов «Утиная охота»

Утиная охота о чем

Пьеса «Утиная охота» датируется 1967 годом. Свой замысел А. Вампилов реализовал в произведении достаточно сложной структуры. Реальная для персонажей действительность «пересекается» с их воспоминаниями и неким промежуточным «пластом», как бы видениями. Поэтому для предварительного ознакомления рекомендуется сначала прочесть краткое содержание пьесы Вампилова «Утиная охота».

Действующие лица

Основной персонаж пьесы «Утиная охота» – Виктор Александрович Зилов. Ему 30 лет, он довольно хорош собой. Зилов – мужчина высокого роста, с крепким телосложением, гармоничными, крупными чертами лица. Его жесты, походка, в целом манера держать себя свидетельствует о крайней уверенности в себе, убежденности в превосходстве над другими.

Супругу Зилова зовут Галина. Она преподаватель, на 4 года моложе мужа. Автор описывает ее как очень хрупкую, изящную даму, обладающую «врожденной» женственностью манер и поведения.

Есть у главного героя и любовница – Ирина. Это студентка, которая смогла влюбить его в себя до такой степени, что он собирается развестись с супругой.

В пьесе представлены два друга Зилова – Кузаков и Саяпин. Первый – очень невзрачный мужчина, постоянно переживающий, но ни с кем не делящийся своими волнениями. Основные черты его характера – молчаливость и задумчивость. Со вторым главный герой вместе учился в школе и служил в армии. Общается он и с его супругой Валерией. Девушка немного моложе мужа, очень энергична, часто смеется, оптимистично смотрит на жизнь.

Помимо хороших друзей, автор знакомит читателей с его приятелем Димой. Зилов с ним тоже вместе учился в школе, сейчас Дима официант.

Последний персонаж – руководитель Саяпина и Зилова Кушак Вадим Андреевич. Это важный, солидный, деловитый мужчина, на работе очень уверенный в себе, однако за пределами учреждения становится нерешительным, часто суетится.

Утиная охота о чемЭто новоселье в квартире Зилова – практически все персонажи в сборе

Очень краткий пересказ

В произведении описывается жизнь Виктора Зилова. Сюжет разворачивается в течение суток, место действия – провинциальный город. Очень своеобразный подарок от желавших пошутить друзей, презентовавших ему траурный венок, заставляет его начать воображать собственные похороны.

Это, в свою очередь, подталкивает его к воспоминаниям о «жизненных вехах» (разделены по главам) и их анализу. Его закономерным итогом становится вывод о пустоте и никчемности своего существования. В этот момент ему необходимо общение и понимание, однако на телефонные звонки не отвечают ни друзья, ни бывшая, ни нынешняя любовница.

Дойдя в своем самобичевании до крайности, Зилов решает покончить с собой. Но в этот момент появляются его друзья, не позволяя ничего предпринять. Хотя его намерения были для них очевидны, им удалось предотвратить выстрел. Вскоре «приступ» мук совести заканчивается, главный герой, как будто ничего и не было, планирует с друзьями отправиться на утиную охоту.

Краткое содержание пьесы

Начало сюжета – звонок по телефону, который будит главного героя. Когда он снимает трубку, ответа не следует. Виктор медленно стряхивает с себя сонное оцепенение. Вновь звонок и тишина. После этого Зилов сам звонит своему бывшему однокласснику Диме.

Тот интересуется у него, собирается ли он на утиную охоту. Зилова очень удивляет этот вопрос. Одновременно Виктор хочет выяснить у Димы детали вчерашнего вечера и ссоры, устроенной им в кафе, воспоминания о которой весьма туманны. Но судя по следам на лице, завершился вечер рукоприкладством.

Сразу по окончании разговора раздается стук. За дверью оказывается ребенок с траурным венком, «адресованным» Зилову. Ему этот дружеский розыгрыш совсем не кажется забавным. Виктор начинает представлять, что было бы в случае его смерти, непроизвольно переключаясь на события недавнего прошлого.

Утиная охота о чемТот самый венок, спровоцировавший приступ рефлексии у основного персонажа

Следует первое воспоминание. Действие разворачивается в кафе «Незабудка», где Зилов с друзьями завсегдатаи. Сейчас он там обедает с Саяпиным и Кушаком, отмечая получение служебной квартиры. Внезапно в кафе входит его любовница Вера (от нее Виктор был бы не прочь избавиться), которую он убеждает сейчас не раскрывать истинный характер их отношений, представляя как свою одноклассницу, но приглашает в компанию.

Когда Дима приносит заказ, Зилов напоминает всем присутствующим: вечером планируется новоселье, будучи вынужденным позвать и Веру. Ее поведение во время застолья Кушак расценивает как «авансы» определенного толка.

Далее содержание пьесы вновь переносится в реальность. В квартире Зилова празднуется новоселье. Его супруга Галина до прихода гостей задумывается о возможности восстановить былой характер отношений с мужем. Приходящие гости приносят подарки, среди которых – охотничье снаряжение и деревянные «подсадные утки». Однако жена с ноткой сарказма отмечает, что для Зилова охота ограничивается сборами и беседами о ней.

После этого следует пять подряд воспоминаний:

Утиная охота о чемКульминационный момент пьесы – несостоявшееся самоубийство Зилова

Главная мысль

Произведение Вампилова – по сути, исповедь главного героя. Читателю быстро становятся очевидны неожиданно (даже для него самого) испытываемые им нравственные страдания, которые он считает до такой степени невыносимыми, что собирается покончить с собой. При этом ему для суицида, как и для того, чтобы кардинально изменить свою жизнь, не достает силы воли и решительности.

Автор подводит читателей к выводу – для осмысленной жизни необходимы духовные ценности, бездуховное существование – это только пустота и порочность. Зилов, совсем недавно испытывавший такие муки совести, что готов был покончить с собой, вскоре, забыв обо всем, собирается с приятелем на утиную охоту.

Пьеса А. Вампилова «Утиная охота» демонстрирует духовную деградацию основного персонажа. Причем она доходит до такой степени, что герой, будучи совершенно неспособным разобраться в себе, придать собственной жизни хоть какой-то смысл решается покончить с собой. Сложная структура произведения не облегчает его восприятия. Ознакомление с кратким содержанием «Утиной охоты» существенно облегчает эту задачу.

Источник

Утиная охота. Человек, привыкший забывать

«Утиная охота» считается одной из самых сложных пьес русской драматургии XX века. В ней видят и отголоски чеховского театра, и несомненное влияние древнерусской житийной литературы, и, в то же время, пронзительную современность, остроту и болезненность высказываний. В изучении творчества Александра Вампилова существует около четырнадцати направлений [1]. Но не об этом пойдет далее наш разговор. Поговорим о двух принципиально различных трактовках пьесы «Утиная охота» – сопоставим фильм «Отпуск в сентябре» (1979 г., режиссер Виталий Мельников) и спектакль Московского Художественного театра им. А.П. Чехова (МХТ) «Утиная охота» (2002 г., режиссер Александр Марин).

Начнем с чтения пьесы, ведь пьеса – не вспомогательный материал для сценической версии, а, прежде всего, литературное произведение, функционирующее по своим законам. Что же необычного в «Утиной охоте», за что цепляется глаз?

Время. Оно в пьесе неоднородно. По сути, действие в «Утиной охоте» основывается на перекличке между прошлым и настоящим: герой восстанавливает в памяти утраченные куски своего прошлого. Зилов словно выпал из бытового времени окружающих. Можно, конечно, объяснить это тяжким похмельем. Однако не будем торопиться: чем дальше мы читаем пьесу, тем больше понимаем, что Зилов и раньше выпадал из времени окружающих. Он один живет «в ожидании». В ожидании начала сезона утиной охоты. Свою жизнь он измеряет тем, сколько осталось дней до этого события. Поведение Зилова определяется этим же («Сам подумай, какая разница: сегодня я гляжу на эти рожи, а завтра я на охоте»). Он так много говорит об утиной охоте, что становится ясно: это не обычное хобби. Это нечто большее, гораздо более важное, чем другие события его повседневной жизни.

Действие начинается в день, которого Зилов так ждал. Но на утиную охоту он не едет. Почему? Есть, конечно, бытовая причина: дождь. Зилов вынужден сидеть дома, расспрашивать по телефону о вчерашнем застолье и постепенно понимать, что никому-то он не нужен. Никто не позвонит, никто не придет. И это действительно страшное открытие. Зилов вообще-то привык забывать – так проще, потому что тогда ответственность за совершенные поступки не висит тяжким камнем на душе. На воспоминания, на мучительную агонию совести его толкает появление мальчика Вити с траурным венком в руках. И Зилов постепенно начинает погружаться в прошлое, которое так хотелось выкинуть из памяти.

В спектакле МХТ «поворотный круг сцены оформлен как детская карусель с мигающими фонарями, состоящая из нескольких «секторов» жизни главного героя — только что полученной квартиры (с нелепой карусельной лошадкой в качестве вешалки), рабочего кабинета НИИ и кафе «Незабудка». Купол карусели венчают скрещенные рыболовные снасти и муляж рыбы с подмигивающим электрической лампочкой глазом. Чуть позже рядом с рыбой окажется выводок утиных чучел». [2] Для чего это нужно? Кружение сцены отражает стремительный бег героя по жизни – вперед, с азартом, к будущему, которое желанно и уже превратилось в мираж (Зилов даже начинает сомневаться, попадет ли он когда-нибудь на утиную охоту [3]). А по сути, перед нами – бег по кругу. Зилов в исполнении Константина Хабенского – это человек, бегущий от обыденности, от повседневной жизни, от окружающих, которые своей подлостью, изворотливостью, подхалимажем переплюнут любой бесчестный поступок Зилова. Герой бежит от пошлой обыденности и попадает снова в плен обыденности, потому что побег осуществляется не тем путем. Зилов спокойно нарушает нравственные законы – обманывает, пользуется людьми, а такой путь к нравственной свободе не ведет. Скорее наоборот – на героя неизбежно наваливается груз воспоминаний, совесть начинает терзать. В этом его отличие от Саяпина, Валерии, Кушака, Димы. В спектакле они, в конечном счете, начинают вызывать омерзение: их не мучает совесть, и своей подлости они просто не чувствуют. Они готовы подстроиться к кому угодно, если «кто угодно» может похлопотать о квартире или заплатить щедрые чаевые. Зилов же ни к кому подстраиваться не намерен. Подобное поведение окружающих поражает его: вспомним момент в спектакле, когда Валерия приходит к Саяпину на работу и слышит гневную отповедь Кушака по поводу статьи о несуществующем фарфоровом заводе. Зилов уже готов принять все на себя, он понимает, что Саяпин не станет его выручать – и все-таки надеется, что Саяпин не сдаст. Надежды не оправдываются, и, когда слова об увольнении уже грозно повисают в воздухе, появляется Валерия, которая гениально разруливает ситуацию в свою пользу. Она беззастенчиво строит глазки Кушаку, ловко вплетает в разговор интонацию намека. И хотя Кушак на словах постоянно сомневается, прилично ли он поступает, на самом деле (в постановке МХТ) ведет себя как человек, приличиями не стесненный. И обвинение Зилова: «А я вам скажу, зачем вы сюда пришли. Вам нужна девочка – вот зачем вы сюда пожаловали» не выглядит простой грубостью пьяницы.

Весьма показателен для спектакля момент «в красном свете», когда в сознании Зилова окружающие предстают такими, какими они есть. Интересно посмотреть, как этот момент выглядит в пьесе и каким он предстает в спектакле. В этой сцене последовательно появляются все персонажи пьесы и говорят о том, как они воспринимают Зилова. Этот эпизод повторяется в пьесе дважды: сначала в гротескном виде, потом – реалистично. Зилов словно движется от непонимания окружающих к восприятию их по-настоящему, такими, какие они есть. Важна здесь ремарка Вампилова: «Теперь эта сцена с начала до конца должна сопровождаться траурной музыкой. Поведение лиц и разговоры, снова возникшие в воображении Зилова, на этот раз должны выглядеть без шутовства и преувеличений, как в его воспоминаниях, то есть так, как если бы все это случилось на самом деле». Кончились развлечения. Наступило время реальности. В спектакле же этот момент не лишен гротескности, а то, что сцена освещена кроваво-красным светом, выводит происходящее в ранг над-реальности. Здесь проявляется сущность людей, окружающих Зилова: Кушак откровенно заигрывает с Ириной, официант делает ей странные намеки, Кузаков с трагически-нелепым пафосом восклицает: «Если разобраться, жизнь в сущности проиграна!»

И постепенное осознание своей низости и низости других повергает Зилова в отчаяние. Кстати, особая организация сценического пространства (в середине сцены находится платформа, оформленная как карусель) позволяет показать тот надлом, который происходит в душе Зилова. Зилов крутит карусель вперед и вперед, бежит по сцене, трясясь и надрываясь: это Зилов из настоящего дня, дрожащий, замерзающий, задыхающийся от одиночества. Когда Зилов поднимается на платформу – это другой Зилов: бодрый, уверенный в своем обаянии, в везении, Зилов из прошлого, привыкший забывать.

Окружение затягивает Зилова, не дает ему вырваться из власти обыденности. Обратим внимание на темп спектакля: темп многих сцен очень быстрый, и может показаться, что темп задает Зилов, что он дирижер происходящего. То, что Зилов примеряет на себя роль дирижера (как и другие роли) – это несомненно. Зилов в исполнении Хабенского – это человек-актер, мгновенно меняющий маски, любящий маскарад (отсюда и его полукомические манипуляции с траурным венком), способный выкрутиться из любой ситуации. Но верно и другое: окружение Зилова тоже диктует ему особый темп, при котором задуматься, остановиться, отдышаться невозможно. В самом начале спектакля из воспоминаний Зилова возникает Вера, увлекающая героя вперед, в конце спектакля Зилова преследуют по кружащейся сцене его горе-друзья… На новоселье Зилов не участвует в общих танцах, зато выстукивает ритм пальцами на столе, как будто диктуя темп другим. Он увлекает Ирину в быстрый танец при первом же знакомстве с ней, и она, задыхаясь, следует за ним. Позже Зилов танцует с ней пародию на танго, во время которой Ирина несколько раз падает…

Мотив птицы-жертвы и Зилова как охотника-губителя явственно звучит в спектакле МХТ. Поцелуй Зилова и Ирины сопровождается выстрелом из ружья, а в другой сцене Зилов машет руками Ирины как крыльями. Зилов губит чистоту и невинность, потому что… а почему? Потому что не умеет жить иначе? Потому что верит: порядочных людей не существует? Чтобы была потом возможность сказать: «Она такая же дрянь, точно такая же. А нет, так будет дрянью. У нее еще все впереди»? Получается, что Зилов – безжалостный охотник, а его жертвы – в первую очередь, жена и Ирина.

Не все так просто. Теперь настало время вспомнить важную деталь: Зилов, хотя и говорит постоянно об утиной охоте, ни разу не смог выстрелить без промаха. А почему? Быть может, слишком много пьёт, оттого руки и трясутся? [4] В спектакле сделан акцент на эпизоде, когда Зилов обсуждает охоту с Димой-официантом: притушен свет, герои говорят тихо, как будто они перенеслись из скучного кафе «Незабудка» в пространство охоты, в лодку на туманной реке. И вот тут Зилов, рассуждая о стрельбе по уткам, произносит слова, которые разрушают образ бессердечного попирателя нравственных ценностей: «Но они не на картинке. Они-то все-таки живые». На что официант Дима с холодящим сердце равнодушием отвечает: «Живые они для того, кто мажет. А кто попадает, для того они уже мертвые (…) будешь мазать до тех пор, пока не успокоишься». Ясно, что речь идет не только и не столько об утках, и поведение героя на охоте – это его поведение в жизни вообще. Зилов (при всех его недостатках!) – человек, способный на сопереживание. Он постоянно меняет маски, но в каждую минуту он честен, т.е. верен выбранной им маске. Сопереживание не доступно ни Диме, ни Саяпину, ни Валерии: Дима не мешает попытке Зилова застрелиться, Саяпин спокойно сваливает на Зилова всю вину за статью, Валерия слишком прагматична, чтобы заметить страдания чьей-либо души… Никто, кроме Зилова, не замечает несовершенства мира, приземленности образа жизни, которым они живут. Показательны здесь слова Кузакова: « Чего тебе не хватает? Молодой, здоровый, работа у тебя есть, квартира, женщины тебя любят. Живи да радуйся. Чего тебе еще надо?» Формула счастья от окружения Зилова: здоровье, работа, квартира, хорошие отношения с противоположным полом.

Из общей картины выпадают только жена Зилова и Ирина, которые если и охотятся, то только за Зиловым (хотя они скорее жертвы, нежели охотники). Ирина выступает неким двойником Галины (в сцене, когда Галина запирает Зилова, Ирина даже появляется в таком же платье, как и Галина). Ирина – это прошлое Галины, это Галина в молодости, до замужества. Они чисты, способны на самоотверженную любовь, они доверяют людям. Зилов – нет («Я вам не верю, слышите?»). Может, в недоверии Зилова к людям и кроется причина той нравственной катастрофы, которая его постигает? Сталкиваясь с подлостью, он делает вывод, что подлы все люди, все хотят заполучить место под солнцем. Девушка, которая любит – «такая же дрянь, точно такая же». Жизнь всех превращает в подлецов.

Но если Саяпин, Валерия, Дима и другие переживают превращение относительно спокойно, то душа Зилова протестует. Зилов в исполнении Хабенского абсолютно искренно кричит: «Перестаньте. Кого вы тут обманываете? И для чего? Ради приличия? Так вот, плевать я хотел на ваши приличия». И это совсем не банальное пьяное дебоширство. Это обличение мира, потонувшего во лжи.

А теперь обратимся к фильму «Отпуск в сентябре», снятому по мотивам пьесы «Утиная охота» в 1979 году. Главную роль исполнил легендарный Олег Даль. В фильме мы сталкиваемся с совершенно иной трактовкой не только образа главного героя, но и конфликта в целом.

Зилов в исполнении Олега Даля соответствует определению, данному Кузаковым: «мелкий шкодник». «Масочность» Зилова, его актерская натура сглажены, почти незаметны. Он просто живет, как живет – с пустотой в душе и притворным смехом на устах. Окружающие лучше Зилова – не без недостатков, но и не подлецы. Они нравственных границ не переступают. Саяпин – легкомысленный дурак, Валерия замотана жизненными неурядицами, Вера ведет себя не как приличная девушка. В целом это обычные люди. Кроме официанта. Но о нем – позже.

Зилов жесток. Очень ярко это раскрывается на вечере в кафе «Незабудка» перед охотой, на который Зилов приглашает всех своих «друзей» и устраивает скандал. В фильме Зилов произносит несколько фраз, которых в пьесе нет. А они очень важны. Оскорбляя собравшихся, Зилов пьет сначала за первый выстрел, потом за второй, с явным удовольствием наблюдая за реакцией. После первого «выстрела» уходит Кушак, после второго – Кузаков и Вера. Зилов – безжалостный охотник, а его жертвы – люди, которые когда-то (не без его помощи) ошиблись. Кушаку стыдно за свое поведение на новоселье, Вера пытается начать новую жизнь – и именно это вызывает у Зилова ярость. Зилов в исполнении Даля – не протестующий заблудившийся человек, а искуситель, сбивающий других с пути истинного. Он тащит их в болото, из которого сам выбраться не в состоянии. Поэтому когда Зилов видит, что другие способны измениться, возвыситься, раскаяться и идти вперед, он испытывает раздражение и злость. Он им попросту не верит, так как сам предпочитает забывать о своих дурных поступках.

Зилов лишается каких-либо привлекательных черт. Ирина не преклоняется перед ним (как в спектакле МХТ), а хочет перевоспитать, как говорит сам герой. Зилов не способен вызвать трепет, которого пытается добиться, когда узнает, что Галина уходит от него. Он кричит, мечется по комнате в припадке ярости, осыпает Галину оскорблениями – но уже не имеет над ней власти. Она слишком хорошо поняла, какой Зилов на самом деле. Галине больно, она унижена, но не напугана. Ее уход решен, ничто не остановит. В спектакле МХТ мы видим другое: Зилов успешно надевает маску обличителя и своим поведением пугает Галину до полусмерти – и Галина почти панически бежит, спасаясь от близкого человека, ставшего вдруг таким страшным и отталкивающим.

Кульминационный момент – попытка застрелиться – понят двумя режиссерами (и соответственно актерами) по-разному. Самоубийство для Зилова в исполнении Хабенского – это высшая точка отчаяния. Потому и поза выбрана такая неудобная – на шатающейся кровати, похожей на деревянного коня-качалку. У героя нет сил жить, и он готов проститься с жизнью в любой позе, даже такой неудобной и нелепой. Он почти что бьется в агонии, записку написать толком не может. Всё призрачно, все уходят от Зилова (в воспоминании Зилов держит Галину на коленях, в реальности – траурный венок). Герой понимает, что утиная охота, такая желанная, уже не спасет его. Рядом будет Дима, пожалуй, самый жестокий и холодный из всех.

Самоубийство нелепо (как в спектакле, так и в фильме): мир не приемлет трагедии, мир превращает трагедию в фарс. Нелепость усиливают, в частности, слова Саяпина про рассыхающиеся полы, которые он произносит (так в ремарке) «простодушно». Он не способен прочувствовать трагедию. И тут появляется Дима-официант, играющий решающую роль в исходе конфликта.

С официантом Димой Зилова связывают несколько иные отношения, чем со всеми остальными. Во-первых, с Димой он ездит на охоту. Мы понимаем, что значит охота для Зилова. Во-вторых, с Димой он никогда не пьет – Дима остается верен своим принципам. Если Зилов – хаос, то официант – это правила и порядок. И совершенно верно отмечает в своей статье К.Рудницкий: «Официант, однако, не только антипод Зилова, но и его двойник: трезвая изнанка его пьяной реальности, холодное зеркало его натуры. Та же самая жестокость, только всегда себя контролирующая. Та же пустота, только невозмутимая. Тот же самый цинизм, только расчетливо владеющий собой. Если есть разница, то она в том, что Зилов, все разрушая, и себя не щадит, а официант Дима себя бережет, лелеет, холит. Он-то, будьте уверены, знает цену деньгам и вещам, у него все в большом порядке – и квартира, и сберкнижка, и нервная система». [5] Чрезвычайно важен для образа Димы момент, когда он бьет Зилова. Особенно ремарка: «Официант оглядывается, потом бьет Зилова в лицо. Зилов падает между стульев. Официант без всякого перерыва начинает убирать со стола». Официант, даже обидевшись на оскорбление, нанесенное Зиловым, бьет, оглянувшись. Он расчетлив до предела: могут ведь уволить за избиение клиента. А так – и на оскорбление ответил, и деловую репутацию сохранил.

И Зилов смирился. В фильме на этом поставлена точка. Мир Зилова затягивает в свою трясину.

Однако Зилов в спектакле МХТ все-таки не до конца потерян. Он, улыбаясь, говорит друзьям, возвращающимся к нему: «Всё, абсолютно спокоен, всё прошло». Точно заверяет их, что больше не выйдет из-под контроля. Отныне он будет обычным, как и они. Но после этого Зилов бежит по сцене-карусели, гаснет свет… Из темноты постепенно выходит Зилов. Один, как и прежде. Дрожащий и растерянный.

Владимир Соловьев в статье «Праведники и грешники А.Вампилова» говорит: «Может быть, все дело в многоточиях, недомолвках, обрывах Александра Вампилова? Может быть, дело в том еще, что драматург пошел по совершенно новому, неизведанному (или забытому?) пути, показывая человеческие драмы, которым нет ближайшего разрешения? Ведь чем драма отличается от трагедии? В драме те же бездны, тот же ужас, только не получающий своего очищающего разрешения. Драма – это трагедия без катарсиса, занавес в ней падает прежде преображения героев: драма безвыходнее трагедии» [6]. Мы расстаемся с Зиловым тогда, когда кажется, что герой окончательно умер в духовном смысле. Так ли это? Что ждет Зилова?

Открытый финал. «Зилов некоторое время стоит неподвижно. Затем медленно опускает вниз правую руку с ружьем. С ружьем в руках идет по комнате. Подходит к постели и бросается на нее ничком. Вздрагивает. Еще раз. Вздрагивает чаще. Плачет он или смеется, понять невозможно, но его тело долго содрогается так, как это бывает при сильном смехе или плаче. Так проходит четверть минуты. Потом он лежит неподвижно. К этому времени дождь за окном прошел, синеет полоска неба, и крыша соседнего дома освещена неярким предвечерним солнцем. Раздается телефонный звонок. Он лежит неподвижно. Долго звонит телефон. Он лежит неподвижно. Звонки прекращаются. Звонки возобновляются. Он лежит не шевелясь. Звонки прекращаются. Он поднимается, и мы видим его спокойное лицо. Плакал он или смеялся – по его лицу мы так и не поймем».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *