Утилизация транспорта в логистике что это
6 важных KPI транспортной логистики, которые стоит отслеживать
Грамотное планирование и постоянный контроль необходимы в логистических операциях – как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Если раньше компании ориентировались только на финансы, то сегодня не менее важную роль играют ключевые показатели эффективности (KPI).
Выбрать нужные индикаторы и отталкиваться от них в работе, впрочем, не так просто. Если набор показателей слишком велик, на вычисление и анализ требуется много времени и сил.
Специалисты по транспортной, складской, закупочной и другим видам логистики пользуются разными показателями эффективности. В этой статье мы расскажем о шести KPI транспортной логистики, которые помогут отследить работу цепи поставок.
Какими бывают KPI транспортной логистики?
Универсальной классификации KPI транспортной логистики нет. Мы делим показатели на сервисные (имеющие отношение к логистическим операциям) и финансовые.
К сервисным KPI относятся:
Совершенный заказ
Мы уже рассказывали про один из ключевых сервисных KPI транспортной логистики – совершенный заказ (perfect order). Кратко пройдемся по основным тезисам.
Заказ считается совершенным, если все логистические операции выполнены без ошибок и в строгом соответствии с условиями договора. Индекс совершенного заказа (perfect order index или POI) рассчитывается в процентах от общего количества заказов.
Обычно индекс рассчитывают, перемножая три показателя:
Своевременность доставки
Заграничные эксперты называют своевременность доставки on-time delivery (OTD). Этот сервисный показатель считается одним из наиболее важных KPI транспортной логистики, так как он напрямую влияет на удовлетворенность клиента.
В расчете OTD есть несколько нюансов. Во-первых, этот KPI транспортной логистики можно рассчитывать на двух разных уровнях: на уровне перевозки или на уровне накладной. Практика крупных сетевых ритейлеров российского рынка сводится к вычислению OTD для каждой накладной.
Второй нюанс: для каждого получателя своевременность доставки рассчитывается индивидуально. Так, прибытием в срок может считаться доставка:
Наконец, третий нюанс: отправитель и получатель могут по-разному определять точное время прибытия. Часть грузополучателей фиксируют время, когда автомобиль прошел КПП, кто-то фиксирует время, когда оператор склада зафиксировал документы из лотка, куда их положил водитель (при этом они могли пролежать там 30-40 минут).
Российское законодательство (а именно «Правила перевозок грузов автомобильным транспортом») требует, чтобы грузополучатель отметил в транспортной накладной фактические дату и время подачи транспортного средства под выгрузку. Временем прибытия считается момент, когда водитель передал документы на автомобиль первому представителю грузополучателя.
Ситуация осложняется, если отправитель и получатель пользуются разными программными решениями для отслеживания груза. Чтобы избежать разногласий, точный момент выдачи груза следует уточнить в договоре перевозки и убедиться, что во всех экземплярах товарно транспортной-накладной он описан верно.
Своевременность доставки рекомендуется держать на уровне не ниже 98% при расчете «день в день» и не ниже 95% при расчете «минута в минуту». В обратном случае нужно оптимизировать процессы, чтобы улучшить этот KPI.
Своевременность возврата документов
Один из основных документов в грузоперевозках – товарно-транспортная накладная (ТТН). Несмотря на то, что формально ее упразднили, многие компании пользуются ею либо для удобства, либо из-за специфики рынка (например, производители алкоголя).
Чаще всего ТТН заверяют оригинальными печатями и выписывают в четырех экземплярах:
Законодательство РФ не ограничивает участников цепей поставок в использовании электронного документооборота. Многие компании уже обмениваются электронными версиями различных актов, счетов-фактур, УПД и других. Проблемой остается только работа с транспортной накладной (ТрН), но этот вопрос прорабатывается на законодательном уровне. Подпись водителя в электронном документе предлагается подтверждать в СМС-сообщении на его номер с просьбой подтвердить согласие с документом.
Важность этого KPI очевидна: при перевозках на большие расстояния нужно много времени, чтобы вернуть документы отправителю. Если по пути следования водитель принимает следующий заказ, расчет между транспортной компанией и поставщиком может заметно затянуться.
Средняя стоимость поставляемой единицы продукции
Эффективность любого процесса в конечном итоге измеряется в деньгах, а одна из главных задач отдела логистики – оптимизировать расходы. Так как объем грузов различается от перевозки к перевозке, затраты принято вычислять в расчете на одну паллету, коробку или штуку доставляемого товара.
Затраты на транспортировку чаще всего состоят из:
Соотношение расходов на перевозку и продаж
Этот плановый KPI транспортной логистики помогает наиболее наглядно отследить финансовую выгоду от логистики. Вычисляется в процентах: затраты на перевозку нужно разделить на продажи.
Доля логистики в стоимости продаваемого товара очень сильно зависит от типа бизнеса и от маржинальности продаваемых товаров. Согласно исследованию компании Establish, затраты на транспортировку занимают лидирующее место среди логистических издержек. В частности, среднестатистическая американская компания тратит на перевозки 4,6% от продаж, тогда как на содержание запасов и складирование приходится по 2%, а на клиентский сервис и администрирование – около 0,4% и 0,2% соответственно.
Показатель помогает отслеживать эффективность логистики в динамике, когда обе составляющие (расходы на перевозку и продажи) меняются со временем.
Уровень утилизации
Уровень утилизации – это соотношение фактического объема или веса перевозимого груза к общей вместимости транспортного средства. При расчете учитывается объем и грузоподъемность транспортного средства или объемный вес (или плотность) груза. Чтобы вычислить последний показатель, нужно разделить объем груза на делитель, который каждый перевозчик определяет индивидуально (обычно он составляет 5000).
Уровень утилизации вычисляют в процентах от оптимальной загрузки. Приведем пример. Допустим, в машину на 82 кубометра загрузили 60 кубометров. Грузоподъемность автомобиля – 20 тонн, а загрузили 18. Соответственно, уровень утилизации составит 66%.
Достичь уровня утилизации в 100% практически невозможно. В частности:
Как отслеживать KPI транспортной логистики?
Чтобы грамотно рассчитывать KPI транспортной логистики, в первую очередь нужно следить за корректностью исходных данных. Очень важно иметь возможность оперативно собирать информацию без затруднений.
Многие специалисты до сих пор рассчитывают KPI в таблицах, а некоторые – и вовсе вручную. Однако современные системы управления перевозками (TMS) позволяют автоматизировать все расчеты и хранить их в облаке. Например, Artlogic – перейдите по ссылке, чтобы ознакомиться с функционалом.
Подпишитесь на обновления нашего блога, чтобы первыми получать на почту полезные материалы о современной логистике.
ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ KPI ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЛОГИСТИКИ ОТ А ДО Я
ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ KPI ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЛОГИСТИКИ ОТ А ДО Я
ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ KPI ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЛОГИСТИКИ ОТ А ДО Я
Прежде чем внедрить систему KPI, необходимо спланировать бизнес-процессы, чтобы избежать конфликтов между подразделениями, тем более что при складывании отдельных KPI в процессе, состоящем из подпроцессов, принцип «2 + 2 = 4» не соблюдается. «Когда процессы не совсем организованы, перекрещиваются, когда харизма и эмоции в управлении доминируют – это не лучший этап начинать построение KPI», – говорит эксперт Евгений ПАНАСЕНКО, экс-руководитель Центрального Распределительного Центра METRO GROUP (Россия), который был признан одним из лучших практиков логистики. Поэтому прежде, чем выйти на систему KPI, необходимо проделать достаточно большую работу по бизнес-планированию.
ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ KPI ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЛОГИСТИКИ ОТ А ДО Я
KPI должны быть внедрены во всех компаниях, которые переросли этап «малого бизнеса». Это – приборная доска, без которой управлять системой невозможно.
Этапы бизнес-планирования перед внедрением KPI
1. Определение основных процессов и подпроцессов, а также ответственных за них и исполнителей.
2. Определение ресурса на каждый процесс.
3. Определение IТ-обеспечения каждого процесса.
4. Определение взаимодействия между процессами.
5. Разделение функций исполнителя и контролинга над процессом (результат получается не совсем корректный, когда эти роли совмещены).
После выполнения этих процедур можно во главу каждого процесса начинать устанавливать KPI.
Условия формирования KPI
Организационная структура департамента логистики (по процессам)
Более детальнее информация подана в таблицах 1–4, где эксперт приводит наименования показателей эффективности и примеры методики их расчетов по трем основным группам – качеству, эффективности процессов, издержке.
Ключевые показатели эффективности управления ЗАПАСАМИ
Доля отказов по ассортиментным группам
Количество календарных дней при отсутствии товара по утвержденной группе / общее количество дней за данный период по утвержденной группе
Группа «Эффективность процессов»
Оборот товарного запаса
Кол-во дней в периоде. Среднее количество штук товара на складах / кол-во отгруженного товара
Доля сверх запасов от общего количества товаров
Количество товаров сверх запаса / общее количество товара на складах ГК
Выполнение плана закупок
Количество поставленного товара, шт. (факт) / количество товара по плану закупок, шт. (план)
Доля стоимости страхового запаса от общей стоимости товаров
Средняя стоимость страхового запаса / общая стоимость среднего ТЗ
Доля сверх запасов от общей стоимости ТЗ
Количество товаров сверх запаса / общее количество товара на складах ГК
Удельные затраты на один заказ
Затраты по отделу управления запасами / количество заказов за период
Ключевые показатели эффективности управления ПОСТАВКАМИ
Среднее отклонение от графика поставок
Общее количество дней отклонения от плановой даты поставок / количество поставок
Группа «Эффективность процессов»
Средняя продолжительность цикла доставки
Общая продолжительность доставки по всем поставкам за период / количество поставок
Средняя продолжительность цикла таможенного оформления
Общая продолжительность таможенного оформления грузов за период / количество поставок за период
Удельные затраты на доставку заказов
Затраты на доставку заказов / стоимость доставленных заказов
Ключевые показатели эффективности управления СКЛАДОМ
Доля выполненных заказов
Доля выполненных заказов без рекламаций по причине склада
Норматив на обработку рекламаций по товару
Среднее установленное время на отработку рекламаций по качеству складских операций
Группа «Эффективность процессов»
Производительность труда персонала склада
Среднее количество единиц товара, отгруженного складом, за единицу рабочего времени в отчетном периоде
Норматив на приемку товара
Среднее количество времени, затраченного на приемку нормативного количества товара
Себестоимость складских операций
Средняя себестоимость обработки единицы товара (по отгрузке)
Ключевые показатели эффективности управления ДОСТАВКОЙ
Пунктуальность (выполнение регламента доставки)
Количество заказов, доставленных клиенту в пределах установленных временных окон / общее количество доставленных заказов
Группа «Эффективность процессов»
Коэффициент наполнения транспорта
Среднее количество паллет, загруженных в транспортную единицу
Коэффициент использования собственного транспорта
Доля заказов, доставленных собственным транспортом от общего количества доставленных заказов
Средний цикл доставки
Среднее количество времени на доставку одного заказа
Средняя себестоимость доставки одной единицы товара
KPI управления Департаментом логистики
При создании и расчете KPI всего департамента логистики важно, чтобы каждый из этих показателей соответствовал тому менеджеру, который за него реально отвечает (таблица 5).
Ключевые показатели эффективности управления Департаментом логистики
Доля выполненного заказа
Количество заказов, выполненных без каких-либо претензий к подразделениям ДЛ / общее количество заказов клиентов
Группа «Эффективность процессов»
Полный логистический цикл
Цикл подготовки поставки + цикл поставки + оборот товарного запаса + цикл доставки заказа
Удельная себестоимость логистического цикла
Средняя себестоимость логистических операций / количество единиц отгруженного товара за период
Подытоживая разбор примеров KPI, эксперт отметил: «Показатели – это одна из самых простых задач. Дальше начинается реальная жизнь: их необходимо исполнять. Для того чтобы обеспечить реальное управление приведенными выше показателями, вам необходимо наладить очень четкое информационное обеспечение».
Информационное обеспечение директора логистики
1. Мониторинг исполнения графика поставок позволяет Вам видеть процесс физического движения товара и степень его соответствия графику. Момент получения товара на складе означает окончание ответственности отдела доставки по данной поставке.
Одним из главных показателей эффективности работы руководителя логистики есть снижение отклонений от графика. Также важно, кто вносит информацию, а кто мониторит ее внесение, ведь они должны беспрерывно проверять друг друга на предмет адекватности и правильности ее внесения.
2. Мониторинг выполнения плана поставок предназначен для контроля выполнения плана поставок по каждому наименованию товара. Чтоб реализовать этот мониторинг, в компании должна быть разработана методика расчета себестоимости, чтобы в каждой точке цепи видеть ее движение. Когда вы отнимите текущую себестоимость от маржинальной (цены прайсовой), то увидите маржинальную стоимость товара в текущий момент, в том числе в момент хранения на складе. Также сможете видеть, когда товар дешевле выбросить, чем продолжать хранить его на складе, поскольку на него уже накопились определенные издержки.
3. Отчет о себестоимости товарного запаса – сводный отчет для мониторинга управленческой себестоимости каждой товарной позиции по мере ее движения по реперным точкам цепочки поставок. Итоговый показатель – текущая расчетная маржинальная прибыль товарного запаса (ТЗ), которая показывает потенциал всего товара на всех складах компании с точки зрения получения оперативной (маржинальной) прибыли.
4. Отчет о себестоимости отгруженного товара.
5. Отчет о состоянии товарных запасов. Важнейший управленческий показатель логистики – оборот товарного запаса. Как правило, неликвидный товар предлагают мониторить именно логистам, поскольку продажникам «очень не хочется» заниматься неликвидом.
6. Анализ качества планирования поставок и продаж. Сопоставляется исполнение двух планов (поставок и продаж), что позволяет видеть согласованность действий начального и конечного звеньев цепочек поставок – подразделений закупок и продаж.
7. Анализ экономической эффективности продаж. Сопоставление параметров отгруженного товара в штуках, в гривнах по выручке и в гривнах по маржинальной (операционной) прибыли.
В заключение Евгений ПАНАСЕНКО отметил, что при организации информационного обеспечения департамента логистики, особое внимание следует уделять регламенту актуализации и адекватности вносимой информации.
Как оценить KPI транспортной логистики
Развивать бизнес невозможно без мониторинга ключевых показателей эффективности. KPI транспортной логистики дает возможность оптимизировать затраты и повысить лояльность клиентов.
Показатели для оценки KPI
Количество совершенных заказов
Совершенный заказ — тот, в котором все необходимые логистические действия выполнены до конца и без ошибок. Общее количество заказов будет, скорее всего, намного больше. У каких-то заказов будут проблемы при доставке, какие-то задержатся по независящим причинам, а от чего-то могут отказаться сами заказчики, но в статистику эти сделки всё равно попадут. Характеристики успешно совершенного заказа:
Для вычисления соотношения совершенных заказов общее число сделок делится на 100 (чтобы вычислить процент) и умножается на количество успешно проведенных перевозок. Показатель помогает обратить внимание на повторяющиеся проблемы при транспортировке, устранить их, увеличивая процент успешно завершенных заказов. Это напрямую влияет на лояльность ваших клиентов и их повторное обращение.
Своевременность доставки
Один из самых важных показателей успешности доставки. Именно по скорости перевозок заказчик составляет мнение о качестве той или иной логистической компании или своего логистического отдела. Есть нюансы:
Проще, когда грузоперевозчик и клиент учитывают одни и те же признаки успешной и своевременной доставки.
Своевременность оформления документов
Транспортная накладная — один из самых важных документов в логистике. Она нужна не только для формальной отчетности, но и для удобства ведения сделки. Копии накладной должны получить все участники сделки (отправитель, получатель, грузоперевозчик, транспортная компания), поэтому выдача всех экземпляров может задержаться. Для завершения сделки каждая сторона должна получить на руки свой документ. Электронный документооборот и возможность отправлять документы по сети существенно помогли повысить этот показатель. В случае использования бумажных копий возврат документов отправителю может затянуться на неопределённый срок.
Соотношение расходов и прибыли
Цель любого бизнеса — заработок и получение дохода. Выгода от работы грузоперевозок нагляднее всего видна именно при изучении этого KPI. Вычисляется он просто: все затраты на логистику делят на уровень дохода от заказов. По такому принципу можно вычислить, где «проседает» доход компании. Для этого нужно использовать расходы каждого конкретного отдела. По статистике больше всего затрат приходится именно на транспортировку, в то время как хранение, работа с клиентами и обслуживание несут в 2-5 раз меньше расходов. В этой статье писали, как сократить затраты на логистику с помощью аутсорсинга.
Уровень утилизации
Отслеживание KPI
Для отслеживания показателей эффективности транспортной логистики нужно внимательно относиться к сбору данных, так как при неверной информации вычисления не имеют смысла. Вовлечённые в работу сотрудники и подрядчики должны четко и вовремя поставлять необходимые данные: сроки, цены, информацию об участниках сделки и самом грузе. При необходимости руководство может подобрать другие показатели KPI, которые, на его взгляд, важны для отслеживания конкретной компании. В небольших компаниях KPI можно посчитать в офисных программах. Для крупных организаций с большим количеством вовлеченных в работу людей существует целый ряд программ, облегчающих ведение подсчета. В случае использования электронных версий документов это становится еще проще и быстрее.
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УТИЛИЗАЦИИ И ПЕРЕРАБОТКЕ ОТХОДОВ
Процесс организации обратной логистической цепи должен рассматриваться, прежде всего, с учетом типов ресурсов, которые должны быть подвержены утилизации, видов утилизации и этапов переработки отходов. Стоит выделить несколько типов отходов:
1) металлические (стружка, опилки);
2) полимеры, стекло, текстильные материалы;
3) жидкие и твёрдые отходы (щёлочь, нефтепродукты, лом);
4) органические, неорганические отходы (сельскохозяйственной продукции минеральное сырье);
6) газообразные (различные газы);
8) оборотные отходы.
Материальные ресурсы делят на чёрные и цветные металлы, древесину, бумагу и картон, текстильные материалы, амортизационный лом который образуется в результате физического и морального износа различных устройств. Существует несколько видов утилизации:
Процесс утилизации отходов делят на несколько этапов:
1) заготовка вторичных ресурсов;
2) сортирование, упаковка, складирование;
3) временное хранение на специальных складах;
4) вторичная переработка.
На завершающем этапе происходит транспортировка отходов к местам, где осуществляются процессы переработки. Так же в зависимости от места образования отходов логистические цепи делят на 2 вида: многозвенные и простые. Многозвенные микрологистические цепи формируются на крупных предприятиях (машиностроительных, химических комбинатах) выпускающих сложную продукцию. Обратная микрологистическая цепь в сфере услуг представляет собой более упрощённую схему:
1) распаковка продукции в зоне приёма товара, сбор крупногабаритной упаковки, упаковочных материалов и их доставка в зону хранения и отправки;
2) сбор упаковки и материалов для упаковки в зоне торговли, доставка на склад, отправка;
3) временное хранение упаковки и материалов для упаковки, транспортировка отходов в пункты переработки.
В заключение следует отметить, что рассмотренные процессы утилизации и переработки отходов отражают лишь часть существующих в данной области проблем. Масштабы экологических проектов достаточно широки, и везде присутствует логистика, так как логистика это, прежде всего, рациональное использование ресурсов, к чему и стремится наука экология. С точки зрения охраны окружающей среды, логистика охватывает весь «жизненный цикл» продукта, в частности возможность рекуперации, необходимость утилизации отходов различными способами, выбор наиболее экологичных транспортных средств и т.п.
Логистика касается не только экономических проблем предприятий, но и вопросов, связанных с необходимостью учета проблем общества и охраны окружающей среды. Поэтому решать проблему управления отходами можно с помощью экологической логистики, и ее направления – рециклирования, т.е. повторного использования отходов.
1) Под ред. Б. А. Аникина, Т. А. Родкиной. Логистика. — 2-е. — Москва: Проспект, 2014.
2) Проценко О. Д. Логистика // Большая российская энциклопедия : в 30 т. / председатель науч.-ред. Совета Ю. С. Осипов; отв. ред. С. Л. Кравец. Т. 17. — М : Большая российская энциклопедия, 2015.
6 важных KPI транспортной логистики, которые стоит отслеживать
Грамотное планирование и постоянный контроль необходимы в логистических операциях – как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Если раньше компании ориентировались только на финансы, то сегодня не менее важную роль играют ключевые показатели эффективности (KPI).
Оглавление
Грамотное планирование и постоянный контроль необходимы в логистических операциях – как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Если раньше компании ориентировались только на финансы, то сегодня не менее важную роль играют ключевые показатели эффективности (KPI).
Выбрать нужные индикаторы и отталкиваться от них в работе, впрочем, не так просто. Если набор показателей слишком велик, на вычисление и анализ требуется много времени и сил.
Специалисты по транспортной, складской, закупочной и другим видам логистики пользуются разными показателями эффективности. В этой статье мы расскажем о шести KPI транспортной логистики, которые помогут отследить работу цепи поставок.
Какими бывают KPI транспортной логистики?
Универсальной классификации KPI транспортной логистики нет. Мы делим показатели на сервисные (имеющие отношение к логистическим операциям) и финансовые.
К сервисным KPI относятся:
Рассмотрим каждый из них более подробно.
Совершенный заказ
Мы уже рассказывали про один из ключевых сервисных KPI транспортной логистики – совершенный заказ (perfect order). Кратко пройдемся по основным тезисам.
Заказ считается совершенным, если все логистические операции выполнены без ошибок и в строгом соответствии с условиями договора. Индекс совершенного заказа (perfect order index или POI) рассчитывается в процентах от общего количества заказов.
Обычно индекс рассчитывают, перемножая три показателя:
К примеру, если из 1000 заказов 64 прибыли с опозданием, 67 – в неполной комплектации, а 18 – с некорректно составленными документами, то совершенный заказ составит 85,8%.
Если линия Ганна направлена вверх, то имеем растущую тенденцию. Если цена располагается ниже линии Ганна, это означает, что рынок нисходящий, и нужно размещать позиции на продажу. И наоборот. В местах, где цена пробивает линию Ганна, можно ожидать смену рыночного тренда.
Своевременность доставки
Заграничные эксперты называют своевременность доставки on-time delivery (OTD). Этот сервисный показатель считается одним из наиболее важных KPI транспортной логистики, так как он напрямую влияет на удовлетворенность клиента.
В расчете OTD есть несколько нюансов. Во-первых, этот KPI транспортной логистики можно рассчитывать на двух разных уровнях: на уровне перевозки или на уровне накладной. Практика крупных сетевых ритейлеров российского рынка сводится к вычислению OTD для каждой накладной.
Второй нюанс: для каждого получателя своевременность доставки рассчитывается индивидуально. Так, прибытием в срок может считаться доставка:
На рынке есть крупные сетевые ритейлеры, которые настаивают на практике, где прибытие на выгрузку раньше времени засчитывается как несвоевременное прибытие. Так компании стараются избавиться от очередей из фур на подъезде к распределительным центрам.
Наконец, третий нюанс: отправитель и получатель могут по-разному определять точное время прибытия. Часть грузополучателей фиксируют время, когда автомобиль прошел КПП, кто-то фиксирует время, когда оператор склада зафиксировал документы из лотка, куда их положил водитель (при этом они могли пролежать там 30-40 минут).
Российское законодательство (а именно «Правила перевозок грузов автомобильным транспортом») требует, чтобы грузополучатель отметил в транспортной накладной фактические дату и время подачи транспортного средства под выгрузку. Временем прибытия считается момент, когда водитель передал документы на автомобиль первому представителю грузополучателя.
Ситуация осложняется, если отправитель и получатель пользуются разными программными решениями для отслеживания груза. Чтобы избежать разногласий, точный момент выдачи груза следует уточнить в договоре перевозки и убедиться, что во всех экземплярах товарно транспортной-накладной он описан верно.
Своевременность доставки рекомендуется держать на уровне не ниже 98% при расчете «день в день» и не ниже 95% при расчете «минута в минуту». В обратном случае нужно оптимизировать процессы, чтобы улучшить этот KPI.