Утилитарный снегоход что это

МотоТехника

Всё о мототехнике и вездеходах

Утилитарный снегоход что это

Как выбрать лучший утилитарный снегоход

Для быстрого перемещения в условиях суровой зимы или дальнего Севера в основном используют снегоходы. Обычно этот вид транспортного средства имеет разные спецификации: горные, спортивные и утилитарные. Рассмотрим подробнее последний тип снегоходов и узнаем, какой из них лучше выбрать.

Особенности утилитарных снегоходов

Утилитарные снегоходы, в отличие от других категорий мототранспорта, обычно используются для транспортировки грузов, рыбалки и других «спокойных» целей. Утилитарные снегоходы еще называют wide track, что в переводе означает «широкая гусеница».

В отличие от спортивных скоростных мотовездеходов, утилитарные модели обладают большей проходимостью, но имеют меньше спортивных характеристик. Также они обычно рассчитаны не на одного, а на два человека. Такие снегоходы более комфортные и приспособлены для езды на большие расстояния, нежели горные, в которых устраняют все не особо нужные детали для облегчения всей конструкции. Утилитарники не такие маневренные за счет большой гусеницы, но по этой же причине не так вязнут в рыхлом глубоком снегу.

Если говорить о скорости, утилитарные снегоходы способны развивать ее более 100 км/ч. Благодаря мощному двигателю, один вездеход способен перевозить 100 и более килограммов на санях-волокушах. Добавив к этому вес водителя и пассажира, увидим реальные его возможности. За способность транспортировать объемные грузы утилитарники в цене у охотников и рыбаков. На санях-волокушах легко можно увезти, например, тушу дикого кабана. Однако чтобы заправлять мощный двигатель, понадобится тратить немалые суммы денег. На 100 км снегоход расходует в среднем около 40 л 92-го бензина. Не трудно подсчитать, сколько будет стоить обслуживание такого снегохода.

Утилитарные мотовездеходы снабжаются многорычажной или телескопической подвеской, в зависимости от назначения техники. Выбор подвески влияет на управляемость и проходимость снегохода – выбирать обычно приходится между двумя этими параметрами. Так, транспортное средство с многрычажной подвеской управляется легче, но легко может зацепиться за какой-нибудь куст или корягу в лесу. Этот тип подвесок однозначно не подходит для охоты. Плюс телескопической подвески в том, что она делает снегоход более проходимым, но управлять им тогда труднее.

Как выбирать утилитарный снегоход

Какой утилитарный снегоход лучше выбрать? Среди ведущих брендов можно перечислить Yamaha, Arctic Cat, Polaris, «Буран», «Рысь», «Тайга» и пр. Если вы новичок и решили приобрести свой первый снегоход, то модели ведущих брендов окажутся как нельзя кстати.

Более долговечными и качественными являются, конечно, более дорогие виды снегоходов отечественного или импортного производства. Среди вышеперечисленных по надежности хочется отметить наш «Буран» и импортные Yamaha. Транспортное средство низкой ценовой категории с китайским двигателем на борту вряд ли прослужит достаточно долго. Да и эксплуатацию такого снегохода никак нельзя назвать комфортной. Вскоре начнутся поломки, необходимость в замене деталей гусеничной ленты, трансмиссии и двигателя.

Предположим, что мы выбираем снегоход для охоты – это одна из самых частых причин покупки снегохода утилитарного типа. Обычно для охоты нужен мощный, проходимый и надежный транспорт. Все эти параметры должны быть совмещены в одной конструкции. Чтобы выбрать снегоход для охоты, лучше обратить внимание на качество мотора и подвески, на которую крепятся лыжи. Что касается мотора, лучше отдать предпочтение моделям с четырехтактным двигателем и наличием вариатора. Если вы остановились на какой-либо модели, узнайте номер его двигателя и посмотрите отзывы в Интернете на эту тему: гладко ли проходит его обкатка? Через сколько понадобится менять поршневые кольца, прокладки и прочие детали? Помните, хороший двигатель – не только мощный, но и надежный.

Если вы собираетесь охотиться на вашем мотовездеходе, то обратите также внимание на наличие достаточного количества комплектующих и опциональных возможностей. Поддерживается ли обогрев руля? Присутствуют ли в комплекте сани-волокуши, оборудован ли снегоход фаркопом и насколько удобно расположен багаж? Что касается последнего, должно быть достаточное количество багажных отделений. Лучше выбрать снегоход с кофрами для размещения инвентаря, чем потом сожалеть об отсутствии таковых.

Выше мы уже говорили, что лучше приобретать снегоходы ведущих брендов. Возможно, у других производителей тоже есть неплохие модели, да и по цене, казалось бы, гораздо дешевле. Но легко ли найти для них запчасти, когда придется ремонтировать или заменять основные узлы снегохода? А если вы не очень разбираетесь в ремонте, сколько квалифицированных СТО берутся за ремонт конкретно вашей модели? Эти вопросы очень важны, так как от этого зависит срок эксплуатации вездехода.

Утилитарные снегоходы российского производства

«Stels Росомаха 800» – это самый дорогой и, несомненно, самый мощный утилитарный снегоход. На борту установлен четырехтактный двухцилиндровый инжекторный двигатель, имеющий жидкостное охлаждение, объем 800 куб. см. и мощность 60 л. с. Для большей проходимости вместо обычной гусеницы 500 мм установлена 600 мм. Конструкторы Жуковского завода постарались насколько возможно снизить потребление снегоходом топлива, поэтому средний расход на 100 км составил всего лишь 12 л. Если у вас достаточно средств, лучше выбрать этот снегоход, известный своим качеством и надежностью.

Почетное второе место занимает снегоход «Тайга Варяг 550» и его упрощенная модель «Тайга Варяг 500». Как и широко известный «Буран», «Тайга» выпускается «Русской Механикой». «Тайга Варяг 550» имеет на борту двухтактный мощностью 50 л. с. двигателем, объемом 553 куб. см. Снегоход оснащен качественной гидравлической системой торможения, функцией подогрева руля и другими комфортными дополнениями. Стоимость запчастей не самая низкая, но аппарат постоянно технически поддерживается, и за его ремонт возьмутся практически в каждом СТО. В отличие от «Бурана» имеет некоторые недоработки в конструкции – так считают пользователи снегохода.

«Буран СБ-640А» – за многие годы его конструкция претерпела немало изменений, но до сих пор он бесспорно занимает третье место среди отечественных снегоходов. СБ-640А – современная двухместная модель с максимальной мощностью двигателя 34 л. с., позволяющим разогнаться до 55 км/ч. Особенностью снегохода считается его двухгусеничная лента, призванная обеспечить большую устойчивость во время езды. Более того, в отличие от большинства других снегоходов, «Буран» может питаться 76-м и 80-м бензином. Это возможно благодаря малой степени сжатия топлива.

Утилитарные снегоходы зарубежного производства

Arctic Cat Bearcat 5000 XT Limited 2015 стоит недешево. Оборудованный двухцилиндровым четырехтактным двигателем 125 л. с. от Suzuki, снегоход просто создан, чтобы радовать своего владельца. Эту модель нередко выбирают для использования на горнолыжных курортах для транспортировки грузов.

По оценкам пользователей, второе место среди зарубежных снегоходов занял Lynx 49 Ranger 600 ACE 2015. Этот мощный снегоход оснащен двухцилиндровым четырехтактным двигателем Rotax на борту. Благодаря совмещению трех основных параметров, цены, качества и мощности, этот снегоход уже успел полюбиться многим водителям.

На третьем месте Yamaha RS Viking Professional 2014 – надежный снегоход 2014 года выпуска с трехцилиндровым четырехтактным двигателем Genesis 120 мощностью 120 л. с. Yamaha всегда выпускает качественную технику, и этот снегоход не является исключением.

Источник

Снегоходы: какие бывают и как выбрать

Утилитарный снегоход что это

Все знают, что снегоходы – это специальный транспорт для езды по снегу. Кое-кто также слышал, что у них есть лыжи и гусеницы, и на этом все. А ведь снегоходы разделяются на пять совершенно разных типов, о которых мы и расскажем.

Сегодня обзавестись снегоходом — не проблема, были бы деньги. Дилерские центры крупнейших производителей предоставляют на выбор несколько десятков всевозможных моделей. В таком изобилии обыватель может просто запутаться и в итоге купить себе совсем не то, что хотел. Поэтому, прежде чем идти в салон, необходимо определиться с тем, что вы хотите от снегохода.

Для этого владельцу нужно наметить задачи, которые будет выполнять железный конь: охота, рыбалка, семейные поездки на природу и даже гонки. Для каждой нужды используются свои снегоходы, которые подразделяются на пять типов:

Между собой они отличаются размерами, комфортом, количеством посадочных мест, проходимостью и скоростными характеристиками. Самое же главное техническое мерило, определяющее класс, — это размер ведущей гусеницы. Чем она больше, тем меньше вариантов увязнуть в снегу.

Утилитарный снегоход что это

Утилитарные снегоходы или вайдтраки

Наиболее популярный вид техники — «рабочие лошадки». Надежные помощники в быту, они самые выносливые среди своих «коллег» и созданы в первую очередь для выполнения тяжелой работы. Утилитарники способны не только перевозить пассажиров с поклажей, но и тянуть за собой груженые сани. Для этого их оборудовали фаркопом, более тяговитым мотором и даже понижающей передачей. Естественно, для такой машины важным фактором является проходимость, обеспечивать которую призваны наиболее длинные и широкие гусеницы 4000/600 мм.

Эти снегоходы способны без труда везти двух тучных пассажиров и сани весом не более 500 кг. С такими параметрами утилитарники частенько выполняют функцию техничек и приходят на выручку другим снегоходам, которые стали жертвой глубокого снежного плена. Но если владельцу удастся «засадить» сам утилитарник, то здесь придется попотеть, так как вытащить этого мастодонта сможет только его выносливый собрат. Этот тип снегоходов чаще всего выбирают охотники, рыболовы и люди, живущие далеко за пределами города.

Одним из самых популярных среди «утилитов» является снегоход Yamaha VK540 III.

Утилитарный снегоход что это

Туристические снегоходы

Аппараты, созданные в первую очередь для семейных прогулок на природе. Комфортные машины оборудованы всевозможными девайсами, например, подогревом сидения, ручек водителя и даже пассажира. Кроме этого, есть модели с сиденьем для третьего седока. В мире мотоциклов их можно сравнить с Honda Gold Wing. Здесь есть всё, что нужно для дальних поездок: масса отсеков для транспортировки груза, регулируемая подвеска и массивное ветровое стекло. Гусеницы у «туристов» меньше, чем у утилитарников, и в самом глубоком снегу такие снегоходы могут утонуть. Поэтому ареал обитания этих машин ограничен глубоким снегом и крутыми горными подъемами.

Среди этих королей отдыха на природе стоит отметить снегоход Ski-Doo GTX 550F.

Утилитарный снегоход что это

Спортивные снегоходы

Стихия этих машин — ровные и укатанные трассы. Нацеленные на преодоление максимальной скорости, они облегчены в весе. В конструкции использована легкосплавная рама, нет электростартера, заднего хода и имеется только одно сиденье для пилота. Рекордсмены среди снегоходов, они способны развивать порядка 200 км/ч. Короткие и узкие гусеницы позволяют спортивным моделям моментально набирать скорость. До 100 км/ч подобная техника разгоняется как хороший спортбайк — за 3,5 с. Кроме того, за счет узкой гусеницы они обладают самой лучшей маневренностью. Но скорость — единственное преимущество спортивных аппаратов. В лесу такой снегоход увязнет даже в неглубоком снегу. Чаще всего на подобных снегоходах владельцы устраивают гонки на специальных трассах, а экстремалы выписывают умопомрачительные кульбиты.

Весьма неплохим представителем среди этих «зажигалок» выступает снегоход Polaris TURBO IQ.

Утилитарный снегоход что это

Горные снегоходы

Они созданы для реальных покорителей крутых подъемов и глубокого снега. Как и спортивные, они одноместные и проектировались для агрессивной езды. Отличную проходимость «горникам» обеспечивает длинная гусеница (около 4 000 мм) с развитыми зацепами. Кроме этого, в сочетании с хорошей скоростью можно покорить такие высоты, которые самому проходимому утилитарнику будут труднодоступны. К минусам горных снегоходов стоит отнести управляемость. За счет длинной базы активно лавировать на нем приходится посредством энергичных наклонов туловища. Так что в первую очередь пилот такого снегохода должен быть хорошо развит физически.

Полноценным представителем «горников» выступает Arctic Cat M 9000 LTD.

Утилитарный снегоход что это

Детские снегоходы

Эти маломощные аппараты предназначены для детей в возрасте от 9 до 12 лет. Одноместные «малютки» можно сравнить со скутерами, призванными поддержать интерес подрастающего поколения. Чаще всего гусеницы у этих снегоходов ограничиваются 1 750 мм в длину и 255 мм в ширину. Для взрослого эти размеры кажутся игрушечными, однако для детей этого более чем достаточно. Легкого наездника такой «малец» может отвезти не только далеко в лес, но и высоко в горы. Так что для освоения азов управления этот снегоход подходит идеально.

Весьма надежный агрегат среди маленьких снегоходов — Polaris 120 DRAGON.

Утилитарный снегоход что это

Матчасть: ходовая часть

Выбрав тип снегохода, стоит обратить внимание на технические характеристики. Кроме длины и ширины гусеницы, необходимо определиться с типом передней подвески. Классические зарубежные снегоходы имеют конструкцию с двумя передними лыжами и гусеничным приводом сзади. Передняя подвеска бывает телескопической (свечной) или рычажной, как у снегохода Yamaha VK540 III.

Рычажная система более комфортная и позволяет эффективнее управлять снегоходом. С этим механизмом изменить направление движения можно заметно быстрей. Подобный тип подвески более подходит для открытых участков местности и специальных снежных трасс.

Стоит также отметить, что снегоходы эволюционируют не хуже автомобилей. В управление некоторых современных снегоходов производители успешно внедрили электроусилители, например на Yamaha RS Venture GT 2012, что значительно снизило дискомфорт от управления. В основной же массе снегоходы управляются без «помощников» и требуют определенных физических усилий.

Утилитарный снегоход что это

Некоторые российские снегоходы значительно отличаются по конструкции от продукции иностранных производителей. У этих снегоходов спереди не две, а одна лыжа и сзади не одна, а две гусеницы. За счет такого принципиального различия эти машины обладают самой лучшей маневренностью в лесу. Кроме этого, благодаря раздельному ходу двух гусениц такой аппарат устойчивее управляется на трассах с глубокой колеей. Среди недостатков этих снегоходов стоит выделить небольшую скорость и недостаточную управляемость на высоких скоростях. Самым известным среди подобных машин является снегоход «Буран 4Т».

Утилитарный снегоход что это

Матчасть: моторы

При выборе снегохода также нужно познакомиться с моторной линейкой производителя. У снегоходов она богатая и представлена двухтактными агрегатами с воздушным охлаждением и четырехтактными двигателями с водяным. Априори более мощные двухтактные «воздушники» зимой избавлены от «болезни» перегрева. Поэтому их использование для снегоходов считается идеальным компромиссом времени года и типа двигателя. Четырехтактные моторы могут похвастаться увеличенным рабочим ресурсом и лучшими экологическими показателями. Объем двигателей варьируется от 125 до 1 500 «кубиков».

Мощность некоторых моторов свыше 100 л.с. и позволяет развивать скорость до 200 км/ч. Коробка на снегоходах автоматическая — вариаторного типа. Бесступенчатая смена передаточного отношения существенно облегчает вождение и позволяет водителю полностью сконцентрироваться на управлении. Запустили мотор, нажали на рычаг газа и только успевайте рулить. Самые большие снегоходы оборудованы понижающим рядом передачи и задним ходом. За счет заднего хода крупные машины легко разворачиваются в лесу, а наличие «понижайки» позволяет преодолевать глубокий снег и транспортировать тяжелый груз.

Что в итоге?

Если вы собирались покупать снегоход, то со своим первым шагом вы уже наверняка определились. Вам нужно понять свои нужды и выбрать тип снегохода. В следующей публикации мы расскажем о рынке снегоходов: какие марки представлены, каковы цены на новые и подержанные модели и на что стоит обратить внимание при покупке. Оставайтесь на связи!

Источник

Снежные трудяги: что такое утилитарный снегоход?

Утилитарный снегоход что это

Заводя разговор с «тожеснегоходчиками», встретившись где-то в поле или на очередной выставке достижений «внедорожного хозяйства», каждый раз диву даюсь, насколько большинство вроде бы причастных людей туго разбирается в современной снегоходной технике. Чем отличается «утиль» от «туриста», а «горник» от «кроссовера»? Почему Буран до сих пор жив, и почему в снегу до сих пор главенствуют двухтактные двигатели? В первой части этого материала мы разберемся в наиболее массовом сегменте снегоходной техники – утилитарных снегоходах. Мы уже изучали квадроциклетный вопрос, теперь поговорим об основных «породах» утилитарных снегоходов и поймем, для чего они нужны и, главное, для чего они не подходят.

На протяжении очень многих лет снегоход был «просто» снегоходом – аппаратом для передвижения по снегу. Однако с развитием технологий и, главное, маркетинга снегоходное «царство» начало дробиться на классы, подклассы и разновидности. Сейчас разобраться во всех тонкостях модельных линеек того или иного производителя сможет только человек, серьезно посвятивший себя вопросу. Обывателю же приходится опираться на мнение друзей, «диванных экспертов» и советы продавцов-консультантов в салонах. Однако зачастую то, что вам нужно купить, – это совсем не то, что продавцу нужно продать. И вот здесь-то можно крепко «попасть». Ведь даже «просто утилитарный» снегоход сегодня далеко не так прост, как может показаться.

Утилитарный снегоход что это

Основа основ

Термином «утилитарный снегоход» сегодня называют прорву настолько разных моделей, что с наскока разобраться во всем многообразии практически невозможно. Однако мы попробуем хоть как-то классифицировать подвиды «утилей».

Базовый утилитарник – пожалуй, наиболее консервативная каста снегоходной техники. К этому виду «утилей» чаще всего предъявляются довольно типичные требования: надежность, простота обслуживания, ремонтопригодность, тяговитость и низкая цена.

Утилитарный снегоход что это

Тайга Варяг 500 – простейший и наиболее дешевый из «полноразмерных» снегоходов на сегодняшний день;

Утилитарный снегоход что это

Японский «супербюджетник» Yamaha Tough Pro лишен не только системы раздельной смазки, но даже электростартера

Утилитарный снегоход что это

Канадец» Ski-Doo Tundra 600 – пожалуй, один из лидеров по цене. Но и оснащен богаче прочих

Эти машины покупают те, кому важнее быть уверенным в том, что снегоход не сломается от слишком активной эксплуатации под серьезными нагрузками, заведется в любой мороз и утащит за собой тяжелые сани. При этом пользователям этого рода техники не так важна максимальная скорость, разгон, комфорт и количество доступных аксессуаров.

Примерно то же касается вопроса надежности и ремонтопригодности. Условия эксплуатации предъявляют гораздо более жесткие требования к технике, чем, допустим, к квадроциклам, автомобилям или мототехнике. Мороз, снежный покров и короткий световой день могут запросто превратить элементарную поломку в трагедию с человеческими жертвами. В глубоком снегу путь, который снегоход проходит за полчаса, пеший путник может преодолевать сутки! Поэтому в конструкции утилей используют наиболее простые и надежные решения с минимальным риском поломки и максимальным шансом починки в полевых условиях, зачастую в ущерб комфорту, удобству и скорости. Клиентура – те люди, кому снегоходы действительно нужны для работы: егеря, оленеводы, газовики, нефтяники, а также не претендующие на социальный статус «любители».

Источник

Разбираемся в типах снегоходов – спорт и отдых

Утилитарный снегоход что это

В прошлой серии наших исследований мы весьма подробно изучили положение дел с современными утилитарными снегоходами. Сегодня же поговорим, пожалуй, о самом разветвленном семействе сноумобилей – о машинах для спорта и отдыха. Решили купить снегоход на дачу, но не уверены в выборе модели? Сейчас разберемся, что вам нужно!

Не секрет, что сегмент внедорожной техники планомерно перетекает из утилитарного в рекреационный. Все меньше людей покупает «квадрики» и снегоходы для работы, и все больше – в качестве техники для активного отдыха.

Разумеется, требования, которые предъявляются к технике в этом сегменте, радикально отличаются от тех, что формируют облик сегмента утилитарного. Ресурс не так важен, ведь наверняка «катальщик» не будет проезжать в год и десятой доли того расстояния, что проделывает какой-нибудь оленевод. Зато мощность мотора здесь на первом месте, ведь кататься должно быть весело! Вряд ли жителю Крайнего Севера, который ежедневно проезжает километров двести-триста по тундре, придет в голову «прыгнуть вон тот пятиметровый дроп» со снежного козырька. Ему чем ровнее дорога, тем лучше. Он не полезет в лощину, куда совершенно точно надуло пухляка метра три, он лучше объедет такое засадное место.

Утилитарный снегоход что это

А человеку, который выехал покататься, наоборот: чем больше снега, тем лучше. Лощина с пухляком – что детская песочница. Козырьки? Замечательно. Можно попрыгать! Склоны – супер. Можно попилить траверсом! Словом, «катальщики» и «ездильщики» – люди прямо противоположные по своей сути. И требования, которые они предъявляют к своей технике, также противоположны.

Утилитарный снегоход что это

Стоит ли говорить, что «рекреационная» техника ежегодно обновляется с точки зрения дизайна? Это буровику по фигу какого цвета снегоход – лишь бы ехал. А «быстрым» парням на снегоходе в прошлогодней расцветке и на людях появляться как-то стыдно.

Словом, все: рамы, подвески, гусеницы, моторы рекреационных снегоходов – отличается от утилитарников радикально. Разве что есть один класс, ближе всего тяготеющий к «утилям» – «туристы».

«Гран туризмо» по-зимнему

Туристические снегоходы – класс, наиболее приближенный к утилитарникам. Это обусловлено довольно близкими требованиями к тем и другим: экономичность, плавность хода, большой ресурс узлов и агрегатов. В то же время не так остро стоит вопрос массы, ведь «турист» должен ездить если не по подготовленным трассам, то по чьим-то следам, каким-то тропам. И уж точно – не по целине. Отличия от «утилей» вполне «маркетингового толка» – мощный двигатель, в большей степени как элемент статуса и причастности к высшему классу, множество комфортных опций, ассортимент тюнинга, благородный дизайн.

Утилитарный снегоход что это

На фото: Arctic Cat Pantera 7000 Limited – яркий представитель туристического семейства

Поэтому туристические машины стоят на платформах тяжелых утилитарных моделей, практически не вторгаясь в конструкцию рамы, ходовой части, движителя или подвески. Гусеница длиной 152 дюйма (3 900 мм) и шириной 500 мм с весьма умеренным зацепом – это чаще всего обычная утилитарная гусеница. Двигатель в подавляющем большинстве случаев – четырехтактник большого объема. Это не только дань традиции или моде, просто 4Т всегда заметно экономичнее двухтактников, они значительно тише в работе и обладают весьма спокойным характером.

Утилитарный снегоход что это

На фото: канадский Ski-Doo Expedition 900 ACE – комфорт, тишина, ветрозащита

Все эти факторы работают на комфорт, а еще такой сноумобиль может весьма уверенно разгоняться, достигать довольно высоких скоростей, но при этом не воняет горелым маслом, работает тихо и плавно. Нужно отметить, что основным потребителем больших «туристов» являются скандинавские страны и Канада. В Финляндии, например, протяженность официальных снегоходных дорог, за которыми ухаживают и содержат не хуже автомобильных, превышает протяженность дорог асфальтовых. Разумеется, в зимнее время. Так что тяжелый, комфортный, тихий, мощный и экономичный «турист», оснащенный подогревами всего, что можно, большим стеклом и мягкими креслами, для таких условий идеален.

Утилитарный снегоход что это

На фото: японский взгляд на туризм – Yamaha RSVenture GT

Недостатки таких машин вытекают напрямую из достоинств. Проходимость и маневренность туристических снегоходов зачастую даже хуже, чем у «родственных» утилитарников. Причин тому – огромная масса. «Всадить» такую тачку в рыхлом снегу – легче легкого, а вот выкопать очень сложно. Поэтому не стоит присматриваться к этому типу снегоходов, если в ваших краях выпадает много снега, а трасс для катания мало. Или если вы живете в холмистой или лесистой местности: потом и кровью будет оборачиваться каждый выезд. Конечно, говорить о «подготовленных снегоходных трассах», как в Финляндии, не приходится вовсе, но если основными вашими маршрутами станут замерзшие реки и озера, или же если в ваших краях в основном встречаются поля, не очень густые леса, а снега выпадает не сказать чтобы очень много, то «турист» сможет подарить вам и вашей спутнице массу положительных эмоций.

Утилитарный снегоход что это

На фото: Lynx Adventure GT 900 ACE – финский взгляд на вопрос снежного «дальнобоя»

Большой спорт

Диаметрально противоположное место в иерархии снегоходов занимают кроссовые модели. Эти снегоходы стоило бы вынести за рамки «гражданских» моделей, так же как кроссовые мотоциклы, которые вообще не считаются транспортными средствами, не имеют ПТС и не регистрируются в ГИБДД или технадзоре. Однако де-юре кроссовые снегоходы не отличаются от прочих, так что не сказать о них нельзя.

Утилитарный снегоход что это

Обращая свое внимание на эту технику, стоит помнить, что она разрабатывалась для одной единственной цели – участия в соревнованиях по сноукроссу. У «кроссачей» очень короткая и узкая гусеница (120 дюймов или 3 051 мм в длину и 380 мм в ширину), рассчитанная на езду по плотному, утрамбованному снегу подготовленной кольцевой трассы. Мощный двухтактный двигатель рабочим объемом 600 или 800 кубических сантиметров (хотя встречаются и четырехтактные модели) и очень широкая база лыж – чтобы снегоход не опрокидывало в быстрых поворотах. Вариатор настроен на максимальный разгон, а подвеска очень жесткая, чтобы отрабатывать без пробоев максимальные нагрузки на высоких скоростях, многометровые прыжки с трамплинов и прочие «прелести» кроссовой трассы.

Утилитарный снегоход что это

Снегоход лишен таких привычных опций, как подогрев рукояток руля, электрозапуск, ветрозащита. Все брошено на минимизацию массы. Настройки вариатора и двигателя таковы, что обычному человеку «кроссач» покажется безумно нервным и резким. Подвеска в обычном «покатушечном» режиме езды попросту не будет работать. Чтобы ее «раскачать», нужно ехать «на все деньги». Словом, любой «кроссач» – снегоход некомфортный, «злой», жесткий и при этом совершенно непроходимый. Короткая гусеница не способна вывозить снегоход из глубоких сугробов, а широкая база лыж и жесткие настройки амортизаторов не позволят активно «валять» снегоход с бока на бок и маневрировать в глубоком снегу.

Утилитарный снегоход что это

На фото: Arctic Cat ZR 6000 El Tigre – чистокровный «кроссач». Короткий, легкий и « злой »

Зато «кроссачи» зачастую имеют металлические шипы на гусенице, позволяющие максимально эффективно реализовывать крутящий момент даже на укатанном снегу и льду, амортизаторы имеют все мыслимые настройки, а каталоги оригинального и неоригинального тюнинга предлагают огромный выбор деталей для настройки вариатора и двигателя.

На фото: Lynx Rave RE 800 E-TEC – финский царь трамплинов и поворотов. 215 кг, 174 л.с. и непробиваемая подвеска

Словом, этот класс аппаратов подойдет только тем, кто серьезно задумался о спорте или стантрайдинге. «Просто кататься» на этих машинах не выйдет. В глубоком снегу придется очень много копать, а на укатанном – постоянно переживать за собственные внутренности – вытрясет всю душу. Ну и, разумеется, как любая спортивная техника, «кроссачи» сугубо одноместные.

На фото: Polaris 600 Rush Pro-X. Короткая и широкая база, малый вес, мощный двигатель. Кросс по-американски

Лучше гор могут быть только горы…

Горная езда на снегоходе несет в себе примерно столько же практического смысла, как катание на сноуборде или горных лыжах – исключительно развлекательное времяпрепровождение. Тем не менее именно здесь проходит «линия фронта» борьбы за высокие технологии. Горные модели – одни из самых дорогих и технологичных машин, а горная езда – наиболее техничный и сложный вид снегоходного спорта.

«Горник» специально придуман и разработан для того, чтобы ездить высоко в горах, по очень глубокому снегу и по очень крутым склонам. Техника езды на «горнике» разительно отличается от привычной тем, кто катает по равнине. Например, снегоход не может ехать по склону больше определенной крутизны – он просто перевернется. Поэтому на «горнике» ездят на одной лыже, заваливая снегоход к склону.

Утилитарный снегоход что это

На фото: крутизна склона зачастую не имеет значения. Лишь бы снега было побольше!

Отсюда и технические особенности – узкая гусеница и очень узкая база лыж. Чтобы компенсировать недостаток опорной поверхности узкой «гусянки», ее удлиняют. На данный момент самая длинная гусеница в заводском исполнении – у Ski-Doo Summit T3 и составляет она 174 дюйма или 4 141 мм.

На фото: Ski-Doo Summit T3 174 – первый в мире «горник» с гусеницей длиной 4 141 мм и зацепом в 76 мм

В этом году появилась версия со 174-й гусеницей и у Polaris RMK – главного конкурента Ski-Doo. Собственно, «горники» выпускают всего три фирмы в мире. Помимо указанных – еще Arctic Cat. Правда «коты» еще не добрались до столь монструозных гусениц, ограничиваясь максимальной длиной в 163 дюйма (4 140 мм). А вот «акулий» размер снегозацепов в три дюйма (76,2 мм) освоили уже все.

На фото: Polaris ProRMK 800 – самый легкий «горник», меньше 200 кг. В конструкции много композитных материалов и алюминия – легкий, но очень хрупкий

Есть еще Yamaha c их FX-Nytro M-TX 162, но тяжелый четырехтактник делает его плохим конкурентом легких двухтактников из Северной Америки.

Утилитарный снегоход что это

На фото: FX-Nytro M-TX 162 – тяжелый четырехтактник не в тренде горного снегоходства

Стоит сказать и о подвеске – чистокровные «горники» рассчитаны на езду по очень рыхлому снегу, и всевозможные прыжки подразумеваются только в пухляк, да и то при острой необходимости. Поэтому подвеска у них хоть и энергоемкая, но весьма мягкая. Да и настроек у гидравлики зачастую нет: в рыхлом пухляке это без надобности.

Утилитарный снегоход что это

На фото: нижний рычаг подвески Polaris Pro RMK выполнен из карбона и алюминия и склеен полиэфирной смолой. Все ради снижения массы. Но ударов такая конструкция не держит в принципе

Моторы «горников» настроены на работу в условиях разреженного воздуха высокогорья и внизу чувствуют себя не очень хорошо от переизбытка кислорода, а системы охлаждения опять же подразумевают большое количество рыхлого снега. Ради снижения массы радиаторы урезают до минимума, и при недостатке снега под гусеницей или на плотном снегу горники сильно греются.

Утилитарный снегоход что это

На фото: радиатор Ski-Doo Summit. Минимизация массы приводит к дефициту производительности системы охлаждения. «Горники» греются при недостатке снега

Все это делает их плохими компаньонами на равнине. Длинные и узкие машины плохо держат траекторию, норовят опрокинуться при любом изменении направления, подвески их пробивает даже на легкой гребенке, а сам процесс управления на плотном снегу весьма затруднен, ведь снегоход опирается на поверхность не всей плоскостью гусеницы, а как бы стоит на «пуантах» огромных снегозацепов. Держак нулевой, управляемость тоже никакая. В лесу на длинной машине очень сложно маневрировать, а на укатанной трассе он постоянно греется. Словом, «горники» – машины очень специфичные. Собственно, как и горные лыжи: ни для чего другого, кроме катания с гор, они категорически не подходят.

Универсальные солдаты

Но что делать тем, кто хочет получить машину, способную быть одинаково удобной на укатанной трассе и в пухляке? Комфортную, с возможностью перевозки пассажира, но при этом бодрую и «зубастую», чтобы можно было газануть по склону и не застрять среди елок в лесу? Здесь на сцену выходят кроссоверы. Причем сейчас их появилось настолько много, что разобраться в них тоже зачастую непросто. Кроссоверы тяготеют к основным классам, перечисленным выше, но при этом несут в себе и качества, присущие другим типам. Здесь нужно помнить одно правило: никогда универсальное не будет столь же удобно, как специфичное. То есть никакой кроссовер с уклоном в горы не будет столь же хорош в горах, как чистокровный «горник», но зато в остальных ипостасях он будет заметно лучше.

Утилитарный снегоход что это

Кроссовер с уклоном в горы – это машина, отвечающая большинству требований горного снегохода, но база лыж будет шире, чтобы он не так настойчиво стремился опрокинуться в поворотах, система охлаждения будет эффективнее (но и тяжелее), и в комплекте будет электрозапуск (а значит, снова лишний вес).

Утилитарный снегоход что это

На фото: Lynx Boondocker DS. DS значит Deep Snow – глубокий снег. Почти «горник», но способный на нечто большее на равнине

Подвески будут оборудованы более энергоемкими амортизаторами, чтобы аппарат чувствовал себя уверенно не только в пухляке, но и на прочих типах снега. Масса машины будет больше, сфера применений – шире, но в горах он «сольет» обычному «горнику».

Утилитарный снегоход что это

На фото: Arctic Cat XF Highcountry – «почти горник», но чуть более приспособленный для жизни на равнине. Не сильно хуже чистокровного «горника», но заметно универсальнее

Кроссовер с уклоном в туризм совместит в себе качества туристической машины (комфорт, пассажирское сиденье со спинкой и поручнями, высокое стекло) и качества «проходимца»: довольно узкую и «зубастую» гусеницу, средней ширины базу лыж и «злой» спортивный двухтактный двигатель. На таком будет весьма комфортно «пульнуть» по укатанному зимнику или по льду реки с пассажиром. И в то же время он позволит «побундочить» в пухляке в одно лицо и не застрять в густом лесу. С управляемостью и проходимостью будет все хорошо, однако стоит помнить, что такой аппарат будет весьма тяжел. По проходимости он будет хуже «спортивных» моделей, а по комфорту «сольет» чистым «туристам».

На фото: Lynx 49 Ranger 600 E-Tec – туристическое седло и большой ветровик, вместе с тем «зубастая гусеница» и спортивный двухтактник

Кроссовер с уклоном в спорт – пожалуй, одна из наиболее честных вариаций «межклассовых скрещиваний». По сути, это спортивные машины, с расширенными возможностями использования за пределами спортивных трасс. Этот класс характеризуется «борзыми» моторами высокой мощности, слегка удлиненными гусеницами со средней высоты зацепом, чтобы уверенно чувствовать себя не только на укатанной трассе, но и в сугробах, «злые» подвески с кучей регулировок, чтобы можно было без опаски «сажать» трамплины и в полный газ дубасить по разбитым «грейдерам», весьма широкая база лыж для устойчивости и одноместная компоновка.

Утилитарный снегоход что это

На фото: Ski-Doo Renegade Backcountry X – способен на многое, но только там, где не очень много снега

Именно такие машины больше всего любят те, кто живет в средней полосе, где не очень много снега, но много пересеченки и хочется «газануть на все деньги». Москва, Питер и прочие крупные центры – вот основной рынок сбыта таких машин.

Утилитарный снегоход что это

На фото: Polaris 600 Switchback PRO-X – почти «кроссач», но чуть более приспособлен для жизни вне трасс

Минусы спорткроссоверов очевидны – небольшая гусеница (хотя длина доходит до 152 дюймов) с невысоким зацепом пасует перед глубоким снегом, а широкая база лыж усложняет маневрирование на склонах. Удел таких машин – средняя полоса, где плоско, мало снега и много буераков.

Не боли, голова!

В стане рекреационных снегоходов можно найти машину на любой вкус и с сочетанием любых характеристик. Главное – не запутаться в выборе и купить именно то, что наилучшим образом подойдет именно под ваши запросы. Внешне снегоходы могут быть очень схожими. Единство стиля в дизайне у каждой марки зачастую делает противоположные модели неразличимыми для глаза обывателя, и велик риск купить не то что неподходящий снегоход, а как раз то, что категорически не нужно. Сколько раз я встречал людей на чистокровных «горниках» посреди подмосковных лесов. Как они с ними мучились! Хотя они покупали «самое лучшее» и самое дорогое, а в результате – ни удовольствия, ни пользы и зря потраченный миллион рублей.

Утилитарный снегоход что это

На фото: «горник» в поле так же бесполезен, как ласты на катке

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *