Утилитарное освещение что это

Ещё каких-то сто лет назад темнота была привычным атрибутом ночи. Теперь наша планета на снимках, сделанных из космоса, светится паутиной электрической гирлянды. Пока учёные спорят, кто первым изобрел лампочку, шоссе и автомагистрали «разгораются» всё ярче и ярче, однако лампы накаливания не имеют к этому никакого отношения.

Утилитарное и наружное освещение — в чём разница?

Мы привыкли любое наружное освещение называть уличным, однако это не совсем корректно. Между декоративными фонарями у дома и освещением трассы есть большая разница — в первую очередь функциональная.

Под утилитарным освещением понимается освещение пешеходных улиц, автодорог, мостов, дворов, парков, стадионов, тоннелей и т.д. Его цель — безопасность и комфорт передвижения пешеходов и водителей транспорта.

Освещение проезжей части — в рамках строгого регламента

На проезжей части важна не столько цветопередача, сколько яркость, обеспечивающая видимость дорожного покрытия, и адекватный контраст, который позволяет вовремя заметить препятствие.

На трассах используются светильники с направленным потоком света, за счет чего достигается горизонтальное освещение дорожного покрытия. Рассеянный свет здесь недопустим, поскольку задача водителя — следить за дорогой.

Правила освещения дорог регламентируются государством. При проектировании и монтаже осветительных систем учитываются требования СНиП к уровню освещенности и нормы госстандарта по осветительным приборам.

Утилитарное освещение что это

Осветительные приборы характеризуются мощностью и световым потоком. Мощность измеряется в Ваттах (Вт), а световой поток — в Люменах (Лм). Эффективность или световая отдача измеряется соотношением Лм к Вт.

По мнению экспертов, в уличном освещении наиболее важными показателями являются:

количество световых точек или Вт на 1 км дороги;

эффективность или световая отдача (Лм/Вт);

ослеплённость (пороговое значение яркости).

Проезжая часть должна освещаться равномерно и с учетом допустимого коэффициента ослепления.

В пешеходных зонах, на сложных или опасных участках показано увеличение яркости и/или изменение цветности. Для этого используют прожекторы и маркерные светильники.

Нельзя допускать чередование освещённых и неосвещённых зон; на выезде на участок с низкой освещённостью яркость должна плавно уменьшаться.

Самый длинный тоннель в Норвегии имеет три «антидепрессивные» зоны, где можно припарковаться, чтобы восстановить силы. Синяя подсветка этих зон расслабляет и улучшает настроение.

Утилитарное освещение что это

Утилитарное освещение что это

Освещение парков и микрорайонов — уют и личная безопасность

В местах общественного отдыха сочетается три вида освещения с разным функционалом.

Утилитарное — приборы для освещения аллей, игровых, спортивных и развлекательных площадок, обеспечивающие хорошую видимость.

Декоративное — световые композиции, прожекторы и фонари, подчеркивающие красоту ландшафта и дополняющие архитектурный ансамбль.

Контурное — декоративная или сигнальная подсветка ступеней, лестниц, сооружений, фонтанов, клумб с помощью встроенных ламп.

Комбинируются они с учетом санитарных норм, климатических условий и концепции оформления. Свет должен быть комфортным и достаточно ярким для безопасных прогулок и хорошего обзора, но не ослепляющим.

Утилитарное освещение что это

Спальные районы — особая категория. Здесь важна личная безопасность. С одной стороны, надо обеспечить достаточную яркость проезжей части, с другой — снизить криминогенный риск, который в условиях плохой видимости увеличивается в разы.

Утилитарное освещение что это

Пешеход должен увидеть потенциального злоумышленника и своевременно распознать его намерения, что возможно только в условиях цилиндрической освещенности. Поэтому на территории микрорайонов, помимо горизонтальной, нормируется вертикальная, цилиндрическая, полуцилиндрическая или полусферическая освещенность на уровне человеческого лица.

Эпоха электричества — как менялись источники освещения улиц

В первой половине ХХ века улицы освещались с помощью ламп накаливания (ЛН) — малая эффективность и короткий срок службы делали их непригодными для наружного освещения, но других альтернатив не было.

Появление кварцевых галогеновых ламп проблему не решило — хотя они до сих пор используются для освещения офисов, производств и в автомобильных фарах. Примерно так же обстояло дело и с люминесцентными лампами, которым нашлось применение внутри помещений и в декоративной подсветке, но в уличной эксплуатации уступили дорогу конкурентам.

Переход на новый источник света состоялся в 60-е гг., когда было запущено производство дуговых ртутных ламп (ДРЛ), эффективность и срок службы которых оказались в 4-5 раз выше, чем у ЛН. На максимальный режим выходит через 7 минут после подачи напряжения, но повторное включение возможно только после полного остывания. Эксплуатируются до сих пор — в скверах, во дворах многоэтажек и на дорогах с низкой интенсивностью движения.

В 1980-е гг. появились дуговые натриевые лампы (ДНаТ), которые оказались вдвое эффективнее ДРЛ. Этот тип считается самым экономичным источником света и применяются везде, где нужно обеспечить контрастную видимость в любую погоду, в том числе на трассах и автомагистралях. Недостаток — жёлто-белый оттенок излучения и несовершенная цветопередача.

Вслед за ДНаТ были разработаны дуговые металлогалогенные лампы (ДРИ) с улучшенным индексом цветопередачи и более высокой световой отдачей. Они используются в освещении центральных районов, стадионов, парковых зон.

С 2011 года активно внедряются светодиодные лампы (LED), в связи с чем был утвержден новый стандарт ГОСТ Р 54350-2011, в который включен этот тип источника света. Такие лампы долговечны, мгновенно входят в рабочий режим, светят без пульсаций и вибраций, их белый спектр позволяет прекрасно различать цвета. Устойчивы к перепадам температур и напряжения, безопасны и экологичны. Единственный недостаток — высокая цена.

Утилитарное освещение что это

Для наружного освещения применяются светильники мощностью от 150 до 250 Вт. Эволюцию источников света за последние 50 лет иллюстрирует таблица с характеристиками приборов разного типа мощностью 250 Вт.

Источник

Утилитарное наружное освещение (общие положения)

Утилитарное или функциональное освещение-это вид наружного освещения,основной задачей которого является создание в темное время суток благоприятных условий видимости для водителей и пешеходов. Утилитарное наружное освещение способствует снижению уровня уличное преступности.

Исходя из поставленных задач УНО включает в себя освещение проезджую и пешеходную части дорог, улиц площадей и автотранспортных тоннелей в городах и внегородских магистралях, места стоянок и топливной заправки транспортных средств, подземные и наземные пешеходные переходы,пешеходные зоны в дворах и парка, проезжую и пешеходную часть промышленных предприятий и социальной сферы. К наружному освещению так же относится: архитектурное освещение, декоротивное и ландшафтное освещение витринное и рекламное освещение, освещение открытых спортивных объектов, наружное освещение промышленых установок, освещение больших открытых пространств производственного назначения, освещение открытых транспортных территоий, охранное наружное освещение объектов различного назначения.

Безопасность и комфорт

С наступление темноты жизнь в современном городе не замирает, а остается весьма активной.

Соотношение аварий ночью и днем к количеству транспорта таково:

75% транспорта двигаются по улицам города днем 25 % ночью

64% процента общего числа аварий происходят днем 36 ночью

60 % ДТП со смертельным исходом происходят днем 40 % ночью

Другим аспектом городской среды являются совершаемые преступления. Очевидно, что лучшая среда для них затемненные места города. Преступники подвержены здесь минимальному риску быть увиденными и узнанными, а безопасность потенциальных жертв становиться более уязвимой. Хорошее освещение дворовых территорий, мест стоянок, и парковок автомобилей, исторических культурных и других объектов не только отпугивает злоумышлеников, но и улучшает условия наблюдения патрульных и охранных служб.

Цена наружного освещения

Общие затраты на создание и поддержание работы установки состоят из следующих составляющих:

— Капитальные расходы

а) Оборудование (светильники, опоры)

— Эксплуатационные расходы

в) Чистка и ремонт светильников

г) Амортизационные отчисления

Нередки случаи, когда с целью сэкономить электроэнергию отключают часть светильников в ночные часы, при этом существенно снижается безопасность передвижения по дороге и возрастает криминагенная обстановка, однако с экномической точки зрения эта мера малоэфективна. По статистике доля освещения, идущая на освщение дорог и улиц составляет 6-7 % от потребления всех осветительных электроустановок в стране. Мощьность утилитарного наружного освещения, приходящаяся на одного человека в Германии составляет порядка 13 вт, что определяет годовое потребление электроэнегии на человека 55 кВт/час или в денежном эквиваленте равно 7 евро на 2015 год.

Особенности видимости на дорогах в условиях сумеречного зрения

По сравнению с днем в темное время суток, резко ухудшаются условия видиния водителем дорожной обстановки:

-Резко снижается контрастная чувствительность ( Способность чувствовать различия в яркости между препятствием на дороге и ее участком) Чем выше яркость дороги, тем больше контрастная чувствительность и следовательно увмдеть объект, то есть человека на дороге, легче.

-Снижается цветовая чувствительность, то есть способность различать цвета у объекта

-Снижается острота зрения, то есть трудно различить детали и формы объекта или объекты малых размеров.

— Увеличивается время адаптации (Промежуток времени в течении которого глаз приспосабливается к изменению яркости)

Важным фактором, влияющим на видимость объекта, является слепимость вызываемая яркими частями светильников. В результате этогопроисходит рассеевание света, которое своим действием создает на сетчатке дополнительный яркостный фон, который называется вуалирующей яркостью. Эта вуалирующая яркость снижает, контрастную чуствительность глаза, а следовательно и ухудшается видимость объекта различения. Для повышения контрастной чувствительности приходиться увеличивать уровень яркости дороги. Основным направлением борьбы со слепимостью должно быть ограничение слепящего действия блестких источников. Подобное возможно при использовании светильников со светораспределением, имеющим ограничение по силе света в зоне углов, близких к плоскости выходного отверстия.

Расположение светильника относительно наблюдателя

Линия видимости наблюдателя должна лежать в зоне с ограниченной силой света.

Источник

Утилитарное освещение что это

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОСВЕЩЕНИЕ НАРУЖНОЕ УТИЛИТАРНОЕ

Классификация и нормы

Road Lighting. Classification and requirements

* В ИУС 10-2014 ГОСТ Р 55706-2013

Примечание изготовителя базы данных.

Дата введения 2014-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский светотехнический институт им.С.И.Вавилова» (ООО «ВНИСИ»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 332 «Светотехнические изделия»

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2019 г.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на утилитарное наружное освещение и устанавливает классификацию и нормы освещения объектов улично-дорожной сети в пределах территорий городских и сельских населенных пунктов.

Настоящий стандарт применяют при проектировании и эксплуатации стационарных установок утилитарного наружного освещения.

Настоящий стандарт не распространяется на освещение автотранспортных тоннелей, территорий железнодорожного, морского, речного, авиационного транспорта и промышленных предприятий, открытых спортивных сооружений, а также архитектурное, ландшафтное, витринное, рекламное и охранное наружное освещение.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 55392 Приборы и комплексы осветительные. Термины и определения

ГОСТ Р 55707 Освещение наружное утилитарное. Методы измерений нормируемых параметров

ГОСТ Р 55708 Освещение наружное утилитарное. Методы расчета нормируемых параметров

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55392, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 улично-дорожная сеть: Совокупность улиц, дорог, проездов, площадей и пешеходные пространства в пределах территории населенного пункта.

3.2 категория объекта: Градостроительная характеристика объекта улично-дорожной сети, определяемая значимостью объекта и его размещением в пределах территории населенного пункта.

3.3 дорога: Обустроенная и используемая для движения транспортных средств и пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

3.4 улица: Пространство, полностью или частично ограниченное зданиями с одной или обеих сторон, с проезжей частью для транспорта, с пешеходными и велосипедными дорожками.

3.5 улица местного значения: Улица, обеспечивающая непосредственный доступ к зданиям и дворовым территориям с минимальным сквозным транспортным движением.

3.6 перекресток: Транспортный узел, в котором две или более дороги соединяются или пересекаются в одном уровне.

3.7 транспортная развязка: Место пересечения или разветвления двух или более дорог в разных уровнях с одним или более соединяющими съездами, обеспечивающими перемещение между этими дорогами.

3.8 конфликтный участок: Участок проезжей части, в пределах которого транспортный поток может разделяться на несколько направлений, пересекать пути движения других участников движения или в пределах которого изменяется ширина проезжей части.

3.10 утилитарное наружное освещение: Стационарное освещение, обеспечивающее безопасное и комфортное движение транспортных средств и пешеходов на дорогах, улицах, велосипедных дорожках и в пешеходных зонах парков и скверов в темное время суток.

3.11 общая равномерность яркости; : Отношение минимального значения яркости дорожного покрытия к среднему.

3.12 продольная равномерность яркости; : Отношение минимального значения яркости дорожного покрытия к максимальному ее значению по оси полосы движения.

3.13 равномерность освещенности; : Отношение минимального значения освещенности на дорожном покрытии к среднему.

3.14 пороговое приращение яркости; , %: Мера слепящей блескости, характеризующая увеличение контраста между объектом и его фоном, при котором видимость объекта при наличии блеского источника света стала бы такой же, как и в его отсутствие.

3.15 участок со стандартной геометрией проезжей части: Участок дороги или улицы, проезжая часть которого представляет собой плоское прямоугольное полотно длиной определяемой стандартными условиями наблюдения.

1 Стандартные условия наблюдения: глаз водителя расположен на высоте 1,5 м над уровнем дорожного покрытия и удален от точки наблюдения на расстояние, при котором линия зрения направлена в расчетную точку под углом (1±0,5)° к плоскости полотна дороги.

2 Для участков со стандартной геометрией проезжей части нормируют яркость дорожного покрытия.

3.16 участок дороги с нестандартной геометрией проезжей части: Участок дороги или улицы, имеющий отклонения от стандартной геометрии: повороты, развилки, въезды и съезды с эстакад, криволинейные (в плане и профиле) участки и др.

4 Классификация

4.1 Категории и классы по освещению объектов улично-дорожной сети, предназначенных для движения транспорта, установлены в таблице 1.

4.2 Классы по освещению пешеходных пространств установлены в таблице 2.

Класс объекта по осве-
щению

Основное назначение объекта

Расчет-
ная скорость движе-
ния, км/ч

Число полос движе-
ния

Пропуск-
ная способ-
ность, тыс. ед/ч

А
Магист-
ральные дороги и улицы общего-
родского назначения

За пределами центра города*

Автомагистрали, федеральные и транзитные трассы, основные магистрали города

Все виды транспорта, движение непрерывное, пересечения в разных уровнях

Прочие федеральные дороги и основные улицы

Все виды транспорта, движение непрерывное и регулируемое, пересечение с магистралями в одном или разных уровнях

Центральные магистрали, связующие улицы с выходом на магистрали класса А1

Все виды транспорта, кроме грузового, не связанного с обслуживанием центра. Интенсивное пешеходное движение, движение регулируемое, пересечение с магистралями в одном уровне

Основные исторические проезды центра, внутренние транспортные связи центра города

Все виды транспорта, кроме грузового, не связанного с обслуживанием центра. Интенсивное пешеходное движение, движение регулируемое, пересечение с магистралями в одном уровне

Б
Магистрали и улицы районного значения

За пределами центра города

Основные дороги и улицы города районного значения

Все виды транспорта, движение регулируемое, пересечения в одном уровне

Все виды транспорта, кроме грузового, не связанного с обслуживанием центра, движение регулируемое, пересечения в одном уровне

В
Улицы местного значения

Жилая застройка за пределами центра города

Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и выход на магистрали, кроме улиц с непрерывным движением

Легковой, специальный и обслуживающий грузовой транспорт, иногда общественный пассажирский, движение регулируемое, пересечения в одном уровне

Жилая застройка в центре города

Транспортные и пешеходные связи в жилых микрорайонах, выход на магистрали

Легковой, специальный и обслуживающий грузовой транспорт, движение регулируемое, пересечения в одном уровне

В городских промышленных, коммунальных и складских зонах

Транспортные связи в пределах производственных и коммунально-
складских зон

Все виды транспорта, движение регулируемое, пересечения в одном уровне

Класс объекта по освещению

Площадки перед входами культурно-массовых, спортивных, развлекательных и торговых объектов

Главные пешеходные улицы исторической части города и основных общественных центров административных округов, непроезжие и предзаводские площади, площадки посадочные, детские и отдыха

Пешеходные улицы; главные и вспомогательные входы городских парков, санаториев, выставок и стадионов

Тротуары, отделенные от проезжей части дорог и улиц; основные проезды микрорайонов, подъезды, подходы и центральные аллеи детских, учебных и лечебно-оздоровительных учреждений

Второстепенные проезды и проходы на территориях микрорайонов, хозяйственные площадки на территориях микрорайонов, боковые аллеи и вспомогательные входы общегородских парков, центральные аллеи парков административных округов

Боковые аллеи и вспомогательные входы парков административных округов

5 Нормы освещения

5.1 Нормы освещения проезжей части улиц, дорог и площадей

Нормы средней освещенности на дорожном покрытии, ее равномерности и предельного значения силы света ОП в зоне слепимости применяют при проектировании освещения улиц, дорог и площадей:

— на участках с нестандартной геометрией;

— с покрытием, отличным от асфальтобетонного (брусчатка, бетонные плиты и другие материалы);

Источник

Утилитарное и декоративное уличное освещение

Утилитарное освещение что это

Утилитарная составляющая уличного освещения выполняет функциональную роль комфорта и безопасности водителей или пешеходов, однако в последнее время получает широкое распространение и декоративная функция освещения улиц.

Комбинация двух видов освещения создают неповторимый облик города или поселка, а полученная в результате эстетика и уют дополняют комфорт и безопасность.

Задачи утилитарного освещения

Основной задачей функционального (утилитарного) освещения выступает формирование достаточной видимости дорожного покрытия, непрерывность которого позволяет вовремя реагировать на препятствия.

Нормы освещенности дорожного покрытия или пешеходных переходов строго нормируются государственными стандартами, которые устанавливают минимальную освещенность и непрерывность светового потока для разных категорий улиц или дорог.

Наиболее распространенными светильниками для уличного освещения являются консольные источники света, устанавливаемые на специальных опорах. В качестве достойной альтернативы выступают светильники на тросах.

Декоративная подсветка улиц

К декоративной подсветке улиц относятся несколько видов светильников, которые выполняют задачу эстетического оформления улицы в вечернее или ночное время:

контурная подсветка зданий или сооружений подчеркивает особенности архитектурных решений и формирует перспективу и объем освещаемых улиц;

локальная подсветка архитектурных особенностей зданий выполняется с помощью светодиодных прожекторов небольшой мощности, а создаваемый ими свет не только подчеркивает особенности здания, но и создает дополнительный световой фон для улицы;

декоративные светильники ландшафтного типа (торшеры, болларды и т.д.) хорошо походят для дополнительного выделения светом пешеходных переходов или декоративной подсветки элементов ландшафта.

Экономическая эффективность светодиодных решений дополняется долговечностью светильников, что качественно отражается на экономии капитальных затрат на поддержание системы освещения.

Оптимальное сочетание эстетики с функциональностью

Уют, комфорт и безопасность выступают главными функциями комбинации утилитарного и декоративного освещения, а формируемая эстетика освещаемой улицы привлекает большое число жителей или туристов в вечернее или ночное время.

Источник

утилитарное наружное освещение

3.8 утилитарное наружное освещение: Наружное освещение, предназначенное для обеспечения безопасного и комфортного движения транспортных средств и пешеходов.

Смотреть что такое «утилитарное наружное освещение» в других словарях:

Освещение наружное утилитарное (функциональное) — утилитарное (функциональное) наружное освещение освещение проезжей части магистралей, тоннелей, эстакад, мостов, улиц, площадей, автостоянок, функциональных зон аэропортов и территорий спортивных сооружений, а также пешеходных путей городских… … Официальная терминология

Освещение наружное — Наружное освещение все виды освещения, используемые вне зданий или сооружений: утилитарное, архитектурное, декоративное, ландшафтное. Источник: ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 11.11.2008 N 1037 ПП О КОНЦЕПЦИИ ЕДИНОЙ СВЕТОЦВЕТОВОЙ СРЕДЫ… … Официальная терминология

ГОСТ Р 54350-2011: Приборы осветительные. Светотехнические требования и методы испытаний — Терминология ГОСТ Р 54350 2011: Приборы осветительные. Светотехнические требования и методы испытаний оригинал документа: 3.10 гониофотометр ближней зоны: Распределительный фотометр, предназначенный для измерения распределения яркости в ближней… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Металлогалогенная лампа — Не следует путать с галогенной лампой накаливания … Википедия

Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца «из… … Большая биографическая энциклопедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *