Утес что это значит

Значение слова «утёс»

Утес что это значит

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Утёс — обособленно расположенная большая каменная гряда, синоним слова «скала».

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

1. отвесная скала ◆ Вдоль левого берега реки на расстоянии от одной до двух вёрст тянутся возвышенности, которые местами подходят утёсами к самой реке. Г. И. Невельской, «Подвиги русских морских офицеров на крайнем Востоке России», 1878 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Ночевала тучка золотая // На груди утёса-великана Лермонтов, «Утёс», 1841 г. ◆ Чернея, вставали, хмурились передо мною утёсы обоих берегов. Бестужев-Марлинский, «Письма из Дагестана», 1831 г. (цитата из НКРЯ)

2. перен. разг. то, что остро возвышается над уровнем, поверхностью чего-нибудь

Делаем Карту слов лучше вместе

Утес что это значитПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: комсомолия — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Утес что это значит

Смотреть что такое «утес» в других словарях:

«Утес» — «УТЕС», стих. Л. (1841) с характерной для его поздней лирики символической образностью, «иносказательным сюжетом»; ведущий мотив стих. трагедия одиночества прочитывается одновременно в двух планах: как неразделенность любви и как непрочность… … Лермонтовская энциклопедия

утес — См … Словарь синонимов

утес — дремлющий (Фруг); грозный (Башкин); кремнистый (П.Тулуб); круторогий (Бальмонт); крутой (Мамин Сибиряк); молчаливый (Серошевский); мохнатый (Случевский); мрачный (Мамин Сибиряк); нагой (Бальмонт); незыблемый (Брюсов); поседелый (Величко);… … Словарь эпитетов

УТЕС — (Rock, crag, cliff) круть, скала, каменный обрыв. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

утес — Изолированная часть горного отрога или одиноко стоящая каменная глыба, сложенная устойчивыми к выветриванию породами. Syn.: скала … Словарь по географии

Утес-м — Необходимо перенести содержимое этой статьи в статью «НСВ 12,7 «Утёс»». Вы можете помочь проекту, объединив статьи. В случае необходимости обсуждения целесообразности объединения, замените этот шаблон на шаблон <<к объединению>> и добавьте… … Википедия

утес — Искон. Производное от утесать «стесать», преф. образования от тесать. Утес буквально «стесанная (т. е. гладкая) скала» … Этимологический словарь русского языка

утес — род. п. а. От тесать (см.), то есть первонач. гладкая скала … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Утес — утёс м. Отвесная скала. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Утес — Утёс: Утёс большой естественный камень, синоним слова «скала» «Утёс» пулёмёт НСВ калибра 12,7 мм «Утёс» фильм студии Арменфильм, СССР, 1973 «Утёс» приборостроительный завод в Ульяновске «Утёс» посёлок в Маломаякском сельском совете Алуштинского… … Википедия

Источник

Значение слова утес

Утес что это значит

Утес в словаре кроссвордиста

Утёс Утёс может означать:

Большой современный толковый словарь русского языка

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

высокая скала Гранитный у. Как у. стоит кто-что-н. (твердо,непоколебимо).

Словарь русского языка Ожегова

Толковый словарь Ефремовой

1. только ед. То же, что утеска.

2. Место, к-рое оттесывается или утесано.

Толковый словарь русского языка Ушакова

утёса, м. Отвесная скала. Береговой утес. Утесов нагие громады. Пушкин. Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана.. Лермонтов. Среди этих бушующих волн экономических потрясений и военно-политических катастроф СССР стоит отдельно, как утес, продолжая свое дело социалистического строительства и борьбы за сохранение мира. Сталин (Отчетный доклад XVII съезду партии, 1934 г.).

Толковый словарь русского языка Ушакова

Полный орфографический словарь русского языка

Нередко из-под конских ног град камней с грохотом катился в поток, и испуганное стадо обезьян быстро спешило скрыться, перескакивая с утеса на утес и скаля зубы.

Иногда они взводят одержимого цингою на высокий утес и бросают его оттуда в снег; несчастный, барахтаясь в снегу, выбирается, наконец, на дорогу и после трех-четырех подобных «головоломных» путешествий с утеса выздоравливает…

Разгневался тут король и превратил морского тролля в скалистый утес в Финском заливе: и когда осенью бушуют бури, у того утеса гибнут многие суда.

Источник

Лингвистический анализ лирического стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утес» (6 класс)

Лингвистический анализ лирического стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утес»

1. Познакомить обучающихся с произведением «Утес»;

2. Начать работу над анализом конструктивных элементов текста, помогающих понять смысл стихотворения;

3. Развивать самостоятельность мышления; пополнять словарный запас;

4. Воспитывать умение самостоятельного анализа лирического произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов
«Утес»

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

Лингвистический анализ лирического стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утес»

№ 1. Охарактеризуйте систему художественных образов стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утес».

— Система художественных образов стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утес» представлена образами тучки и утеса.

№ 2. Найдите слова и выражения, характеризующие утес и тучку.

№ 3. Каково настроение этого стихотворения?

— Настроение этого стихотворения грустное, печальное, тоскливое: именно такое настроение владеет центральным образом стихотворения – старым утесом.

№ 4. Найдите повторяющиеся гласные. Какова их роль в создании образов стихотворения?

— Повторяются гласные «а», «о», «у». Они создают плавный, неспешный, неторопливый ритм, соответствующий грустному, тягостному настроению главного героя – утеса.

№ 5. Объясните, почему сбивается ритм в конце первого предложения?

— В конце первого предложения сбивается ритм, чтобы акцентировать внимание читателя на чувствах, которые испытывает утес.

№ 6. Какова роль аллитерации (повторения согласных звуков)?

— В стихотворении повторяются согласные звуки «л», «р». Именно повтор сонорных согласных помогает обратить внимание на наиболее важные слова.

№ 7. Сколько частей можно выделить в стихотворении?

В этом стихотворении можно выделить две части:

2). Одиночество утеса.

№ 8. Почему говоря о тучке, используется уменьшительно-ласкательный суффикс «к»?

— С помощью уменьшительно-ласкательного суффикса «к» вносится элемент легкости, эфемерности в образ тучки, ее ненадежность. Она как бы еще не достигла состояния большой, серьезной тучи.

№ 10. Найдите олицетворения.

Тучка ночевала, умчалась, играя.

Утес стоит, задумался, плачет.

№ 11. Какая часть речи наиболее значима в стихотворении?

— В стихотворении наиболее значимы глаголы («ночевала», «умчалась», «играя» (деепричастная форма глагола), «остался», «стоит», «задумался», «плачет»). Именно они передают быстро изменяющуюся картину.

№ 12. Почему о тучке говорится в прошедшем времени, а об утесе в настоящем?

№ 13. Символом чего, по вашему мнению, является утес? А что символизирует тучка?

— Утес является символом стабильности, надежности, верности, мудрой старости, а тучка – ненадежности, ветреной, игривой молодости.

№ 14. Какие слова рифмуются? Как называется такая рифма? Напишите схему данной рифмовки.

Перед нами опоясывающая (кольцевая, охватная) рифмовка. Схема данной рифмовки – АВВА.

№ 15. Как вы считаете, чему учит история тучки и утеса?

— Тучка слишком легкомысленно поступила по отношению к утесу: зародив в нем чувство привязанности к себе, она очень быстро, бездумно его покинула.

— История тучки и утеса учит быть более внимательным к окружающим: расставаться с другими можно, но, по возможности, делать это надо мягче, деликатнее.

Лингвистический анализ лирического стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утес»

№ 1. Охарактеризуйте систему художественных образов стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утес». № 2. Найдите слова и выражения, характеризующие утес и тучку. № 3. Каково настроение этого стихотворения? № 4. Найдите повторяющиеся гласные. Какова их роль в создании образов стихотворения? № 5. Объясните, почему сбивается ритм в конце первого предложения? № 6. Какова роль аллитерации (повторения согласных звуков)? № 7. Сколько частей можно выделить в стихотворении? № 8. Почему говоря о тучке, используется уменьшительно-ласкательный суффикс «к»? № 9. Найдите эпитеты. № 10. Найдите олицетворения. № 11. Какая часть речи наиболее значима в стихотворении? № 12. Почему о тучке говорится в прошедшем времени, а об утесе в настоящем? № 13. Символом чего, по вашему мнению, является утес? А что символизирует тучка? № 14. Какие слова рифмуются? Как называется такая рифма? Напишите схему данной рифмовки. № 15. Как вы считаете, чему учит история тучки и утеса?

Лингвистический анализ лирического стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утес»

№ 1. Охарактеризуйте систему художественных образов стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утес». № 2. Найдите слова и выражения, характеризующие утес и тучку. № 3. Каково настроение этого стихотворения? № 4. Найдите повторяющиеся гласные. Какова их роль в создании образов стихотворения? № 5. Объясните, почему сбивается ритм в конце первого предложения? № 6. Какова роль аллитерации (повторения согласных звуков)? № 7. Сколько частей можно выделить в стихотворении? № 8. Почему говоря о тучке, используется уменьшительно-ласкательный суффикс «к»? № 9. Найдите эпитеты. № 10. Найдите олицетворения. № 11. Какая часть речи наиболее значима в стихотворении? № 12. Почему о тучке говорится в прошедшем времени, а об утесе в настоящем? № 13. Символом чего, по вашему мнению, является утес? А что символизирует тучка? № 14. Какие слова рифмуются? Как называется такая рифма? Напишите схему данной рифмовки. № 15. Как вы считаете, чему учит история тучки и утеса?

Лингвистический анализ лирического стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утес»

№ 1. Охарактеризуйте систему художественных образов стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утес». № 2. Найдите слова и выражения, характеризующие утес и тучку. № 3. Каково настроение этого стихотворения? № 4. Найдите повторяющиеся гласные. Какова их роль в создании образов стихотворения? № 5. Объясните, почему сбивается ритм в конце первого предложения? № 6. Какова роль аллитерации (повторения согласных звуков)? № 7. Сколько частей можно выделить в стихотворении? № 8. Почему говоря о тучке, используется уменьшительно-ласкательный суффикс «к»? № 9. Найдите эпитеты. № 10. Найдите олицетворения. № 11. Какая часть речи наиболее значима в стихотворении? № 12. Почему о тучке говорится в прошедшем времени, а об утесе в настоящем? № 13. Символом чего, по вашему мнению, является утес? А что символизирует тучка? № 14. Какие слова рифмуются? Как называется такая рифма? Напишите схему данной рифмовки. № 15. Как вы считаете, чему учит история тучки и утеса?

Лингвистический анализ лирического стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утес»

№ 1. Охарактеризуйте систему художественных образов стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утес». № 2. Найдите слова и выражения, характеризующие утес и тучку. № 3. Каково настроение этого стихотворения? № 4. Найдите повторяющиеся гласные. Какова их роль в создании образов стихотворения? № 5. Объясните, почему сбивается ритм в конце первого предложения? № 6. Какова роль аллитерации (повторения согласных звуков)? № 7. Сколько частей можно выделить в стихотворении? № 8. Почему говоря о тучке, используется уменьшительно-ласкательный суффикс «к»? № 9. Найдите эпитеты. № 10. Найдите олицетворения. № 11. Какая часть речи наиболее значима в стихотворении? № 12. Почему о тучке говорится в прошедшем времени, а об утесе в настоящем? № 13. Символом чего, по вашему мнению, является утес? А что символизирует тучка? № 14. Какие слова рифмуются? Как называется такая рифма? Напишите схему данной рифмовки. № 15. Как вы считаете, чему учит история тучки и утеса?

Лингвистический анализ лирического стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утес»

№ 1. Охарактеризуйте систему художественных образов стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утес». № 2. Найдите слова и выражения, характеризующие утес и тучку. № 3. Каково настроение этого стихотворения? № 4. Найдите повторяющиеся гласные. Какова их роль в создании образов стихотворения? № 5. Объясните, почему сбивается ритм в конце первого предложения? № 6. Какова роль аллитерации (повторения согласных звуков)? № 7. Сколько частей можно выделить в стихотворении? № 8. Почему говоря о тучке, используется уменьшительно-ласкательный суффикс «к»? № 9. Найдите эпитеты. № 10. Найдите олицетворения. № 11. Какая часть речи наиболее значима в стихотворении? № 12. Почему о тучке говорится в прошедшем времени, а об утесе в настоящем? № 13. Символом чего, по вашему мнению, является утес? А что символизирует тучка? № 14. Какие слова рифмуются? Как называется такая рифма? Напишите схему данной рифмовки. № 15. Как вы считаете, чему учит история тучки и утеса?

Лингвистический анализ лирического стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утес»

№ 1. Охарактеризуйте систему художественных образов стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утес». № 2. Найдите слова и выражения, характеризующие утес и тучку. № 3. Каково настроение этого стихотворения? № 4. Найдите повторяющиеся гласные. Какова их роль в создании образов стихотворения? № 5. Объясните, почему сбивается ритм в конце первого предложения? № 6. Какова роль аллитерации (повторения согласных звуков)? № 7. Сколько частей можно выделить в стихотворении? № 8. Почему говоря о тучке, используется уменьшительно-ласкательный суффикс «к»? № 9. Найдите эпитеты. № 10. Найдите олицетворения. № 11. Какая часть речи наиболее значима в стихотворении? № 12. Почему о тучке говорится в прошедшем времени, а об утесе в настоящем? № 13. Символом чего, по вашему мнению, является утес? А что символизирует тучка? № 14. Какие слова рифмуются? Как называется такая рифма? Напишите схему данной рифмовки. № 15. Как вы считаете, чему учит история тучки и утеса?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Утёс» по плану

Изложенный кратко и понятно литературный анализ стихотворения «Утес» М. Лермонтова поможет разобраться в композиции и образах произведения, создать рисунок по его мотивам.

«Утес» – настоящая жемчужина поэзии периода романтизма.

Несмотря на лаконичность повествования, горячо любимое ценителями русской классики стихотворение о любви могучего утеса к беззаботной тучке – удивительно образное и емкое.

Автор написал его на закате жизни, тонко раскрыв тему одиночества и скоротечности чувств.

История создания

Стихотворение «Утёс» было написано в начале лета 1841 года, незадолго до трагической гибели М. Ю. Лермонтова. Двумя годами позже оно было опубликовано в журнале «Отечественные записки».
Мнения исследователей о том, было ли данное произведение предчувствием ухода, разделяется. Одни считают, что тема одиночества всегда волновала Лермонтова и не была чем-то новым в его творчестве, другие связывают образ утёса с окончательным осознанием того, что человеческая жизнь коротка и хрупка.

Тема одиночества – основная в творчестве Лермонтова. Ей посвящено и стихотворение “Утёс”. Он говорит о том, что лишь на короткий миг можно встретить кого-то или что-то, что вызовет в душе трепет. Все остальное время человек вынужден проводить в “пустыне”; в романтической поэзии “пустыня” символизирует глубокое одиночество.

Главная мысль, которую автор вкладывает в это небольшое произведение, заключается в том, что счастье человека всегда мимолетно.

Существует и еще одна трактовка этого произведения: считается, что поэт, используя пейзажные образы, рассказывает о взаимодействии духовного и материального миров. Так, для души, которую символизирует тучка, тело (то есть утёс) является только временным пристанищем. А вот тело без души вечно страдает. Таким образом в материальном мире гармония достигается только при условии единства духовного и телесного начал.

9-10. Система образов и центральные персонажи

В произведении всего два образа – утёс и тучка. Их же можно назвать центральными персонажами произведения. Один из них прикован к земле, огромен, неподвижен. Другой переменчив, лёгок.

Контраст утёса и тучки подчёркивает неизбежность их разлуки. Несмотря на то, что эти две сущности не похожи друг на друга, утёс грустит после расставания, он «тихонько плачет». Каменной громаде не чужды простые человеческие чувства, и в этой малости есть нечто великое.

Жанр, направление и композиция

Данное стихотворение относится к пейзажной лирике, которая у автора соответствует канонам эпохи романтизма. Природа в стихотворениях М. Лермонтова – это иллюстрация глубоких внутренних переживаний лирического героя.

Утес что это значит

В пейзажи он вкладывает собственные философские раздумья, а также воспоминания о прошлом.

В результате из-под пера поэта выходят удивительно одухотворенные и притягательные образы.

Для произведения характерен описательный тип композиции. Исходный момент лирического повествования – тучка ночует «на груди» утеса-великана. Затем она улетает, оставляя лишь влажный след на камне.

Дальнейшее развитие сюжета происходит уже в эмоциональной плоскости: утес страдает, осознавая свое одиночество. Кульминация – это слезы каменного утеса, на которые он, казалось бы, не должен быть способен.

Происходящее обусловлено сюжетными нормами романтической поэзии.

Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

Аллитерации с «з», «ч», «с» рисуют прозрачно-невесомый контур тучки, аллитерации с сочетаниями «вл», «пл» передают неподвижность и печаль утёса.

Ассонансы с гласными «у», «о», «а» расширяют пространство произведения, выражают сначала свет и радость встречи, а затем темноту и холод одиночества.

Краткий анализ стиха «Утес» Лермонтов

Вариант 1

В стихотворении М. Лермонтова «Утес» представлены два образа, противопоставленных друг другу: старый утёс и тучка, также они сопоставимы по следующим критериям: молодость – старость, беззаботность – обреченность, радость-печаль.

Если применимо к утесу использован эпитет «старый», то «имя» «тучки» говорит само за себя, уменьшительно-ласкательный суффикс «к» создает образ тучки молодой, беззаботной, более того, она очень похожа на ребенка. Временное пространство стихотворения неоднозначно. С одной стороны — действие происходит стремительно — тучка ночевала — умчалась — утес остался одинок.

Если же взглянуть более обширно, то время достаточно продолжительно. Так, тучка «ночевала на груди утеса-великана», получается, что утес-великан не просто место пребывания, а надежный кормилец, который взрастил свою подопечную, который отдал ей свою заботу, внимание. Но молодость скоротечна. Незаметно приходит старость.

Благодаря ассонансу звука «о» мы слышим вой и плач одинокого пустынника… (одиноко, он, глубоко, тихонько). Убегая, тучка оставляет «влажный след в морщине», словно живительную влагу для облегчения жизни верного, мудрого друга. К сожалению, эта влага в скорости испарится, не оставив за собой ни следа воспоминаний о молодости, радости, и останутся лишь слезы — «и тихонько плачет он в пустыне».

В первой строфе преобладает порядок слов, который помогает нам также незаметно проследовать зрительно вслед за тучкой. Заметим, как меняется структурная организация строк во второй строфе. Автор использует инверсию, особенно выделяя слова- «одиноко», «задумался», «тихонько». И мы сами вместе с утесов смотрим прощальным взглядом вослед убегающей молодости-тучки.

Плач тихий, потому как он не желает показаться слабым, беспомощным, прямым. Сочувствие автора к «переживаниям» утеса очевидны, не случайно стихотворение названо именно «утес», а не «тучка». И если образ тучки представлен красочной палитрой (золото, лазурь), то ни одной более-менее яркой краски мы не найдем при описании утеса. Здесь важнее другое — автор избегает всего напускного, поверхностного, и сосредотачивает внимание на глубоких внутренних переживаниях.

Это интересно: Краткое содержание пьесы «Васса Железнова» М. Горького.

Вариант 2

М.Ю. Лермонтов был тонкой душевной натурой. Он был способен на много в своей жизни. Огромные способности и талантами он обладал именно в литературе. Все свои мысли и размышление он записывал на бумаге.

Элегию «Утес» М.Ю. Лермонтов издал в 1841г. Это произведение относиться к последним его творениям. Оно было написано не за долго до кончины автора. Как известно жизнь лирика закончилась очень трагично и печально, на дуэли. Критики предполагают, что поэт чувствовал приход своей внезапной смерти. Именно в последних произведениях ощущаются его переживания и странные необычные думы, что ранее ему было не свойственно. Да и смысл этого произведения говорит об этом.

Лирик описывал осознанно всех героев этого произведения. Он рассказывает о своем одиночестве в этом огромном многоликом мире, сравнивает человека с утесом, а тучку золотую – несерьезным мимолетным знакомством, которое оставит отпечаток в его жизни, но это не к чему его не обязывает. Все произведение пронято глубокой тоской и печалью, каким-то непониманием. Автор как будто сопоставляет себя утесу, который печален, сиротлив, стар и уязвим.

В основе произведения лежит параллелизм между природой и человеческой жизнью, олицетворение утёса, тучки.

Главный его герой – это утес великан. Он силен, велик и могуч, но совсем не страшен, вед элегия пронизана необыкновенной добротой и радостью, чувствуется необычная ясная и настоящая чистая отрада. Этот стих маленький он состоит из двух строф, которые состоят из четырех строчек.

Вчитавшись в произведение, понимаешь, что в нем два эпических героя. Это утес – великан и тучка золотая. Эти два героя показывают двух людей с разными сущностями. Тучка золотая – это несерьезный ветреный легкомысленный человек, который воспринимает в жизни все просто, легко и беззаботно. Он радостен и не переживает о трудной жизни, его не чего не беспокоит и не за что не держится, так как у него нет не каких значимым жизненных ценностей. У

тес великан — это противоположность тучке. Его нрав совсем другой. Утес — это человек, который внешне очень сильный, смелый и могущественный, но внутри – он слаб, так как умет предано беззаветно любить и надеяться, что есть на свете добро. Этот герой верит в доброту, в моральные ценности нашего огромного мира, где многие прекратили верить во все это по-настоящему. Поэт показывает по-разному этих двух героев, которые скрываются под тучкой и великаном. Он как будто нарочно сравнивает их в своей элегии.

Это произведение мне очень понравилось. После его прочтения в моем сердце остался отпечаток грусти и печали. И когда я его перечитываю, возникает необъяснимое желание полететь к этому утесу и пожалеть его.

Это интересно: С. Есенин стихи о любви + анализ стихотворений.

Вариант 3

Произведение великого русского поэта относится к позднему периоду творчества. Лейтмотивом стихотворения “Утёс” выступает идея одиночества любви. Михаил Юрьевич Лермонтов рассказывает о том, какой бывает любовь.

В этом стихотворении перед читателем предстают два главных героя: тучка золотая и утёс-великан. Поэт предлагает своё философское видение, в котором отношения между людьми переносятся на события природы, и сквозь призму природных явлений мы изучаем мысли и чувства людей.

Герои произведения — два противоположных образа. Золотая тучка — лёгкая, летучая, очень нежная красавица. В ней раскрывается игривое настроение, легкая влюблённость и открытость этому миру. Свободная игривая тучка привлекает утёс-великан. Он большой и тяжёлый, одиноко стоящий посреди пустыни. Возможно, он один может стать другом для тучки, скитающейся над безмолвной пустыней. И между ними возникает связь, как между родственными душами. Автор пишет об отношениях тучки и утёса:

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана…

Для неё утёс стал ночным пристанищем, который мог приютить её на своей груди. Для него тучка стала мимолётным развлечением, о чём он мечтал посреди пустыни.

Пустыня стала тем местом, где встретились два живых создания, которые наполнены чувствами и способны любить. Их чувства соединились на короткое мгновение. Как будто пробежала искра, породившая тепло в груди старого утёса. Но несколько другие переживания в лёгкой непринуждённой тучке. Её мысли более лёгкие, переживания не такие глубокие. И на утро она без сожаления отправляется в дорогу, не переживая о чувствах утёса. Это видится автору так:

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Здесь мы читаем о том, насколько различными бывают чувства двух влюблённых созданий. Пусть они встретились и наполнились взаимной симпатией, но это временно. Именно о краткосрочности счастья любви плачет одинокий утёс:

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

Стихотворение вызывает сочувствие к бедному утёсу. Возможно, это автобиографические размышления, и отношения тучки и утёса раскрывают события из жизни Михаила Юрьевича.

Данное стихотворение учит нас глубже чувствовать друг друга, бережно относиться к близким людям. Это очень поучительный пример, как автору удаётся передать свои переживания, используя приём аллегории и перенося отношения между людьми на явления природы.

Уважение и признание творчества Михаила Юрьевича Лермонтова, изучение особенностей его поэзии формируют правильные отношения и воспитывают личность.

Это интересно: Краткий пересказ «Тараса Бульбы» Н.В. Гоголя.

Композиция

Это стихотворение состоит из двух строф по четыре строки. Можно сказать, что герои строф противопоставлены друг другу (веселая, легкомысленная тучка – одинокий неподвижный утёс). Лирический герой размышляет о смысле жизни, думая о природном явлении, которое, возможно, ему когда-то приходилось наблюдать. Он ищет истинную одухотворенность именно в природе, поскольку люди, по мнению поэта, давно уже не способны на высокие чувства, на искренность и настоящую духовность.

В первой строфе Михаил Юрьевич рисует простую картину: золотая тучка опускается на грудь утёса, чтобы отдохнуть там, а утром снова пуститься в путь. Ее беззаботность подчеркивается тем, что она умчалась рано, весело играя. Вторая строфа метафорически выражает главную мысль: старый утёс понял, что значит не быть одиноким, но потом лишился этой радости. Он так потрясен, что это вызывает у него не только глубокую задумчивость, но и настоящие слезы. Это тем более печально, что тело утёса еще хранит влажный след, который напоминает ему о ночном визите тучки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *