Устойчивая и длительно проявляющаяся сильная нужда человека в чем то относится к

Устойчивая и длительно проявляющаяся сильная нужда человека в чем то относится к

4.2. Профессиональная направленность личности юриста

Сущность и значение профессиональной направленности. Направленность — ведущее психологическое свойство личности, в котором представлена вся система ее побуждений к жизни и деятельности, определяющая избирательность отношений, позиций и активности.

Всякая профессиональная направленность базируется на общей направленности личности, отражающей человеческие, гражданские позиции, понимание ею смысла жизни, своего места в ней, особенности мировоззрения, жизненных идеалов, потребностей, стремлений, планов жизни и др. Она служит предпосылкой развития профессиональной направленности у сотрудников правоохранительных органов, подлежит изучению и учету при профессиональном отборе и работе с ними в процессе службы.

На пути к решению такой задачи надежной опорой, а часто и большой трудностью встает специфика уже сложившейся общей направленности у принимаемых на службу в правоохранительные органы граждан. Ее дефекты нередко становятся непреодолимым препятствием к развитию профессиональной направленности, поэтому при приеме кандидатов и обнаружении у них серьезных недостатков общей направленности уместна особая решимость.

Основные элементы профессиональной направленности. Социально-мотивационные качества первая подгруппа качеств профессиональной направленности сотрудника, юриста. Требования к ней определяются взаимосвязью внутренней политики государства и права. Право — регулятор жизни общества. Юридическая работа — государственная работа, касающаяся коренных вопросов внутриполитического характера: защиты прав, свобод и личного достоинства граждан, законности, государственной и гражданской дисциплины, борьбы с антиобщественными проявлениями, правового обеспечения жизни и развития общества. Это главное, что характеризует правоохранительную деятельность, определяет место юриста в обществе и требования к его личности. Поэтому и профессиональная направленность находится в прямой зависимости от общей направленности его личности.

Сердцевина социально-мотивационных качеств — социально зрелое мировоззрение — совокупность идей, убеждений, взглядов на жизнь и общество. Любой сотрудник органов правоохраны может успешно выполнять свою работу, лишь понимая жизнь общества, занимая общественно правильную позицию в решении профессиональных проблем, будучи полноценным гражданином своего общества, сознательным борцом за социальную справедливость, за лучшее будущего своего народа. Для него недопустимо смотреть на общество «сквозь замочную скважину» своих профессиональных болячек и путать население и честных граждан с правонарушителями, с которыми он борется.

Потребность — устойчивая и длительно проявляющаяся сильная нужда человека в чем-то. Актуализированная потребность побуждает человека к постоянному поиску средств ее удовлетворения. Сотруднику правоохранительных органов должна быть присуща острая потребность личного участия в создании и упрочении правового государства, в борьбе с преступностью, потребность посвятить свою жизнь правоохранительной деятельности, получать высокое удовлетворение от участия в ней и достигаемых положительных результатов. У сотрудника, конечно, должны быть развиты и нравственные, культурные, познавательные и иные цивилизованные потребности. Важна развитая потребность к самосовершенствованию. Уровень развития, динамика жизни и сложные проблемы современного общества требуют от каждого юриста учиться и совершенствоваться непрерывно.

Склонности, идеалы, жизненные планы и интересы определяют долговременно действующие побуждения, которые, в частности, выступают и причиной выбора юридической профессии. Для развитой направленности свойственны устойчивые характеристики их, долговременные планы службы и работы в правоохранительных органах — на всю жизнь, подлинный, глубокий интерес к поиску путей повышения эффективности борьбы с преступностью и защиты интересов граждан.

Профессионально-мотивационные качества вторая подгруппа побудительных сил сотрудника, воина внутренних войск, юриста, действующая непосредственно в процессе правоохранительной деятельности и в связи с нею, оказывающая широкое влияние как на нее, так и на конкретные поступки. Задатки этих качеств лежат в общей направленности молодого человека, принявшего решение выбрать профессию юриста. Подлинный профессионал основывает свой выбор не на меркантильных расчетах, а на понимании жизненного призвания, исходя из потребности быть на трудном участке борьбы с преступностью, желания защищать граждан, простых и честных людей от преступников.

Правосознание юриста — совокупность реально существующих у него правовых взглядов и представлений, выражающих понимание правовой действительности, знание конкретных правовых норм, отношение к ним и событиям в сфере правопорядка, деятельности правоохранительных органов. Правосознание есть у каждого гражданина, но у профессионала оно должно отличаться систематичностью, полнотой, детальностью, зрелостью, профессионализмом, глубокой осознанностью, убежденностью, основываться на научных данных. Он специалист потому, что сведущ в юриспруденции, в вопросах правопорядка. В его сознании юридические знания прочно связаны с социальными, психологическими, стали профессиональными убеждениями и ценностными ориентациями, соединились с высокоразвитым чувством права, законности и справедливости, с побуждениями к неуклонному утверждению их в своей работе. В правосознании специалиста выражается своеобразие его мировоззрения, мировосприятия и мироотношения. Очевидно, что формирование профессионального правосознания — одна из важнейших задач в формировании профессиональной направленности.

Профессиональная концепция — своеобразный элемент профессиональной направленности специалиста. Она представляет собой:

• совокупность усвоенных им профессиональных взглядов, убеждений и побуждений, выражающих понимание им целей и задач своей деятельности,

ее места в органе (подразделении), ее взаимосвязей с деятельностью других сотрудников, специалистов («образ организации»);

• понимание своих прав и обязанностей, способов и средств их реализации и достижения целей, условий, трудностей («образ деятельности»);

• понимание, с какими конкретно личностями он будет работать, как с ними строить отношения, как взаимодействовать, каких норм придерживаться («образ коллектива»).

Нередко у выпускников имеются пробелы в профессиональной концепции и особенно часто в последнем его блоке — «образе коллектива».

В пристальном внимании нуждаются учет и формирование профессиональных мотивов: к службе и избранной специальности; интереса к тонкостям профессиональной деятельности и овладения высотами профессионализма; желания всегда исходить из правомерных и деловых целей; стремления исходить из перспектив службы и связывать с ними личные планы; здоровых служебных притязаний, стремления к самовыражению и самоутверждению и др.

Жизнь вносит свои коррективы в направленность, которые не всегда благоприятны. Так, исследования мотивов профессионального выбора у поступающих ныне в образовательные учреждения МВД и их сравнение с данными 70—80-х годов показало, 1 что реже отмечаются романтический аспект, семейная традиция, влияние воинской службы, содержательный интерес к профессиональной работе и, наоборот, приобретают больший вес такие мотивы как поиск выхода из трудных экономических и бытовых условий, сильная неудовлетворенность прежней работой, необходимость иметь свободное время для каких-то занятий (спорт, учеба, хозяйство).

На первое место переместился такой мотив, как возможность иметь льготы, хороший заработок, чувствовать себя в безопасности, изменить свой характер, стать увереннее. Такие изменения, подтверждаемые и другими исследованиями, обязывают повысить внимание к вопросам изучения, оценки и развития системы мотивации у всех работающих в правовой системе.

Правильно развитая направленность личности — обязательное условие пригодности к работе в правоохранительных органах (рис. 4.3). Без его должного развития вся работа с сотрудниками, их профессиональное обучение и профессиональное образование как «юридических технократов» могут принести только вред, формируя искусного вымогателя, формалиста, чиновника, безразличного ко всему, кроме личного интереса, и приносящего урон делу борьбы с преступностью, защиты прав граждан, авторитету норм права. Дефекты профессиональной направленности — главная причина профессиональной деформации, возникающей у части практических работников.

Весь комплекс работы с персоналом, организации его службы и работы достигает нужных результатов в развитии профессиональной направленности, если помимо чисто правовых знаний, навыков и умений он формирует глубоко осознанную, зрелую, активную профессиональную позицию, основанную на правильном понимании предназначения правопорядка и юридической работы в современной России, преданность ей и стратегию действий, отвечающую вызовам времени и социальным ожиданиям общества. Каждый шаг любого руководителя, работника кадрового аппарата должен быть ориентирован на такой результат. На результате очень сильно сказывается и вся система жизни и деятельности правоохранительных органов, ее духовность и материальная обеспеченность, ибо человек всегда воспитывается не словами, а реальностями, делами, всей жизнью и ее особенностями.
Устойчивая и длительно проявляющаяся сильная нужда человека в чем то относится к

Рис. 4.3. Профессиональная направленность личности сотрудника органов внутренних дел (по С.А. Гонтарю) 2

Основные виды устремлений профессионала-юриста. Представленные на рис. 4.3, они включают устремления: 1) на профессиональную деятельность в правовой системе, 2) на работу в конкретном правоохранительном органе, службе, по специальности, 3) на законные способы и методы работы, 4) на самосовершенствование. Их развитие необходимо осуществлять во взаимосвязи и вместе с тем специально по цепочке: знания — взгляды — убеждения — ценностные ориентации — установки — специальные навыки и умения — привычки — качества. Формирование их во многом — общая задача, но в каждом юридическом органе (службе) она приобретает черты особенной. Узловая задача — развитие тех элементов, которые выражают несокрушимое уважение к закону и пользованию средствами и методами работы, отвечающими в полной мере и всегда требованиям законности. Все нелады с законностью, которые встречаются у некоторых работников органов правоохраны, имеют свое первоначало в дефектах этих элементов профессиональной направленности юриста.

Источник

Устойчивая и длительно проявляющаяся сильная нужда человека в чем то относится к

Устойчивая и длительно проявляющаяся сильная нужда человека в чем то относится к

Устойчивая и длительно проявляющаяся сильная нужда человека в чем то относится к

Роза Кошка запись закреплена

Лекция 1. Юридическая психология как наука

Какой ученый ввел термин «юридическая психология»?
Ваш ответ : Э.Клапаред
Верно!

Какой из ниже перечисленных разделов не входит в структуру юридической психологии?
Ваш ответ : клиническая психология
Верно!

Наука, изучающая отражение в сознании людей правозначимых сторон действительности, психологических аспектов правопонимания и правотворчества, называется:
Ваш ответ : правовая психология
Верно!

Правовые отношения — это:
Ваш ответ : моральные отношения в жизни и деятельности
Верно!

Для личности с устойчивым правомерным поведением какой из нижеперечисленных мотивов будет ведущим:
Ваш ответ : общественный, государственный мотив
Верно!

К фоновым факторам, влияющим на правовую психологию людей, из ниже перечисленных относятся:
Ваш ответ : общественная психология, характерная для населения страны, региона, населенного пункта, группы
Верно!

К криминогенным факторам, влияющим на правовую психологию людей, из ниже перечисленных относятся:
Ваш ответ : криминализация телевизионных передач: культ силы и насилия, жестокости, неуважения к человеку; пропаганда необходимости самозащиты любыми средствами; социальная дифференциация молодежных групп по образцу уголовных, «дедовщина» и др.
Верно!

Каково влияние средств массовой информации на правовую психологию населения?
Ваш ответ : значительное
Верно!

Какие из нижеперечисленных функций призваны выполнять СМИ в процессе правовой социализации человека?
Ваш ответ : распространение правовой культуры
Верно!

Лекция 2. Криминальная психология

Личная причастность лица, совершившего противоправное общественно опасное деяние, осознающего последствия такого деяния, это:
Ваш ответ : вина
Верно!

Принципы реализации юридической ответственности:
Ваш ответ : справедливость, целесообразность, законность
Верно!

Могут ли психические аномалии являться факторами детерминирующими любое преступное поведение?
Ваш ответ : иногда
Верно!

Может ли человек с легкой степенью умственной отсталости (стадия дебильности при олигофрении), совершать преступления?
Ваш ответ : да
Верно!

Какой фактор является возможной детерминантой насильственного преступного поведения, с психологической точки зрения?
Ваш ответ : отвержение ребенка родителями, особенно матерью
Верно!

Насильственные преступники по сравнению с другими людьми:
Ваш ответ : более эмоциональны
Верно!

Преступные группы состоящие из нескольких десятков человек, каждый участник которой имеет узкую специализацию Видом их деятельности являются такие преступления, как устойчивый рэкет, контрабанда и наркобизнес. Такие группы теснейшим образом связаны с управленческим аппаратом, называется.
Ваш ответ : среднеорганизованная
Верно!

Приобретенные человеком физические, психические и социальные черты и признаки, которые могут сделать его предрасположенным к превращению в жертву преступления, называется:
Ваш ответ : виктимность
Верно!

Что является глубокой, неосознаваемой, психологической причиной виктимности?
Ваш ответ : чувство вины
Верно!

Лекция 3. Психология личности юриста

Устойчивая и длительно проявляющаяся сильная нужда человека в чем-то, это:
Ваш ответ : потребность
Верно!

Морально-психологические установки и ценностные ориентации, это:
Ваш ответ : компонент, выражающий превращение моральных знаний в личностное образование, во внутреннее принятие личностью моральных норм, приобретение ими личностного смысла
Верно!

Такие качества как, высокоразвитое чувство долга, чести, ответственности относится к:
Ваш ответ : общим способностям юриста
Верно!

Профессионально-психологическая устойчивость, это:
Ваш ответ : устойчивостью именно к специфичным для их профессиональной деятельности стрессогенным факторам
Верно!

Повышенная нервно-психическаю чувствительность к различным факторам внешнего воздействия, это:
Ваш ответ : сенситивность
Верно!

Повышенная психическая напряженность деятельности предъявляет ряд требований к качествам психики следователя, одно из них:
Ваш ответ : нервно-психическая устойчивость
Верно!

Показателем индивидуального образа поведения лица, совершившего преступление, является:
Ваш ответ : мотивация
Верно!

Эвристика в следственно-поисковой деятельности, заключается в:
Ваш ответ : поиске выбора оптимального направления при сужении зоны поиска, это выбор минимального числа средств для достижения максимального познавательного результата
Верно!

Психологическое принуждение – это:
Ваш ответ : психологический прием, целью которого является преодоление отрицательных установок и противодействия, убеждение допрашиваемого в необходимости дачи правдивых показаний
Верно!

Приемы неправомерного психологического воздействия:
Ваш ответ : унижение чести и достоинства участников процесса
Верно!

Лекция 4. Психологические технологии в правоохранительной деятельности

Информационный выпад или «психологический укол» в юридическом общении – это:
Ваш ответ : намеки и заявления, что у юриста имеется уличающая его информация, но она временно не предается огласке, ибо в интересах гражданина самому сообщить ее, а запирательство бессмысленно
Верно!

Психологическое воздействие — это
Ваш ответ : преднамеренное, целенаправленное вмешательство в процессы психического отражения действительности другого человека в отличие от психического, которое может происходить и без выраженного желания воздействующего субъекта и даже в его отсутствие
Верно!

Основные принципы психологического воздействия:
Ваш ответ : законности, научности, целесообразности
Верно!

Невербальное поведение человека, скрывающего какие-либо обстоятельства или обманывающего других людей, может проявляться в:
Ваш ответ : действиях и поступках
Верно!

Специальное устройство, применяемое при диагностики лжи:
Ваш ответ : полиграф
Верно!

Аффект — это:
Ваш ответ : бурно протекающая эмоциональная вспышка, захватывающая всю личность и ощутимо влияющая на поведение человека
Верно!

В отношении свидетелей и потерпевших СПЭ проводится для:
Ваш ответ : определения способности, с учетом индивидуально-психологических и возрастных особенностей, уровня психического развития, правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания
Верно!

Лекция 5. Психологические особенности профессионально-юридических действий

Когда устанавливается психологический контакт при допросе:
Ваш ответ : в начальной стадии
Верно!

Какой прием из нижеперечисленных используется, при воздействии на положительные стороны личности допрашиваемого;
Ваш ответ : эмоционального воздействия
Верно!

Изобличительная сила очной ставки выражается в:
Ваш ответ : в непосредственном впечатлении, которое оказывает живая речь одного ее участника на другого
Верно!

Как влияют особенности профессиональной деятельности личностных качеств сотрудников работающих с осужденными:
Ваш ответ : возникают профессиональные деформации
Верно!

Исправительные учреждения имеет целью реализовать следующие основные функции:
Ваш ответ : карательную, воспитывающую и обеспечивающую
Верно!

Одним из проявлений профессиональной деформации работников органов правопорядка, является:
Ваш ответ : перенос своей служебной роли, профессиональных навыков и установок во внеслужебные отношения
Верно!

Какой из нижеперечисленный факторов, влияющих на профессиональную деформацию, относится к социально-психологической группе:
Ваш ответ : неблагоприятное влияние ближайшего социального окружения вне службы
Верно!

Источник

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователеманна УДАРЦЕВА

Похожие презентации

Презентация на тему: » Служебный долг сотрудника правоохранительных органов является нравственным в его объективном и субъективном выражении. Моральная ценность объективного.» — Транскрипт:

2 Служебный долг сотрудника правоохранительных органов является нравственным в его объективном и субъективном выражении. Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачи: защиты прав и свобод личности, обеспечению безопасности своей страны, укреплению правопорядка. Однако потенциальные возможности служебного долга могут проявиться только в том случае, если они дополняются субъективно нравственным отношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь.

3 Должность государственной гражданской службы, предоставляет государственному служащему определенный социальный статус, общественное положение, давая возможность проявления профессиональных и личностных качеств, накладывая на него определенные обязанности, вытекающие из специфики государственной службы, одновременно находится в структуре личных интересов служащего, в основе его социальных мотиваций, действий и поступков

8 Сотрудники правоохранительной сферы не могут считаться подготовленными к практической деятельности, не обладая необходимыми профессионально значимыми качествами личности, а также соответствующей мотивацией на службу. Именно им приходится иметь дело с наиболее сложным в социальном отношении контингентом, для которого характерно наличие асоциальных установок, неуправляемость, агрессивность, скрытный характер преступной деятельности, противоборство и враждебное отношение к представителям власти.

9 Жизнь вносит свои коррективы в направленность, которые не всегда благоприятны. Так, исследования мотивов профессионального выбора у поступающих ныне в образовательные учреждения ОВД и их сравнение с данными х годов показало, что реже отмечаются романтический аспект, семейная традиция, влияние воинской службы, содержательный интерес к профессиональной работе и, наоборот, приобретают больший вес такие мотивы как поиск выхода из трудных экономических и бытовых условий, сильная неудовлетворенность прежней работой, необходимость иметь свободное время для каких-то занятий (спорт, учеба и т.д. )

10 На первое место переместился такой мотив, как возможность иметь льготы, хороший заработок, чувствовать себя в безопасности, изменить свой характер, стать увереннее. психология человека такова, что его потребности постоянно растут, и если вчера определенный уровень оплаты труда способствовал повышению заинтересованности работника в результате своего труда, то уже сегодня тот же уровень заработной платы может привести, напротив, к халатному отношению к своей работе. Поэтому, помимо материального стимулирования трудовой деятельности персонала, внимание следует уделять и методам морального стимулирования.

11 Средством мотивации могут служить не только деньги, но и все, что способствует укреплению у человека чувства самоуважения. Морально-психологические методы стимулирования включают следующие основные элементы: создание условий, при которых люди испытывали бы профессиональную гордость за то, что лучше других могут справиться с порученной работой, причастность к ней, личную ответственность за ее результаты, ощущали бы ценность результатов, конкретную их важность для кого-то;

12 Необходимо упомянуть еще одну форму мотивации, которая, по существу, объединяет в себе все рассмотренные выше. Речь идет о продвижении в должности, которое дает и более высокую заработную плату (экономический мотив), и интересную и содержательную работу (организационный мотив), а кроме того отражает признание заслуг и авторитета личности путем перевода в более высокую статусную группу (моральный мотив)

13 В условиях, когда самооценка у представителя исполнительной власти не находит опоры в социуме, когда его оценка постоянно низка в сравнении с самооценкой, когда постоянно блокируется реализация двух фундаментальных потребностей потребность в признании и самовыражении, развивается резкое ощущение личностного дискомфорта. Одним из распространенных путей решения этой проблемы является уход сотрудника из органов, примыкание к каким-либо противозаконным группировкам, совершение противозаконных дел, что, возможно, приводит к удовлетворению потребности в признании и самовыражении. Причем группа, в которую попадает сотрудник правоохранительных органов, может иметь как нормативную, так и контр нормативную шкалу ценностей.

14 Что касается удовлетворенности основных потребностей, то у людей самодостаточных удовлетворены такие потребности, как потребность в признании и самовыражении. У неуверенных в себе не удовлетворены материальные потребности, потребности в межличностном общении и безопасности, что само по себе говорит о том, что неуверенные в себе сотрудники не умеют налаживать контакт с окружающими.

15 К сотруднику правоохранительных органов как представителю власти, наделённому определённым кругом правовых полномочий, предъявляются довольно высокие требования как в морально-этическом, так и в психологическом плане. Профессиональная компетентность сотрудника правоохранительных органов есть интегративное свойство личности субъекта специализированной деятельности, выражающееся в совокупности интериоризированных социально- и личностно-значимых компетенций в системе правоохранительной деятельности

16 Психологические особенности профессиональной компетентности непосредственно воздействуют на уровень профессионализма сотрудника правоохранительных органов. В процессе профессиональной деятельности сотрудникам правоохранительных органов необходимо создавать оптимальные условия для функционирования данных личностных свойств.

17 Механизм морального влияния тоньше и действеннее правового регулирования. Нравственные требования обращены к совести человека, связаны с саморегуляцией поступков, осознанием своего долга, чувства справедливости. Они ориентированы на сознательное и добровольное следование моральным принципам и нормам. Следует подчеркнуть достаточную гибкость наших законов, как правило, позволяющих их исполнителю выбрать из набора альтернатив наиболее целесообразное, справедливое решение. В осуществлении этого выбора определяющую роль, как раз, и играют нормы морали, нравственное сознание.

18 Нравственное сознание имеет в центре стержневой нравственный принцип, который вместе с другими элементами характеризует исходную моральную позицию личности. Таким стержневым принципом нравственного сознания сотрудников правоохранительных органов является принцип законности, следование которому не только служебная обязанность, но и моральный долг.

19 Сотруднику правоохранительных органов следует постоянно воспитывать в себе умение нравственного мышления, нравственного анализа ситуации, для того, чтобы в каждом конкретном случае определить соответствие своих действий нравственной допустимости. Нравственная воспитанность сотрудника должна быть его профессиональным качеством, позволяющим ему осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы в ней профессиональный интерес не утратил нравственные ориентиры.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *