Устные источники что это
Каковы устные источники? (с примерами)
устные источники неписаные документы, которые могут содержать историческую или документальную информацию, широко используемые исследователями из разных дисциплин.
Устные источники или передача знаний, переданных голосом, позволили многим историям и ценной информации продержаться годами..
Благодаря этому маршруту они могли даже достичь ушей писцов, которые на протяжении веков отвечали за перевод знаний на бумагу в неграмотных обществах..
Устные источники в области историографии во многих случаях были взяты с осторожностью, и их изучение и критика перед их использованием требуется.
соображения
Устные источники или устная история является частью так называемой исторической науки или историографии, являясь средством познания для изучения прошлого.
Эта традиция позволила поколениям сохранять интересные данные о многих аспектах жизни: мифы и легенды, исторические события, такие как войны и праздники, и природные явления, такие как землетрясения или извержения вулканов.
Также были сохранены описания вымерших животных, использования лекарственных растений и других соответствующих элементов, характерных для деятельности человека..
3 основных типа устных источников
Есть несколько типов устных источников. Существуют прямые и косвенные свидетельства и устные традиции, которые в свою очередь делятся на пословицы, песни, рассказы, легенды, мифы и истории из жизни..
1- Прямые свидетельства
пример
При опросе человека и записи с помощью камеры или рекордера. Это повествование впоследствии транскрибируется или может оставаться в качестве аудиовизуального источника и может быть преобразовано в автобиографию.
2- Косвенные свидетельства
пример
Когда шаман или целитель сообщает информацию о лекарственных растениях, переданную его родителями, бабушкой и дедушкой.
3- Устные традиции
Устные традиции являются одним из самых ценных источников для изучения истории.
Благодаря этому цепочка передачи информации движется в течение нескольких десятилетий и даже столетий. Устные традиции состоят из высказываний, песен, историй, легенд, мифов и жизненных историй..
поговорки
Нефтеперерабатывающие заводы являются одной из традиций, которые имеют тенденцию меняться меньше. Все виды информации извлекаются из этих заявлений.
пример
С поговоркой «каждая свинья получает свое Рождество», можно определить, что группа людей, как правило, потребляет свинину во время определенной даты или праздника. Начиная с устного источника, извлекается конкретная информация.
Песни, рассказы, легенды и мифы
С песнями, рассказами, легендами и мифами вы также получаете ценную информацию о жизни и убеждениях народов и сообществ.
пример
Эпические стихи, как это из Беовульф, Пой о нибелунгах, Кантар-дель-Мио Сид или «Песнь о Ролдане», повествуйте сказочные истории, которые, возможно, передавались косвенными свидетельствами в течение нескольких поколений, пока они не были переведены как рукописи.
Истории из жизни
Наконец, с историями жизни, опыт человека может быть реконструирован. Оттуда может быть разработан биографический метод, который является частью качественного исследования в области социальных наук.
пример
С историями жизни и посланиями, написанными апостолами о жизни Иисуса из Назарета, можно восстановить жизнь самой важной фигуры христианства.
Устные источники: понятие, виды и примеры
Содержание:
Устные источники или передача знаний, передаваемых голосом, позволили многим историям и ценной информации сохраняться годами. Этим путем они могли даже достичь ушей писцов, которые веками отвечали за перевод знаний на бумагу в неграмотных обществах.
Устные источники в области историографии во многих случаях используются с осторожностью, и их изучение и критика требуются перед их использованием.
Соображения
Устные источники или устная история являются частью так называемой исторической науки или историографии, являясь средством познания для изучения прошлого.
Эта традиция позволила на протяжении поколений сохранять интересующие данные о различных аспектах жизни: мифах и легендах, исторических событиях, таких как войны и праздники, и природных событиях, таких как землетрясения или извержения вулканов.
Также были сохранены описания вымерших животных, использования лекарственных растений и других соответствующих элементов, характерных для деятельности человека.
Основные типы устных источников
Есть несколько типов устных источников. Существуют прямые и косвенные свидетельства и устные предания, которые в свою очередь делятся на высказывания, песни, рассказы, легенды, мифы и истории жизни.
— Прямые отзывы
пример
Когда у человека берут интервью и записывают его на камеру или магнитофон. Это повествование позже будет транскрибировано или может остаться в качестве аудиовизуального источника и может быть преобразовано в автобиографию.
— Косвенные отзывы
пример
Когда шаман или целитель рассказывает информацию о лекарственных растениях, которую ему передали его родители, бабушки и дедушки.
— Устные традиции
Благодаря им цепочка передачи информации перемещается на несколько десятилетий и даже столетий. Устные традиции состоят из высказываний, песен, историй, легенд, мифов и историй жизни.
Поговорки
пример
С помощью поговорки «Рождество приходит к каждой свинье» можно определить, что группа людей привыкла есть свинину во время определенного дня или праздника. Из устного источника извлекается конкретная информация.
Песни, рассказы, легенды и мифы
С помощью песен, историй, легенд и мифов вы также получите ценную информацию о жизни и верованиях народов и сообществ.
пример
Эпические стихи, подобные стихотворению Беовульф, то Песня о нибелунгах, то Песня моего Сида или Cantar de Roldán, они рассказывают невероятные истории, которые, возможно, передавались косвенными свидетельствами из поколения в поколение, пока не стали рукописями.
Истории из жизни
Наконец, жизненные истории могут реконструировать собственный опыт человека. Отсюда можно разработать биографический метод, который является частью качественного исследования в социальных науках.
пример
С помощью жизнеописаний и посланий, написанных апостолами о жизни Иисуса из Назарета, можно было реконструировать жизнь наиболее важной фигуры христианства.
Примеры устных источников
Марселеса
Официальный гимн Франции с 1795 года является прекрасным устным источником, чтобы понять контекст галльской страны в те годы. Если перестать читать и интерпретировать текст, то следует, что в то время, когда он был написан, Франция находилась в военном конфликте (против Австрии). В этом случае это источник из устной традиции.
Ричард Никсон Отставка
Эта запись является прямым свидетельством, являясь устным источником, в котором собрано много информации о президенте и его законодательном органе.
Ссылки
Можем ли мы получить психоделические переживания из-за эффекта плацебо?
Устные источники что это
Исторические источники
1. Что такое исторический источник.
Чтобы составить представление об историческом факте событии историк исследует, изучает, анализирует исторические источники.
Количество исторических источников безгранично, но число сохранившихся от различных исторических периодов неодинаково. Чем ближе исторический период к нашему времени, тем больше количество исторических источников.
2. Виды исторических источников
Существует несколько видов исторических источников. Два из них: вещественные и письменные – являются основными.
Дадим краткую характеристику этим источникам.
Подумайте, какие достоинства и недостатки есть у каждого из этих исторических источников.
Вещественные источники
Письменные источники
К ним относятся деловые документы, письма, межгосударственные договоры, научные труды, религиозные записи и книги, летописи, хроники, письма, дневники и другие, написанные или напечатанные тексты. Эти источники позволяют историку ответить на основные вопросы для описания исторического факта.
Более подробно об этих источниках мы поговорим на следующих занятиях
Антропологические источники
Антропология – наука о происхождении человека. Это останки людей (то, что осталось от их тел), сохранившиеся с древних времён до наших дней. Исследуя их можно попытаться воссоздать облик человека. Так М.М. Герасимовым по окаменевшему черепу был восстановлен облик первобытного мальчика и реконструированы образы русских князей Ярослава Мудрого и Андрея Боголюбского.
Устные источники
К ним относятся передававшиеся из поколения в поколение рассказы, предания (от слова «передавать»), былины, легенды и мифы о богах, героях и важных событиях, человеческих отношениях, сказки, народные песни и т.д. Мифы и легенды, зачастую несут информацию о реальных событиях и личностях. Так прообразом героя русских былин Добрыни был дядя князя Владимира Святого – Добрыня Никитич, вполне возможно, что герой мифов Дедал (строитель лабиринта на Крите) – так же реальное лицо. Требуют кропотливого анализа, выделения возможных фактов.
Этнографические источники
Греческое слово «этнография» означает «описание народа». К ним относятся обряды, обычаи, традиции, праздники, вещи, правила поведения, возникшие в прошлом, но сохранившиеся и используемые в наше время. Например: изучая жизнь и обычаи некоторых племен Центральной Африки, островов Тихого океана, бушменов Австралии ученые могут сделать предположения о том, как люди жили в период первобытного строя.
Источники нового времени
Природно-географические источники
К ним относятся природные и географические объекты (горы, равнины, реки и др.) связанные с какими либо произошедшими событиями.
Гора Олимп. По мифам место жительства греческих богов.
Художественно-изобразительные источники
И. Е. Репин. «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года…» 1903 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
3. Всем ли источникам можно верить.
Основными задачами историка при работе с историческими источниками является установление времени их появления (датировка источника), а так же их подлинности, достоверности.
К сожалению не всем источникам можно доверять. Почему?
Многие древние писатели сообщали о том, чего не видели собственными глазами, передавали слухи, услышанные от других и не всегда правдивые. Они хотели как можно лучше, точно и полно описать события, но не могли этого сделать. Это вынужденные ошибки.
Изображения существ, живших по рассказам древних путешественников в далеких странах.
Ошибаться могут и ученые: неверный перевод фразы или слова может исказить смысл, какого либо документа; неверная датировка находки – привести к неправильному определению времени, когда произошло событие.
Имя Генриха Шлимана известно многим. Он отыскал знаменитые в древности города Трою и Микены, провел там раскопки. Находки, сделанные Шлиманом, поразили весь мир. Однако Шлиман не имел археологического образования и поэтому совершил множество грубейших научных ошибок, в частности неверно датировал находки.
Генрих Шлиман. Раскопки Генрихом Шлиманом Трои
Но кроме ошибок существуют и умышленные подделки, фальсификации.
В прошлом богатые люди, чтобы прославить свой род, выдумывали себе героических предков, которые будто бы совершали в древнюю пору великие подвиги.
Правители приказывали удалять из документов, хроник и летописей факты их не устраивающие, записывать события в выгодном им свете.
Лже-ученые, чтобы прославиться и/или разбогатеть; некоторые представители власти и даже церкви, чтобы утвердить и навязать людям свои взгляды, идеологию – шли раннее и идут сегодня на создание подделок, умышленное искажение фактов и документов.
Римский Папа Стефан II (слева). При нем в 8 веке был составлен фальшивый документ «Константинов дар» согласно которому римский император Константин (справа) в 4 в. якобы уступил Папам светскую власть над Римом.
Все это приводит к искажению истории, мешает честным ученым.
Для примера: в конце 19 века было большое количество фальшивых «археологических находок». Поэтому ученый мир посчитал испанского археолога Саутуола, нашедшего наскальные рисунки в пещере Альтамира, мошенником. И ученому пришлось долго отстаивать свое честное имя.
Запомните
А теперь давайте проверим, как вы ответили на вопрос о достоинствах и недостатках исторических источников.
Устные исторические источники
Устные исторические источники
Как одно из новейших направлений исторического исследования, устная история базируется на использовании источников устного происхождения. Их видовая самостоятельность не вызывает сомнений. В современной исторической науке к историческим источникам принято относить все свидетельства прошлого, запечатлевшие культурные смыслы, образы, варианты своего времени и попавшие в сферу внимания исследователя[8]. Таким образом, устный исторический источник отвечает представлениям об источниках.
За рубежом существует очень широкий спектр толкований понятия устных источников. Например, они определяются как «неформальные разговоры о „старых временах“ среди членов семьи, соседей или коллег по работе», «истории, рассказанные кем-либо о прошлых и настоящих впечатлениях» или «записи интервью с людьми, обладающими важной и полезной информацией», и т. д. 1 Объединяет все определения прежде всего хронологическая ограниченность оценок или описания прошлого собственным эмпирическим опытом рассказчика. С учетом того, что фундаментом исторического познания являются исторические источники, на основе информации которых историк воссоздает образ прошлого, с помощью устных исторических источников в разных вариантах и интерпретациях воссоздается доступное по времени недавнее прошлое — как правило, события, явления и процессы новейшей истории.
Следовательно, он дает историку информацию, как жизненный опыт и политика влияют на оценку исторического прошлого и как историческое прошлое влияет на ход и содержание текущих исторических процессов.
По нашему мнению, историк-исследователь может работать с разными видами устных источников: и историческими (устный исторический источник), и фольклорно-этнографическими (устная традиция), и социологическими (биография и материалы социологического мониторинга). Основанием к этому служит сама природа источника — устность, а также базовые компоненты и закономерности его формирования и функционирования: переосмысление реальных событий через внутренний мир человека и его жизненный опыт, обусловленное традиционностью мировоззрения, ментальностью, особенностями личности носителя информации и т. д. Но как профессионал он не только фиксирует готовые формы устной традиции, но прежде всего целенаправленно сам создает источниковую базу по интересующим его историческим темам, проблемам, исследованиям, обращаясь к непосредственным участникам и очевидцам.
Устный историк относится к созданию источника как исследователь, осознающий его непреходящую значимость и изначально предполагающий его использование другими поколениями историков через формирование устного архива. Традиция летописания повлияла на ответственное отношение историков к созданию источников. Собственно, как Нестор писал «Повесть временных лет», как историки-монахи писали средневековые хроники, используемые современными исследователями, так и современный устный историк работает не только на себя, но и на будущее, фиксируя устные рассказы и свидетельства. Это отражено во многих определениях устной истории, в частности в определении Колумбийского офиса устноисторических исследований: «Устноисторическое исследование — это записанный на пленку разговор. Для того, чтобы получить конечный вариант, необходимо затратить много времени, но, используя, технические средства, мы можем создать документ высокой ценности как для себя, так и для тех, кто придет после нас»[12].
Одним из спорных вопросов в определении видовых признаков устного источника является его форма. Одни авторы считают устным историческим источником только саму аудио-или видеозапись как подлинный первоисточник, позволяющий слышать и видеть, что сказал, хотел сказать и даже показать человек, пытаясь донести до собеседника собственную позицию, оценку событий и собственные представления. Поэтому они говорят о работе историка с фоно- или видеоматериалами интервью, без рукописного текста — транскрипта устного источника, во избежание его психологического воздействия. Больше всего они выступают против неизбежного влияния транскрибирующего человека на авторскую устную информацию в процессе перевода устной речи в письменную.
Как видим, в историографии устной истории сложился значительный разброс в названиях устноисторических источников. Часть авторов, акцентируя внимание на форме их хранения, называют их «аудио» и «фоноисточниками». Близко к ним стоит определение «звуковой источник». В отечественную практику эти термины пришли в 1970-е гг. через архивоведение. Именно архивисты первыми освоили зарубежный опыт, поставили вопросы о признании и создании устных источников как аудиодокументов.
В 1990-е гг. устный источник стал прочно ассоциироваться с материалами интервью. Благодаря деятельности Е. С. Сенявской, считающей, что наибольшее влияние на формирование источников устной истории оказала социология, появился термин «историко-социологический источник»; близко к ним стоит термин, используемый московскими исследователями, — «материалы исследовательского интервью». На наш взгляд, наиболее адекватным является введенный и используемый нами термин «устный исторический источник», который отличается от «устного источника». Первый не существует в готовом виде, а создается историком с помощью опроса (как правило, научно оформленные материалы интервью, беседы, расспроса и т. д.), а второй является продуктом устной традиции или устного народного творчества и существует в готовом оформленном виде (предания, легенды, присловья, были и т. д.).
Что касается места устных исторических источников в Источниковой классификации, то представляется возможным отнести их к группе «документов личного происхождения» как самостоятельную разновидность. Особенность устного исторического источника состоит в том, что он содержит двойную информацию: фактологическую и оценочную. В отношении фактологической достоверности устных источников между историками идет спор, существует мнение об их ненадежности, отсутствии репрезентативности, объективности. Нельзя отрицать, что устные рассказы отражают историческую реальность лишь в том виде, в каком она «преломилась» в сознании очевидцев. Необходимо учитывать возможное искажение фактов (дат, имен, хронологической последовательности). Можно согласиться, что память «не дружит» с фактами в силу забывчивости людей, их предвзятости, избирательности в восприятии информации, подверженности влиянию политической или идеологической конъюнктуры. И тем не менее сведения, полученные методом опроса, могут стать отправной точкой для изучения нового, неизвестного в истории какой-либо территории, места, общества.
Необходимо подчеркнуть, что в устных исторических источниках наибольший интерес представляют все же не сами факты, а их оценки, представления о них, а также социокультурная, этноконфессиональная, ментальная и психологическая информация, отраженная в эмпирическом опыте человека — участника исторических событий, явлений, процессов. На современном этапе развития истории признается, что взгляды, жизненные установки, индивидуальные и массовые мнения индивида и самостоятельных социальных групп являются такими же движущими силами истории, как и экономические факторы (производительные силы, производственные отношения). Очень часто события разворачивались тем или иным образом именно благодаря взглядам человека, традициям общества, взаимоотношениям между людьми, настроениям.
Читайте также
Глава IV. Устные исторические предания славян в первых историографических сочинениях
Глава IV. Устные исторические предания славян в первых историографических сочинениях Мифология, подобно отсеченной голове Орфея, продолжает петь даже после смерти, и пение ее доносится издалека Карл Густав Юнг Искусство и ремесло памяти (мнемонические приемы, способы
Исторические источники, что сообщают нам о первом переходном периоде в истории Древнего Египта :
Исторические источники, что сообщают нам о первом переходном периоде в истории Древнего Египта : Манефон – египетский историк, верховный жрец в Гелиополе. Жил в царствование фараона Птолемея Первого (305-285 гг. до н.э.). Автор истории Египта на греческом языке.Туринский
Исторические источники
Исторические источники Люди изучают историю в школе и в университете, читают исторические романы и смотрят фильмы. Некоторые люди на вопрос, откуда они взяли, что Александр Невский был невероятный герой, а царевич Алексей — мерзкий предатель, непринужденно отвечают: «В
УСТНЫЕ ИСТОЧНИКИ ГЕРОДОТА
УСТНЫЕ ИСТОЧНИКИ ГЕРОДОТА Я обязан сообщать все, что мне передают, но верить всему не обязан. Геродот Четвертая книга «Истории» Геродота — «Мельпомена» очень пестра по своему составу. Тематически она относится к событиям конца VI в.: фракийский и скифский походы Дария I
Жития Оттона, как исторические источники
Жития Оттона, как исторические источники Жизнь еп. Оттона, обильная и внешними происшествиями и многими подвигами нравственного величия, после его смерти (в 1139 г.), недолго оставалась предметом одних устных признательных воспоминаний: еще были в живых его товарищи,
Исторические источники
Исторические источники В 121 году, когда родился Марк, Тацита уже наверняка не было в живых. Историк-консул свел все счеты с прошлым, и это были счеты не сенаторской касты, как часто говорят, а образованного общества, которому хотелось видеть главу государства серьезным и
Испанские исторические источники
Испанские исторические источники Среди наиболее важных свидетельств о народе майя имеются рассказы тех людей, которые участвовали в завоевании и по этой причине стали первыми европейцами, открывшими майя. Еще более важны хроники, написанные теми, кто прибыл в страну
Индейские исторические источники
Индейские исторические источники Нередко передача творений на родном языке осуществлялась индейцами в устной форме, без какой-либо записи; иногда тексты записывались иероглифическими знаками. Монахи, люди более умные и образованные, чем конкистадоры и энкомендеро, для
УСТНЫЕ ИСТОЧНИКИ И КОММЕНТАРИИ
УСТНЫЕ ИСТОЧНИКИ И КОММЕНТАРИИ Они различны, во всех случаях не приводят доказательств, но в большинстве случаев поступили от бывших сотрудников советской госбезопасности.Наиболее общий мотив ареста Рауля Валленберга, что также указывалось советскими военными
2.2. Письменные исторические источники в историческом познании
2.2. Письменные исторические источники в историческом познании Начнем рассуждение с аксиомы: мы – внутри культуры, которой свойственен определенный (но не единственно возможный) тип социальной памяти – казуальный по содержанию, письменный по механизму фиксации,
3) Устные источники Пискаревского летописца
3) Устные источники Пискаревского летописца Первые исследователи Пискаревского летописца О. А. Яковлева[202] и М. Н. Тихомиров[203] считали, что в основе многих статей Пискаревского летописца, содержащих сведения об опричнине, лежат устные предания, слухи, основанные на
Глава 6. Устные источники
Глава 6. Устные источники § 1. Языковые семьи и группыВ мире насчитывается более трех тысяч языков, из них изучено и описано 2796. Родственные по словарному фонду и грамматическому строю языки объединяются в языковые группы и подгруппы. Сходные группы составляют языковые
- на чем можно экономить чтобы накопить деньги
- какое животное плавает на спине с детенышем