Устаревшие слова воротился старик ко старухе что ж он видит

Конспект урока по русскому языку Тема Устаревшие слова

Цель: 1. Познакомить учащихся с термином «Устаревшие слова», научить работать с ним на примере конкретных текстов.

2. Формирование орфографической зоркости.

3. Воспитание поликультурной личности

2. Этап подготовки к активному восприятию материала

А) Фронтальный опрос

— Лексическое значение слова

— Грамматическое значение слова

-Общеупотребительная лексика, диалектная, профессиональная

Б) упр 213, 214 устно

1. Историзмы – это такие устаревшие слова, которые обозначают явления и предметы, ушедшие из жизни:

1). Названия старых мер длины, веса: аршин, вершок, сажень.

2). Старинной одежды и обуви: армяк, кафтан, камзол.

3). Названия учреждений и должностных лиц: вече, управа, воевода, исправник.

4). Лиц по профессии, занятию: стрелец, стражник, ратник, приказчик.

5). Старых учебных заведений и учащихся: бурса, институтка, курсистка.

6). Бытовые понятия: корчма, лабаз, алтын, целковый.

Задание № 1: перепишите; найдите в тексте «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина устаревшие слова и поясните значение:

Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».

Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня

дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна»

Задание № 2: подберите к данным устаревшим словам современные (используйте слова для справок), запишите получившиеся пары:

(1) Внимать, (2) глагол, (3) глас, (4) грядущее, (5) десница, (6) днесь, (7) изречь, (8)лик, (9) око, (10) перст, (11) рок, (12) сей, (13) стезя, (14) трапеза, (15) токмо, (16)тщетно, (17) уповать, (18) уста, (19) чадо, (20) чета, (21) ваятель, (22) вопрошать,(23) ратник, (24) отколе, (25) сирый, (26) смута, (27) брадобрей, (28) водомёт.

Слова для справок: спрашивать, создатель, воин, парикмахер, восстание, откуда, одинокий, фонтан, слово, будущее, сегодня, сказать, глаз, палец, этот, путь, обед, напрасно, надеяться, губы, пара, слушать, голос, правая рука, лицо, судьба, только, ребенок.

Источник

Чай, теперь твоя душенька довольна

Цитата из «Сказки о рыбаке и рыбке» (1833 г.) русского поэта Пушкина Александра Сергеевича (1799 — 1837). Слова Старика, которые он говорил своей Старухе, после того, как по его просьбе Золотая рыбка выполнила ее желание:

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

Ей с поклоном старик отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка!

Пуще прежнего старуха вздурилась,

Не дает старику мне покою:

Уж не хочет быть она крестьянкой,

Хочет быть столбовою дворянкой».

Отвечает золотая рыбка:

«Не печалься, ступай себе с богом».

Воротился старик ко старухе.

Что ж он видит? Высокий терем.

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

Перед нею усердные слуги;

Она бьет их, за чупрун таскает.

Говорит старик своей старухе:

«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!

Чай, теперь твоя душенька довольна».

На него прикрикнула старуха,

На конюшне служить его послала.»

«Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

Ей с поклоном старик отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка!

Опять моя старуха бунтует:

Уж не хочет быть она дворянкой,

Хочет быть вольною царицей».

Отвечает золотая рыбка:

«Не печалься, ступай себе с богом!

Добро! будет старуха царицей!»

Старичок к старухе воротился.

Что ж? пред ним царские палаты.

В палатах видит свою старуху,

За столом сидит она царицей,

Служат ей бояре да дворяне,

Наливают ей заморские вины;

Заедает она пряником печатным;

Вкруг ее стоит грозная стража,

На плечах топорики держат.

Как увидел старик, — испугался!

В ноги он старухе поклонился,

Молвил: «Здравствуй, грозная царица!

Ну теперь твоя душенька довольна».

Источник

Сказка о рыбаке и рыбке

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».

Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море».
Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».

Вот пошел он к синему морю;
Видит, — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто».
Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Еще пуще старуха бранится:
«Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу».
Вот пошел он к синему морю,
Будет вам новое корыто».
Воротился старик ко старухе,
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Еще пуще старуха бранится,
Не дает старику мне покою:
Избу просит сварливая баба».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет».
Пошел он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
Старуха сидит под окошком,
На чем свет стоит мужа ругает.
«Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой».

Пошел старик к синему морю;
(Не спокойно синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой,
Хочет быть столбовою дворянкой».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом».
Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».
На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.

Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Опять к рыбке старика посылает.
«Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей».
Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? —
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдешь, поведут поневоле».

Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! будет старуха царицей!»

Старичок к старухе воротился.
Что ж? пред ним царские палаты.
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Как увидел старик, — испугался!
В ноги он старухе поклонился,
Молвил: «Здравствуй, грозная царица!
Ну, теперь твоя душенька довольна».
На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
Подбежали бояре и дворяне,
Старика взашеи затолкали.
А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила.
А народ-то над ним насмеялся:
«Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!»

Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Царедворцев за мужем посылает,
Отыскали старика, привели к ней.
Говорит старику старуха:
«Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках».
Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить.
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.

Источник

Сатурния

Сайт литературного объединения «Сатурния»

Устаревшие слова

Конспект урока, ориентированного на учеников 6-7 класса

Цели:

1) Дать понятие об устаревшей лексике: архаизмах и историзмах, сфере употребления устаревшей лексики; познакомить учащихся со словарём устаревших слов.

2) Отработать умение правильно употреблять устаревшие слова, различать архаизмы и историзмы; расширять словарный запас учащихся; закреплять орфографические нормы.

3) Развивать речь учащихся, творческие способности, воображение.

4) Прививать интерес к истории, прошлому страны.

Оборудование.

Таблички со словами «СТАРЫЙ», «СТАРИННЫЙ», прикрепляющиеся к доске; карточки с отрывком из сказки А.С. Пушкина; толковый словарь В.И. Даля; репродукция картины М.В. Васнецова «Богатыри»

I. Оргмомент.

Определение цели урока: Знакомство с таким пластом лексики русского языка, как устаревшие слова.

II. Проверка домашнего задания.

III. Психологическая подготовка школьников к восприятию нового материала (актуализация изученного).

Беседа с учениками.

– Как вы думаете, слова могут стариться и умирать? Почему? Приведите примеры.

– Что означает слово «старый»? Выделите в нём корень. Подберите однокоренные слова.

На доске вывешиваются две таблички:

– Чем отличаются значения этих слов?

Старый – это вышедший из употребления, ветхий, ненужный.

Старинный – это вышедший из употребления, но сохранивший свою ценность.

– Какие бывают слова? Старые или старинные?

IV. Объяснение нового материала.

1. Запись даты и темы урока в тетради.

– Определение устаревших слов.

– Определение архаизмов и историзмов:

Архаизмы – слова, вышедшие из употребления, но имеющие современный эквивалент; историзмы – слова, вышедшие из употребления, потому что вышли из употребления предметы, называемые ими.

– Наша цель: познакомиться с рядом устаревших слов, их значением.

V. Первичное закрепление материала.

1. Работа с карточками.

Карточки раздаются дежурными. На карточках записан отрывок из сказки А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке».

Воротился старик ко старухе.

Что ж он видит? Высокий терем,

На крыльце стоит его старуха,

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуга огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

Перед нею усердные слуги;

Она бьёт их, за чупрун таскает.

Беседа с учениками.

– Из какого произведения этот отрывок?

– О ком речь идёт в отрывке?

– Как эта старуха стала дворянкой?

– Чем закончилась сказка?

– Значение каких слов вам неизвестно?

Знакомство с толковым словарём В.И. Даля.

Каждому ученику даётся по одному неизвестному слову для поиска его значения в словаре.

Чтение значений слов, запись под диктовку значений слов «душегрейка», «парча».

2. Работа с картиной М.В. Васнецова «Богатыри».

Беседа с учениками.

– Кто такой богатырь? Найдите в словаре В.И. Даля значение слова и выпишите его в тетрадь.

– Как ещё на Руси называли воинов?

Варианты: богатыри, витязи, ратники.

– Употребляются ли в настоящее время эти слова? Почему? Эти слова являются историзмами или архаизмами?

– Кто такие богатыри Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич?

– Какие предметы вы видите на картине? Название всех ли вы знаете?

3. Работа с карточками.

Дежурные раздают карточки с названиями предметов и их изображением:

Лапти, шлем, кольчуга, меч, щит, сарафан, копьё, колчан, лук, палица, кика, власяница.

Класс делится на две группы, и каждой группе задаётся по вопросу:

– Представьте, что вы – богатыри. Как бы вы оделись?

– Представьте, что вы – крестьяне. Как бы вы оделись?

Ученики должны распределить карточки между собой.

4. Учитель пишет на доске предложение:

Маша закрыла свои очи, нахмурила чело, вытянула выю, подняла десницу и, прикоснувшись к ланитам, поднесла свои перста к устам.

Ученикам предлагается прочитать вслух это предложение и найти в нём устаревшие слова.

Беседа с учениками:

– Значением всех ли слов вам понятно? Найдите значение неясных вам слов в словаре. Приведите современные эквиваленты.

– Как вы думаете, почему в настоящее время эти слова вышли из употребления?

– Как называются такие слова – историзмами или архаизмами?

– Приведите ещё примеры архаизмов.

VI. Итог урока.

1. Беседа с учениками.

– Сегодня мы познакомились с устаревшими словами. Какие это слова?

– На какие две большие группы они делятся?

– Чем отличаются старые и старинные слова?

2. Выставление оценок.

VI. Задание на дом.

Приведите по 5 примеров архаизмов и историзмов. Подготовьте краткое сообщение о значении одного из историзмов.

Источник

Устаревшие слова воротился старик ко старухе что ж он видит

Цель: 1. Познакомить учащихся с термином «Устаревшие слова», научить работать с ним на примере конкретных текстов.

2. Формирование орфографической зоркости.

3. Воспитание поликультурной личности

2. Этап подготовки к активному восприятию материала

А) Фронтальный опрос

— Лексическое значение слова

— Грамматическое значение слова

-Общеупотребительная лексика, диалектная, профессиональная

Б) упр 213, 214 устно

1. Историзмы – это такие устаревшие слова, которые обозначают явления и предметы, ушедшие из жизни:

1). Названия старых мер длины, веса: аршин, вершок, сажень.

2). Старинной одежды и обуви: армяк, кафтан, камзол.

3). Названия учреждений и должностных лиц: вече, управа, воевода, исправник.

4). Лиц по профессии, занятию: стрелец, стражник, ратник, приказчик.

5). Старых учебных заведений и учащихся: бурса, институтка, курсистка.

6). Бытовые понятия: корчма, лабаз, алтын, целковый.

Задание № 1: перепишите; найдите в тексте «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина устаревшие слова и поясните значение:

Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».

Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня

дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна»

Суда́рыня, сударыни ( устар. ). женск. к « сударь ». «Скажите, сударыня, вы верите в предчувствия?» Чехов. «А ты, сударыня, чуть из постели прыг, с мужчиной!»Грибоедов.

Задание № 2: подберите к данным устаревшим словам современные (используйте слова для справок), запишите получившиеся пары:

(1) Внимать, (2) глагол, (3) глас, (4) грядущее, (5) десница, (6) днесь, (7) изречь, (8)лик, (9) око, (10) перст, (11) рок, (12) сей, (13) стезя, (14) трапеза, (15) токмо, (16)тщетно, (17) уповать, (18) уста, (19) чадо, (20) чета, (21) ваятель, (22) вопрошать,(23) ратник, (24) отколе, (25) сирый, (26) смута, (27) брадобрей, (28) водомёт.

Слова для справок: спрашивать, создатель, воин, парикмахер, восстание, откуда, одинокий, фонтан, слово, будущее, сегодня, сказать, глаз, палец, этот, путь, обед, напрасно, надеяться, губы, пара, слушать, голос, правая рука, лицо, судьба, только, ребенок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *