Установлено что под названием черная крыса скрываются два вида двойника

Они не скрещиваются между собой.

Как можно назвать такой критерий?

Установлено что под названием черная крыса скрываются два вида двойника

Установлено что под названием черная крыса скрываются два вида двойника

Установлено, что некоторые особи чёрных крыс, внешне не различимые, тем не менее, относятся к разным видам?

Установлено, что некоторые особи чёрных крыс, внешне не различимые, тем не менее, относятся к разным видам.

Какой критерий и почему использовался для установления их видовой принадлежности?

Установлено что под названием черная крыса скрываются два вида двойника

Подчеркните в нижеприведенном списке названия видов одной чертой названия родов двумя чертами клевер амурский тигр кошка клевер горный крыса подорожник ланцетный клевер ползучий чёрная крыса подорожни?

Подчеркните в нижеприведенном списке названия видов одной чертой названия родов двумя чертами клевер амурский тигр кошка клевер горный крыса подорожник ланцетный клевер ползучий чёрная крыса подорожник.

Установлено что под названием черная крыса скрываются два вида двойника

Сколько хроматид будет содержаться в ядре сперматозоида в крысы если известно что в ядрах и соматических клеток содержится 42 хромосомы?

Сколько хроматид будет содержаться в ядре сперматозоида в крысы если известно что в ядрах и соматических клеток содержится 42 хромосомы.

Установлено что под названием черная крыса скрываются два вида двойника

В) Малярийный комар встречается и в тех районах Европы, где случаи заболевания малярией не зарегистрированы.

В одних частях он питается кровью человека, а в других — только кровью домашних животных ; в одних районах он размножается в солоноватой воде, а в других — только в пресной.

Внешне эти формы почти не различимы, различия касаются особенностей структуры яйца, числа и ветвистости щетинок у личинок.

Об одном или о разных видах идет речь?

Свой ответ аргументируйте.

Они не скрещиваются между собой.

Как можно назвать такой критерий?

Установлено что под названием черная крыса скрываются два вида двойника

Серая крыса находится в состоянии биологического прогресса?

Серая крыса находится в состоянии биологического прогресса.

Как можно объяснить причины «расцве­та» этого вида грызунов?

Установлено что под названием черная крыса скрываются два вида двойника

Существование в природе видов двойников не позволяет говорить об универсальности критерия вида?

Существование в природе видов двойников не позволяет говорить об универсальности критерия вида.

Установлено что под названием черная крыса скрываются два вида двойника

При скрещивании крыс с длинным и коротким хвостом, в первом поколении все крысы имели длинный хвост?

При скрещивании крыс с длинным и коротким хвостом, в первом поколении все крысы имели длинный хвост.

Какое потомство можно ожидать от скрещивания крыс первого поколения.

Установлено что под названием черная крыса скрываются два вида двойника

Рассмотрите схему?

Определите, какой признак – белая или серая окраска шерсти – доминирует у крыс.

Определите генотипы родительских форм и гибридов первого поколения, если известно, что родители гомозиготны по данному признаку.

Составьте схему скрещивания до F2 и определите генотипы и фенотипы гибридов.

Р белая крыса Х серая крыса F1 серые крысы F2 =.

Установлено что под названием черная крыса скрываются два вида двойника

Зубр и бизон – два вида, относящихся к одному роду?

Зубр и бизон – два вида, относящихся к одному роду.

Они очень схожи между собой внешне и в неволе дают плодовитое потомство – зубробизона.

В природе же они не скрещиваются, т.

К. обитают на разных материках – зубр в Европе, а бизон – в Северной Америке.

Как можно назвать этот критерий вида?

Установлено что под названием черная крыса скрываются два вида двойника

Приспособленность серой крысы к среде обитания?

Приспособленность серой крысы к среде обитания.

Установлено что под названием черная крыса скрываются два вида двойника

Установлено что под названием черная крыса скрываются два вида двойника

Установлено что под названием черная крыса скрываются два вида двойника

Установлено что под названием черная крыса скрываются два вида двойника

Установлено что под названием черная крыса скрываются два вида двойника

И те, и другие относятся к холоднокровным животным (т. Е. температура их тела зависит от окружающей среды). Но есть между ними и существенные различия. Все саламандры – амфибии. Они дышат с помощью жабр, либо через кожу. Амфибии много времени пр..

Установлено что под названием черная крыса скрываются два вида двойника

Установлено что под названием черная крыса скрываются два вида двойника

Установлено что под названием черная крыса скрываются два вида двойника

Главные клетки нервной ткани это неоны.

Установлено что под названием черная крыса скрываются два вида двойника

2)Австралия3)скрытное ночное полуводное животное, обитающее на берегах небольших рек и стоячих водоёмов ВосточнойАвстралии. Хорошо развиты перепонуи на задних лапах. 4)по внешнему стрроению. 5)К сумчатым животным относят кенгуру, коала, опоссум, с..

Источник

Установлено, что под названием «чёрная крыса» скрываются два вида – двойника: крысы с 38-ю и с 42-мя хромосомами. Они не скрещиваются между собой. Как можно назвать такой критерий?

Установлено что под названием черная крыса скрываются два вида двойника

Ответ оставил Гуру

Виды-двойники — пример неабсолютности морфологического критерия

Установлено что под названием черная крыса скрываются два вида двойника

Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Биология.

Установлено что под названием черная крыса скрываются два вида двойника

Установлено что под названием черная крыса скрываются два вида двойника

Установлено что под названием черная крыса скрываются два вида двойника

Установлено что под названием черная крыса скрываются два вида двойника

Установлено что под названием черная крыса скрываются два вида двойника

А. Выберите один правильный ответ
1. Главный признак живого организма:
а) изменение формы,
б) изменение размера,
в) обмен веществ,
г) пассивное передвижение

А 2. Все живые организмы в отличие от неживых:
а) размножаются, растут, развиваются,
б) существуют независимо от среды,
в) изменяют форму,
г) изменяются под воздействием среды.

А 3. В предложенном перечне найди название систематической категории:
а) вид,
б) собака,
в) роза,
г) человек.

А 4. Группа особей, скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство – это:
а) вид,
б) род,
в) тип,
г) отряд

А 5. Главная задача систематики – это изучение:
а) этапов эволюции,
б) отношений организмов и окружающей среды,
в) приспособленности организмов к условиям обитания,
г) рганизмов и объединение их в группы на основе родства.

Вариант 2
Б 1. Вирусы обладают такими признаками живого, как
1) питание
2) рост
3) обмен веществ
4) наследственность.

Б 2. Преемственность поколений обеспечивается за счет
1) развития
2) роста
3) размножения
4) обмена веществ.

Б 3. Удвоение ДНК происходит на уровне организации жизни
1) клеточном
2) молекулярном
3)органо-тканевом
4) организменном

Б 4. Круговорот воды в природе наблюдается на уровне организации жизни
1) популяционно-видовом
2) биосферном
3) экосистемном
4) организменном.

Б 5. Цветение черемухи обыкновенной наблюдается на уровне организации жизни
1) клеточном
2) молекулярном
3)органо-тканевом
4) организменном

Б 6. Деление ядра – это пример проявления жизни на уровне
1) клеточном
2) молекулярном
3)органо-тканевом
4) организменном..

Б 7. Динамика численности уссурийского тигра – это пример на уровне
1) популяционно-видовом
2) биосферном
3) экосистемном
4) организменном.

Б 8. На каком уровне организации живого происходят генные мутации?
1) организменном
2) клеточном
3) видовом
4) молекулярном

Б 9. Способность организма отвечать на воздействия окружающей среды называют:
1) воспроизведением
2) эволюцией
3) раздражимостью
4) нормой реакции

Б 10. Живое от неживого отличается способностью
1) изменять свойства объекта под воздействием среды
2) участвовать в круговороте веществ
3) воспроизводить себе подобных
4) изменять размеры объекта под воздействием среды

Б 12. Для изучения строения клетки необходимо:
1) рассмотреть под микроскопом орган растения, например, лист;
2) приготовить тонкий срез какого либо растения и рассмотреть его под микроскопом;
3) выделить из органа одну клетку и рассмотреть ее под микроскопом;
4) поставить опыт по изучению значения света в жизни растения и наблюдать за ним

Источник

Методическая разработка по биологии «Вид. Критерии вида. Популяция»

Вид. Критерии вида. Популяция. Урок

И зучить понятие вида, его критерии и структуру; рассмотреть уровни эволюционного процесса, продолжить формирование умений и навыков работы с терминологией.

иметь представлени е о работах отечественных ученых в этой области;

знат ь: определение понятия «вид», основные критерии вида и его структуру, понятия «популяция», «эволюция», «микроэволюция», «макроэволюция»;

умет ь: давать определения указанным терминам, объяснять структуру вида, критерии вида.

понимать: представлени е о работах отечественных ученых в этой области;

проверка готовности учащихся к уроку;

психологический настрой детей.

.Активизация мыслительной деятельности.

Работа по технологической карте.

Дайте определение, решите тест.

3. Подготовка к усвоению нового материала.

Кто открыл понятие «вид»?

Усвоение нового материала.

Работа с технологической картой

Задание № 1. Дайте краткую характеристику понятиям в тетради:

Задание № 2. Заполните сравнительную таблицу в тетради «критерии вида»:

Задание № 3. Выполните лабораторную работу № 7 «Морфологические особенности растений различных видов».

Выписать тему, цель, оборудование в тетрадь для лабораторных работ.

Используя гербарии и определитель растений, Красную Книгу Казахстана сравнить два вида растений, выявить сходства и отличия, и морфологические особенности растений.

Ф и з м и н у т к а

.Закрепление нового материала.

Проводится в форме биологических задач. Необходимо определить о каком критерии вида идет речь в задаче. (технологическая карта)

.Объяснение домашнего задания.

§ 38, составить кроссворд по § 36,37,38, стр.187 ответить на вопросы письменно.

.Подведение итогов урока.

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению

Интегрированная цель: в процессе работы над учебными элементами, вы должны сформировать знания о виде, критериях вида, популяции.

Закрепить ранее изученные знания о доказательствах эволюции органического мира. Развивать навыки самостоятельной работы с учебником, анализировать, сравнивать, обобщать. Соотносить результаты труда своей работы с поставленной целью.

Внимательно прочитайте цель урока.

Цель: закрепить знания о доказательствах эволюции органического мира.

— Дать определение онтогенез, филогенез?

— Дать определение биогеография?

— Дать определение понятию переходные формы? (пример)

1.Какой ученый сформулировал понятие «вид»:

А) Ч.Дарвин Б) К.Линней В) Ж.Б. Ламарк Г) Э.Геккель

2.Ученый сделавший предположение, что все живое изменяется под влиянием окружающей среды:

А) Ч.Дарвин Б) К.Линней В) Ж.Б. Ламарк Г) Э. Геккель

3. Установите соответствие научный труд и его автор, впиши буквы в таблицу:

А) Ч.Дарвин Б) К.Линней В) Ж.Б. Ламарк Г) Мюллер – Геккель

2. «Философия зоологии»

4.«Происхождение видов путем естественного отбора»

4. Какие доказательства эволюции основываются на данных палеонтологии?

5. Какие органы лошадей претерпевали наибольшие изменения?

6. Какие доказательства эволюции основаны на данных сравнительной анатомии?

7. Кто сформулировал биогенетический закон?

8. На чем основываются биогеографические доказательства?

Связаны с исследованием стадий развития зародыша.

Сравнение строения отдельных органов и организма в целом.

Расселение живых организмов на планете.

Сравнение строения числа и размеров хромосом.

9. На чем основываются генетические доказательства?

Связаны с исследованием стадий развития зародыша.

Сравнение строения отдельных органов и организма в целом.

Расселение живых организмов на планете.

Сравнение строения числа и размеров хромосом.

10. На чем основываются эмбриологические доказательства?

Связаны с исследованием стадий развития зародыша.

Сравнение строения отдельных органов и организма в целом.

Расселение живых организмов на планете.

Сравнение строения числа и размеров хромосом.

Задание: В указанном списке животных посчитайте количество особей, видов и родов.
1. Ёж обыкновенный. 2. Лисица обыкновенная. 3. Медведь гималайский. 4. Хомячок джунгарский. 5. Заяц-беляк. 6. Медведь бурый. 7. Хомячок сирийский. 8. Заяц-русак. 9. Ёж ушастый. 10. Лисица степная.

(10 особей, 9 видов, 10 родов)

Прочитать вопросы и ответить на них письменно.

Работа с учебником по теме: Вид. Критерии вида. Популяция.

Цель: в процессе работы над учебными элементами, вы должны сформировать знания о виде, критериях вида, популяции.

Задание № 1. Дайте краткую характеристику понятиям в тетради:

Задание № 2. Заполните сравнительную таблицу в тетради «критерии вида»:

Задание № 3. Выполните лабораторную работу № 7 «Морфологические особенности растений различных видов».

Выписать тему, цель, оборудование в тетрадь для лабораторных работ.

Используя гербарии и определитель растений, Красную Книгу Казахстана сравнить два вида растений, выявить сходства и отличия, и морфологические особенности растений.

Задание: на слайде появляются фразы, вам нужно проанализировать и сделать вывод о их верности, а если надо поправить

1. Сетчатое жилкование листьев у одуванчика входит в понятие физиологического критерия (не верю)

2. Нерест рыб – сложное поведение в период размножения относится к физиологическому критерию (верю)

4. Влажные тропические леса являются прекрасным местом обитания для многих эпифитных растений, например орхидей. В данном случае речь идет о географическом критерии вида. (не верю)

Запишите тему урока и выполняйте указанные задания в тетради.

Закрепление изученного материала

Проводится в форме биологических задач. Необходимо определить о каком критерии вида идет речь в задаче.

1.Установлено что под названием «чёрная крыса» скрываются два вида-двойника: крысы с 38 и 42 хромосомами, они не скрещиваются между собой. Как можно назвать такой критерий?

2.Зубр и бизон – два вида, относящихся одному роду. Они очень схожи между собой внешне и в неволе дают плодовитое потомство – зубробизона. В природе же они не скрещиваются, т.к. обитают на разных материках – зубр в Европе, а бизон в Северной Америке. Как можно назвать этот критерий вида?

3.Между близкородственными видами наблюдается чёткое разделение экологических ниш. Например, некоторые виды малиновки в хвойных лесах, на первый взгляд, занимают одну нишу, но один из них кормится на внешних, а другой на внутренних ветвях деревьев. Какой критерий в данном случае является основополагающим?

1. Клевер ползучий цветет с середины мая до осени, опыляется шмелями.

2. Две породы кроликов имеют одинаковое число хромосом (44), но не скрещиваются между собой.

3. Хвощ образует два вида побегов – весенние и летние. Сборщиков лекарственного растительного сырья интересуют только летние побеги. Они зеленого цвета, состоят из тонкого стебля с бутончато расположенными ветвями. Ветви направлены вверх и напоминают елочку.

4. Капустные тли поселяются на капустных листьях, скручивая их, что затрудняет борьбу с ними.

5. Белый медведь имеет густую белую шерсть. Масса животного может достигать 1000 кг, а длина тела – 3 м.

7. Установлено что под названием «чёрная крыса» скрываются два вида-двойника: крысы с 38 и 42 хромосомами, они не скрещиваются между собой.

8. Заяц-беляк зимой меняет мех на чисто белый. Заяц-русак зимой не белеет. Лапки у него уже и короче, чем у зайца-беляка. Это дает возможность ему быстро бегать по неглубокому и твердому снегу.

10. Черные медведи, или барибалы, мельче бурых. Морда у них светло-бурая, на груди имеется небольшое светлое пятно. Этим пятном они напоминают гималайских медведей.

11. У многих дрозофил сперма особей чужого вида вызывает иммунологическую реакцию в половых путях самки, что приводит к гибели сперматозоидов.

12. Лютик едкий растет только на поляне, лютик ползучий вдоль дороги.

Домашнее задание: § 38, составить кроссворд по § 36,37,38, стр.187 ответить на вопросы письменно.

Беседа по вопросам:

Сегодня на уроке я узнал(а) ___________

Я научился(лась) ____________________

Я затруднялся(лась) _________________

Мы работали _______________________

Мне необходима дополнительная помощь по данной теме ДА/НЕТ

МУстановлено что под названием черная крыса скрываются два вида двойникаУстановлено что под названием черная крыса скрываются два вида двойникаУстановлено что под названием черная крыса скрываются два вида двойникаоё настроение:

Устно по карточкам решите биологическую задачу.(раздаточный материал)

Задание: определи критерий вида Паука крестовика (Araneus diadematus)

Установлено что под названием черная крыса скрываются два вида двойника

2. Обычно поселяется в кронах деревьев, между ветвями устраивает ловчие сети, а из листьев делает себе убежище. Типичные для него колесовидные тенета сразу обращают на себя внимание при посещении леса, сада или запущенной рощи. Иногда паутинную сеть можно обнаружить среди кустарниковых зарослей или под карнизами и в переплетах оконных рам заброшенных строений.

3. Поскольку паук относится к холоднокровным животным, его активность зависит от температуры окружающей среды. Для наименьшей затраты энергии и для более успешной жизнедеятельности паука сформировались ряд приспособлений. Например, процессы пищеварения у паука внешние. При помощи ловчей сети – паутины, паук добывает себе пищу, которую заматывает к своеобразный кокон и при помощи своих хелицер и педипальп (ногочелюстей) впрыскивает пищеварительные соки в жертву. Таким образом в теле жертвы происходит переваривание питательных веществ и пауку остается только их впитать. Пауки — раздельнополые животные. Самки обычно значительно крупнее самцов. После спаривания самец погибает, а самка плетёт из паутины кокон для яиц. Яйца откладываются осенью. Яйца заключены в плотный кокон, который самка подвешивает в укромном месте: за отставшей корой, в щелях и т. п. Отложив яйца в кокон, она некоторое время носит его на себе, а затем прячет в безопасном месте. Через определенное время появляются ювенильные пауки. Это происходит весной. Половая зрелость достигается к концу лета. После чего самка погибает.

Источник

Разработка урока по биологии «Вид. Критерии вида»

Установлено что под названием черная крыса скрываются два вида двойника

Установлено что под названием черная крыса скрываются два вида двойника

Описание разработки

Цель: сформировать понятие о виде, структуре и критериях вида.

Задачи:

образовательная: раскрыть понятия «вид», «структура вида», «критерии вида»; «репродуктивная изоляция», «микроэволюция»; дать характеристику виду как реально существующей, генетически неделимой единице органического мира;

развивающая: научить учащихся по примерам определять критерии вида; давать характеристику морфологическому критерию; формировать умение работать с текстом учебника, находя определения и ответы на поставленные вопросы;

воспитательная: создать условия для воспитания культуры учебного труда, умения работать самостоятельно.

Средства обучения: учебник; рабочая тетрадь, таблица «Критерии вида»; электронное учебное издание Биология – 9 (Изд. ДРОФА); презентация «Критерии вида», информационный материал

Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

Ответьте на вопросы:

Что вам известно о понятии «вид»?

Кто из учёных-эволюционистов считал, что виды реально существуют в природе, но развития нет? (К. Линней)

А этот учёный считал, что виды – плод воображения, но историческое развитие в природе есть. (Ж-Б Ламарк)

Процесс видообразования учёные-биологи называют микроэволюцией.

Что представляет собой вид?

Объяснение (с использованием презентации)

1-ый слайд: определение вида. Вид – совокупность особей, обладающих наследственным сходством морфологических, физиологических, генетических признаков; свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство; занимающих определённый ареал обитания и приспособленных к конкретным условиям.

2-ой слайд: Критерии вида – это характерные признаки и свойства, по которым одни виды отличаются от других.

3-ий слайд: Морфологический критерий. В основе морфологического критерия лежит сходство внешнего и внутреннего строения.

Установлено что под названием черная крыса скрываются два вида двойника

III. Закрепление

Определить критерии вида

Некогда считалось, что в Европе разносит малярию один вид комаров – малярийный комар Anopheles malulipennis. В действительности этот вид оказался состоящим из нескольких самостоятельных видов, отличающихся по биологическим признакам яиц. Какой критерий имеет место в данном случае?

Установлено, что под названием «чёрная крыса» скрываются два вида-двойника: крысы с 38 и 42 хромосомами, они не скрещиваются между собой. Как можно назвать такой критерий?

Зубр и бизон – два вида, относящихся к одному роду. Они очень схожи между собой внешне и в неволе дают плодовитое потомство – эубробизона. В природе же они не скрещиваются, т. к. обитают на разных материках – зубр в Европе, а бизон – в Северной Америке. Как можно назвать этот критерий вида?

Между близкородственными видами наблюдается чёткое разделение экологических ниш. Например, некоторые виды малиновки в хвойных лесах на первый взгляд занимают одну нишу, но один из них кормится на внешних, а другие на внутренних ветвях деревьев. Какой критерий в данном случае является основополагающим?

Лабораторная работа

— обеспечит усвоение учащимися понятия морфологического критерия вида;

— закрепить умение составлять описательную характеристику растений;

— создавать ситуацию успеха при выполнении самостоятельной работы.

Оборудование: растение традесканция двух видов;

Можно ли по жилкованию листа определить тип корневой системы?

Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия. Чем объясняются сходства и различия?

IV. Домашнее задание с. 53-54 (1-3 абзац)

Источник

Установлено что под названием черная крыса скрываются два вида двойника

Занятия 31 (юный эколог)

Тема: Вид. Критерии вида

Лекция

. Качественным этапом процесса эволюции является вид. Bид — это совокупность особей, которые сходны по морфофизиологическим признакам, способны скрещиваться между собой, давать плодовитое потомство и формируют систему популяций, образующих общий ареал.

Каждый вид живых организмов можно описать исходя из совокупности характерных черт, свойств, которые называются признаками. Признаки вида, с помощью которых один вид отличают от другого, называются критериями вида. Наиболее часто используют шесть общих критериев вида: морфологический, физиологический, географический, экологический, генетический и биохимический.

Морфологический критерий предполагает описание внешних (морфологических) признаков особей, входящих в состав определенного вида. По внешнему виду, размерам и окраске оперения можно, например, легко отличить большого пестрого дятла от зеленого, малого пестрого дятла от желны, большую синицу от хохлатой, длиннохвостой, голубой и от гаички. По внешнему виду побегов и соцветий, размерам и расположению листьев легко различают виды клевера: луговой, ползучий, люпиновый, горный.

Морфологический критерий самый удобный и поэтому широко используется в систематике. Однако этот критерий недостаточен для различения видов, которые имеют значительное морфологическое сходство. К настоящему времени накоплены факты, свидетельствующие о существовании видов-двойников, не имеющих заметных морфологических различий, но в природе не скрещивающихся из-за наличия разных хромосомных наборов. Так, под названием «крыса черная» различают два вида-двойника: крыс, имеющих в кариотипе 38 хромосом и живущих на всей территории Европы, Африки, Америки, Австралии, Новой Зеландии, Азии к западу от Индии, и крыс, имеющих 42 хромосомы, распространение которых связано с монголоидными оседлыми цивилизациями, населяющими Азию к востоку от Бирмы. Установлено также, что под названием «малярийный комар» существует 15 внешне не различимых видов.

Физиологический критерий заключается в сходстве жизненных процессов, в первую очередь в возможности скрещивания между особями одного вида с образованием плодовитого потомства.

Географический критерий (географическая определенность вида) основан на том, что каждый вид занимает определенную территорию или акваторию. Иными словами, каждый вид характеризуется определенным географическим ареалом. Многие виды занимают разные ареалы. Но огромное число видов имеет совпадающие (накладывающиеся) или перекрывающиеся ареалы. Кроме того, существуют виды, не имеющие четких границ распространения, а также виды-космополиты, обитающие на огромных пространствах суши или океана. Космополитами являются некоторые обитатели внутренних водоемов — рек и пресноводных озер (виды рдестов, ряски, тростник). Обширный набор космополитов имеется среди сорных и мусорных растений, синантропных животных (виды, обитающие рядом с человеком или его жилищем) — постельный клоп, рыжий таракан, комнатная муха, а также одуванчик лекарственный, ярутка полевая, пастушья сумка и др.

Существуют также виды, которые имеют разорванный ареал. Так, например, липа растет в Европе, встречается в Кузнецком Алатау и Красноярском крае. Голубая сорока имеет две части ареала — западноевропейскую и восточносибирскую. В силу этих обстоятельств географический критерий, как и другие, не является абсолютным.

Экологический критерий основан на том, что каждый вид может существовать только в определенных условиях, выполняя соответствующую функцию в определенном биогеоценозе. Иными словами, каждый вид занимает определенную экологическую нишу. Например, лютик едкий произрастает на пойменных лугах, лютик ползучий — по берегам рек и канав, лютик жгучий — на заболоченных местах. Существуют, однако, виды, которые не имеют строгой экологичекой приуроченности. Во-первых, это синантропные виды. Во-вторых, это виды, которые находятся под опекой человека: комнатные и культурные растения, домашние животные.

Генетический (цитоморфологический) критерий основан на различии видов по кариотипам, т. е. по числу, форме и размерам хромосом. Для подавляющего большинства видов характерен строго определенный кариотип. Однако и этот критерий не является универсальным. Во-первых, у многих разных видов число хромосом одинаково и форма их сходна. Так, многие виды из семейства бобовых имеют 22 хромосомы (2n = 22). Во-вторых, в пределах одного и того же вида могут встречаться особи с разным числом хромосом, что является результатом геномных мутаций. Например, ива козья имеет диплоидное (38) и тетраплоидное (76) число хромосом. У серебристого карася встречаются популяции с набором хромосом 100, 150,200, тогда как нормальное число их равно 50. Таким образом, в случае возникновения полиплоидных или анеушюидных (отсутствие одной хромосомы или появление лишней в геноме) форм на основе генетического критерия нельзя достоверно определить принадлежность особей к конкретному виду.

Биохимический критерий позволяет различить виды по биохимическим параметрам (состав и структура определенных белков, нуклеиновых кислот и других веществ). Известно, что синтез определенных высокомолекулярных веществ присущ лишь отдельным группам видов. Например, по способности образовывать и накапливать алкалоиды различаются виды растений в пределах семейств пасленовых, сложноцветных, лилейных, орхидных. Или, к примеру, для двух видов бабочек из родаамата диагностическим признаком является наличие двух ферментов — фосфоглюкомутазы и эстеразы-5. Однако этот критерий не находит широкого применения — он трудоемкий и далеко не универсальный. Существует значительная внутривидовая изменчивость практически всех биохимических показателей вплоть до последовательности аминокислот в молекулах белков и нуклеотидов в отдельных участках ДНК.

Таким образом, ни один из критериев в отдельности не может служить для определения вида. Охарактеризовать вид можно только по их совокупности.

5.Закрепление нового материала.

Основной формой существования жизни и единицей классификации живых организмов является вид. Для выделения вида используется совокупность критериев: морфологический, физиологический, географический, экологический, генетический, биохимический. Вид является результатом длительной эволюции органического мира. Будучи генетически закрытой системой, он, тем не менее, исторически развивается и изменяется.

Задача №1. Зубр и бизон – два вида, относящиеся к одному роду. Они очень схожи между собой внешне и в неволе дают плодовитое потомство зубробизона. В природе не скрещиваются, так как обитают на разных материках – зубр в Европе, а бизон – в Северной Америке. Как можно назвать этот критерий вида?

Задача №2. Установлено, что под названием «черная крыса» скрываются два вида – двойника: крысы с 38 и 42 хромосомами. Они не скрещиваются между собой. Как можно назвать такой критерий?

Задача №3Между близкородственными видами наблюдается четкое разделение экологических ниш. Например, некоторые виды малиновки в хвойных лесах, на первый взгляд, занимают одну нишу, но одни из них кормятся на внешних, а другие на внутренних ветвях деревьев. Какой критерий в данном случае является основополагающим?

Задача №4.. Опишите любое растение по морфологическому критерию.

Задача №5.Гемоглобин шимпанзе по последовательности аминокислот не отличается от гемоглобина человека, а у гориллы – два отличия в последовательности аминокислот. О каком критерии идет речь?

Задача №6.В самом начале ХIХ столетия в биологии во взглядах на проблему вида сложилась дилемма, которую можно выразить одной фразой: «Либо виды без эволюции, либо эволюция без видов». Объясните смысл этого выражения, с трудами каких ученых связаны такие взгляды на проблему вида?

Задача №7.В двух озерах, которые между собой не сообщаются, живут различные виды рыб: карась, плотва, язь, лещ, судак.

А) сколько популяций рыб живет во втором озере?

Б) сколько популяций рыб живет в первом озере?

В) сколько видов рыб живет в двух озерах?

Г) сколько популяций рыб живет в двух озерах?

Что такое вид? Назовите виды растений, животных и известных вам грибов, встречающиеся в вашей местности.

Какой критерий, по вашему мнению, является самым наглядным и понятным? Какие еще существуют критерии? Охарактеризуйте их.

Задание: определи критерий вида Паука крестовика (Araneusdiadematus)

2. Обычно поселяется в кронах деревьев, между ветвями устраивает ловчие сети, а из листьев делает себе убежище. Типичные для него колесовидные тенета сразу обращают на себя внимание при посещении леса, сада или запущенной рощи. Иногда паутинную сеть можно обнаружить среди кустарниковых зарослей или под карнизами и в переплетах оконных рам заброшенных строений.

3. Поскольку паук относится к холоднокровным животным, его активность зависит от температуры окружающей среды. Для наименьшей затраты энергии и для более успешной жизнедеятельности паука сформировались ряд приспособлений. Например, процессы пищеварения у паука внешние. При помощи ловчей сети – паутины, паук добывает себе пищу, которую заматывает к своеобразный кокон и при помощи своих хелицер и педипальп (ногочелюстей) впрыскивает пищеварительные соки в жертву. Таким образом в теле жертвы происходит переваривание питательных веществ и пауку остается только их впитать. Пауки — раздельнополые животные. Самки обычно значительно крупнее самцов. После спаривания самец погибает, а самка плетёт из паутины кокон для яиц. Яйца откладываются осенью. Яйца заключены в плотный кокон, который самка подвешивает в укромном месте: за отставшей корой, в щелях и т. п. Отложив яйца в кокон, она некоторое время носит его на себе, а затем прячет в безопасном месте. Через определенное время появляются ювенильные пауки. Это происходит весной. Половая зрелость достигается к концу лета. После чего самка погибает.

Презентации по теме с заданиями для самоконтроля

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *