Установите в чем лексическое и грамматическое отличия выделенных слов каждой

Установите в чем лексическое и грамматическое различие выделенных слов каждой пары

Установите, в чём лексическое и грамматическое отличия выделенных слов каждой пары. Больной ребёнок — больной

Ваш ответ

решение вопроса

Похожие вопросы

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Всем здравствуйте?

Русский язык | 5 — 9 классы

1)Больной ребёнок, Больной выздоровел

2) Ванная комната, Ванная отремонтирована

3) Учительская комната, Учительская на втором этаже

4)Мучное кушанье, Мучное утоляет голод.

Установите в чем лексическое и грамматическое отличия выделенных слов каждой

1)больной ребенок — больной — имя прилагательное ; больной выздоровел — больной — имя существительное.

2)ванная(имя прилагательное) комната ; ванная(имя существительное) отремонтирована.

3)учительская(имя прилагательное) комната ; учительская(имя существительное) на втором этаже.

4)мучное(имя прилагательное) кушанье ; мучное(имя существительное) утоляет голод.

Установите в чем лексическое и грамматическое отличия выделенных слов каждой

Составьте предложения с данными словосочетаниями)пожалуйста помогите любимые : *Ванная(прил) комната — ванная(сущ)Рабочий(прил) день — рабочий (сущ)Мучное(прил) кушанье — мучное (сущ)?

Составьте предложения с данными словосочетаниями)

пожалуйста помогите любимые : *

Ванная(прил) комната — ванная(сущ)

Рабочий(прил) день — рабочий (сущ)

Мучное(прил) кушанье — мучное (сущ).

Установите в чем лексическое и грамматическое отличия выделенных слов каждой

Задание по русскому языку за 7 класс?

Задание по русскому языку за 7 класс.

Задание звучит так : 1.

Установите, в чем грамматические различия выделенных слов в следующих парах.

Ванная комната — ванная (сущ.

). Рабочий день — рабочий (сущ.

). Мороженое мясо — мороженое (сущ.

Составьте и запишите предложения с выделенными словами.

Определите, какими членами предложения они являются.

Установите в чем лексическое и грамматическое отличия выделенных слов каждой

Способ образование этих слов Больной Ванная Учительская Мучное?

Способ образование этих слов Больной Ванная Учительская Мучное.

Установите в чем лексическое и грамматическое отличия выделенных слов каждой

Составьте пожалуйста предложения со словами Ванная ( им?

Составьте пожалуйста предложения со словами Ванная ( им.

Сущ. ) Учительская (прил.

) Мучное ( им сущ) Мучное (прил ).

Установите в чем лексическое и грамматическое отличия выделенных слов каждой

Какие словосочетания можно составить со словами : учительская, столовая и мучное?

Какие словосочетания можно составить со словами : учительская, столовая и мучное?

Установите в чем лексическое и грамматическое отличия выделенных слов каждой

Помогите пожалуйста написать предложения со словами мучное(прил) кушанье — мучное(сущ)?

Помогите пожалуйста написать предложения со словами мучное(прил) кушанье — мучное(сущ).

Установите в чем лексическое и грамматическое отличия выделенных слов каждой

Помогите пожалуйста составить предложения с выделенными словами?

Помогите пожалуйста составить предложения с выделенными словами.

Какими членами предложения они являются.

ВАННАЯ(прил) комната — ВАННАЯ(сущ).

РАБОЧИЙ(прил) день — РАБОЧИЙ(сущ).

МУЧНОЕ(прил) кушанье — МУЧНОЕ(сущ).

МОРОЖЕНОЕ(прил) мясо — МОРОЖЕНОЕ(сущ).

Установите в чем лексическое и грамматическое отличия выделенных слов каждой

Надо составить предложение так чтоб в 1 — ом случае было первое прилогательное а во втором существительное Больной, Ванная, учительская, мучное?

Надо составить предложение так чтоб в 1 — ом случае было первое прилогательное а во втором существительное Больной, Ванная, учительская, мучное.

Установите в чем лексическое и грамматическое отличия выделенных слов каждой

Составьте предложения со словами : больной, ванная, учительская, мучное?

Составьте предложения со словами : больной, ванная, учительская, мучное.

Установите в чем лексическое и грамматическое отличия выделенных слов каждой

Словосочетания со словами Ванная, столовая, учительская, здоровый?

Словосочетания со словами Ванная, столовая, учительская, здоровый.

На этой странице сайта размещен вопрос Всем здравствуйте? из категории Русский язык с правильным ответом на него. Уровень сложности вопроса соответствует знаниям учеников 5 — 9 классов. Здесь же находятся ответы по заданному поиску, которые вы найдете с помощью автоматической системы. Одновременно с ответом на ваш вопрос показаны другие, похожие варианты по заданной теме. На этой странице можно обсудить все варианты ответов с другими пользователями сайта и получить от них наиболее полную подсказку.

Установите в чем лексическое и грамматическое отличия выделенных слов каждой

Приглушаем наверное или приглушить.

Установите в чем лексическое и грамматическое отличия выделенных слов каждой

Приставка при пишется в слове 1 где не закончено действие.

Установите в чем лексическое и грамматическое отличия выделенных слов каждой

1. поёжился — глагол (что сделал? ) 2. Морфологические признаки : Н. Ф. — поёжиться Постоянные : совершенный вид, возвратный, непереходный, 2 спряжение Непостоянные : изъявительное наклонение, прошедшее время, муж. Род, ед. Число 3. (что сделал.

Установите в чем лексическое и грамматическое отличия выделенных слов каждой

1. телеграма 2. Записка 3. Загадка 4. Поздравление 5.

Установите в чем лексическое и грамматическое отличия выделенных слов каждой

Установите в чем лексическое и грамматическое отличия выделенных слов каждой

Установите в чем лексическое и грамматическое отличия выделенных слов каждой

Установите в чем лексическое и грамматическое отличия выделенных слов каждой

Мой папа — руководитель. Он управляет большой компанией. В его подчинении много людей. Он несёт за них большую ответственность. Поэтому он должен быть ответственным, пунктуальным и грамотным, чтобы показывать пример другим. Обязательно контролир..

Установите в чем лексическое и грамматическое отличия выделенных слов каждой

Установите в чем лексическое и грамматическое отличия выделенных слов каждой

Установите, в чём лексическое и грамматическое отличия выделенных слов каждой пары.

Источник

Установите в чем лексическое значение

Русский язык 5 класс Разумовская. Упражнение №329

Установите с помощью толкового словарика учебника, какое лексическое значение имеют слова наречие, сумма, обстоятельство. Составьте и запишите предложения, в которых бы эти слова употреблялись как термины.
Сделайте вывод о том, какими пометами выделяются в словаре профессиональные слова.

Решение

Наречие − местный говор, обладающий диалектными чертами; лингв. неизменяемая часть речи.
Сумма − матем. результат сложения; перен. общее количество.
Обстоятельство − явление, сопутствующее какому−нибудь другому; лингв. второстепенный член предложения, указывающий время, место, причину действия и т.д.
Наречие является неизменяемой частью речи. От перемены мест слагаемых сумма не меняется. Обстоятельство является второстепенным членом предложения.
В словаре профессиональные слова выделяются пометами, указывающими сферу, в которой применяются данные термины: матем., лингв.

Установите, в чём лексическое и грамматическое отличия выделенных слов каждой пары. Больной ребёнок — больной

Ваш ответ

решение вопроса

Похожие вопросы

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Что такое лексическое значение слова и каким оно бывает – как легко в этом разобраться и больше никогда не путаться

То, что обозначает слово.

Установите в чем лексическое и грамматическое отличия выделенных слов каждой

Чтобы легко понять, что такое лексическое значение слова, выбросьте слово «лексическое». Что такое «значение» слова? То, что оно «означает». Например, телефон – это устройство, с помощью которого можно позвонить другому человеку, ручка – принадлежность для письма, страх – чувство, когда мы чего-то боимся.

Но возникает вопрос, зачем тогда говорить «лексическое», если можно просто сказать «значение» слова? Потому что есть еще грамматическое значение.

Чем лексическое значение отличается от грамматического

Грамматическое показывает, к какой части речи относится слово, в каком оно, например, числе, падеже. Грамматическое значение слова «нога» – имя существительное, женского рода, в именительном падеже, единственном числе.

А лексическое значение – это то, как мы «понимаем» слово. Когда мы слышим или читаем слово «нога», мы сразу понимаем, что это часть тела человека или животного, нижняя «конечность», то, с помощью чего мы ходим.

Виды лексических значений

Основных видов два – прямое и переносное.

Прямое

Это когда слово и предмет связаны напрямую. Например, золотое кольцо – то есть кольцо из золота, чистая вода – то есть вода без грязи.

Переносное

Когда слово связывается с каким-то предметом через другой предмет. Например, как связались слова «золотые» и «руки»? Через другой предмет – золото. Золото – это драгоценность. Золотые руки – то есть такие же драгоценные, как золото.

А как связаны слова «чистая» и «совесть»? Через представление человека о чистоте и грязи. Чистая совесть – то есть не «испачканная» плохими поступками, точно так же как ничем не испачкана «чистая вода».

Благодаря переносному значению в литературе есть эпитеты и метафоры.

Связанные и не связанные

У большинства слов в русском языке значения связанные. То есть их несколько и у них у всех есть что-то общее.

Например, идти – то есть передвигаться пешком, перемещаться из одной точки в другую (поезд идет), начинать делать что-либо (идти в пляс) и т. д. У всех этих значений есть общий компонент – идти из одного места в другое. Я иду (из дома в институт), поезд идет от станции к станции, девушка стояла в углу, а потом пошла танцевать – всегда имеется в виду перемещение «из пункта А в пункт Б».

Если значения связанные – то перед вами многозначные слова.

Бывает так, что слово одно, а значений у него несколько. Если они не связаны, то возникает «омонимия», а слова получают название «омонимы». Например, брак – свадьба и брак – недостаток в товаре. Никакой связи.

Схожие и противоположные

Если у разных слов похожие значения, возникает явление под названием синонимия. А слова с похожим значением попадают в ряды синонимов. Например: красивый – привлекательный – милый – клёвый.

Если значения противоположные – то возникает антонимия, а слова попадают в группу антонимов. Например: красивый – уродливый, плохой – хороший, тихий – громкий.

Лексическое и лексикографическое значение слова

Лексикографическое значение – то, которое отражено в словарях. Лексическое значение – это не совсем то же самое, что лексикографическое. Потому что лексическое намного шире.

Произнесите слово «мама». О чем вы подумали? Какие чувства испытали? Наверняка вы подумали о своем детстве, о тех чувствах, которые испытываешь к матери. Одно слово способно пробудить в нас много-много чувств, представлений, воспоминаний.

И всё то, что пробуждается словом в нашей голове – и будет для нас лексическим значением. То есть данное слово значит для НАС именно то-то и то-то.

А лексикографическое значение будет намного более узким. Потому что в словарях отражается то, что значит определенное слово для ВСЕХ людей, то есть самое общее его значение.

Есть ли границы у лексического значения

Они могут быть у слов, которые обозначают предметы, например, «стол», «кровать», «ручка» – понятно, что это такое. Обозначил предмет и всё тут.

А что такое любовь? Счастье? Одиночество?

Почему Пушкин, Есенин, Лермонтов, Бродский писали стихи о любви? Почему другие поэты писали и продолжают их писать? Потому что они пытаются понять, что это слово значит и ВЫРАЗИТЬ его значение. Но у них не получается. Потому что значение слова «любовь» бесконечно и при том еще очень индивидуально.

Полезные материалы для учеников и родителей

Если вы читаете эту статью, потому что учитесь в школе, советую вам подписаться на нашу рассылку. Раз в неделю вам будут приходить лучшие статьи по русскому языку. В ближайшие месяцы мы как раз планируем написать много текстов в эту рубрику.

Еще загляните в подборки курсов по русскому. Там кроме платных материалов есть хорошие бесплатные пособия, их можно сразу скачивать:

Если есть вопросы – задавайте их в комментариях. Форма для комментария чуть ниже, прокрутите и увидите ее.

Источник

Всем здравствуйте?

1)Больной ребёнок, Больной выздоровел

2) Ванная комната, Ванная отремонтирована

3) Учительская комната, Учительская на втором этаже

4)Мучное кушанье, Мучное утоляет голод.

Установите в чем лексическое и грамматическое отличия выделенных слов каждой

2)ванная(имя прилагательное) комната ; ванная(имя существительное) отремонтирована.

3)учительская(имя прилагательное) комната ; учительская(имя существительное) на втором этаже.

4)мучное(имя прилагательное) кушанье ; мучное(имя существительное) утоляет голод.

Установите в чем лексическое и грамматическое отличия выделенных слов каждой

Составьте предложения с данными словосочетаниями)

пожалуйста помогите любимые : *

Установите в чем лексическое и грамматическое отличия выделенных слов каждой

Задание по русскому языку за 7 класс?

Задание по русскому языку за 7 класс.

Задание звучит так : 1.

Установите, в чем грамматические различия выделенных слов в следующих парах.

Составьте и запишите предложения с выделенными словами.

Определите, какими членами предложения они являются.

Установите в чем лексическое и грамматическое отличия выделенных слов каждой

Способ образование этих слов Больной Ванная Учительская Мучное?

Способ образование этих слов Больной Ванная Учительская Мучное.

Установите в чем лексическое и грамматическое отличия выделенных слов каждой

Составьте пожалуйста предложения со словами Ванная ( им?

Составьте пожалуйста предложения со словами Ванная ( им.

Сущ. ) Учительская (прил.

) Мучное ( им сущ) Мучное (прил ).

Установите в чем лексическое и грамматическое отличия выделенных слов каждой

Какие словосочетания можно составить со словами : учительская, столовая и мучное?

Какие словосочетания можно составить со словами : учительская, столовая и мучное?

Установите в чем лексическое и грамматическое отличия выделенных слов каждой

Установите в чем лексическое и грамматическое отличия выделенных слов каждой

Помогите пожалуйста составить предложения с выделенными словами?

Помогите пожалуйста составить предложения с выделенными словами.

Какими членами предложения они являются.

Установите в чем лексическое и грамматическое отличия выделенных слов каждой

Установите в чем лексическое и грамматическое отличия выделенных слов каждой

Составьте предложения со словами : больной, ванная, учительская, мучное?

Составьте предложения со словами : больной, ванная, учительская, мучное.

Установите в чем лексическое и грамматическое отличия выделенных слов каждой

Словосочетания со словами Ванная, столовая, учительская, здоровый?

Словосочетания со словами Ванная, столовая, учительская, здоровый.

Установите в чем лексическое и грамматическое отличия выделенных слов каждой

Ёжики перебегали через полянку и на них упала ягодка.

Установите в чем лексическое и грамматическое отличия выделенных слов каждой

1. 2, 3, 4 2. 1, 2, 4 3. 1, 3, 4 4. 1, 2, 3 5. 1, 2, 3, 5 6. 1, 2, 3, 4, 5 7. 1, 3, 4 8. 1, 2, 3, 4 9. 1, 2, 3, 4 10. 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Установите в чем лексическое и грамматическое отличия выделенных слов каждой

Установите в чем лексическое и грамматическое отличия выделенных слов каждой

Знаменитый русский художник Виктор Михайло­вич Васнецов является непревзойдённым мастером фольклорной и исторической живописи. Широко из­вестны его живописные произведения «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Богатыри» и многие дру­гие. Картина «Иван..

Установите в чем лексическое и грамматическое отличия выделенных слов каждой

Установите в чем лексическое и грамматическое отличия выделенных слов каждой

Любимая (прилагательное) книжка (существительное) как (наречие) настоящий (прилагательное) друг(существительное).

Установите в чем лексическое и грамматическое отличия выделенных слов каждой

Установите в чем лексическое и грамматическое отличия выделенных слов каждой

1д 2б 3б (Вроде так. ).

Установите в чем лексическое и грамматическое отличия выделенных слов каждой

Он (кто? ) не поет (что не делает? ), а как будто смозабвенно(как? ) калдует и бормочет (что делает? ) заклинание ( что? ).

Установите в чем лексическое и грамматическое отличия выделенных слов каждой

Источник

Что такое лексическое значение слова и каким оно бывает – как легко в этом разобраться и больше никогда не путаться

То, что обозначает слово.

Установите в чем лексическое и грамматическое отличия выделенных слов каждой

Чтобы легко понять, что такое лексическое значение слова, выбросьте слово «лексическое». Что такое «значение» слова? То, что оно «означает». Например, телефон – это устройство, с помощью которого можно позвонить другому человеку, ручка – принадлежность для письма, страх – чувство, когда мы чего-то боимся.

Но возникает вопрос, зачем тогда говорить «лексическое», если можно просто сказать «значение» слова? Потому что есть еще грамматическое значение.

Чем лексическое значение отличается от грамматического

Грамматическое показывает, к какой части речи относится слово, в каком оно, например, числе, падеже. Грамматическое значение слова «нога» – имя существительное, женского рода, в именительном падеже, единственном числе.

А лексическое значение – это то, как мы «понимаем» слово. Когда мы слышим или читаем слово «нога», мы сразу понимаем, что это часть тела человека или животного, нижняя «конечность», то, с помощью чего мы ходим.

Виды лексических значений

Основных видов два – прямое и переносное.

Прямое

Это когда слово и предмет связаны напрямую. Например, золотое кольцо – то есть кольцо из золота, чистая вода – то есть вода без грязи.

Переносное

Когда слово связывается с каким-то предметом через другой предмет. Например, как связались слова «золотые» и «руки»? Через другой предмет – золото. Золото – это драгоценность. Золотые руки – то есть такие же драгоценные, как золото.

А как связаны слова «чистая» и «совесть»? Через представление человека о чистоте и грязи. Чистая совесть – то есть не «испачканная» плохими поступками, точно так же как ничем не испачкана «чистая вода».

Благодаря переносному значению в литературе есть эпитеты и метафоры.

Связанные и не связанные

У большинства слов в русском языке значения связанные. То есть их несколько и у них у всех есть что-то общее.

Например, идти – то есть передвигаться пешком, перемещаться из одной точки в другую (поезд идет), начинать делать что-либо (идти в пляс) и т. д. У всех этих значений есть общий компонент – идти из одного места в другое. Я иду (из дома в институт), поезд идет от станции к станции, девушка стояла в углу, а потом пошла танцевать – всегда имеется в виду перемещение «из пункта А в пункт Б».

Если значения связанные – то перед вами многозначные слова.

Бывает так, что слово одно, а значений у него несколько. Если они не связаны, то возникает «омонимия», а слова получают название «омонимы». Например, брак – свадьба и брак – недостаток в товаре. Никакой связи.

Схожие и противоположные

Если у разных слов похожие значения, возникает явление под названием синонимия. А слова с похожим значением попадают в ряды синонимов. Например: красивый – привлекательный – милый – клёвый.

Если значения противоположные – то возникает антонимия, а слова попадают в группу антонимов. Например: красивый – уродливый, плохой – хороший, тихий – громкий.

Лексическое и лексикографическое значение слова

Лексикографическое значение – то, которое отражено в словарях. Лексическое значение – это не совсем то же самое, что лексикографическое. Потому что лексическое намного шире.

Произнесите слово «мама». О чем вы подумали? Какие чувства испытали? Наверняка вы подумали о своем детстве, о тех чувствах, которые испытываешь к матери. Одно слово способно пробудить в нас много-много чувств, представлений, воспоминаний.

И всё то, что пробуждается словом в нашей голове – и будет для нас лексическим значением. То есть данное слово значит для НАС именно то-то и то-то.

А лексикографическое значение будет намного более узким. Потому что в словарях отражается то, что значит определенное слово для ВСЕХ людей, то есть самое общее его значение.

Есть ли границы у лексического значения

Они могут быть у слов, которые обозначают предметы, например, «стол», «кровать», «ручка» – понятно, что это такое. Обозначил предмет и всё тут.

А что такое любовь? Счастье? Одиночество?

Почему Пушкин, Есенин, Лермонтов, Бродский писали стихи о любви? Почему другие поэты писали и продолжают их писать? Потому что они пытаются понять, что это слово значит и ВЫРАЗИТЬ его значение. Но у них не получается. Потому что значение слова «любовь» бесконечно и при том еще очень индивидуально.

Полезные материалы для учеников и родителей

Если вы читаете эту статью, потому что учитесь в школе, советую вам подписаться на нашу рассылку. Раз в неделю вам будут приходить лучшие статьи по русскому языку. В ближайшие месяцы мы как раз планируем написать много текстов в эту рубрику.

Еще загляните в подборки курсов по русскому. Там кроме платных материалов есть хорошие бесплатные пособия, их можно сразу скачивать:

Если есть вопросы – задавайте их в комментариях. Форма для комментария чуть ниже, прокрутите и увидите ее.

Источник

Урок по русскому языку

Конспект урока по теме: «Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слов».

Тема: «Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слов».

Цели: 1. повторить, углубить и обобщить знания о многозначном слове;

2. повторить и углубить сведения о тропах;

3. отработать навыки распознавания тропов в текстах;

4. закрепить навыки анализа художественного текста с точки зрения использованных в нем изобразительно-выразительных средств.

Б. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А. 1)нас. рить 2)пол. екать дитя 3)пол. екать белье 4)под. рить 5)зас. рить

В. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А. 1)просл…влять 2)разд…вать 3)ур. нить 4)бр…нить 5)охр…нять

Г. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е. 1)осв…щение 2)оп…кунство 3)в…нтовая лестница 4)разв…вать волю 5)в. трило

Д. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е. 1)поб. режье 4) зас. дание 5; 2)стар…ки 5) уб. гать 3)ст. хать

Ключ к ответам:А-2,5;Б-2,4;В-1,2,4,5;Г-1,2,5;Д-1,4,5

Карточка №2 А. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)подб. вать 4) м…тодика 2)об. жать ребенка 5) изр. дка 3)об. жать вокруг дома

В. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква И. 1)пом. рить 2)зав. ватъ волосы 3)разв. ваться на ветру 4)нав. вать тоску 5)об…вать кожей

В. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква И. 1) отл. чать 4) щ. пать лучину для самовара 5) обл. зать губы 2)зав…щание 3)больно щ. пать

Г. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква И. 1)скр. петь 2)сл. патъся 3)зап. вать водой 4)ел. пой

Д. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е. 1)ст…рать 2)обд…рать 3)зап. рать 4)ум. рать 5)ум. реть

Ключ к ответам:А-3,4,5;Б-1,2,5;АВ-1,3,5;Г-1,2,3;Д-5.

1. По особенностям синтаксических связей и по функционально – смысловым характеристикам все речевые произведения делятся на три группы, назовите эти группы. (описание, рассуждение, повествование).

2. Типы речи. Дайте определение описанию. ( Описание — это текст (монологическое высказывание), в котором рассматриваются какие-либо предметы, признаки, действия, существующие одномоментно).

3. Придедите пример такого текста, прочтите свой пример. (Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берёз висит не шелохнувшись. Роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то далеко — кажется за краем земли — хрипло кричит старый петух в избе лесника. В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталём загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. (К. Паустовский)с.26 ).

5. Дать определение следующему типу речи – рассуждению.( Рассуждение — это текст (монологическое высказывание), который описывает предметы, явления, признаки, действия, находящиеся в причинно-следственных отношениях. Оно строится по следующей схеме: 1) тезис (то утверждение, которое нужно доказать); 2) доказательство; 3) вывод.(с.26).

6. Приведите примеры, прочтите текст с.27).

(Любите чтение, потому что литература даёт вам обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание — понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей, — словом, делает вас мудрыми. (Д. Лихачёв).

7. Каков основной тезис этого текста? Основной тезис этого текста — читайте, потому что литература даёт опыт жизни. Доказательства этого: литература делает человека интеллигентным, развивает чувство красоты, даёт понимание жизни, служит проводником в другие эпохи, раскрывает сердца людей. Вывод: литература делает человека мудрым.

8. Дать определение типу речи – повествование.( Повествование — это текст (монологическое высказывание), в котором предметы, явления, признаки, действия, события рассматриваются в движении, как следующие одно за другим). (с27.)

10. О чем говорится в тексте? В этом тексте говорится о действиях скворцов, о чём свидетельствуют однородные сказуемые, выраженные глаголами. Автор использует глаголы несовершенного вида в форме настоящего времени, чтобы показать, чем занимаются птицы после прилёта. Тема — скворцы, а идея — раскрыть признаки характерного для них поведения.

11. Могут ли в одном тексте совмещаться типы речи? (Да, могут).

12. Приведите примеры. В одном тексте могут совмещаться разные типы речи, например:

К утру дождь прошёл. Серое небо низко провисало над головой. От того, что облака почти касались верхушек берёз, на земле было тихо и тепло. Слой облаков был очень тонок — сквозь него просвечивало солнце. Мы свернули палатку, взвалили на себя рюкзаки и пошли. Шли мы по кочкам, а между кочками, там, где кисла рыжая вода, торчали острые, как колья, корни берёз. (По К.Паустовскому).

Перед нами текст, который нельзя назвать определённо — период, абзац, сложное синтаксическое целое. Это часть большего по размеру, чем здесь представлено, повествования, поэтому и развитие действия происходит

3.Изучение нового материала. Вступительное слово преподавателя.

Слово в лексической системе языка . Лексика — это совокупность слов, входящих в состав того или иного естественного языка. Словарный состав языка неоднороден, так как язык непрерывно развивается и обогащается.

— Слово (или лексема) — это основная единица языка, представляющая собой звук или комплекс звуков, служащая для обозначения предметов, явлений, событий, качеств, количеств, состояний и т.д.

— Способность слова называть предметы, их признаки, действия и т.д. является его номинативной функцией (от лат. потеп — «имя»). Каждое слово имеет свой определённый морфемный состав, лексическое и грамматическое значение.

— Наука, изучающая словарный состав языка, значения слов, их взаимосвязь, описывающая происхождение слов, нормы употребления лексем в речи, называется лексикологией.

Работа по учебнику. Откройте страницу 89-90. Прочитаем отрывок из произведения В. Солоухина. Определим, о чём хотел рассказать автор? Озаглавим этот текст.

С первым дыханием осени до неузнаваемости преображается матово-зелёная, сероватая листва осины. Точно каждый лист накалили на огне до яркой красноты, и вот теперь всё горит и светится. Вместе с листвой преображается и сам лес, а вместе с лесами и весь пейзаж среднерусских равнин. Осиновый лес в эту пору между чёрной землёй и серым осенним небом — словно полоска зари. Бывает на склоне горы, что нижний и верхний ярусы леса хвойные и, значит, чёрные, а между ними длинной полосой золотое свечение берёз и красное горение осин. Каждая осина в лесу или стоящая отдельно на меже кажется мне в это время каким-то фантастическим растением.

— Попробуйте представить картину, изображённую писателем. Удалось ли вам увидеть её? Что помогает вашему воображению? Если бы вас попросили нарисовать то, что описывает В.Солоухин, какие бы краски вам понадобились? Можно ли понять настроение автора? Какие слова или словосочетания в тексте могут подтвердить ваше мнение?

Совершенно верно: лексическое значение слова даёт возможность нашему сознанию представить то, что описывает В. Солоухин. Слова конкретной семантики — лес, листва, земля, небо, склон горы, равнины — позволяют нам увидеть пейзаж. Некоторые слова называют цвета — матово-зелёная, сероватая, краснота, чёрная, золотое, и это помогает нам представить цветовую гамму пейзажа. У многих слов в тексте есть добавочное значение цвета, некоторые слова в сочетании друг с другом создают впечатление цветной картинки — накалили на огне, яркой, горит, светится, полоска зари, золотое свечение, красное горение. Настроение автора, его умиление, восхищение проявляются в поэтическом описании осеннего пейзажа. Это значит, что многие слова даны в переносном значении: В.Солоухин пользуется изобразительными приёмами художественной речи — сравнениями (точно каждый лист накалили на огне до яркой красноты; словно полоска зари), метафорами (золотое свечение берёз, красное горение осин), олицетворением (с дыханием осени, преображается листва осины, преображается и сам лес).

Именно лексическое значение — прямое и переносное — выполняет главную роль в создании речевого произведения: передаёт нам и фактическое содержание (то, о чём говорит автор) и идейное (то, ради чего он говорит об этом). Грамматическое значение слова дополняет и уточняет роль лексемы в тексте (но об этом мы будем говорить в разделе «Морфология и орфография»).

Изучение лексического наполнения словаря национального языка, правильного употребления каждого слова в конкретном контексте имеет важное значение для культуры речи.

Лексическое значение слова — это соотнесённость слова с определённым понятием, явлением действительности, это то, что обозначает (называет) данное звукосочетание (в устной речи) или буквосочетание (в письменной речи).

Грамматическое значение — это принадлежность слова к какой-либо части речи и характеристика его языковых категорий (род, вид, время, спряжение, склонение, число, лицо и т.д.).

— Как можно объяснить лексическое значение слова, например слова пейзаж? Вот примерная последовательность действий. 1.Описать, охарактеризовать предмет или явление, которое обозначает это слово, другими словами.

2.Обратиться к толковому словарю: Пейзаж. «1. Общий вид какой-либо местности, картина окружающей природы. 2. Рисунок, картина, изображающие природу. 3. Описание природы в литературном произведении» (Школьный толковый словарь русского языка / М.С.Лапатухин, Е.В.Скорлуповская, Г.П.Снетова. — М., 1999).

3.Показать данный предмет, продемонстрировать его действие. 4. Подобрать к нему синоним: пейзаж — картина природы. Обратите внимание, у слова пейзаж три значения. Как называют слова, у которых несколько значений?

Грамматическое значение слова пейзаж — имя существительное, неодушевлённое, нарицательное, мужского рода, 2-го склонения, стоящее в форме И. п., единственного числа. Все лексемы языка можно охарактеризовать с трёх позиций (табл. 10).

Слова русского языка имеют свойство употребляться в прямом и переносном значениях, ср., например: Официант несёт поднос с едой (прямое значение). — Собеседник несёт откровенную чушь (переносное). В языке различают два типа переноса значений:

по сходству, когда названия дают явлениям (предметам) по схожести признаков с другими явлениями (предметами): хвост животного — хвост очереди.

Перенос названия с одного предмета на другой на основе смежности называется метонимией (от греч. metonymia — «переименование»), например: Да что на серебре, на золоте едал (А.С.Грибоедов); И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М. Ю. Лермонтов).

Частое употребление слова в переносном значении приводит к тому, что уже невозможно осознать то, что это не прямое его значение.

— Прочитаем стихотворение А. С. Пушкина. Подумаем, о чём хотел сказать поэт в этом четверостишии.

«Все моё!» — сказало злато, «Все моё!» — сказал булат. «Все куплю!» — сказало злато, «Все возьму!» — сказал булат.

Что или кто стоит за абстрактно названными персонажами — златом и булатом? Вы чувствуете, что это похоже на пьесу? Почему? Действующие персонажи максимально обезличены и упрощены, однако это метафоры, а значит (охарактеризуйте их).

Попробуйте проиграть в своём воображении этот конфликт, эту пьесу (трагедию или комедию), чтобы открыть смысл пушкинского произведения и подумать над ним. Сначала зловещим и даже лишающим надежды выглядит этот диалог обезличенных монстров.

Почему А.С. Пушкин выбрал именно эти слова для «имён» своих персонажей? Как бы вы описали этих героев?

Стремление к всеобъемлющей власти — у одних через обогащение, у других с помощью силы — делает конфликт толстосумов (злата) и агрессоров (булата) вечным и одновременно бессмысленным, потому что всё, что они могут купить или поработить, на самом деле далеко не всё, чем жив и дышит человек в этом мире. Им подвластно лишь материальное достояние….

Надежды маленький оркестрик

Под управлением любви.

§ 16. Многозначность слова.

В русском языке слова, имеющие единственное лексическое значение, называются однозначными, например: позор — «постыдное, унизительное для кого-либо положение, поведение, поступок». Чаще всего однозначными являются термины, например: адресат — «лицо, которому направлено сообщение»; лексема — «единица лексикологии, слово в совокупности его значений».

Свойство слова употребляться в разных значениях называется многозначностью:

иглы — 1) у животных; 2) у хвойных деревьев; 3) средство для шитья; перевод — 1) перемещение с одной стороны на другую; 2) назначение на новую должность; 3) текст, переписанный, например с анл. на русский

Работа по карточкам: 1.Задание.

Прочитайте. Сравните в каждой группе лексические значения выделенных слов. Какое из значений прямое, какое — переносное? Какие общие свойства разных предметов, признаков или действий позволяют называть их одним словом?

1) Стальная игла — игла сосны.

2) Берег моря — море флагов.

3) Бронзовая монета — бронзовый загар.

4) Воет волк — воет буря.

5) Гладить бельё — гладить волосы.

6) Подошва туфель — подошва горы.

7) Светлая аудитория — внимательная аудитория.

8) Работа на производстве — сдать работу.

9) Читать Чехова — произведения Чехова.

10) Штык винтовки — отряд в тысячу штыков.

Ш. Итог урока Краткое повторение изученного на уроке. Оценка работы студентов.

Домашнее задание 1.§15-16(с.89-95). 2.Упражнения№48с.95. 3.Выписать по одному примеру на каждый троп из художественных текстов (можно использовать любые литературные произведения, изучаемые по программе). Каждый пример записать на отдельной карточке с указанием источника.

Примечание. Карточки впоследствии могут использоваться преподавателем в качестве индивидуальных заданий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *