Установите соответствие между наукой и тем что она изучает

Тест по обществознанию Наука в современном обществе 8 класс

Тест по обществознанию Наука в современном обществе для учащихся 8 класса с ответами. Тест предназначен для проверки знаний по теме Сфера духовной культуры. Тест состоит из 3 частей. В части 1 — 10 заданий, в части 2 — 4 задания и в части 3 — 3 задания.

1. Верны ли следующие определения понятия «наука»?

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

2. Научные истины, которые не создают полного, исчерпы­вающего знания об изучаемом предмете и которые в про­цессе познания будут изменяться, уточняться, углублять­ся, называются

1) объективными
2) абсолютными
3) относительными
4) абстрактными

3. Верны ли следующие суждения о науке?

А. Наука включает наблюдение, классификацию, описа­ние, экспериментальные исследования и теоретическое объяснение естественных явлений.
Б. Наука — это система взглядов, понятий и представле­ний об окружающем мире.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

4. К психическим процессам, которые позволяют познавать объективный мир, не относится

1) ощущение
2) восприятие
3) представление
4) адаптация

5. Верны ли следующие суждения о науке?

А. Наука — это область человеческой деятельности, выра­батывающая объективное знание о мире.
Б. Наука — это форма общественного сознания, представ­ляющая исторически сложившуюся систему упорядо­ченных знаний, истинность которых проверяется и по­стоянно уточняется в ходе общественной практики.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

6. Чувственным отображением объективной реальности яв­ляется

1) ощущение
2) восприятие
3) представление
4) адаптация

7. Особый вид деятельности человека, система исследований, направленных на получение новых знаний

1) наука
2) образование
3) культура
4) искусство

8. Исследования, которые используют достижения науки для решения практических задач, называются

1) прикладными
2) фундаментальными
3) абстрактными
4) естественно-научными

9. Глубокое и всестороннее исследование предмета с целью получения новых основополагающих знаний, результаты которого не предназначены для непосредственного про­мышленного использования, называется

1) абстрактным
2) фундаментальным
3) прикладным
4) логическим

10. К техническим наукам можно отнести

1) этнологию
2) геологию
3) математику
4) кибернетику

1. Какое слово пропущено? «Сила науки в её обобщениях, в том, что за случайным, хаотичным она находит и исследует объективные __________, без знания которых невозможна осознанная, целенаправленная практическая деятельность.»

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключе­нием одного, характеризуют понятие «наука».
Познание, эксперимент, традиция, анализ, патент.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

3. Установите соответствие между научным открытием и учё­ным — автором этого открытия: к каждому элементу, данно­му в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

А) геоцентрическая модель мира
Б) открытие законов механики
В) классификация растений
Г) эволюционная теория
Д) теория относительности

1) А. Эйнштейн
2) К. Линней
3) Ч. Дарвин
4) И. Ньютон
5) Клавдий Птолемей

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.

«Коренные изменения в системе научных знаний в ХХ веке превратили __________(1) в непосредственную производительную силу общества. Произошло коренное, качественное преобразование __________(2) и сельского хозяйства. Определяющими направлениями __________(3) оказываются знания и информация. Научные разработки становятся главной движущей силой __________(4). Наиболее ценными качествами являются уровень __________(5), профессионализм, обучаемость и способность работника к творчеству в своей деятельности. В мире возрастают требования к уровню образования и квалификации, в геометрической прогрессии возрастает использование компьютерной техники в __________(6)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое сло­во (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) наука
Б) промышленность
В) политика
Г) экономика
Д) производство
Е) образование
Ж) прогресс

1. Прочитайте отрывок из романа Жюля Верна «Таинственный остров» и выполните задания.

«Прежде всего надлежало дополнить сделанные накануне вычисления, измерив высоту плато Дальнего Вида над уров­нем моря …
Инженер вооружился прямым шестом футов в двенадцать длиной. Он как можно тщательнее измерил этот шест по своему росту, который был ему известен с точностью до линии. Харберт нёс переданный ему Смитом отвес, то есть, попросту говоря, ка­мень, привязанный к гибкой лиане.
Примерно в двадцати футах от края берега и в пятистах футах от отвесной гранитной стены Сайрес Смит погрузил шест на два фута в песок. Основательно укрепив шест, инженер с помощью отвеса поставил его перпендикулярно плоскости го­ризонта. После этого он отошёл на такое расстояние, чтобы луч зрения, исходящий из его глаза, одновременно касался верхне­го конца шеста и гребня стены. Сайрес Смит тщательно отме­тил эту точку колышком и потом спросил Харберта:
— Ты знаком с начальными основами геометрии?
— Немного, мистер Сайрес, — ответил юноша, боясь попасть впросак.
— Помнишь ли ты, каковы свойства подобных треуголь­ников?
— Да. Их соответственные стороны пропорциональны.
— Ну, так вот, дитя моё, я сейчас построил два подобных прямоугольных треугольника. Катетами меньшего являются отвесный шест и расстояние от подножия шеста до колышка, а гипотенузой — мой луч зрения. Катетами второго, большего треугольника являются отвесная стена, высоту которой нам предстоит измерить, и расстояние от подножия стены до колышка; гипотенузой его служит опять-таки мой луч зрения — то есть продолжение первой гипотенузы треугольника.
— Теперь я понимаю, мистер Сайрес! — воскликнул Хар­берт. — Расстояние от колышка до шеста так же относится к расстоянию от колышка до стены, как высота места к высоте этой стены.
— Совершенно верно, — ответил инженер. — Высота шеста нам известна, и, когда мы измерим два первых расстояния, останется только вычислить пропорцию, чтобы получить высоту стены. Таким образом, не придётся измерять её непосредственно.
Горизонтальные расстояния были измерены посредством того же шеста, высота которого над уровнем песка равнялась ровно десяти футам.
Первое расстояние — от колышка до того места, где шест был воткнут в песок, было пятнадцать футов.
Второе расстояние — от колышка до подножия стены — равнялось пятистам футам.
Закончив измерение, Сайрес Смит с Харбертом вернулись в Трущобы.
Там инженер, взяв плоский камень — нечто вроде слои­стого сланца, на котором было удобно писать цифры острой раковиной, написал следующую пропорцию:
15 : 500 = 10 : Х,
500 · 10 = 5000,
5000 : 15 = 333,3
Итак, оказалось, что высота гранитной стены составляет 333 фута.
Затем Сайрес Смит взял инструмент, изготовленный им накануне. Расстояние между его ножками соответствовало уг­ловому расстоянию звезды Альфа Южного Креста от горизон­та. Инженер как можно точнее измерил этот угол по окруж­ности, разделённой на триста шестьдесят равных частей. Угол равнялся десяти градусам. Итак, полное угловое расстояние между горизонтом и полюсом, если прибавить двадцать семь градусов, отделяющие звезду Альфа от Южного полюса, и привести к уровню моря высоту плато, с которого производи­лось наблюдение, оказалось равно тридцати семи градусам.
Из этого Сайрес Смит сделал вывод, что остров Линкольна находится на тридцать седьмом градусе южной широты, или, если учесть несовершенство инструментов, между тридцать пятой и сороковой параллелью».

1) Дайте определение понятия «Наука» и составьте с ним два предложения, раскрывающих его смысл.
2) В романе французского писателя Жюля Верна «Таинст­венный остров» пятеро американцев, спасающихся от пре­следования на воздушном шаре, терпят крушение и ока­зываются на необитаемом острове. Так как всё их снаряжение утонуло, им приходится восстанавливать все когда-либо полученные знания из области химии, биоло­гии, физики и даже геометрии. Назовите теорему, о кото­рой идёт речь в данном отрывке. Для чего инженер Сайрес Смит применил её? Напишите не менее трёх положений.

2. Приведите не менее трёх примеров практического исполь­зования любой информации, известной вам из курсов фи­зики, химии и математики.

3. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отноше­ние к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте звания, по­лученные при изучении курса обществознания, соответст­вующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1. «Теория, которую нельзя опровергнуть каким бы то ни было постижимым событием, ненаучна. Неопровержи­мость — не доказательство теории (как часто думают), но порок» (К. Поппер).
2. «Опыт — это имя, которое мы даём своим собственным ошибкам» (О. Уайльд).
3. «Наука — благодетельница человечества» (П. Бертло).
4. «Если факты противоречат моей теории — тем хуже для фактов» (Гегель).

Ответы на тест обществознанию Наука в современном обществе
Часть 1
1-3, 2-3, 3-1, 4-4, 5-3, 6-1, 7-1, 8-1, 9-2, 10-4
Часть 2
1. законы
2. традиция
3. 54231
4. АБЖГЕД

Источник

Установите соответствие между наукой и тем что она изучает

Установите соответствие между примерами и видами наук: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

2) точные и технические

4) науки о познании и мышлении

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

К естественным наукам относятся науки: о космосе, его строении, развитии (астрономия, космология, космогония, астрофизика, космохимия и проч.); Земле (геология, геофизика, геохимия и др.); физических, химических, биологических системах и процессах, формах движения материи (физика и т. п.); человеке как биологическом виде, его происхождении и эволюции (анатомия и т. д.).

Технические науки содержательно основываются на естественных науках. Они изучают разлииные формы и направления развития техники (теплотехника, радиотехника, электротехника и проч.).

Общественные (социальные) науки также имеют ряд направлений и изучают общество (экономика, социология, политология, юриспруденция и т. п.).

Гуманитарные науки — науки о духовном мире человека, об отношении к окружающему миру, обществу, себе подобным (педагогика, психология, эвристика, конфликтология и др.).

А) логика — науки о познании и мышлении.

Б) математика — точные и технические.

В) история — социально-гуманитарные.

Г) политология — социально-гуманитарные.

Д) физика — естественные.

Как автор определяет сущность науки? Найдите и выпишите из текста любые три определения понятия наука.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования.

Наука — это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется. Ответ на вопрос о том, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а ответ на вопрос о том, как осуществляется исследование, раскрывает метод исследования.

Качественное многообразие действительности и общественной практики определило многоплановый характер человеческого мышления, разные области научного знания. Современная наука — чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения сущего, но и их отражение в сознании, т.е. сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления.

Предмет науки влияет на ее методы, т.е. приемы, способы исследования объекта. Так, в естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках — статистика. Вместе с тем границы между науками в достаточной степени условны. Для современного этапа развития научного познания характерно не только появление смежных по предмету дисциплин (например, биофизика), но и взаимное обогащение научных методологий. Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятностный подходы и многое другое. В каждой науке различаются эмпирический уровень, т.е. накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, т.е. обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом

Как автор определяет предмет и метод науки? Приведите авторские характеристики предмета и метода. Опираясь на текст и знание курса, приведите классификацию наук в зависимости от предмета исследования. Приведите пример любой конкретной науки и изучаемого ею предмета. (Сначала назовите науку, а затем изучаемый ею предмет).

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Даны ответы на вопросы, допустим:

— Под предметом науки понимается объект исследования, «то, что исследуется»;

— Под методом науки понимаются приемы, способы исследования,«как осуществляется исследование».

2) Приведена классификация наук, например:

По своему предмету науки делятся на:

— естественно-технические (изучают законы природы, способы ее освоения и преобразования);

— общественные (изучают общество, общественные явления, собственно, человека).

3) Приведен пример, допустим:

— физика (изучает неживую природу);

— биология (изучает законы развития живой природы);

— политология (изучает властные отношения в обществе) и т. д.

Могут быть приведены иные примеры.

Автор пишет: «В каждой науке различаются эмпирический уровень, т. е. накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, т. е. обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом». Опираясь на знание курса, приведите по два примера знания, полученного путем эмпирических и теоретических исследований.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Приведены примеры исследований, осуществленных эмпирическим путем, допустим:

— установление уровня прозрачности вод Байкала при помощи специального зонда;

— выяснение рейтинга популярного политика посредством социологического опроса и контент-анализа материалов СМИ.

2) Приведены примеры исследований, осуществленных теоретическим путем, допустим::

— выдвижение гипотезы происхождения названия «Русь» от славянского корня «руса», «рос»;

— обоснование прогнозов развития мировой экономики после преодоления финансового кризиса;

— выдвижение гипотезы происхождения Вселенной посредством «Большого взрыва» и т д.

Могут быть приведены и иные верные примеры.

Автор пишет об интеграции научного знания, сближении между собою методов исследования в разных областях знания, подчеркивая, что «теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом». Только ли интеграция характерна для современной науки? Сформулируйте свою точку зрения и приведите два аргумента в ее обоснование.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Дан ответ и сформулирована точка зрения, допустим:

— для современной науки характерна не только интеграция;

— помимо интеграции, можно говорить и о дезинтеграции научного знания, выделения более частных научных дисциплин;

2) Приведен аргументы, например:

— в общественных науках выделяются все более и более узкие области исследования, например, наука, исследующая природу власти — кратология;

— в естественных науках с открытием новых элементов, частиц, развитием нанотехнологий также возникают новые области познания;

— с появлением у человечества новых приемов и способов познания новые научные дисциплины возникают как в исследовании микромира, так и в исследовании мегамира, Вселенной и т. д.

Могут быть приведены и иные верные формулировки ответа

Как автор определяет предмет и метод науки? Приведите авторские характеристики предмета и метода. Опираясь на текст и знание курса, приведите классификацию наук в зависимости от предмета исследования. Приведите пример любой конкретной науки и изучаемого ею предмета. (Сначала назовите науку, а затем изучаемый ею предмет).

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Даны ответы на вопросы, допустим:

— Под предметом науки понимается объект исследования, «то, что исследуется»;

— Под методом науки понимаются приемы, способы исследования,«как осуществляется исследование».

2) Приведена классификация наук, например:

По своему предмету науки делятся на:

— естественно-технические (изучают законы природы, способы ее освоения и преобразования);

— общественные (изучают общество, общественные явления, собственно, человека).

3) Приведен пример, допустим:

— физика (изучает неживую природу);

— биология (изучает законы развития живой природы);

— политология (изучает властные отношения в обществе) и т. д.

Могут быть приведены иные примеры.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Даны авторские определения, например:

Как автор определяет предмет и метод науки? Приведите авторские характеристики предмета и метода. Опираясь на текст и знание курса, приведите классификацию наук в зависимости от предмета исследования. Приведите пример любой конкретной науки и изучаемого ею предмета. (Сначала назовите науку, а затем изучаемый ею предмет).

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования.

Наука — это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется. Ответ на вопрос о том, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а ответ на вопрос о том, как осуществляется исследование, раскрывает метод исследования.

Качественное многообразие действительности и общественной практики определило многоплановый характер человеческого мышления, разные области научного знания. Современная наука — чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения сущего, но и их отражение в сознании, т.е. сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления.

Предмет науки влияет на ее методы, т.е. приемы, способы исследования объекта. Так, в естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках — статистика. Вместе с тем границы между науками в достаточной степени условны. Для современного этапа развития научного познания характерно не только появление смежных по предмету дисциплин (например, биофизика), но и взаимное обогащение научных методологий. Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятностный подходы и многое другое. В каждой науке различаются эмпирический уровень, т.е. накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, т.е. обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом

Как автор определяет сущность науки? Найдите и выпишите из текста любые три определения понятия наука.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Даны авторские определения, например:

Автор пишет: «В каждой науке различаются эмпирический уровень, т. е. накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, т. е. обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом». Опираясь на знание курса, приведите по два примера знания, полученного путем эмпирических и теоретических исследований.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Приведены примеры исследований, осуществленных эмпирическим путем, допустим:

— установление уровня прозрачности вод Байкала при помощи специального зонда;

— выяснение рейтинга популярного политика посредством социологического опроса и контент-анализа материалов СМИ.

2) Приведены примеры исследований, осуществленных теоретическим путем, допустим::

— выдвижение гипотезы происхождения названия «Русь» от славянского корня «руса», «рос»;

— обоснование прогнозов развития мировой экономики после преодоления финансового кризиса;

— выдвижение гипотезы происхождения Вселенной посредством «Большого взрыва» и т д.

Могут быть приведены и иные верные примеры.

Автор пишет об интеграции научного знания, сближении между собою методов исследования в разных областях знания, подчеркивая, что «теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом». Только ли интеграция характерна для современной науки? Сформулируйте свою точку зрения и приведите два аргумента в ее обоснование.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Дан ответ и сформулирована точка зрения, допустим:

— для современной науки характерна не только интеграция;

— помимо интеграции, можно говорить и о дезинтеграции научного знания, выделения более частных научных дисциплин;

2) Приведен аргументы, например:

— в общественных науках выделяются все более и более узкие области исследования, например, наука, исследующая природу власти — кратология;

— в естественных науках с открытием новых элементов, частиц, развитием нанотехнологий также возникают новые области познания;

— с появлением у человечества новых приемов и способов познания новые научные дисциплины возникают как в исследовании микромира, так и в исследовании мегамира, Вселенной и т. д.

Могут быть приведены и иные верные формулировки ответа

Как автор определяет предмет и метод науки? Приведите авторские характеристики предмета и метода. Опираясь на текст и знание курса, приведите классификацию наук в зависимости от предмета исследования. Приведите пример любой конкретной науки и изучаемого ею предмета. (Сначала назовите науку, а затем изучаемый ею предмет).

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Даны ответы на вопросы, допустим:

— Под предметом науки понимается объект исследования, «то, что исследуется»;

— Под методом науки понимаются приемы, способы исследования,«как осуществляется исследование».

2) Приведена классификация наук, например:

По своему предмету науки делятся на:

— естественно-технические (изучают законы природы, способы ее освоения и преобразования);

— общественные (изучают общество, общественные явления, собственно, человека).

3) Приведен пример, допустим:

— физика (изучает неживую природу);

— биология (изучает законы развития живой природы);

— политология (изучает властные отношения в обществе) и т. д.

Могут быть приведены иные примеры.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Даны ответы на вопросы, допустим:

— Под предметом науки понимается объект исследования, «то, что исследуется»;

— Под методом науки понимаются приемы, способы исследования,«как осуществляется исследование».

2) Приведена классификация наук, например:

По своему предмету науки делятся на:

— естественно-технические (изучают законы природы, способы ее освоения и преобразования);

— общественные (изучают общество, общественные явления, собственно, человека).

3) Приведен пример, допустим:

— физика (изучает неживую природу);

— биология (изучает законы развития живой природы);

— политология (изучает властные отношения в обществе) и т. д.

Могут быть приведены иные примеры.

Автор пишет об интеграции научного знания, сближении между собою методов исследования в разных областях знания, подчеркивая, что «теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом». Только ли интеграция характерна для современной науки? Сформулируйте свою точку зрения и приведите два аргумента в ее обоснование.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования.

Наука — это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется. Ответ на вопрос о том, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а ответ на вопрос о том, как осуществляется исследование, раскрывает метод исследования.

Качественное многообразие действительности и общественной практики определило многоплановый характер человеческого мышления, разные области научного знания. Современная наука — чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения сущего, но и их отражение в сознании, т.е. сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления.

Предмет науки влияет на ее методы, т.е. приемы, способы исследования объекта. Так, в естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках — статистика. Вместе с тем границы между науками в достаточной степени условны. Для современного этапа развития научного познания характерно не только появление смежных по предмету дисциплин (например, биофизика), но и взаимное обогащение научных методологий. Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятностный подходы и многое другое. В каждой науке различаются эмпирический уровень, т.е. накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, т.е. обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом

Как автор определяет сущность науки? Найдите и выпишите из текста любые три определения понятия наука.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Даны авторские определения, например:

Как автор определяет предмет и метод науки? Приведите авторские характеристики предмета и метода. Опираясь на текст и знание курса, приведите классификацию наук в зависимости от предмета исследования. Приведите пример любой конкретной науки и изучаемого ею предмета. (Сначала назовите науку, а затем изучаемый ею предмет).

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Даны ответы на вопросы, допустим:

— Под предметом науки понимается объект исследования, «то, что исследуется»;

— Под методом науки понимаются приемы, способы исследования,«как осуществляется исследование».

2) Приведена классификация наук, например:

По своему предмету науки делятся на:

— естественно-технические (изучают законы природы, способы ее освоения и преобразования);

— общественные (изучают общество, общественные явления, собственно, человека).

3) Приведен пример, допустим:

— физика (изучает неживую природу);

— биология (изучает законы развития живой природы);

— политология (изучает властные отношения в обществе) и т. д.

Могут быть приведены иные примеры.

Автор пишет: «В каждой науке различаются эмпирический уровень, т. е. накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, т. е. обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом». Опираясь на знание курса, приведите по два примера знания, полученного путем эмпирических и теоретических исследований.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Приведены примеры исследований, осуществленных эмпирическим путем, допустим:

— установление уровня прозрачности вод Байкала при помощи специального зонда;

— выяснение рейтинга популярного политика посредством социологического опроса и контент-анализа материалов СМИ.

2) Приведены примеры исследований, осуществленных теоретическим путем, допустим::

— выдвижение гипотезы происхождения названия «Русь» от славянского корня «руса», «рос»;

— обоснование прогнозов развития мировой экономики после преодоления финансового кризиса;

— выдвижение гипотезы происхождения Вселенной посредством «Большого взрыва» и т д.

Могут быть приведены и иные верные примеры.

Как автор определяет предмет и метод науки? Приведите авторские характеристики предмета и метода. Опираясь на текст и знание курса, приведите классификацию наук в зависимости от предмета исследования. Приведите пример любой конкретной науки и изучаемого ею предмета. (Сначала назовите науку, а затем изучаемый ею предмет).

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Даны ответы на вопросы, допустим:

— Под предметом науки понимается объект исследования, «то, что исследуется»;

— Под методом науки понимаются приемы, способы исследования,«как осуществляется исследование».

2) Приведена классификация наук, например:

По своему предмету науки делятся на:

— естественно-технические (изучают законы природы, способы ее освоения и преобразования);

— общественные (изучают общество, общественные явления, собственно, человека).

3) Приведен пример, допустим:

— физика (изучает неживую природу);

— биология (изучает законы развития живой природы);

— политология (изучает властные отношения в обществе) и т. д.

Могут быть приведены иные примеры.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Дан ответ и сформулирована точка зрения, допустим:

— для современной науки характерна не только интеграция;

— помимо интеграции, можно говорить и о дезинтеграции научного знания, выделения более частных научных дисциплин;

2) Приведен аргументы, например:

— в общественных науках выделяются все более и более узкие области исследования, например, наука, исследующая природу власти — кратология;

— в естественных науках с открытием новых элементов, частиц, развитием нанотехнологий также возникают новые области познания;

— с появлением у человечества новых приемов и способов познания новые научные дисциплины возникают как в исследовании микромира, так и в исследовании мегамира, Вселенной и т. д.

Могут быть приведены и иные верные формулировки ответа

В структуре наук учёные выделяют социально-гуманитарные науки. Выберите в приведённом ниже списке социально-гуманитарные науки, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Под социально-гуманитарными науками понимается цикл научных дисциплин, направленных на изучение общественных явлений.

Автор пишет: «В каждой науке различаются эмпирический уровень, т. е. накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, т. е. обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом». Опираясь на знание курса, приведите по два примера знания, полученного путем эмпирических и теоретических исследований.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования.

Наука — это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется. Ответ на вопрос о том, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а ответ на вопрос о том, как осуществляется исследование, раскрывает метод исследования.

Качественное многообразие действительности и общественной практики определило многоплановый характер человеческого мышления, разные области научного знания. Современная наука — чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения сущего, но и их отражение в сознании, т.е. сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления.

Предмет науки влияет на ее методы, т.е. приемы, способы исследования объекта. Так, в естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках — статистика. Вместе с тем границы между науками в достаточной степени условны. Для современного этапа развития научного познания характерно не только появление смежных по предмету дисциплин (например, биофизика), но и взаимное обогащение научных методологий. Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятностный подходы и многое другое. В каждой науке различаются эмпирический уровень, т.е. накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, т.е. обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом

Как автор определяет сущность науки? Найдите и выпишите из текста любые три определения понятия наука.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Даны авторские определения, например:

Как автор определяет предмет и метод науки? Приведите авторские характеристики предмета и метода. Опираясь на текст и знание курса, приведите классификацию наук в зависимости от предмета исследования. Приведите пример любой конкретной науки и изучаемого ею предмета. (Сначала назовите науку, а затем изучаемый ею предмет).

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Даны ответы на вопросы, допустим:

— Под предметом науки понимается объект исследования, «то, что исследуется»;

— Под методом науки понимаются приемы, способы исследования,«как осуществляется исследование».

2) Приведена классификация наук, например:

По своему предмету науки делятся на:

— естественно-технические (изучают законы природы, способы ее освоения и преобразования);

— общественные (изучают общество, общественные явления, собственно, человека).

3) Приведен пример, допустим:

— физика (изучает неживую природу);

— биология (изучает законы развития живой природы);

— политология (изучает властные отношения в обществе) и т. д.

Могут быть приведены иные примеры.

Автор пишет об интеграции научного знания, сближении между собою методов исследования в разных областях знания, подчеркивая, что «теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом». Только ли интеграция характерна для современной науки? Сформулируйте свою точку зрения и приведите два аргумента в ее обоснование.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Дан ответ и сформулирована точка зрения, допустим:

— для современной науки характерна не только интеграция;

— помимо интеграции, можно говорить и о дезинтеграции научного знания, выделения более частных научных дисциплин;

2) Приведен аргументы, например:

— в общественных науках выделяются все более и более узкие области исследования, например, наука, исследующая природу власти — кратология;

— в естественных науках с открытием новых элементов, частиц, развитием нанотехнологий также возникают новые области познания;

— с появлением у человечества новых приемов и способов познания новые научные дисциплины возникают как в исследовании микромира, так и в исследовании мегамира, Вселенной и т. д.

Могут быть приведены и иные верные формулировки ответа

Как автор определяет предмет и метод науки? Приведите авторские характеристики предмета и метода. Опираясь на текст и знание курса, приведите классификацию наук в зависимости от предмета исследования. Приведите пример любой конкретной науки и изучаемого ею предмета. (Сначала назовите науку, а затем изучаемый ею предмет).

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Даны ответы на вопросы, допустим:

— Под предметом науки понимается объект исследования, «то, что исследуется»;

— Под методом науки понимаются приемы, способы исследования,«как осуществляется исследование».

2) Приведена классификация наук, например:

По своему предмету науки делятся на:

— естественно-технические (изучают законы природы, способы ее освоения и преобразования);

— общественные (изучают общество, общественные явления, собственно, человека).

3) Приведен пример, допустим:

— физика (изучает неживую природу);

— биология (изучает законы развития живой природы);

— политология (изучает властные отношения в обществе) и т. д.

Могут быть приведены иные примеры.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Приведены примеры исследований, осуществленных эмпирическим путем, допустим:

— установление уровня прозрачности вод Байкала при помощи специального зонда;

— выяснение рейтинга популярного политика посредством социологического опроса и контент-анализа материалов СМИ.

2) Приведены примеры исследований, осуществленных теоретическим путем, допустим::

— выдвижение гипотезы происхождения названия «Русь» от славянского корня «руса», «рос»;

— обоснование прогнозов развития мировой экономики после преодоления финансового кризиса;

— выдвижение гипотезы происхождения Вселенной посредством «Большого взрыва» и т д.

Могут быть приведены и иные верные примеры.

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, обозначают естественные науки.

1) археология; 2) геология; 3) физика; 4) ботаника; 5) химия; 6) педагогика

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Естественные науки — совокупность всех наук, занимающихся исследованием природы. Главные сферы естественных наук — материя, жизнь, человек, Земля, Вселенная. К ним относятся геология, физика, ботаника, химия.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

НАЗВАНИЕ НАУКИОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
.Изучает поведение человека, процессы восприятия, мышления, осознания, запоминания
СоциологияИзучает взаимодействие социальных групп, функционирование социальных институтов, социальную структуру общества

Психология — это наука, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека.

Я написала «социальная психилогия». Это считается неверным ответом? Ровно такой же темрин употребляется в последнем задании, в качестве обозначения науки, от лица которой предлагается писать эссе.

Слово, а не словосочетание, поэтому ошибка

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Наука как социальный институт». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитывается:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Многогранность понятия «наука»:

а) как социальный институт;

б) как особая форма деятельности;

в) как система знаний.

2. Отличительные признаки научного знания:

в) системность и упорядоченность;

г) проверяемость (верифицируемость);

3. Современная классификация наук:

в) социальные и т. д.

5. Система научных организаций:

б) научно-исследовательские центры, институты;

в) университеты и др.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2—5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «наука»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о структурных элементах института науки;

− одно предложение, раскрывающее любую классификацию наук.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Смысл понятия, например: «Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе, человеке, сознании».

Может быть дано другое, близкое по значению определение.

2) Два предложения с информацией о науке, опирающейся на знания курса, например:

– «В институт науки помимо систематизированных знаний включается также сообщество ученых, учреждений и лабораторий, занимающихся исследовательской деятельностью».

– «Ученые предлагают различные классификации наук, но ведущей стало разделение науки на социально-гуманитарные и естественно-научные».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащиеверную информацию о науке.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

НАУКАОБЪЕКТ НАУКИ
.Закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти
ПравоведениеСистема основных понятий юриспруденции и основные отрасли российского права

Закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти — наука о политике то есть политология.

Выберите верные суждения об особенностях социального познания и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Ученый, изучающий общество, использует общенаучные методы и средства познания.

2) Объективная истина в социальном познании не достижима.

3) Социальные явления необходимо рассматривать в историческом и культурном аспектах.

4) Социальное познание может быть не только научным, но и обыденным.

5) Одной из социальных наук является филология.

1) Ученый, изучающий общество, использует общенаучные методы и средства познания — да, верно.

2) Объективная истина в социальном познании не достижима — нет, неверно, возможна. Социальное познание характеризуется субъективностью, в отличие от естественных наук, но при чем тут недостижимость объективность истины? Например, такая социальная наука как история оперирует не только оценками, но и фактами. Разве не является объективной истиной, что в первой четверти XIX века во главе России стоял император Александр I? Или то, что в 1861 году отменили крепостное право?

3) Социальные явления необходимо рассматривать в историческом и культурном аспектах — да, верно.

4) Социальное познание может быть не только научным, но и обыденным — да, верно.

5) Одной из социальных наук является филология — нет, неверно, это гуманитарная наука.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Наука и её функции на современном этапе общественного развития». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитывается:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Многогранность понятия «наука»:

а) как социальный институт;

б) как особая форма деятельности;

в) как система знаний.

2. Отличительные признаки научного знания:

в) системность и упорядоченность;

г) проверяемость (верифицируемость);

3. Современная классификация наук:

в) социальные и т. д.

5. Наука как фактор развития постиндустриального общества.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 1,2,4. пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «наука»;

2) составьте два предложения:

— одно предложение, содержащее информацию о видах науки;

— одно предложение, раскрывающее сущность одной из моделей развития научного знания.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: Наука — это особый вид познавательной деятельности человека, направленный на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире, человеке, обществе и самом познании;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение, содержащее информацию о видах науки, опирающейся на знание курса, например: выделяют такие виды наук как гуманитарные, социальные, естественные и технические;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о видах наук.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность одной из моделей развития научного знания, например: Развитие науки предполагает интеграцию научного знания через использование методов и средств различных наук.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее сущность одной из моделей развития научного знания.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Наука и ответственность ученых». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитывается:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие научное познание.

2. Отличительные признаки научного знания:

в) системность и упорядоченность;

г) проверяемость (верифицируемость);

3. Современная классификация наук:

в) социальные и т. д.

4. Функции научного познания:

5. Уровни научного познания:

6. Методы научного познания:

а) научное наблюдение;

г) научный эксперимент;

д)научное моделирование и др.

7. Специфика современной науки:

а) возросшие возможности воздействия на природу и общества;

б) сложный технический и технологический потенциал;

в) непосредственное воздействие на образ жизни и характер труда

г) возможность изучения микро- и макромиров.

8. Факторы возрастания ответственности ученых за проводимые ими исследования:

б) нравственная неоднозначность ряда исследований (клонирование живых организмов);

в) негативное, пагубное воздействие ряда научных исследований на природу;

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2, 4, 7, 8 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Какой пример, свидетельствующий об объединении наук, приводит автор? С опорой на знания курса, сообщения СМИ и социальный опыт приведите два собственных примера сближения наук.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Развитие современной науки показывает также все с большей глубиной диалектический характер естественных и общественных явлений, диалектическую взаимосвязь противоречивых понятий. Современная математика показывает диалектическое единство непрерывности и прерывности, теория относительности показывает тесную диалектическую взаимосвязь между пространством и временем, массой и энергией, квантовая физика — взаимосвязь между волной и частицей, между веществом и полем, биология — взаимосвязь между организмом и средой и т.д. И эти факторы указывают на процесс синтеза в науке, обусловленного материальным единством и диалектическим характером мира.

Важной вехой в деле объединения наук является создание кибернетики. (. ) Такие понятия кибернетики, как управление, связь, информация, обратная связь и другие, пригодны как для теории математических машин, так и для биологии, нейрофизиологии, психологии, языкознания, политической экономии и социологии. (. )

Огромная сложность и необозримость научных сведений вынудили создавать машины для обработки информации, которые «удлиняют» перегруженный человеческий мозг. Можно полагать, что эти машины помогут созданию единого научного языка, координированию информации из различных отраслей науки, будут содействовать в деле контроля логической точности исходных тезисов путем обнаружения и исключения ошибочных результатов. (. )

Синтез наук является незаконченным, открытым процессом. Наука — это не готовая, закрытая система. Новые факты каждый раз нарушают систему науки, вы¬являют новые противоречия. Однако это не означает, что нельзя стремиться к более тесному объединению данных систем отдельных наук. Процесс объединения можно закончить относительно как определенный этап развития, который поднимет науку на новую, качественно более высокую ступень.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *