Успешность брачно семейных отношений можно охарактеризовать как стабильность что можно зафиксировать

ОТВЕТЫ на тесты по курсу ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. Книга Вопрос 1 Выберите несколько правильных ответов. По Б. Г. Ананьеву к видам психологического эксперимента относятся

01. Выберите верное утверждение:

Выберите один ответ:

b. Виртуальная личность возникает только по воле других людей, создающих собственную интерпретацию этой личности

c. После своего создания виртуальная личность “живет” автономно и независимо от своего автора, рождаясь или вновь оживая в сознании других людей или продолжая существовать в их памяти, взглядах, мировозрении, поступках

02. Выберите верное утверждение:

Выберите один ответ:

a. Виртуальная личность не может произвольно прекращать сам факт своего существования как по желанию своего создателя, так и по независимым от него причинам

b. Анонимность, которую следует понимать как отсутствие имени и сокрытие реального

c. Расширенные возможности идентификации, свобода наделять виртуальную личность любым набором характеристик, вплоть до изменения пола, возраста, образования, профессии или места жительства

03. Выберите верные утверждения:

Выберите один или несколько ответов:

a. Множественность, это когда несколько физически реальных людей выступают как один целостный образ одной виртуальной личности

b. Автоматизация, возможность полностью или частично симулировать активность виртуальной личности, используя компьютерные программы

d. Собственный интернациональный язык общения с постоянно изменяющимся и расширяющимся словарным запасов

04. Если максимально отвлечься от конкретных теоретических подходов и авторских позиций, то можно выделить следующие общие характеристики виртуальности:

Выберите один или несколько ответов:

a. Виртуальность «растормаживает» многие запреты

b. Виртуальность ограничивает человека в повседневной жизни, так как создает иллюзию анонимности

c. Виртуальность размывает идентичность человека

d. Виртуальность усиливает диссоциативные силы, угрожающие целостности человеческой личности

e. Взаимодействие человека и его аватаров – это особый тип психической динамики

05. Если максимально отвлечься от конкретных теоретических подходов и авторских позиций, то можно выделить следующие общие характеристики виртуальности:

Выберите один или несколько ответов:

a. Опыт человека в виртуальной реальности сюрреалистичен

b. Опыт человека в виртуальной реальности реалистичен

c. Большая часть сегментов виртуальной реальности рассчитана на постоянное стимулирование непроизвольного внимания, это создает сильный «затаскивающий» эффект и тормозит механизмы произвольной регуляции

d. Большая часть сегментов виртуальной реальности рассчитана на произвольное внимание, это создает сильный «затаскивающий» эффект и тормозит механизмы произвольной регуляции

06. Выделите причины, почему люди выбирают интерактивный способ общения?

Выберите один или несколько ответов:

a. недостаточное насыщение общением в реальных контактах

b. отсутствие близких родственников и друзей

c. возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам фрустрированных в реальной жизни

d. возможность познакомиться и поддерживать контакты с большим количеством людей

e. неудовлетворенность реальной профессией, семьей, достатком и желание изменить их

f. неудовлетворенность реальной социальной идентичностью и желание избавиться от нее

07. Ответьте, верно ли утверждение: «Субличность – это психодинамическая структура, которая, став однажды достаточно сложной, стремится к независимому существованию».

Выберите один ответ:

08. Ответьте, верно ли утверждение: «Между реальной и виртуальной идентичностью отсутствует возможность взаимного влияния».

Выберите один ответ:

01. Компьютерные версии тестов могут быть полезны в работе начинающих психологов, так как

Выберите один или несколько ответов:

a. сокращается время обучения работе с психологическим тестом

b. компьютерная программа освобождает от необходимости запоминать большой объём информации по проведению эксперимента и анализу данных

c. они недороги в приобретении и легки в использовании

d. вероятность ошибок будет меньше при использовании компьютерной версии теста

e. сокращают время работы с клиентом

f. они дают готовые компьютерные интерпретации

02. Психологам, имеющим большой опыт психодиагностической работы, использование компьютеров позволяет

Выберите один или несколько ответов:

a. избавиться от рутинной части работы с тестом, такой как подсчет сырых оценок, перевод их в шкальные, подсчет индексов, построение графиков и т.д

b. рассматривать результаты компьютерного тестирования как предварительные и может осуществлять дополнительный анализ и интеграцию по своему усмотрению, руководствуясь логикой и задачами исследования

c. существенно облегчить возможность качественного, а не только количественного анализа получаемых данных

d. легко получать временные характеристики реакций испытуемого на предъявляемые ему стимулы и легко анализировать эти характеристики

03. Основными целями компьютерной психодиагностики являются

Выберите один или несколько ответов:

a. создание психодиагностического инструментария, в том числе компьютерных психодиагностических методик

b. разработка принципиально новых видов экспериментов и методов работы с экспериментально-психологической информацией

c. обеспечение психологов качественными психодиагностическими инструментами, создаваемыми на базе новых информационных технологий

04. Внедрение компьютеров в психодиагностику снимает противоречие между клинико-психологическим методом и родственным ему патопсихологическим экспериментом, с одной стороны, и тестовым методом психодиагностики, с другой, сохраняя в то же время все существующие достоинства тестового подхода:

Выберите один или несколько ответов:

a. объективность и надежность

b. быстрое получение данных о клиенте

c. меньшую зависимость от субъективных особенностей экспериментатора

d. зависимость от субъективных особенностей экспериментатора

05. На сегодняшний момент в психодиагностике активно используются такие информационные технологии, как:

Выберите один или несколько ответов:

b. пульты регистрации реакции

d. сетевые технологии

06. Режим тестирования компьютерных методик предполагает предъявление инструкции, стимульного материала, а также фиксацию ответов испытуемого. С точки зрения компьютерной реализации этих процедур возможно несколько вариантов, отметьте их:

Выберите один или несколько ответов:

a. испытуемый выполняет тестирование на стандартных бланках, и уже потом они вводятся оператором в компьютер

b. испытуемый выполняет задания, а компьютер сам фиксирует результаты

c. испытуемый говорит ответы, а оператор тут же их вводит в компьютер

d. испытуемый выполняет тест, сидя за компьютером

07. Если методика стандартизирована и предполагает вынесение заключения исходя из количества баллов, набранных по шкалам испытуемым, то

Выберите один ответ:

b. помощь здесь может оказать база знаний по данному тесту

08. Если же интерпретация теста осуществляется самим психологом, то

Выберите один ответ:

a. интерпретация результатов жестко задается в компьютерном варианте

b. помощь здесь может оказать база знаний по данному тесту

01. Какие виды брачно-семейных отношений были в первобытном периоде?

Выберите один или несколько ответов:

b. Сегментарная семья

c. Индивидуальная семья

02. Какие ученые внесли большой вклад в изучение динамики семейных отношений?

Выберите один или несколько ответов:

03. Сколько типов смешанных семей выделяет В.Сатир?

Выберите один ответ:

04. Семья называется неполной, когда:

Выберите один ответ:

a. есть только один родитель

b. женщина с детьми выходит замуж за мужчину без детей

c. мужчина с детьми женится на женщине без детей

05. Связь женатого мужчины с незамужней женщиной, имеющей от него детей, называют:

Выберите один ответ:

06. Что такое свингерство?

Выберите один ответ:

a. однополая любовь

b. Коллективная семья

Выберите один ответ:

01. Верно ли что, «Структура семьи — это состав ее членов, а также совокупность их взаимоотношений».

Выберите один ответ:

02. Семья, которая справляется с поставленными перед ней внешними и внутренними задачами это- :

Выберите один ответ:

a. Функциональная семья

b. Дисфункциональная семья

03. Сколько существует теории выбора брачного партнера?

Выберите один ответ:

04. Верно ли что, «В. Сатир убеждена, что хорошо налаженные семейные отношения – это вопрос выживания, вопрос первостепенной важности».

Выберите один ответ:

05. Какие типы семьи выделяла В. Сатир?

Выберите один или несколько ответов:

06. По классификации С.В. Ковалева, мотивация включает:

Выберите один или несколько ответов:

c. Материальный расчет

d. Психологическое соответствие

e. Моральное соображение

Выберите один ответ:

01. Резкое расхождение между осознаваемыми и неосознаваемыми ожиданиями индивида по отношению к семье и действительной ее жизнью это- :

Выберите один ответ:

c. Семейная тревога

d. Нервно-психическое напряжение

02. Возникает из-за психотравмирующих переживаний, обусловленных продолжительными ссорами, демонстрацией безразличия, пренебрежением других членов семьи это- :

Выберите один ответ:

b. Общая семейная неудовлетворенность

c. Семейная тревога

d. Нервно-психическое напряжение

03. Чувство, которое мы испытываем, когда у нас возникает страх перед изменениями. Индивид не ощущает себя значимым действующим лицом в семье вне зависимости о той роли, которую он исполнял это- :

Выберите один ответ:

b. Общая семейная неудовлетворенность

d. Нервно-психическое напряжение

Выберите один ответ:

05. Индивид склонен воспринимать отношения других членов семьи как обвиняющее, укоряющее, несмотря на то, что в действительности оно таковым не является :

Выберите один ответ:

b. Общая семейная неудовлетворенность

c. Семейная тревога

d. Невропсихическое напряжение

06. Сколько выделяют Факторов, провоцирующие возникновения тревоги в браке :

Выберите один ответ:

07. Верно ли что, к основным внутренним причинам можно отнести неспособность разделять в себе эгоизм и ощущение беспомощности?

Выберите один ответ:

Успешность брачно-семейных отношений можно охарактеризовать как

Успешность брачно-семейных отношений характеризуется

Не ниже среднего уровня Удовлетворенность— условия и результат адекватной реализации развития человека

одиночества, который определяется как эмоциональная реакция человека на ощущаемое им несоответствие между ожидаемым и достигнутым контактом с определенным лицом или лицами.

Источник

Успешность брачно семейных отношений можно охарактеризовать как стабильность что можно зафиксировать

Проблема качества брака является одной из важнейших тем при исследовании семьи. В литературе по семейным проблемам существует некоторая размытость в терминологии, в частности, в определении устойчивости брака. В работах, посвященных этой проблематике, можно встретить такие понятия, как устойчивость, стабильность, удовлетворенность браком, супружеская совместимость, качество брака, социально-психологический климат семьи, успешность брачно-семейных отношений и т. д.

Стабильность и удовлетворенность браком — связанные понятия, однако их следует различать, причем определение различий между ними обусловлено разделением подходов к изучению качества брака на социологический и психологический.

В русле социологического подхода достаточным показателем успешности супружеских отношений является сам факт сохранности брака, то есть отсутствие развода. Эта характеристика получила название стабильности брака и широко используется в различных демографических, социологических и других исследованиях. «Стабильность» — важнейшее фундаментальное понятие. В специальной литературе под понятием «стабильность» обычно понимают «прочность», установившийся режим, в противовес конфликтности, критической ситуации в семье, завершающейся разводом (Акопджанян К. А., 1978). Эта характеристика имеет много преимуществ — здесь практически отсутствует проблема измерения: достаточно знать, разведены супруги или нет, благодаря чему в исследовании может быть проанализирована выборка респондентов фактически любой величины и т. д. Но есть и свои недостатки, самый существенный из которых состоит в том, что факт сохранности брака практически ничего не говорит о том, как супруги оценивают свои взаимоотношения, насколько они счастливы в браке, а для целей психологического исследования, тем более для психологической коррекции важно именно это (Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М., 1987). Кроме того, юридическая сохранность брака вовсе не означает, что супруги действительно живут друг с другом и ведут совместное хозяйство (Янкова 3. А., Родзинская Ю. И., Аванесов В. С., 1978).

Т. Г. Поспелова и Т. М. Трапезникова (1996) выделяют объективные и субъективные факторы, влияющие на стабильность семьи.

К объективным факторам авторы относят следующие: 1)

общая дестабилизация всей социально-экономической системы, в которой находится семья; 2)

государственные структуры, которые, ожидая от семьи выполнения ее основных функций, не создают минимальных условий для ее выживания; 3)

уровень семейного бюджета, не соответствующий уровню прожиточного минимума; 4)

проблемы улучшения жилищных условий; 5)

безработица (особенно для женщин).

Субъективные факторы стабильности семьи, по мнению Т. Г. Поспеловой и Т. М. Трапезниковой, таковы: 1)

семья как психологическая общность находится в процессе формирования новой модели межличностного взаимодействия супругов, родителей и детей, причем наибольшая трансформация произошла в сознании женщины; 2)

потребности и интересы, модели ролевого поведения мужчины и женщины в семье сблизились, приобрели «усредненный» стиль.

Исследования, которые проводил С. И. Голод, убедительно показали, что, в отличие от широко распространенной точки зрения о том, что сексуальная дисгармония является главной причиной конфликтов и разводов супругов, ведущей адаптационной осью брака является поиск супружеских ценностей и потребностей, то есть духовное единение.

Т. Г. Поспелова и Т. М. Трапезникова (1996) справедливо указывают на то, что «устойчивость семейных отношений в определенной степени зависит от степени готовности молодых людей к семейной жизни» (С. 250). При этом «готовность к браку понимается как система социально-психологических устано вок личности, определяющая эмоционально-положительное отношение к семейному образу жизни, ценностям супружества».

В психологическом исследовании основной акцент ставится на изучении именно удовлетворенности браком. Большинство специалистов удовлетворенность браком определяют как внутреннюю субъективную оценку, отношение супругов к собственному супружеству. По мнению С. И. Голода, «удовлетворенность браком складывается как результат адекватной реализации представления (образа) о семье, сложившегося в сознании человека под влиянием встреч с различными событиями, составляющими его опыт (действительный или символический) в данной сфере деятельности» (Голод С. И., 1984).

Стабильность семьи и удовлетворенность браком имеют много общего, но вместе с тем не являются определяющими — высокостабильные браки не всегда характеризуются высоким уровнем удовлетворенности браком (Сысен- коВ. А., 1981).

Изучением характеристик, влияющих на удовлетворенность браком, занимались многие исследователи. Ю. Е. Алешиной приводятся данные американских психологов о том, что удовлетворенность браком зависит от стажа семейной жизни: кривая этой зависимости имеет U-образную форму — в начале, в течение первых двух десятилетий существования семьи, удовлетворенность браком постепенно понижается, достигая своего минимального значения в парах со стажем семейной жизни от 12 до 18 лет, а затем возрастает, но уже более резко (Алешина Ю. Е., 1985).

В исследовании, проведенном под руководством Н. Г. Юркевич, была обнаружена зависимость между удовлетворенностью браком и удовлетворенностью работой. В выборке женщин, оценивающих свои браки как счастливые, 44% считали, что работа их вполне устраивает, и только 14% — что работа их не устраивает совершенно или скорее не устраивает, чем устраивает. В другом исследовании, проведенном под нашим руководством 35 лет спустя (выборка составила 67 мужчин и женщин со средним образованием от 26 до 40 лет), получены значимые статистические взаимосвязи между удовлетворенностью семейной жизнью и удовлетворенностью работой, самочувствием, а также с удовлетворенностью жизнью в целом (Иванова В. И., 2005).

Исследование Н. Г. Юркевич показало, что существует определенная зависимость между удовлетворенностью браком и разделением домашнего труда. В случаях, когда домашние обязанности целиком или по большей мере выполняет женщина, только 59% браков респонденты оценивают как счастливые и удовлетворительные; в браках, где муж помогает жене, этот показатель достигает 88%, а когда оба супруга несут одинаковую нагрузку —94% (Юркевич Н. Г., 1970). Сходные данные получены и в уже упоминаемом нашем совместном исследовании с А. В. Кононовой (2001). Интересно, что результаты исследования Н. Г. Юркевич, проведенного тридцать лет назад, оказались очень близки к нашим даже в деталях: в случае, когда домашние обязанности в основном являются уделом женщины, удовлетворены браком примерно 60% женщин (от 59% до 69%); если муж помогает жене (в нашем исследовании — большая часть функций выполнялась совместно), удовлетворенность браком свыше 80% (82-88%).

В нашем исследовании получена также отрицательная взаимосвязь (корреляция) между удовлетворенностью браком у молодых матерей и показателем «ограниченность интересов рамками семьи», то есть при сужении горизонтов жизни рамками семьи удовлетворенность браком у современных женщин падает. Таким образом, удовлетворенность браком связана и с распределением обязанностей между супругами. Сходные данные приводит и Н. Н. Обозов (см. табл. 13).

Распределение функций в брачных союзах (по мнению жен)

(Обозов Н. Н., 1995) Ответы женщин Счастливые браки (в %) Удовлетворительные браки(в %) Неудачные браки (в %) Женщины, целиком выполняющие домашние обязанности 21,6 38,28 40,12 Жены, которым мужья помогают 45,0 • 43,0 12,0 Оба несут одинаковую нагрузку 61,0 33,4 5,6 Как видно из таблицы, существует явная закономерность — большее участие мужа в семейных обязанностях приводит к увеличению числа счастливых браков.

В исследовании нашей аспирантки О. Шишкиной, проводившей опрос семейных пар в г. Улан-Удэ (133 пары), получены, в частности, зависимости между удовлетворенностью браком и ценностными ориентациями. Мужчины, для которых значима ценность «продуктивной жизни», обнаружили высокую удовлетворенность браком, те же, для кого особую значимость представляет ценность «наличие хороших и верных друзей», менее удовлетворены браком. В первом случае, возможно, мужья являются успешными в профессиональной и семейной жизни людьми. Во втором случае речь, вероятно, идет о мужчинах (обычно молодых), одна из основных ориентаций которых — общение вне дома, что не всегда гармонирует с интересами семьи.

Высокая значимость ценностей «развлечения» и «счастье других» в ценностной иерархии мужчин коррелирует отрицательно с оценкой удовлетворенности браком у их жен. Другими словами, чем более важны для мужчины развлечения, тем менее довольны супружескими отношениями их жены. Интересно также, что различия в оценке супругами ценности «друзья» коррелирует отрицательно с удовлетворенностью ими своим браком — видимо, здесь важно единство отношения: если для обоих супругов друзья занимают сходное место в иерархии ценностей, удовлетворенность браком повышается. Если же, например, для одного из них друзья очень важны, а для другого нет, удовлетворенность браком у обоих ниже.

А вот различие в оценке значимости ценности «продуктивная жизнь» для каждого из супругов положительно взаимосвязана с удовлетворенностью браком как у мужей, так и у жен. Возможно, в этом случае происходит взаимодо полнение: если один из супругов ориентирован на продуктивную жизнь (обычно это профессиональные, творческие достижения), а другому личные достижения не так важны, он помогает своему супругу осуществить свои цели, и оба удовлетворены таким положением дел.

Уровень образования и число детей в данной выборке не оказывали существенного влияния на удовлетворенность браком.

Интересно сопоставление идеала супруга и удовлетворенности браком. У женщин в группе высокоудовлетворенных реальный партнер в целом соответствует идеалу, а в группе низкоудовлетворенных реальный партнер существенно отличается от идеала. У мужчин разрыв между реальным и идеальным представлениями о супруге выражен в меньшей степени, как среди удовлетворенных, так и среди неудовлетворенных браком. Таким образом, с точки зрения мужей, их жены более соответствуют идеалу семейной женщины, чем с точки зрения жен — их мужья удовлетворяют идеалу семейного мужчины.

О. Шишкина подтвердила установленный на других выборках факт, что в целом удовлетворенность браком v мужчин выше, чем у женщин. Женщины более ориентированы на семью, но менее удовлетворены ею, мужчины же наоборот. Это перекликается с данными зарубежных исследований: супружеское состояние как нельзя лучше обеспечивает физическое и душевное состояние мужчин, а также благотворно влияет на их деловые качества (Gottman J. М., 1988, Levenson R., 1993 и др.). В связи с этим, указывает О. Шишкина, неслучайно развод или вдовство у мужчин быстро заканчивается новым браком.

Поданным исследования О. С. Айшпур, у мужчин такая ценность, как внешняя привлекательность жены, связывается с другими реализованными ею в браке ценностями-качествами — тактичностью, умением принимать позицию партнера и др. По мнению автора, проводившего исследование супружеских пар с 5-летним стажем брака, это может означать, что чем больше ценностей- качеств реализовала женщина в браке для мужа, тем более внешне привлекательной кажется она ему; с другой стороны, чем более внешне привлекательна женщина, тем больше качеств-ценностей, реализованных ею в браке по отно-

Мотивы вступления в брак мужчин (в %) (Обозов Н. Н., 1995) Мотивы Браки Счастливые Удовлетворитель

ные Неудачные Любовь 56,68 34,86 6,29 Симпатия 47,54 39,34 13,11 Стремление избавиться от одиночества 36,94 41,30 21,74 Необходимость (в связи с рождением ребенка) 21,43 57,14 21,43 Желание улучшить свое материальное положение 17,65 47,06 35,29 Легкомыслие 18,18 9,09 72,73

шению к мужу, ей приписывается мужем. У женщин подобной зависимости не обнаружено (Айшпур О. С., 2001).

Существуют данные о взаимосвязи между удовлетворенностью браком и мотивами вступления в брак: в счастливых браках основным мотивом замужества у 75% женщин и женитьбы у 63% мужчин была любовь, у 14% и 18% мужчин — симпатия; одним из мотивов вступления в брак отмечалось также стремление избавиться от одиночества (Мацковский М. С., Харчев А. Г., 1978). Результаты исследований А. Г. Харчева, Н. Г. Юркевич и других показали, что между мотивацией вступления в брак и удовлетворенностью браком существует зависимость: нем более нравственные мотивы побуждали супругов к вступлению в брак, тем чаще эти браки оказывались счастливыми.

Н. Н. Обозов приводит данные о соотношении между мотивами вступления в брак и удовлетворенностью браком.

Согласно данным Н. Н. Обозова, наиболее благоприятный мотив вступления в брак — любовь (лишь 6% неудачных браков), наименее благоприятные — желание улучшить свое материальное положение и легкомыслие (почти 73% неудачных браков).

Соотношение мотивов вступления в брак и степени удовлетворенности браком подробно анализировалось С. И. Голодом. Автор выделял следующие мотивы вступления в брак: любовь, общность взглядов и интересов, чувство одиночества, чувство сострадания, вероятность скорого рождения ребенка, случайность, материальная обеспеченность будущего супруга, наличие жилья. Наибольшая удовлетворенность браком обнаружена автором у лиц, вступивших в брак по общности взглядов — в этой группе всего 13,2% неудовлетворенных браком и 40,4% максимально удовлетворенных. Несколько менее успешно складывается супружеская жизнь у тех, кто вступил в брак по любви, — 20,3% неудовлетворенных браком и 37,9% максимально удовлетворенных. Остальные мотивы оказались весьма неудачными — от 6 до 11% максимально удовлетворенных браком. При этом самый гибельный для брака мотив, поданным С. И. Голода (1970-е годы), — материальный расчет (100% неудачных супружеских союзов). Чуть более успешным оказался мотив «случайность» (80% неудовлетворенных) и «наличие жилья» (75% неудовлетворенных при 25% удовлетворенных). Чувство сострадания оказалось мотивом, приводящим к 56,2% неудачных брачных союзов и лишь к 6,3% максимально удовлетворенных. Чувство одиночества порождает несколько более удачные браки — 40% неудовлетворенных и 11,7% максимально удовлетворенных. Вероятность скорого рождения ребенка как мотив заключения брака приводит ктому, что неудачных союзов оказывается не так много (17,5%), но и максимально удовлетворенных супругов мало (11,9), между тем 70% удовлетворены браком.

С. И. Голод на основе результатов своих исследований пришел к выводу, что «поиск духовно близкого партнера в период ухаживания — более надежная основа благополучия будущего брака, чем любовная страсть» (Голод С. И., 1984, с. 32). Удовлетворенность браком некоторые исследователи связывают также со сроком предбрачного ухаживания (негативно влияет срок знакомства менее 6 месяцев и более трех лет).

Интересным является исследование формирования социально-психологического климата семей (СПК) рабочих-металлургов (Добрынина О. А., 1993). Под социально-психологическим климатом семьи автор понимает обобщенную интегративную характеристику, которая отражает степень удовлетворенности супругов основными аспектами жизнедеятельности семьи, общим тоном и стилем отношений. Оказалось, что наибольшего различия благополучные и неблагополучные семьи достигают по следующим показателям: удовлетворенность психологической атмосферой в семье, удовлетворенность общением, наличие психологической поддержки супругов. Следовательно, психологические факторы супружества вносят наибольший вклад в структуру напряженности в несчастливых семьях. Существенные различия между благополучными и неблагополучными семьями выявлены также по удовлетворенности сексуальными отношениями и досугом.

В исследовании была обнаружена следующая тенденция: с повышением супружеского стажа возрастает результативность психологической поддержки супругов, однако уже у пожилых супругов эффективность психологической поддержки несколько снижается. Отчасти этот феномен можно объяснить ростом психологической адаптированности в зрелых браках. Вместе с тем с возрастом нарастают проблемы и психологического, и сексуального порядка, у пожилых самая низкая удовлетворенность психологической атмосферой и общением в семье.

В ходе исследования, проведенного О. А. Добрыниной, установлено, что женщины более критичны в оценке СПК, чем мужчины. Главное для стабильного брака, по оценкам женщин, — справедливое распределение бытовой нагрузки между супругами, полноценный отдых в семье, сексуальная гармония, взаимопонимание с детьми, удовлетворенность психологической атмосферой, общением, дружеская расположенность и забота. В мужском идеале важнейший элемент стабильного брака — общность интересов, но с детоцентристским оттенком. Этот показатель соотносится в первую очередь с поощрением индивидуальных стремлений, во вторую — с комфортной психологической атмосферой и хорошо организованным досугом и в третью — с сексуальной гармонией.

Следовательно, образ счастливого брака у мужчин формируется преимущественно сквозь призму психологических, сексуальных компонентов супружества, у женщин через бытовую, рекреативную, сексуальную и психологическую подструктуры супружества (Добрынина О. А., 1993).

Новые исследования показали, что удовлетворенность супругов коррелирует между собой: большей удовлетворенности в браке соответствует большая удовлетворенность жены, и наоборот. При низкой удовлетворенности браком мужчины его жена также не удовлетворена браком (Андреева Т. В., Толсто- ва А. В., 2001; Назарова Е. Б., 2003).

Значимый фактор удовлетворенности браком — собственный локус-конт- роль. В дипломной работе Е. Б. Назаровой, проведенной под нашим руководством, на выборке 70 человек женщин и мужчин, состоящих в браке, получены следующие данные: удовлетворенность браком статистически связана со степенью интернальности самого человека. Человек, принимающий на себя от ветственность за все происходящее в своей жизни, более удовлетворен браком, независимо от пола (Назарова Е. Б., 2003).

Существуют и некоторые гендерные различия в тех факторах, которые влияют на удовлетворенность браком. Удовлетворенность браком женщин статистически значимо связана с такой личностной чертой, как интроверсия. Жены с более выраженной интроверсией более удовлетворены браком, чем экстра- вертированные. У мужчин такой линейной зависимости не выявлено. Зато у них удовлетворенность браком связана с мотивацией брака супруги: если мотивом вступления в брак у женщины была любовь, статистически более вероятно, что мужчина будет удовлетворен браком. Более удовлетворены браком нетревожные мужчины; напротив, высокий нейротизм у женщин статистически чаще совпадает с оценкой собственного брака как благополучного. К тому же женщины-интроверты с высоким нейротизмом (которых можно отнести к меланхоликам) достоверно чаще оказываются удовлетворенными браком, чем женщины с другими темпераментными особенностями (Андреева Т. В., Тол- стова А. В., 2001). Исследование семей военнослужащих показало, что удовлетворенность браком выше у тех мужчин-офицеров, которые более склонны к сотрудничеству и компромиссу при возникновении конфликтных ситуаций (Руденко А. В., 1999).

Попытка изучения влияния личностных черт и ценностных ориентаций на удовлетворенность браком мужчин на примере охранников ночных клубов не выявила значимых линейных корреляций. Удовлетворенность мужчин, по нашим данным, связана лишь с такой ценностью, как эффективность в делах: чем значимее для мужчины эта ценность, тем он более удовлетворен браком. Такой показатель, как оценка мужчинами «спокойствия в доме», связан достоверно с одной из личностных черт — социабельностью мужчин: более самодостаточные указывают на отсутствие покоя в доме, а более конформные (социабельные) чувствуют себя более комфортно (Андреева Т. В., Шмотченко Ю. А., 2003).

Удовлетворенность браком у женщин взаимосвязана со степенью интерналь- ности мужей — чем выше показатели интернальности мужчин, тем больше удовлетворенность браком у его жены. Соответственно, экстернальность мужей связана с меньшей удовлетворенностью браком у женщин (Назарова Е. Б., 2003). А. А. Реан связывает интернальность с ответственностью, зрелостью личности (Реан А. А., 1994, 2001). Можно сделать вывод, что брак с более ответственными, зрелыми мужчинами оказывается субъективно более благоприятен для женщин. Это подтверждает и значимая корреляция удовлетворенности браком женщин с наличием работы у их мужей. В то же время подобных корреляций в факторах удовлетворенности мужчин не наблюдалось. Можно сделать вывод, что мужскую удовлетворенность браком детерминируют несколько иные особенности жен (например, вышеупомянутая любовь жены, которая может проявляться в теплоте отношения к мужу).

Удовлетворенность браком мужчин (на выборке рабочих и инженеров) статистически достоверно связана с таким фактором, как доход семьи. В этом, возможно, сказывается традиционно присущая им роль кормильца (Андреева Т. В., Толстова А. В., 2001). На данную закономерность указывал Г. Навай- тис: у мужчин с ригидно закрепленной установкой на материальное обеспече ние семьи при неудачах финансового или профессионального характера проявляется не только негативная оценка отношений в семье, но и снижение удовлетворенности интимными отношениями с женой по принципу «неудачник не может иметь успешные сексуальные отношения» (Навайтис Г., 1999).

излишняя заостренность внимания на некоторых факторах событийного характера.

Напротив, социальный интеллект благотворно действует на удовлетворенность браком (Бузина О. В., Новосельцева Е. Н., 2002).

В разное время многие авторы подчеркивали важность зрелости личности для успешности построения брака и семьи (Адлер А., 1997; Сысенко В. А., 1981, 1985, 1989; Андреева Т. В., 1999; Харитонов А. Н., Тимченко Г. Н., 2002). По данным исследований А. Н. Харитонова и Г. Н. Тимченко значительного числа семей (459), большинство опрошенных признавали как свою неготовность к браку (85%), так и наличие постоянных конфликтов в семье (62%).

Удовлетворенность браком связывается и с удовлетворением потребностей супругов в семейно-брачных отношениях, таких, как потребность в общении, в открытости, домашней поддержке и других (Харли У., 1992; Андреева Т. В., ПипченкоТ. Ю., 1999).

Таким образом, из приведенных данных вырисовывается весьма пестрая картина. Доказано, что удовлетворенность браком связана со стажем семейной жизни, с мотивами вступления в брак, с распределением обязанностей между супругами, удовлетворенностью работой, ценностными ориентациями супругов и т. д. Конечно, все эти переменные не равнозначны, и в каждой отдельной семье каждый из перечисленных факторов имеет различный вес.

В исследовании А. Ю. Тавит для выяснения факторов, влияющих на удовлетворенность браком, были проанализированы самооценки и характеристики партнера 200 супружеских пар, имеющих пятилетний супружеский стаж. Выяснилось, что на удовлетворенность браком влияют разнообразные по своему характеру факторы, которые можно условно разделить на две группы: возникшие до бракосочетания и появившиеся во время брачного периода (Тавит А. Ю., 1983).

идеал супруга и брака (ожидания, предъявляемые супругу и супружеству вообще);

а мотивы вступления в брак.

Одной из попыток систематизировать полученные в разных исследованиях факторы удовлетворенности браком можно назвать выделенные Т. А. Гурко (1987) 4 группы таких факторов: 1.

Социально-демографические и экономические характеристики семьи. Сюда входят такие показатели, как величина совокупного семейного дохода, возраст супругов, число детей в семье и т. д. 2.

Характеристики внесемейной сферы жизнедеятельности супругов — профессиональная сфера, взаимоотношения супругов с ближайшим социальным окружением и т. д. 3.

Установки и поведение супругов в основных сферах семейной жизнедеятельности — распределение хозяйственно-бытовых обязанностей и совпадение установок в этой сфере семейной жизни, организация досуга. 4.

Характеристики межсупружеских отношений — эмоционально-нрав- ственные ценности (чувство любви и уважения к партнеру, общие взгляды и интересы, супружеская верность и т. д.).

Наиболее сложный вопрос, пожалуй, состоит в определении успешной семьи.

Прежде всего, существует понятие «здоровой семьи»: «Здоровая семья — это решающая проблемы семья». Она также подвержена трудностям, но, однако, общение в ней эффективное, поскольку члены семьи способны дискутировать и обсуждать перспективы отношений (Jacobson N., Margolin G., 1979). Сходное определение дает К. Витакер: «Здоровая семья — та, которая способна себя актуализировать, т. е. развиваться, преодолевая затруднения и разрешая проблемы». Признаками здоровой семьи, считает он, являются: способность воспринять себя во времени и пространстве; способность осознать свои изменения; способность понять, что роли в семье изменяются и любая роль в различный момент времени и в различном месте может быть исполнена другим членом семьи. В подобной семье между ее членами не возникают постоянные связи, которые были бы направлены против других. В ней есть свобода объединения и обособления. В ней нет одного лица, ответственного за что- либо, а тем более — ответственного за все. Ответственность несет каждый, но каждый ее принимает на себя в различные моменты семейной жизни. Проблемы семья умеет разрешать, и постоянно этому учится. Причем в поиске решения участвуют все члены семьи (Whitaker К., 1976).

Сторонники структурной модели психотерапии используют понятие «идеальная семья», причем полагают, что такая семья не обязательно должна иметь традиционную структуру: отец, мать и дети. Состав идеальной семьи может быть и таким: отчим, мать и дети или даже мать (отец) и ребенок. Решающим фактором при создании успешно функционирующей семьи является сформи- рованность соответствующих субсистем и установление границ.

Идеальную семью вначале образует пара, в которой каждый приспосабливается к другому, заботится о другом и поддерживает уникальность другого. Причем, согласно этому подходу, мера автономии и опеки супругов определяется их опытом проживания в родительских семьях. Поэтому важной для создания идеальной семьи предпосылкой является переживание обоими супругами в родительских семьях опеки и поддержки и приобретение опыта не зависимости и ответственности. Это позволяет паре создать комплементарную и вместе с тем гибкую структуру ролей. Такая структура налаживается путем согласования и приспособления. Показателями успешного хода данных процессов являются: условная закрытость и прочность субсистемы пары после возникновения субсистемы родителей, а также хорошие отношения последней с субсистемой детей. Еще несколько показателей, подтверждающих данный процесс: автономия супружеской пары от родни; чувство защищенности у детей; способность детей экспериментировать с независимостью и принять на себя созвучную их возрасту ответственность.

Идеальная семья так же, как и другие семьи, сталкивается с ожидаемыми и непредвиденными кризисами. Однако она способна быстро и надлежащим образом реагировать на них, осуществляя соответствующую перестройку своей структуры (Навайтис Г., 1999).

Итак, для создания идеальной, здоровой, благополучной семьи наиболее важной оказывается структура семьи родителей. Она обладает самым большим влиянием на детей и формирует установку, что отношения родителей представляют собой норму. Ввиду этого даже развод, распад семьи могут быть восприняты как норма, то есть как закономерный этап создания новой семейной структуры. Понятно, что подобные нормы затрудняют создание более гармонично функционирующей семьи.

Идеальная семья гарантирует и приобретение опыта, благоприятного для становления личности детей. Она служит безопасной лабораторией для экспериментов, связанных с общением, ответственностью, автономией. В случае неудачи ребенок «объявляет мораторий» на свои эксперименты, а идеальная семья заботится о нем и вновь поощряет к риску и опыту.

В идеальной семье четко обозначены границы между субсистемами, поэтому ребенок приобретает умение эффективно общаться с авторитетами. Еще один момент, весьма важный для формирования новой семьи: от идеальной семьи ребенок обосабливается постепенно и, создав собственную семью, не чувствует себя ни слишком зависимым от родителей, ни слишком ответственным за них.

В идеальной семье все взаимодействия умеренные, и изменение структур происходит плавно. В проблемной — наоборот.

Успех семейной жизни кроется в способности изменяться, совершенствоваться, перестраивать структуру семьи с учетом новых обстоятельств и зрелости членов семьи.

В области семейной психотерапии существуют понятия функциональной и дисфункциональной семьи (Варга А. Я.), функциональных и дисфункциональных отношений (Сатир В.).

«Функциональная семья — это та семья, которая справляется с поставленными перед ней внешними и внутренними задачами. Дисфункциональная семья, соответственно, — это та семья, которая с этими задачами не справляется. Никаких других понятий нормы и патологии в системном подходе не существует. Каждая семья может оказаться дисфункциональной в какой-то момент своей жизни» (Варга А. Я., 2001, с. 22). И далее: «Любая. конструкция «хотим и не можем» — это признак дисфункции». Автор приводит следующие примеры дисфункций: «Хотим, чтобы ребенок был здоров, и не можем этого достичь»; «Хотим, чтобы ребенок хорошо учился, и не можем этого достичь», «Хотим жить хорошо и не можем этого достичь и т. д.».

Таким образом, в качестве неблагополучия в семье, ее дисфункционально- сти, рассматривается рассогласование между претензиями и возможностями, а в качестве функциональности — соответствие между ними, которое, выражаясь психотерапевтическим языком, можно охарактеризовать как «хочу и могу».

К сожалению, в России увеличивается число семей, которые являются настолько разрушенными, а члены этих семей настолько десоциализированны- ми, что их состояние можно охарактеризовать как вполне согласованное по типу «не могу и не надо» (или: «ну и пусть»). В ряде случаев даже бывает не совсем понятно, хотят ли осознанно некоторые люди «жить хорошо», ибо в таких семьях наблюдается почти полное отсутствие ухода за ребенком (или отсутствие стремления как-то содержать ребенка и для этого работать), выражающееся в том, что дети буквально живут на улице.

Семья, состоящая из матери, ее сожителя, их маленького ребенка и сына от предыдущего брака 10 лет, который жил с бомжами на чердаках, попрошайничал около ларьков и был хорошо адаптированным к этой асоциальной среде («У меня много друзей», — сообщил он психологу). Мать отвергает своего старшего ребенка, на что-то оскорбившись в его поведении и затем придерживаясь «принципа». Отношение ребенка к матери также негативное. Позитивные изменения в отношении к матери наступают после пребывания в течение нескольких месяцев в центре для несовершеннолетних, а именно в филиале этого центра в деревне, где происходит психологическое «отогревание» подростка и коррекция его адаптированности к асоциальной среде. (Любовь к матери можно рассматривать как вступление на нормальный для всякого человека социализированный путь.) В результате позитивных изменений личности ребенок парадоксальным образом стал скучать по матери, чего раньше — в период его жизни около «Макдональдсов» — не было.

Мальчик после переезда из загородного филиала самовольно ушел из приюта навестить мать, которая на следующий день направила его обратно, сказав по телефону социальному работнику: «Я его покормила» (как бы поставив это себе в заслугу).

В этом примере примечательно то, что рассмотренная семья явно не является функциональной (она вовсе не выполняет своих функций), но и дисфункциональной ее в соответствии с приведенным выше определением назвать нельзя (нет рассогласования «хочу и не могу») — при том агрессивно-отрица- тельном отношении матери к сыну, которое наблюдается в этой семье, у них не встает проблем — как ему лучше учиться и т. д., и такая семья не обращается добровольно на платную психотерапию.

Итак, определения функциональной и дисфункциональной семей не являются достаточно емкими, чтобы охватить весь спектр реально существующих семей. Скорее всего, к числу таких семей можно отнести те, которые хотят и могут обращаться за помощью к психотерапевту по поводу своих проблем (а проблемы есть всегда, пока существует семья).

Для описанной нами семьи в социологии и в социальной работе существует название «неблагополучная» (Бойко В. В., Оганян К. М., Копытченкова О. И., 1999). Однако противоположный термин — «благополучная семья» — не употребляется и не имеет критериев.

В социологической литературе используются также термины «социально уязвимая семья» и «семья социального риска». Под социальной уязвимостью семьи понимается ее жизнедеятельность вне социального стандарта или высокая вероятность оказаться вне социального стандарта развития, занять место «на обочине» социума, стать изгоем. Семьи социального риска — это семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в них затруднено исполнение различных функций — как по отношению к обществу, так и относительно членов семьи. К ним авторы относят семьи безработных, семьи беженцев, семьи участников боевых действий и т. п. Подчеркивается, что «оставление таких семей без помощи способно перевести их в категорию неблагополучных» (Бойко В. В., Копытченкова О. И., Оганян К. М., 1999, с. 82). Используется также термин «девиантная семья», служащий для обозначения семей алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и т. д. (Там же, с. 11).

В. Сатир (1992) пишет о функциональных и дисфункциональных отношениях в семьях, подразумевая под этими понятиями открытость и закрытость в выражении пожеланий или претензий между членами семьи.

Неясным остается вопрос о соотношении понятий и представлений, полученных в практической работе психотерапевтов, с одной стороны, и социальных работников, имеющих дело с неблагополучными семьями, а также социологов, с другой стороны. Так, семьи, рассматриваемые в социологии как конфликтные или даже кризисные (Сысенко В. А.), с некоторой натяжкой можно отнести к «функциональным», по определению В. Сатир, так как пожелания и претензии друг к другу члены таких семей выражают вполне открыто.

Среди отечественных исследователей семьи понятие успешности используется в работах социолога Т. А. Гурко. Термин «успешность семейно-брачных отношений» применяется ею по отношению к молодой семье и понимается как сложный индекс, включающий в себя: 1)

удовлетворенность семейной жизнью каждого из супругов; 2)

стабильность брачного союза; 3)

наличие условий для гармоничного развития личности супругов; 4)

выполнение семьей основных функций.

Во многом такое понимание успешности перекликается с пониманием функциональных отношений в паре у В. Сатир (так как при дисфункциональном общении в паре не может быть ни удовлетворенности отношениями, ни гармоничного развития супругов), а также с пониманием функциональной семьи у А. Варга (переход на следующие стадии семейного цикла невозможен без выполнения семьей основных функций).

Т. А. Гурко рассматривает различные факторы, влияющие на благополучие брачных союзов, описываемых в терминах успешности (иногда ею используется понятие «удачный брак»).

Так, например, автором изучалось влияние происхождения супруго

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *