Усмешка моцарта что значит выражение
«И Моцарта усмешка все слышней»-Розенбаум.Как это понимать?
Афганистан насколько я помню. Возможно был и в других, но здесь ответ Афганистан.
Оба сына тоже учились в медицинском институте, но Александр потом выбрал музыку, а Владимир по окончании института всё время работал на скорой помощи.
Когда у Владимира появились проблемы с почками, потребовалось ему сделать операцию по пересадке донорского органа. Только донорская почка не прижилась и не смотря на все усилия врачей он умер в возрасте 49 лет. Случилось это в 2005 году.
Своему младшему брату Александр Розенбаум написал песню:
Это Вальс-бостон.
Вальс-бостон получил свое название от североамериканского города Бостон, где впервые этот танец продемонстрировал американский танцмейстер Лоренцо Папатино. Было это в далеком 1834 году. Чарующий ритм этой танцевальной мелодии создает особое лирическое настроение.
Вальс-бостон можно назвать визитной карточкой барда прошлого века Александра Розенбаума.
Автору вопроса особая благодарность за напоминание!
Как шутил Вольфганг Моцарт: Примадонна-курица и другие шутки великого композитора
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Одна из известных легенд о чудо-ребенке рассказывает, как на концерте перед высокопоставленными особами юный музыкант вдруг прервал невероятно трудный пассаж, слез с табурета и убежал со сцены, так как увидел в углу кошку. В ответ на возмущенный протест отца он ответил:
— Ну, папочка, ведь клавесин никуда не денется, а кошка уйдет.
А когда в 14 лет Вольфганг стал академиком Болонской академии (для него было сделано исключение из строгих правил), то единственным желанием мальчика был только отдых. Во время поздравлений в семье он спросил:
— Ну а теперь, дорогой отец, когда я уже академик, можно я пойду на полчаса просто погулять?
Став взрослым, гениальный композитор и виртуоз, похоже, относился к музыке, как к веселому приключению. Порой он позволял себе просто хулиганские выходки, чем доводил знакомых до белого каления. Так, однажды Моцарт показал Антонио Сальери новую пьесу для клавира, которую, по его словам, не сможет исполнить никто в мире, кроме него самого. Маститый композитор, дела которого в то время, кстати, шли гораздо лучше, чем у великого гения, с негодованием ответил:
Сегодня общеизвестно, что Моцарт, несмотря на феерический успех некоторых своих произведений, частенько оставался без гроша в кармане. На самом деле, публика не всегда принимала «на ура» его новые творения, и поэтому композитор был вынужден кормить семью, давая уроки. Интересно, что ради денег он даже в один момент хотел уже было приехать в Россию – об этом писал русский посол в Вене Андрей Разумовский самому Потемкину, но письмо осталось без ответа, и Моцарт до нашей страны так и не доехал. Безденежье композитора было фактом, над которым постоянно подшучивали его друзья. Так, например, один из приятелей, у которого Вольфганг попытался в очередной раз перезанять, с удивлением спросил его:
— У тебя нет ни замка, ни конюшни, ни дорогостоящей любовницы, ни кучи детей. Куда же ты деваешь деньги, мой дорогой?
Сама любимая жена тоже была вынуждена терпеть не только безденежье, но и шутки гениального супруга. Однажды, во время прогулки по центру Вены, Констанция увидела изящно и красиво одетую девушку.
Однако история хранит примеры и более злых шуток великого гения. Одной из самых известных стала история с итальянской оперной певицей. Адриана Феррарезе дель Бене была одной из первых исполнительниц партии Сусанны в «Свадьбе Фигаро» но, несмотря на прекрасные вокальные данные, похоже, чем-то не угодила Моцарту. Издания тех времен восхищались невероятным голосовым диапазоном примы, однако великий композитор подметил одну раздражающую особенность: на высоких нотах певица имела привычку задирать голову, а на низких – опускать. Адриана должна была выступить в главной роли в новом творении Моцарта, опере-буффа «Так поступают все».
Специально для нее он написал арию с быстро чередующимися высокими и низкими нотами. 26 января 1790 года в венском Бургтеатре состоялась премьера, которая порадовала маэстро и ужасно раздосадовала приму: в сложной арии певица так быстро кивала головой, что была похожа на курицу, клюющее зерно. Шутку, несомненно, заметили и зрители. Эта история стала известна потомкам, так как ее описал музыкальный критик Уильям Манн.
Мало кто сегодня знает, что сын Моцарта Франц Ксавер тоже сочинял музыку: Как младший сын великого композитора «застрял» во Львове на 30 лет
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
И моцарта усмешка все слышней что означает. Интересные факты о моцарте. Мифы о моцарте
Вольфганг Амадей Моцарт — один из величайших композиторов всех времён и народов. Написанные им произведения и по сей день гремят в концертных залах по всему миру, собирая миллионы слушателей, и есть все основания полагать, что слава композитора не померкнет никогда.
Миф первый. Моцарт был уникумом, чудом; он творил шутя, и все давалось ему необыкновенно легко.
Безусловно, Моцарт был музыкальным гением, обладал феноменальными способностями. Но за его шедеврами стоит титанический труд с самого раннего детства. Гениальность Моцарта проявилась лет с трех. Его отец, известный педагог и музыкант, служивший при дворе Зальцбургского князя, сразу занялся обучением сына. Маленький Моцарт легко повторял за своей сестрой небольшие пьесы и легко запоминал их. Уже в четыре года он сочинил свой первый концерт для клавесина, а в шесть — виртуозно играл на клавесине, скрипке и органе. Моцарту не исполнилось и шести лет, когда началось его долгое концертное турне: вместе с сестрой Анной, тоже талантливой исполнительницей, и наставником отцом юный Вольфганг объездил пол-Европы. За несколько лет они дали концерты в Мюнхене, Париже, Вене, Лондоне, побывали в Голландии и Швейцарии. Публика восхищалась мальчиком, который мог играть с завязанными глазами, виртуозно импровизировал, исполнял сложнейшие пассажи наравне со взрослыми музыкантами … Гению было всего семь лет, когда сочиненные им сонаты для фортепиано и скрипки издали в Париже.
Конечно, детей изматывали эти поездки. В пути Вольфганг и Наннерль часто болели, не раз находились на краю гибели. Оба они перенесли и воспаление легких, и оспу. Есть мнение, что причина ранней смерти Моцарта — в болезнях, которые он заработал в годы своего тяжелого детства.
Во время своих путешествий Моцарт брал уроки, знакомился с огромным числом композиторов и музыкантов того времени, осваивал разные музыкальные стили и языки. Невозможно найти другого композитора, который бы с таким блеском, как Моцарт, владел самыми разнообразными жанрами и формами: это относится к симфонии и концерту, дивертисменту и квартету, опере и мессе, сонате и трио.
Всего перу Моцарта принадлежат более 600 произведений практически всех главных музыкальных жанров — симфонии, камерные ансамбли, концерты, песни, арии, мессы, кантаты.
Миф второй. Моцарт жил в нищете; современники не ценили его таланта
Миф третий. Моцарт писал реквием на свою смерть
Миф четвертый. Похоронен в забвении
Моцарт был похоронен в братской могиле бедняков… На кладбище его провожал один-единственный человек… Вдова отказалась прийти на похороны… Богатый друг семьи ван Свитен пожалел денег на погребение… Все это не совсем так.
В числе реформ австрийского императора Иосифа были новые погребальные правила. Согласно им, захоронения отныне выводились из черты города (до этого в Европе процветал обычай хоронить мертвых в центре, у главного собора). Сама процедура похорон была предельно упрощена. 85% городских погребений совершались в общих могилах, на которых не позволялось устанавливать никаких памятных знаков (экономили место). Каждые 7-8 лет могилы перекапывали и использовали снова.
Вдова не отправилась за гробом на кладбище, и это тоже было в порядке вещей. Церемония памяти Моцарта прошла в его масонской ложе. Катафалк отправлялся на кладбище только после шести вечера. Идти за ним за городские ворота было не принято, никаких обрядов в месте захоронения тогда не устраивали, и присутствовали на нем только могильщики.
А «скупой» ван Свитен несколько лет щедро платил за обучение сыновей Моцарта, организовал первое исполнение его реквиема, устраивал концерты в пользу Констанцы и детей в разных городах Европы.
Миф пятый. Принесен в жертву масонами
Миф шестой. Моцарт и Сальери
О том, что Моцарт был отравлен, начали говорить вскоре после его смерти: тема ядов и отравлений в то время была чрезвычайно популярна. И несмотря на то, что в ранних биографиях Моцарта эту версию отрицали все, включая жену Констанцу, слухи не умолкали.
Около 30 лет со дня смерти Моцарта прошло, когда в этом мифе появился Антонио Сальери, в то время уже тяжело больной человек. По свидетельствам тех, кто был с ним рядом в те годы, Сальери никогда не делал признания о том, что умертвил Моцарта, как утверждали газеты. Возможно, Пушкин именно в газетах прочитал об этих слухах и увековечил их в своей истории о «гении и злодействе». Позже эта тема прозвучала в пьесе Питера Шеффера «Амадей», по которой был снят фильм Милоша Формана.
Однако нет никаких исторических свидетельств о вражде двух композиторов. Напротив, хорошо задокументировано обратное: восхищенные высказывания Сальери о Моцарте; рассказ Моцарта о том, как Сальери был на представлении его оперы. Никаких оснований для зависти к Моцарту у Сальери не было: так, последний почти не сочинял инструментальной музыки, а в оперном жанре репутация Сальери среди современников была гораздо выше. Известно, что Моцарт выбрал Сальери в качестве учителя для своего сына Франца. Кстати, среди многочисленных учеников Сальери, который сыграл огромную роль в музыкальной жизни Европы, были Бетховен, Черни, Мейербер, Шуберт, Лист…
Еще несколько нот к биографии
Жизнь знаменитости всегда обрастает слухами и легендами. И чем масштабнее личность, тем больше она мифологизируется. А уж личности масштаба Вольфганга Амадея Моцарта оставляют за собой феерический сказочный след. Иногда это веселые рассказы, иногда страшные. Но всегда захватывающие.
Самый загадочный факт биографии Моцарта – история его ухода. Каких только конспирологических теорий вокруг этого не возникло! Самой знаменитой была версия об отравлении Моцарта его коллегой и другом Сальери. Этот сюжет использовал наш Александр Пушкин, она же легла в основу фильма «Амадей». Беда в том, что нет фактов, которые ее подтверждают. Современники считали эти слухи бредом. Ходили сплетни, что Сальери позавидовал таланту Моцарта. Но мерило таланта – успех, а по этому критерию Сальери был далеко впереди. Его оперы сопровождал постоянный аншлаг, придворная должность позволяла вести обеспеченную жизнь, учебник игры на скрипке прекрасно продавался. Ему ли завидовать пусть и талантливому, но неудачливому Моцарту?
Травить композитора кому-то еще не было никакого резона. Это для нас Моцарт – музыкальный гений, а не просто вундеркинд, которому слишком легко все давалось. Если бы можно было провести анализ останков на яды, все прояснилось бы, но семья не нашла несколько гульденов, чтобы похоронить его в отдельной могиле, а друзей рядом не оказалось.
Есть версия, что во всем виноваты масоны – куда ж без них! Моцарт действительно был членом ложи, но и у масонов не было причины его убивать. Считается, что опера «Волшебная флейта» – пародия на масонские тайны. И что? Пародия опасна, если известен ее объект, а пародия на тайну теряет весь свой заряд.
Вундеркинды – не такое уж редкое явление. Но суметь распознать «чудо-ребенка» сумеет не каждый. В каком-то смысле Моцарту повезло, что его отец был прекрасным музыкальным педагогом с огромной практикой. Он усаживал своих детей за клавиши при первой же возможности. Не случись этого, дар Моцарта мог бы погибнуть в безвестности. Только внимательный взгляд мог различить в кляксах, поставленных четырехлетним ребенком ноты первого произведения маленького композитора.
Что еще очень важно – маленький Вольфганг с малых лет понял, что музыка – великий труд. Он ведь не только ноты записывал, Моцарт был подлинным виртуозом, который ездил с отцом на гастроли по городам Европы. В возрасте 14 лет, Болонская академия избрала его в число своих членов. Ради этого были нарушены правила, требовавшие минимального возраста в 26 лет. Когда отец поздравлял сына с этим событием, тот страшно обрадовался и спросил, может ли он отправиться на лишнюю прогулку. Жизнь молодого таланта была суровой.
Удивительно, что такое наполненное беспросветным трудом детство не убило в нем чувства юмора. Но и шутил он музыкой. Известен дуэт Моцарта для двух скрипок. Музыканты должны положить нотный лист между собой и играть свои партии с разных концов листа, встречаются посредине и снова расходятся. Делать такие вещи можно только от невероятного избытка таланта, а Моцарту они удавались, вроде бы, играючи.
Моцарт не был положительным героем . Он любил играть в бильярд и спускал на игру серьезные деньги. Вечное безденежье заставляло Моцарта искать покровительства властителей. Однажды он был замечен русским послом в Вене Андреем Разумовским. Сохранилось его письмо к светлейшему князю Потемкину о нуждающемся музыканте, который мог бы стать придворным композитором. Но князь никак на письмо не ответил. Кто знает, как сложилась бы судьба Моцарта, прозвучи его оперы не в Вене, а в Петербурге. Но не сложилось…
Только жители Львова помнят, что в их филармонии 30 лет проработал сын Моцарта Франц Ксавер. Он руководил оркестром и даже написал несколько музыкальных произведений на народные мотивы. Эту музыку иногда играют здесь и сегодня.
Множество молодых людей сегодня уверены в том, что Моцарт писал только музыку для мобильных телефонов. Этот факт может, конечно, возмущать, а может и удивлять. Ведь есть же причина тому, что мелодии 18 века оказались самыми подходящими для самого эпохального изобретения нашего времени?
Музыкальным образованием Моцарта занимался отец, сам неплохой музыкант, обративший внимание на талант сына и бережно взрастивший его. Хотя сейчас методы Моцарта-старшего показались бы жестокими по отношению к ребёнку (мальчик занимался помногу часов в день, а буквально с четырёх лет к постоянным занятиям добавились регулярные выступления в разных частях Европы), воспитанник получал от музыки исключительное удовольствие, соединяя академические музыкальные познания со страстью и эмоциями. Несмотря на короткую жизнь (он умер в 35 лет), Моцарт полностью изменил представление о музыке.
В день рождения композитора «Вечерняя Москва» предлагает вашему вниманию подборку интересных фактов из его биографии.
2. Однажды семилетний Моцарт приехал давать концерт во Франфурт-на-Мейне. После выступления к нему подошёл мальчик и сказал, что так замечательно играть ему никогда не научиться.
Но это же очень просто! Попробуй записывать нотами музыку, которая тебе приходит в голову.
Мне в голову не приходит музыка, только стихи.
Это же здорово! Писать стихи гораздо труднее, чем музыку.
3. В детстве отец пытался выжать из таланта сына максимум, от этого вся жизнь Моцарта была сплошной чередой занятий и выступлений. Мальчик играл на клавире, на его выступления собирались полные залы, а отец придумывал новые и новые способы привлечь внимание к маленькому гению. Он завязывал сыну глаза и Амадей играл вслепую, платком закрывали клавиатуру, а мальчик все равно не ошибался ни в одной ноте. Казалось, что этого ребёнка ничего не может сбить. Во время одного из выступлений на сцену вышла кошка. Моцарт бросил игру и кинулся к ней, чтобы погладить. На возмущенные крики отца он ответил:
Клавесин никуда не денется, а кошка уйдёт.
5. Однажды к Моцарту обратился молодой человек, мечтающий стать композитором. Он спрашивал маэстро, как написать симфонию. Моцарт спросил, почему бы ему не начать с чего-то попроще, ведь он так молод.
Но вы написали первую симфонию в семь лет!
Да. Но мне в то время не пришло в голову спросить, как это сделать.
7. Вольфганг Амадей и его жена Констанция привыкли жить на широкую ногу. Гонорары Моцарта были совершенно баснословными, но уже через две недели он сидел без гроша в кармане и вынужден был занимать деньги у друзей. Один из них спросил композитора:
У тебя нет ни замка, ни дорогой любовницы, ни кучи детей, ни конюшни. Куда же исчезают твои деньги?
10. Однажды к композитору обратился за милостыней один нищий. В этот день Моцарт был на мели, но отвел беднягу в кафе, где за пять минут набросал менуэт. Он отдал бумагу бедняку и посоветовал обратиться с ней к одному издателю. Нищий так и поступил. Издатель, лишь взглянув на лист, заплатил за менуэт пять золотых и попросил принести еще подобных сочинений.
Имя Вольфганга Амадея Моцарта известно далеко за пределами его Родины – Австрии. Он был великим композитором и музыкантом. Подборка интересных фактов о Моцарте поможет всмотреться в личность этого уникального человека, который обладал невероятной работоспособностью, абсолютным музыкальным слухом и исключительной памятью.
Самые популярные материалы февраля для класса.
«Он содрогнулся и упал замертво» Гениальный Моцарт умер в 35. Тайну его смерти не могут разгадать уже больше 200 лет
Кадр: фильм «Амадей»
В истории страх высокопоставленных особ перед отравлениями мирно соседствовал с регулярным использованием ядов в быту. Косметика, лекарства, уходовые процедуры часто были не менее опасны для организма, чем умышленные попытки причинить вред. В октябре в издательстве «Бомбора» выходит книга Элеанор Херман «Элегантная наука о ядах от средневековья до наших дней. Как лекарственные препараты, косметика и еда служили методом изощренной расправы». С разрешения правообладателей «Лента.ру» публикует фрагмент текста, посвященный смерти Вольфганга Амадея Моцарта.
20 ноября 1791 года Вольфганг Амадей Моцарт, тридцати пяти лет от роду, лег спать в своей венской квартире с лихорадкой. Скорее всего, его это не очень беспокоило. С детских лет он пережил множество серьезных болезней: оспу, желтуху, тиф, тонзиллит, желудочные расстройства, рецидивирующий фарингит и инфекции верхних дыхательных путей. Он всегда возвращался с новой творческой энергией, готовый ослепить мир своей музыкой.
Моцарт с ранних лет знал этот мир. Его отец Леопольд служил вице-капельмейстером (то есть музыкальным директором) при дворе князя-архиепископа Зальцбургского и учил музыке обоих детей — Анну Марию, которую дома звали Наннерль, родившуюся в 1751 году, и Вольфганга, родившегося в 1756 году. Под строгой опекой отца Вольфганг в три года начал играть на клавесине. В пять он уже сочинял собственные мелодии. С той поры, как Вольфгангу исполнилось шесть, Леопольд несколько лет путешествовал по великолепным дворам Европы в сопровождении жены и детей, монетизируя своих вундеркиндов. Наннерль играла прекрасно, но маленький Вольфганг, обаятельный и самоуверенный, поражал зрителей своим талантом — он мог играть даже с завязанными глазами.
В двадцать пять Вольфганг решил, что настало время выйти из-под отцовского контроля и расправить крылья — как в общечеловеческом, так и в музыкальном смысле. В марте 1781 года он прибыл в Вену, столицу Австрийской империи — город, который предлагал бесчисленные музыкальные возможности. Здесь имелись 300 000 жителей, множество концертных залов, музыкальные академии и талантливое сообщество.
И наконец, именно это место стало его домом.
Кадр: фильм «Амадей»
Моцарт зарабатывал деньги, выступая в академиях, на абонементных концертах и в домах меценатов. Он давал частные уроки игры на фортепиано, — хотя сложно сейчас вообразить человека, который брал бы уроки у самого Моцарта, — и писал музыку. Но в конечном итоге он работал куда усерднее прочих и зарабатывал куда меньше, чем многие музыканты, не обладавшие его гениальностью.
Главным соперником Моцарта в Вене был Антонио Сальери — успешный итальянский композитор, писавший оперы на трех языках. Он захватил Венскую оперу и в 1788 году, когда Моцарт уже строил взрослую карьеру, был назначен императорским капельмейстером.
Моцарт написал отцу несколько писем с жалобами на то, что Сальери и его приспешники перекрывают все его попытки получить официальное место.
Например, в 1781 году, когда Моцарт надеялся, что император наймет его преподавать игру на фортепиано принцессе Елизавете Вюртембергской (невесте племянника императора), Иосиф отдал эту должность Сальери. «Император все испортил, — с горечью писал Моцарт, — ибо ему нет дела ни до кого, кроме Сальери».
Кадр: фильм «Амадей»
Тем не менее Моцарт и Сальери, казалось, взаимно уважали музыкальный талант друг друга. В 1785 году они вместе сочинили кантату, в 1788 году Сальери поставил «Фигаро» Моцарта при дворе вместо одной из своих опер. Впервые попав на представление «Волшебной флейты» Моцарта в 1791 году, Сальери внимал с огромным усердием, и не было ни одного фрагмента, от увертюры до последнего хора, который бы не вызвал у него восклицания «браво!» или «превосходно!»
В отличие от серьезного обстоятельного Сальери, Вольфганг не был внушителен фигурой. Один из учеников писал о Моцарте: «. небольшого роста и довольно бледен, весьма приятен физиономией и дружелюбен, в чертах меланхоличная серьезность, а голубые глаза ярко сияют».
Фильм Милоша Формана «Амадей» 1984 года запечатлел маниакальную сторону характера Моцарта: склонность к розыгрышам, привычку отпускать грязные остроты, любовь посмеяться.
В 1782 году в возрасте двадцати шести лет Моцарт сделал то, чего всегда боялся Леопольд, — он женился. Он познакомился с Констанцией Вебер и ее семьей несколько лет назад в Мангейме, в Германии, во время поездки с матерью. Леопольд был взбешен очевидной влюбленностью Вольфганга в старшую из четырех сестер Алоизию и, даже не встречаясь с ними, утверждал, что жадная семья пытается заманить его талантливого сына в ловушку с целью получения денег. Теперь, четыре года спустя, Моцарт воссоединился с Веберами в Вене, куда они переехали, и влюбился в третью сестру.
Леопольд, вероятно, был вне себя, когда получил письмо с новостью о помолвке. Теперь из-за одной женщины его сын навсегда лишился власти. После свадьбы отец и сын виделись лишь дважды, и оба визита были весьма некомфортными. Леопольд умер в 1787 году в возрасте шестидесяти лет, а Моцарт не приехал попрощаться, когда тот болел, и не присутствовал на похоронах.
По иронии судьбы, вскоре после смерти Леопольда Вольфганг наконец получил официальное место при дворе, которое так хотел выбить для него отец.
Иосиф II нанял Моцарта в качестве камерного музыканта для написания менуэтов.
В последние годы, с учетом сочинения четырех успешных опер, доходы Моцарта значительно выросли. Однако он всегда отставал с оплатой счетов, так как тратился на одежду, изысканные обеды, подарки для Констанции и азартные игры.
Осенью 1791 года Моцарт наслаждался тем, что здоров, описывал в письмах вкусную еду, которую ел, — свиные котлеты, каплуны, осетрину — и в неистовых творческих порывах сочинял великолепную новую музыку. Возможно, его близкие не были удивлены, узнав, что у измотанного музыканта подскочила температура.
Кадр: фильм «Амадей»
Однако эта болезнь, в отличие от остальных, не прошла. Когда Моцарт распух до такой гротескной степени, что не мог пошевелиться, жена и ее сестра София сшили ему специальное платье, расстегивавшееся сзади, дабы было легче подкладывать ночной горшок и подмывать великого композитора.
4 декабря он начал бредить.
Два врача откачали у Моцарта два-три литра крови, что уменьшило способность организма противостоять инфекции. На следующий день Моцарт содрогнулся, затем его вырвало бурой жидкостью, и он упал замертво.
Вдова Констанция по секрету сообщила друзьям, что ее муж умер от лихорадки. Однако, оставшись с двумя детьми на руках, массой долгов и без доходов, она публично поддерживала слух о яде, чтобы вызывать в обществе сочувствие. Она говорила о таинственном незнакомце в маске, который якобы заказал заупокойную мессу. Согласно этой легенде, Моцарт серьезно заболел во время работы над произведением.
Правда была гораздо банальнее. За несколько месяцев до смерти Моцарта эксцентричный граф Франц фон Вальзегг заказал композитору заупокойную мессу в память о его недавно почившей жене. Имела место секретность, поскольку граф —музыкант-любитель — хотел выставить все так, будто реквием написал он сам.
Не вдаваясь в факты, Констанция получала пенсион от императора и прибыль с концертов, на которых играли музыку ее покойного мужа. Гораздо интереснее слушать композиции того, кто был таинственно убит, чем того, кто умер от естественной болезни. Она весьма скоро и солидно обогатилась на смерти Моцарта.
Кадр: фильм «Амадей»
Большинство винило во всем Сальери, главного соперника Моцарта. В последнем сохранившемся письме, датированном 14 октября 1791 года, Моцарт писал (из Праги, где в тот момент находился двор), что ездил в оперу вместе с Сальери и сопрано Катариной Кавальери. Сальери мог бы, например, предложить Моцарту фляжку с алкоголем, пока они ехали в карете, или подмешать что-то ему в вино, когда они обсуждали оперу за ужином.
Сальери никогда не опровергал слухи об отравлении, но взял на себя музыкальное образование сына Моцарта. Под его руководством Франц Ксавер Вольфганг Моцарт превратился в известного композитора и дирижера.
К концу жизни Сальери, страдавший от периодических приступов слабоумия, сознавался в убийстве Моцарта, но отрицал это в моменты просветления.
В 1823 году один из учеников Людвига ван Бетховена Игнац Мошелес посетил больного семидесятичетырехлетнего Сальери в общественной больнице в окрестностях Вены.
Композитор поспешил сообщить: «Хотя я не переживу эту болезнь, но могу заверить вас, что в нелепых слухах нет ни капли правды. Вы знаете, что меня винят в смерти Моцарта, но эта сплетня — всего лишь злоба, чистая злоба, так и передайте всему миру, дорогой Мошелес, так сказал вам умирающий Сальери».
Кадр: фильм «Амадей»
Современная диагностика
Самая нелепая часть истории с убийством заключается в том, что по всей Вене люди умирали от той же болезни, которая погубила Моцарта. Причиной смерти композитора указана «острая военная лихорадка», и никто не знает точно, что это, хотя исследователи придумали не менее 188 версий. Одна из них подразумевает, что речь идет об острой ревматической лихорадке, но в этом случае у больного наблюдается одышка — чего не упомянуто в отчетах о ходе болезни Моцарта. Кроме того, ОРЛ, как правило, проявляется у детей, а у взрослых сопровождается болями в суставах, а не их опуханием. Учитывая отеки и зловоние, можно сделать вывод, что у Моцарта отказали почки: организм не выводит отходы с мочой, они скапливаются в кровотоке и выделяются с потом, слюной и т. п., пока все тело не начинает пахнуть мочой — так называемое уремическое зловоние. Однако не все болезни почек вызвали бы у Моцарта столь сильный отек.
Есть болезнь, которая объясняет все симптомы.
Streptococcus equi, стрептококк группы C, атакует клубочки — микроскопические почечные фильтры, отчего отходы не попадают в мочу, а разносятся по всему организму. Как следует из названия, это в первую очередь болезнь лошадей и коров. Но, как и сибирская язва, она весьма заразна как для животных, так и для человека. Моцарт, разъезжая в каретах, нередко имел дело с лошадьми и, возможно, имел привычку пить непастеризованное молоко.
К сожалению, в архивах не осталось отчета о вскрытии, который помог бы нам разобраться в причинах лучше. По мнению врачей, дело было ясное: эпидемия острой военной лихорадки. Даже если б родственники пожелали провести вскрытие, тело, распухшее и зловонное, пребывало в ужасном состоянии, возможно, было заразно, и даже самый стойкий врач, вероятно, не захотел бы провести аутопсию.
Останков, которые можно было бы изучить, также не сохранилось. Следуя принципам эгалитаризма, навязанным Великой французской революцией, Иосиф II попытался запретить пышные похороны и издал соответствующие законы. Потому останки Моцарта были перевезены в ночи на кладбище Святого Марка, никакой похоронной процессии не состоялось, и никто из членов семьи не видел места захоронения. Кроме того, по указу Иосифа, гробы «среднего класса» укладывали по пять штук в одну могильную яму, чтобы спустя десять лет быть выкопанными и освободить место для новых гробов.
Пономарь церкви Святого Марка, некто Джозеф Ротмейер, утверждал, что пометил место, где был похоронен знаменитый композитор. Через десять лет после смерти Моцарта, в 1801 году, Ротмейер, как и полагается, выкопал кости и с гордостью выставил череп на всеобщее обозрение (сегодня он находится в музее Моцарта в Зальцбурге). К сожалению, Ротмейер выкопал явно не тот труп. Череп без челюсти имеет явные признаки перелома, а Моцарту кости черепа никто не ломал.
Однако некоторые историки, отойдя от всякой логики, считают, что этот череп — прямое доказательство того, что Моцарт на самом деле умер от удара по голове.
Теория увяла в 2006 году, когда исследователи сравнили митохондриальную ДНК, выделенную из кости черепа, с ДНК, взятой из бедренных костей бабушки Моцарта по материнской линии и его племянницы.
И хотя мы благодарны за то, что после Моцарта осталось столь обширное наследие — 626 работ, оперы, симфонии, струнные квартеты, менуэты, мессы, концерты для фортепиано, — но все же скорбим о том, как много мы потеряли из-за его преждевременной кончины в тридцать пять лет. Эта душераздирающе изысканная музыка, запечатленная в вечности, остается вне пределов нашей досягаемости.