Услуги толлинга что это

Что такое договор толлинга?

Часть операций по переработке материалов компания может осуществлять не сама, а поручить подрядчику. Такая схема работы выгодна для обоих партнеров, однако имеет некоторые особенности в плане бухгалтерского и налогового учета.

В Гражданском кодексе нет прямого упоминания о договоре давальческого сырья (договоре толлинга). По сути он является одной из разновидностей договора подряда. По договор толлинга одна сторона (переработчик) обязуется изготовить из переданного заказчиком сырья продукцию надлежащего качества и количества и передать ее заказчику (давальцу). Последний обязуется оплатить услуги по переработке. При этом материалы остаются в собственности давальца. Правда, ответственность за их сохранность несет переработчик. Кроме того, до момента сдачи и приемки готовой продукции подрядчик отвечает и за нее (ст. 714 ГК РФ).

Надо отметить, что договор толлинга применяют как производственные, так и торговые компании. Выгода такого контракта налицо. К примеру, производственная организация не имеет собственного оборудования или специалистов для осуществления какой-либо стадии процесса. В этом случае она договаривается о переработке с другой фирмой, которая специализируется на таких операциях. В итоге заказчик получает готовый продукт. Торговое предприятие, в свою очередь, может отдать «на сторону» работы по изготовлению полуфабрикатов продуктов или их расфасовку.

Переработчик также остается в плюсе. Он получает гарантированную загрузку мощностей и вознаграждение, но ему не нужно заботиться о поиске потребителей для произведенной продукции, оплачивать рекламную кампанию и нести иные коммерческие расходы.

При заключении договора на переработку давальческого сырья компании должны руководствоваться правилами, предусмотренными для договора подряда (глава 37 ГК РФ). Помимо общих требований к содержанию такого контракта при составлении соглашения о переработке давальческого сырья необходимо уделить внимание следующим моментам.

Прежде всего заказчик должен внести в контракт условие о том, что право собственности на изготовленные из давальческого сырья ценности будут принадлежать именно ему. Это условие необходимо, так как, если стоимость переработки существенно превысит стоимость переданных материалов, собственником изготовленной продукции может стать переработчик (п. 1 ст. 220 ГК РФ). И хотя понятие «существенное превышение стоимости» очень расплывчато, давальцу лучше обезопасить себя и включить соответствующую формулировку в контракт.

С точки зрения Налогового кодекса передача материалов на переработку не признается реализацией, поскольку не происходит перехода права собственности (ст. 39 НК РФ). А значит, такая операция не облагается НДС (ст. 146 НК РФ) и на нее не оформляется счет-фактура. Однако подрядчик при передаче результата своей работы должен выставить счет-фактуру на сумму оказанных услуг, то есть на сумму своего вознаграждения. И вот почему. Когда исполнитель отдает продукцию, реализации не происходит. И, следовательно, НДС облагается только стоимость услуг по переработке давальческого сырья (п. 5 ст. 154 НК РФ).

Услуги подрядчика облагаются НДС по ставке 18 процентов, даже если на переработку отдавали материалы, при реализации которых применяется ставка 10 или 0 процентов. Это связано с тем, что в статье 164 Налогового кодекса приведен закрытый перечень случаев применения пониженных ставок и услуг толлинга там нет. Указанный в счете-фактуре налог заказчик перечисляет подрядчику в составе платы за услуги, и эту сумму давалец вправе принять к вычету. Правда, только в том случае, если реализация готовой продукции будет облагаться НДС.

Расходы по переработке сырья учитываются в составе материальных расходов как затраты на услуги, оказанные сторонними организациями (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). Такой порядок указан в письме Минфина России от 16 апреля 2004 г. № 04-02-05/2/14.

К договору толлинга применяются общие положения о подряде. Пунктом 1 статьи 715 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что заказчик вправе проверять ход и качество работ подрядчика. Значит, траты на подобный контроль экономически обоснованы и при правильном документальном оформлении могут быть учтены при расчете налога на прибыль. Такими расходами являются затраты на ревизионные мероприятия и консультации, в частности заработная плата представителя заказчика и социальные отчисления по ней, затраты на экспертизу и т. д.

Бухгалтерский учет в этих случаях ведется по-разному. Однако в обоих случаях сырье остается на балансе заказчика (поскольку является его собственностью) и числится на счете 10 субсчет 7 «Материалы, переданные в переработку на сторону».

Для начала рассмотрим особенности учета в первом случае.

Основным видом деятельности ООО «Лаборатория» является производство и реализация биологически активных добавок (БАД) к пище. «Лаборатория» самостоятельно закупила сырье для изготовления БАД на сумму 472 000 руб. (в том числе НДС – 72 000 руб.). Затем всю партию «Лаборатория» передала на доработку ООО «Специалист». Согласованная стоимость услуг «Специалиста» составила 35 400 руб. (в том числе НДС – 5400 руб.).

Бухгалтер ООО «Лаборатория» сделает следующие записи:

Дебет 60 Кредит 51

– 472 000 руб. – произведена предоплата поставщику за сырье;

Дебет 10-1 Кредит 60

– 400 000 руб. (472 000 – 72 000) – принято к учету сырье;

Дебет 19 Кредит 60

– 72 000 руб. – учтен НДС по приобретенному сырью;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 72 000 руб. – принят к вычету НДС по приобретенному сырью;

Дебет 10-7 Кредит 10-1

– 400 000 руб. – передано на доработку сырье;

Дебет 10-1 Кредит 10-7

– 400 000 руб. – получено доработанное сырье от переработчика;

Дебет 10-1 Кредит 60

– 30 000 руб. – стоимость работ по доработке включена в стоимость сырья;

Дебет 19 Кредит 60

– 5400 руб. – учтен НДС по услугам переработчика;

Дебет 68 Кредит 19

– 5400 руб. – принят к вычету НДС по услугам переработчика;

Дебет 60 Кредит 51

– 35 400 руб. – произведена оплата переработчику.

Таким образом, стоимость сырья, по которой оно будет списано в производство, составляет 430 000 руб. (400 000 + 30 000).

Теперь покажем особенности бухгалтерского учета в случае, когда заказчик после переработки получает готовую продукцию.

Основным видом деятельности ООО «Кулинария» является производство и реализация пищевых продуктов. «Кулинария» самостоятельно закупила партию замороженных овощей на сумму 295 000 руб. (в том числе НДС – 45 000 руб.). Для расфасовки и упаковки продукции «Кулинария» передала продукты ООО «Упаковщик». Согласованная стоимость услуг «Упаковщика» по обработке данной партии продукции составила 17 700 руб. (в том числе НДС – 2700 руб.). Расфасованная и упакованная продукция передана «Кулинарии».

В данном случае стоимость сырья списывается на счета учета затрат на производство в момент получения готовой продукции от переработчика. Стоимость работ по переработке также относится на счета учета затрат на производство и участвует в формировании себестоимости продукции. Допустим, что иных затрат по обработке данной продукции «Кулинария» не произвела. Бухгалтер сделает следующие записи:

Дебет 60 Кредит 51

– 295 000 руб. – перечислена предоплата поставщику за замороженные овощи;

Дебет 10-1 Кредит 60

– 250 000 руб. (295 000 – 45 000) – приняты к учету замороженные овощи;

Дебет 19 Кредит 60

– 45 000 руб. – учтен НДС по приобретенным продуктам;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 45 000 руб. – принят к вычету НДС по приобретенным продуктам;

Дебет 10-7 Кредит 10-1

– 250 000 руб. – переданы на фасовку и упаковку овощи;

Дебет 20 Кредит 10-7

– 250 000 руб. – списана стоимость переданных овощей (в момент получения готовой продукции);

Дебет 20 Кредит 60

– 15 000 руб. (17 700 – 2700) – отнесена на затраты стоимость работ по фасовке и упаковке;

Дебет 19 Кредит 60

– 2700 руб. – учтен НДС по услугам подрядчика;

Дебет 68 Кредит 19

– 2700 руб. – принят к вычету НДС по услугам подрядчика;

Дебет 60 Кредит 51

– 17 700 руб. – произведена оплата переработчику;

Дебет 43 Кредит 20

– 265 000 руб. (250 000 + 15 000) – принята к учету готовая продукция.

Исполнитель оформляет поступление давальческого сырья приходным ордером по форме № М-4. А после окончания работы он обязан представить заказчику отчет о расходовании сырья (п. 1 ст. 713 ГК РФ). В нем указывается информация о поступивших, но не израсходованных материалах, количество и ассортимент полученной продукции, а также наличие отходов. В зависимости от условий договора излишки и отходы могут быть возвращены давальцу или же переработчик оставляет их себе, уменьшив сумму своего вознаграждения. Кроме того, составляются накладная на передачу готовой продукции исходя из стоимости израсходованного сырья без НДС и акт на стоимость услуг по переработке с учетом налога.

Необходимо отметить, что в отличие от гражданского законодательства Налоговый кодекс относит операции с давальческим сырьем не к работам, а к услугам (п. 5 ст. 38 НК РФ). Такой подход поддерживает и Минфин России (письмо от 16 апреля 2004 г. № 04-02-05/2/14). А это означает, что с 2006 года компания вправе списывать прямые расходы в конце периода, не распределяя их на остатки незавершенного производства (п. 2 ст. 318 НК РФ). Такой порядок учета, безусловно, дает подрядчику налоговые преимущества.

В связи с тем что переработчик не становится собственником полученного сырья и готовой продукции, они учитываются у него на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку» до момента передачи заказчику исходного продукта.

По договору толлинга ООО «Алмаз» получило от ювелирного завода драгметаллы на сумму 1 180 000 руб. (в том числе НДС – 180 000 руб.) и должно изготовить из него ювелирные изделия определенной номенклатуры. Согласованная между сторонами стоимость работ равна 354 000 руб. (в том числе НДС – 54 000 руб.).

Расходы переработчика учитываются на счетах учета затрат на производство. Сюда относятся: стоимость собственных материалов организации-переработчика, заработная плата, ЕСН, амортизация основных средств, общехозяйственные и общепроизводственные расходы. Бухгалтер ООО «Алмаз» сделает следующие записи:

– 1 000 000 руб. – отражена стоимость материалов, принятых от заказчика;

– 300 000 руб. (354 000 – 54 000) – отражены затраты по переработке драгметаллов;

Дебет 62 Кредит 90-1

– 354 000 руб. – отражена согласованная сторонами стоимость услуг по изготовлению ювелирных изделий;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Налог на добавленную стоимость»

– 54 000 руб. – отражен НДС со стоимости оказанных услуг;

Дебет 90-2 Кредит 20

– 300 000 руб. – списаны фактические затраты, связанные с изготовлением ювелирных изделий;

Дебет 51 Кредит 62

– 354 000 руб. – отражена фактическая оплата заказчиком стоимости оказанных услуг;

– 1 000 000 руб. списана стоимость давальческих материалов при передаче изготовленных ювелирных изделий заказчику.

Работаем с Беларусью

Многие уже привыкли, что работа с белорусскими партнерами имеет свои особенности в плане налогообложения. Не составляет исключения и договор толлинга.

Так, при ввозе белорусского сырья на территорию России для переработки НДС платить не нужно. Но со стоимости оказываемых услуг перечислить налог в бюджет придется.

Финансисты отмечают, что указанные траты включаются в налоговую базу по НДС независимо от резидентства лица, которому оплачивались данные расходы.

Давальческое сырье подрядчик должен учесть на счете 003 «Материалы, принятые в переработку» по ценам, установленным в договоре толлинга. Однако нередко стороны забывают указать в соглашении стоимость передаваемого сырья. В этом случае у подрядчика возникает «соблазн» не учитывать полученные материалы. Однако это может вызвать претензии налоговой инспекции. Фирмам грозит штраф за грубое нарушение правил ведения учета доходов и расходов в размере 5000 рублей (п. 1 ст. 120 НК РФ). В то же время судьи не согласны с таким подходом. По их мнению, если в договоре на переработку не определена его стоимость, то хозяйственная операция не может быть отражена на счетах бухгалтерского учета (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 8 сентября 2004 г. по делу № Ф04-6301/2004(А75-4445-14)). Однако разумнее будет предотвратить спор. Для этого на забалансовом счете материалы можно учесть в количественном выражении или по их рыночной стоимости. Налоговых последствий такая инициатива компании иметь не будет, а от штрафа спасет.

Источник

Безупречный толлинг: как сэкономить миллионы и спать спокойно?

Василий Петрович с детства мечтал стать строителем. Его мечта осуществилась – он владелец крупной строительной компании ООО «Что мне стоит дом построить». Фирма успешного бизнесмена строит самые надежные-красивые-комфортабельные многоэтажки в городе N:

Таким образом, дробление сможет привести к значительной законной экономии на налогах и страховых взносах. А также обеспечить безопасность:

И тут Василий Петрович столкнулся с небольшой проблемой по толлинговой компании: как сделать все «чисто», чтобы даже «комар не смог носа подточить». Вроде по агентам, управляющему ИП, производственному кооперативу и выводу бухгалтерии на аутсорсинг все предельно ясно. Ну а толлинг – темный лес… Итак, что стоит учесть предпринимателю в толлинговой схеме?

Первое: обосновать дробление

Налоговики будут тщательно искать «изъяны», ведь компания Василия Петровича много лет работала на классической системе налогообложения, а тут вдруг ни с того, ни с сего решилась на реформы. Например, в Определении ВС РФ от 10.11.2016 №302-КГ16-14547 налоговики сочли, что организация заключила договора на оказание давальческих услуг с целью получения необоснованной налоговой выгоды, а именно, сохранения права на применение упрощенки. И доводы компании, что такая организация работы помогла заметно снизить убытки и являлась более эффективной, суд не убедили. Поэтому, в первую очередь необходимо правильно сформулировать и обосновать деловые цели.

Комментарий Анны Поповой, исполнительного директора ЮК «Туров и партнеры»:

Обоснованные деловые цели дробления при выделении толлинговой компании могут быть следующими:

Также дополнительным аргументом защиты может послужить разработка бизнеса-плана, в рамках которого предусмотрена реорганизация. А вообще суды не против того, чтобы предприниматель выбирал выгодную для него систему налогообложения, создавал новые организации и передавал им часть функций (Постановление ФАС Поволжского округа от 18.06.2014 г. №А55-17026/2013, Постановления АС Уральского округа от 28.05.2015 №Ф09-2951/15).

Второе: соблюдать грамотный документооборот

Василию Петровичу, а точнее его юристам, нужно не упустить в договоре по переработке давальческого сырья все важные моменты. Многие путают или «роднят» этот договор с договором субподряда. И нарываются на неприятности с налоговиками. Например, в Постановлении ФАС Уральского округа от 25.08.2011 №Ф09-4670/11, среди кучи доказательств построения «серой схемы», налоговики заметили, что в договоре не прописан ежемесячный план-график с количеством, качеством и ассортиментом продукции, и не указаны сроки поставки сырья.

Какие детали нужно прописать в договоре?

Какие документы нужны для отчетности?

Третье: самостоятельность давальцев

Про взаимозависимость Василий Петрович наслышан от своих соратников по бизнесу. Ему с такой бедой столкнуться не удалось, пока… Но он прекрасно понимает, чем может обернуться его благое дело по разделению компании, ведь претензии по взаимозависимости наравне конкурируют с обналичкой и формальными сделками. Поэтому, его толлинговая компания должная быть «свободной и независимой» от давальца. Например, в Постановлении ФАС Московского округа от 11.04.2012 № А41-29427/10 инспекторы выявили взаимозависимость давальческой и толлинговой компании в совокупности с формальным документооборотом и нереальностью сделок. Но как избежать этой «вездесущей» взаимозависимости в толлинговой схеме?

Комментарий Анны Поповой, исполнительного директора ЮК «Туров и партнеры»:

На несамостоятельность могут указывать, например, отсутствие у компаний собственных помещений, оборудования, транспорта. Однако, такие доводы налоговиков суд может отклонить ( Постановление АС Уральского округа от 11.09.2014 №Ф09-5661/14 ): в соответствии с абз.3 п.1 ст.2 ГК РФ налогоплательщик сам решает, как он будет вести предпринимательскую деятельность, и каким имуществом будет пользоваться. Если, конечно же, отсутствует набор других признаков фиктивности.

И в этом случае, если вы арендуете имущество у основной компании, вам необходимо доказать, что вы ведете самостоятельную деятельность. Например, доказательством реальности арендных отношений может послужить акт о получении от арендодателя активов и документы о своевременном внесении арендных платежей (Постановление АС Волго-Вятского округа от 10.06.2015 №Ф01-1596/2015).

Ну и, конечно же, толлинговой компании все-таки лучше иметь часть собственного имущества.

Четвертое: разный штат сотрудников

Вроде бы и так все понятно. Да и Василий Петрович – не глупый человек. Раз уж создано две компании, то и сотрудники не должны «соприкасаться»: никакого совместительства и подработок. Однако, есть «экземпляры», которые умудряются «экономить» таким способом на штате, либо в силу безграмотности забывают нанять отдельный персонал. Например, в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 24.12.2012 №А39-4089/2011, налоговики выявили, что коллективы двух компаний идентичны: штат состоит из одних и тех же людей. В итоге доначислили еще и НДФЛ.

Пятое: а вот в этих моментах могут признать реализацию

Василий Петрович пока еще не знает, что в толлинговых отношениях мало грамотного документооборота, самостоятельности и «чисто символической» оплаты труда исполнителю производственных услуг. Налоговики могут увидеть реализацию и доначислить НДС.

Шестое, самое главное: реальность хозяйственных операций

Василий Петрович знает, что реальность сделок – «главный козырь» против нападок налоговиков. И даже, при наличии небольших ляпов в документации, если доказана реальность финансово-хозяйственных отношений, можно спать спокойно. Например, как в Постановлении ФАС Московского округа от 11.09.2013 №А40-110643/12-107-553.

Также Василий Петрович наслышан, что есть такие компании, которые используют толлинговую схему для обналички. Но налоговики научились вычислять замысловатые комбинации без особого труда. Если налицо, куча «нехороших доказательств», включая несамостоятельность, недобросовестность, признаки обнальных контор, безразличное отношение к документации и отсутствие таковой, то доначислений не избежать (Постановление ФАС Уральского округа от 25.08.2011 №Ф09-4670/11).

Наталья Нагорнова

Главный редактор «Блога о налогах Турова Владимира»

Источник

Что такое толлинг. Объясняем простыми словами

Толлинг (от англ. toll — «пошлина») — изготовление продукции из сырья иностранного заказчика с последующим вывозом готовых изделий обратно за границу.

По этой схеме в страну для переработки завозится сырьё или полуфабрикат (в официальной терминологии — давальческое сырьё). После того как из него сделали готовую продукцию (алюминий из бокситов, бензин из нефти, мебель из дерева, пластиковые изделия из сырья для пластмасс), компания-поставщик вывозит её на экспорт, а завод получает плату за использование своих мощностей.

Такая схема широко используется в мировой практике. В России по толлингу в начале 1990-х годов стали работать целые отрасли — алюминиевая, нефтехимическая, целлюлозно-бумажная, швейная, текстильная, кожевенная и другие. Это было нужно, чтобы загрузить предприятия и получить хоть какие-то деньги после распада СССР.

Механизм толлинга позволяет ввозить сырьё и вывозить готовую продукцию беспошлинно, а значит, серьёзно экономить на таможенных платежах. Пошлина взимается не со стоимости ввезённой продукции, а только со стоимости работы, которую выполнял подрядчик.

Пример употребления на «Секрете»

«Лев Черной утверждал, что с помощью толлинга не только зарабатывал деньги, но и спасал предприятия, вкладываясь в их модернизацию. По его словам, благодаря этой схеме заводы удалось уберечь от поглощения зарубежными конкурентами. Как бы то ни было, при этой схеме КрАЗ и другие предприятия не то что получали мало, но часто не видели денег».

(Из материала об истории российских «алюминиевых войн».)

Ошибки в употреблении

Понятия толлинга, давальческого производства, аутсорсинга близки по значению, но не взаимозаменяемы. Самое общее из них — аутсорсинг, под которым понимается привлечение сторонних производственных, проектных и других мощностей. Например, IT-компания может отдать на аутсорсинг написание программного кода, тестирование приложений или перевод на английский пользовательского меню.

Давальческое производство — частный вид аутсорсинга, при котором исполнитель обеспечивает только переработку сырья, которое получает от заказчика. Заказчик остаётся собственником и сырья, и готовой продукции.

Наконец, толлинг — это частный вид давальческого производства, при котором заказчик (иногда его ещё называют давалец) — это зарубежная компания и конечный продукт отправляется туда же, откуда пришло сырьё.

Нюансы

В российском законодательстве нет понятия толлинга. Стороны заключают договор подряда по нормам Гражданского кодекса РФ (статьи 703, 713, 714). В договоре толлинга обязательно должен быть указан результат, который передаётся заказчику после переработки сырья. Если этого не сделать, налоговая сочтёт это соглашение договором купли-продажи и доначислит переработчику налог на прибыль и НДС.

При ввозе сырья из-за рубежа нужно получить у таможни разрешение на переработку материалов. При вывозе готовой продукции таможенники проверят, действительно ли она изготовлена из поступивших материалов — это нужно будет доказывать с помощью маркировки, серийных номеров, фотографий, проб и другими способами.

Источник

Понятие толлинга

Толлинг (от англ. t oоlling — механическая обработка) представляет собой разновидность операций с давальческим сырьем и относится к категории внешнеэкономических операций. Его отличительная особенность заключается в том, что заказчиком является иностранная организация, которая ввозит сырье из-за рубежа и после переработки его российским переработчиком вывозит за рубеж готовую продукцию.

При применении толлинговых схем давальческое сырье и получаемая из него продукция не облагаются налогами в стране, в которой осуществляется переработка.

При ввозе сырья из-за рубежа оно помещается под таможенный режим переработки на таможенной территории. Это режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке для переработки на таможенной территории РФ без применения мер экономической политики и с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов, которое находится в условной зависимости от факта вывоза продуктов переработки с территории РФ.

Статья 176 Таможенного кодекса РФ (далее — ТК РФ) относит к переработке следующие операции:

· переработка и обработка товаров;

· изготовление товара, включая монтаж, сборку и подгонку под другие товары;

· ремонт товаров, включая их восстановление, замену составных частей, восстановление их потребительских свойств;

· использование некоторых товаров, которые содействуют производству продуктов переработки или облегчают его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки.

К операциям по переработке, к которым может быть применен режим переработки на таможенной территории, не относится, в частности, фасовка. Эта операция не должна относиться к давальческим и в случае заключения такого договора между российскими организациями, так как при фасовке не происходит изменения свойств продукции. Также она не может классифицироваться как переработка. Но если в этом случае будет заключен договор давальческой схемы, отражение операций в бухгалтерском учете и налогообложение будут такими же, как и на давальческих условиях, поэтому нарушение будет наблюдаться лишь с точки зрения гражданско-правовой классификации договора. В данном случае должен быть заключен договор возмездного оказания услуг.

Однако если заказчиком выступает иностранное лицо, мы имеем дело с особым таможенным режимом и льготной системой налогообложения. Если рассматривать эту операцию как давальческую, освобождение от налоговых платежей будет неправомерным и приведет к штрафам.

С вступлением в силу с 1 января 2004 г. ТК РФ, утвержденного Федеральным законом № 61-ФЗ от 28 мая 2003 г., произошли существенные изменения в законодательстве РФ. Далее рассмотрим их подробнее.

1. Формулировка режима переработки на таможенной территории теперь звучит следующим образом (ст. 173 ТК РФ): «Переработка на таможенной территории — таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории Российской Федерации в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации в определенный срок».

Таким образом, если ранее режим предусматривал уплату таможенных пошлин и налогов и последующий их возврат, то в настоящее время режим предполагает полное освобождение от их уплаты, которое находится в условной зависимости от факта вывоза продуктов переработки с территории РФ.

2. Для того чтобы иметь возможность осуществлять толлинговые операции, организации-переработчику достаточно разрешения таможенного органа (ст. 179 ТК РФ).

Данное разрешение может быть получено любым заинтересованным российским лицом, в том числе не осуществляющим непосредственно операций по переработке товаров.

· описание, качество и количество товаров, предназначенных для переработки, и продуктов их переработки;

· операции по переработке товаров и способы их совершения;

· норма выхода продуктов переработки;

· способы идентификации ввезенных товаров в продуктах переработки;

· срок переработки товаров;

· иные сведения, определяемые федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, и необходимые для таможенных целей.

Форма разрешения на переработку товаров установлена приказом ГТК РФ от 15 сентября 2003 г. № 1014 «О выдаче разрешения на переработку товаров на таможенной территории».

Разрешение на переработку товаров действует в течение установленного срока переработки товаров.

Для получения разрешения заинтересованное лицо должно обратиться в федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, с заявлением, в котором нужно указать сведения:

· о лице (лицах), непосредственно совершающем (совершающих) операции по переработке товаров;

· о товарах, предназначенных для переработки, продуктах переработки, а также об отходах и остатках;

· об операциях по переработке товаров, о способах и сроках их совершения;

· о местонахождении производственных мощностей, с использованием которых совершаются операции по переработке товаров;

· о норме выхода продуктов переработки;

· о способах идентификации ввезенных товаров и продуктов переработки;

· о замене ввезенных товаров эквивалентными товарами;

· о сроке переработки товаров.

К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие указанные сведения.

Действующая редакция ТК РФ не содержит требования о регистрации иностранных партнеров в таможенных органах.

ТК РФ установлено, что таможенные органы могут отказать в выдаче разрешения только в следующих случаях (п. 5 ст. 180 ТК РФ):

· если при подаче заявления заявителем не соблюдены требования и условия, установленные настоящим параграфом;

· если таможенным органом принято решение об отказе в согласовании заявленных нормы выхода продуктов переработки и срока переработки товаров.

Отказ таможенного органа в выдаче разрешения на переработку товаров должен быть обоснован и мотивирован. В случае отказа таможенного органа в принятии указанных документов этот орган уведомляет лицо, представившее документы, о причинах отказа. По запросу этого лица таможенный орган представляет указанное уведомление в письменной форме.

3. Условием помещения товаров под режим переработки на таможенной территории является, как и ранее, возможность идентификации ввезенных товаров и продуктов их переработки.

· проставление заявителем, переработчиком или должностным лицом таможенного органа печатей, штампов, цифровой или другой маркировки на ввезенные товары;

· подробное описание ввезенных товаров, их фотографирование, изображение в масштабе;

· сопоставление результатов исследования проб или образцов ввезенных товаров и продуктов их переработки;

· использование серийных номеров или другой маркировки производителя ввезенных товаров.

Способ идентификации выбирается заявителем и указывается им в заявлении на выдачу разрешения, а таможенные органы рассматривают приемлемость заявленного способа идентификации с учетом характера товаров и совершаемых операций по переработке товаров. Установленный способ идентификации указывается в разрешении.

4. Действующая редакция ТК РФ ограничила полномочия таможенных органов в установлении сроков переработки товаров и нормы выхода продуктов переработки (ст. 177 ТК РФ). Теперь срок переработки устанавливается не таможенным органом, а заявителем исходя из продолжительности процесса переработки товаров и времени, необходимого для распоряжения продуктами переработки. Этот срок должен быть согласован с таможенным органом и не может превышать два года.

Не позднее дня истечения срока переработки таможенный режим переработки на таможенной территории должен быть завершен вывозом продуктов переработки с таможенной территории РФ либо помещением ввезенных товаров и продуктов их переработки под иные таможенные режимы.

Норма выхода продуктов переработки (ст. 178 ТК РФ) определяется заявителем по согласованию с таможенным органом исходя из фактических условий, при которых осуществляется переработка товаров с учетом заключений экспертных организаций (в том числе таможенных лабораторий), основанных на конкретном технологическом процессе переработки.

5. С 1 января 2004 г. в ТК РФ введено принципиально новое понятие эквивалентной компенсации (ст. 186 ТК РФ), которая подразумевает замену ввезенных товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории, другими товарами, в том числе российскими, если они совпадают по своему описанию, качеству и техническим характеристикам с ввезенными товарами.

Продукты, полученные в результате переработки эквивалентных товаров, рассматриваются в качестве продуктов переработки ввезенных товаров.

В таможенных целях эквивалентные товары приобретают статус ввезенных товаров, а ввезенные товары — статус товаров, который имели эквивалентные товары.

В случае если разрешена эквивалентная компенсация, возможен вывоз продуктов переработки эквивалентных товаров до ввоза товаров для переработки на таможенной территории при условии наличия разрешения на переработку. Срок для ввоза таких товаров устанавливается таможенными органами.

6. Статья 183 ТК РФ устанавливает порядок, которым следует руководствоваться относительно отходов, образующихся в результате переработки.

Таможенные пошлины и налоги подлежат уплате в том порядке, если бы указанные отходы были ввезены на таможенную территорию РФ в этом состоянии, за исключением случаев, когда указанные отходы вывезены с таможенной территории РФ или переработаны в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования на таможенной территории РФ, и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом.

Отходы, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, подлежат декларированию.

Для целей обложения таможенными пошлинами и налогами отходы рассматриваются как товары, ввозимые на таможенную территорию РФ.

Таможенная стоимость отходов определяется в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

При невозможности определить таможенную стоимость отходов методом по цене сделки с ввозимыми товарами, методом по цене сделки с идентичными товарами или методом по цене сделки с однородными товарами в соответствии с законодательством РФ таможенная стоимость отходов определяется в размере одной из следующих величин:

· цены продажи оцениваемых отходов при их первой реализации на таможенной территории РФ покупателю, не являющемуся взаимозависимым ни с одним из участников сделки по переработке товаров;

· цены продажи товаров, являющихся идентичными оцениваемым отходам или однородными с оцениваемыми отходами, если указанные товары получены в результате аналогичной переработки с использованием таможенного режима переработки на таможенной территории и если это цена продажи при их первой реализации на таможенной территории РФ покупателю, не являющемуся взаимозависимым ни с одним из участников сделки по переработке товаров;

· цены сделки с товарами, являющимися идентичными оцениваемым отходам или однородными с оцениваемыми отходами, проданными на экспорт в РФ и ввезенными в РФ в то же или почти в то же время, когда производится декларирование оцениваемых отходов;

· цены реализации на внутреннем рынке РФ между невзаимозависимыми продавцами и покупателями товаров, являющихся идентичными оцениваемым отходам или однородными с оцениваемыми отходами, за вычетом налогов, подлежащих уплате в РФ при реализации товаров.

7. Если в процессе переработки товаров они израсходованы не полностью, то в отношении остатков ст. 184 ТК РФ предусмотрено, что они могут быть:

· вывезены с таможенной территории РФ без уплаты вывозных таможенных пошлин;

· помещены под таможенный режим переработки на таможенной территории.

Суммы ввозных таможенных пошлин и налогов в отношении невывезенных остатков подлежат уплате в таком порядке, в котором они бы уплачивались, если бы товары были ввезены на таможенную территорию РФ в этом состоянии.

Остатки, в отношении которых уплачиваются таможенные пошлины и налоги, подлежат декларированию.

Сумма таможенных пошлин и налогов определяется исходя из размера количественной или стоимостной части остатков пропорционально сумме таможенных пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары, в результате переработки которых образовались такие остатки, на день помещения под таможенный режим переработки на таможенной территории были выпущены для свободного обращения.

8. Статья 182 ТК РФ предусматривает, что при вывозе продуктов переработки с таможенной территории РФ вывозные таможенные пошлины не уплачиваются.

9. Следует иметь в виду, что п. 4 ст. 174 ТК РФ Правительству РФ предоставлено право запрещать применение режима переработки на таможенной территории относительно определенных видов ввезенных товаров в том случае, если в России производятся товары, идентичные им по описанию, качеству и техническим характеристикам.

Кроме того, Правительство РФ может устанавливать ограничения (количественные или стоимостные) по осуществлению переработки ввезенных товаров.

Запреты и ограничения могут быть введены в действие не ранее чем через 90 дней после официального опубликования устанавливающих их актов Правительства РФ.

Данные меры призваны защитить интересы отечественных товаропроизводителей.

Таким образом, с 1 января 2004 г. для проведения толлинговых операций лицензия не требуется, достаточно получить разрешение таможенных органов, причем не обязательно тому лицу, которое будет осуществлять переработку. Регистрация иностранного партнера в таможенных органах не требуется. Отменяется обязанность уплаты таможенных платежей при ввозе товаров (с последующим возвратом). Режим предполагает освобождение от уплаты ввозных и вывозных таможенных пошлин и налогов. Таможенные органы лишаются права устанавливать сроки переработки и нормы выхода продукта, эти параметры будут определяться самими заявителями и согласовываться с таможенными органами.

Однако следует помнить, что Правительство РФ может воспользоваться предоставленным ему правом ограничить применение толлинговых операций в отношении некоторых товаров или вовсе их запретить.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *