Услуга ткп такса zz что это

Минтранс хочет узаконить таксу за оформление 16% авиабилетов

Транспортная клиринговая палата (ТКП) пытается легализовать так называемую таксу ZZ, взимаемую за оформление договора авиаперевозки при покупке билета через систему бронирования палаты. Соответствующие поправки к Федеральным авиационным правилам (ФАП) подготовлены Минтрансом. Агенты по продаже билетов опасаются, что изменения приведут к росту цены билетов, доработки документа требует и Ростуризм. В самой ТКП утверждают, что ZZ-такса уже 20 лет взимается при продаже билета и ее легализация не приведет к его удорожанию.

ПАО «Транспортная клиринговая палата» (ТКП) пытается легализовать таксу ZZ, включаемую в цену авиабилета при его приобретении через систему взаиморасчетов ТКП, рассказали источники “Ъ” на рынке. Информацию подтвердили в ТКП. Для изменения юридического статуса таксы Минтранс подготовил поправки к Федеральным авиационным правилам (ФАП). В Минтрансе от комментариев отказались, однако источник на рынке, знакомый с ходом разработки документа, рассказал “Ъ”, что формулировала поправки ТКП, а в самом министерстве опасаются, что их принятие может привести к росту цены билетов.

ТКП создавалась в 1990-х годах авиакомпаниями как структура, ведающая взаиморасчетами между ними. На данный момент, по данным базы СПАРК, 73% ТКП принадлежат трем структурам, которые контролирует семья экс-гендиректора «Внуковских авиалиний» Татевоса Суринова (скончался в 2015 году) и его партнер Сулейман Ибрагимов. Сегодня авиакомпании могут проводить взаиморасчеты через российскую Систему взаиморасчетов на воздушном транспорте (в ней работает ТКП) и через иностранную BSP, созданную IATA. В 2018 году через ТКП прошло около 16% трансакций. Российской системой взаиморасчетов пользуются преимущественно региональные авиакомпании Nord Star, «Якутия», «Руслайн», «Ираэро», «Газпромавиа», «Северсталь», «Ижавиа», «Красавиа». Из крупных перевозчиков услугами ТКП пользуется только Utair.

Через таксу ZZ ТКП взимает плату за оформление договора авиаперевозки на «нейтральном» электронном билете — он отличается кодировкой от электронного билета авиакомпаний. При покупке билета через консолидатора (агента) он направляет всю сумму авиакомпании, которая в свою очередь отчисляет сумму таксы ТКП. Такса ZZ составляет 185 руб.

В ФАП-82, регламентирующих общие правила перевозки, Минтранс дополняет определение «провозная плата» словами «стоимость перевозки».

Теперь за перевозку авиакомпания и ее агент смогут взимать не только провозную плату, в которую включаются расходы на предоставление услуги перевозки, но и ее стоимость.

В ФАП-155, регламентирующих тарифообразование, Минтранс предлагает исключить из пассажирского тарифа расходы перевозчика на оформление собственных перевозочных документов и расходы организаций, обеспечивающих взаиморасчеты, за выполнение ими переданных авиакомпанией обязанностей по удостоверению договоров перевозки электронными билетами. Электронные билеты организация (ТКП) выпускает по договору с перевозчиком.

В мае Ростуризм направил в Минтранс заключение, в котором говорит, что в документе не прописано определение стоимости перевозки. «Исключение из пассажирского тарифа предлагаемых расходов может повлечь взимание с туристов дополнительных сборов, включаемых в стоимость туристического продукта. Кроме того, из текста проекта приказа не ясна возможность или невозможность отнесения данных расходов к фактически понесенным расходам, которые туроператор вправе удержать при расторжении договора о реализации турпродукта по инициативе заказчика»,— говорится в письме Ростуризма.

В ТКП “Ъ” сообщили, что коррекция формулировок касательно взимания ZZ-таксы никак не отразится на стоимости билетов, так как такса уже включена в итоговую цену билета при его приобретении через систему бронирования. «Такса вводилась исключительно по решению перевозчиков и учтена в ценообразовании»,— добавили в ТКП.

В одной из компаний-консолидаторов билетов, продающих в интернете билеты различных авиакомпаний, “Ъ” сказали, что легализация ZZ-таксы может привести к повышению тарифов авиакомпаний на бюджетных направлениях на 8-10%. В другой компании считают, что сбор таксы создает неравные рыночные условия и ограничивает конкуренцию на агентском рынке.

Глава Infomost Борис Рыбак не видит угрозы увеличения цены билетов после публикации поправок. Он считает, что ТКП при необходимости увеличить таксу повысила бы ее в рабочем порядке, уведомив авиакомпании, пользующиеся ее услугами.

Источник

Таксы в авиабилетах s7 и из чего складывается стоимость перелета

Авиакомпании относительно недавно стали указывать, из чего складывается стоимость билетов. В частности, Европейские авиалинии публикуют на своих сайтах и рекламных буклетах полную стоимость перелета только с 2012 году.

Но для многих людей все еще остаются непонятными указанные в соответствующих графах таксы – они кажутся излишней наценкой. Давайте же разберемся, что такое таксы в авиабилетах компании S7 Airlines и из чего складывается их цена.

Из чего складывается цена билета на самолет

Стоимость перелета включает в себя две составляющие. Первая – это тарифы, а вторая – собственно, сборы и таксы. Какая сумма получится при покупке авиабилета, зависит от многих факторов.

Услуга ткп такса zz что это

Тарифы

Под тарифом авиакомпании, в частности S7 Airlines, подразумевают цену самого перелета. Тариф для своих услуг определяет каждая авиалиния. На его величину влияют политика авиакомпании, продолжительность рейса, протяженность маршрута, класс комфортности и сезон.

Существует также международная тарифная политика. Ее организатором выступила в свое время Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА). Эта организация непосредственно влияет на формирование тарифов и невозможность монополизации рынка. Благодаря этому тарифы на международные рейсы остаются фиксированными.

Сборы и таксы

Вторая часть стоимости авиабилета покрывает расходы аэропортов и наземное обслуживание самолетов. Под этим подразумевается обслуживание пассажиров в аэропорту, техническое содержание самолетов, реализация мер безопасности и др. Таксы устанавливаются аэропортом.

Услуга ткп такса zz что это

Сборы – это комиссия пассажиров за топливо, страховку, сервис (например, оформление билета). Некоторые из них взимаются за полет над иностранной территорией или вылет самолета из «чужого» аэропорта.

Обратите внимание! Цена перелета может меняться и из-за других факторов: изменения курса валют, вместительности самолета и др. Акции и скидки помогут хорошо сэкономить на стоимости перелета.

Таксы в авиабилетах S7 Airlines

Немалая часть цены билетов S7 Airlines состоит именно из такс, причем отказаться от них нельзя. В билете эти данные указываются возле общей стоимости перелета. Но для чего они нужны и можно ли их вернуть?

Зачем нужны таксы

Таксы предназначены для оплаты услуг аэропорта и систем бронирования. Каждому виду подобных доплат присвоена аббревиатура (YQ, ZZ, YR и др.). Некоторые из них невозвратные, и в случае возврата авиабилета вы вернете только тарифную цену.

Услуга ткп такса zz что это

Какие расходы включены в таксу

В основном в размер таксы включается обслуживание аэропорта и самолетов. Но некоторые из них покрывают и другие расходы авиакомпании – например, плата за неявку пассажира, за каждый пункт прилета и вылета (при рейсах с пересадками), предварительное бронирование места в самолете, предоставление специального питания, ценный багаж, отдых в ВИП-зале, возврат авиабилета и др. Это зависит от типа таксы.

Обратите внимание! Если вы были в командировке, и вам нужно сдать авиабилет в бухгалтерию своей фирмы, знайте, что в таком случае компенсируется итоговая стоимость билета (включая сборы и таксы).

Сборы в авиабилетах S7 Airlines

Услуга ткп такса zz что этоНаличие этой доплаты позволяет содержать аэропорты, на высоком уровне предоставлять существующие услуги и вводить новые.

Доплаты в авиабилетах могут включать в себя расходы на топливо, содержание аэрофлота, оплату автоматического бронирования, обеспечение авиационной безопасности и обслуживание аэропорта. Также существуют расходы на сервис – в этом случае оплачиваются услуги онлайн-букинга, оплата перевозки и т.д. Сервисная доплата не подлежит возврату.

Для справки. Иногда соотношение тарифа и доплаты выглядит нелепо. Например, можно найти рейс Москва-Сочи, где тариф за перелет составит 100 руб., а размер доплаты – 1500 руб.

Виды сборов и такс и их расшифровка в билете

Загадочные буквы в билете несут в себе много информации о предстоящем полете, если знать их смысл. Давайте разберемся с основными из них.

Виды такс и сборовРасшифровка
YQРасходы на горючее. В таксу могут входить и другие платежи на усмотрение авиакомпании: диспетчерское и аэронавигационное обслуживание, техническое обслуживание самолета, обеспечение безопасности. Как правило, на регулярных рейсах входит в тарифную стоимость
ZZТакса на оплату услуг аэропорта. Ее сумма устанавливается Транспортной клиринговой палатой, с которой работают многие российские перевозчики
YRОплата системы бронирования. Будет ли указан это вид расходов, зависит от системы бронирования. Некоторые авиакомпании обозначают так топливный сбор
RIОплата обслуживания пассажиров в аэропорту. Этот вид доплаты появился недавно – в 2018 году
XTУсловное обозначение, объединяющее несколько сборов, если их много и в выделенных графах недостаточно места.

Заключение

Итак, стоимость авиабилетов в компании S7 Airlines остается довольно прозрачной – она складывается из тарифа и сборов и такс. Эти расходы, которые кажутся на первый взгляд излишними, необходимы для обеспечения комфортных условий для пассажиров на борту самолета и в предполетное время.

Теперь итоговая цена перелета не станет для вас сюрпризом при приобретении билета.

Источник

Суд посчитал таксу ТКП за оформление авиабилетов законной

Пресненский районный суд Москвы 22 сентября вынес решение по иску Московской межрегиональной транспортной прокуратуры к Транспортной клиринговой палате (ТКП). Прокуратура требовала признать незаконной таксу под кодом ZZ, которую ТКП берет за оформление и продажу авиабилетов через свою систему взаиморасчетов СВВТ. Таким образом, сверх оплаты самого перелета пассажир платит еще 185 руб. за каждый билет. Суд отказал в удовлетворении иска, посчитав, что такса ZZ взимается законно. «Ведомости» ознакомились с мотивированным решением суда.

Услуги ТКП или другого клирингового посредника требуются, если билет покупается не у самого авиаперевозчика, а у посредника (например, турагентства или билетного агрегатора) или другой авиакомпании в рамках код-шеринга или при полетах с пересадками с участием нескольких перевозчиков. В России кроме СВВТ действует иностранная система BSP (Billing and Settlement Plan), созданная IATA. В BSP нет сборов с пассажира за оформление билета, ей вносят постоянный платеж сами авиакомпании. Большинство крупных российских перевозчиков имеют договоры с обеими системами взаиморасчетов, сообщали «Ведомостям» ранее в нескольких авиакомпаниях.

Прокуратура со ссылкой на позицию ФАС настаивала на том, что такса ZZ незаконна, так как она является доходом ТКП, а не перевозчика. А по нормам федерального законодательства (ФАП № 82), расходы на оформление авиабилета относятся к расходам перевозчика и учитываются в установленном им тарифе или сборе. По подсчетам ФАС, с 2017 г. доходы ТКП от сбора превысили 8 млрд руб.

Суд согласился с тем, что именно авиаперевозчик устанавливает стоимость перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты, но отметил, что «из существа нормативно-правовых актов не следует прямого запрета на взимание плат за оказание услуг ТКП», говорится в решении. Такса ZZ регистрируется в установленном порядке, ее размер и правила взимания доведены до всех авиакомпаний, заключивших договор с ТКП, и до агентов, продающих билеты на рейсы авиакомпаний, посчитал суд. ТКП доводит информацию до потребителей о наличии взимаемой таксы.

«При этом потребитель не ограничен в выборе иного способа приобретения авиабилета», – заключил суд. Но пассажир может только выбрать между покупкой билета у самого перевозчика или у агента, выбирать между системами взаиморасчетов агентов он не может, говорит сотрудник одной из российских авиакомпаний.

Суд также счел важным, что такса ZZ действует с 2001 г., а иск, оспаривающий ее законность, был подан только в 2021 г. Срок исковой давности не может превышать 10 лет со дня нарушения права, заметил суд. Решение суда можно обжаловать в течение месяца. «Ведомостям» не удалось получить комментариев прокуратуры о дальнейших планах по иску.

«Взимая таксу, ТКП завышает и стоимость перелета по субсидируемым рейсам, так как конечная цена перелета для пассажира оказывается выше специального тарифа, установленного государством по программам субсидирования», – говорит источник «Ведомостей» в компании – агрегаторе билетов. Разница между установленной нормой и фактической ценой перелета составляет от 1 до 5% от размера тарифа, добавил он. ТКП тем самым препятствует доступности авиаперевозок, заключает собеседник газеты.

«Логика решения суда проста: запретить ТКП взимать дополнительную плату нельзя до тех пор, пока не признаны противоречащими закону сами основания ее взимания (приказ ТКП и резолюция Наблюдательного совета авиапредприятий по взаиморасчетам от 2001 г.). А вопрос об их законности перед судом просто не ставился», – поясняет «Ведомостям» управляющий партнер Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин. По мнению юриста, немаловажной была бы оценка занимаемой ТКП доли рынка. «Суд опирается на то, что рынок, на котором работает ТКП, является конкурентным и обращение к системе СВВТ при покупке и продаже билетов не является безальтернативным», – объясняет Федюкин. В 2018 г. доля расчетов через СВВТ составляла 16%, более свежих данных ни в ТКП, ни в Минтрансе не раскрыли.

«ТКП не монополист на рынке. Но есть отдельные направления и перевозчики, у которых 100% перевозок оформляется на стоке ТКП. Например, линия Норильск – Красноярск. Среди авиакомпаний до 50% билетов через СВВТ оформляют Nordstar, «Руслайн», «Красавиа», – говорит собеседник «Ведомостей» среди агентов по продажам билетов.

Партнер юридической фирмы Orchards Алексей Станкевич считает, что ни в 2001 г., ни сейчас нет прямого правового основания на ввод таксы ZZ. «ТКП, по сути, оказывает услугу не пассажиру, а авиаперевозчику, с которым у нее заключен договор. По приказу Минтранса оформление билета – это не дополнительная услуга, имеющая для потребителя самостоятельную ценность, а действие в рамках исполнения договора перевозки, расходы на нее несет перевозчик. Поэтому и платить ТКП должен именно перевозчик, а не пассажир», – говорит он. По данным Станкевича, состоявшийся суд не первый против ТКП, судиться с ней пытаются граждане и юрлица, но суды неизменно отказывают в удовлетворении этих требований. «Возможно, менее формальный подход по этому вопросу могли бы занять вышестоящие инстанции, в том числе Верховный суд, учитывая общероссийский масштаб проблемы», – считает юрист.

Проблема с таксой ZZ неоднократно обсуждалась в Минтрансе, говорит председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. Он считает, что легализовать таксу можно, но для всех участников рынка: «Право на взимание сбора за оформление билета и его включение в итоговую стоимость перевозки должно быть предоставлено любому агенту, который фактически оформил билет. Правила должны быть едины для всех».

Представители Минтранса и ТКП не ответили на запросы «Ведомостей». Представитель ФАС сообщил, что подтвердил в суде свою позицию и соглашался с тем, что требования прокуратуры подлежат удовлетворению. «Вопрос с обжалованием будет решен после ознакомления с решением суда в полном объеме», – добавил он.

Источник

Что такое таксы и сборы в авиабилетах

Многие знают, как выглядит билет на самолёт по памяти, однако правильно читать его содержимое могут не все. Поэтому фраза: что такое таксы и сборы в авиабилетах, вносит в ряды путешественников небольшое смятение. Попытаемся разобраться в этом вместе.

Услуга ткп такса zz что это

Что это такое

Под термином таксы и сборы подразумевается часть стоимости авиабилета, добавляющаяся к тарифу. Люди, часто путешествующие самолётами, знают, что часто на экране показывается одна цена, включающая сумму по тарифу. Однако, в момент оплаты к ней приплюсовываются вышеупомянутые таксы и сборы, размер которых может быть выше величины, указанной ранее.

Так что же такое таксы? Это дополнительные издержки, включённые в стоимость билета. Причем проектируются они в разных авиакомпаниях по-разному.

Что в них подразумевается

В момент приобретения авиабилета, путешественник вносит так называемую компенсацию, подразумевающую дополнительные услуги, не включённые в величину тарифа. Размер и количество могут быть разными и варьируются в зависимости от купленного билета. Наиболее распространённые категории сборов, которые принято считать стандартными, разделяются на следующие категории:

Услуга ткп такса zz что это

Случается, что в стоимость билета внесены государственные сборы, охватывающие экологический и туристический. При международных полётах может включаться:

Так и сборы за границей

Государства Европейского Союза пришли к заключению, что окончательная стоимость билета с учётом суммирования сборов и такс должна быть донесена до покупателя ещё до заключения договора (приобретения авиабилета).

Тем не менее, в различных странах применяются индивидуальные сборы, которые иногда могут поражать:

Услуга ткп такса zz что это

Со всеми правилами можно ознакомиться на сайте авиакомпании

Таким образом, туристы, приобретающие билет в эти страны, по умолчанию оплачивают вышеупомянутые сборы.

История появления сборов

Такса в билете на самолёт появилась не так давно. В начале 2000-х годов, одна из крупнейших британских авиакомпаний решила ввести дополнительную плату за провоз пассажиров. Сумма была символическая и равнялась 2,5 евро. Объяснялось это тем, что с увеличением цен на топливо функциональность предприятия оказалась под вопросом.

Расшифровка в авиабилете прикладывалась для того, чтобы избежать неприятностей с налоговыми органами. Применив такой хитроумный план, компания смогла нивелировать свои затраты и осталась на мировом рынке. Пример послужил уроком для других авиаперевозчиков. Постепенно таксы и сборы были внедрены во всём мире.

Услуга ткп такса zz что это

Способы, как купить авиабилеты дешевле

Билеты, не включающие стоимость сборов и такс, служат в качестве рекламы для недобросовестных туристических операторов. В качестве рекламы размещается предложение перелёта, например, в Европу всего за 50 долларов. В результате после оплаты полной стоимости цена увеличивается в несколько раз.

Как сэкономить на авиабилете

Не каждый способен оплачивать билет по максимальной ставке, заявленной перевозчиком. Сэкономить на покупке можно выполнив несколько приёмов:

Избежать неприятных сюрпризов при покупке авиабилета можно, только если предварительно учитывать дополнительные затраты. Ознакомиться с ними можно у стойки регистрации на рейс или менеджера билетной кассы. Приобретение через интернет не даёт такой возможности, так как регистрационные действия обрабатываются программой, лишённой обратной связи.

Источник

Воскресным вечером

ТАКСА ZZ: «РАССМАТРИВАТЬ ВОПРОС НУЖНО В ИСТОРИЧЕСКОМ РАКУРСЕ»

Услуга ткп такса zz что это

Редакция портала АвиаГоризонты по просьбе читателей продолжает следить за ситуацией по внесению некоторых изменений в нормативно-правовые акты Минтранса Российской Федерации с целью легализации таксы ZZ Транспортной Клиринговой Палаты (ТКП). Сегодня мы обратились за комментариями к первому Президенту ТКП Фурсову Виктору Михайловичу.

— Виктор Михайлович, в российских СМИ в последнее время появлялись сообщения о том, что ТКП, которая позиционирует себя как «площадку сервисов и взаиморасчетов для авиакомпаний и агентств», пытается легализовать взимание с пассажиров таксы под кодом ZZ. На сайте ТКП в разделе «Информация для пассажиров» размещена информация, что «АО «Транспортная Клиринговая Палата», действующее от имени и в интересах Авиакомпаний – участников СВВТ», в соответствии с условиями заключенных с ними Стандартных договоров, оказывает пассажирам, приобретающим авиабилеты на рейсы Авиакомпаний – участников СВВТ, в том числе, комплекс услуг «удостоверение договора воздушной перевозки, оформленного с использованием электронного билета СВВТ».

Трэвел-агенты и другие субъекты отрасли опасаются, что возможные изменения в нормативной базе приведут к новому росту цен на авиабилеты. Сама ТКП парирует, что такса ZZ уже 20 лет взимается при продаже билета, и ее легализация не приведет к удорожанию перевозок. Как бы Вы прокомментировали эту ситуацию как первый Президент ТКП, как специалист, стоявший у истоков российской расчетной системы, работавший также в Минтрансе, МГА, Сирене-3?

— Чтобы ответить на вопрос фактического участия ТКП в процессе реализации воздушных перевозок, нужно рассматривать его комплексно, в историческом ракурсе, знать и понимать, как это делалось раньше, и как это происходит сегодня. Думаю, отраслевым профессионалам и участникам перевозочного процесса наш разговор может быть интересен и полезен.

Действительно, такса была введена почти 20 лет назад, но все молчали, так как целью ее ввода декларировалось намерение развивать системы продажи перевозок. Правда, сомнения обоснованности таксы звучали и раньше, но из-за отсутствия доступной информации об условиях и порядке получения и расходования таксы, не так много. Но вот появились инициативные люди, включая СМИ, которые задали вопрос, а что это такое «такса (код ZZ)» и для чего она взимается? И, как говорят СМИ, почему вдруг ТКП проявляет такую активность в придании ей легального статуса?

Причина в том, что сама такса по сущности своей неправильная, отсутствует самостоятельная организационная и технологическая основа этой таксы. Александр Алексеевич Русс в АвиаГоризонтах опубликовал свое мнение о сборах третьих лиц с точки зрения требований Минтранса России. Оно абсолютно обосновано. Даже я, всегда критично настроенный к рассуждениям о воздушном законодательстве, прочитав его статью, могу сказать, что все изложено правильно.

— Таким образом, можно утверждать, что у таксы ZZ отсутствует и правовая основа?

— Да. Но оговорюсь, что в данном случае мы касаемся нормативной правовой основы только сферы гражданской авиации. Александр Алексеевич правильно акцентировал внимание, подчеркнув, что не верит, что Минтранс России является автором поправок в некоторые нормативные акты о формировании стоимости воздушных перевозок пассажиров, причем не в интересах перевозчиков или агентств, а в интересах одного определенного субъекта.

А теперь к истории. В 2005 – 2009 годах были разработаны новые нормативные и правовые документы в сфере организации перевозок. До этого почти 30 лет в России работали старые нормативы, которые действовали еще во времена Советского Союза. Многие республики, кстати, тогда же и даже раньше, тоже переработали свои правила. Существенные изменения вносились не только в Воздушный кодекс и Авиационное законодательство, но и в другие нормативные и правовые акты, включая корректировки, связанные с внедрением электронного билета.

Казалось бы, чего проще внести изменения и дополнения, касающиеся и таксы, код ZZ, в эти новые правила? Такие поправки могли разработать и предложить сами специалисты ТКП, которые участвовали в разработке новых правил. Однако эти изменения не были предложены. Почему? А потому что такса является неправильной, и попытка ее внесения в нормативные акты несла риск не только отказа в принятии такого предложения, но и риск прямого запрета.

— Уточните, пожалуйста, что значит «неправильная»?

— Поясняю. В свое время существовал термин «агентские комиссионные» за оформление билетов и за оказание прочих услуг пассажиру, который затем был заменен на термин «агентский сбор». При этом «оформление билета», как услугу агента, убрали, потому что она входит в состав перевозки в качестве обязательного условия. Выдача пассажиру оформленного билета, подтверждающего заключение пассажиром договора перевозки и необходимого ему для осуществления права на получение услуги перевозки, является обязательным. То есть, оформление билета и все связанные с этим процедуры не являются ни самостоятельными, ни дополнительными услугами.

К чему сейчас апеллирует ТКП, опубликовав на своем сайте новый раздел для пассажиров? Оказывается, ТКП осуществляет самостоятельные дополнительные услуги пассажиру по удостоверению договора воздушной перевозки и связанных с ними прочих услуг.

— Но ведь ТКП не оформляет билеты…

— Самостоятельная услуга оформления билета была исключена из нормативных правовых актов. Это было обязательное требование. Не может быть перевозки пассажира, если ему не оформлен документ, удостоверяющий заключение договора. Оформление билета отнесено исключительно к расходам перевозчика, которые учитываются в стоимости перевозки в тарифе или установленном перевозчиком соответствующем сборе. Таким образом, все технологические и правовые несоответствия были устранены, но при этом введена новая норма об услугах агента, за которые он вправе устанавливать дополнительную плату — то, что сегодня называется агентским сбором за оказание услуг пассажиру. Это не просто слова, а вполне конкретные услуги: подбор маршрута, выбор удобного рейса и тарифа и прочие услуги, которые пассажир предпочел получить от квалифицированного специалиста. Кстати, такие услуги сейчас все чаще определяют как «трэвел-консалтинг».

Итак, агент по обращению пассажира и заданным пассажирам параметрам подобрал варианты перевозки и получил причитающуюся ему плату. Разумно? Безусловно. А в таксе ZZ, на мой взгляд, отсутствует элемент разумности. Для пассажира представленное ТКП описание комплекса услуг, необходимое для заключения договора перевозки с пассажиром, не имеет самостоятельного значения в качестве отдельной услуги, так как это, на мой взгляд, нелогично и противоречит требованиям нормативно-правовой базы Минтранса России. ТКП по заключенным с перевозчиками договорам обязалась организовать продажу перевозок.

— ТКП говорит, что берет таксу не за оформление, а за удостоверение договора перевозки…

— А кто уполномочил ТКП удостоверять договор перевозки между пассажиром и перевозчиком? Формулировки можно употреблять разные, но смысл остается один и тот же. Удостоверение договора перевозки, в соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовыми актами Минтранса, заключается в оформлении и выдаче билета. Если нет оформления, то не может быть и удостоверения. Само по себе отнесение таксы на пассажира не имеет никаких оснований. Вот именно поэтому, чтобы каким-то образом обосновать свои действия, ТКП и решила инициировать внесение изменений в нормативную базу.

Пойдем дальше по пути исторического экскурса в части оказания услуг пассажиру. До недавнего времени ни в каких внутренних и технологических документах ТКП, таких как Устав, Договор ТКП с перевозчиком, Договор ТКП с агентством и других положениях ни разу не звучало, что ТКП оказывает услуги пассажиру. Эти надуманные формулировки появилось только в необходимый для ТКП момент.

То, что ТКП выполняет определенные функции в части организации продажи перевозки, ни у кого не вызывает сомнений. Действительно, ТКП заключает договор с авиакомпанией и по ее поручению организует сеть реализации услуг авиакомпании по перевозке. Логично, что за эту работу авиакомпании должны платить ТКП. Платят авиакомпании за это ТКП? Платят, правда, каждая по-своему. Как и сколько – это коммерческие отношения между авиакомпаниями и ТКП.

— Если все это время ТКП таксу брала и оставляла деньги себе, можно ли говорить, что она превратилась из организации, которая предназначалась для осуществления взаиморасчетов между отраслевыми субъектами, в организацию, которая нацелена на получение прибыли акционеров? И не значит ли это, что теперь она стала только Системой расчетов ТКП?

— Давайте опять обратимся к истории. Когда Система взаиморасчетов на воздушном транспорте СВВТ – будем пока называть ее по-старому — создавалась, в нее было заложено несколько принципов функционирования. Первый и основной принцип, как и в зарубежных организациях IATA и ARC, это бесприбыльность. Вести коммерческую деятельность они могут, но только в целях снижения расходов авиакомпаний на содержание названных организаций. Второй принцип – равноправие и общедоступность. На мой взгляд, на сегодняшний день мы видим, что принцип бесприбыльности отсутствует, равно как и принципы равноправия и общедоступности. В этом отношении, мне кажется, ТКП перестала соответствовать изначальным критериям.

Что касается ТКП как коммерческой организации, напомню, что когда создавалась предвестница ТКП — КПА, в устав хотели включить положение, что данное акционерное общество не ставит своей целью получение прибыли. Но этот устав не прошел регистрацию, потому что на тот момент наше законодательство этого не позволяло. Раз создана коммерческая организация, в данном случае, акционерное общество, значит, она должна приносить прибыль. До момента реорганизации ТКП и изменения состава учредителей принцип бесприбыльности все же сохранялся, правда, не юридически, а фактически.

— Для чего потребовалась реорганизация? Какие процессы ее предопределили?

На мой взгляд, причина – значительные денежные обороты авиакомпаний, проходящие через ТКП. А это очень привлекательно. На самом деле, как таковой, реорганизации не было. Нашлись более коммерчески «умные» люди, оценившие потенциал системных технологий и наличие значительных денежных оборотов авиакомпаний, проходивших через ТКП.

— Изначально кто контролировал деятельность ТКП? Кто ее сейчас контролирует и контролирует ли вообще?

— Изначально учредителями и акционерами ТКП было около 30 авиакомпаний России и стран СНГ. Вот они и контролировали.

— То есть, со стороны государства специального надзорного органа не было?

— Ни со стороны государства, ни со стороны каких-либо других структур, не было регулирующих органов, помимо учредителей. Насколько мне известно, в учредителях ТКП до 2017 года оценочно были три или четыре авиакомпании, а остальные около 80 процентов акций, как в прессе пишут, принадлежит другим структурам, не осуществляющим воздушные перевозки. То есть, говорить о контроле со стороны авиакомпаний сейчас сомнительно.

Кстати, на примере бесконтрольного ввода таксы ZZ, ТКП в качестве аргумента приводит то, что это было сделано по решению и с согласия авиакомпаний. Но почему-то никто не обращает внимания на то факт, что приказ Президента ТКП по введению таксы с первого апреля был подписан где-то в середине марта того же 2001 года. Заседание Наблюдательного совета состоялось только 4 апреля. То есть, к тому моменту такса уже была введена.

— Иными словами, НСАВ был просто поставлен перед фактом?

— Совершенно верно. При этом в решении Наблюдательного совета авиакомпании просят подтвердить легитимность введения таксы ZZ, дают поручение ТКП представить юридическое обоснование. Было ли представлено такое обоснование – не знаю. Далее в решении НСАВ авиакомпании просят в дальнейшем при принятии подобных финансовых решений проводить совместные заседания Совета директоров и Наблюдательного совета. Сомневаюсь, что подобное заседание хотя бы раз проводилось. И при этом такса поэтапно выросла с 20 рублей до 185. Хочется задать вопрос, есть ли совместные решения НСАВ и Совета директоров об увеличении таксы? Не уверен. Поэтому ТКП и чувствует себя неспокойно.

И еще, кстати, ТКП сообщала, что такса зарегистрирована в ЦРТ – Центре расписания и тарифов. Однако, согласно положению о порядке регистрации тарифной информации, ЦРТ регистрирует тарифную информацию на основании заявки перевозчика или другой организации по поручению перевозчика. Каким образом ТКП зарегистрировала таксу? Вопрос?

— Все это, наверное, было известно в Минтрансе?

— Думаю, не только в Минтрансе. Поэтому реакция Минтранса и была однозначной: данная такса нелегитимна, причем это заключение, как мне известно, было доведено до сведения ТКП. Но если она нелегитимна, значит, нужно что-то сделать с ней? И здесь проявляется парадокс нашей государственной системы управления, который состоит в том, что Минтранс ничего не может сделать, так как в его положении нет функций контроля и принятия корректирующих мер.

— Как Вы думаете, как будут развиваться события, что мы в итоге получим?

— На мой взгляд, если общественность не будет реагировать на нарушения нормативно-правовых положений Минтранса России и задавать вопросы уполномоченным государственным органам, предъявлять требования по устранению нарушений, то такса так и останется, стоимость перевозки для населения будет продолжать бесконтрольно увеличиваться.

— Останется или будет закреплена юридически?

— Я сомневаюсь, что, по крайней мере, на нынешнем этапе, Минтранс выступит инициатором легализации таксы ZZ, потому, что, как я выше говорил, она неправильная. Я не говорю, легальная или нелегальная, просто неправильная. И если ее легализовывать, то надо изменить правила. А измененные правила должны будут распространяться не только на ТКП, но и на других субъектов в сфере организации перевозок, которые также захотят установить свои таксы.

— Виктор Михайлович, большое спасибо Вам за внимание к порталу АвиаГоризонты, за Ваше мнение, емкие, логичные и тщательно обоснованные ответы. Пользуясь случаем, не могу не задать вопрос: как Вы оцениваете портал АвиаГоризонты?

— АвиаГоризонты, безусловно, полезный, разноплановый и в своем роде уникальный информационный ресурс не только для специалистов, но и для тех, кто стремится разобраться в сложных вопросах информационных и дистрибутивных технологий авиационной отрасли включая, например, Новую дистрибутивную модель NDC IATA, передовые решения, нормативы, и стандарты. На страницах портала привлекает большое количество собственных материалов, интервью и комментариев высококлассных специалистов разного профиля. Я подписан на АвиаГоризонты, постоянно читаю практически всю информацию и желаю вам успеха.

Беседу вел Владимир Маслов, Главный редактор

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *