Усадьба остафьево что посмотреть
Музей-усадьба Остафьево
Остафьево — старинная усадьба и государственный музей, расположившиеся в одноименном селе в Подмосковье, недалеко от Подольска. За годы своей насыщенной истории усадьба побывала и литературным центром Москвы, и пушкинским музеем, и военным госпиталем, и даже пионерским лагерем.
В настоящее время это популярная достопримечательность, которую посещает более 100 000 человек в год. Помимо непосредственно музейной деятельности, на территории усадебного комплекса «Остафьево» — «Русский парнас» регулярно организуются различные мероприятия: выступления, фестивали, праздники, концерты, конференции. Кроме того, парк и усадьба полюбились современным молодоженам, которые часто включают их в программу своей свадьбы: проводят здесь прогулки и фотосессии.
История усадьбы Остафьево
Усадьба на этом месте, располагавшемся в те времена в селе с названием «Климово, Нечаево тож», была основана в XVII веке политическим деятелем Прокопием Ляпуновым. После смены нескольких владельцев, в 1751 году усадьба была выкуплена у князя Якова Алексеевича Голицына купцом Козьмой Матвеевичем Матвеевым, который заслужил исключительное (для лица, не принадлежавшего к высшим сословиям) право на приобретение «деревень» — земли и 500 душ крестьян сельца Климово и деревни Остафьево.
В течение нескольких последующих лет имение, ставшее именоваться с тех пор Остафьево, отстраивалось Матвеевым. Композиция усадьбы, заложенная купцом, во многом сохранилась до наших дней, несмотря на последующие перестройки.
Следующим владельцем Остафьево стал Андрей Вяземский, потомок Рюриковичей и один из самых образованных людей своего времени. Именно при владении рода Вяземских был построен главный дом (дворец с флигелями), сохранившийся до наших дней, разбит парк, а усадьба приобрела славу «Русского Парнаса». В эти годы Остафьево посещали многие известные личности тех лет, в числе которых А. С. Пушкин, К. Н. Батюшков, А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь и Н. М. Карамзин, живший и создавший здесь первые восемь томов своего сочинения — «История государства Российского» — с 1804 по 1815 годы.
В годы владения усадьбой Петром Вяземским Остафьево стало одним из центров культурной жизни России. Здесь проходили собрания литературного общества «Арзамас», ставились театральные постановки. Сам будучи поэтом, Петр посвятил этому месту множество стихотворений, в том числе «Деревня» (1817), «Сельская церковь» (1856), «Нет, не видать уж мне Остафьевский мой дом» (1863).
В 1865 году, после смерти Петра, имение унаследовал его сын — Павел, который также был литератором и страстным коллекционером. Он собрал здесь ценную коллекцию произведений живописи, графики, прикладного искусства, выделил в усадьбе мемориальные комнаты Карамзина, Пушкина и Петра Андреевича Вяземского.
В 1888 году Остафьево перешло во владение следующего мужчины из рода Вяземских — Петра Павловича, который спустя 10 лет продал его мужу своей сестры — графу Шереметеву — в связи с тем, что жил в Петербурге и не имел возможности заниматься ведением дел в имении.
Сергей Дмитриевич Шереметев, историк и член Российской академии наук, стремился сохранить усадьбу и ее творческую и культурную атмосферу. Уже через год после приобретения, в 1899 году, к столетию со дня рождения Пушкина, он открыл в Остафьево общедоступный пушкинский музей, который стал один из первых музеев, посвященных великому поэту. В 1911–1914 годах Шереметевы в память известным личностям, посещавшим некогда усадьбу — Карамзину, Пушкину, Жуковскому, а также ее знаковым владельцам — Петру и Павлу Вяземским — установили в парке мемориальные бюсты. Открытие памятников происходило в торжественной обстановке и в присутствии многочисленных приглашенных гостей.
Усадьба в советское время и наши дни
После революции и прихода к власти большевиков усадьба была национализирована, но музей сохранен. В 1923 году Остафьево признали неприкосновенным памятником «садово-парковой культуры Музейно-академического значения». Однако спустя 7 лет, 6 марта 1930 года, музей был ликвидирован, а большая часть его коллекции распределена по различным музеям и частично распродана.
В последующие годы усадьба использовалась для разных целей: сначала под размещение пионерского лагеря, в годы войны — военного госпиталя, а с середины XX века — базы отдыха союзного Совета министров, куда приезжали многие видные политические и культурные деятели СССР. Именно в эти годы усадьба подверглась наиболее значительной перестройке и перепланировке как в части внешнего обустройства комплекса, так и внутреннего убранства зданий.
Лишь 5 декабря 1988 года усадьбе вернули статус музея, а еще через 7 лет — в феврале 1995 года — музей-усадьбу «Остафьево» — «Русский Парнас» включили в перечень объектов исторического и культурного наследия России федерального значения. В течение многих лет — вплоть до 2016 года — здесь велись работы по воссозданию интерьеров дворца, восстановлению различных предметов внутреннего убранства.
Часы работы и цены музейного комплекса
Государственный музей «Остафьево» открыт для посещения 6 дней в неделю:
В последнюю пятницу месяца часы работы музея: с 12:00 до 18:00. Касса прекращает работу за 1 час до закрытия.
Парк музейного комплекса открыт ежедневно с 8:00 до 23:00 (вход возможен до 22:00).
Стоимость входных билетов в музейном комплексе составляет:
Экскурсионное обслуживание оплачивается отдельно.
Обратите внимание, что режим работы и цены музея-усадьбы могут быть изменены в зависимости от проводимых мероприятий, поэтому актуальную информацию лучше уточнять на официальном сайте музея.
Экскурсии в усадьбе Остафьево
Музей-усадьба «Остафьево» — «Русский Парнас» предлагает своим посетителям целый ряд экскурсий и образовательных программ, среди которых:
Архитектурные особенности
На сегодняшний день усадебный комплекс «Остафьево» — «Русский Парнас» включает в себя двухэтажный дворец, построенный в стиле классицизма, а также парк с прудом и липовой аллеей, общая площадь которых составляет 21 гектар. Главный дом имеет два флигеля, соединенных открытой колоннадной галереей. Среди основных элементов фасада дворца можно выделить: шестиколонный портик, треугольный фронтон и бельведер, воссозданный в 2012 году согласно историческим сведениям.
В настоящее время в главном здании усадьбы восстановлена историческая планировка: в парадных залах первого этажа воссоздана историко-бытовая среда имения первой трети XIX века, тут можно увидеть мебель, принадлежавшую князьям Вяземским, книжные издания, предметы живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, собранные владельцами Остафьево за многие годы.
В главном здании усадьбы можно выделить несколько основных помещений:
Усадебный комплекс Остафьево на Google-панораме
Как доехать до Государственного музея-усадьбы Остафьево
Музей находится к югу от Москвы в поселении Рязановское, село Остафьево. Добраться сюда можно несколькими способами.
На общественном транспорте
Из Подольска без пересадок доехать можно на автобусе № 1045 до остановки «Школа (Остафьево)», расстояние от которой до музея-усадьбы можно преодолеть пешком не более, чем за 10 минут.
На автомобиле
Оптимальный вариант добраться из Москвы на машине — это доехать по Варшавскому шоссе до города Щербинка, там свернуть на Остафьевское шоссе, по которому двигаться до Остафьевского пруда и въезда в музейный комплекс. Перед входом в имение есть парковка, однако она не очень большая, поэтому приезжать желательно пораньше, пока на ней есть места.
На такси
Кроме того, добраться до усадьбы можно на такси. Удобный способ оформить заказ — воспользоваться одним из мобильных приложений, например, Яндекс Такси, Gett, Uber.
Видео об усадьбе Остафьево (Русский Парнас) в Подмосковье
Усадьба «Остафьево»: Карамзин, Пушкин, Вяземские
Музей-усадьба Остафьево является одним из пушкинских мест, А.С. Пушкин приезжал сюда к своему близкому другу — князю Петру Вяземскому. Здесь 12 лет писал «Историю государства Российского» Николай Карамзин. На протяжении всего XIX века Остафьево являлось местом творческих встреч выдающихся писателей и поэтов. Сейчас на территории усадьбы Остафьево работает государственный музей-усадьба «Остафьево» — «Русский Парнас».
Несколько фактов об усадьбе Остафьево
Остафьево на карте
История создания усадьбы Остафьево
Первые упоминания о деревне, где сейчас находится усадьба Остафьево встречаются еще в 1340 году. Деревней владели попеременно Ляпуновы, Апраксины, Голицыны. История усадьбы Остафьево началась в 1751 году, когда ее купил купец Козьма Матвеев и построил здесь сначала красильную, а затем суконную фабрику. Матвеев планировал построить в деревне церковь, которая была и построена в 1781 году, но уже после его смерти, вдовой Анной Григорьевной. Храм был освящен во имя святой Троицы.
Троицкая церковь сохранилась до наших дней, пережив трудные советские времена. В 1930-е годы она была закрыта и разорена, ее использовали под зернохранилище, склад, швейный цех. В 1991 году храм отдали РПЦ, были возобновлены службы.
Современный вид Остафьево получило при новом владельце — в 1792 году усадьбу приобрел князь Андрей Иванович Вяземский. Покупка была связана с рождением наследника сына Петра. Здесь князь построил двухэтажный каменный дом в стиле классицизма с двумя боковыми флигелями, соединенными сквозной колоннадой. Архитектор дома не установлен, предположительно это Иван Старов.
Венчает здание круглый, изящный бельведер, который позднее был утрачен и воссоздан только в 2012 году. Центральная часть главного фасада украшена шестиколонным портиком коринфского ордера, который завершается треугольным фронтоном. На нем можно увидеть герб рода Вяземских.
Роща кенконс
За домом был разбит регулярный французский сад, который переходит в английский пейзажный парк. Река Любуча была перегорожена плотиной и образовала каскад прудов: Верхний, Средний и Нижний.
Карамзин
В Остафьево к Андрею Вяземскому приезжали поэты Василий Жуковский, Иван Дмитриев и Василий Пушкин (дядя Александра Сергеевича Пушкина). С 1804 по 1816 годы в имении жил историк и литератор Николай Михайлович Карамзин, друг и зять князя Андрея Вяземского. Женившись на его старшей внебрачной дочери Екатерине, молодая семья стала проводить здесь каждое лето и однажды всю зиму.
Кабинет Карамзина
Именно здесь в Остафьево Карамзин написал свои первые восемь томов «Истории государства Российского». Специально для работы на втором этаже усадебного доме был выделен кабинет, названный впоследствии Карамзинский. Получив от императора Александра I должность историографа Российской империи, ежегодный пенсион в две тысячи рублей и доступ в архивы Карамзин с энтузиазмом принялся за работу. Друзья называли его Остафьевским затворником, за то что свой рабочий кабинет он препочел балам.
Под окном его рабочего кабинета в 1911 году был установлен памятник историку, на котором находится барельеф историка. На пьедестале лежат бронзовые тома «Истории государства российского» и свиток, символизирующий, что Карамзин в своей «Истории» руководствовался древнерусскими летописями. Перед усадебным домом по сей день растут «карамзинские дубы», которые были посажены еще в XIX веке.
«Остафьево достопамятно для моего сердца; мы там наслаждались всей приятностью жизни… там текли средние, едва ли не лучшие лета моего века, посвященные семейству, трудам и чувствам общего доброжелательства…»
«История государства Российского» была написана Карамзиным в 12 томах, последний том он не успел завершить, его дописали по черновикам литераторы К.С. Сербинович и Д. Н. Блудов. В первое издание вошли 8 томов, которые были изданы единым тиражом в 1818 году. История страны с самых древнейших времен до 1612 года, впервые написанная доступным языком, имела оглушительный эффект не только в России, но и в Европе. «Историю» переводили на иностранные языки и издавали за рубежом.
Карамзин проделал титаническую работу, как историк, изучая древнерусские источники, именно он открыл Ипатьевскую летопись. В своих примечаниях он указывал источники, записывал цитаты, пересказывал документы — и создал по своей сути еще одну книгу, представляющую большую ценность. Примечания превышают текст Истории в два раза. Некоторые исторические документы были утрачены, но благодаря их описанию в карамзинских Примечаниях их содержание известно.
Н.М. Карамзин первый дал нравственную оценку историческим событиям и поступкам государственных деятелей. Впервые в истории была показана роль царя-тирана Ивана Грозного, до Карамзина никто не критиковал самодержца. Выпуск 9 тома, где описываются злодеяния Грозного вызвал шквал интереса у публики.
Пушкин высоко оценивал труд Карамзина, он посвятил ему поэму «Борис Годунов». Вот как он описывает реакцию российского общества после выхода в свет первых 8 томов «Истории»:
«Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Коломбом. Несколько времени ни о чем ином не говорили.
У нас никто не в состоянии исследовать огромное создание Карамзина — зато никто не сказал спасибо человеку, уединившемуся в ученый кабинет во время самых лестных успехов и посвятившему целых 12 лет жизни безмолвным и неутомимым трудам».
Петр Вяземский
В 1807 году умирает князь Андрей Вяземский и Карамзин становится опекуном его сына Петра — будущего поэта и литературного критика, участника Отечественной войны 1812 года и Бородинского сражения.
Беседка «Храм Аполлона»
В 1816 году семья Карамзиных навсегда переезжает в Санкт-Петербург. Петр Вяземский становится единовластным хозяином усадьбы. При нем строятся беседка Храм Аполлона на берегу пруда и Горбатый мостик, а в честь 10-летия Отечественной войны 1812 года Марсова поляна — овальная поляна.
Горбатый мостик
Усадьба становится средоточием культурной жизни Российской Империи. В этот период сюда приезжают А. И. Тургенев, В. Л. Пушкин, В. А. Жуковский, И. И. Дмитриев, К. Н. Батюшков, В. К. Кюхельбекер, А. С. Грибоедов, Д. В. Давыдов, Е. А. Боратынский, А. Мицкевич, М. П. Погодин и другие, проходят встречи поэтического сообщества «Арзамас».
Памятник Пушкину
В Остафьево трижды приезжал Александр Сергеевич Пушкин, с которым Петр Вяземский дружил еще с юности, а 1849 году здесь бывал Н.В. Гоголь. Пушкин часто цитировал в своих произведениях стихи Вяземского, эпиграфы к I главе «Евгения Онегина» и к «Станционному смотрителю» взяты из произведений Вяземского, в VII главу «Евгения Онегина» вводит его, как действующее лицо. Пушкин посвящает Вяземскому стихи и часто переписывается.
После смерти Пушкина А.С. его вдова Наталья Николаевна передала Вяземскому вещи мужа, в память о нем: жилет, камышовую трость, рабочий стол, письменный прибор, портрет Жуковского, подаренный им Пушкину. Эти вещи впоследствии перевез в Остафьево сын Вяземского — Павел Петрович и разместил их в кабинете Карамзина.
Судьба усадьбы Остафьево
После его смерти сын Петр Павлович продает усадьбу мужу своей сестры историку графу Сергею Дмитриевичу Шереметеву — владельцу знаменитой усадьбы Кусково. Он является последним владельцем усадьбы Остафьево.
Памятник Павлу Вяземскому, 1914 год
Шереметев приложил много сил для сохранения исторической значимости усадьбы. Здесь вновь стали собираться талантливые литераторы и художники. В 1899 году, в честь столетия со дня рождения А.С. Пушкина, он превращает усадебный дом, в общедоступный для всех и один из первых в России, пушкинский музей.
Овальный зал Остафьево, конец XIX века
А в 1911 и 1913 годах Шереметев торжественно открывает на территории приусадебного парка памятные монументы Карамзину, Пушкину, Жуковскому и Петру Вяземскому, а в 1914 году — его сыну Павлу Петровичу.
В 1918 году имение было национализировано, в нем был открыт музей-усадьба Остафьево, директором которого был назначен граф Павел Сергеевич Шереметев — сын последнего владельца усадьбы. Спустя десятилетие его сняли с должности за дворянское происхождение и в 1929 году выселили с семьей из Остафьево. В 1930 году ликвидировали и музей, из-за чего большая часть содержащихся в нем предметов искусства была распродана, расхищена либо распределена между другими музейными хранилищами страны.
В 1931 году в усадьбе открыли дом отдыха Наркомата обороны. Во время Великой Отечественной войны здесь работал военный госпиталь.
В 1950-х годах внешний вид усадьбы претерпел крупные изменения: планировку дома обновили, пристроили ограждения из камня, застеклили колоннады. Однако при этом многие уникальные детали имения были утрачены.
Лишь в 1988 году Остафьеву вернули музейный статус, он стал филиалом Музея А. С. Пушкина. В 1994 году стал самостоятельным государственным музеем-усадьбой «Остафьево» – «Русский Парнас».
Музей-усадьба Остафьево
Сайт: ostafyevomuseum.ru Адрес: Москва, п.Рязановское, с.Остафьево. Парк открыт ежедневно с 08.00 до 23.00, вход бесплатный — до 10.00.
В 2002 году реконструировали западный флигель и фондовое хранилище имения. Еще через три года восстановили второй флигель и террасу, а к 2016 году в усадебном доме были воссозданы исторические интерьеры, соответствующие XIX веку.
В честь 250-летия Николая Карамзина в музее-усадьбе открылась экспозиция, посвященная писателю. Был восстановлен кабинет историка, однако лишь одна вещь в нем является подлинной — это конторка, датированная XIX веком.
Сейчас музей-усадьба Остафьево проводит культурные мероприятия, пушкинские дни, театральные спектакли и концерты, летний фестиваль «Музыка во дворцах и усадьбах», образовательные экскурсии, интерактивные программы, а также всевозможные квесты. Музей выпустил несколько книжных изданий «Остафьевский сборник».
Усадьба Остафьево
Старинная усадьба Остафьево князей Вяземских-Шереметевых — одно из романтических мест ближнего Подмосковья. Главная постройка исторического комплекса создана в популярном в начале XIX в. стиле классицизм, парк и планировка всей усадьбы относятся к более раннему периоду — концу XVIII столетия. Дворец, ухоженный парк с живописными мостиками, озеро, экспозиция музея и древняя история дают возможность совместить погружение в старину с развлечениями на свежем воздухе.
Истинная ценность Остафьева состоит в его причастности к национальной культуре. В начале XIX в., когда имение принадлежало поэту и литературному критику П.А. Вяземскому, здесь гостили и творили несколько поколений признанных гениев русской словесности. Самые яркие из них — А.С. Пушкин и Н.М. Карамзин.
В конце XX в. в господском доме был организован музей Карамзина. В наши дни это начинание продолжено — во дворце воссоздан порядок и оформление залов, кабинетов, каким он существовал во времена расцвета усадьбы: в экспозицию входят мебель, живопись, книжные издания, принадлежавшие именитым хозяевам и их гостям. В музее-усадьбе Остафьево регулярно проводятся литературные фестивали, конкурсы, в Овальном зале дворца организовываются музыкальные вечера классической музыки, разрешены платные фотосессии, аренда залов и лужаек для торжественных мероприятий.
Во дворце для людей с инвалидностью установлены лифты и пандусы, для передвижения предлагаются коляски, есть специальная санитарная комната. Для посетителей с нарушением зрения при осмотре экспозиции предлагаются информационные тачскрины или сенсорные экраны.
Основателем селения на месте будущей усадьбы Остафьево считается Прокопий Ляпунов, именного его имя упоминается в духовной грамоте времён царствования Ивана Калиты, датированной 1340 г. В числе последующих владельцев этих земель были: во второй половине XVII в. — князь Николай Львов; в начале XVIII в. — граф Пётр Апраксин, князь Яков Голицын.
В конце XVIII в. князь Андрей Вяземский был очарован красотой окрестностей и парком, примыкающим к господскому дому. Купчую на поместье со 150 душами крепостных оформили накануне дня рождения его сына Петра — будущего поэта-романтика, посвятившего Остафьеву несколько своих произведений: «Деревня», «Сельская церковь», «Родительский дом» и др.
При старшем Вяземском были снесены все старые постройки, на их месте возвели дворец с флигелями. Семейство жило шумно, принимало гостей и, казалось, имело отношение ко всему передовому, что случалось в стране. Так, в мае 1804 г. на одной из лужаек усадьбы приземлился воздушный шар. Вместе с французским воздухоплавателем Гарнереном в гондоле находились княгиня Прасковья Юрьевна Гагарина с дочерью Верой. Их имена стали первыми в списке русских женщин, покоривших небо. К слову, Вера впоследствии стала женой Петра Вяземского.
В одном из флигелей для гостей с 1804 по 1815 год жил и работал над первыми восемью томами «Истории государства Российского» Н.М. Карамзин. Он находился в родстве с хозяевами, был женат на старшей дочери Андрея Ивановича.
Во время Отечественной войны 1812 года войска Наполеона не тронули усадьбу, хотя их путь пролегал вблизи от Остафьева. Некоторые исследователи объясняют это причастностью молодого князя к масонам. На сохранившейся мебели, которую сегодня можно увидеть в одном из залов, сохранились характерные масонские знаки, подтверждающие данный факт. Однако сам Пётр Вяземский участвовал в боях с французами. В память о пережитом испытании фасады дома украсили барельефы, выполненные по медальонам работы Ф.П. Толстого.
Литературная деятельность П.А. Вяземского, ставшего владельцем поместья в 1807 г., во многом определяла круг его гостей и почитателей. В разное время в Остафьево приезжали выдающиеся личности той поры, поэты и писатели — В. Жуковский, К. Батюшков, А. Грибоедов, И. Тургенев, А. Мицкевич, Н. Гоголь, Д. Давыдов и, конечно, А. Пушкин. Время опалы, начавшейся в 1821 г. и продлившейся 9 лет под особым надзором полиции, не стало препятствием для активной жизни.
Свою лепту в поддержании славы усадьбы внёс Павел Петрович Вяземский, унаследовавший родительский дом в 1865 г. Он собрал великолепную коллекцию немецкой живописи и графики, большая часть которой сегодня хранится в Пушкинском музее.
Мемориальный оттенок усадьба Остафьево обрела при графе Сергее Дмитриевиче Шереметеве. Ему, как мужу своей сестры, Павел Петрович переписал имение, и таким образом родовые земли продолжали оставаться в семье. К 100-летнему юбилею со дня рождения Пушкина Шереметев организовал во дворце общедоступный музей, посвящённый поэту, а уже в десятых годах XX в. установил в парке памятники Н. Карамзину, А. Пушкину, П. Вяземскому, В. Жуковскому, олицетворявшим собой золотую эпоху русской литературы.
После Октябрьской революции усадьба Остафьево официально получила статус музея, первым директором и хранителем которого стал граф Шереметев. В 1930-е гг. музей ликвидировали, ценные экспонаты распределили по другим музеям, обширное собрание книг — более 22 тыс. томов — передали в Российскую национальную библиотеку Петербурга. Здание с парком долгое время переходили из владения одного ведомства в другое. Во время Великой Отечественной войны во дворце располагался военный госпиталь, после победы его переоборудовали под дом отдыха. В эти годы здесь отдыхали известные советские литераторы, среди которых были писатели И. Ильф, Е. Петров, С.Я. Маршак и др.
В 1950-е гг. в здании провели перепланировку, изменили композицию парка. Остановить разрушение исторического облика усадьбы удалось только в после возвращения Остафьеву статуса музея-заповедника, произошедшее в декабре 1988 г. В феврале 1995 г. усадьбу Остафьево включили в список объектов исторического и культурного наследия России. С 2010 по 2016 год здесь проводились реставрационные работы, благодаря чему дворцу Вяземских-Шереметевых был возвращён исторический облик.
Парадные залы первого этажа усадьбы дают представление о быте помещиков в первой трети XIX в. Интересное купольное решение залов, старинная мебель, предметы декоративно-прикладного искусства, коллекция немецкой живописи и графики, портретная галерея хозяев и гостей усадьбы, древние иконы характеризуют вкусы и культурные предпочтения Вяземских. В собрании также хранятся несколько редких книг начала XVIII-XIX вв., исторические документы.
Самая обширная экспозиция музея, занимающая второй этаж дворца, посвящена Н.М. Карамзину. Выставленные предметы позволяют проследить творческий путь писателя-историка, узнать о важнейших событиях его эпохи.
В одной из комнат усадебного дворца расположился музей, хранящий около 20 000 медалей, плакет, медальонов от времён Петра Первого до наших дней. Особое место в этой коллекции занимают памятные знаки разных столетий, посвящённые А.С. Пушкину.
Общая площадь зелёной зоны Остафьева составляет около 22 га. В парк, прилегающий к дому Вяземских-Шереметевых, ведёт липовая аллея. Здесь можно прогуляться по чистым дорожкам, посидеть под вековым дубом, высаженным во времена Карамзина, отдохнуть в ротонде «Храм Аполлона», к которой можно добраться по горбатому мостику, перекинутому через пруд. Неподалёку на реке Любуче находится земляная плотина, построенной в середине XVIII в. коллежским асессором Матвеевым. На территории парка и у воды установлены скамейки, есть стационарные туалеты.
К несомненным достопримечательностям Остафьева относится и Храм Святой Троицы, возведённый в 1781 г. Стиль постройки относится к раннему классицизму. Здание построено из красного кирпича с фрагментами белой отделки, венчает строение купол с люкарнами — специальными проёмами для света. Свято-Троицкая церковь действующая, в ней регулярно проводятся службы.
Усадьба открыта для посещений все дни недели с 8:00 до 23:00. Прогуляться по её окрестностям можно бесплатно только ранним утром — с 8.00 до 10.00. На более позднее время необходимо приобретать билеты.
Режим работы музея:
Музей медалей доступен для посещений только в составе организованных групп по предварительной записи. Часы его работы для экскурсий со среды по пятницу — с 10:00 до 16:00.
Летом у пруда для туристов работает небольшое кафе, где подают безалкогольные напитки и десерты. Зимой есть возможность подкрепиться в восточной части главного здания: в полуподвальном помещении открыт кабачок со скромным ассортиментом закусок. График работы общепита совпадает с временем работы музея усадьбы.
Кассы усадьбы Остафьево находятся у Центрального входа. На территорию существует ещё один проход через Западные ворота, он рекомендован для людей с инвалидностью и семей с детьми. Однако стоит учесть, что касс там нет, билеты приобретать придется всё равно у Центрального входа. Продажа билетов в музей начинается с 9:30 и заканчивается за полчаса до прекращения его работы, в парк — за час до закрытия усадьбы.
Экскурсионное обслуживание проводится по предварительной договоренности для групп от 10 до 15 человек, оплачивается отдельно по утверждённым тарифам для каждой тематики.
Студентам, членам многодетных семей, людям с инвалидностью III группы можно бесплатно погулять по окрестностям и посетить музей в последний четверг каждого месяца. Следует учесть, что администрация «Остафьево» — «Русский Парнас» может ограничить проход туристов в связи с проводимыми мероприятиями или из-за неблагоприятных погодных условий.
Адрес: Москва, поселение Рязановское, село Остафьево, ул. Троицкая, 10.
Добираться из Москвы удобно как на общественном, так и личном транспорте. На электричке от станций «Текстильщики» или «Царицыно» следует доехать до станции «Щербинка», после чего пересесть на автобус одного из маршрутов № 1045, 898 или 509.
От станции метро «Бунинская аллея» можно добраться на маршрутном такси № 1255, а от «Бульвара Дмитрия Донского» на автобусе №802. Конечная остановка для всех перечисленных видов транспорта — «Музей-усадьба Остафьево», от которой до входа на территорию 2 минуты неспешным шагом вдоль дороги.
На автомобиле из Москвы в Остафьево следует направляться по Варшавскому шоссе, повернуть на указателе в Щербинку к железнодорожной станции, пересечь переезд и далее следовать по прямой до указателя «Остафьево» — «Русский Парнас». Оборудованной парковки у музея нет, автомобили и автобусы оставляют на обочине проезжей части.