Урожай кольцова что в этом произведении напоминает древние мифы

Конспект урока по литературному чтению «При емы, пришедшие из мифов. Кольцов «Урожай»

Тема: «Приемы, пришедшие из мифов Кольцов «Урожай»»

Чтение вступительной статьи. С. 16

Справка для учителя.

Например: Лес, точно терем расписной

Метафора (греч. «метафора» – перенос) – перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства без помощи слов как, словно, будто, точно (скрытое сравнение)

Например: Хрустальный день

Например: Звезда с звездою говорит

2. Кольцов «Урожай». Чтение стиха учителем

4. Анализ стихотворения

В стихотворение описываются сменяющие друг друга картины природы: заря, туман, день, гроза, радуга, небо и земля после дождя.

— Прочитайте строки, в которых рассказывается о туче как живом существе, со слов туча черная понахмурилась.

— Почему хмурится туча?

Туча захотела вернуться обратно на родину, где стелилась она туманом по лицу земли, пролиться на нее

-Чего она боится? (Что ветры буйные унесут ее далеко от родины.)

Ветер мог разнести тучу, и тогда бы вода пролилась не на родную землю.

Туча опасается, что:

Понесут ее Ветры буйные

Во все стороны Света белого.

-Где родина тучи? (Там, где она стелилась туманом по земле.)

-Что сделала туча, чтобы вернуться на свою родину? (Пролилась на нее проливным дождем.)

Суровая туча сделала по-своему:

— Какая часть речи помогает поэту передать стремительность действий тучи? (Глаголы.)

Благодаря использованию глаголов (вспыхнула, стелется, разгорелся, подобрал, нагустил, понахмурилась, понесут, ополчилася, расширилась, ударила, пролилася) вся эта строфа полна движения, динамики, жизни. Это кульминация стихотворения.

Кульмина́ция (от лат. culmen «вершина») в литературном произведении — наиболее напряженный момент в развитии действия, решающий, переломный момент

-Как называется природное явление, которое поэт изобразил в своем стихотворении? (Круговорот воды в природе.)

Поэт изображает круговорот воды в природе: испарение воды — туман, образование облаков и туч, проливной дождь.

— В чем отличие описание круговорота воды в учебнике окр. мира и в стихотворении Кольцова «Урожай»?

Основная мысль текста.

Средства выражения основной мысли

Отношение автора к героям и событиям

Точные факты, научные слова, термины

Выразительные слова: эпитеты, метафоры, сравнения

Выразительные слова: эпитеты, метафоры, сравнения в стихотворении.

В 1835 году Алексей Васильевич Кольцов создал стихотворение «Урожай». Оно весьма впечатлило соотечественников поэта. Например, А. С. Пушкин даже опубликовал его в своём журнале «Современник».

— Чем же объясняется такой успех произведения? (Ответы)

Если не знать, что авторство принадлежит Кольцову, то «Урожай» легко принять за народную песню. Тема связи человека и природы – одна из центральных в народном творчестве. В этом стихотворении она также прослеживается. Поэт рисует потрясающую картину свежего весеннего утра, одушевляя предметы и стихии. Явления природы предстают как живые существа – они действуют, творят, чувствуют:

Понахмурилась,
Что задумалась,
Словно вспомнила
Свою родину

Земля в строках Кольцова – не материал, а организм, у которого есть лицо, грудь, она дышит и пьёт:
Напилась воды
Земля досыта…

— Какой прием? (олицетворение)

Такое одушевление природных объектов не случайно. Тонкий знаток крестьянской души, автор не мог не заметить, с каким почтением простые люди относятся к этим явлениям. Именно от земли, неба, дождя зависело благополучие крестьян, потому-то эти силы и наделялись душой.

Важное качество, на которое обратил внимание поэт, – духовность русских людей. Бог присутствует в каждой сфере деятельности крестьянина:

Люди сельские
Божьей милости
Ждали с трепетом
И молитвою…
Но жарка свеча
Поселянина
Пред иконою
Божьей Матери.

О том, что поэта, несомненно, вдохновлял фольклор, напоминают и приёмы, использованные в тексте произведения. Вот как изображены мысли крестьян: Дума первая:

Хлеб из закрома…
А вторая их
Была думушка…

Третью думушку
Как задумали…

Поэт упоминает три думы персонажей. Это число часто встречается в сказках и преданиях.

Автор использует характерные для народных сказаний метафоры. Горные вершины он называет … («темя гор»), капли дождя – …(«слезой крупною»). Автор использует постоянные эпитеты также напоминают о волшебных картинах: «туча чёрная», «огнём солнечным», «ветры буйные». Эпитеты так же, как в народных песнях и былинах, стоят после определяемого слова: туча черная, ветры буйные, света белого.

Обратите внимание на фольклорное повторение предлогов: НА земную грудь НА широкую, НА поля, сады НА зеленые.

Алексей Васильевич использует в стихотворении устаревшую лексику и искажённые на крестьянский манер слова: «полымем», «полюбуюся», «понахмурилась». Часто поэт меняет ударение в словах, чтобы сохранить ритмичность строк: проли́лася

5. Чтение учащимися.

6. Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения, знать определения приемов с. 16

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урожай кольцова что в этом произведении напоминает древние мифы

Номер материала: ДБ-158384

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Урожай кольцова что в этом произведении напоминает древние мифы

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Урожай кольцова что в этом произведении напоминает древние мифы

Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах

Время чтения: 2 минуты

Урожай кольцова что в этом произведении напоминает древние мифы

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Урожай кольцова что в этом произведении напоминает древние мифы

При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи

Время чтения: 1 минута

Урожай кольцова что в этом произведении напоминает древние мифы

В российских школах могут появиться «службы примирения»

Время чтения: 1 минута

Урожай кольцова что в этом произведении напоминает древние мифы

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Урожай кольцова что в этом произведении напоминает древние мифы

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

В стихотворении Урожай А. В. Колцова найти сравнение олицетворение мифы

Не мифы, а фольклор использован в тексте стихотворения.
Вот как изображены мысли крестьян:
Дума первая:
Хлеб из закрома…
А вторая их
Была думушка…

Третью думушку
Как задумали…
Поэт упоминает три думы персонажей. Это число часто встречается
в сказках и преданиях.
Поэт явно отдает предпочтение постоянным эпитетам, обычным
в фольклоре. Эпитеты так же, как в народных песнях и былинах,
стоят после определяемого слова: туча черная, ветры буйные,
света белого, думы мирные.
Такая инверсия помогает сохранять былинный ритм стихотворения.
Этому же способствуют подхваты (повторения в захват):
Нагустил его
В тучу черную;

Помогает удерживать ритм и фольклорное повторение предлогов:
НА земную грудь НА широкую, НА поля, сады НА зеленые.

Автор использует характерные для народных сказаний метафоры.
Горные вершины он называет «темя гор», капли дождя –»слезой крупною».
Эпитеты также напоминают о волшебных картинах: туча чёрная,
огнём солнечным, ветры буйные, золотая волна.

Автор использует в стихотворении и архаичную лексику, и искажённые
на крестьянский манер слова: полымем, полюбуюся, до земи,
понахмурилась и т. д.
Часто поэт меняет ударение в словах, чтобы сохранить
ритмичность строк: «ло’снится», «закро’ма».

Широко используется олицетворение:
земля (лицу земли, земную грудь), туча (понахмурилась, ополчилася),
скирды сидят, видит солнышко, темя гор, слезой крупною (о дожде)

Благодаря использованию глаголов-метафор
(вспыхнула, стелется, разгорелся, подобрал, нагустил,
понахмурилась, понесут, ополчилася, расширилась,
ударила, пролилася) строфа полна движения, динамики, жизни.
«По лицу земли туман стелется»
Во второй части:
Бороны зубьем порасчесывать; рожь зернистая
дремит колосом;

Источник

Презентация по литературному чтению на тему » Поэтические приемы пришедшие из мифов. А.В. Кольцов » «Урожай» (отрывок)».

Выбранный для просмотра документ поэтические приемы.pptx

Урожай кольцова что в этом произведении напоминает древние мифы

Описание презентации по отдельным слайдам:

Поэтические приемы, пришедшие из мифов.

А выражение «Солнце улыбается» называется метафорой. Здесь равнение словно спряталось, скрылось, но части сравнен уже приемами вия остались. С этими поэтическими приемами вы уже встречались.

Метафора (греч. «метафора» – перенос) – перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства без помощи слов как, словно, будто, точно (скрытое сравнение) Например: Хрустальный день Метафору легко переделать в сравнение Туча комаров ( как туча комаров) Стеклянный лед ( лед как стекло)

Эпитет — это художественное определение, образно и эмоционально характеризующее описываемое явление, человека, предмет, события. Например: золотая осень, волнистые туманы, печальные поля.

Разъезжая по торговым делам отца, Кольцов встречался с различными людьми, собирал народный фольклор. Его лирика воспевала простых крестьян, их труд и их жизнь. Стихотворения Кольцова были положены на музыку русскими композиторами XIX в

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урожай кольцова что в этом произведении напоминает древние мифы

Номер материала: ДБ-705508

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Урожай кольцова что в этом произведении напоминает древние мифы

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Урожай кольцова что в этом произведении напоминает древние мифы

В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков

Время чтения: 2 минуты

Урожай кольцова что в этом произведении напоминает древние мифы

При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи

Время чтения: 1 минута

Урожай кольцова что в этом произведении напоминает древние мифы

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Урожай кольцова что в этом произведении напоминает древние мифы

В российских школах могут появиться «службы примирения»

Время чтения: 1 минута

Урожай кольцова что в этом произведении напоминает древние мифы

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Урожай кольцова что в этом произведении напоминает древние мифы

Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

А. В. Кольцов «Урожай» (Анализ стихотворения, стиха)

С эпохи «крестьянских» поэтов начался в русской литературе активный процесс поиска способов отображения народной жизни, приемов создания крестьянских характеров. Одним из таких поэтов был

А. В. Кольцов. Он на иных (нежели Лермонтов, например) художественных основаниях стал отображать народную жизнь. Эти основания тезисно представим так: поэтизация земледельческого труда; народно-песенный взгляд на беды и радости простого человека; простота и незатейливость сюжетов.

Крестьянский быт в творчестве А. В. Кольцова стал предметом художественного изображения, но это всегда — именно поэзия крестьянского быта, в песенных ритмах, в гармонии с природой; поэтическое сочувствие крестьянину в горестной судьбе его.

Стихотворение «Урожай» — поэтическая зарисовка годового трудового цикла крестьян-земледельцев — в общем, так, как это бывает всегда. Не с точки зрения конкретного реального крестьянина, а с точки зрения давно сложившихся в фольклоре народно-поэтических представлений. Мелодика стихотворения отображает народно-поэтический песенный ритм; на лексическом уровне также очень много фольклорного:

— традиционные эпитеты «туча черная», «ветры буйные», «свет белый»,

— синонимические сочетания «гром-буря», «огонь-молния», «дуга-радуга»;

— олицетворение «Рожь…Дню веселому улыбается»; олицетворение через сравнение «Как князья, скирды Широко сидят, Подняв головы», «Туча черная… Понахмурилась, Что задумалась»;

— сочетание «земная грудь» воспринимается как производное от народного выражения «земля-матушка».

На синтаксическом уровне:

— повторы «Нагустил его В тучу черную; Туча черная понахмурилась, Понахмурилась, Что задумалась»;

— синтаксический параллелизм конструкций «Разгорелся день… Подобрал туман», «Да кривой сохой Перепахивать, Бороны зубьем Порасчесывать»;

— градация «Ополчилася И расширилась, И ударила, И пролилася», «Плывет, лоснится, Золотой волной Разбегается»;

— троекратное повторение события, действия: «Дума первая…, А вторая их Была думушка, Третью думушку…».

Народно-поэтическими средствами поэт воспроизводит благословенный труд крестьянства, осуществляющийся в гармонии с природными ритмами и с помощью и милостью Божией.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В 4 КЛАССЕ

Первое полугодие
сентябрь – декабрь (45 ч)
Второе полугодие
январь – май (57 ч)

ПОУРОЧНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

Тема: «МИФЫ»

Урок 1
Мифы
После прочтения статьи о мифе предлагаем детям выделить в каждом абзаце предложение или фрагмент предложения, выражающий главную мысль. Например: «Древний человек наделял все предметы и явления мира душой».
«Древний человек искал помощи у могучих сил природы».
«…люди стали создавать сказания – мифы…» и т. д.
Выделенные предложения можно записать, создав, таким образом, план статьи. Хотелось бы, чтобы учитель продемонстрировал учащимся сборники мифов разных народов.
На этом же уроке читаем статью о шумерах (с. 5). Учитель может сообщить дополнительные сведения об этом народе, взятые из книги Самюэля Крамера «Шумеры. Первая цивилизация на Земле». – М.: Центрполиграф, 2002.
«Шумер, земля, которую в эпоху классики называли Вавилонией, занимала южную часть Месопотамии и географически примерно совпадала с современным Ираком, простираясь от Багдада на севере до Персидского залива на юге. Территория Шумера занимала около 10 тыс. квадратных миль, немного больше штата Массачусетс. Климат здесь чрезвычайно жаркий и сухой, и почвы по природе выжженные, выветренные и неплодородные. Это речная равнина, и потому она лишена минералов и бедна камнем. Болота поросли мощным тростником, но леса, а соответственно, древесины здесь не было. Вот какова была эта земля, «от которой отрекся Господь» (неугодная Богу), безнадежная и, казалось бы, обреченная на бедность и запустение. Но народ, населявший ее и известный к третьему тысячелетию до н. э. как шумеры, был наделен незаурядным творческим интеллектом и предприимчивым решительным духом. Вопреки природным недостаткам земель, они превратили Шумер в настоящий райский сад и создали то, что было, вероятно, первой развитой цивилизацией в истории человечества. Земля Шумера была свидетелем рождения не одной важной черты современной цивилизации. Будь то философ или учитель, историк или поэт, правовед или реформатор, государственный деятель или политик, архитектор или скульптор – каждый наш современник, скорее всего, найдет свой прототип и коллегу в древнем Шумере».
Дома учащиеся читают шумерский миф о боге Нинурте – «Подвиги бога Нинурта» (с. 5–7), размышляют над вопросами на с. 7.

Урок 2
«Подвиги бога Нинурта»
После чтения мифа о Нинурте выясняем, с какими трудностями столкнулся Нинурта в борьбе с драконом (вопрос № 1, с. 7).
Можно задать вопрос: «В каких произведениях русского фольклора встречается дракон, несущий страдания людям? Кто и как победил его? В паре учащиеся размышляют над вопросом № 2: «Что помогло богу Нинурте победить?»
В ответе на этот вопрос может прозвучать мысль о сострадании к измученным людям, о чувстве стыда за проявленную слабость.
Целесообразно рассказать ребятам о том, как тесно связан рассказ об ужасе, обрушившемся на землю после гибели Асага: «Не осталось на земле свежей воды… Поля не орошались» (из книги «Шумеры…»), с той практической деятельностью, которую вели шумеры.
«Шумеры обладали особым техническим изобретательским талантом. Уже древнейшие поселенцы пришли к идее орошения, что дало им возможность собирать и направлять по каналам богатые илом воды Тигра и Ефрата, чтобы орошать и оплодотворять поля и сады. Восполняя отсутствие минералов и камня, они научились обжигать речную глину, запас которой был практически неисчерпаем, и превращать ее в горшки, блюда и кувшины. Вместо древесины они использовали нарезанный и высушенный гигантских размеров болотный тростник, росший здесь в изобилии, вязали его в снопы или плели циновки, а также, применяя глину, строили хижины и загоны для скота. Позже шумеры изобрели изложницу для формовки и обжига кирпича из неисчерпаемой речной глины, и проблема строительного материала была решена. Здесь появились такие полезные орудия, ремесла и технические средства, как гончарный круг, колесо, плуг, парусное судно, арка, свод, купол, медное и бронзовое литье, шитье иглой, клепка и пайка, скульптура из камня, гравирование и инкрустация. Шумеры изобрели систему письма на глине, которая была заимствована и использовалась на всем Ближнем Востоке на протяжении почти двух тысяч лет».
Завершаем урок размышлением над вопросом № 3. Речь идет не только о мужестве, о чувстве ответственности, об умении думать о людях и желании помогать им. Следует остановиться на внимании древних шумеров к отношениям между сыном и матерью: гордость матери своим отважным и мудрым сыном, любовь сына, благодарность за поддержку и т. д. Если успеваем, входим в мир древнегреческих мифов. Читаем вступительную статью на с. 8. Выясняем, о каких греческих богах и героях, возможно, знают дети.
Дома учащиеся читают миф «Нарцисс и эхо», размышляют над вопросами на с. 11.

Урок 3
«Нарцисс и Эхо»
После прочтения мифа размышляем над вопросами на с. 11.
Отвечая на вопрос о качествах, которыми наделена нимфа Эхо, дети говорят о ее трагической любви. Объясняем значение слова «трагическая» – полная страданий, глубоких переживаний.
Дети объясняют, какие природные явления напоминают историю нимфы Эхо.
Затем выясняем, как и за что был наказан Нарцисс. Говорим о его самовлюбленности и равнодушии к окружающим. Особое внимание обращаем на смысл наказания: Нарцисс испытывает те страдания, на которые обрекал других.
Работая в паре, дети высказывают главную мысль этого мифа. Эгоизм, любовь только к себе, предпочтение своих интересов интересам других мучает не только других людей, но делает несчастным и самого эгоиста.
Учащиеся вспоминают фольклорных и литературных героев, которые похожи на Нарцисса, рассказывают об их судьбе. Дома учащиеся готовятся к уроку внеклассного чтения. Выполняют задания, помещенные в разделе «Внеклассное чтение» (с. 11).
Дети могут прочитать не все из названных в этом разделе мифов, выбрать другие.

Урок 4
Внеклассное чтение
На этом уроке дети демонстрируют книги, в которых напечатаны прочтенные ими греческие мифы. Они пересказывают сюжеты понравившихся мифов, сопоставляют героев. Учащиеся размышляют над вопросом: «Есть ли в судьбах мифологических героев что-то близкое нам сегодня?»
Можно провести урок по мифу о царе Мид асе, напечатанному в разделе «Читальный зал». Учащиеся пересказывают содержание мифа, зачитывают особенно понравившиеся фрагменты текста, отвечают на вопросы (с. 20).

Урок 5
Славянские мифы
В процессе чтения статьи «Славянские мифы» (с. 12) делаем смысловые паузы, которые заполняем рассказами детей, основанными на их собственном читательском и жизненном опыте.
Узнав о том, что славяне придавали особое значение числу три, учащиеся вспоминают сказки, в которых явления, события повторяются трижды (вопрос № 1, с. 15). Прочитав раздел о бабе-яге, ребята называют сказки, в которых она встречается, рассказывают, какими качествами наделена баба-яга в этих произведениях (вопрос № 2, с. 15).
Чтение раздела о Ладе завершается поисками ответа на вопрос № 3 (с. 15).
Размышление над вопросом № 4 завершает чтение разделов, посвященных Перуну, Змею Горынычу, Кощею.
Дети могут вспомнить не только народные, но и авторские литературные произведения.
Дома учащиеся могут нарисовать мифологических персонажей, придумать сказку, в которой они будут действовать, составить список фольклорных и литературных произведений, в которых действуют персонажи славянских мифов, найти песни, в которых также встречаются они.

Урок 6
Поэтические приемы, пришедшие из мифов
После прочтения статьи на с. 16 дети приводят примеры олицетворения явлений природы, используя сравнения и метафоры:
Месяц… гляделся в воды озера,
Ветер гудел в трубе, мороз…
Море…
Ручей…
Читаем стихотворение А. В. Кольцова «Урожай». Целесообразно, чтобы вначале его прочитал учитель. Ребята говорят о впечатлении, вызванном произведением.
Затем читают его вслух, после чего рассказывают о состояниях природы, которые открылись им в этом произведении. Зачитывают строки, в которых особенно ярко передаются эти состояния.
Затем отвечают на вопросы: «Что в этом произведении напоминает древние мифы?» (вопрос № 1, с. 17);
«Какие поэтические приемы использовал в стихотворении В. Кольцов?»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *