Уровни листинга на московской бирже что это
Листинг ценных бумаг
Листинг ценных бумаг осуществляется путем их включения в Список ценных бумаг, допущенных к торгам ПАО Московская Биржа (далее – Список). Включение ценных бумаг в Список может осуществляться с включением и без включения в котировальные списки.
Список состоит из трех разделов:
Первый и Второй уровни, являются котировальными списками, Третий уровень, является некотировальной частью Списка.
Для включения ценных бумаг в Первый, Второй или Третий уровень Заявитель представляет Заявление и комплект документов в соответствии с Приложением № 1 к Правилам листинга ПАО Московская Биржа (в зависимости от раздела Списка и вида/типа/категории ценной бумаги, в отношении которой подано Заявление).
Для прохождения листинга ценная бумага и ее эмитент (управляющая компания ПИФа/управляющий ипотечным покрытием) должны соответствовать требованиям, установленным Правилами листинга ПАО Московская Биржа, для включения в Первый, Второй или Третий уровень:
Одним из условий для включения в котировальные списки акций и облигаций является соблюдение эмитентом требований к корпоративному управлению эмитента:
Требования при включении и поддержании ценных бумаг в Секторе РИИ, Сегменте РИИ-Прайм, Секторе Роста, Сегментах Сектора устойчивого развития
Полный перечень требований для включения в Первый, Второй или Третий уровень установлен Правилами листинга ПАО Московская Биржа.
Срок включения ценных бумаг в Список*:
Этапы | Первый и Второй уровни | Третий уровень |
---|---|---|
Представление Заявления и полного пакета документов | Т | Т |
Принятие уполномоченным органом Биржи решения о включении ценных бумаг в Список: | ||
Акции, российские и иностранные депозитарные расписки на акции | Т+20 | Т+10 |
Облигации международных финансовых организаций*** | Т+5 | |
Иные ценные бумаги | Т+15 | Т+10 |
Уведомление эмитента (заявителя) о принятых решениях (не позднее 1-го торгового дня с даты принятия решения) | ||
Акции, российские и иностранные депозитарные расписки на акции | Т**+21 | Т**+11 |
Облигации международных финансовых организаций*** | Т**+6 | |
Иные ценные бумаги | Т**+16 | Т**+11 |
** рабочие дни, за исключением Т
*** В случае, если выпуск облигаций размещается (размещен) в рамках программы/проспекта облигаций при условии включения ранее в Список иного выпуска облигаций, размещаемого (размещенного) в рамках той же программы/проспекта облигаций.
В случае направления на Биржу документов, взамен ранее направленных, Биржа имеет право продлить срок принятия соответствующего решения на время проведения проверки представленных документов, но не более чем на 5 рабочих дней.
Биржа при включении (исключении, изменении уровня листинга) ценных бумаг в Список (из Списка) направляет Заявителю и Организации уведомление о принятом решении посредством почтовой или электронной связи в сроки предусмотренные Правилами листинга, с дальнейшим направлением уведомления по почте или вручением под роспись.
Уважаемые посетители сайта, чтобы отправить свое предложение или задать вопрос, используйте форму обратной связи.
Мы ценим Ваше мнение и обязательно рассмотрим Ваши вопросы и в случаях, когда это возможно, подтвердим получение Письма и предоставим письменный ответ.
В случае наличия обоснованных и существенных претензий, Биржа совместно с Экспертными Советами примет меры по разработке и реализации соответствующих изменений.
Акции российских эмитентов
где FF = (0,25789 – 0,00263*Кап)*100%,Кап – рын. капитализация эмитента в млрд. руб.
Обыкновенные акции
FFC ≥ 3 млрд. руб.,
от всех
выпущенных
обыкновенных акций
Привилегированные акции (привилегированные акции определенного типа)
FFC ≥ 1 млрд. руб.,
от всех выпущенных
привилегированных акций (привилегированных акций определенного типа)
при включении акций во Второй уровень или перевода акций из Третьего уровня во Второй уровень
(за исключением случаев включения в Сектор Роста)
FFC ≥ 1 млрд. руб., FFs ≥ 10%
от всех выпущенных
обыкновенных акций.
при переводе акций во Второй уровень из Первого уровня
FFs ≥ 4%
от всех выпущенных
обыкновенных акций
1 Определение количества акций в свободном обращении осуществляется по методике, утвержденной Биржей и раскрытой на сайте Биржи в сети Интернет.
Требование данного пункта применяется при включении в Первый и Второй уровень акций, находящихся в процессе обращения. При этом акции могут быть включены в Первый или Второй уровень без соответствия установленным показателям, если ожидается, что по итогам проведения планируемого размещения или планируемой продажи таких ценных бумаг указанное требование будет соблюдено.
2 Общая рыночная стоимость обыкновенных акций рассчитывается как произведение цены обыкновенных акций и количества выпущенных обыкновенных акций, общая рыночная стоимость привилегированных акций рассчитывается как произведение цены привилегированных акций и количества выпущенных привилегированных акций. Цена акции определяется как рыночная цена ценной бумаги, рассчитанная в порядке, определенном приказом ФСФР России № 10-65/пз-н.
3 Рыночная капитализация эмитента рассчитывается как сумма произведения цены обыкновенных акций и количества выпущенных обыкновенных акций и произведения цены привилегированных акций и количества выпущенных привилегированных акций.
4 Или юридического лица:
В случае если одним из условий включения акций российского эмитента в котировальные списки является срок существования юридического лица, осуществляющего по данным консолидированной финансовой отчетности контроль над одним или более бизнесами, при условии, что доля такого бизнеса (бизнесов) составляет не менее 50 процентов от общего бизнеса группы, в которую входит эмитент, условие о составлении и раскрытии (опубликовании) финансовой отчетности, в отношении которой был проведен аудит, применяется к консолидированной финансовой отчетности указанного юридического лица при условии, что указанная финансовая отчетность составлена в соответствии с МСФО или отличными от МСФО международно признанными правилами.
Уважаемые посетители сайта, чтобы отправить свое предложение или задать вопрос, используйте форму обратной связи.
Мы ценим Ваше мнение и обязательно рассмотрим Ваши вопросы и в случаях, когда это возможно, подтвердим получение Письма и предоставим письменный ответ.
В случае наличия обоснованных и существенных претензий, Биржа совместно с Экспертными Советами примет меры по разработке и реализации соответствующих изменений.
Что такое листинг облигаций и по каким правилам он проводится
Что такое листинг облигаций?
Солидные биржевые площадки заботятся о репутации. Биржа в качестве гаранта сделок предпочитает работать с надежными компаниями.
Процедура предусмотрена для каждого эмитента. Позволяет выбрать среди желающих, подходящих под требования относительно финансовых показателей, возможных рисков, уровня ликвидности.
Правила проведения листинга
У каждой торговой площадки свои критерии, по которым отбираются ценные бумаги в листинг. Основные параметры:
Этапы и нюансы процедуры утверждаются руководством торговой площадки. В качестве примера стоит рассмотреть правила на Московской бирже. Активы компании допускаются к листингу при выполнении следующих условий:
Основные этапы листинга
Процедура состоит из нескольких этапов. Основные:
Уровни листинга и котировальные списки
На Московской биржи существует 3 уровня листинга, на каждый из которых приходится отдельный котировальный список. Речь идет о перечне ценных бумаг, отобранных по определенным требованиям:
Чем ниже уровень, тем меньше ликвидность. Инвесторы предпочитают 1 и 2 уровни, а третий выбирают для прибыли в долгосрочной перспективе.
Первичный и вторичный листинг
Первичный листинг соответствует началу обращения облигаций на российском фондовом рынке. Все эмитенты на Московской бирже обязательно проходят такую процедуру. Для выхода на международный уровень торговли предусмотрен вторичный листинг. После него уже размещают активы на Лондонской, Нью-Йоркской и других иностранных биржах.
Российское законодательство допускает к вторичной процедуре только те компании, которые прошли первичную. Вторичный листинг делится на виды:
Помимо перечисленного, существуют депозитарные расписки, которыми можно будет торговать на биржах за рубежом.
Делистинг
Процедура заключается в исключении облигаций эмитента из списков фондовой биржи. Причины:
Делистинг делится на добровольный и принудительный. Процедура не запрещает торговать облигациями на других биржах и внебиржевых площадках.
Добровольный делистинг часто связан с ухудшением финансового состояния эмитента, низкими оборотами торговли, высокими сборами за регистрацию.
Принудительный делистинг происходит, когда эмитент не уплачивает сборы, не выполняет требования торговой площадки, подделывает отчетность и пр.
Листинг предназначен для создания благоприятных условий торговли на фондовой бирже. Тщательный отбор компаний, включенный в котировальные списки, повышает уверенность трейдеров и частных инвесторов в сравнительной надежности активов.
Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.
О группе
московская биржа
«Преимущество организованных торгов заключается в существенном расширении круга потенциальных инвесторов»
Раздел 2. правила листинга — наилучшая международная практика
О группе московская биржа
IPO является комплексным процессом, состоящим из ряда мероприятий, к числу которых относится листинг ценных бумаг. Прохождение листинга является обязательным условием инвесторов при публичном размещении или предложении ценных бумаг. Как размещение, так и обращение ценных бумаг может осуществляться: 1) на организованных торгах, проводимых на регулярной основе по установленным правилам, предусматривающим порядок допуска лиц к участию в торгах для заключения ими договоров купли-продажи (в том числе биржевых торгах); 2) вне организованных торгов.
Основная роль Биржи — ценообразование на финансовом рынке, основанное на концентрации ликвидности и четко установленных правилах торговли. Преимущество организованных торгов заключается в существенном расширении инвестиционных возможностей эмитента. В международной практике использование услуг Биржи является универсальным способом получить доступ к широкому кругу инвесторов, к числу которых относятся также институциональные инвесторы, имеющие право осуществлять инвестирование в финансовые инструменты, отвечающие строго определенным требованиям.
С момента допуска ценных бумаг эмитента к публичному размещению/обращению на Бирже на эмитента возлагаются дополнительные обязательства, в том числе по раскрытию информации и в некоторых случаях организации корпоративного управления. Возникновение данных обязательств является положительным аспектом размещения ценных бумаг на Бирже, поскольку соразмерно увеличению требований к эмитенту повышается и качество эмитируемых им ценных бумаг, что положительно сказывается на их рыночной стоимости.
1. Как получить доступ на Биржу?
2. Когда может быть получен листинг?
Ответ на данный вопрос зависит от целей, которые преследует эмитент. Как видно из определения Списка, листинг ценных бумаг может быть осуществлен как в процессе размещения, когда приобретение ценных бумаг их первыми владельцами происходит в рамках биржевых торгов, так и после — в процессе обращения ценных бумаг.
3. Процедура получения листинга
Процедура получения листинга состоит из нескольких этапов. В процессе подготовки к IPO эмитент и/или его юридические и финансовые консультанты имеют возможность получить предварительные консультации Биржи в отношении соблюдения требований листинга и подготовки документов. Отправной точкой для начала официальной процедуры является получение Биржей заявления эмитента о включении ценных бумаг в Список. К заявлению должен прилагаться комплект документов, состав которого указан в Приложении №1 к настоящему Разделу Руководства. На практике подготовка комплекта документов входит в объем услуг, предоставляемых юридическими и финансовыми консультантами. Именно эти организации осуществляют непосредственное взаимодействие с Биржей по вопросам согласования данного комплекта, что позволяет эмитенту сконцентрировать свое внимание на иных вопросах подготовки размещения и организации обращения ценных бумаг.
В процессе рассмотрения заявления Биржа проводит экспертизу ценных бумаг на предмет их соответствия Правилам листинга и в результате принимает решение о включении или об отказе во включении ценной бумаги в Список.
4. Уровни листинга
Крупные международные биржи используют механизм деления на уровни листинга в зависимости от набора требований, предъявляемых к эмитенту и его ценным бумагам, что позволяет инвесторам понимать качество ценных бумаг. Правила листинга учитывают международный опыт организации торговли ценными бумагами, предусматривая различные условия листинга (в том числе для целей IPO).
Глава 1. Доступность ценных бумаг, включенных в котировальные списки, для разных категорий инвесторов
В отношении институциональных инвесторов установлены специальные ограничения, призванные обеспечить дополнительную защиту инвестируемых средств. Как правило, такие ограничения связаны с наличием определенного уровня листинга ценных бумаг и обеспечением возможности участия инвесторов в процессе размещения акций (выступать первыми приобретателями).
1. Иностранные инвесторы
За указанными исключениями акции большинства российских компаний могут быть свободно приобретены иностранными инвесторами.
2. Российские инвесторы
Наиболее высокие требования предъявляются к управляющим средствами пенсионных накоплений и к Агентству по страхованию вкладов (при размещении им временно свободных средств), что определяется спецификой происхождения средств, находящихся под их управлением. Для их привлечения эмитент должен обеспечить включение своих акций в Первый уровень Списка.
Менее жесткие требования предъявляются к инвестиционным фондам, среди которых правом на приобретение акций российских эмитентов обладают хедж-фонды, фонды прямых и смешанных инвестиций, а также фонды акций.
Для Фонда национального благосостояния (часть средств федерального бюджета, распорядителем которых является Министерство финансов РФ) единственной альтернативой приобретению акций эмитентов на торгах является их приобретение в связи с реализацией эмитентом самоокупаемого инфраструктурного проекта.
Доступность акций российских акционерных обществ для разных категорий инвесторов
Глава 2. Требования к включению в Список
Требования, предъявляемые к акциям для включения их в Список, можно разделить на общие (соблюдаются вне зависимости от уровня Списка) и дополнительные (необходимы только для включения в Первый и Второй уровни Списка).
Соблюдения данных требований достаточно для включения акций в Третий уровень Списка, то есть в его некотировальную часть. Для включения в Первый и Второй котировальные списки акции эмитента и сам эмитент должны отвечать дополнительным требованиям:
Общие требования к включению в список
Требования к акциям | – соответствие требованиям законодательства РФ, в том числе нормативным актам в сфере финансовых рынков; – регистрация проспекта акций (за исключением ограниченного перечня случаев, установленных законодательством); – принятие на обслуживание в расчетном депозитарии (за исключением случаев размещения); – согласование с Биржей проектов эмиссионных документов в случае размещения акций на Бирже. |
Требования к эмитенту | – принятие уполномоченным органом эмитента решения об обращении с заявлением о листинге акций на Биржу; – принятие эмитентом обязанности по раскрытию информации в соответствии с правилами Биржи (в отсутствие проспекта) либо в соответствии с законодательством РФ (при наличии проспекта). |
Дополнительные требования к включению в список 36
Условия включения в Список | Первый уровень | Второй уровень | Третий уровень | ||
---|---|---|---|---|---|
Обыкновенные акции | Привилегированные акции | Обыкновенные акции | Привилегированные акции | ||
Количество акций эмитента, находящихся в свободном обращении (Free-float (далее – FF 37 )), и их общая рыночная стоимость (Free cash flow (далее – FCF 38 )) | Рыночная капитализация 39 > 60 млрд руб.: |
При переводе акций во Второй уровень из Первого уровня:
Требования к корпоративному управлению 44
Условия включения акций эмитента в Список | Первый уровень | Второй уровень |
---|---|---|
Избрание эмитентом совета директоров (наблюдательного совета) | + | + |
– количество независимых директоров 45 в совете директоров (наблюдательном совете) | Не менее 1/5 состава совета директоров (наблюдательного совета) и не менее 3 | Не менее 2 |
Советом директоров (наблюдательным советом) сформирован комитет по аудиту, возглавляемый независимым директором | + | + |
– количество независимых директоров в комитете по аудиту | 100% (в случае если это невозможно в силу объективных причин – более 50% 46 ) | 100% (в случае если это невозможно в силу объективных причин, в него должны входить члены совета директоров (наблюдательного совета), не являющиеся единоличным исполнительным органом и (или) членами коллегиального исполнительного органа эмитента) |
Советом директоров (наблюдательным советом) сформирован комитет по вознаграждениям | + | – |
— количество независимых директоров в комитете по вознаграждениям | 100% (в случае если это невозможно в силу объективных причин – более 50% 46 ) | – |
Советом директоров (наблюдательным советом) сформирован комитет по номинациям (кадрам, назначениям) | + (с оговорками) 47 | – |
– количество независимых директоров в комитете по номинациям (кадрам, назначениям) | Более 50% 46 | – |
Наличие у эмитента корпоративного секретаря либо специального структурного подразделения (структурных подразделений), осуществляющего (осуществляющих) функции корпоративного секретаря | + | + |
Наличие у эмитента, утвержденного советом директоров (наблюдательным советом) положения о корпоративном секретаре (специальном структурном подразделении (структурных подразделениях), осуществляющем (осуществляющих) функции корпоративного секретаря), разработанного с учетом положений Кодекса корпоративного управления, рекомендованного к применению Банком России | + | – |
Наличие у эмитента, утвержденного советом директоров (наблюдательным советом) документа, определяющего дивидендную политику эмитента | + | + |
Наличие у эмитента отдельного структурного подразделения (отдельных структурных подразделений), осуществляющего (осуществляющих) внутренний аудит, или организация проведения внутреннего аудита с привлечением эмитентом внешней независимой организации | + | + |
Наличие у эмитента политики в области внутреннего аудита (положения о внутреннем аудите), утвержденной (утвержденного) советом директоров (наблюдательным советом) эмитента | + | + |
Глава 3. Требования к поддержанию в Списке
Правила листинга регламентируют процедуры мониторинга и контроля над соответствием включенных в Список ценных бумаг и эмитентов таких ценных бумаг устанавливаемым требованиям. Возможность реализации контрольных мероприятий Биржи обеспечивается посредством закрепления в Правилах листинга обязанности эмитента в течение всего периода нахождения ценных бумаг в Списке осуществлять публичное раскрытие информации, а также предоставлять Бирже необходимую информацию в случае наступления обстоятельств, которые могут повлиять на финансовую стабильность эмитента или качество его ценных бумаг (приложение №2 к настоящему разделу Руководства).
Глава 4. Обязанности эмитента по раскрытию/предоставлению информации
В ходе IPO и последующего обращения акций на Бирже эмитент обязан обеспечить доступность всем заинтересованным лицам определенной информации о себе, своей деятельности и размещаемых/размещенных ранее ценных бумагах, а также сведений, относящихся к инсайдерской информации. Кроме того, эмитент в течение всего периода нахождения его акций в Списке предоставляет Бирже информацию о специальных корпоративных событиях.
1. Формы раскрытия/предоставления информации
Эмитент раскрывает и предоставляет информацию в виде уже существующих документов либо специально подготовленных для целей раскрытия сообщений.
В случае раскрытия информации по общему правилу такая информация раскрывается:
Для эмитента, ценные бумаги которого включены в Список, также:
2. Объем раскрываемой/предоставляемой информации
Раскрываемая/предоставляемая информация | Форма раскрытия/предоставления | Периодичность |
---|---|---|
До момента обращения на Биржу с заявлением о листинге | ||
Консолидированная финансовая (бухгалтерская) отчетность в соответствии с МСФО или иными, отличными от МСФО, признанными на международном уровне правилами с приложением аудиторского заключения 49 | Документ (за 3 завершенных года — для включения в котировальный список первого (высшего) уровня или за 1 завершенный год — для включения в котировальный список второго уровня) | Единовременно |
С момента обращения на Биржу с заявлением о листинге | ||
Инсайдерская информация эмитента | Сообщение | Единовременно, при наступлении события |
С момента получения допуска к торгам | ||
Информация о допуске к торгам | Сообщение | Единовременно, при наступлении события |
Информация о специальных корпоративных событиях (События, связанные с (1) эмитентом, (2) его акциями, а также (3) иные события, информация о наступлении которых должна предоставляться Бирже) | Сообщение | Единовременно, при наступлении события |
С момента начала размещения акций | ||
Ежеквартальный отчет (актуальная информация об эмитенте и размещенных ценных бумагах по итогам каждого квартала, в объеме, практически аналогичном проспекту ценных бумаг) | Документ | Ежеквартально |
Консолидированная финансовая отчетность 50 | Документ | Ежегодно (годовая отчетность) и раз в полгода (промежуточная отчетность) |
Информация о существенных фактах 51 | Сообщение | Единовременно, при раскрытии информации в ленте новостей информационного агентства |
3. Специальные корпоративные события
4. Контроль Биржи за раскрытием эмитентами информации
Биржа осуществляет регулярный мониторинг за раскрытием информации эмитентами, чьи ценные бумаги включены в Список. В случае выявления нарушения Биржа определяет его существенность и при необходимости устанавливает срок устранения.
5. Последствия нарушения обязанности по раскрытию информации
Биржа вправе принять одно из следующих решений:
Кроме того, Биржа вправе направить информацию о выявленном нарушении в Банк России. По инициативе последнего эмитент может быть оштрафован, а должностные лица, по вине которых произошло нарушение, дисквалифицированы (лишены права занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом).
Контроль над соблюдением требований законодательства об инсайде осуществляется Банком России, к функциям которого отнесено выявление нарушений такого законодательства, принятие мер по их прекращению, а также привлечение эмитентов к ответственности. В рамках указанных функций Банк России запрашивает необходимую информацию и документы, проводит проверки, выдает предписания, в том числе об устранении выявленных нарушений, а также осуществляет иные полномочия.
В свою очередь Биржа как организатор торговли осуществляет контроль над операциями с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, осуществляемыми на организованных торгах, а также вправе направить письменное требование (запрос) о передаче эмитентом списка инсайдеров на Биржу.
6. Раскрытие информации Биржей
В отношении акций, допущенных к торгам, Биржа дополнительно раскрывает на своей странице в сети Интернет информацию:
7. Дополнительные требования в отношении законодательства об инсайде
Помимо раскрытия инсайдерской информации, эмитент с момента обращения на Биржу с заявлением о допуске его ценных бумаг к организованным торгам должен:
Глава 5. Изменение уровня листинга
1. Повышение уровня листинга
Включение ценных бумаг в конкретный уровень Списка не исключает воз- можности его повышения. Инициатором такой процедуры может быть только эмитент ценных бумаг. При этом повышение уровня листинга осуществляется на основании отдельного решения Биржи. В случае, когда эмитент намеревается осуществить повышение уровня листинга, он должен обратиться на Биржу с заявлением об изменении уровня листинга, в котором указывается интересующий его уровень Списка. К такому заявлению должен быть приложен комплект документов, состав которого приводится в приложении №1 55 к настоящему разделу Руководства. После получения заявления эмитента и всех необходимых документов Департамент листинга Биржи выдает экспертное заключение, содержащее обоснование изменения уровня листинга. Таким образом, компании, которые на момент прохождения первоначальной процедуры листинга не были готовы выдержать тестирование на предмет соответствия требованиям котировальных списков, после укрепления своих позиций на рынке и завершения всех необходимых корпоративных процедур могут получить необходимый уровень листинга.
2. Понижение уровня листинга
Понижение уровня листинга может происходить добровольно или по инициативе Биржи. Добровольное понижение уровня листинга эмитентом может произойти, в частности, если эмитент в определенный момент времени не имеет возможности выполнять требования, необходимые для поддержания ценных бумаг в рамках первого или второго уровней Списка. Подобные превентивные действия нанесут меньший репутационный вред, выражающийся в снижении доверия инвесторов к ценным бумагам, по сравнению с ситуацией, когда изменение уровня происходит по инициативе Биржи. В данном случае процедура, а также представляемые на Биржу документы, аналогичны процедуре повышения листинга.
Принудительное понижение уровня листинга ценных бумаг может быть осуществлено в случае, когда Биржей выявлены нарушения Правил листинга, являющиеся основанием для исключения ценных бумаг из котировального списка.
3. Делистинг
Как и в случае изменения уровня Списка, инициатором процедуры исключения ценных бумаг из Списка (т.е. делистинга) может выступать Биржа или эмитент ценных бумаг:
- какое покрытие утюга лучше выбрать
- какое оборудование нужно для монтажа кондиционера