Уровень соответствия национальной рамки квалификации 6 это что
Уровень соответствия национальной рамки квалификации 6 это что
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Временные методические рекомендации по разработке отраслевой рамки квалификаций на основе Национальной рамки квалификаций Российской Федерации
1. Общие положения
Временные методические рекомендации определяют предназначение, принципы, квалификационные уровни и дескрипторы отраслевой рамки квалификаций и содержат описания видов работ по ее разработке.
Термины, их определения и сокращения:
— обобщенное описание по установленным показателям квалификационных уровней в рамках отрасли, признаваемое ведущими в данной отрасли организациями;
— иерархически упорядоченную по квалификационным уровням классификацию видов трудовой деятельности, сформированную по показателям НРК и другим значимым для отрасли показателям;
2. Предназначение отраслевой рамки квалификаций
Используя национально признаваемый словарь для описания системы квалификаций, ОРК призвана обеспечить простоту и ясность связей между различными квалификациями.
ОРК предназначена для различных групп пользователей (объединений работодателей, органов управления образованием, компаний, образовательных организаций, граждан) и позволяет:
формировать общую стратегию развития рынка труда и системы образования в конкретной отрасли, в том числе, планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретной квалификации, повышению квалификационного уровня, карьерному росту;
формировать большую трудовую мобильность;
описывать с единых позиций требования к квалификации работников и выпускников при разработке профессиональных и образовательных стандартов, программ профессионального образования;
разрабатывать процедуры оценки результатов образования и сертификации квалификаций, формировать систему сертификатов;
создавать тарифные системы, обеспечивать прозрачность и управляемость системы оплаты труда.
3. Принципы разработки отраслевой рамки квалификаций
ОРК разрабатывается на основе НРК с учетом следующих принципов:
отражение приоритетов отрасли и учет бизнес-интересов компаний;
преемственность и непрерывность развития квалификационных уровней от низшего к высшему;
прозрачность описания квалификационных уровней для всех пользователей;
соответствие иерархии квалификационных уровней структуре разделения труда и системы образования Российской Федерации;
описание квалификационных уровней ОРК через показатели профессиональной деятельности;
описание видов трудовой деятельности, а не работников, их выполняющих, и качества исполнения ими должностных обязанностей.
4. Квалификационные уровни и дескрипторы отраслевой рамки квалификаций
ОРК может содержать до девяти иерархически выстроенных квалификационных уровней. При необходимости внутри квалификационных уровней могут выделяться подуровни, отражающие специфику отраслевых квалификационных требований.
ОРК образуют представленные в форме таблицы характеристики (дескрипторы) квалификационных уровней и подуровней, раскрываемые через основные показатели профессиональной деятельности: широта полномочий и ответственность, сложность и наукоемкость деятельности.
Содержание основных показателей профессиональной деятельности представлено в табл. 1.
Таблица 1. Содержание основных показателей профессиональной деятельности
Показатель профессиональной деятельности | Содержание |
---|---|
Широта полномочий и ответственность | Определяет общую компетенцию работника и связан с масштабом деятельности, ценой возможной ошибки, ее социальными, экологическими, экономическими и т.п. последствиями, а также с полнотой реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства |
Сложность деятельности | Определяет требования к умениям и зависит от ряда особенностей профессиональной деятельности: множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов; степени неопределённости рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития |
Наукоемкость деятельности | Определяет требования к знаниям, используемым в профессиональной деятельности, зависит от объёма и сложности используемой информации, инновационности применяемых знаний и степени их абстрактности |
При необходимости при разработке ОРК могут быть использованы дополнительные показатели, характеризующие специфику профессиональной деятельности конкретной отрасли.
5. Структура отраслевой рамки квалификаций
Макет ОРК для одного квалификационного уровня представлен в приложении 1.
ОРК состоит из следующих элементов:
1) наименование отрасли (области профессиональной деятельности);
рекомендуемые наименования должностей для выделяемых видов трудовой деятельности.
В соответствии с предложенным макетом формируются все квалификационные уровни ОРК.
6. Общая процедура разработки отраслевой рамки квалификаций
Разработка ОРК является длительным процессом, предполагает привлечение экспертов, обладающих знанием стратегии и приоритетов развития отрасли, специфики конкретных видов трудовой деятельности, квалификационных требований, предъявляемых к работникам, программ и форм профессионального образования и обучения.
Разработку ОРК целесообразно начинать с выделения приоритетных областей профессиональной деятельности и видов трудовой деятельности. Формирование ОРК осуществляется, прежде всего, для данных областей и видов деятельности с последующим расширением рамки на основе уточнения и выявления новых приоритетов.
Основные виды работ по разработке ОРК представлены в приложении 2.
ОТРАСЛЕВАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ Отрасль (область профессиональной деятельности) ________________________________________ квалификационный уровень ______ Требования Национальной рамки квалификаций | |||
---|---|---|---|
Показатели профессиональной деятельности | Пути достижения квалификации соответствующего уровня | ||
Широта полномочий и ответственность | Сложность | Наукоемкость |
Требования отраслевой рамки квалификаций
Квалификационный подуровень* | Показатели профессиональной деятельности** | Пути достижения квалификации соответствующего подуровня*** | Основные виды трудовой деятельности | Рекомендуемые наименования должностей | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
широта полномочий и ответственность | сложность | наукоемкость | другие показатели | ||||
Х.1 | |||||||
Х.2 | |||||||
. | |||||||
Х.У |
Рис. 1. Макет отраслевой рамки квалификаций
** Приводятся дескрипторы, отличающиеся от дескрипторов НРК.
*** Приводятся сведения о путях достижения квалификации, уточняющие пути достижения квалификации соответствующего уровня согласно НРК.
Основные виды работ по разработке ОРК
Временные методические рекомендации по разработке отраслевой рамки квалификаций на основе Национальной рамки квалификаций Российской Федерации (утв. Министерством здравоохранения и социального развития РФ)
Текст документа размещен на сайте Минздравсоцразвития России в Internet (http://www.minzdravsoc.ru)
Обзор документа
Приведены Временные методрекомендации по разработке отраслевой рамки квалификаций на основе Национальной рамки квалификаций РФ.
Рекомендации определяют предназначение, принципы, квалификационные уровни и дескрипторы отраслевой рамки и содержат описания видов работ по ее подготовке.
Отраслевая рамка разрабатывается с учетом 7 принципов. Это отражение приоритетов отрасли и учет бизнес-интересов компаний, преемственность и непрерывность развития уровней от низшего к высшему, прозрачность описания уровней для всех пользователей, соответствие иерархии уровней структуре разделения труда и системы образования России, описание уровней через показатели профдеятельности, описание видов трудовой деятельности, а не работников, их выполняющих, и качества осуществления ими должностных обязанностей.
Количество уровней может доходить до 9. При необходимости внутри них могут выделяться подуровни, отражающие специфику отраслевых квалификационных требований.
Отраслевые рамки образуют представленные в форме таблицы характеристики (дескрипторы) уровней и подуровней, раскрываемые через основные показатели профдеятельности. К ним относятся широта полномочий и ответственность, сложность и наукоемкость деятельности.
От национальной рамки квалификаций до системы должностных инструкций организации
«Кадровик. Кадровое делопроизводство», 2012, N 6
Автор рассуждает, какое влияние на подход к разработке должностных инструкций окажет введение в России отраслевых рамок квалификаций.
На сегодняшний день работодатели различных уровней используют Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Минздравсоцразвития России периодически разрабатывает и утверждает новые разделы этого Справочника по отраслям деятельности. Так, в последнее время приняты Приказы Минздравсоцразвития России от 12.03.2012 N 220н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников организаций сферы туризма» и от 27.02.2012 N 165н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников физической культуры и спорта», еще не вступившие в действие, поскольку пока не опубликованы официально.
Квалификационные характеристики применяются в качестве нормативных документов или служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников.
При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.
Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации».
В разделе «Должностные обязанности» содержится перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию по должностям работников.
В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.
В разделе «Требования к квалификации» определены необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки работника, удостоверяемый документами об образовании, а также требования к стажу работы.
При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, свойственных соответствующим должностям в конкретных условиях. Планируется переход к использованию профессиональных стандартов. Что будут использовать работодатели тогда для разработки должностных инструкций?
Отраслевая рамка квалификаций
Обратим внимание на утвержденные Минздравсоцразвития России 22.12.2011 Временные методические рекомендации по разработке отраслевой рамки квалификаций на основе Национальной рамки квалификаций Российской Федерации. Что из себя представляет отраслевая рамка квалификаций?
ОТРАСЛЕВАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ Отрасль (область профессиональной деятельности) ___________ квалификационный уровень ______
Требования Национальной рамки квалификаций
Требования отраслевой рамки квалификаций
Рис. 1. Макет отраслевой рамки квалификаций
Она упорядочивает иерархически по квалификационным уровням классификацию видов трудовой деятельности, сформированную по показателям НРК и другим значимым для отрасли показателям.
ОРК предназначена для различных групп пользователей (объединений работодателей, органов управления образованием, компаний, образовательных организаций, граждан) и позволяет:
Квалификационные уровни и дескрипторы отраслевой рамки квалификаций
ОРК может содержать до девяти иерархически выстроенных квалификационных уровней. При необходимости внутри квалификационных уровней могут выделяться подуровни, отражающие специфику отраслевых квалификационных требований.
ОРК образуют представленные в форме таблицы характеристики (дескрипторы) квалификационных уровней и подуровней, раскрываемые через основные показатели профессиональной деятельности: широта полномочий и ответственность, сложность и наукоемкость деятельности.
Содержание основных показателей профессиональной деятельности представлено в табл. 1.
Содержание основных показателей профессиональной деятельности
Структура отраслевой рамки квалификаций
ОРК состоит из следующих элементов:
При формулировании квалификационных подуровней ОРК приводятся квалификационные подуровни, выделяемые в рамках конкретного квалификационного уровня.
В графах «показатели профессиональной деятельности», соответствующие каждому квалификационному подуровню ОРК, приводятся показатели и дескрипторы, отличные или уточняющие дескрипторы конкретного квалификационного уровня НРК.
Под путями достижения квалификации соответствующего подуровня подразумеваются сведения о путях достижения квалификации, уточняющие пути достижения квалификации соответствующего уровня согласно НРК.
Разработка ОРК является длительным процессом, предполагает привлечение экспертов, обладающих знанием стратегии и приоритетов развития отрасли, специфики конкретных видов трудовой деятельности, квалификационных требований, предъявляемых к работникам, программ и форм профессионального образования и обучения.
Разработку ОРК целесообразно начинать с выделения приоритетных областей профессиональной деятельности и видов трудовой деятельности. Формирование ОРК осуществляется, прежде всего, для данных областей и видов деятельности с последующим расширением рамки на основе уточнения и выявления новых приоритетов.
Переход на использование рамки квалификаций
При условии, что в отрасли будет разработана рамка квалификаций, при разработке должностной инструкции будет логичнее опираться уже на нее. В этом случае структура должностной инструкции также должна измениться.
При указании должности работодателю будет легче выбрать из иерархической структуры именно ту должность, которая будет соответствовать предполагаемому уровню полномочий конкретного работника. Возможно, это поможет ориентироваться в квалификации работника и последующим работодателям. А то получается, что менеджер крупной организации, руководящий десятком человек, принимающий решения определенного уровня ответственности, при увольнении и дальнейшем трудоустройстве ценится на рынке труда ниже, чем старший менеджер в небольшой организации, у которого в подчинении находится пара человек, также именуемых менеджерами, несмотря на чисто исполнительский характер работы. Разумеется, если крупная компания входит в число самых известных в своей отрасли, то такой проблемы не возникнет, но ведь между ООО «Ромашка» со штатом в 10 человек и ОАО «Газпром» есть немало компаний, играющих свою роль в отрасли.
Начинать должностную инструкцию можно будет с квалификационного подуровня, потом указание полномочий работника и его ответственности в соответствии с квалификационным уровнем данной категории работников, обозначенным в отраслевой рамке квалификаций, затем будут определяться требования к умениям и, наконец, требования к знаниям, так называемая наукоемкость.
Национальная рамка квалификаций Российской Федерации
Национальная рамка квалификаций Российской Федерации
(далее – НРК) является инструментом сопряжения сфер труда и образования и представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне, и основных путей их достижения на территории России.
НРКявляется составной частью и основой разработки Национальной системы квалификаций Российской Федерации, в которую помимо нее должны войти отраслевые рамки квалификаций, профессиональные и образовательные стандарты, национальная система оценки результатов образования и сертификации, предусматривающая единые для всех уровней профессионального образования механизмы накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях.
НРК предназначена для различных групп пользователей (объединений работодателей, органов управления образованием, предприятий, образовательных организаций, граждан) и позволяет:
формировать общую стратегию развития рынка труда и системы образования, в том числе планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретной квалификации, повышению квалификационного уровня, карьерному росту;
описывать с единых позиций требования к квалификации работников и выпускников при разработке профессиональных и образовательных стандартов;
разрабатывать процедуры оценки результатов образования и сертификации квалификаций, формировать систему сертификатов;
создавать отраслевые квалификационные и тарифные системы.
НРК разработана на основе принципов, свойственных аналогичным рамочным структурам ЕС и других стран:
преемственность и непрерывность развития квалификационных уровней от низшего к высшему;
прозрачность описания квалификационных уровней для всех пользователей;
соответствие иерархии квалификационных уровней структуре разделения труда и национальной системы образования Российской Федерации;
учет мирового опыта при разработке структуры и содержания НРК.
НРК образуют представленные в форме таблицы характеристики (дескрипторы) квалификационных уровней, раскрытые через ряд обобщенных показателей.
Аналогично Европейской рамке квалификаций в НРК включены дескрипторы общей компетенции, умений и знаний, которые раскрываются через соответствующие показатели профессиональной деятельности:
широта полномочий и ответственность;
15. Компетентностная модель выпускника вуза
Требования к результатам освоения ООП подготовки бакалавров, магистров и специалистов представлены в ФГОС ВПО в виде двух групп компетенций, которыми должны обладать выпускники вуза:
а) общекультурные (общие, универсальные) компетенции (ОК);
б) профессиональные компетенции (ПК), включая общепрофессиональные (ОПК) и профессионально-специализированные компетенции (иногда обозначаются аббревиатурой ПСК, но чаще для них сохраняется обозначение ПК).
Варианты перечней общекультурных компетенций в составе компетентностной модели выпускника (бакалавра, магистра, специалиста) содержатся в соответствующих ФГОС ВПО.
Формированию компетентностной модели выпускника предшествует определение области его будущей профессиональной деятельности[4], а также видов, задач и объектов последней.
Профессиональные компетенции выпускников указываются в ФГОС ВПО по видам профессиональной деятельности[5]. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой вузом совместно с заинтересованными работодателями.
Ниже приведены общие правила определения основных видов профессиональной деятельности.
Правило автономности. Каждый вид профессиональной деятельности при необходимости может автономизироваться вплоть до выделения его в отдельную должность.
Правило сертифицируемости. Каждый вид профессиональной деятельности, при наличии соответствующих образовательных условий, может быть освоен отдельно с получением соответствующего сертификата (это и позволяет осуществлять разработку профессионального модуля как относительно автономной части ООП по принципу «один модуль обслуживает один вид профессиональной деятельности»).
Правило полноты. Готовность выпускника к реализации выделенного набора основных видов профессиональной деятельности равноценна минимально необходимому (для работодателя) уровню его профессиональной компетентности.
Правило малых чисел. Количество основных видов профессиональной деятельности, как правило, не должно превышать восьми, что в значительной степени вызвано удобствами как образовательного процесса, так и работодателя (в том числе в плане согласования требований к подготовке специалиста). Если количество основных видов профессиональной деятельности выпускника вуза превышает восемь, может быть использован один из двух приемов: укрупнение основных видов профессиональной деятельности за счет объединения двух или более в одну; исключение из набора основных видов профессиональной деятельности некоторых менее значимых для работодателя (по согласованию с ним).
Правило взаимного удобства. При выделении видов профессиональной деятельности необходимо ориентироваться не только на объективную структуру профессиональной деятельности, но и на удобство использования перечня в сфере образования (для построения обучения) и сфере труда (при приеме на работу, сертификации и т.д.).
Правило формулировки. Описание вида профессиональной деятельности дается через отглагольное существительное. В случае если это «звучит не по-русски», допускается использовать отглагольное прилагательное плюс слово «деятельность». Формулировки видов деятельности рекомендуется строить единообразно. Например, возможные виды профессиональной деятельности бакалавра и магистра: научно-исследовательская; производственно-технологическая; организационно-управленческая; проектировочная и др.
16. Модуль как учебная единица образовательной программы
Понятие «модуль» является одним из новых терминов в современном российском образовании. Это структурированная часть образовательной программы, в рамках которой изучается несколько дисциплин, учебных курсов и разделов наук. Термин «модуль» часто употребляют в качестве синонима рабочей программы дисциплины, цикла дисциплин учебного плана, программы учебного курса.
Сущность модульной формы обучения, прежде всего, заключается в том, что ученик сам изучает дисциплину, а педагог управляет его учебно-познавательной деятельностью: организовывает учебный процесс, а также мотивирует, координирует и контролирует работу ученика.
На сегодняшний день в системе российского образования модуль выполняет функции:
· части «работающей» образовательной программы;
· базы для создания новых учебных программ;
· основы для усовершенствования программ повышения квалификации.
СТРУКТУРА МОДУЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ПРОГРАММЫ МОДУЛЯ
Образовательный процесс с модульной организацией реализуется на базе утвержденных Министерством образования и наук России учебных планов. Структура образовательной программыможет включать в себя несколько модулей, при этом объем их исполнения выражается в кредитах (за академический год может быть освоено не более 60 кредитов).
Каждый модуль имеет в своем составе учебные элементы, конфигурация которых зависит от дидактических целей. Учебный элемент модуля состоит из: цели, списка материалов, пособий, проверки усвоенных знаний. Как правило, каждый модуль содержит 5-8 учебных элементов: введение, учебные цели, базовые проблемы элемента (кейсы), текстовая информация, упражнения, заключения, библиографический список, глоссарий (словарь терминов).
Структура модульной учебной программы | Структура учебной программы модуля |
Цели освоения учебной программы | Цели освоения модуля |
Ожидаемый результат освоения учебной программы | Ожидаемый результат освоения модуля |
Элемент 1 учебной программы | Учебная программа курса 1 |
Элемент 2 учебной программы | Учебная программа курса 2 |
Элемент 3 учебной программы | Учебная программа курса 3 |
Элемент 4 учебной программы | Учебная программа курса 4 |
Аттестация по итогам освоения учебной программы | Аттестация по модулю (экзамен, письменная работа, защита письменной работы) |
Целью модульной программы является организация и реализация учебного процесса, ориентированного на индивидуализм, повышение эффективности и качества подготовки учащихся, а также формирование универсально-профессиональных компетенций. Учащийся должен самостоятельно ее усвоить и достичь поставленных целей в процессе работы над модулем. Учебные модули должны быть структурированы таким образом, чтобы достичь поставленных педагогических целей и ясно, в полном объеме, преподнести информацию учащемуся. Оценка успеваемости происходит через рейтинговую систему оценки знаний.
МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ
Модульная система обучения реализуется в формате ECTS – Европейской кредитно-трансферной системы (Болонской системе), которая базируется на объеме учебной нагрузки, выполненных кредитов.
· модуль (часть образовательной программы, дисциплины);
· рейтинговая система оценивая (оценивание в баллах, по результатам текущих занятий, модульного, семестрового контроля, за другие виды учебной деятельности);
· кредит – это единица измерения выполненной учебной работы: аудиторной или самостоятельной; один кредит ECTS содержит 36 академических часов; за учебный год студент должен освоить 60 кредитов (но не более 54 часов в неделю); виды работы по кредиту: практические и лабораторные работы, лекции, семинары, самостоятельная работа, консультации, экзамены и квалификационная работа.
Модульное обучение отличается от классической формы преподавания:
· структурой учебного материала (информация подается в виде организационно-методических блоков, после изучения которых, будет достигнута определенная педагогическая цель, индивидуальные программы обучения);
· организационными формами обучения;
· формой общения между педагогом и учеником;
· большая часть материала и практических занятий должны быть выучены и сделаны самостоятельно (конечно, под методическим руководством преподавателя);
· индивидуальной траекторией обучения;
· функцией педагога (не простая передача знаний, а управление индивидуальной работой учащихся, консультирование).
Модульная система обучения это современная педагогическая технология, которая базируется на блочном (модульном) построении материала, который усваивается последовательно и оценивается путем накопления рейтинговых баллов за занятия и самостоятельную работу. Она реализуется в контексте принципов познавательной деятельности, индивидуальной структуризации программы и психологического комфорта. Преподаватель в учебном плане самостоятельно распределяет количество баллов на каждый модуль, за разные виды учебной деятельности, формы контроля знаний.
ФОРМЫ МОДУЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
В отличие от привычной нам (советской) системы обучения модульная система имеет несколько форм контроля:
· Зачет (зачетный кредит может достигать 100 баллов).
Результаты учебы трактуются в контексте количества набранных баллов согласно шкале ЕСТS.
Шкала ECTS | Национальная шкала | Сумма баллов по дисциплине |
A | отлично | 90-100 |
B,C | хорошо | 75-89 |
D,E | удовлетворительно | 60-74 |
FX | неудовлетворительно (но с возможностью пересдачи) | 35-59 |
F | неудовлетворительно (с обязательным повтором курса) | 1-34 |
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ МОДУЛЬНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Преимущества модульного обучения:
· формирования компетенций исходя из личностных качеств;
· дифференцированный подход к обучению;
· адаптация учебного материала к дидактическим условиям;
· равномерное распределение учебной нагрузки;
· оценка знаний соответственно выполненной работе (что четко выражается в количестве баллов за учебную деятельность и снижает вероятность субъективности педагога);
· сокращение сроков обучения;
· возможность дистанционного обучения.
· высокий уровень самостоятельной работы;
· существует вероятность неправильной компоновки учебного материала в модулях;
· строгое ограничение во времени, отведенном на выполнение заданий (а его часто не хватает в соотношении к необходимому объему выполненной работы);
· требуется длительное время для разработки модульных программ и материалов;
· требуется адаптация к новой системе.
Отметим, что несмотря на некоторые недостатки, модульная система обучения является инновационной педагогической технологией, которая повышает эффективность учебного процесса, делает его более индивидуализированным и динамичным.