Уроки нравственности или что такое хорошо и что такое плохо

Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо»

Саликова Е.А., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 197 г. Новосибирска

Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов

«Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо»

Рабочая программа к курсу «Воспитание нравственных качеств» «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо»» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Программы Мищенковой Л. В. «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо».

Программа обеспечивается учебно–методическим комплектом, который включает:

Методическое пособие для 1-4 классов «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2016.

Рабочие тетради «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2016.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника. Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Программа составлена на основе следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности»

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовнонравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.д.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника;

знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда;

с помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации;

система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит решить задачи самооценки и самопроверки ученика;

ученик получит начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации?», «Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»);

ученик научится сопоставлять, сравнивать героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе.)

принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока) с помощью учителя;

высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи;

проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);

осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);

работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;

понимать текст, опираясь на содержащуюся в нем информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;

преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку0;

анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);

осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);

проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

ученик научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям;

ученик научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения;

ученик научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

ученик научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Составление словаря настроений.

Вот и стали мы учениками…

индивидуальная, проектная, тренинг, нестандартная,

Освоение языковых средств

Бережного отношения к школьным принадлежностям.

Учимся работать в команде.

Участие в диалоге, работа в группах.

О хорошем и плохом.

Умения находить выход из неприятных ситуаций.

Доброты, стремления приходить на помощь.

индивидуальная, проектная, тренинг, нестандартная,

Желания быть другом.

В царстве Мойдодыра.

Потребности в соблюдении гигиенических правил

Умения слышать и понимать окружающих

Умение видеть красоту природы, восхищаться ею

Профессий много есть на свете.

индивидуальная, проектная, тренинг, нестандартная,

Уважения к людям, своим трудом, приносящим пользу обществу

В мире любимых сказок.

Стремление к чтению художественной литературы, доброты и отзывчивости

Учимся приходить на помощь.

Стремление приходить на помощь, быть чутким и отзывчивым

О рабочих руках и трудолюбии.

Желания быть созидателем

индивидуальная, проектная, тренинг, нестандартная,

Справедливости, доброты, отзывчивости

Стремления быть вежливым и добрым

Бережного отношения к природе, чувства доброты и сострадания.

Познакомьтесь: это Я!

Стремления к изучению себя как личности

индивидуальная, проектная, тренинг, нестандартная,

Стремление к чтению художественной литературы.

Сказка о солнечном зайчике

Учимся быть добрыми.

Бережного отношения к вещам

По страницам русской народной сказки «лиса и Волк».

Стремление к чтению художественной литературы.

Когда люди радуются.

индивидуальная, проектная, тренинг, нестандартная,

Стремления быть полезным окружающим

Умения отличать хорошие поступки от неблаговидных

Поезд везёт подарки мамам.

Любви и уважения к маме

Сказка о весёлой пчёлке.

Доброжелательности, заботливости, желания помочь

Клуб любителей природы.

индивидуальная, проектная, тренинг, нестандартная,

Бережного отношения к природе.

Как у зайчонка зуб болел.

В городе Лекарственных растений.

Бережного отношения к природе.

Экскурсия по городу Лекарственных растений продолжается.

индивидуальная, проектная, тренинг, нестандартная,

Бережного отношения к природе.

На пороге лета. О рыбалке.

Стремления к здоровому образу жизни

Нам нравится гулять по зоопарку…

Культуры поведения в зоопарке.

К. И. Чуковский и его произведения.

Стремление к чтению художественной литературы.

Источник

Курс «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» окажет серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения. Он составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения и направлен на формирование у учащихся позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10

с углубленным изучением отдельных предметов»

руководитель МО приказом директора МБОУ «СОШ № 10»

____________/Е.А. Борисова/ __________ /А.О. Леоненко/ Протокол Приказ

от «» августа 2018 г. от « » августа 2018 г.

«Уроки нравственности, или

«Что такое хорошо и что такое плохо»

Составитель: Косолапкова Наталия Леонидовна,

учитель начальных классов

Программа кружка «Уроки нравственности»

(для четырехлетней начальной школы). Л.В. Мищенкова

— Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» с последующими дополнениями и изменениями;

— Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №373 от 6 октября 2009 года с последующими дополнениями и изменениями;

— Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

— Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ №10»;

— Положение о разработке рабочих программ учебных предметов и внеурочной деятельности МБОУ «СОШ № 10» (приказ №129 от 30.08. 2013);

-Авторская программа Л.В. Мищенковой «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» (для четырёхлетней начальной школы).

Авторская программа реализуется полностью. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

ФГОС второго поколения формулирует основную педагогическую цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В портрете выпускника начальной школы есть такие строки: «Любящий свой край и свою родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих».

В начальной школе перед учителем стоит задача: открыв путь к сердцу и уму маленького человека, воспитать полноценную личность, сформировать систему нравственных ценностей младшего школьника, имеющего свою внутреннюю позицию, представляющую собой осознанное отношение ребёнка к собственному «Я», к окружающим, к социально одобряемым и неодобряемым формам поведения.

Общая характеристика учебного предмета

Курс «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» окажет серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения. Он составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения и направлен на формирование у учащихся позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.

Основная цель курса: воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через систему ценностно-ориентированных занятий.

— сформировать систему нравственных ценностей;

— способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;

— формировать экологически воспитанную личность;

— воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;

— формировать интерес к чтению художественной литературы;

— развивать познавательную активность;

— развивать творческие способности.

Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо».

Содержание курса включает в себя следующие циклы: «Я и школа», «Я и окружающие», «Я и семья», «Я и природа», «Я и книги», «Я и животные», «Я и здоровье».

Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности детей.

Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» ориентирован на детей от 6 до 10 лет, рассчитан на 33 занятия (1 час в неделю для 1 класса), и 34 занятия для 2-4 классов (1 час в неделю).

Данный курс предназначен для работы в любой системе начального образования и использования его в качестве компонента внеурочной деятельности.

Проведение занятий в 1–4 классах подкрепляется учебно-методическим комплектом, состоящим из рабочих тетрадей на печатной основе (в двух частях) и методического пособия для учителя, включающего программу курса.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Место учебного курса в учебном плане

Рабочая программа курса «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования. Формой занятий учащихся может быть урок в рамках внеурочной деятельности.

В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ № 10» и планом внеурочной деятельности на изучение курса отводится один час в неделю: в 1 классе 33 часа, 2-4 классах по 34 часа, всего – 135 часов.

Ценностные ориентиры содержания курса

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека, как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества, как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы, как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Программа составлена на основе следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал.

Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип идентификации (персонификации).

Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

Принцип диалогического общения.

В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания.

В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания.

Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Результаты изучения учебного курса выпускниками начальной школы

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:

Личностные универсальные учебные действия:

— ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

— знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

— развитие этических чувств: стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

— эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Регулятивные универсальные учебные действия:

— принимать и сохранять учебную задачу;

— учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

— адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать

предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Познавательные универсальные учебные действия:

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

-строить сообщения в устной и письменной форме;

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов.

К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки нравственности» рекомендовано использовать диагностическую таблицу «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».

Сформированность моральных норм и правил поведения

Знает основные моральные нормы и правила поведения

Диагностика нравственной воспитанности:

-диагностика нравственной самооценки;

— диагностика этики поведения;

— диагностика отношения к жизненным ценностям;

-диагностика нравственной мотивации.

Наблюдения педагогов и родителей.

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности.

Наблюдения педагогов и родителей

Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей

Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004).

Наблюдения педагогов и родителей.

Содержание учебного курса

1 раздел (2ч.) Я и школа. Знакомство с правилами школы. Воспитание ответственности, самостоятельности, бережного отношения к школьным принадлежностям.

2 раздел (13ч.) Я и окружающие. Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке.

3 раздел (3ч.) Я и семья. Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Семейные традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Искусство делать подарки.

4 раздел (7ч.) Я и природа. Умение видеть красоту природы, восхищаться ею. Воспитание бережного отношения к окружающей природе, любви к неживой природе. Разыгрывание ситуаций.

5 раздел (5ч.) Я и книга. Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и, правда, в сказках. В сказках – мечты людей.

6 раздел (3ч.) Я и здоровье. Привить навыки личной гигиены, стремление к здоровому образу жизни.

1 раздел (1ч.) Я и школа. Знакомство с правилами школы. Воспитание ответственности, самостоятельности, бережного отношения к школьным принадлежностям.

2 раздел (18ч.) Я и окружающие. Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке.

3 раздел (2ч.) Я и семья. Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Семейные традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Искусство делать подарки.

4 раздел (8ч.) Я и природа. Умение видеть красоту природы, восхищаться ею. Воспитание бережного отношения к окружающей природе, любви к неживой природе. Разыгрывание ситуаций.

5 раздел (10ч.) Я и книга. Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и, правда, в сказках. В сказках – мечты людей.

6 раздел (3ч.) Я и здоровье. Привить навыки личной гигиены, стремление к здоровому образу жизни.

7 раздел (2ч.) Я и животные. Привить любовь и заботу к братьям нашим меньшим.

1 раздел (10ч.) Я и окружающие. Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке.

2 раздел (1ч.) Я и семья. Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Семейные традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Искусство делать подарки.

3 раздел (6ч.) Я и природа. Умение видеть красоту природы, восхищаться ею. Воспитание бережного отношения к окружающей природе, любви к неживой природе. Разыгрывание ситуаций.

4 раздел (10ч.) Я и книга. Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и, правда, в сказках. В сказках – мечты людей.

5 раздел (3ч.) Я и здоровье. Привить навыки личной гигиены, стремление к здоровому образу жизни.

6 раздел (4ч.) Я и животные. Привить любовь и заботу к братьям нашим меньшим.

1 раздел (1ч.) Я и школа. Знакомство с правилами школы. Воспитание ответственности, самостоятельности, бережного отношения к школьным принадлежностям.

2 раздел (17ч.) Я и окружающие. Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке.

3 раздел (2ч.) Я и семья. Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Семейные традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Искусство делать подарки.

4 раздел (6ч.) Я и природа. Умение видеть красоту природы, восхищаться ею. Воспитание бережного отношения к окружающей природе, любви к неживой природе. Разыгрывание ситуаций.

5 раздел (3ч.) Я и книга. Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и, правда, в сказках. В сказках – мечты людей.

6 раздел (4ч.) Я и здоровье. Привить навыки личной гигиены, стремление к здоровому образу жизни.

7 раздел (1ч.) Я и животные. Привить любовь и заботу к братьям нашим меньшим.

Материально – техническое обеспечение курса

Учебно – методическое обеспечение

5. Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или Что такое харошо и что такое плохо: Рабочие тетради: 1-4 классы. В 2-х частях. /- М.: РОСТ.

Объекты и средства материально – технического обеспечения курса

Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

-Д – демонстрационный экземпляр (не менее 1 экземпляра на класс);

— К – полный комплект (на каждого ученика класса);

— П – комплект необходимый в группах (1 экземпляр на 5 – 6 человек);

— Ф – комплект для фронтальной работы (не менее чем 1 экземпляр на 2-х учеников)

Наименование объектов и средств

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

Учебно-методические комплекты для 1 – 4 классов (программы, тетради и др.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *