Урим и туммим что это такое простыми словами

Урим и Туммим

См. Г. Властов, «Священная летопись первых времен мира и человечества» (т. II); прот. П. Солярский, «Опыт библейского словаря собственных имен» (т IV, СПб., 1884).

Полезное

Смотреть что такое «Урим и Туммим» в других словарях:

Урим и туммим — Урим и туммим, согл. Исх 28:30; Лев 8:8, небольшие предметы, находившиеся в см. Наперснике первосвященника; посредством У. и Т. первосвященник мог узнавать волю Господа по отношению к Израилю (Чис 27:21). Во Втор 33:8 эти предметы упоминаются в… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Урим и Туммим — (ивр. אוּרִים תֻוְמִּים‎) упоминаемые в Библии предметы, при помощи которых первосвященник от имени народа или царя вопрошал Бога (Чис.27:21). Содержание 1 Значение названия 2 … Википедия

Урим и туммим — (ивр. אוּרִים וְתֻמִּים‎) упоминаемые в Библии предметы, при помощи которых первосвященник от имени народа или царя вопрошал Бога (Чис.27:21). Значение названия Значение слов ивр. אוּרִים וְתֻמִּים‎ не совсем ясно. Возможные варианты перевода:… … Википедия

Урим и туммим — т.е. свет и совершенство (Исх. 28:30) посредством которых первосвященник в очень важных случаях вопрошал Бога (Чис. 27: 21; Втор, 33:8). Это не были 12 драгоценных камней на наперснике, как предполагают некоторые толкователи Библии, что ясно… … Словарь библейских имен

Урим И Туммим — На ефоде (облачении раввина) еврейского Верховного Священника символизируют сияние и совершенство … Словарь символов

Урим и Туммим — ♦ (ENG Urim and Thummin) (др. евр., букв. света и совершенства) объекты, используемые первосвященниками в Ветхом Завете для выяснения воли Бога в сомнительных ситуациях (Исх. 28:30; Чис. 27:21; 1 Цар. 28:6) … Вестминстерский словарь теологических терминов

Урим и Туммим — см. жребий … Библия: Тематический словарь

Урим — и Туммим (Исх.28:30 ). Означенные слова в буквальном смысле значат: свет и совершенство. Составляли ли урим и туммим особое украшение первосвященника, или означали только свойство наперсника и камней его, или это были самые камни с вырезанными на … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Источник

Урим и туммим

Еще более загадочными, чем херувимы, являются предметы, которые входят в тщательно и детально описанное облачение первосвященника. Поверх ефода — льняного облачения — надевался наперсник со вставленными в него двенадцатью драгоценными камнями, представляющими двенадцать колен Израилевых, а также с неким подобием карманов:

Исх., 28: 30. На наперсник судный возложи урим и туммим…

Что такое урим и туммим — неизвестно. Это еврейские слова, но перевод их ничего не проясняет, так как означают они «свет» и «совершенство».

Чаше всего предполагается, что урим и туммим представляли собой вид жребия, используемый в истолковании божественной воли. При необходимости получить положительный или отрицательный ответ один из внезапно появляющихся жребиев, вложенных в наперсник, мог указывать «да», а второй — «нет». Если же задавался пустой, нестоящий вопрос, эти предметы ничего не указывали, давая понять, что божественного указания не будет.

Библия определенно свидетельствует, что израильтяне в период своей ранней истории ожидали проявления божественного указания в некоем случайном событии. Когда царю Саулу нужно было найти человека, совершившего грех, он поставил всех израильтян по одну сторону (возможно, позволив им предстать в роли одного из жребиев), а сам со своим сыном Ионафаном стал по другую (представляя второй жребий).

1 Цар., 14: 41. И сказал Саул: Господи, Боже Израилев! дай знамение. И уличены были Ионафан и Саул, а народ вышел правым.

Однако в этом и в других подобных случаях в Библии короля Якова урим и туммим конкретно не упоминаются в качестве жребия для получения божественного указания. И обычно, когда речь идет об уриме и туммиме, характер их использования не указывается. Лишь в одном месте Библии, когда Саул перед последней битвой просит Бога о помощи и не получает ее, упоминается только урим:

1 Цар., 28: 6. И вопросил Саул Господа; но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков.

Однако в Исправленном стандартном переводе стих 1 Цар., 14: 41 приводится в более полном варианте, который дает ясное представление о происходящем: «И тогда Саул сказал: «О Господь Бог Израиля, почему ты не отвечаешь слуге твоему сегодня? Если вина эта на мне или на сыне моем Ионафане, о Господь, Бог Израиля, дай урим; но если вина на твоем народе Израиля, дай туммим». И уличены были Ионафан и Саул, а народ вышел правым».

Этот вид предсказания исчез из употребления к окончанию ветхозаветных времен.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Примечания (Урим и Туммим)

Примечания (Урим и Туммим) Урим и Туммим (Исх. 28:30). Эти слова в буквальном смысле означают «Свет и совершенство». Составляли ли урим и туммим особое украшение первосвященника, или означали только свойство наперсника и камней его, или это были самые камни с вырезанными на

Урим и Тумим

Урим и Тумим На правой и левой стороне нагрудника размещались два больших, ярко сверкающих камня. Они известны как Урим и Тумим. При помощи этих камней первосвященник узнавал Божью волю. Когда на суд Божий выносились вопросы, ореол света вокруг драгоценного камня справа

Урим и туммим

Урим и туммим Еще более загадочными, чем херувимы, являются предметы, которые входят в тщательно и детально описанное облачение первосвященника. Поверх ефода — льняного облачения — надевался наперсник со вставленными в него двенадцатью драгоценными камнями,

Источник

Урим и туммим что это такое простыми словами

1. «И будет носить Аарон имена сынов Израиля на наперснике судном на сердце своём, когда будет входить во святилище для постоянной памяти перед Господом. И вставь в наперсник судный Урим и Туммим, и они будут на сердце Аарона, когда будет он являться пред Господа. И да несёт Аарон суд сынов Израиля на сердце своём пред Господом постоянно» (Шемот, 28: 29-30).

2. «И привёл Моше Аарона и сынов его, и омыл их водою. И возложил на него кутонет, и опоясал его поясом, и надел на него ризу, и возложил на него эйфод, и опоясал его поясом эйфода, и закрепил им эйфод на нём. И возложил на него наперсник, и в наперсник вложил Урим и Туммим» (Ваикра, 8:6-8).

3. «Пред Элазаром же, священником, должно стоять ему [Иеошуа бин Нуну], и тот будет испрашивать для него решение Урим пред Господом: по его слову им выходить, и по его слову им приходить, ему, и всем сынам Израиля при нём, и всей общине» (Бамидбар, 28: 21).

4. «И о Леви скажи: Урим Твой и Туммим Твой благочестивому мужу твоему,…» (Деварим, 33:8).

5. «И вопросил Шаул Господа, но не отвечал ему Господь ни через сновидения, ни через Урим, ни через пророков» (1Шмуэль, 28:6).

6, 7. «Эти [коаним] искали запись свою о происхождении, но она не была найдена и были они отлучены от священства. И сказал им Тиршата, чтобы не ели они от святого святых, пока не встанет коэн с Урим и Туммим» (Эзра, 2:62-63, Нехемия, 7:64-65).

Все эти упоминания не дают нам достаточно ясной картины. Очевидно, что Урим и Туммим это некий гадательный атрибут, вложенный в «наперсник судный», служивший облачением Великому Коэну (Первосвященнику). Только он один мог этот атрибут применять, причём применение это прекратилось после вавилонского изгнания (Мишна Сота 9:12, Сота, 48В). Но на детский вопрос: а что же это такое, Урим и Туммим, цитированные отрывки не отвечают. Не удивительно, что внешний вид и способ применения этого атрибута сами стали предметом гаданий и спекуляций ещё в древности. Так, Септуагинта переводит два эти слова как имена нарицательные: «знамение» и «совершенство», очевидно возводя Урим к корню אור (свет), а Туммим – к תם (безупречность). Это пример «синонимичной» этимологии, когда два слова обозначают, в общем, одно и то же. Но предлагалась и этимология антиномичная, когда два слова выражают противоположные понятия. В этом случае Урим возводили к корню ארר (проклясть). Тогда название в целом приобретало такой смысл: «указание, что угодно Богу, а что – нет». Такую расшифровку предложил, в своё время, Юлиус Вельхаузен.

Наиболее интересный рассказ про Урим и Туммим содержится, однако, не в этих семи примерах, а в восьмом, в том, который в Массоретский (еврейский) текст ТАНАХа не попал. Как известно, Септуагинта (греческий вариант ТАНАХа) во многих местах расходится с Массорой (еврейским текстом). Одно из таких расхождений имеет прямое отношение к нашему сюжету. В нижеследующей цитате добавления Септуагинты выделены квадратными скобками: «И сказал Шаул (Саул) Господу: Боже Израилев! [отчего Ты ныне не отвечал рабу твоему? Моя ли в том вина или сына моего Йонатана? Господи, Боже Израилев, дай Знамение <этим словом Септуагинта всегда переводит Урим>если же она в народе твоём, Израиле] дай Та(у)мим ( תמים ), и попались Йонатан с Шаулем, а народ оказался чистым» (1.Шмуэль, 14:41). Надо сказать, что в этом пассуке слово Тумим огласовано не так, как принято: под буквой тав стоит не куббуц, а камац.

Восстановив, таким образом содержание текста, задумаемся над его смыслом. Царь Шаул предлагает народу провести процедуру девинации в два этапа. На первом этапе в качестве гадательного атрибута используется Урим. Положительный ответ означал бы, что виновны Шаул и Йонатан (на этом этапе они выступают, как единое целое). Отрицательный ответ означал бы, что они невиновны. На втором этапе гадательным атрибутом должен стать Туммим. Положительный ответ означал бы, что виновен народ. Отрицательный ответ означал бы, что «не нашлось греха ни на одном из нас», ни на царе с сыном, ни на народе (проф. М. Анат).

Продолжим рассказ: «Бросьте между мною и Йонатаном. И попался Йонатан» (там же, 42). Рассказчик использует применительно к Урим и Туммим глагол להפיל (ронять, метать, бросать). Исходя из этого, их обычно представляют в виде двух небольших предметов (например камешков, палочек, стрел), которые можно бросать, как игральные кости. В зависимости от того, как они упадут, мы получаем положительный или отрицательный ответ. Это означает, что Урим и Туммим всегда дают ответ по бинарной системе: да или нет. Однако в пятом примере мы видим, что ответ мог быть и неопределённым. Такое тоже возможно, если допустить, что каждый предмет по отдельности мог давать ответ по бинарной системе: если мы одновременно кидаем две монеты, и одна падает на «орёл», а другая – на «решку», то гадание ответа не дало. Похожие гадательные атрибуты были весьма распространены в Ассирии.

Изложенная теория, однако, не лишена недостатков. Во-первых, она не объясняет грамматическую форму множественного числа в названиях Урим и Туммим. Во-вторых, она исходит из того, что гадательные атрибуты всегда давали ответ по бинарной системе. Однако в ТАНАХе есть несколько эпизодов, где Урим и Туммим также играют важную роль, хотя и прямо не названы.

1. «И было, по смерти Йеошуа (Иисуса Навина) вопрошали сыны Израиля Господа, говоря: Кому из нас первому выйти против Кнаанеев, чтобы воевать с ним? И сказал Господь: Иеуда пусть выступит, предаю я землю эту в руки его» (Шофтим, 1:1-2).

2. «И встали они, и поднялись в Бейт-Эль, и вопрошали Бога, и сказали сыны Израилевы: кому из нас выступить прежде на войну с сынами Биньяминовыми? И сказал Господь: Иеуда впереди» (Шофтим, 20:18).

3. «И вопросили ещё Господа: пришёл ли сюда ещё человек? И сказал Господь: вот он, прячется среди утвари» (1.Шмуэль, 10:22).

4. «И было, после этого вопросил Давид Господа, сказав: подняться ли мне в один из городов иудейских? И сказал ему Господь: поднимись. И сказал Давид: куда подняться мне? И сказал Он: в Хеврон» (2.Шмуэль, 2:1).

5. «И вопросил Давид Господа, и Он сказал: не выступай, обойди их с тыла, и придёшь к ним со стороны тутовых деревьев. И будет, когда услышишь отзвук шагов в вершинах тутовых деревьев, тогда устремись, ибо вышел Господь тогда пред тобою, чтобы поразить стан плештимский (филистимлянский)» (2.Шмуэль, 5:23-24).

В каждом из этих пяти эпизодов используется оборот «спросил(и) (Бога)». Поскольку спрашивает иногда большая группа людей, весь народ, то очевидно, что единственным возможным способом такого вопрошания были Урим и Туммим. Теперь мы видим, что Урим и Туммим могли давать ответ не только по бинарной системе: да или нет. Они могли выбирать одно из колен (1, 2), один город (4), указывать место, где скрывался Шаул (3), и даже описывать в деталях военную тактику (5). Всё это указывает на сложный и более изощрённый ритуал гадания, чем просто метание жребия и на более сложный и «многозначный» гадательный атрибут, чем камешки или палочки.

Так или иначе, но наших знаний пока явно не достаточно не только для изготовления и практического применения Урим и Туммим, но и для того, чтобы опознать их, буде они случайно попадут нам в руки. Такую возможность не следует сбрасывать со счёта! В конце девятнадцатого века Хафец Хаим, один из крупнейших харедимных раввинов того времени, получил из Эрец Исраэль галахический вопрос, отчасти похожий на тот, который вы нам задали. Автор подробно описывал некие найденные им предметы и утверждал, что это Священные Сосуды из Иерусалимского Храма. Вопрос же состоял в том, следует ли обнародовать находку и можно ли Священные Сосуды использовать в наше время. Кстати, именно так галахический вопрос и должен быть сформулирован: вопрошающий всегда ожидает от раввина того, чего в древности ожидали от Урим и Туммим, т.е. практических рекомендаций. Подробное описание убедило Хафец Хаиима, что находка подлинная (о повальных фальсификациях, впервые ставших в тот период поистине кошмаром для учёных археологов, он не знал). Ответ был дан однозначный: найденные предметы нельзя никому показывать и следует немедленно зарыть на прежнем месте.

Всего понравилось:6
Всего посещений: 6994

Комментарии:
Сергей Чевычелов
— at 2016-09-11 12:16:38 EDT
Наперсник (судный нагрудник) также был соткан из золотых нитей, виссона и шерсти тех же цветов, что и эфод. Этот наперсник, судя по Торе (Шамот, 28,16) был квадратным и двойным. То есть представлял из себя передний карман, с длиной и шириной по пол-локтя. В наперснике лежали урим и тумим. Распространено мнение, что урим и тумим состояли из имен Бога: высвечивающиеся буквы слагались в ответ. Полагают, что слово урим связано со словами «свет», «озарение», а тумим связывают со словом «окончание». В этом случае парная расшифровка урима и тумима предсказывала событие. Однако, есть и более простое объяснение. Исходя из того, что наперсник представлял собой единственный карман в ритуальной одежде коэн-гадоля, носить в нем он должен был что-то, незаменимое в ритуальной службе первосвященника. А незаменимым в работе коэнов был… огонь. И в кармане первосвященника должны были быть предметы, которые помимо символического значения «конец света» и «озарение» могли бы вызвать огонь там, где надо, и, тем более, возобновить огонь, если он погас. Первосвященник вызывал огонь в благовонных травах, сухие травы служили трутом, когда заходил в Святая святых, воскурял лампады в меноре:
«6. Поместишь его перед завесой у ковчега свидетельства,
перед крышкой, которая на Свидетельстве, где Я буду тебе являться.

7. Будет воскурять на нем Аѓарон благовонное воскурение,
каждое утро при очищении лампад будет он воскурять.

8. И в сумерки будет Аѓарон воскурять, зажигая лампады,
это пред Господом в поколения ваши постоянное воскурение». (Михаил Ковсан Книги ТАНАХа Имена (Шмот) http://berkovich-zametki.com/2016/Zametki/Nomer5_6/Kovsan1.php

В Библии нет описания ни самих «урим и туммим», ни способа их использования. По предположению комментаторов, с их помощью буквы на драгоценных камнях наперсника зажигались, составляя слова ответа Бога первосвященнику. Сергей Чевычелов
— at 2015-12-02 11:24:11 EDT
Очень интересно!
Если мы относим Урим и Тумим к Священным сосудам, то уместно привести здесь 6 стих 31 главы Чисел:

И послал их Моисей на войну, по тысяче из колена, их и Финееса, сына Елеазара, священника, на войну, и в руке его священные сосуды и трубы для тревоги.

По-видимому, эти священные сосуды были весьма малы, раз они поместилисьь в одной руке Елеазара, и еще хватило места для труб.

«Поскольку две скрижали были уже написаны, остальное время, проведенное на вершине горы, Моисей получал инструкции по строительству скинии, в которой Господь будет «обитать» среди людей. Моисей не только выслушал устные инструкции, но увидел «образец скинии и образец всех сосудов ее». Среди них был Ковчег Завета — облицованный золотом деревянный ящик с двумя золотыми херувимами на крышке, в котором должны были храниться две скрижали. Это, объяснил Господь, будет двир (буквально, «то, что говорит»): «. там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов».

Источник

Урим веТумим

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Урим вэ-тумим (ивр.) — множественное число от слов ор («свет») и том («совершенство») — это непроизносимое Имя Вс-вышнего, которое было вложено в нагрудник (хошен), надеваемый первосвященником в Храме.

Оглавление

Что же это за предмет? [↑]

О повелении Вс-вышнего сделать урим вэ-тумим читаем в книге Шмот (28:30). И там же объясняет Раши, ссылаясь на Талмуд (Йома 73б), что урим и тумим — это начертание Имени Вс-вышнего, которое помещали между складок (т. е. между половинами, образующими переднюю и заднюю часть) нагрудника — хошена, — и благодаря этому нагрудник озарял свои речи. То есть, когда Первосвященнику задавали вопрос урим вэ-тумим заставляли нагрудник светиться, и буквы давали Б-жественный ответ на заданные ему вопросы.

Рав Шимшон Рефаэль Гирш пишет: «Характер и форма урим и тумим остаются загадкой». Скорее всего, урим ве-тумим — это свитки пергамента, на которых Моше записал непроизносимое Имя Вс-вышнего. Нагрудник хошен назывался также хошен мишпат, поскольку окончательное решение (мишпат) в каждом сомнительном случае, связанном с царем, бейт-дином или всей общиной Израиля в целом, принималось с помощью урим ве-тумим. К урим вэ-тумим не разрешалось обращаться по частным вопросам.

Сыны Израиля советовались с урим вэ-тумим в течение всего периода, описанного в Танахе. Например, после смерти Йеошуа сыны Израиля спросили урим вэ-тумим: «Кто первым отправится на войну с кнаанеями?», и был получен ответ: «Первым пойдет Йеуда, Я отдал Страну в его руки!»

Камни и буквы [↑]

Пергамент с Именем Вс-вышнего вкладывался внутрь хошена, а снаружи вставляли 12 золотых лунок, в четыре ряда по три лунки в каждом (три — по числу наших праотцов: Авраама, Ицхака и Яакова и четыре — по числу наших праматерей: Сары, Ривки, Рахели и Леи).

В каждую лунку помещался драгоценный камень. В первой лунке первого ряда находился камень красного цвета, на котором было выгравировано имя Реувен, во второй лунке — зеленый камень с именем Шимона, в третьей — камень колена Леви барэкет. Во втором ряду располагались камни с именами Йеуды, Иссахара и Звулуна, в третьем — с именами Дана, Нафтали и Гада, в четвертом — с именами Ашера, Йосефа и Биньямина.

Когда в каком-то колене совершался грех, драгоценный камень этого колена тускнел, как случилось после того, как в процессе завоевания Эрец Исраэль кто-то из колена Йеуды посмел взять добычу в разрушенном Иерихоне, вопреки запрету Вс-вышнего.

Однако требовалось, чтобы на камнях были выгравированы все 22 буквы еврейского алфавита, в именах же двенадцати сыновей Яакова отсутствуют буквы хет, тет, куф, цади. Поэтому на первом камне были дополнительно начертаны имена Авраама, Ицхака и Яакова, а на двенадцатом — слова шивтей Йешурун (Колена Йешуруна).

Р. Бехае объясняет: «На каждом камне хошена было шесть букв. Это значит, что мир, сотворенный за шесть дней, основан на двенадцати коленах. Общее количество букв, равное семидесяти двум, соответствует семидесятидвухбуквенному Б-жественному Имени, которое поддерживает существование вселенной, созданной в течение семидесяти двух часов (поскольку каждое из повелений Вс-вышнего, которыми был сотворен мир, произносилось в начале двенадцати дневных часов шести дней. Численное значение слова хесед (милосердие) — семьдесят два».

Мидраш рассказывает, что Вс-вышний повелел сохранить драгоценные камни нагрудника во время обработки безупречно целыми. Поэтому буквы на них не могли быть нанесены с помощью инструмента: камень оказался бы слегка отбитым. Для того, чтобы выгравировать названия колен, был принесен шамир, существо размером с ячменное зернышко, которое было сотворено в канун шабата в первую неделю Творения. Он обладал способностью раскалывать даже самые твердые скалы. Названия колен написали на камнях чернилами. Затем шамир был выпущен на написанное и врезался в камень с такой точностью, что не осталось даже мельчайших осколков камня.

Ответы хошена [↑]

Для того, чтобы получить ответы через урим вэ-тумим, задающий вопросы приходил к первосвященнику. Первосвященник обращал взор к Ковчегу Завета (на котором пребывала Шхина), а задающий вопросы, стоя позади него, тихим голосом, тоном молящегося задавал свой вопрос. На первосвященника нисходило Б-жественное откровение (руах а-кодеш), и, глядя на буквы, светившиеся на хошене, он мог правильно расставить их и проникнуть в суть ответа Вс-вышнего.

Дар читать ответы хошена ниже дара пророчества. Пророк — это человек, которого Б-г посылает говорить с людьми от Его имени, а дар чтения ответов хошена кратковремен. Прочитанное на хошене решение — окончательно, тогда как предсказанное в пророчестве бедствие можно отвратить раскаянием и добрыми делами. Если первосвященник был недостоин такого дара, то он не мог дать ответа и его сменяли.

В книгах Пророков много раз встречается описание того, как вопрошали Вс-вышнего с помощью урим и туммим: выступать ли на войну, будет ли она победоносной и т.д. (например, в Шофтим 1:1; 18:5; 20:18 и 28 и др.)

Виленский Гаон в Адерет Элияу (28:30) объясняет, что урим были 42-буквенным Именем, а тумим — 72-буквенным Именем Вс-вышнего. Когда задавали вопрос, первосвященник концентрировался на первом Б-жественном Имени, и некоторые буквы на камнях загорались духовным светом. Этого не было достаточно, чтобы понять сообщение, так как те же самые буквы могли составлять различные слова. Первосвященник теперь концентрировался на втором Имени, и был в состоянии соединить буквы в слова и предложения.

Использование урим и тумим требовало времени и большой концентрации. Согласно некоторым комментариям, один из пяти грехов царя Шауля был в том, что он не подождал ответа урим вэ-тумим в течение его первой войны с филистимлянами.

Просвещение и совершенство [↑]

Рав Шимшон Рефаэль Гирш пишет, что в названии урим и тумим заключен их глубокий духовный смысл: «просвещение» и «совершенство». Словоאור (ур) означает не только свет, но также тепло и энергию огня. А תומים — это множественное число от תום (том) — совершенство.

Множественное число слов урим и тумим подразумевает множество предметов, которые обладают свойством или эффектом очищения и стимуляции духа и способствуют моральному совершенству. А только слова Б-га, Его учения и заповеди соответствуют этому описанию и только они способны оказывать на нас величайшее духовное и моральное влияние.

Тора, которая хранится в ковчеге Завета, становится урим и тумим в груди каждого еврея и в сердце еврейского народа. Представитель нации, первосвященник, несет урим и тумим «на сердце» как сокровище, которое нужно беречь, а знание того, что есть истина и добро, будучи произведенным от Слова Б-га, становится мишпат бней Исраэль (законом сынов Израиля), то есть тем законом, к которому он должен стремиться в соответствии со своим призванием.

Поскольку этот закон сынов Израиля может быть установлен только через урим и тумим, это означает, что Израиль не может иметь никаких других желаний помимо тех, которые согласуются со стандартом истины и добра Торы.

Сердце, не ведающее зависти [↑]

Сказано в книге Шмот: «Пусть Аарон носит закон сынов Израиля на своем сердце перед Б-гом постоянно» (28:30), и это означает: пусть Аарон носит на сердце перед Б-гом заботы Израиля, его желания и устремления во все времена.

Аарон получил привилегию носить урим вэ-тумим на сердце в награду за то, что испытал чувство высокого счастья, когда услышал, что его младший брат Моше избран вождем, чтобы спасти сынов Израиля. Вс-вышний сказал: «Пусть сердце, не ведающее зависти, носит хошен, в котором находятся урим вэ-тумим».

Б-г назначил Моше Своим посланником, чтобы вывести евреев из Египта. До этого Аарон был пророком, посланником Б-га к еврейскому народу. Именно поэтому Моше так долго отказывался выполнить волю Вс-вышнего: он не хотел занять место старшего брата. А про Аарона сказано: «…и вот, он выйдет навстречу тебе и, как увидит тебя, возрадуется в сердце своём» (Шмот 4:14). Т.е. Аарон всем сердцем радовался величию брата, у него не было ни капли зависти к Моше, который стал главным посланником Б-га к еврейскому народу и как бы занял его место.

Слово урим, происходящее от корня ор, «свет», символизирует заповеди Торы, согласно сказанному (Мишлей 6): «Ибо заповедь — свеча, а Тора — свет». А слово тумим, происходящее от корня там, выражает твердую уверенность в словах Б-га, без сомнений и двоедушия, «цельность». Поэтому тумим символизирует пророчество, о котором сказано: «Цельным (без порока) будь с Б-гом твоим».

Говорит Мидраш: «Сказал раби Шимон бен-Йохай: сердце, которое радуется величию брата, пусть наденет урим вэ-тумим», и это значит, что на сердце, которое способно радоваться радости другого, можно поместить урим вэ-тумим, потому что оно может чувствовать сердце каждого еврея и сердце всего еврейского народа.

Для того, чтобы правильно прочесть сочетание букв, нужно иметь «широкое сердце» — чувствовать весь еврейский народ и чувствовать другого еврея. Когда Хана, будущая мать пророка Шмуэля, молилась в Храме с большим чувством, чтобы Вс-вышний послал ей детей, первосвященник Эли посчитал её пьяной (Шмуэль I, 12-15).

Приводят пшат от имени Виленского Гаона, объясняющий ошибку Эли: на его нагруднике засветились буквы хоф, шин, рейш, hэй. Из этого сочетания букв можно составить слово шикора (пьяная), а можно — кшера — кошерная. Эли не прочувствовал, кто перед ним, а чтобы правильно прочитать ответ, надо правильно ощущать человека, задающего вопрос: нужно иметь «широкое сердце», чувствующее другого еврея и всех евреев.

Урим вэ-тумим в наше время? [↑]

Во времена Второго Храма уже нельзя было получить ответ через урим и тумим. Пишет Раши на Шмот 28:30: «И во Втором Храме (также) был нагрудник, ибо невозможно, чтобы у первосвященника недоставало одеяний (нагрудник является одним из восьми одеяний первосвященника), однако Имя не находилось в нем».

В книге пророка Нехемьи рассказывается, как в начале периода Второго Храма о некоторых семействах, вернувшихся в Эрец-Исраэль из вавилонского изгнания, нельзя было точно сказать, являются ли они потомками Аарона, т.е. коэнами, и имеют ли они право есть жертвы и служить в Храме: «Искали они запись родословной своей, но не нашлась она, и они были отстранены от священства. И сказал им Тиршата (Нехемья), чтобы не ели они от святого святых до тех пор, пока не встанет священник с урим и тумим» (Нехемья, 7:63—65), т.е. пока не будет построен Третий Храм.

Урим вэ-Тумим вернутся к нам только после прихода Машиаха и возобновления службы в Храме.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *