Урбанизм что это в архитектуре

Урбанизм (архитектура)

Урбани́зм (лат. urbanus — городской) — направление, в градостроительстве, возникшее в начале XX века, представители которого утверждали идею главенствующей и безусловно позитивной роли городов в современной цивилизации и в связи с этим уделяли основное внимание проектной разработке максимально укрупнённых градостроительных структур, рассчитанных на значительную концентрацию населения. Основополагающее значение для становления теории урбанизма, особенно интенсивно развивавшейся после Второй мировой войны и в 1950-е гг., имела деятельность Ле Корбюзье.

Нередко понятие «урбанизм» используется как символ градостроительства в целом.

См. также

Урбанизм что это в архитектуре

Полезное

Смотреть что такое «Урбанизм (архитектура)» в других словарях:

УРБАНИЗМ — (от лат. urbanus городской) направление, в градостроительстве XX в., представители которого утверждали идею главенствующей и безусловно позитивной роли городов в современной цивилизации и в связи с этим уделяли основное внимание проектной… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

Новый урбанизм — У этого термина существуют и другие значения, см. урбанизм. Фонтан в центре городка Селебрейшн (Флорида), который был построен в девяностых годах Компанией Уолта Диснея … Википедия

Ecole des Ingénieurs de la Ville de Paris — Инженерная Школа Города Париж (EIVP) 15 rue Fénélon Оригинальное название Ecole des Ingénieurs de la Ville de Paris Год основания … Википедия

ЛЕ КОРБЮЗЬЕ Шарль Эдуар — (Le Corbusier) (1887 1965), французский архитектор, теоретик архитектуры, художник, дизайнер. Ле Корбюзье (настоящее имя Шарль Эдуар Жаннере) родился в Ла Шо де Фон в Швейцарии 6 октября 1887. Изучал архитектуру у Й.Хофмана в Вене (1907), О.Перре … Энциклопедия Кольера

Индустриальный туризм — На заброшенном объекте Индустриальный туризм исследование территорий, зданий и инженерных сооружений производственного (не гражданского) или специального назначения, а также любых оставленных (заброшенных) сооружений с целью получения… … Википедия

Охитович, Михаил Александрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Охитович. Михаил Александрович Охитович Проект дезурбанизации Основные сведения … Википедия

Узбекская Советская Социалистическая Республика — (Узбекистон Совет Социалистик Республикаси) Узбекистан. I. Общие сведения Узбекская ССР образована 27 октября 1924. Расположена в центральной и северной частях Средней Азии. Граничит на С. и С. З. с Казахской ССР, на Ю.… … Большая советская энциклопедия

Типовые серии жилых домов — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Никос А.Салингарос — Салингарос, Никос А. Nicos Salingaros [[Файл … Википедия

Источник

Что такое урбанистика и зачем она нужна

Урбанизм что это в архитектуре

Урбанистика — это наука, изучающая развитие городских сообществ и систем. Она аккумулирует достижения гуманитарных, социальных и технических наук для того, чтобы развивать города, делать их комфортнее и удобнее для жизни.

Что такое урбанистика и где ей учат

Урбанистика находится на стыке архитектуры, социологии, экономики, географии, экологии и госуправления. Принято разделять ее на две субдисциплины — городской дизайн (urban design), сосредоточенный на эстетике города, и городское планирование (urban planning) — науку о городском землепользовании и социально-экономическом развитии инфраструктуры.

В отличие от архитектора или градостроителя урбанист не проектирует новые здания и кварталы, а улучшает уже существующие. Впрочем, грань между урбанистикой и градостроительством довольно условна.

В России людей с компетенциями урбанистов готовят:

История урбанистики

Научный подход к градостроительству пытались выработать еще в древнейших государствах. Первой культурой, старательно планировавшей городское пространство, была хараппская цивилизация, которая существовала на севере Индии и в Пакистане в 3-м тысячелетии до н. э. Крупнейшие ее города — Хараппа и Мохенджо-Даро — были спроектированы удивительно разумно. Каждая жилая постройка подключена к канализации и водопроводу. Узкие улочки пересекались под прямым углом и построены так, чтобы горожан всегда обдувал свежий ветер [1], [2].

Урбанизм что это в архитектуре

Городское проектирование развивалось в Древней Месопотамии, в античных Греции и Риме. Первым урбанистом в истории часто называют архитектора Гипподама, который, как писал Аристотель, в V веке до н. э. разработал генеральный план для строительства городов Фурий и Пирей. Именно Гипподам считается создателем классической «сетчатой» схемы застройки города, когда улицы пересекаются под прямым углом, а общественные здания располагаются перед крупными квадратными площадями. По такой модели построены Санкт-Петербург и нью-йоркский Манхэттен.

Урбанизм что это в архитектуре

В средневековой Европе искусство планирования древних мегаполисов было забыто. Города росли сами собой и очень часто по одной схеме. В центре были площадь, рынок и собор, а люди селились вокруг них концентрическими кругами. Улочки были узкими и предназначались только для пешеходов. Горожане нередко работали там же, где и жили.

Индустриальная революция изменила все. Рабочие начали стекаться в города и создали огромный спрос на дешевое жилье. Рост промышленности потребовал строительства специальных зон, где размещались огромные фабрики. Вопросы градостроительства стали одной из центральных политических тем.

В XVIII веке по генплану были построены две мировые столицы — Вашингтон и Санкт-Петербург.

Во второй половине XIX века были осуществлены еще два грандиозных проекта, которые можно смело назвать урбанистическими. Испанский архитектор Идельфонс Седра построил в Барселоне район Эшампле, известный своими ровными улицами и квадратными домам, а Жорж Осман перестроил Париж, превратив его из грязного средневекового города в современную европейскую столицу.

Урбанизм что это в архитектуре

На рубеже XIX и XX веков социологи и экономисты стали активно интересоваться устройством городского пространства. Принято считать, что урбанистика как наука родилась в 1909 году, когда в Лондонском университете появилась первая в мире кафедра городского планирования.

Последним гвоздем в крышку гроба доиндустриального города стало распространение автомобилей. Те немногие города, что были построены или перестроены в XVIII—XIX веках, смогли адаптироваться к наплыву машин и автобусов, всем остальным пришлось как можно скорее наверстывать упущенное и быстро трансформироваться. Исследования проблемы автомобилей породили новую ветвь урбанистики, в центре которой были вопросы транспортной инфраструктуры.

В Америке, где благодаря Генри Форду личный автотранспорт стал массовым явлением очень быстро, проблему реформирования городов стали решать с помощью расширения дорог, строительства транспортных развязок и многополосных магистралей. Вскоре выяснилось, что расширение дорог не ведет к уменьшению пробок.

Градостроители Европы предпочли другой путь — стали развивать общественный транспорт и сдерживать автомобилизацию. Человеку, который ездит на работу на автобусе, электричке или трамвае, нужно гораздо меньше места, чем занимает личный автомобиль. Поэтому развитые системы общественного транспорта помогают городу не тратить ценные квадратные метры на широкие магистрали и гигантские парковки.

В послевоенные годы Европа частично отошла от этих принципов. Обрели популярность градостроительные идеи французского архитектора Ле Корбюзье, который предлагал превратить города, в том числе и Париж, в редкую россыпь брутальных многоэтажных башен, окруженных широкополосными магистралями.

Всплеск урбанистической модернистской гигантомании пришелся на три послевоенных десятилетия. Ле Корбюзье не дали перестроить ни одного крупного города в Европе — но в 1950-х годах правительство Индии заказало ему генплан Чандигарха, новой столицы штата Пенджаб, построенной с нуля среди бамбуковых рощ. В 1960 году посреди пустыни была заложена новая столица Бразилии — Бразилиа.

Урбанизм что это в архитектуре

Ее архитекторы тоже вдохновлялись работами Ле Корбюзье. В Советском Союзе тем временем с нуля возводили целые промышленные мегаполисы, такие как Тольятти и Набережные Челны [3].

Читайте также

Принципы современной урбанистики

Датой основания современной урбанистики считается 1999 год, когда группа европейских и американских ученых и гражданских активистов выпустила Хартию нового урбанизма. Этот текст провозгласил главной задачей градостроителя делать города удобными и комфортными для обычного человека.

Вот десять главных принципов нового урбанизма [4], [5].

Согласно хартии, современный город должен:

1) соблюдать баланс с природой — пристально следить за экологией и компенсировать любой вред, который он наносит природе;

2) уважать традиции и культуру жителей, развивать и поддерживать их, а не пытаться заменить;

3) использовать экологически целесообразную технологию — применять наиболее целесообразные ресурсы, инфраструктурные системы и строительные методы. Если рядом есть асфальтный завод, то нужно застилать улицы асфальтом, а не заказывать тротуарную плитку у фабрики в соседнем регионе;

4) создавать зоны для комфортного общения и свободного времяпрепровождения — предоставлять жителям как можно больше возможностей для встреч и совместных занятий. Идеальное общественное пространство города соответствует структуре социальных отношений горожан. В городе нужны парки, где можно прогуляться в одиночестве, игровые площадки для детей, и торговые центры, в которых можно купить все необходимые товары;

5) быть эффективным. Территория города должна оптимально использоваться для всех видов деятельности жителей. Трубопроводы нужно прокладывать самыми короткими маршрутами, люди не должны выстраиваться в многочасовые очереди в музей, а игровых площадок должно быть столько, чтобы дети не бились лбами;

6) уважать человеческий масштаб — пространство должно быть спроектировано так, чтобы человек мог удовлетворить как можно больше потребностей, передвигаясь на своих двоих. Магазин продуктов или школа должны быть во дворе, а не на другом конце города. Или на худой конец возле автобусной остановки или станции метро;

7) создать «матрицу возможностей» — стремиться к тому, чтобы нивелировать экономическое и гендерное неравенство и дать людям из любой группы равные возможности для развития;

8) интегрироваться в регион — взаимодействовать с местностью, в котором он расположен, а не высасывать из нее ресурсы;

9) создать систему сбалансированного движения. В городе должны быть гармонично развиты разные транспортные системы — общественный транспорт, автомобильные дороги, велодорожки и пешеходные тротуары;

10) быть целостным с точки зрения институтов. Разумный урбанизм возможен только в рамках подотчетных, прозрачных и демократических властных структур. Граждане должны иметь возможность участвовать в процедурах городского планирования через общественные слушания и другие институты.

Чем полезна урбанистика

Урбанистика — это наука, служащая для того, чтобы сделать города лучше. Внедрение ее принципов в городское планирование выгодно для всех основных групп интересов [6].

Для горожан урбанистика полезна тем, что:

Урбанистика выгодна и для бизнеса — в первую очередь, для малого и среднего:

Урбанистика чрезвычайно полезна для городских властей и муниципальных служб:

Примеры урбанистических проектов

Гавань Оффенбаха во Франкфурте — из промышленного порта в образцовый зеленый район

В 1902 году на реке Майн возле города Франкфурта-на-Майне открылся промышленный порт Оффенбах. Он функционировал вплоть до начала нулевых, но затем был заброшен и пришел в запустение.

Урбанизм что это в архитектуре

В 2009 году местные власти инициировали масштабную программу перестройки порта. За десять лет урбанисты превратили гавань Оффенбаха в один из самых фешенебельных и дорогих пригородов Франкфурта-на-Майне. В новом районе построили современные и экологичные жилые комплексы, офисные здания и арт-кластер. Визитной карточкой нового квартала стал старый 26-метровый грузовой кран голубого цвета, который решили не сносить.

Реновация Саут-Бенда — как мэр-урбанист чуть не стал президентом Америки

Для того чтобы выдвинуть кандидата на президентские выборы, американские партии проводят внутренние выборы — праймериз. В 2020 году победителем праймериз Демократической партии стал Джо Байден, который в итоге выиграл выборы и стал президентом. Однако изначально в праймериз лидировал 38-летний Пит Буттиджич — мэр небольшого городка Саут-Бенд в штате Индиана. В итоге Буттиджич снялся с гонки в пользу Байдена.

Урбанизм что это в архитектуре

Буттиджича (его часто зовут просто «мэр Пит») на всю Америку прославил масштабный урбанистический проект, который он реализовал в Саут-Бенде. До прихода Буттиджича это был типичный депрессивный промышленный город, период экономического расцвета которого прошел полвека назад. В центре располагались заброшенные здания фабрики и складов автоконцерна Studebaker и давно закрытых предприятий, когда-то обслуживающих автомобилестроителей.

Под руководством Буттиджича городские власти частично снесли, а частично модернизировали заброшенные здания, превратив их в офисные и жилые комплексы, а также полностью изменили дорожную систему города, сделав пешеходные зоны из пустых широкополосных улиц. Центр Саут-Бенда превратился в уютный, зеленый и стильный район в стиле лофт. В результате вложения городских властей в реновацию окупились сполна — безработица в Саут-Бенде упала с 13% до 3%, в город стали возвращаться инвестиции и бизнес.

Урбанизм в Африке — цифровая карта маршруток в Найроби

Урбанистика помогает не только развитым странам. Ежедневно 3,5 млн жителей кенийской столицы Найроби пользуются услугами матату — небольшой маршрутки. В городе нет единой системы маршрутов и номеров матату, а на рынке присутствует множество частных перевозчиков. Для пассажира эта отрасль выглядит довольно хаотично и не слишком безопасно — оказавшись поздним вечером не в той маршрутке, можно легко стать жертвой преступления.

Урбанизм что это в архитектуре

В 2013 году кенийские урбанисты запустили проект Matatus Digital. Студенты местных университетов несколько месяцев ездили на матату, фиксируя их маршруты и остановки GPS-навигаторами. Результатом работы стала первая в истории города исчерпывающая бумажная карта маршрутов матату с 3 тыс. остановок. Карту оцифровали в мобильное приложение, а затем интегрировали в Google Maps. Разработка стала первой в истории детальной схемой неформальной транспортной системы.

Карта матату очень облегчила жизнь обитателям кенийской столицы — строить сложные маршруты стало гораздо проще. К тому же она дисциплинировала водителей матату, которые прежде нередко действовали своевольно и необязательно, и снизила уровень преступности в транспорте.

5 книг по урбанистике

Евгений Перцик. «Геоурбанистика»

Наиболее легкий способ разобраться в науке — прочесть хороший учебник. «Геоурбанистика» Перцика — один из самых популярных текстов такого рода. Он входит в учебный план курсов по урбанистике во многих российских вузах.

Джейн Джекобс. «Смерть и жизнь больших американских городов»

Эта книга, впервые опубликованная в 1962 году, — классика урбанистической мысли. Джейкобс первая предложила отказаться от механистических представлений о городе, которые царили в градостроительстве в середине прошлого века, и взглянуть на него глазами обывателя. Современники Джейкобс, популярные американские градостроители, раскритиковали ее работу (зачастую с откровенно сексистских позиций). Однако спустя некоторое время ее книга стала ключевым текстом новой американской урбанистики.

Джеймс Скотт. «Благими намерениями государства. Почему и как проваливались проекты улучшения условий человеческой жизни»

Джеймс Скотт — один из самых оригинальных антропологов нашего времени. Он описывает процесс проникновения государства в частную жизнь и быт простых людей и наглядно объясняет, почему этот процесс часто приводит не к росту защищенности и благосостояния, но лишь к подавлению и подчинению человека.

Одним из проявлений этого процесса стали гигантские проекты урбанистов второй половины прошлого века. Скотт объясняет, почему жизнь в городах-утопиях, спроектированных Ле Корбюзье и его последователями, порой менее комфортна и безопасна, чем в несовершенных городах, развивавшихся хаотично. Эта книга не только про урбанистику — она подробно объясняет, какие философские и политические идеи определяли содержание этой науки на разных этапах развития и к каким результатам привели ее ошибки.

Максим Кац, Илья Варламов. «100 советов мэру»

У многих россиян слово «урбанистика» ассоциируется с популярным блогером Ильей Варламовым — именно он стал первым апологетом этой науки в российском медиапространстве. Его совместная работа с Максимом Кацем — наглядное и простое объяснение того, как принципы урбанистики можно применять в российских реалиях.

Уэйд Грэхем. «Dream Cities: 7 урбанистических идей, которые сформировали мир»

Недавно переведенная на русский язык книга американского ландшафтного дизайнера и культуролога — история урбанистики, рассказанная сквозь призму биографий ее талантливых деятелей.

Источник

Новый урбанизм, или возвращение традиционного города

Новый урбанизм – глобальная архитектурная идея последних 40 лет, наряду с экологической идеей. Этот обзор посвящен развитию Нового урбанизма в России и в мире.

Урбанизм что это в архитектуре

Урбанизм что это в архитектуре

Итак, Новый урбанизм, который во многом представляет собой хорошо забытый старый город, родился в конце 1970-х как попытка излечить две болезни века. Первая болезнь – разраставшиеся американские пригороды: жилье вдоль дорог без магазинов и школ в пешеходной доступности: вторая – Лучезарный город Ле Корбюзье, воплощенный в микрорайонах панельной массовой застройки. К 1970-м кризис этих районов в США и Европе стал очевиден, панельные дома повсеместно стали разбирать (взрыв района Прютт-Айгоу в Сент-Луисе; разборка панельных домов в Германии, в Англии и т.д.). Сносили, где могли себе это позволить экономически. В России не могли, поэтому у нас эти дома стоят до сих пор, а теперь и воспроизводятся, но в три-четыре раза выше.

Идеологи. Документы. Памятники

Родители Нового урбанизма – американские градостроители, семейная пара Андре Дюани и Платэ Зиберк. В 1979 они спроектировали Сисайд во Флориде, затем Селебрейшн там же. В Селебрейшне, заказчиком которого был Уолт Дисней, здания проектировали как классики (Роберт Стерн), так и модернисты (Стивен Холл) и постмодернисты (Майкл Грейвз). То есть новые урбанисты предписывали определенную планировку, профиль улицы, благоустройство, экологические принципы, но стиль они не регламентировали. В 1991 году Дюани, Зиберк и еще несколько архитекторов зафиксировали свои взгляды в Ahwanee principles. Дюани и Зиберк спроектировали десятки городов и многие построили. В 2009 году они были удостоены Премии Ричарда Дрихауса (аналог Нобелевской в области традиционной архитектуры). Принципы звучат очень знакомо. Если коротко, это компактность города, пешеходная доступность, mixed use (принцип соединения в небольшом поселении многих функций в отличии от модернистского принципа зонирования, то есть деления районов на административные, жилые, культурные), наличие общественного пространства и озелененных и освещенных пешеходных и велосипедных дорожек и т.д. В конце несколько экологических «пунктов»: минимизация мусора, сбережение воды и проч. Само название «Новый урбанизм» закрепилось в 1993 году, когда был создан Конгресс нового урбанизма (CNU).

Еще один идеолог Нового урбанизма – принц Чарльз Уэльский. В 1984 году он сформулировал 10 принципов в книге « А Vision of Britain». Они примерно те же, что у Дюани и Зиберк, но с существенной разницей: стиль допустим только местный вернакуляр или классика.

Франсуа Споэри построил Порт Гримо во Франции еще в конце 1960-х в стиле исторической средиземноморской архитектуры. Сегодня Порт Гримо называют французской Венецией и охраняют как памятник архитектуры.

Во Франкфурте-на-Майне в 2018 году восстановили в довоенных формах центральный квартал Dom-Roemer.

Я привожу примеры традиционных городов навскидку, их десятки по всему миру. Красота и классическая структура традиционных городов сочетаются с новейшими технологиями. Образцово-показательный Паунбери напичкан всевозможными инновационными энергосберегающими штуками: электроавтобусы, завод по переработке сельхозпродукции в газ для отопления половины домов в городе, пассивные дома, сертифицированные по BREEAM. Плюс сами традиционные дома, которые в Паундбели сложены из кирпича и камня, живут триста лет и дольше, то есть по определению экологичны, ведь снос здания – самое вредное для природы.

Новые урбанисты в России

В 1990-х в постсоветской России все только начиналось, зато потом российские архитекторы подняли Новый урбанизм на новую высоту. Наши мастера не просто построили города, но решили художественные задачи серьезного масштаба, поскольку в местных условиях города неизбежно должны были стать плотнее и выше, но вирус Нового урбанизма именно благодаря их проектам распространился по России.

Михаил Филиппов почувствовал, куда движется город, еще в 1984 году, в своем пророческом проекте «Стиль 2001 года». В серии его акварелей панельный микрорайон постепенно превращался в традиционный русский европейский город (скорее, Москву, чем Санкт-Петербург). Позже он воплотил эту эстетику сначала в архитектурных ансамблях «Итальянского квартала» и «Маршала» в Москве, а потом в Горки-городе в Сочи.

Максим Атаянц вместе с девелопером-профессором Александром Долгиным впервые создали классические города в формате массового жилья, ставшие альтернативой корбюзианским микрорайонам (которые продолжают и сегодня расти в России в связи с реновацией и госпрограммой «Жилье и городская среда»). Атаянц спроектировал в Подмосковье десять разных классических городов (от 3 тыс. до 50 тыс. жителей) и пять из них построили. «Город набережных» был задуман в 2008, а начат в строительстве в 2010 году. В «Городе набережных» квартира 30 кв.м. на старте продаж стоила 1,8 млн.руб.- меньше, чем в панельном доме аналогичной локации. До сих пор этот рекорд не побит. Город с озером, каналом, набережными, бульваром, ротондой, пропилеями, акведуком, квартирами в мосту, застройкой от 3-х до 8-ми этажей, лепным декором и деревянными карнизами, дворами без машин, общественными первыми этажами – стал первым крупным поселением такого рода.

    Он служил медиа-городом во время Олимпиады в Сочи в 2014 году, а затем стал популярнейшим горнолыжным и эко-курортом и местом круглогодичного проживания. Сейчас Горки-город процветает и является достопримечательностью нового Сочи.

    Михаил Белов, хотя и в меньших масштабах, отдал дань идеям Нового урбанизма, построив под Москвой поселок «Монолит» с центральной площадью, школой и церковью, который активно развивается.

    Илья Уткин построил в Москве квартал ЖК «Меценат», спроектировал квартал «Царев сад» (который частично реализуют по его проекту) и классические фасады для квартала на Софийской набережной напротив Кремля.

    Недавно молодой архитектор Степан Липгарт построил в Петербурге ЖК «Ренессанс» – огромный квартал, по сути, целый город, в стиле романтического ленинградского ар-деко. Контраст с панельным окружением колоссальный.

    Красота традиционного города – самоочевидная истина. Все эти архитекторы сознательно строят традиционный город, даже не особо оглядываясь на Новый урбанизм, сообразуясь с местным контекстом. И поскольку классическая культура в нашей стране всегда была сильна, у них получаются произведения масштабнее, глубже, пассионарнее, интереснее, чем у западных коллег.

    Традиционный город просачивается через кварталы, благоустройство и материалы

    Что касается кварталов, дворов без машин, общественных первых этажей и прочего благоустройства, то, примененные новыми урбанистами на Западе, а Филипповым и Атаянцем – в России в проектах 2000-х годов, с 2011 года они были подняты на знамя главой департамента культуры Москвы Сергеем Капковым, а затем и мэром Собяниным, при активном участии экспертов КБ «Стрелка». В этом же русле развил свою деятельность главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов: некоторое время в ходу была идея кварталов, так назвали архитектурную биеннале, конкурсные проекты для московской реновации 2018 года также продвигали эту идею. По заказу корпорации Дом.РФ КБ «Стрелка» разработало «Принципы освоения территорий» в пяти книгах; провело международный архитектурный конкурс на три модели застройки: малоэтажную – для сельской местности, где рекомендованы дома со скатными крышами, среднеэтажную – кварталы не выше 6 этажей, и центральную – квартал разновысотных домов с башней-доминантой. Здесь уже продумано членение фасадов, расположение общественных площадей, палисадников, парковок. Вообще город в этих Принципах выглядит гуманно и достойно. Лишь одно «но» – неоклассика и нео-ар-деко опять сюда не попали.

    А город без них не получается. Еще пример, когда без стиля Новый урбанизм не работает, – инноград Сколково. Его план из пяти деревень сделан AREP по правилам Нового урбанизма, а архитектура вся модернистская, и ничего общего с историческим городом или классическими домиками профессоров Гарварда там и близко нет.

    Стратегия Сергея Чобана, изложенная в его совместной с Владимиром Седовым книге «30:70. Архитектура как баланс сил», ближе к сути традиционного города, потому что фасады в ней, наконец-то, стали предметом пристального рассмотрения. Сергей Чобан задался вопросом, почему люди не любят послевоенные брутальные модернистские здания и пришел к выводу, что артикуляция и деталировка фасадов – важнейшие параметры для города. Суть его стратегии в том, что скульптурные, иконические здания могут быть выполнены в любом стиле, главное, чтобы их количество не превышало в городе 30 процентов. А фоновые здания должны иметь деталированные поверхности, глубокую светотень, традиционную структуру с карнизами, чтобы глазу было за что зацепиться. Остальные принципы, изложенные в книге, близки Новому урбанизму. Сергей Чобан не сторонник ордерной архитектуры, ему ближе ар деко. В своих проектах, например таком масштабном, как ВТБ Арена парк, Сергей Чобан воплотил принципы, изложенные в книге. Совместно с автором-модернистом Владимиром Плоткиным они создали пример застройки с богато деталированными, благородно стареющими поверхностями, в то же время соответствующей масштабам широких транспортных потоков Ленинградского проспекта.

    Благоустройство городов – это Новый урбанизм минус традиционная архитектура. Благоустройство приникло к земле и никак не поднимется до фасадов. Планировки городоа уже почти превратились в традиционные, но лицо улицы по-прежнему грубое, утилитарное. Повсюду строятся примитивные башни и коробки. Выражаясь словами Владимира Вейдле, может быть, эти утилитарные здания и не оскорбляют художественного вкуса, но это не значит, что они его питают.

    В последнее время стали применять кирпич даже для башен реновации. Кирпич – долговечный материал, иногда рукотворный, создающий рисунок и рельеф на фасаде даже при самой примитивной кладке. То есть Новый урбанизм поднял голову от земли и карабкается вверх. Потихонечку, исподволь, с черного хода он начинает влиять и на фасады.

    Проникает он и через фасадную структуру. Такие мастера, как Сергей Чобан, пробовали принципы исторической городской архитектуры применить к массовой модернистской застройке. В ЖК «Микрогород в лесу» 14-этажные дома представляют собой фронт из коротких, по 20-30 метров фасадов – разных по цвету и материалам, нарисованных разными архитекторами. Похожий метод применили архитекторы DNK ag в Рассвет LOFT Studio – несколько историчсеких домов со скатными крышами в рамках одного кирпично-лофтового фасада. В проекте для конкурса Дом.рф этот прием тоже часто встречается. Архбюро Citizen Studio победили на 1-й Молодежной Биеннале в Казани с идеальным кварталом, применив тот же исторический принцип чередования разных фасадов внутри фасадного фронта длиной 250 м (типа кварталов Кутузовского проспекта, но без ордера). Как видим, прием, который Квинлан Терри применил в лондонском Риверсайд в 2003 году, а Филиппов – в Итальянском квартале в 2003-м, проник и в модернизм. Структура, вдохновившая архитекторов, – исторический город.

    Итак, планировка, профиль улицы, благоустройство, кирпичные поверхности уже есть; историческая структура фасада потихоньку просачивается, осталось добавить ордер или хотя бы антропоморфность, для того чтобы город был гуманным на уровне пешехода и чуть выше.
    Конечно, идеалом города является Каменноостровский проспект в Петербурге, но интересны и крупные ансамбли советской неоклассики, которая явно не исчерпала свой потенциал. Они в ландшафте города и природы смотрятся очень романтично. Причем мастера 1930-1950-х умели работать с композицией высотного дома, они как бы строили город из нескольких регистров. То есть традиционные здания на уровне пяти-шести этажей – это регистр, воспринимаемый человеком, а выше могут быть и более утилитарные этажи, но они должны быть отодвинуты вглубь от красной линии, не нависать и не давить. Не то чтобы я такой двухрегистровый город считала идеальным. Но когда я говорю про Каменноостровский проспект в Санкт-Петербурге, мне начинают рассказывать про экономику. Ну вот, если очень нужно строить высоко, то есть двухрегистровая система. В сравнении с монстрами сегодняшнего массового строительства это выход.

    Красота традиционного города – самоочевидная истина. Люди, которые могут спроектировать традиционный город, в России есть, примеры построенных городов тоже есть. Осталось разработать книги образцовых строений, вроде тех, что были созданы при Екатерине II, Александре I и Николае I, или вроде типовых проектов 1950-х (эти районы до сих пор любимы горожанами). Из которых было бы понятно, как должны выглядеть улицы, площади, дома. Обучить молодых архитекторов в регионах. Если бы в национальном проекте «Жилье и городская среда», по которому планируют построить 600 000 000 м2, хотя бы половина проектов имела отношение к традиционному городу, государственные средства были бы потрачены не зря, а от нашей эпохи потомкам достались бы не одноразовые дома, через 30 лет требующие сноса, а памятники градостроительства.

    Источник

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *