Урбанистика что это за наука
Урбанистика
Первая парадигма — посылка, приведшая собственно к возникновению урбанистики, произошла из традиции рассмотрения города как «большого завода», в котором можно посчитать основные параметры жизнедеятельности, и как следствие — спрогнозировать развитие и упредительную реакцию на системные проблемы.
Однако, практика применения такой парадигмы в крупных западных городах привела к тому, что урбанистика в 60—70 годы XX века пережила две волны критики и изменения методологических основ, связанных с введением антипозитивистского принципа «неполной постижимости объекта», и принципа перевода части элементов сложного объекта в разряд автономных субъектов.
Содержание
История урбанистики
Первые тексты, которые можно отнести к урбанистике, принадлежат греческим философам. Так, Платон описывал идеальую модель города, исходя из философских рассуждений о взаимодействиях между людьми. Аристотель исследовал организацию нескольких десятков полисов и привел расчеты по оптимальной численности населения городов.
Филарете (Антонио Аверлино), живший в эпоху Возрождения, описывает в своих трудах систему улиц и каналов, нормы жилых помещений, правила организации торговли.
В более позднее время к достижениям урбанистики можно отнести создание таких городов, как Петербург и Вашингтон, с самого начала строившихся в согласии с разработанным планом. План Вашингтона был разработан французским архитектором Пьером Ланфаном под руководством президента Томаса Джефферсона. Город спроектирован в стиле барокко, и включает широкие авеню, пересекающие по диагонали прямоугольную сетку улиц. Такая планировка оставляет свободное место для открытого пространства и зелени.
Развитие Санкт-Петербурга, вначале происходившее стихийно вокруг Троицкой площади, затем было подчинено плану Петра I, в достаточной степени знакомого с текстами по урбанистике.
Реконструкция Парижа, происходившая после французской революции по инициативе Наполеона III, свидетельствовала уже о более сложной схеме мышления, нежели просто эстетической. Ключевым моментом здесь явилось создание крупномасштабной инженерной инфраструктуры, включавшей тридцатикилометровый водовод, сотни километров подземной канализации, газопровод, тысячи газовых фонарей уличного освещения. Ход и результаты этой реконструкции породили большой массив литературной критики и аналитических работ, вследствие чего урбанистика получила дополнительный толчок к развитию.
В 1876 году выходях в свет книги Рейнгарда Баумайстера «Расширение городов в техническом, строительно-полицейском и хозяйственном отношениях» и Камилло Зитте «Художественные основы градостроительства», а несколько ранее работа Ильдефонса Серда «Теория городской дорожной сети».
В 1909 году в Лондоне возникает первая в мире кафедра городского планирования.
Как урбанистика улучшает жизнь горожан?
Как урбанистика улучшает жизнь горожан?
Coвpeмeнный гopoд – cлoжнaя мнoгoypoвнeвaя cиcтeмa, кaждый cлoй кoтopoй cвязaн c ocтaльными. Oпыт, нaкoплeнный в пpoцecce pacшиpeния и измeнeния гopoдoв, пoзвoляeт пoнять, пoчeмy нeкoтopыe из ниx yдoбнee, чeм дpyгиe. Имeннo этoт oпыт и aнaлизиpyeт ypбaниcтикa.
Чтo тaкoe «пpaвильный» гopoд?
Фopмиpyя кpитepии «пpaвильнoгo» гopoдa, ypбaниcты yчитывaют мнoжecтвo фaктopoв:
B peзyльтaтe cвoиx иccлeдoвaний oни пpeдлaгaют мepы, cпocoбныe yлyчшить кaчecтвo жизни в гopoдe: нaпpимep, чтoбы peшить пpoблeмy пpoбoк, нe pacшиpять дopoги, a aктивнee paзвивaть oбщecтвeнный тpaнcпopт; чтoбы нa yлицax былo мeньшe визyaльнoгo мycopa — ввecти дизaйн-кoд для вывecoк в цeнтpe.
Кaк ypбaниcтикa пoмoгaeт людям?
Mы нaxoдимcя в пpeдeлax гopoдa бoльшyю чacть cвoeй жизни. Oкpyжaющaя cpeдa нeпpoизвoльнo нa нac влияeт — coциaльнoe блaгoпoлyчиe, жизнecпocoбнocть экoнoмики, нaшe чyвcтвo oбщнocти и взaимocвязaннocти нaпpямyю зaвиcят oт ycлoвий, кoтopыe пpeдocтaвляeт гopoдcкoe пpocтpaнcтвo. Пpoщe гoвopя, cpeдa фopмиpyeт и людeй кaк личнocтeй, и экoнoмикy в цeлoм. Блaгoдapя блaгoпpиятным ycлoвиям жизни cнижaeтcя ypoвeнь пpecтyпнocти, люди нaчинaют oткpывaть нoвый бизнec, pacтeт пpитoк тypиcтoв.
Paньшe изyчeнию гopoдcкoй cpeды yдeляли дocтaтoчнo мaлo внимaния, нo ceйчac вaжнocть paзвития ypбaниcтики пpизнaли нa гocyдapcтвeннoм ypoвнe в бoльшинcтвe paзвитыx cтpaн. Aнглия, Aвcтpaлия, Maлaйзия, CШA, Гoнкoнг пpивлeкaют в cфepy гocyдapcтвeннoгo yпpaвлeния cпeциaлиcтoв пo ypбaниcтикe и oбyчaют этoй нayкe cвoиx coтpyдникoв. Для Poccии этo пoкa чтo дocтaтoчнo нoвый пoдxoд, нo нaм явнo нaм ecть, кyдa cтpeмитьcя.
Mнoгoчиcлeнныe oпpocы oбщecтвeннoгo мнeния пoкaзaли, чтo нa пepвoм плaнe для житeлeй гopoдoв нaxoдятcя нe тoлькo бытoвыe пpoблeмы – тapифы ЖКX, нaпpимep, — нo и нaличиe в гopoдax знaкoвыx мecт, paциoнaльнaя opгaнизaция гopoдcкoгo пpocтpaнcтвa в цeлoм, эcтeтичecкaя, кyльтypнaя cocтaвляющиe гopoдcкoй жизни. Boт пoчeмy тeмa ypбaниcтики былa пoднятa «нa флaг» и, coглacнo пpoгнoзaм экcпepтoв, в ближaйшee вpeмя бyдeт имeть вoзpacтaющee знaчeниe, в тoм чиcлe — нa пoлитичecкoм ypoвнe, тaк кaк гopoдcкaя cpeдa oкaзывaeт oгpoмнoe влияниe нa нacтpoeния гopoжaн.
Ктo этим зaнимaeтcя?
Ocнoвным «двигaтeлeм» ypбaниcтики cтaли coциaльнo aктивныe гopoжaнe, кoтopыx пpинятo нaзывaть «кpeaтивный клacc». Oн cocтoит из внyтpeннe cвoбoдныx, oбpaзoвaнныx пpeдcтaвитeлeй пpeимyщecтвeннo твopчecкиx пpoфeccий.
Aмepикaнcкий экoнoмиcт, aвтop тeopии кpeaтивнoгo клacca Pичapд Флopид пpизывaeт «oтцoв гopoдa», тo ecть чинoвникoв, coздaвaть ocoбыe ycлoвия для «кpeaтивнoгo клacca», кoтopый, в cвoю oчepeдь, cтaнeт пpeoбpaзoвывaть и дивepcифициpoвaть гopoдcкoe пpocтpaнcтвo, иcпoльзyя coбcтвeнныe иcключитeльныe кaчecтвa и cвoйcтвa, кoтopыe oбoбщaютcя Флopидoм чepeз тpи T: «тoлepaнтнocть, тexнoлoгия, тaлaнт».
Cyдьбa гopoдa зaвиcит вceгo лишь oт твopчecкoй yдaчи cвeдyщиx экcпepтoв, кoтopaя дeйcтвyeт, кaк зoлoтoй ключик или вoлшeбнaя пaлoчкa, cпocoбнaя пoлнocтью измeнить eгo нeзaвиднyю дeпpeccивнyю yчacть.
Люди пoняли, чтo ypбaниcтикa — этo тoчкa пpилoжeния, гдe кaждый, в мepy cвoиx opгaнизaциoнныx cпocoбнocтeй, мoжeт пpинecти пoльзy oбщecтвy. 3aчacтyю aктивныe гpaждaнe oбъeдиняютcя вoкpyг кaкoгo-тo кoнкpeтнoгo пpoблeмнoгo вoпpoca. Нaпpимep, тeмa бpycчaтки cтaлa знaкoвoй для бoгaтoгo нa нee Кaлинингpaдa и oбъeдинилa кpeaтивный клacc вoкpyг идeи ee coxpaнeния.
Что есть урбанистика и с чем её едят?
Урбанистика – слово новое и в последнее время довольно популярное, но не все понимают, что это такое, и чем урбанист отличается от того же градостроителя или архитектора. Давайте попытаемся разобраться и расставить все точки над i.
При этом урбанистика это не архитектура или градостроительство – всё намного сложнее. Дело в том, что город это не набор самостоятельных единиц, как многие ошибочно полагают, а сложная система, состоящая из множества единиц, которые непрерывно взаимодействуют друг с другом. Хотя, посмею назвать это сложной системой внутри ещё более сложной системы – настолько в городе всё взаимосвязано. Именно это взаимодействие и изучает урбанистика. Джейн Джекобс, известная канадско-американская активистка и писательница, называла это взаимодействие балетом улиц (В оригинале это «балет Гудзон-стрит», в честь улицы, на которой она жила) – так она описывала постоянные связи, которые происходят в городе, и в первую очередь на его улицах, но которые мы часто даже не замечаем. Иными словами, типичный урбанист может совмещать в себе качества архитектора, строителя, озеленителя, социолога, транспортника, статиста и даже программиста, ибо урбанистика, в каком-то роде, находится над более точными науками.
В наше время урбанистов, как правило, привлекают в качестве консультантов по городским вопросам или исследователей, чтобы выявить проблемы города, района, улицы отдельного проекта или даже двора. За счёт всестороннего анализа получается выявить все проблемы места и их закономерности, и на основании уже этой работы готовятся концепции, которые в последующем прорабатываются и реализуются уже отдельными специалистами. К примеру, в отечественной практике урбанистов часто привлекают для комплексного исследования застройки территорий, например, исследование «Археология периферии» (изучение Москвы), для создания мастер-планов развития территорий (Мастер-план Перми) и разработки городских проектов (концепции реконструкций улиц Москвы разрабатываются в том числе урбанистами).
Что такое Новый Урбанизм, и почему он так важен?
Данное направление в науке о городах появилось ориентировочно в 1960хх городах в ответ на стремительную автомобилизацию и утрату городами человечности. Именно в это время появляются люди, которые начинают бороться, как многие тогда думали, с прогрессом в виде автомобилей. Сначала это была подсознательная борьба – люди замечали, что улицы меняются, и там, где когда-то играли дети, общались люди и кипела жизнь, появляется пустое неприятное пространство, из-за чего люди покидают это место, а происходит это после расширения дороги или ликвидации переходов с общественным транспортом. И если сначала про таких людей думали, что они городские фрики и просто ярые консерваторы, то после появления научной базы, которая начала формироваться с ростом подобных активностей. К примеру, в качестве одного из инструментов использовали обычный подсчёт до нововведения и после, который показывал, что люди объективно стали меньше ходить в этом местом. Постепенно инструментов из разных дисциплин становилось всё больше и больше, собственно постепенный всесторонний сбор научных данных и привёл к тому, что сформировалось данное направление в урбанистике.
И хоть Новый урбанизм назвали новым, но по факту он говорит о том, что города не должны переставать быть тем, чем были тысячи лет до этого – местом для людей, для общения и жизни, доступным каждому. Как я уже писал, данное веянье появилось в ответ на всеобщую массовую автомобилизацию, и неспроста – достижение прогресса в виде личного автомобиля и заинтересованность отдельных корпораций по продаже машин в прямом смысле убивали город в привычном его смысле. Ведь если раньше были царями улиц: могли спокойно ходить, переходить где им угодно и это было безопасно, то машины несли опасность и уничтожение привычного образа жизни. И если в начале, когда автомобиль был диковинкой и единичным гостем на улицах, он не менял особо ситуацию, оставаясь гостем в городе, то после начала массовой автомобилизации и лоббирования изменения законов, когда улицы чётко поделили на зоны для будущего (автомобили) и прошлого (пешеходов), ситуация стала меняться катастрофически.
Машинам стало не хватать улиц, из-за чего стали сужать тротуары, ликвидировать общественный транспорт и даже сносить целые кварталы – это привело к тому, что улицы перестали принадлежать людям, ведь они более не могли спокойно ходить и общаться – улицы стали вымирать, а вместе с ними и балет улиц. За счёт такой реорганизации пространства города расширялись, и появлялось множество разрывов городской среды, за счёт чего передвижения пешком или на велосипеде стали практически невозможны – людям приходилось покупать машины, чтобы доехать из своего района до центра города или до соседей. Получался замкнутый круг. Город становился недружелюбием для своих же собственных жителей, из-за чего рушились социальные связи, которые не могут сформироваться, когда люди постоянно проводят время дома или в машине.
Как раз в пик автомобилизации, примерно в 1960-1970 годы, в разных городах мира начинают появляться активисты, которые требуют вернуть город людям. Они же становятся двигателем Нового урбанизма. К их числу, в том числе, относится уже прозвучавшая здесь Джейн Джекобс, которая издала культовую книгу «Смерть и жизнь больших американских городов», как ответ на политику отдельных чиновников администрации Нью-Йорка, которые хотели сносить районы, прокладывая новые городские хайвеи. Именно эта работа во многом изменила привычное представление людей о городе.
Примерно к 1980-1990 урбанистика, в лице Нового урбанизма, практически полностью меняет представление людей о светлом автомобильном будущем в городах Европе. Люди и чиновники понимают, что были совершены ошибки, и начинают возвращать улицы пешеходам и велосипедистам, делая автомобиль гостем в городе, а не хозяином. Чуть позже это происходит сначала с Канадой, а потом и с США – странами, города которых чуть ли не изначально строились под автомобили, и которые пострадали больше всего от ошибок 20 века.
В России, как и в странах бывшего СССР, автомобилизация не имела столь плачевных масштабов в 20 веке ввиду дефицита машин, однако пробел стал быстро заполнятся с крахом режима и открытием границ. И пока ситуация не стала катастрофичной, никто и не думал меняться и что-либо предпринимать, поэтому про урбанистику практически никто не знал вплоть до 2010х, когда в некоторых городах ситуация стала становиться критичной. Но даже спустя 6 лет нельзя сказать, что все перестроились на новый формат развития городов, хотя определённые успехи есть, например, программа «Моя улица» в Москве как раз имеет цель сделать, точнее вернуть, улицы пешеходам, или же исследования проблем Москвы такими известными урбанистами с мировыми именами, как Ян Гейл или Вукан Вучик. Но в целом переходный период со «старого» на Новый урбанизм ещё даже не в своём экваторе, к примеру, все урбанисты однозначно говорят, что в городе не должно быть подземных переходов, так как это на корню противоречит концепции главенства пешехода в городе, однако движения в сторону возвращения москвичей на землю нет. Но прогресс есть, к примеру, после доклада Яна Гейла в Москве появилась Крымская набережная в её текущем виде. Хотя в некоторых городах ответственные за город чиновники до сих пор не знают, что такое урбанизм и чем урбанисты вообще занимается, мысля принципами середины прошлого века.
Урбанистика: развитие городов от древности до наших дней
Дорогие друзья! Перед вами наш новый курс «Урбанистика», посвященный актуальным проблемам городов. Так или иначе, эти проблемы касаются каждого из нас, проживаем мы в «каменных джунглях» городов или наслаждаемся загородной тишиной и покоем. Касаются потому, что любые процессы в больших и малых городах сказываются на жизни сел и деревень.
Так, открывающиеся перспективы лучшей жизни вызывают отток населения из сельской местности и нехватку рабочих рук в аграрном секторе. Ухудшение экономической ситуации, сокращение рабочих мест и нехватка средств на аренду жилья и питание вызывают обратный отток жителей «поближе к земле», где можно завести подсобное хозяйство и как-то пережить трудные времена.
Впрочем, мы оптимисты, и верим, что города, как и всех нас, ждет лучшее будущее, иначе бы просто не брались за разработку данного курса. И начнем мы, как как уже стало традиционным, с вводного урока.
Содержание:
Рекомендуем внимательно прочитать этот урок, чтобы потом лучше ориентироваться, чего ожидать от каждого из последующих уроков и курса в целом.
Цели и задачи курса
Курс направлен на формирование базовых представлений об урбанистике, городском дизайне, архитектуре, типах жилых домов и городской застройки, а также развитии транспортной и прочей инфраструктуры города, благоустройстве, городском дизайне, формировании комфортной городской среды.
В рамках нашего курса урбанистика рассматривается в тесной взаимосвязи с процессами исторического и социально-экономического развития, влиянием географических факторов и культурных трендов. Изучив наш курс, вы станете лучше разбираться во всех этих процессах. А возможно, сможете определиться, где вам лучше жить: в городе или за городом.
Что такое урбанистика?
Урбанистика – это наука, которая изучает город в контексте развития городской среды и взаимодействия различных городских систем: городского транспорта, городского хозяйства, городской застройки, городской инфраструктуры, городских коммуникаций с целью решения насущных проблем горожан.
Урбанистика изучает внутригородские процессы в тесной связи с воздействием внешних факторов: социально-экономических, экономико-географических, экологических, политических, культурных и прочих. Следует уточнить, что комфортная городская среда – это одновременно и продукт, и процесс взаимодействия проживающих в городе людей с городскими системами.
В свою очередь, урбанист – это специалист в области городского планирования. Урбанист может специализироваться на таких аспектах, как проектирование детских и спортивных площадок, городских парков и всего, что делает комфортной городскую среду.
Собственно, комфортная городская середа – это то, ради чего придумана урбанистика, ради чего работают архитекторы, градостроители, урбанисты, ученые, социологи и все, кто задействован в системе планирования и развития городов. Да, есть целая наука «социология города», и мы об этом тоже будем говорить в нашем курсе. Над вопросом «как сделать среду проживания лучше», уже которое столетие бьются лучшие умы эпох.
Более того, за долгие годы сформировались способы устойчивого восприятия имиджа многих городов. Так, Москва у многих жителей российской глубинки ассоциируется с городом-мечтой, городом больших, почти безграничных возможностей, что в значительной степени верно. Иваново давно воспринимается как «город невест», хотя мужчины там, разумеется, тоже живут. Когда говорят о Париже, сразу думают о красоте и романтике, когда говорят про Лос-Анджелес, мы сразу представляем Голливуд.
Примеров можно привести множество, а суть их всех в том, что невозможно создать некий универсальный город, в котором будут удовлетворены запросы сразу всех. Или такой город будет просто безразмерным, и уж точно некомфортным в плане расстояний между различными объектами. Представьте, что и будущим звездам мирового кино, и технологам текстильного производства нужно ехать не в Голливуд и Иваново соответственно, а в какой-то один универсальный город, готовый трудоустроить и тех, и других. Многие, скорее всего, просто не доедут.
И даже для того, чтобы сделать город комфортным для простого обывателя, нужно учесть множество факторов. Это рельеф местности и тип грунта, что важно для застройки и прокладки дорог и коммуникаций. Это «роза ветров», чтобы южные города хорошо продувались ветрами в зной, а северные не страдали от холодных ураганов зимой.
Это учет сторон света при ориентировке зданий так, чтобы обеспечить максимальную инсоляцию помещений, однако при этом не тратить дикие средства на кондиционирование в жару. Есть даже сведения, что расположение рабочих мест «лицом» в ту или иную сторону света (юг, юго-восток, север, северо-запад и т.д.) влияет на производительность труда в различных сферах [О. Лихачева, 2014].
Существует масса нюансов с обустройством дворов, подъездов, парков, скверов, тротуаров. В идеале они должны быть удобны и доступны и обычным пешеходам, и мамам с колясками для детей, и пенсионерам, и инвалидам. Поэтому безбарьерная среда – актуальный тренд формирования комфортной городской среды.
Кроме того, улицы, дворы и скверы должны быть безопасны. Родители должны быть уверены, что во дворе ребенка не собьет машина, а в парке не покусает собака. Людям должно быть удобно переходить улицу, а разрешающий сигнал светофора должен гореть достаточно долго, чтобы перейти дорогу успели пожилые люди и инвалиды, которым тяжело двигаться быстро.
Улицы, дворы и подъезды должны быть освещены на протяжении всего темного времени суток, потому как не зря говорят, что «один работающий уличный фонарь заменяет двух полицейских». А городское пространство должно быть разнообразным с тем, чтобы на улице максимально продолжительное время могли находиться люди. Поэтому важно, чтобы людям было, чем заняться на досуге: ходить в театр, кино, на концерты и в рестораны, заниматься спортом на спортплощадках и в фитнес-центрах, делать покупки, общаться, да просто дышать свежим воздухом.
В любом случае, улицы не должны пустеть после вечернего «часа пик». Как говорится, «свято место не бывает пусто», и если улицы станут непривлекательны для обычных граждан, на улицу с наступлением темноты (а то и раньше!) выйдут асоциальные личности и преступники. Такое засилье бомжей, хулиганов и грабителей способно сделать некомфортным любой город. Полностью спальный район, напрочь лишенный развлечений и какой-либо инфраструктуры для отдыха, тоже мишень для преступников.
Классический пример – Детройт, когда-то «автомобильная столица мира», а после выноса автомобильного производства в другие страны – город-призрак с одним из наивысших показателей преступности. Попытки исправить ситуацию предпринимаются, но даже закоренелые оптимисты понимают, что это дело не одного года [Власть, 2020]. Одной из задач курса как раз и является разобраться не только в том, как нужно развивать город, чтобы сделать его комфортным, но и понять, чего нельзя делать категорически, чтобы не «убить» город и его инфраструктуру.
Тем не менее интересных наработок, как создать комфортную городскую среду, сегодня немало. Точечно можно даже улучшить экологию города, «подняв» двор на высоту 10 метров и улучшив показатели чистоты воздуха на 5% [Ю. Борисов, 2017]. Каким образом? Для этого используются так называемые «стилобаты», и об этом мы тоже будем говорить в уроках курса.
Еще раз напомним, что урбанистика – это наука, которая изучает город в контексте развития городской среды и взаимодействия различных городских систем: городского транспорта, городского хозяйства, городской застройки, городской инфраструктуры, городских коммуникаций с целью решения насущных проблем горожан. Интересы горожан и комфортная городская среда – краеугольные камни урбанистики, и именно исходя из этого мы и построили наш курс.
Для кого предназначен курс?
По большому счету, курс «Урбанистика» будет полезен каждому современному человеку, живущему в городе либо желающему переехать в город. Пройдя его, вы будете более адекватно представлять себе, что такое комфортная городская среда с научной точки зрения, и понимать, насколько реально улучшить среду обитания, в которой вы сейчас находитесь. И, конечно, существуют категории граждан, кому наш курс «Урбанистика» будет полезен в первую очередь.
Кому будет полезен курс:
✔ | Старшеклассникам, которые рассматривают в качестве возможной будущей специальности такие, как «Урбанистика», «Градостроительство», «Городской дизайн», «Государственное и муниципальное управление». |
✔ | Студентам, которые рассматривают возможность перевода на вышеперечисленные специальности и хотели бы получить первоначальное представление о них. |
✔ | Государственным служащим, недавно начавшим свою карьеру в органах муниципальной власти и не имеющим профильного образования. |
✔ | Руководителям органов ЖКХ, ТОС, ТСЖ и кондоминиумов, не имеющим профильного образования в сфере урбанистики, градостроительства, городского и муниципального управления. |
✔ | Журналистам, работающим в редакциях новостных служб и задействованным в освещении работы муниципальных органов власти, ЖКХ и прочих ответственных за создание комфортной городской среды служб. |
✔ | Блогерам, желающим специализироваться на критике городской власти и городских служб. |
✔ | Всем желающим расширить свой кругозор и квалифицированно поддержать любую дискуссию на тему городской жизни, благоустройства, работы транспорта и т.д. |
✔ | Всем желающим понять «психологию города» и поймать его ритм. |
В нашем курсе достаточно сложные вещи изложены простым языком, что облегчает первоначальное понимание и может служить базой для дальнейшего получения знаний – самостоятельного или же в специализированном учебном заведении. Обращаем ваше внимание, что наш курс не является заменой профильному образованию и профильным курсам, которые преподают в высших учебных заведениях.
Уроки и структура курса
Чтобы вам было легче разобраться с такой сложной и многогранной наукой, как урбанистика, мы разработали структуру курса, отражающую базовые элементы урбанистики и позволяющую рассмотреть их по мере возрастания сложности, на каждом этапе углубляя познания относительно той или иной темы.
Урок 1. История урбанистики, возникновение, развитие и классификация городов
Цель урока – изучить закономерности возникновения и развития городов в историческом контексте, разобраться с основными трендами внутри данного процесса и понять, какие существуют классификации городов на сегодняшний день. Изучив урок, вы научитесь понимать взаимосвязь исторических процессов, возникновения и становления городов.
Урок 2. Геометрия города: виды застройки
Цель урока – изучить основные урбанистические идеи прошлого, которые предопределили современную застройку городов, а также основные виды застройки, которые практикуются в городах сегодня. Изучив материал урока, вы научитесь воспринимать геометрию городов, как продолжение исторического контекста идей оптимального устройства города.
Урок 3. Развитие транспортной инфраструктуры
Цель урока – изучить типы городских улиц и дорог, нюансы использования разных видов общественного и арендованного транспорта, методы борьбы с пробками и нехваткой стояночных мест для личного транспорта, а также перспективные варианты организации пешеходного движения. Изучив урок, вы получите представление о вариантах решения различных транспортных инфраструктурных проблем в современном мире.
Урок 4. Городское пространство
Цель урока – разобраться, что представляет собой городское пространство, как происходит формирование комфортной городской среды, что такое «умный город» и какие составляющие для этого необходимы. Изучив урок, вы поймете, из чего складывается городское пространство и что нужно, чтобы городская среда стала комфортной.
Урок 5. Городской дизайн
Цель урока – разобраться, что такое городской дизайн, понять, из чего он складывается и каковы его основные элементы. Пройдя данный урок, вы получите представление, как решаются задачи городского дизайна, наружной рекламы, освещения и озеленения в разных городах и странах, и поймете, чего можно реально требовать от городской власти по этим вопросам.
Урок 6. Типы жилых домов
Цель урока – разобраться, какие существуют типы жилых домов и типы квартир, каким требованиям должно отвечать жилое строение. Изучив данный урок, вы будете ориентироваться в особенностях, преимуществах и недостатках каждого типа жилья, а также узнаете, какие существуют правила использования общих пространств (подъезд, двор, тротуары, прочее).
Урок 7. Экология города и выбор жилья
Цель урока – разобраться, каким экологическим параметрам должен отвечать город, чтобы быть безопасным для горожан, и какие города в России и мире в наибольшей степени отвечают этим параметрам. Изучив урок, вы будете ориентироваться в действующих нормативах и сможете применить их на практике, выбирая жилье.
Еще одним немаловажным моментом является прохождение курса, и этому вопросу мы хотим уделить отдельное внимание.
Как проходить курс?
Ввиду того, что мы разработали структуру курса, отражающую базовые элементы урбанистики и позволяющую рассмотреть их по мере возрастания сложности, мы советуем изучать уроки последовательно от первого до последнего.
Если какая-либо тема покажется вам знакомой или не слишком важной, все равно просмотрите текст, чтобы убедиться, что ничего не упустили, когда формировали свое представление о том или ином аспекте урбанистики.
Напоминаем, что наш курс «Урбанистика» не является заменой профильному образованию и дает лишь общее представление о такой сложной и многогранной области знаний, как урбанистика.
Дополнительные материалы
Для наилучшего освоения материала и максимально удобного поиска более подробной информации по вопросам, которые вы, вполне вероятно, захотите изучить углубленно, мы подготовили для вас список дополнительных материалов.
Книги по урбанистике:
Представленные книги станут достойным дополнением к прохождению нашего курса «Урбанистика» и снабдят вас информацией, которую мы в силу тех или иных причин не смогли или не стали включать в уроки.
Цитаты великих людей о городах и урбанистике
В заключение нашего вводного урока – минутка вдохновения и цитаты великих людей о городах, архитектуре и градостроительстве:
Уэйд Грэхем
Нет более верного признака дурного устройства городов, чем обилие в них юристов и врачей…
Платон
От своего города я требую: асфальта, канализации и горячей воды. Что касается культуры, то культурен я сам…
Карл Краус
Разница между большим городом и маленьким в том, что в большом можно больше увидеть, а в маленьком – больше услышать…
Жан Кокто
Вот оно, преимущество крошечных городков – безо всякого усилия с твоей стороны всем все про тебя известно…
Пауло Коэльо
Если хочешь по-настоящему узнать город, надо ходить пешком…
Андре Моруа
Уединение нужно искать в больших городах…
Рене Декарт
В деревянном городе крепче спишь, потому что снится уже только то, что было…
Иосиф Бродский
Париж – единственный город в мире, где можно страдать, но не быть несчастным…
Федор Достоевский
Граффити – это татуировки города…
Ашот Наданян
Марина Цветаева
Мы желаем вам успеха в работе над курсом и уверены, что полученные знания обязательно пригодятся вам в работе, учебе и жизни!