Урарту что за государство

Урарту государство древней цивилизации. Столица, история, искусство, культура, достижения, правители

Государство Урарту возникло около 3000 лет назад на территории современного Ирана, Турции, Армении и Азербайджана, и существовало могущественной рабовладельческой цивилизацией Древнего мира на протяжении нескольких веков.

История изучения Урарту

Урарту, государство открытое современной наукой только в начале XIX столетия, благодаря историческому произведению армянского писателя средневековья Мовеса Хоренаци, в книгах которого рассказывалось о постройке царицей Семирамидой города на озере Ван.

Открытие

Ученый из французского научного объединения Фридрих Шульц направился в этот район для первого исследования, где обнаружил множество клинообразных надписей, сделал описание древнего столичного города Тупше и царской резиденции на Ванской скале.

Молодого ученого убили курдские разбойники, однако материалы его работ были изучены и опубликованы во Франции. Основная же информация о древнейшем государстве Урарту поступила из ассирийских письменных источников, найденных чуть позже при археологических раскопках.

Изучение письменности

Найденные Шульцем надписи с трудом подвергались расшифровке, а главный прорыв произошел только к концу века в работе немецкого ученого Сэйса, который сделал сводку первых надписей с переводом. Урарту что за государство

Также огромный вклад в расшифровку урартской письменности внесен немецким ученым Иоганнесом Фридрихом, выявившим общие истоки и обосновавшим родственную связь с хурритской лингвистической группой.

В советской науке Марром велось изучение связей с различными языками кавказских государств, а востоковедом Дьяконовым скомпилированы и переведены все найденные сведения об Урарту в ассирийских письменных источниках. Также были опубликованы переводы новых обнаруженных надписей древнейшего государства.

Археологические исследования

Изначально археологические изыскания Урарту проводились исключительно вокруг Ванской скалы, где были обнаружены:

Археологическим разработкам на территории восточной Турции помешала мировая война, а исследованиям в Иране долго мешали происходящие там революции, и только в недавнее время началось изучение нескольких древнейших городищ. Урарту что за государство

Систематические раскопки археологами ведутся на территории Армянского государства с 40-х годов прошлого века до настоящего времени. Холм Кармир-Блур стал богатейшим источником уникального материала для изучения и исследования истории и культуры древнейшего государства.

Предметы материальной культуры

Крупнейшее собрание найденных при археологических раскопках древностей хранятся сегодня в Ванском музее, есть многочисленные культурные памятники и объекты древнего искусства в исторических отделениях музеев всего мира.

Для изучения государства Урарту используются следующие источники:

Физико-географическая характеристика

Урарту, государство Передней Азии на Армянском нагорье, находилось в окружении высоких горных хребтов и массивов высотой от 1,5 до 1,8 тыс. м над уровнем моря.

Географическое положение

Разнообразный ландшафт нагорья сочетает в себе высокогорные хребты с высочайшим пиком Арарата, котловин с богатой плодородной землей. На разновысоких территориях издревле произрастали смешанные леса, а также растительность высокогорного альпийского луга и равнины, которая сменялась пустынными бедными областями.

Именно отсюда начинаются 4 крупнейшие азиатские реки, кроме того есть 3 довольно крупных высокогорных озера. Урарту что за государство

ОзероНа высоте над уровнем моряВодаОсобенности
Ван1,72 тыс. мсоленаяВода не пригодна для использования человеком. Обитает только один вид рыбы карпового семейства.
Урмия1,25 тыс. мочень соленаяПлодородные земли побережья хорошо подходят для занятий земледелием.
Севан1,92 тыс. мпреснаяВода очень богата рыбой.

Климат

Низменности нагорья склонны к засухе, поэтому земледелие в этих местах возможно исключительно с применением искусственных оросительных каналов, в чем урартцы достигли непревзойденного мастерства. Их система орошения протянулась на расстояние более 70 км.

Юго-восточным районам страны присущ мягкий средиземноморский климат с обилием осадков в короткий зимний период и теплым продолжительным засушливым летом.

Полезные ископаемые

Главным естественным богатством Урарту был лес, камень, железная руда, залежи меди, олова и свинца, что повлекло за собой развитие металлургических производств.

Названия государства Урарту и его объектов

Государство Урарту своим названием обязано ассирийским источникам 9 века до н.э., и переводится как высокая страна. Ранее в древнейших ассирийских источниках периода 13-9 века до н.э. для обозначения территории проживающих племен встречалось наименование страны Наири. Урарту что за государство

Такое название прижилось и за озером Ван как морем страны Наири, в античных источниках оно встречается под именем Тоспитиса.

Сами местные жители называли свою страну Биайни или Биайнили, что возможно связано с наименованием озера во внутренних районах, где произошло первое объединение племен.

Встречающееся название Арарат является неточной огласовкой масоретского «rrt», то означало Урарту в библейских текстах. Геродот пишет об урартских жителях под именем алародов.

Некоторые современные исследователи древнего государства называют его Ванским царством, а название столичного города Тушпа заменяют обозначением места археологических разработок Ванской скалы.

Холм Русахинили около столичного города носит название, связанное с местом археологических раскопок Топрах-кале.

История государства

Урарту, государство с этнически неоднородным составом населения, возникло вследствие консолидации проживающих в одной местности племен.

Происхождение племён Наири/Урарту

Скудные археологические материалы не позволили с уверенностью выяснить происхождение жителей Наири. Исследователями подтверждено проживание как оседлых, так и кочевых племен на территории нагорья.

Образование царства Урарту (конец IX вв. до н. э.)

В середине 9 века до н.э. царем Сардури I возводится на прибрежных землях озера Ван новая столица Тушпу с серьезными оборонительными крепостными сооружениями на всех городских подступах. В этот период происходит централизация властной структуры в стране, возникает царская династия объединенного государства.

Расцвет Урарту (конец IX — середина VIII вв. до н. э.)

В дальнейшем, начиная с правителя Ишпуини, идет усиление централизованной власти царя и религии, расширение границ страны в связи с проведением успешных военных завоевательных походов, появляются источники клинописной письменности, ведутся активные строительные работы по возведению дворцов, великолепных храмов, надежных крепостей и защитных сооружений в Ванском царстве.

Создается канал для обеспечения жителей столицы водой, который можно видеть и сегодня. Прекращение военных действий с Ассирийским государством повлекло за собой культурное влияние этой страны на развитие Урарту. Есть старинные предания о личном влиянии царицы Семирамиды на возведение значимых построек и сооружений.

Передвижение южной границы Урарту привело к ослаблению позиции ассирийцев в торговле и осложнению их стратегического положения, что послужило поводом к началу новых напряженных военных действий между странами, но не дало возможности вернуть ассирийцам утраченные преимущества.

В период максимального зенита могущества урартского царства были заложены крупнейшие крепости Закавказья, находящиеся рядом с территориями современных городов Еревана и Армавира.

Ослабление могущества Урарту (середина VIII — конец VII вв. до н. э.)

Реформы в ассирийской армии правителя Тиглатпаласара III привели к успешным военным действиям по возврату былого могущества и контроля над главным торговым путем. В решающем сражении западнее реки Евфрат ассирийцам удалось разбить и взять в плен большую часть армии противника, главный командующий которой сбежал с поля боя в столичную крепость Урарту.

Ассирийской армии удалось беспрепятственно продвинуться вглубь страны. Урартское государство пришло к частичному распаду в результате поднятых восстаний ранее завоеванных племен против централизованной власти. Урарту что за государство

Вступивший после этого на престол царь Руса I противодействовал решительным образом дальнейшему распаду государства, пытался сохранить земли путем подавления восстания, удачно избегая в течение долгого времени столкновений с Ассирией.

В периоды вынужденного перемирия идет расширение строительства столицы на холме Русахинили и закладка нового крупного городского центра Улху, расположенного у озера Урмия.

Позднее царь Саргон II в хорошо подготовленном и спланированном военном походе нанес серьезные поражения урартским войскам, разорил Улху и главный религиозный храм страны в Мусасире, что послужило поводом для самоубийства царя Руса I. Саргона II убили придворные в результате дворцовых интриг, что повлекло к тяжелому кризису ассирийского царства. Урарту что за государство

Во времена правления Руса II наступило перемирие с Ассирийским царством, в стране началось строительство многочисленных величественных городов, роскошных храмов и надежных крепостей, заново отстраивается столица Русахинили.

Закат Урарту (конец VII век до н. э. — VI век до н. э.)

После кончины царя Руса II строительство практически полностью прекращается, страна погружается в глубочайший кризис, переходя в вассальное положение к Ассирии, чтобы попытаться противостоять более сильным противникам: воинствующим скифам и киммерийцам с севера, мидийцам с юго-востока, которые в течение века своими завоевательными и разорительными войнами привели к уничтожению обоих государств.

Культура

Урарту, государство с сильной культурной и языковой разобщенностью, чья деспотическая царская власть навязывала военную и культурную модель, во многом скопированную у соседнего ассирийского царства, порабощенным племенам и народам.

Искусство и архитектура

Предметы художественной керамики урартского искусства можно обнаружить только около центральных городов и крупных религиозных центров.

Яркие образцы типично урартских произведений искусства можно увидеть среди бронзовых изделий:

Сохранившиеся архитектурные памятники той эпохи носят в основном характер защитных сооружений с особенно прочной каменной кладкой мощных стен.

Все поселения очень тщательно планировались, большое значение отводилось подводу питьевой воды в крепости.

При застройке продумывались влияние природных особенностей местности и ветров.

В целях благоустройства возводились водопровод с хранилищем питьевой воды, строились удобные мосты, обустраивались бани и парки для населения.

Большинство построек возводились без фундамента, а в целях экономии между жилыми и хозяйственными строениями делали общую стену.

Дворцы в основном строили 2-х типов. Вокруг парадного внутреннего двора возводили колоннаду, а далее важнейшие дворцовые помещения, а на задворках находились помещения хозяйственного назначения с еще одним внутренним двором. Второй тип дворцов делился на 2 части: парадную представлял собой центральный колонный зал и жилую с хозяйственными помещениями.

Многие храмовые постройки возведены по канонам классического древнегреческого искусства, демонстрируя связь с архитектурой Малой Азии. Изображения во дворце Саргона мусасирского храма 9-8 веков до н.э. дают представления об устройстве религиозного сооружения на высокой платформе с 2-скатной крышей и колоннадой и фронтоном на фасаде здания. Урарту что за государство

Бронзовые скульптуры отливались по восковой модели и украшались чеканкой и тончайшим золотом. Найдены скульптурные изображения быков с крыльями и человеческими лицами из белого камня, с искусно инкрустированными глазами и бровями, украшенными красочными пастами углубления перьев на крыльях.

Сохранившиеся на холме Арин-берд фрагменты стенной росписи в развалинах крепости дают представление о многокрасочной живописи 8 века до н.э., изображавшей священное древо жизни, молящихся людей, бегущих животных, растительный и геометрический орнамент.

Письменность была также изначально заимствована у соседей ассирийцев, но их клинопись несколько упрощена и изменена в Урарту. Грамотной можно назвать только правящую верхушку. Все дошедшие письменные источники являются описанием событий царского правления разного времени.

Языки многонационального народа страны сильно отличался от урартского языка центральной ее части.

Религия

Многие урартские божества были заимствованы из религии Древней Месопотамии.

Главными из них можно выделить 3:

Центром религиозной жизни страны был город Мусасир, юго-восточнее моря Наири. Именно здесь был главный храмовый комплекс, выдолбленный в скале. Богам приносились жертвоприношения в виде огромного количества быков и овец, но бывали и случаи заклания человеческих пленников.

Экономика

Государственная экономика в основном зависела от успехов земледелия, требовавшего искусственного орошения земель, которое под руководством царской власти выполняли пленные рабы и свободное население страны. Разводили в основном пшеницу, просо, ячменные культуры, кунжут, возделывались обширные виноградники, разбивались фруктовые и плодовые сады. Урарту что за государство

Пахали землю тяжелыми железными плугами на быках. Зерно мололи на водяных мельницах. При царских дворцах выделялись специальные помещения под зернохранилище, винный погреб. Урарту что за государство

Жители могли иметь свои собственные земельные участки, за которые отдавали подать зерном, маслом и домашним скотом.

Животноводству благоприятствовали обширные луга для выпаса животных, поэтому скот активно продавали в соседние страны Малой Азии.

Разводили как крупный, так и мелкий рогатый скот, а также свиней и домашних верблюдов. Особое положение занимало коневодство, как важный торговый и военный ресурс.

Из молока животных делали масло и сыры, шкуры использовали на пошив одежды и обуви.

Это позволило создать определенный навык в искусной обработке скальных пород и камня, который с успехом применялся при возведении мощных крепостей и городов, при выдалбливании пещерных помещений, создании гравировки.

Великолепно развито было и гончарное искусство. Большая часть крупных глиняных сосудов изготавливалась для распространенного в стране виноделия, производили мастера кухонную утварь и посуду.

От ювелирных промыслов дошли до настоящих дней великолепные украшения из золота и бронзы, тонкая чеканка украшала конскую сбрую и колчаны для стрел, великолепными орнаментами декорировали военные щиты и шлемы.

Армия Урарту

Царь являлся главным командующим армии, часто сам принимал участие в сражении. Военные действия проходили ежегодно. Иногда носили устрашающий и грабительский характер, иногда завоевывались новые земли и расширялись границы государства.

Урарту что за государствоОстатки кольчуги войнов государства Урарту

Но главных успехов урартские воины добились в искусстве оборонительных сооружений, используя продуманные защитные каменные сооружения.

Наследие Урарту

Из-за того, что культура и искусство сосредотачивались исключительно в нескольких крупных городских центрах, после их разрушения вся страна практически сразу пришла в упадок, а богатое наследие оказалось полностью утрачено.

Новые государства в послеурартское время

После урартский период характеризуется становлением классового общества в таких закавказских государствах, как древняя Колхида, Иберия и Албания. Наряду с местными древневосточными культами и традициями на вновь образованные царства накладывается отпечаток античной культуры. Урарту что за государство

На территории разрушенного Урарту образовалась впоследствии Великая Армения, которая испытывала на себе как прямое, так и косвенное культурное влияние своего исторического предшественника, наряду с грузинскими и азербайджанскими народами.

Интересные факты о древнем государстве

Несмотря на огромные территории, занимаемые Ванским царством в период своего расцвета, единого народа Урарту никогда не существовало. Это было сообщество различных племен со своими языками и религиями, объединенных для борьбы с общим врагом.

В государственную армию в период войны призывались все жители страны: от свободных граждан, до наемников и рабов. Сами правители и богатые вельможи принимали непосредственное участие во всех военных действиях.

Войны проходили практически ежегодно. В их отсутствие проводились военные турниры. В составе армии периода расцвета государства насчитывалось 10 тыс. единиц кавалерии, более 3 тыс. копейщиков, свыше сотни царских колесниц.

Список всех почитаемых божеств у жрецов древнейшего царства составлял 70 имен. Всем им приносились кровавые жертвы различных животных. Не исключались и человеческие жертвоприношения.

Урарту было богатейшим и могущественнейшим государством на карте Древнего мира, оказавшим огромное влияние на формирование культуры многих народов того времени, оставляет еще множество неразгаданных загадок для современных ученых.

Оформление статьи: Мила Фридан

Источник

Урарту

Урарту что за государство

Урарту что за государство

Араик Степанян.

Для изучения вопроса прародины чеченцев мы выбрали простую тактику, а именно: если нахско-дагестанский язык синокавказской группы формировался в Армянском Нагорье, то есть прямой резон там и искать корни народа нохчий.

Прежде всего, следует разобраться в историческом содержании термина «Урарту», и этнонимах «вайнахи» и «нохчий».

Для изучения вопроса прародины чеченцев мы выбрали простую тактику, а именно: если нахско-дагестанский язык синокавказской группы формировался в Армянском Нагорье, то есть прямой резон там и искать корни народа нохчий. Предки чеченцев, согласно историческим, археологическим и лингвистическим данным, имели несомненное генетическое родство с древнейшим населением не только всего Кавказа, но и Передней Азии. Культурные и языковые связи чеченцев прослеживаются с цивилизацией междуречья Тигра и Евфрата, с хуррито-урартской общностью, с басками, хеттами, этрусками и т. д. Однако исследователи генезиса нохчий не дают ответа на вопрос: когда и откуда началась миграция древних вайнахов на Кавказ? Именно на эти вопросы мы попытаемся дать ответ.

Прежде всего, следует разобраться в историческом содержании термина «Урарту», и этнонимах «вайнахи» и «нохчий».

Государство Урарту, оно же Арарат – столица Ван или Биайна, – с точки зрения сторонников «теории Урарту», существовало около 350 лет на территории Армянского Нагорья. По той же теории «урартийцев» заменили армяне и создали свое государство Армения. Однако эта теория дала серьезные трещины после того, как чех Берджик Грозный (во второй половине 20 века) расшифровал хеттскую клинопись и прочитал богатейшие царские архивы хеттской столицы Хаттушаш. В этих документах совершенно определенно и недвусмысленно повествовалось о государстве на территории Армянского Нагорья – Хайаса, которое находилось в то же время и на том же месте, где и Урарту. Очевидно, что не могли существовать два государства в одно и то же время и на том же самом месте. Ученые сделали вывод, что Урарту соответствует географическое название Арарат (в Библии так и упоминается – «царство Араратское») (Иеремия 51: 27), но не как название этноса.

Название «Урарту» – ассирийское, в переводе с армянского – Арарат. Оно обозначает территорию по местному географическому названию. Ассирийцы Армению называли «Урарту» или «Арарту», персы – «Армина», хетты – «Хайаса», аккады «Армани». Здесь следует упомянуть, что сами себя армяне называют – хайами.

Какое отношение имеют вайнахи к Армении?

Урарту что за государство

На основании исследований В.И. Иллича-Свитыча и А.Ю. Милитарёва, ряда других крупных лингвистов, при соотнесении их данных с археологическими материалами, в частности А.К. Векуа, фундаментальными работами Т. Гомбрелидзе и В. Иванова, А. Арорди, М. Гавукчяна и др., можно прийти к следующим выводам относительно происхождения и расселения представителей древнейшего этноязыка вайнахов.

В пределах XXX-XXV тыс. до н.э. осуществляется первичная дифференциация гипотетической восточно-средниземноморско-переднеазиатской праэтноязыковой общности людей начала верхнего палеолита на несколько этноязыковых массивов, среди которых в настоящее время более-менее отчетливо просматриваются три:

1) Ностратический – с ареалом становления в пределах Закавказья, Южного Прикаспия, Загроса и прилегающих к ним областей (в настоящее время в него включают языковых предков индоевропейских, уральских, алтайских, картвельских и эламодравидских народов). Здесь стоит отметить новую работу А. Арорди «Генезис Айа», где автор этим ностратическим языком называет язык айа.

Урарту что за государство

2) Афразийский – между средним Евфратом и Нижним Нилом, с центром в Палестине, Заиорданье и Сирии (от него происходят языковые предки семитских народов, древних египтян, а также носители современных берберско-туарегических, чадских, кушитских и омотских языков северной половины Африки).

3) Синокавказский – в пределах Армянского Нагорья и Анатолии – Армянская Месопотамия (с ним генетически связываются не только древние и некоторые современные языки Средиземноморья и Кавказа, такие как баскский, этрусский, хеттский, хуррритский, «урартский», абхазо-адыгейские и нахско-дагестанские, в частности чеченский, лезгинский и пр., но и, как ни странно, языки сино-тибетской группы, в том числе и китайский).

Праностратическая общность в ее современном понимании складывалась на Армянском Нагорье. Из ее юго-восточной части потомки представителей западного ареала синокавказской общности в течение IX – VI тыс. д.н.э. распространяются по всему Северному Средиземноморью, Балкано-Дунайскому региону, Причерноморью и Кавказу. Их реликты известны как баски в Пиренеях и адыгейцы или чеченцы в горах Кавказа.

Северными соседями древних семитов были носители древнеанатолийско-северокавказских языков, представленные, главным образом, двумя ветвями западной, хеттской – в Малой Азии (с ответвлениями на Северном Кавказе в виде языковых предков абхазо-адыгейских народов), и восточной, хурритской – на Армянском Нагорье (с ответвлениями на Северном Кавказе в виде предков нахско-дагестанских народов).

Таким образом, лингвисты утверждают, что нахско-дагестанский язык формировался в Армянском Нагорье, значит, языковые сходства армянского и вайнахского каким – то образом должны отражаться в их географических названиях.

«Нах» по армянски «начало»

На основе анализа топонимических названий Армении, Чечни, Ингушетии можно определить регионы (губернии) в Армении, откуда вышли первые нохчий и двинулись на Северный Кавказ.

Возьмем чеченское селение Хой. По-армянски это слово означает – дикий баран, овен. В этом слове примечательно то, что от него, по мнению О. Пиликяна, происходит самоназвание армян – хай, таким переходом хой-хоай-хай. Существуют еще три версии о происхождении этнонима хай. Армянский город Хой – бывший Гер, а по данным Авесты – Вер, который арии построили в стране Ар – Мана, находился в исторической Армении – область Васпуракан. Сегодня Хой находится на территории Ирана.

Урарту что за государство

Есть большое сходство между чеченским селением Эрзи и армянскими городами Алзи, Арзни, Арзан, Эрзрум и Ерзнка. На мой взгляд, чеченское селение Эрзи имеет родственные связи с армянским Алзи.

Приведу лишь несколько названий чеченских селений, которые схожи с именами городов и племён Армении.

Армхи Арме, Урме, Архи

Скажем сразу, что мы не согласны с А. П. Берже, который слово «нохчий» выводит от чеченского «нахчи», означающего сыр. То есть люди, изобилующие сыром.

Урарту что за государство

Урарту что за государство

Название «вайнах» имеет значение этнической общности, куда входили чеченцы, ингуши и бацбийцы. Слово «вайнах» состоит из двух корней – «вай» и «нах». В слове «нохчо» тоже есть корень «нох». Согласно исследованиям Ю. Дешериева, древнейшей формой слова «нохчо» было «нахча», с чем мы охотно соглашаемся. Однако, что же означает слово – «нахча»? Есть несколько толкований этого слова:1) армянское толкование, где слово «нах» происходит от библейского Ноя, который после всемирного потопа спустился с горы Арарат. Место, где он поселился, называется – Нахиджеван (Нахчаван на старом армянском), который означает место (ван), куда спустился (идж или эдж) Ной (Нах).

Урарту что за государство

Урарту что за государство

Сущностная ошибка ряда исследователей заключается в том, что армянское слово «нахчаматеанк» они пытаются толковать в чеченской этимологии, что, на наш взгляд, в корне не верно. Таким образом, ассирийцы перевели армянское слово Арарат на свой язык, и на свет появилось новое государство «Урарту». Так, например, К.П. Патканов слово «нахчаматяны» разбил на три части: «нахча», «мат», «яны» (суффикс множественного числа древнеармянского языка). Он считает, что «нахча» соответствует вайнахам, а «мат» означает язык по – чеченски.

Урарту что за государство

Поэтому, чтобы понять суть слова «нахчаматсанк» его следует толковать в армянской этимологии. Первая часть в слове «нахчаматсанк» и «нахчаматеанк» уже нам известно: «нахча» – «праотец, предок», или «народ», а вот вторая часть: «матеанк» и «матсанк» – это название и племени и области Матян в исторической Армении, на юге озера Урмия. А на северо-западе озера Ван жили племена мардуцайки (марды). Возьмем название «нохчимохк»: «нохчи» – «мохк». На юге озера Ван есть армянское княжество Мокк, это означает – предки из Мокка. Остановимся на ряде других примеров сходства названий армянских и вайнахских селений и городов, которые соседствуют друг с другом. Опорным пунктом обозначаем княжество Вайк (Вай-нах) и по часовой стрелке спустимся вниз. На юге Вайка находится губерния Нахчаван (Нохчо).

Урарту что за государство

На западе от Нахчавана крепость Шот (Шатой). От Нахчавана спускаемся к озеро Урмия (Армхи) – Капутан – Матиана, не доходя до озера прямо по курсу город Хой (Хой), он же Гер. На юге озера Урмия княжество Матян (матянк, нахча-матянк). Этот список можно продолжить. Таким образом, напрашивается вывод, что, во-первых, слово «вайнахи» указывает этническое происхождение. Во-вторых, слово «нахчаматеанк» и «нахчаматсанк» или «нахчамохк» указывают место их прародины, то есть из каких мест они эмигрировали на Кавказ. Таким образом, слово «вайнах»- понятие этническое, а «нахчаматянк», «нахчамтсанк» и «нахчамохк» – географическое. Когда вайнахи эмигрировали из Армении?

Обратимся к баскским источникам.

В 1927г. выходит на свет книга Бернардо Эсторнес Ласая: «Долина Ронкала», где он пишет: «По священным писаниям, после всемирного потопа мир разрушился, и спасся только Ной и его семья. У Ноя появился внук от сына Иафета, которого звали Тубал.

Жили они в Азии, в стране по имени Армения, когда началось строительство знаменитой башни Вавилона, по той причине смешались языки и от этого, по мнению одного автора, появился язык басков. Непонимание языков людей заставило скитаться по миру.

Праотец Тубал, которого еще звали Аитор, означающее что-то похожее на «праотец басков», вместе с армянами держал путь к западным краям Европы для проживания.

«Задерживаясь долгие годы на Кавказе, они решают продолжить свой прерванный путь – всегда на Запад».

Как видно из вышесказанного, баски считают своей прародиной Армению. В целом, по теме басков существует немало спорных моментов, но мы здесь не будем на них останавливаться. Скажем лишь, что в Испании огромное количество баскских названий, схожих с армянскими. Басковеды Испании и Армении нашли свыше 400 баскских слов, которые в армянском языке имеют идентичный смысл.

Следует отметить, что эмиграция из Армянского Нагорья на Кавказ происходила по нескольким этапам.

Второй этап – III – I тыс. д.н.э., арийская эпоха, когда у армян главный бог – Ар или Ара (Ардини), у славян Яр – Ярило, у вайнахов – Ерды.

Третий этап – это где-то с VI века д. н.э. В это время в Закавказье появились разные кочевые народы, которые являлись преградой на пути из Армении на Кавказ.

Уже в VII веке нохчий выступают под именем «нахчаматянк». О них армянский историограф Г. Алишан пишет, что они очень похожи на армян, со своими адатами, обрядами, танцами, мелодичными песнями, жертвоприношениями, поклонениями деревьям и т.д. Не все материалы про вайнахов, которые находятся в Матенадаране (крупнейшее книгохранилище древних рукописей в Ереване), изучены. Они ждут своих исследователей.

Урарту что за государство

Частые вторжения разных кочевых племен на Кавказ – тюрков, хазар, монголов и др. – нарушали спокойную (относительно) жизнь вайнахов. Какая задача встала в этот период перед нохчий? Главная – выжить, не раствориться среди кочевых народов, сохранить свою самобытность, обычаи, адаты и т. д. Для этого они поднялись в горы. В горах они находились в относительной безопасности. Именно замкнутая жизнь в горах стала причиной отсутствия государственности вайнахов. Они при угрозе извне объединялись против врагов, отбивались и далее жили у себя в горах. Точно так же, как и армяне, отбивались от врагов. От аккадских и ассирийских царей мы узнаем, что когда они шли на Армению, то против них выступили около 60 племенных союзов.

Урарту что за государство

На территории вайнахов жило много других народов: тюрки, иудеи, монголы и др., и закономерно кровосмешение. Встал вопрос: как определить, кто есть кто? Ответ очень прост: по семенам (чеч. – тукхуму, арм.- тохум, тахум), по родам (тейпам), то есть, по ним определяли свое место в обществе – «свой» или «чужой». Вот тогда и появились жестокие и изнуряющие обычаи кровной мести. У армян вместо понятия тейпа были князя (нахарары), и между ними была вражда. Причиной вражды становилась кровь, опять же семена – тукхуму. Армянские князья не признавали ни чистокровных князей, ни тем более тех, кто претендовал на царский престол. И вот, пока они между собой решали, кто из них чистокровный, вначале персы с византийцами покорили Армению, а потом арабы, монголы и турки. До сих пор в Чечне вопрос тейпов имеет большое значение. Посторонним трудно понять значение и место тейпов в общественно-политической жизни Чечни. Только сами чеченцы могут определить внутри себя, кто есть кто.

Четвертый этап – это XV-XVI век, когда принявшие ислам армяне из Османской империи (исторической части Армении) переходят в Персию, а оттуда уже в Чечню. Про этих армян очень красноречиво пишет армянский историк Лео. Это несколько армянских «тейпов» из гор Санасунк, которые занимались грабежом турецких налоговых служб. Это происходило таким образом: турки когда проходили по их ущельем за сбором налогов, то их беспрепятственно пропускали, а когда они, собрав налоги, возвращались, то на них нападали и грабили. Наказать или поймать их было невозможно, потому что они не имели постоянного дома, их домами были горы. Поэтому турецкий султан дал команду обходить этот район

В конце хочу отметить, что еще недостаточно основательно изучена связь вайнахов с Армянским Нагорьем. И этот тезис не ставит под сомнением теорию об автохтонности вайнахов. По той простой причине, что когда первые нохчий пришли на Кавказ, там не было жителей, потому что эта территория находилась под водой Каспия. Но это уже другая тема.

От составителя.

Отдельные утверждения армянского ученого не бесспорны. Одно очевидно: на территории современных Армении, Турции во всей Передней Азии до границы с древним Египтом в доисторические времена господствующими были хуррито-урартские племена – прямые предки сегодняшних вайнахов. Это также подтверждается Майкопским и Куро-Аракским археологическими культурами, ареал распространения которых достигает предгорий Северного Кавказа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *