Уральские авиалинии что происходит
Не на ура: «Уральские авиалинии» задерживают каждый второй рейс
Пассажиры «Уральских авиалиний» (бренд Ural Airlines) этим летом столкнулись с регулярными задержками рейсов. С мая по 22 августа перевозчик более чем на 30 минут отложил свыше 15 тыс. вылетов, подсчитали «Известия» на основании данных сервиса FlightRadar24. В последние три недели каждый второй рейс авиакомпании стал отправляться позднее расписания более чем на час. Подсчеты подтверждает и статистика экспертов: по информации европейского поставщика авиаданных OAG, среди 150 крупнейших компаний мира по флоту у «Уральских авиалиний» наихудшая пунктуальность полетов — в июле вовремя прилетело лишь 32,5% рейсов. Среди основных причин сбоя в полетном расписании перевозчик назвал неготовность российских аэропортов к текущему пассажиропотоку и обслуживанию самолетов в минимально короткие сроки. В авиагаванях с пиковой загрузкой с этим не согласились. По словам специалистов, показатели регулярности у авиакомпании — традиционно не лучшее в отрасли.
Наихудшая пунктуальность
«Уральские авиалинии» этим летом столкнулись с постоянными задержками рейсов. С мая по третью неделю августа перевозчик выполнил около 26 тыс. рейсов. 15 тыс. из них — позже времени вылета на 30 минут и более, подсчитали «Известия» на основании данных сервиса FlightRadar24. В первые три недели августа у «Уральских авиалиний» доля задержанных на один час и более рейсов выросла и превысила 50%, в июле и июне она составляла чуть больше 40%. В августе задерживаться на один час и более стал каждый второй вылет — это около 2,7 тыс. рейсов, позже чем на два и более часов вылетели пассажиры около 1,5 тыс. рейсов, а на три и более — около 800. Более 30 минут составила задержка почти у 60% рейсов в августе.
Из данных Росавиации следует, что в мае-июле «Уральские авиалинии» перевезли 2,83 млн пассажиров. В этот период было выполнено около 20 тыс. рейсов, из них задержано более чем на 30 минут 11,4 тыс., более одного часа — 7,2 тыс. рейсов, более двух — 3,5 тыс., более трех — почти 1,8 тыс. По подсчетам «Известий», с задержкой рейсов более чем на 30 минут в мае-июне могли столкнуться порядка 1,7 млн пассажиров.
Среди 150 крупнейших авиакомпаний мира по флоту у «Уральских авиалиний» наихудшая пунктуальность полетов, следует из обзора европейского поставщика авиационных данных OAG. В июле вовремя прилетело лишь 32,5% рейсов, в июне — 32%, в мае — 50%, говорится в документе.
У других российских перевозчиков регулярность выше: у «Аэрофлота» — 90–92%, S7 — 83–90%, «Победы» — 87–91%, Utair — 83–89%, Smartavia — 92–95%, Red Wings — 83–94% и т.д. В рейтинг непунктуальности «Уральские авиалинии» обошла только авиакомпании «Якутия», у которой из-за пожаров в республике в июле прилетело вовремя лишь 2,4% рейсов. У Azur Air пунктуальность выполнения рейсов за первые три недели августа составила 96%, сказал «Известиям» представитель авиакомпании.
В летний сезон 2019 года пунктуальность полетов у «Уральских авиалиний» была существенно выше нынешней: в мае — 77%, июне — 65%, июле — 64%, в августе — 46%, следует из данных OAG.
Тенденция к улучшению
По словам пресс-секретаря «Уральских авиалиний» Веры Гасниковой, это лето особенное, так как есть возможность выполнять исключительно внутренние рейсы. При этом в июне 2021-го авиакомпания перевезла на международных рейсах свыше 20% всех пассажиров (207,6 тыс.), сказал источник «Известий» в одной из крупных авиакомпаний. По его словам, за тот же месяц 2019 года доля международных пассажиров составляла 53%. За границу перевозчик в основном летает в Кыргызстан, Армению, Узбекистан, Кипр, Азербайджан, ОАЭ и др., добавил он.
— Специфика перевозок, осуществляемых воздушным транспортом, состоит в том, что они носят непрерывный характер и зависят от множества причин и далеко не все зависят от перевозчика. Неготовность российских аэропортов к текущему пассажиропотоку и обслуживанию самолетов в минимально короткие сроки, ожидание трансферных пассажиров, розыск пассажиров в аэропорту и снятие багажа неявившихся на посадку, технические неисправности, погодные условия и др., — указала Вера Гасникова.
По ее словам, все эти факторы напрямую связаны с безопасностью, обеспечение которой — приоритетная задача перевозчика.
— Авиакомпания делает всё возможное, чтобы минимизировать задержки. Мы пересмотрели программу авиаперевозок, схемы обеспечения питания, уборки воздушных судов, увеличили время стоянок и прочее. Показатели регулярности с июня 2021 года имеют тенденцию к улучшению, — заверила она.
Попасть в окно
Аэропорты, у которых этим летом наблюдается пик перевозок, не подтвердили «Известиям» свою неготовность обслуживать самолеты в минимально короткие сроки. У авиагавани Симферополя в июне пассажиропоток вырос на 45% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, у Сочи — на 83%, до 1,32 млн пассажиров, у Анапы — в пять раз (542 тыс. человек), у Краснодара — на 17% (500 тыс.).
— Аэропорт Симферополя работает штатно в условиях высокого пассажиропотока, который наблюдается с начала лета. Воздушные суда обслуживаются в рамках действующих технологических графиков. Временные рамки обслуживания воздушных судов в сравнении с осенне-зимним периодом навигации не изменились, — сообщили «Известиям» в пресс-службе авиагавани.
По словам представителя аэропортового холдинга «Аэродинамика», объединяющего авиаузлы Сочи, Краснодара и Анапы, рейсы «Уральских авиалиний» обслуживаются преимущественно без задержек в рамках ранее согласованных слотов. Исключения составляют ситуации позднего прибытия из других аэропортов и технические причины, добавил он.
— Учитывая, что все рейсы «Уральских авиалиний» являются разворотными, время обслуживания для авиакомпании в зависимости от аэропорта составляет от 55 до 60 минут. Такие интервалы действуют не один год. Несмотря на значительное превышение пассажиропотока по сравнению с прошлым годом, аэропорты в Сочи, Анапе и Краснодаре проводят обслуживание авиаперевозчиков практически без сбоев, не считая вышеупомянутых причин, — заявил «Известиям» представитель холдинга.
По его словам, для прилетающих позже расписания рейсов одной из мер обеспечения регулярности вылетов является обязательный перезапрос слота (временного интервала, когда самолет прилетает в аэропорт, обслуживается, высаживает пассажиров, принимает новых и улетает. — «Известия»). Аэропорт Сочи выпустил по этому поводу специальную телеграмму для авиакомпаний (НОТАМ), которую «Уральские авиалинии» игнорируют, то есть не перезапрашивают у аэропорта слоты при задержках, уточнил представитель «Аэродинамики». Он добавил, что авиакомпании, прибывшие позже, ждут окно для обслуживания, в приоритете — рейсы по расписанию.
В Домодедово, где у «Уральских авиалиний» находится одна из баз, сообщили «Известиям», что авиагавань обслуживает рейсы по технологическим графикам, которые формируются для каждого типа воздушного судна. В течение летнего сезона изменений в графиках не было, отметили в авиагавани, добавив, что в июне, июле и с 1 по 20 августа Домодедово обслужил 80% рейсов согласно запланированному времени: отклонение не более 15 минут от расписания.
Без резерва
По словам двух источников «Известий» в авиаотрасли, задержки «Уральских авиалиний» связаны с отсутствием резервных самолетов. Согласно среднемировой практике, на 10–12 машин в базовом аэропорту приходится один резервный борт, на который не расписывается полетная программа. В авиакомпании эту информацию комментировать не стали.
Показатели пунктуальности у перевозчика традиционно не лучшие в отрасли, говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. По его словам, компания неоднократно допускала в целом по сезону достаточно серьезные задержки, и этот год не первый.
— Одна из причин — разветвленная маршрутная сеть с большим количеством операционных баз. Она усложняет резервирование самолетов и в целом полетную программу авиакомпании, которая традиционно представлена высокой частотой рейсов и минимальными запасами под возможный выход воздушного судна из расписания, — объяснил эксперт.
Своевременность вылетов — один из критериев при отборе авиакомпаний для выдачи им допусков к выполнению международных регулярных рейсов, говорится на сайте Росавиации. До пандемии показатели задержек также оценивались и при одобрении чартеров, сказал источник «Известий» в авиаотрасли.
Олег Пантелеев полагает, что, несмотря на низкую регулярность вылетов, шансы получить допуски по международными массовым направлениям у «Уральских авиалиний» сохраняются. Но по эксклюзивным маршрутам, на которые заявляются одновременно, например группа «Аэрофлот» и S7, получить разрешения будет крайне сложно.
Опоздания, потери, спящие сотрудники: за что критикуют «Уральские авиалинии»
Авиакомпания «Уральские авиалинии» оказалась в центре скандала: 10-летний мальчик-инвалид был вынужден лететь из Симферополя в Екатеринбург на коленях у матери. Как признал перевозчик, свердловчанка должна была запросить специальное сиденье, но найти об этом информацию при покупке билетов на официальном сайте было непросто. «ФедералПресс» узнал, на что еще жалуются пассажиры одной из основных российских авиакомпаний.
Задержки рейсов
Задержки рейсов «Уральских авиалиний» стали притчей во языцех: аналитики признали авиакомпанию самым непунктуальным среди крупнейших российских перевозчиков. Недавно самолет, вылетавший из Казани в Анталью, задержали на 9 часов – в аэропорт лично приезжал и. о. транспортного прокурора Татарстана. Практически все опрошенные корреспондентом «ФедералПресс» екатеринбуржцы вспомнили хотя бы один случай опоздания самолетов. Множество жалоб можно найти и в соцсетях.
«Уральские авиалинии» названы самой непунктуальной компанией
«Сегодня в Москве (и не только) задержали десятки рейсов UA, и, как выяснилось, эта свистопляска продолжается уже несколько дней. Авиаперевозчик хранит молчание, никто ничего не знает, абонент не отвечает. Персонал хамит. Домодедово забито под завязку», – возмущалась в июне металлург из Заречного.
В пресс-службе компании тогда объясняли массовые задержки закрытием аэропортов в Геленджике и Симферополе, из-за которого возник сбой в расписании. Впрочем, и в других ситуациях самолеты не всегда отправлялись вовремя.
«Вылет в 16:10, но по приезду в аэропорт выясняется, что он отменен! Никаких СМС, сообщений на почту – ничего! Кое-как узнали, что нас пересадили на рейс 280 (вылет в 18:10), ладно, с кем не бывает. Но после регистрации выясняется, что нас снова пересадили на рейс 458 (вылет в 19:15). По факту вылетели в 20:05!» – писал в июле отставной сотрудник МЧС из Подмосковья.
Потеря багажа
Еще одна весьма раздражающая ситуация – потеря багажа. «В аэропорту Симферополя началась жара люди стали ругаться, нервничать, и соответственно весь табун страждущих стал ждать свое драгоценное. Багаж из Москвы был отправлен тремя разными рейсами, и слава богам, через 5 часов я получила свой чемодан», – писала на днях на своей странице в Instagram пассажирка из Екатеринбурга (орфография и пунктуация сохранена).
«Уральские авиалинии» оправдались за полет инвалида на коленях у матери
Красноречивый пост недавно опубликовала и журналистка из Омска Анна Третьякова, прилетевшая «Уральскими авиалиниями» в Сочи. Тогда багажа не смогли вовремя дождаться десятки людей, в том числе планировавшие отпуск в Абхазии. По словам Третьяковой, «Уральские авиалинии» отказались извиняться, переложив вину на аэропорт Домодедово.
Судя по всему, именно московский авиаузел стал Бермудским треугольником, в котором пропадает багаж уральцев и сибиряков. «В Краснодаре трансферный багаж не получил никто. Трансфер через Домодедово. Звоню в «Уральские авиалинии» уже почти сутки – линия перегружена!» – возмущалась в июне на Facebook жительница Томска.
Снятие с рейсов
Громкий скандал совсем недавно произошел в Чите: там «Уральские авиалинии» не пустили на самолет 25 пассажиров, так как прислали в аэропорт воздушное судно меньшей вместимости, чем было запланировано изначально. Транспортная прокуратура тогда начала проверку, пообещав принять меры.
Еще об одном случае писали СМИ в Омске: там на самолет не пустили пожилую пару, сославшись на нехватку мест. По данным журналистов, причиной стал так называемый овербукинг: компания могла изначально продать билеты большему количеству пассажиров, чем вмещает самолет, рассчитывая, что некоторые путешественники опоздают.
Прокуратура проверяет «Уральские авиалинии» после скандала с инвалидом
Наконец, курьезный случай подробно описал на одном из интернет-порталов житель Екатеринбурга. Если верить этой истории, негативную репутацию «Уральских авиалиний» во многом создают работники, ответственные за общение с клиентами. Как пишет автор отзыва, операторы компании по ошибке удалили оплаченную бронь на билеты, перепутав пассажиров с тезками. Представители «Уральских авиалиний» в аэропорту «Кольцово» якобы отказались помогать клиентам. Екатеринбуржцам пришлось ехать в головной офис, где им бесплатно оформили билеты на другой рейс. Правда, вместо Краснодара они оказались в Геленджике, потратив дополнительное время и деньги на проезд.
В заключение горе-путешественник призвал авиакомпанию обратить внимание на сотрудников в кольцовском офисе: по его словам, они не только «ничего не хотят делать», но и «спят на рабочем месте».
«ФедералПресс» направил запрос в пресс-службу «Уральских авиалиний», чтобы выяснить, насколько правдив этот рассказ.
Фото: ФедералПресс / Андрей Гусий
Глава «Уральских авиалиний» — РБК: «Пытаемся убедить пассажиров летать»
0:06 О заявлении полпреда президента о рисках банкротства авиакомпании
0:58 О финансовом состоянии «Уральских авиалиний»
2:01 О господдержке авиакомпаний
3:53 О снижении цен на билеты
5:14 О возможности разрешения на полеты в другие страны
5:41 О возможных преемниках на посту гендиректора
«Никаких обсуждений банкротства, конечно, не было»
— Полпред президента в Уральском федеральном округе Николай Цуканов 8 мая заявил, что «Уральские авиалинии» находятся на грани банкротства из-за приостановки большинства полетов во время пандемии. Как вы можете это прокомментировать?
— Я полагаю, что это эмоциональное дополнение к общей ситуации в гражданской авиации. Мы разговаривали с Николаем Николаевичем [Цукановым]: он точно так же, как и губернатор Свердловской области [Евгений Куйвашев], был очень обеспокоен положением дел в гражданской авиации, в частности положением «Уральских авиалиний». Никаких обсуждений банкротства авиакомпании, конечно, не было. Это эмоции и не более того.
— О чем вы просили полпреда?
— Руководители области и Росавиации, полномочный представитель президента — это люди, через которых мы можем обратиться к государственным органам, особенно в условиях кризиса. Мы не можем напрямую обратиться к президенту. Это, наверное, будет неправильно. Есть определенные технологии.
Поэтому и полпред, и губернатор активно включились в оказание помощи авиакомпании, в частности для получения кредитных ресурсов. Это очень важная тема, которую нужно было решить. Что мы и сделали по большей части благодаря Николаю Николаевичу Цуканову. Он быстро понял глубину проблем, предпринял реальные шаги для ее решения — боец.
— То есть банки согласились предоставить кредит, о котором вы просили?
— В этот кризис банки выразили опасения и приостановили кредитование, думаю, многих авиакомпаний, не только «Уральских авиалиний». Наверное, это нормально. Нужно было осмотреться, понять ситуацию, кредитоспособность своих клиентов. Но этот период заканчивается, мы очень неплохо завершили переговоры по открытию кредитной линии со Сбербанком. В итоге подписали кредитный договор, достаточно успешный.
Продолжаем переговоры с банком ВТБ, нашли полное взаимопонимание с Газпромбанком, Промсвязьбанком. То есть банки повернулись вновь лицом к своим давним партнерам.
— Какие-то дополнительные условия в связи с пандемией и ограничением полетов появились от банков? Например, требуют ли они залога акций?
— Нет, залога акций никто не требует. Залоговая база, конечно, должна быть предоставлена, но только на часть кредита. Это имущество авиакомпании.
— Удалось ли договориться с лизинговыми компаниями о снижении ставок или отсрочке платежей?
— Это первая тема, которой мы стали заниматься в условиях этого кризиса. Там достаточно большие платежи, высокая ответственность. У нас 15 западных лизингодателей и один российский — «Сбербанк Лизинг», с которым заключили договор по будущим самолетам. По существующим лайнерам все пошли навстречу и дали отсрочки. Кто-то согласился на перенос платы за три месяца (с марта по май 2020 года. — РБК) на следующий год. Это рациональный подход, у авиакомпании хорошая многолетняя кредитная история.
«Гражданской авиации необходимо еще примерно 50 млрд руб.»
— Правительство утвердило компенсации авиакомпаниям из-за эпидемии на общую сумму до 23 млрд руб. Участники рынка неоднократно заявляли, что мер недостаточно. Какой объем господдержки вы считаете адекватным?
— Недавно [руководитель Росавиации] Александр Васильевич Нерадько подписал указ [о компенсациях авиакомпаниям], и «Уральским авиалиниям» через казначейство переводится 300 млн руб. Это первый платеж за первые два месяца программы (март—апрель 2020 года. — РБК), будут еще три (с мая по июль), расчеты ведутся.
Это, конечно, первая часть [помощи], чтобы стабилизировать ситуацию в гражданской авиации. С учетом четвертого квартала, который, как всегда, будет убыточный, гражданской авиации необходимо еще примерно 50 млрд руб. Это минимум.
— Вы считаете, что реально получить такую поддержку от государства?
— Трудно сказать, реально это или нет. Но думаю, государство осознает значимость гражданской авиации для страны и ресурсы будут найдены
— Сколько нужно вашей компании из этих дополнительных 50 млрд руб.?
— У нас потребности не очень большие: 5–6 млрд руб., полагаю, будет достаточно.
— Насколько упадут авиаперевозки в целом по России по итогам 2020 года?
— Минимум наполовину. В 2019 году перевезли 128 млн пассажиров, в 2020-м будет примерно 60–70 млн.
— Стоит ли ожидать ухода с рынка нескольких игроков?
— Крупные авиаперевозчики выживут. Государство повернулось лицом к авиационной отрасли. Появились пусть небольшие, но дотации и возможности кредитования.
Авиакомпания «Уральские авиалинии» была создана на основе Свердловского авиаотряда, основанного в 1943 году с базовым аэропортом Кольцово. Под настоящим брендом существует с 1993-го.
Изначально рейсы выполнялись только на самолетах российского производства: Ан-24, Ту-134, Ту-154 и Ил-86. Но в 2006 году перевозчик полностью обновил парк, заказав лайнеры Airbus A320. Сейчас у компании 48 самолетов.
«Уральские авиалинии», которые осуществляют полеты внутри России, в страны СНГ, Европы и Азии, входят в пятерку крупнейших отечественных перевозчиков (после «Аэрофлота», S7, «России» и Utair). За 2019 год они перевезли 9,6 млн человек. Прибыль компании составила 2,1 млрд руб., выручка — 88,4 млрд руб. Кредиторская задолженность на конец прошлого года — 9,95 млрд руб.
«Состояние — между «плохо» и «очень плохо»
— Какое сейчас финансовое состояние «Уральских авиалиний»?
— Как и у всех авиакомпаний — между «плохо» и «очень плохо». Это естественно: мы потеряли 94% объема перевозок в апреле. Мы ввели обширную программу сокращения расходов, реализовали программу по перепрофилированию пассажирских самолетов в грузовые, получили лицензии [на грузовые перевозки]. Спасибо Александру Васильевичу [Нерадько] за понимание наших проблем и четкую работу. В итоге десять самолетов Airbus в мае перевезут на 160% больше грузов, чем годом ранее.
— Кто у вас основные клиенты? Были новости, что Alibaba предложила российским авиакомпаниям использовать ее пассажирские самолеты для грузовых перевозок.
— Было пять рейсов для Alibaba, есть еще другие китайские и российские компании. Среди клиентов также Русская медная компания, для владельцев которой мы тоже делали несколько рейсов в Екатеринбург. Бóльшая часть поставок — это Россия: мы завезли миллионы масок против коронавируса, медицинскую технику, комплектующие. Также выполняли транзитные рейсы из Китая в Париж, Льеж, Лондон, Милан.
— Насколько снизились доходы «Уральских авиалиний» за время пандемии?
— Доходы снизились на 85% [в первые месяцы эпидемии] включая май. Первый квартал мы отработали лучше, чем год назад, как ни странно. И вообще, 2020 год хотели сделать рекордным по количеству пассажиров и выполненных рейсов.
— Какой рост закладывали на этот год?
— На 17% по пассажирам. Это реальные цифры, я вас уверяю. Мы подошли к началу года очень правильно сформированными по количеству самолетов, подготовке летного состава. Были готовы сражаться в 2020 году, ставить рекорды сами для себя. Но этот очередной кризис порушил наши планы.
К сожалению, с 7 апреля в вынужденном простое находится значительная часть персонала, в том числе авиатехники, бортпроводники. Это плохо, но люди понимают эту необходимость. В двухнедельном режиме оплаты по графику сейчас и весь командный состав авиакомпании, начиная с генерального директора. Командный состав — это командиры эскадрилий, пилоты-инструкторы, командиры воздушных судов. Двухнедельный режим нужен для равномерного распределения часов налета между всеми сотрудниками летной службы.
— А теперь какого падения ожидаете?
— Ждем серьезного падения. По пассажирам, думаю, 55% [от прошлого года]. В летний сезон, надеюсь, наверстаем: открылись санатории в Минводах, Анапе, резко увеличили частотность [рейсов] туда, пытаемся убедить пассажиров летать. Не всегда получается, но попытку делаем. В деньгах, я думаю, потери выручки до конца года будут около 30 млрд руб. (в 2019 году выручка составила 88,48 млрд руб. — РБК).
— Возможно ли появление новых акционеров у авиакомпаний? Можете ли вы привлечь партнеров?
— Привлечение в нашу компанию акционеров — возможный вариант. Но мы переговоров не ведем, у нас нет необходимости в этом. Я считаю, привлекать крупных акционеров для авиакомпании нужно именно для развития, а не для тушения пожара. Пожар туши сам. Но для развития широкофюзеляжного флота, на рост [бизнеса] можно привлекать инвестиции.
Кто такой Сергей Скуратов
Сергею Скуратову 70 лет. Он выпускник Академии гражданской авиации по специальности «инженер-пилот».
Работал в Свердловском авиаотряде с 1975 года, прошел путь от пилота до командира отряда. С 1993-го — бессменный руководитель «Уральских авиалиний». По данным СПАРК, ему принадлежит 90,48% компании. Еще 1,66% — у «дочки» «Уральских авиалиний» «Крылья Урала». Остальные акции у 21 физлица, включая сына Скуратова Кирилла (0,00059%), занимающего пост коммерческого директора.
«Снижать стоимость билета до 3 руб. — это неправильно»
— Приходится для убеждения пассажиров снижать цены?
— Цены у нас очень разумные и демократичные. Снижать стоимость билета до 3 руб. — это неправильно, тогда не надо летать. В нынешней ситуации генерировать убытки недопустимо. Лучше просто летать по другим направлениям.
— Но авиакомпания «Победа» с 1 июня в три раза снизила стоимость своих билетов. Насколько своевременная мера такой демпинг?
— «Победа» всегда летала по таким ценам, это у них такой бизнес. Уважаю эту авиакомпанию — умеют работать, вне всякого сомнения. Но мы же должны понимать, что по такому тарифу не все 100% билетов продаются, а только малая часть. А экономика в любом случае должна сложиться, и у «Победы» тоже. А то «Аэрофлот» ее просто порвет («Победа» входит в группу «Аэрофлота». — РБК).
— На агрессивные шаги конкурентов приходится же отвечать и снижать тарифы?
— Конечно. Если мы работаем на одном направлении с «Победой» или другой авиакомпанией, которая летает по демпингу, мы снижаем тарифы. Ничего страшного в этом нет. Есть другие направления, страна у нас очень большая. Вы же понимаете, если посмотреть на карту России, от Урала до Петропавловска-Камчатского крупных компаний по пальцам пересчитать.
— На сколько вы снизили цены из-за демпинга?
— Примерно на 20%, но это часть билетов. К тому же мы перевозим медиков, которые занимаются коронавирусом, со скидкой 50%. Не кричим об этом на каждом углу, но даем льготные билеты.
— Остались ли направления, на которых вы получаете прибыль, помимо грузовых перевозок?
— Первые 20 дней мая все рейсы по России нулевые [по прибыли]. Многие просто отрицательные, какие-то дают минимальную прибыль, но в целом ноль. К сожалению, пассажирские перевозки не увеличиваются. Мы ожидаем, что с открытием регионов все возобновится. Однако самое главное — это открыть Москву и Санкт-Петербург.
— Сколько вы протянете еще без открытия полетов в Москву?
— Мы много летаем мимо Москвы, протянем, не сомневайтесь. Но открывать столицу нужно, и побыстрее — это финансовый центр страны.
— Вы говорили о снижении числа пассажиров, а какая сейчас заполняемость кресел?
— В среднем 36% по регулярным рейсам, это очень низкий показатель.
— С открытием регионов насколько может вырасти заполняемость самолета?
— Думаю, у нас будет заполняемость 65–70%. Но и рейсы будут открыты не в том объеме, в каком были в прошлом году. Мы выберем лучшие, где, как мы считаем, гарантирована загрузка. Части пассажиров предложим транзитные перевозки.
«В июле 2021 года восстановимся до уровня 2019 года»
— Миллиардер Уоррен Баффетт в апреле 2020 года распродал все акции американских авиакомпаний. Это плохой сигнал для всей отрасли в целом?
— Отличное и своевременное решение, браво! В этом нет никаких сигналов рынку, это бизнес, предчувствие падения стоимости авиакомпаний [на бирже]. Но надо у него сегодня спросить, а не покупает ли он снова авиакомпании по очень низким ценам. Потому что авиационная отрасль во всем мире будет подниматься вверх.
— Из-за эпидемии коронавируса Росавиация ввела достаточно жесткие правила для пассажиров во время полета. Пассажиры должны будут находиться в масках и перчатках в течение всего полета. Как повлияют новые правила на стоимость билета?
— Ответственность авиакомпании за пассажиров наступает после пересечения ими проема двери самолета. До этого вся ответственность у аэропорта. Ни один пассажир не войдет в самолет без маски и перчаток. Средства гигиены аэропорт должен обеспечить на земле. А на борту мы будем делать все сами: бортпроводники будут иметь все системы защиты и выдавать в случае необходимости их пассажирам. Это требует дополнительных финансовых вложений, вне всякого сомнения.
— А не станут ли аэропорты повышать сборы для авиакомпаний?
— Я думаю, что это небольшие затраты. Аэропорты заинтересованы в привлечении пассажиров, и можно сделать шаг навстречу. Мы же часто это делаем — снижаем тарифы, а аэропорты нет. Хотя в этой ситуации 90% аэропортов пошли навстречу и снизили свои ставки [на обслуживание] на 10–20%.
— Каков сейчас профицит неиспользованных самолетов в России? Как и в какие сроки им найдется применение?
— По России не могу сказать, у меня стоит 23 самолета [из 48 самолетов]. Но мы полностью отмобилизованы, все наши самолеты на крыле. Мы не занимаемся каннибализмом и не переставляем запчасти с самолета на самолет, поэтому все лайнеры исправны, готовы включиться в работу. У нас полностью подготовлен летный состав, бортпроводники, инженеры-техники. Как откроются регионы России, начинаем летать по полной программе, но это зависит не совсем от нас — ждем решения правительства.
Наверное, следующий этап — СНГ, тешим себя надеждой. Может быть, [разрешат полеты] в Грузию. В августе-сентябре, возможно, откроют международные полеты. Тоже поэтапно, но надо с чего-то начинать.
— Что будет с авиаотраслью после окончания кризиса?
— Все будет замечательно, в июле 2021 года мы восстановимся до уровня 2019 года.
«По расширению парка мы чуть умерим наши аппетиты»
— В 2019 году ваша компания планировала принять семь самолетов Boeing MAX. Что сейчас с этим заказом?
— Пока заказ заблокирован, Boeing не выпускает самолеты [MAX]. Но у нас контракт со «Сбербанк Лизингом», так что это проблемы скорее лизингодателя, мы с Boeing не имеем никаких контрактных отношений.
— Есть ли у вас потребность в ближайшие годы в обновлении и расширении парка?
— [На этот год], думаю, нет. На 2021 год, наверное, тоже. Десять самолетов в 2021 году можем вернуть лизингодателям по завершении контракта, примем решение в течение нескольких дней. Но отдавать очень жалко (улыбается).
— А ваша стратегия по увеличению парка до 70 самолетов к 2025 году тоже нуждается в пересмотре?
— Она изменится. Обстоятельства так сложились, что мы чуть умерим наши аппетиты, до 60 лайнеров.
— Нет ли у вас плана делать монофлот?
— Разные производители — разные возможности самолета. Boeing MAX, например, без посадки долетает до Индии [из Екатеринбурга]. Это рынок под эти лайнеры. У нас большие планы полетов на юг Китая.
МС-21 по заявленным характеристикам нам подходит, но сперва пусть сделают его и мы посмотрим. Самолет должен летать по 12 часов в сутки, тогда он будет приносить прибыль. Если 3–4 часа, это аэроклуб.
— Superjet не рассматриваете?
— Он не подходит нам по размерности. В Екатеринбурге никогда не было таких самолетов. Лайнер для нашего региона должен быть универсальным — летать и за границу, и по России. Из Екатеринбурга только до границы лететь порядка четырех часов, так что нам необходимы более «длинные» воздушные суда.
«Больше не подхожу к пилотскому креслу»
— В августе прошлого года неподалеку от аэропорта Жуковский Airbus А321 «Уральских авиалиний» совершил аварийную посадку в кукурузном поле. Продолжает ли работать в компании пилот Дамир Юсупов, посадивший самолет, несмотря на отказ двигателей?
— Дамир летает. Хотя, по всевозможным заявлениям прессы, он то ли уже в отряде космонавтов, то ли в правительственном отряде. Но на самом деле он у нас работает. Недавно вывез сограждан из одной европейской страны и все аплодировали, когда узнали, что он пилотировал. Все у него в порядке, он очень скромный человек.
— Есть ли промежуточные результаты расследования аварии?
— Были ли сделаны выводы в Жуковском и других аэропортах с точки зрения близкого расположения свалок? Авиакомпания принимала меры для подготовки пилотов на случай попадания птиц?
— Мы разработали специальную программу для дополнительной подготовки пилотов. Счастье, что есть собственный тренажер Airbus 320.
— Жуковский заплатил вам за двигатель?
— Этот мимо нас, уже после расследования этот вопрос будут решать аэропорт и страховщики.
— Вы сами пилот с 30-летним стажем. Продолжаете пилотировать?
— Нет. С большим трудом прекратил полеты, два года летал по ночам. Больше не подхожу к пилотскому креслу. Самолет сложный, летать нужно много, а много летать у гендиректора физически нет времени.
— Вы уже почти 27 лет руководите «Уральскими авиалиниями», с 1993 года. Вам не надоело это дело, определились ли с возможным преемником? Как думаете, справится ли с обязанностями гендиректора ваш сын Кирилл, который с 2001 года работает коммерческим директором компании?
— О преемниках мы не будем говорить, потому что командовать компанией будет лучший. Кирилл — очень эффективный коммерческий директор. Грузовые самолеты, контракты с Китаем и другими заказчиками — его творчество, за это я ему очень благодарен. Он способный, но жизнь покажет [кто возглавит компанию].
— То есть уходить не планируете и в 2023 году будете 30 лет на посту гендиректора?