Упц и рпц в чем разница
Так в чём же разница между Зарубежной церковью и «Киевским патриархатом»?
Статья 2007 года, сегодня вновь ставшая актуальной. Автор – игумен Феодосий (Снигирёв), ныне архиепископ Боярский, викарий Киевской Митрополии.
Совсем недавно все мы были свидетелями беспрецедентного события в церковной жизни: на наших глазах произошло воссоединение Русской Православной Церкви с её зарубежной частью — РПЦЗ. Событие не только исторически важное, но и удивительное по своей сути — расколы время от времени случаются в Церкви, но преодоление их происходит крайне редко. И вот, это произошло.
Как и любое церковное благо, акт воссоединения был болезненно воспринят противостоящими Церкви лицами и религиозными группами: кто-то до последней минуты не верил, что это случится, кто-то пытался препятствовать объединению, кто-то и сейчас делает все возможное, чтоб «нейтрализовать» плоды единства. Не обошли вниманием это событие и украинские внецерковные религиозные течения, декларирующие свою причастность к православию. Их реакция была двоякой. С одной стороны — нескрываемое раздражение от происходящего. В профиларетовской прессе и на сайтах сразу началось муссирование позиции противников объединения, и в первую очередь зарубежного епископа Агафангела (Пашковского), не пошедшего под омофор «коварной» Москвы. В «киевском патриархате» собирались даже пикетировать Почаевскую Лавру в день Святой Троицы, когда праздничное богослужение там совершал первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр (повод, конечно, приводился другой — несогласие с Харьковским Собором, но почему в этот день и в этом месте?) В общем, по всему было видно — нет больше горя, чем радость соседа. С другой стороны — апологетам украинских расколов показалось, что появился прекрасный повод для самореабилитации. А как же? Вот сколько десятилетий Зарубежная Церковь называлась раскольнической, и вдруг — объединение, да ещё и без всяких предварительных условий. Не удержался от целой тирады по этому поводу и сам «патриарх Филарет». На своей пресс-конференции 1 июня он заявил, что настанет время, и о «киевском патриархате» скажут: не было раскола, а было просто «разделение».
Так в чем же разница между Русской Православной Церковью Заграницей и «киевским патриархатом»? Почему объединение РПЦ с РПЦЗ и Украинской Православной Церкви с «киевским патриархатом» декларируется на разных условиях?
Сразу оговоримся, что речь пойдет непосредственно о структурах РПЦЗ и УПЦ-КП, а не о людях, которые по разным обстоятельствам ассоциируют себя с той или другой церковью или организацией. Так что, если эти строки читает прихожанин «киевского патриархата», прошу не принимать их за личное оскорбление, пишутся они с желанием помочь разобраться в ситуации и не дать себя в очередной раз обмануть.
Принципиальные условия объединения
Прежде всего, отметим, что Христова Православная Церковь создана самим Господом Иисусом Христом (Мф. 16; 18), живет она по особым правилам, берущим свое начало еще от апостолов. Когда от вселенской Православной Церкви отрывается ее часть, будь то приход, епархия, или целый патриархат (как в случае с Римом в 1054 году), это называется расколом. Если же в отколовшейся церковной группе начинает меняться православное вероучение (пример того же Рима), это называется ересью. Уврачевание раскола представляется возможным, хотя случается и нечасто. Еретическое отступление от Церкви, как показывает история, процесс необратимый.
В любом случае, Церковь всегда молится об объединении и возвращении в ее лоно находящихся вне евхаристического единства с мировым Православием церковных общностей. Естественно, для достижения единства со вселенской Православной Церковью целой церковной группы (со своей иерархией, таинствами, историей) должен быть соблюден ряд принципиальных условий. Это, прежде всего, — неповрежденность православного вероучения, апостольская преемственность иерархии, соблюдение в чистоте церковных правил и обычаев. Все это может быть только у церковной общности, имеющей свои корни, свое происхождение в одной из Поместных Православных Церквей.
Происхождение РПЦЗ и УПЦ-КП
Русская Православная Церковь Заграницей образовалась из русских эмигрантов, покинувших родину вследствие трагических событий начала ХХ века. Составили зарубежную Церковь десятки архиереев, многочисленное духовенство и миллионы мирян-эмигрантов. Это в полном смысле слова была Церковь в изгнании. Полнокровная, многолюдная, со своей иерархией. Поначалу было намерение епископата и паствы войти в юрисдикции различных Поместных Церквей, но на церковных Соборах 20-х годов, проходивших в Сремских Карловцах по благословению Сербского Патриарха, Русская Православная Церковь Заграницей решила сохранить самоидентичность. Она оформилась организационно, задекларировав себя частью Церкви Русской, и положив намерение ожидать падения большевистского режима на родине. К сожалению, излишне политизированные настроения русских эмигрантов, их антисоветская активность и, в противовес этому, крайне несвободное положение Матери-Церкви в Советском Союзе, требовавшее лояльности к властной тирании, привели к постепенному отходу РПЦЗ от Церкви на родине. Окончательной точкой разрыва стало запрещение в 1934 году митрополитом Сергием (Страгородским) и Св. Синодом РПЦ нескольких основных иерархов РПЦЗ вплоть до решения церковного суда, который так и не состоялся. Таким образом, часть Русской Церкви оказалась вне единой семьи Православных Церквей, тем не менее, сохранив самоидентичность, многочисленный епископат с безусловным апостольским преемством, духовную жизнь многолюдных приходов, а впоследствии монастырей и духовных школ.
Откуда же берет начало «киевский патриархат»? Часть ли это Церкви, оторвавшаяся от целого? Или, более того, быть может, это и есть само «целое», как последнее время заявляют в этой структуре? В отличие от Русской Зарубежной Церкви дело с «киевским патриархатом» обстояло так.
27–28 мая 1992 года в Харькове состоялся архиерейский Собор Украинской Православной Церкви, который за преступления перед Церковью окончательно снял с предстоятельского поста и запретил в служении митрополита Филарета (Денисенко). (Как бы на Харьковский Собор сегодня не ополчались раскольничьи адвокаты, Собор был бесспорно каноническим, его решения подтвердились Поместным Собором УПЦ, епархиями, всеми Лаврами и монастырями, Предстоятелями всех Поместных Православных Церквей. А православным народом Украины Харьковский Собор был воспринят как начало эры церковной свободы в стране, — вспомните хотя бы многотысячную встречу нового Предстоятеля на вокзале в Киеве). Вслед за этим, 11 июня 1992 года архиерейский собор кириархальной Церкви за учинение раскола изверг из сана митрополита Филарета и его сподвижника викарного епископа Иакова.
И вот, через две недели после снятия с них сана, два обиженных монаха — Филарет (Денисенко) и Яков (Панчук), приобщив к делу несколько лжеепископов УАПЦ (не имевших на себе апостольского преемства, чего не отрицает и сам Филарет), народных депутатов и обслуживающий персонал резиденции, создали на бумаге «церковь» под названием УПЦ-КП или «киевский патриархат». Было объявлено, что церковная казна Украинской Православной Церкви становится собственностью новой организации. УПЦ-КП была создана абсолютно искусственно, вообще без участия архиереев, вопреки воле епископата, духовенства и верующего народа Украины. Благодаря деньгам, похищенным у Церкви, и активной поддержке государственной власти «киевский патриархат» стал крепнуть и развиваться, впитывая в себя запрещенных в служении и лишенных сана церковных преступников всех юрисдикций. «Киевский патриархат» — это своего рода церковный «клон», параллельная Православной Церкви структура. До сих пор она время от времени получает от чиновников в подарок церковную собственность, отнятую большевиками у настоящей Церкви, а также промышляет разбоем, захватывая силой действующие православные храмы. Таким образом, в отличие от РПЦЗ, УПЦ-КП не является ни церковью (в богословском смысле этого слова), ни частью какой-либо Поместной Церкви. Это самостоятельная политико-религиозная структура без апостольского преемства иерархии, берущая свое начало от собрания двух монахов, нескольких запрещенных священников и группы народных депутатов на Пушкинской 36.
Благодатность таинств РПЦЗ и УПЦ-КП
Благодатность и спасительность таинств той или иной Церкви находится в прямой зависимости от тех же принципов, которые требуются для евхаристического единения в лоне вселенской Православной Церкви. Это православное исповедание веры и наличие апостольского преемства церковной иерархии.
Оба эти принципа в полной мере были соблюдены в Русской Православной Церкви Заграницей. Не смотря на сегодняшние громкие заявления апологетов УПЦ-КП и самого Денисенко, что ситуация с РПЦЗ была такой же, как сейчас с «киевским патриархатом», что «иерархов РПЦЗ лишали сана, а их таинства считались недействительными», это, конечно, неправда. Никогда иерархи РПЦЗ сана не лишались (а тем более не предавались анафеме как Филарет), таинства ее всегда считались действенными — духовенство принималось в РПЦ и другие Поместные Церкви в сущем сане. Более того, зарубежные священники регулярно сослужили с духовенством Сербской и Иерусалимской Православных Церквей. И, несмотря на приостановку евхаристического общения РПЦЗ с другими Поместными Церквями, здесь продолжался подвиг святости. Яркий пример тому — святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францизский, который, кстати, по свидетельству очевидцев, всегда, даже и в годы самого жесткого политического противостояния, поминал на проскомидии Московского Патриарха и напоминал духовенству, что «мы лишь часть единой Русской Церкви».
А что же в «киевском патриархате»? Соблюдены ли принципы чистоты исповедания веры и наличия апостольского преемства иерархии в этой структуре? Не будем сейчас рассуждать о чистоте веры, исповедуемой в УПЦ-КП, это вопрос очень объемный и полемический. По крайней мере, вышедшая недавно «историко-каноническая декларация киевского патриархата» (или «историко-каноническая фальсификация», как уже ее метко назвали в народе), дает основания не быть в этом уверенным — «документ» полон канонических противоречий, полупротестантских мыслей, перекручивания исторических фактов.
Что же касается апостольского преемства, повторимся еще раз: в отличие от РПЦЗ в «киевском патриархате» его никогда не было. УПЦ-КП создана на собрании мирян без участия епископов. Естественное следствие оторванности такого религиозного сообщества от Апостольской Церкви, от епископского преемства — безблагодатность совершаемых таинств. Поэтому все «таинства», предлагаемые людям в «киевском патриархате» (в отличие от таинств Русской Зарубежной Церкви) являются лишь повторением внешней формы обряда, они лишены благодати Святого Духа,а поэтому недейственны. Это понимают и многие «священники» из УПЦ-КП, поэтому нередки случаи, когда они крестят и венчают своих детей и родственников в храмах настоящей Украинской Православной Церкви (естественно, подальше от места своего проживания и под видом обыкновенных мирян, кем они и являются). Однако, не все прихожане «киевского патриархата» столь же рассудительны как их «пастыри». Многие из них лишь со временем и с удивлением узнают, что их дети остались некрещеными, родители ушли в вечность без церковного отпевания, брак их не освятился настоящим церковным венчанием. Особенно печально, когда обманутые люди узнают об этом за границей, в православных странах. Когда на Кипре, или в Греции, Грузии, на Святой земле им объясняют, что их не могут причастить, что они не крещены, что венчание их безблагодатно и недейственно. Наши обманутые соотечественники пытаются объяснить зарубежному духовенству все то, что им тут вешали на уши автокефальные «батюшки». Но с удивлением слышат, что у Православия свои духовные законы и правила, которые не совпадают с правилами религиозных мошенников. Самый свежий пример: совсем недавно одна знакомая мне грузинская семья, вернувшись на родину, в Грузию, по настоянию духовенства вынуждена была по-настоящему крестить своих детей, до этого «крещенных» в «киевском патриархате». А, находясь в Киеве, они и слышать не хотели, что их дети не крещены.
В отсутствии освящающей благодати церковных таинств в «киевском патриархате» (в отличие от РПЦЗ) невозможен и подвиг святости. Не будем завышать планку и искать в УПЦ-КП святых, подобных святителю Иоанну Шанхайскому. Но должны же быть хотя бы люди, всецело посвятившие себя Богу — монашествующие. Увы, в «киевском патриархате» это большая проблема. Не может быть отречения от мира и духовного самопожертвования там, где нет Духа. Филаретовские монастыри по всей Украине можно пересчитать по пальцам, и в основном это памятники архитектуры, или туристические точки, отданные государством «на откуп» этой структуре. В них живут по два-три человека, чтоб следить за «объектом» и деньги собирать. Количество монашествующих в УПЦ-КП едва превышает количество их лжеепископов (в основном из них и состоит), а каждый «постриг» как событие вселенского масштаба освящается в их официальных изданиях. А вот, для контраста, ситуация в Украинской Православной Церкви — три Лавры, около 200 мужских и женских монастырей. Настоящих монастырей, где живут и подвизаются многочисленные иноки и инокини. Одних монашествующих священнослужителей по Украине около тысячи.
Возможно ли сегодня объединение УПЦ с «киевским патриархатом»
Возможно ли объединение Украинской Православной Церкви с «киевским патриархатом», как объединились Русская Православная Церковь и РПЦЗ? Если речь идет о ныне существующей структуре УПЦ-КП, то это, конечно же, невозможно. В силу вышеперечисленных причин Церковь не может «объединиться» с религиозной группой, в которой не соблюден принцип апостольской преемственности и руководитель которой отлучен от Церкви. Повторим, речь идет о самой организации УПЦ-КП. Но если говорить о тех людях, которые силой обстоятельств ассоциируют себя сегодня с «киевским патриархатом», то объединение с ними, а точнее воссоединение их с Церковью, возможно в любую минуту. И это постоянно происходит. Бывает, приезжает обманутый раскольниками человек в Киево-Печерскую, или в Почаевскую Лавру, и выходит перерожденным. Божия благодать сама расставляет точки над «i» в его сердце. Есть множество примеров. Но к такой встрече надо быть открытым и готовым, каким был в свое время фарисей и искренний гонитель христиан Савл, будущий апостол Павел.
Станет ли возможным такое объединение в будущем?
Дело в том, что, задуманная и осуществленная как клон Украинской Православной Церкви, структура «киевского патриархата» за эти 15 лет значительно изменилась. Ее костяк по-прежнему составляет группа расколоучителей, которые знают, что разрывают хитон Христов в угоду собственной похоти и не хотят остановиться. Но УПЦ-КП уже не только кабинетное сборище церковноборцев. За эти годы и многие простые люди успели оказаться в сетях религиозных мошенников. Это наши соотечественники, попавшие туда случайно и неосознанно, большинство из них уверовали в Бога в последние 15 лет и пребывают вне Церкви, даже не подозревая, какое богатство благодати есть рядом; зачастую они не могут прикоснуться к духовному сокровищу Церкви, просто будучи под дурманом филаретовской пропаганды. В этой категории встречаются даже «священники». О таких людях в полной мере нельзя сказать словами апостола Иоанна Богослова: «Они вышли от нас, но не были наши» (1 Иоан. 2; 19). И именно к этим обманутым людям обращены все воззвания православных иерархов и духовенства: открыть духовные очи, увидеть, что происходит и войти в общение церковное. Но не все слышат этот призыв Церкви, не все понимают его и откликаются на него. Что же нас ждет в будущем, если структура УПЦ-КП продолжит свое существование, даже когда уйдут из жизни учинители раскола, ее основатели?
Наверное, если, по прошествии времени, УПЦ-КП не рассыплется сама собой, Украинская Православная Церковь будет искать новые и новые формы преодоления раскола, возвращения людей в единую православную семью. Как и всегда, Церковь будет употреблять для этого церковные принципы икономии — пастырского снисхождения и акривии — канонической строгости. Но как бы гипотетически обширно в будущем не использовалась церковная икономия в отношении «киевского патриархата», она никогда не коснется краеугольного камня каноники — апостольского преемства, а значит и благодатности таинств. Так что позиция, которую сегодняшние идеологи УПЦ-КП предлагают занять своей пастве, — «Пусть мировое Православие сейчас не признает нашу церковь и иерархию, но когда-то нас обязательно признают», — греховна и ошибочна с мистической точки зрения. Это все равно, что толкать своих детей на преступление и говорить: «Идите — убивайте, грабьте и не беспокойтесь, ведь когда-то обязательно будет амнистия».
Дорогие соотечественники, читающие эти строки и находящиеся вне канонического единства с Украинской Православной Церковью. Не обманывайтесь. Никогда в отношении УПЦ-КП не будет церковной «амнистии» в той форме, о которой вас заверяют ваши «пастыри». В надежде на нее в будущем, вас заставляют уже сегодня совершать преступление церковного раскола, которое, по слову священномученика Киприана Карфагенского, не омоется даже мученической кровью. Уже сегодня вас лишают обильной и утешительной благодати Божественных таинств, подменяя ее фальшивой идеологией. Откройте глаза, ведь не успеем оглянуться, как переступим порог вечности и предстанем на Суд. А на нем не получится оправдаться такими «документами» как упомянутая выше «историко-каноническая декларация».
Зачем Украинская церковь откололась от Русской
В понедельник в Минске Синод РПЦ решил разорвать отношения с Константинополем.
Так РПЦ решила поступить в ответ на решение Константинополя начать процесс предоставления независимости украинской православной церкви. Рассказываем коротко о главном.
РПЦ ответит за провалы Путина: Несмиян о церковном расколе
Что представляет собой автокефалия?
Для того чтобы понять, что произошло между Константинополем, РПЦ и УПЦ необходимо разобраться в некоторых понятиях.
Автокефалия – это независимость административной поместной общины. Православная церковь имеет несколько поместных общин, которые независимы друг от друга, имеют определенные полномочия и тождественны друг другу в рамках Вселенской Церкви. При этом независимость общин не разрушает единство веры, священнодействия или духовный опыт.
Зачем УПЦ понадобилась автокефалия?
С развалом СССР произошел раскол в УПЦ, и образовалось несколько православных церквей: УПЦ МП, которая признала превосходство РПЦ и УПЦ Киевского патриархата во главе с Филаретом. Бывший предстоятель УПЦ Филарет, будучи одним из кандидатов на патриарший престол, не был избран на этот пост. Тогда он образовал свой патриархат и возглавил его. Таким образом, в стране возникла непризнанная православная церковь.
Спустя 26 лет, в начале апреля 2018 года Петр Порошенко обратился к Вселенскому патриарху Варфаламею I с просьбой о предоставлении независимости УПЦ КП. По его мнению, собственная церковь в государстве – это атрибут независимости государства и церкви. Несмотря на то, что религия в Украине существует отдельно от политики, вопрос отделения в первую очередь – политический.
Чего ожидали от Константинополя?
Когда стало известно о намерении Украинской церкви получить независимость, специалисты утверждали, что Вселенский патриарх не позволит этому случиться. Во-первых, решение должно приниматься при участии и единогласии всех 14 православных церквей, а РПЦ выступает против. Во-вторых, эксперты по церковным отношениям утверждали, что патриарх Варфоломей I стремится сохранить единство всей Православной церкви и не будет предпринимать действий, которые поставят под угрозу единство православия.
Какое решение приняла Вселенская Церковь?
На прошлой неделе в Стамбуле завершилась работа Священного синода Вселенского патриархата Константинополя, по итогам которого влиятельнейшими митрополитами было сделано несколько заявлений. Во-первых, синод подтвердил, что Константинопольский патриархат приступил к процедуре предоставления автокефалии Украинской церкви. Во-вторых, на Украине будет восстановлена ставропигия – церковное учреждение, независимое от местной церковной власти и подчиняющееся Константинопольскому синоду. В-третьих, Константинополь снял анафему с главы церкви Киевского патриархата Филарета.
«Душить предателей»: Охлобыстин отреагировал наразрыв сКонстантинополем
Какую позицию приняла РПЦ?
РПЦ в ответ на действия Константинополя прервала евхаристическое общение с Вселенской Церковью. Главной причиной ответных действий Российская церковь считает «антиканонические действия Константинопольского патриархата, вступившего в общение с раскольниками на Украине и посягающего на каноническую территорию РПЦ».
Чем грозит разрыв в отношениях РПЦ с Константинополем?
Это значит, что духовенство Российской церкви не сможет совершать совместные богослужения с иерархами и клириками Константинопольского патриархата. Помимо этого, патриархи обеих сторон перестают упоминать друг друга за литургией. Русские верующие не смогут причащаться и молиться в церквях, находящихся в юрисдикции Константинопольского патриархата. Этот пункт вызывает особое волнение среди верующих, поскольку теперь православные из России не смогут попасть в Афон – главную православную святыню, в которое стремятся оказаться многие паломники.
Можно ли считать сложившуюся ситуацию третьим церковным расколом?
Несмотря на то, что пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков не торопиться называть случившееся Великим расколом, многие СМИ и эксперты уже окрестили его третьим расколом в истории христианства.
Однако это не первый случай, когда РПЦ разрывает отношения с Константинопольским патриархатом. В феврале 1996 года РПЦ действовала аналогичным образом из-за того, что Константинополь взял под свою юрисдикцию Эстонскую православную церковь. Правда, через несколько месяцев оно было возобновлено, и сегодня в Эстонии две православных церкви – Московская и Эстонская.
Православие в современной Украине. Справка
Предстоятель УПЦ избирается украинским епископатом и благословляется Патриархом Московским и всея Руси. Предстоятель УПЦ является членом Священного Синода РПЦ, а украинский епископат участвует в Архиерейских и Поместных соборах РПЦ, в выборах Патриарха Московского и всея Руси.
Предстоятель УПЦ с 2014 года — Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий (Березовский); резиденция — Киево-Печерская Лавра.
По данным, приведенным 25 июня 2008 года на Архиерейском Соборе РПЦ, украинская церковь состоит из 43 епархий и насчитывает около 10,9 тыс. общин.
За исключением Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областей является самой массовой православной структурой на Украине.
Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) — религиозная организация, история возникновения которой восходит к националистически ориентированной украинской церковной группе, неканонически сформированной в 1920 году, уничтоженной в 1930-е годы, восстановленной под немецкой оккупацией в 1942 году и сохранившейся в послевоенные годы только в эмиграции, главным образом в Канаде, в то время как все оставшиеся храмы УАПЦ на территории Украины были переданы в юрисдикцию РПЦ.
Легальную деятельность УАПЦ возобновила в конце 1980-х гг., тогда в ее состав вошли несколько приходов, отколовшихся от Московского патриархата.
Главой церкви с 2015 года является Макарий (Малетич) с титулом «митрополита Киевского и всея Украины».
На сегодняшний день имеет на Украине 11 епархий. По данным на 2001 год имела более 550 приходов, находящихся в основном на территории Западной Украины.
Эта церковь провозглашает свое начало от крещения Руси и именует себя наследницей Киевской митрополии в составе Константинопольского патриархата, существовавшей до 17 века.
Однако каноничность так называемого Киевского патриархата не признала ни РПЦ, ни другие поместные православные церкви, включая на настоящий момент Константинопольскую.
Решением Архиерейского Собора РПЦ, который прошел 18-23 февраля 1997 года в Москве, Филарет отлучен от Церкви за раскольническую деятельность (всех степеней священства он был лишен Архиерейским собором еще в 1992 году).
По данным УПЦ КП, церковь включает около 4 тыс. приходов, объединенных в 29 епархий, в ней служат около 40 архиереев (большая их часть поставлена Филаретом уже после его анафемы).
К этому религиозному объединению относятся четыре высших духовных заведения, две духовных семинарии, 48 мужских и женских монастырей.
Кроме того, стоит упомянуть действующую в стране Украинскую греко-католическую церковь (УГКЦ).
Она также возводит свою историю к Крещению Руси в 988 году, однако реально возникла в результате Брестской Унии 1596 года, когда все епископы тогдашней Киевской митрополии Константинопольского патриархата, находившейся в рамках Речи Посполитой, приняли власть Папы Римского и католическую догматику при сохранении византийского обряда. Укоренилась в западной части Украины, входившей в состав польского государства и Австро-Венгерской империи.
Является крупнейшей католической церковью восточного обряда.
После проходившего под контролем советских властей Львовского собора 1946 года часть УГКЦ была включена в РПЦ, а часть ушла в подполье. Исторически была важной составляющей украинского национального движения в польских областях, в послевоенное время оставалась активной силой в украинской диаспоре. Легализована в СССР в 1990 году и быстро вышла из подполья, вернув себе на волне националистических настроений большую часть храмов. В начале 1990-х нередки были физические столкновения с православными из-за храмов.
По данным католического ежегодника Annuario Pontificio за 2008 год, численность верующих составляет 4,2 млн человек. В церкви около 3 тыс. священников и 43 епископа. УГКЦ принадлежит более 4 тыс. приходов, десятки монастырей и более 10 средних и высших учебных заведений.
Предстоятель УГКЦ — Верховный Архиепископ Киево-Галицкий Святослав Шевчук (с 2011 года).
В начале 2019 года на Украине была официально зарегистрирована так называемая Православная церковь Украины (ПЦУ), о начале создания которой было объявлено по итогам объединительного собора 15 декабря 2018 года.
Данное мероприятие прошло в Софийском соборе Киева с участием представителей УПЦ КП, УАПЦ, двух епископов УПЦ МП — Александра Драбинко и Симеона Шостацкого, а также смотрящих от Константинопольской церкви. В работе собора также приняли участие президент Петр Порошенко и спикер Верховной Рады Андрей Парубий.
Создание ПЦУ стало одним элементов предвыборной кампании Порошенко, который решил таким образом еще раз подчеркнуть независимость Украины от РФ, в данном случае от Московской патриархии.
В состав новой структуры вошли все приходы, епископы и клирики УПЦ КП, УАПЦ, а также примкнувшие к ним немногочисленные представители УПЦ МП.
Предстоятелем ПЦУ был избран митрополит Киевского патриархата Епифаний Думенко, который на тот момент считался правой рукой Филарета. Кроме политической элиты Украины, в создании новой украинской религиозной организации оказался заинтересован Константинополь и лично патриарх этой церкви Варфоломей, который пытается обозначить свое главенство в православном мире.
Константинополь включил Православную церковь Украины в свой вариант списка автокефальных мировых православных церквей, однако по состоянию на май 2019 года Русская православная церковь и УПЦ МП как ее составная часть высказались резко против планов создания ПЦУ и отказались входить в ее состав, так как на Украине существует единственная каноническая церковь Московского патриархата. После этого РПЦ разорвала общение с Константинополем.
При этом через парламент был проведен закон, согласно которому УПЦ МП должна была изменить свое название с целью указания в нем руководящего центра, который якобы располагается в России. Однако спустя некоторое время по решению суда этот закон был отменен, при этом выступивший одним из его главных лоббистов Парубий пообещал оспорить это решение.
В середине мая стало известно, что Филарет, на неприемлемости фигуры которого в роли главы ПЦУ настаивал Константинополь, выступил против Епифания и Варфоломея, заявив, что ПЦУ не обладает подлинной независимостью.
Он заявил о планах по воссозданию Киевского патриархата с собой во главе, который, по его словам, юридически так и не был ликвидирован.